Культура как специфическая человеческая деятельность
Культура – это специфически человеческий способ деятельности, направленной на созидание духовных и материальных ценностей, результатом которой является динамически развивающаяся система идеалов, ценностей, норм поведения, воплощаемых в социальном развитии человека, в его духовном мире.
Культура через язык, систему ценностей, норм, идеалов, значений и символов задает человеку определенный способ видения и узнавания мира, созидания определенных форм жизнедеятельности в нем. Поэтому многочисленные, нередко бросающиеся в глаза различия между странами, народами, социальными группами сводятся в основном к существенному расхождению в системе культурных значений, которые воплощаются в функционирующих в данной стране или социальной общности (этнической, территориальной и др.) языке, обычаях, обрядах, традициях, особенностях образа жизни и быта людей, организации их досуга. В социологии культура рассматривается в ее социальном аспекте, т.е. с точки зрения ее места и роли в социальном мире, в развитии процессов социального структурирования общества, в количественном и качественном определении результатов последнего. В этом смысле исследование культуры означает ее включенность в определенные условия социального расслоения и территориального распределения населения и его деятельности. Культура как специфически человеческая деятельность и как совокупность духовных и материальных ценностей, норм, идеалов, образцов поведения вовлечена в многогранный процесс структурирования общества, включая его социальную и экономическую сферы.
Важную роль культуры в структурировании общества раскрыл выдающийся американский социолог Роберт Мертон. Во взаимодействии культуры с социально-стратификационными изменениями он выделил два основных фактора. Первый из них состоит из определенных культурных целей, намерений и интересов, выступающих в качестве законных целей для всего общества или же для его отдельных слоев. Эти цели более или менее связаны между собой, а соответствующие им ценности находятся в жестком соподчинении. Господствующие цели возбуждают устремленность к их достижению и представляют собой вещи, к которым следует стремиться, т.е. становятся жизненными целями для многих людей.
Вторым фактором воздействия культуры на динамику социальной структуры общества выступает ее регулирующее и контролирующее воздействие на приемлемые для общества или его большинства способы достижения целей. «Каждая социальная группа, – подчеркивает Р. Мертон, – всегда связывает свои культурные цели и способы их достижения с существующими моральными и поведенческими нормами». Те нормы и образцы поведения, которые закрепляются в обществе в качестве способных удовлетворять основные потребности, ожидания и предписания общества, называются институционализированными. Выбор же средств достижения целей, санкционированных господствующей в обществе культурой, или, как ее еще называют, нормативной культурой, ограничивается институционали-зированными нормами. Следует различать явно предписываемые и просто предпочитаемые, разрешаемые и запрещаемые обществом образцы поведения.
Обычно все социокультурное пространство разделяют на два основных типа культуры: материальную и духовную. Под материальной культурой понимается совокупность материальных, физических объектов, созданных творчеством человека, таких как книга, храм, орудие труда, жилой дом, самолет и т.д. Каждый из этих вещественных предметов выполняет определенные полезные функции и одновременно несет в себе своеобразное символическое значение. Все это вместе взятое представляет определенную ценность для индивида, группы или общества. Духовная культура есть совокупность нематериальных элементов, созданных творчеством людей: ценностей, норм, идей, правил, эталонов поведения, ритуалов, обычаев, традиций, символов.
В зависимости от специфических особенностей тех или иных сфер общества и видов деятельности культура подразделяется на экономическую, политическую, профессиональную, физическую, художественную, городскую, сельскую (рис. 8).
Рис. 8. Типы культур, определяемые спецификой сфер общества и видов деятельности
Каждый из выделенных типов культур, во-первых, органически взаимосвязан со всеми остальными ее типами, во-вторых, представляет собой своеобразную «проекцию» на соответствующую сферу общества и осуществляемую в данной сфере специфическую деятельность людей.
Экономическая культура – это «проекция» культуры (в ее широком понимании) на сферу социально-экономических отношений. Именно «проекция», а не часть общей культуры, поскольку в сфере экономики и связанных с нею социально-экономических отношений работает вся культура: все ее элементы так или иначе проявляются, функционируют здесь. Например, честность или справедливость – это общекультурные нормы, проявляющиеся и в этике, и в политике, и в спорте. Но они же являются очень важными феноменами экономического поведения: мы говорим о справедливой заработной плате, о честном, добросовестном труде и т.д. Это своеобразие преломления общих принципов, идеалов, норм, требований общей системы культуры в экономической культуре, а последней – в экономической деятельности и тесно связанных с ней социально-экономических отношениях.
Источник
Культурология / тестыКр-26 / тесты
ТЕСТЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ОСТАТОЧНЫХ ЗНАНИЙ
по учебной дисциплине «Культурология»
для студентов всех специальностей
1. Культура представляет собой: а) способы человеческой деятельности; б) результаты человеческой деятельности; в) уровень развития личности и социума; г) все перечисленное
2. Целью культурологического исследования выступает: а) понимание своей и иных культур; б) целостность, системность и комплексность подхода к изучению причинно-следственных параметров явлений, процессов, результатов культуры, в том числе последствий культурной деятельности; в) научное и эмпирическое исследование процессов, явлений культуры;
г) все перечисленное
3. Укажите, каким образом реализуется взаимосвязь культуры и личности: а) личность – объект культурного воздействия; б) личность – субъект культурного творчества; в) личность – носитель культурных ценностей; г) все перечисленное
4. Выберите правильное высказывание: а) культурология – интегративная научная дисциплина, изучающая содержание социокультурной жизни и деятельности людей, этносов и социумов; б) культурология – система наук о природе и обществе; в) культурология – видовая междисциплинарная область гуманитарного научного знания;
г) культурология – область естественнонаучного знания
5. Какие существуют методы анализа культуры? а) сравнительно исторический, цивилизационно-типологический; б) формационно-философский , структурно-функциональный, семантический; в) морфологический, структурный, диалогический;
г) все перечисленные выше;
6. Подберите правильное высказывание: а) типология культуры – метод научного познания в основе которого лежит анализ (расчлененение и исследование по частям) социокультурных систем, субъектов и объектов и их группировка на основе синтеза их выводов и идеализированной модели или типа культуры; б) типология культуры – результат типологического описания и сопоставления; в) типология культуры – конструирование идеальных образов – схем, позволяющих упорядочивать эмпирический материал поставляемый конкретными исследованиями культуры
г) все вышеперечисленное
7. Выберите правильное высказывание: а) религия пытается ответить на вопросы: кем создан и для чего существует «мир»; б) религия обращается к внутреннему миру человека в его предельном выражении: жизнь – смерть, добро – зло, блаженство – страдание; в) все вышеперечисленное;
г) религия стремится познать природу с позиций науки, эзотеризма и иррациональности;
8. Укажите, какие религии относятся к мировым: а) зороастризм, синтоизм, даосизм, конфуцианство;
б) буддизм, индуизм, шаманизм; в) иудаизм, христианство, мусульманство; г) все перечисленные
9. Назовите представителей эволюционной школы в культурологии: а) О. Шпенглер, А. Тойнби, Ф. Нортрон; б) Э. Тайлор, Г. Спенсер, Дж. Фрэзер, Л. Морган; в) К. Ясперс, Ф. Ницше, Б. Малиновский
г) все перечисленные
10. Роли времени в культуре:
а) последовательность действий, которая переписывается через традиции и задается через имя или через схемы технологий;
б) смена поколений и значение, которое приписывается определенным моментам времени;
в) представление о времени является ключевым в категориальной сетке мышления и в модели мира, выстраиваемой каждой культурой. Формообразующая роль времени в культуре проявляется в том, что каждая культура само определяет себя во времени, создавая свой календарь и обозначая дату своего рождения
г) всё вышеперечисленное
11. Кто из мыслителей отождествлял понятия «цивилизация» и «культура»: а) Н. Бердяев; б) Э. Тайлор; в) О. Шпенглер; г) все перечисленные
12. Как называется понятие, включающее в себя элементы социального и культового наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в течение длительного времени: а) ритуал, обряд; б) традиция; в) праздник
г) все перечисленные
13. Какому из понятий соответствует следующее определение: «Нерасчлененность, слитность искусства, мифологии, религии, характеризующие первоначальное состояние первобытной культуры»? а) анимизм, тотемизм; б) фетишизм;
в) синкретизм; г) все перечисленные
14. Как называется ранняя форма религии, сущность которой состоит в поклонении какому либо животному или растению и в вере в свое происхождение от них: а) анимизм;
в) фетишизм; г) перечисленные в пунктах а), б)
15. Назовите известного русского социолога XIX века, занимающегося проблемами культурно-исторической типологии: а) Н. Михайловский; б) Н. Данилевский; в) К. Леонтьев; г) Н. Бердяев
16. Назовите три первоначальных основных крупных изобретения человека:
а) превращение палки и камня в средство обороны, оружия в орудие труда, «приручение» огня;
б) строительство пирамид, войны, колесницы:
в) рыбалка, охота, земледелие
г) все вышеперечисленное
17. Что такое искусство? а) уровень, ступень общественного развития материальной и духовной культуры; б) совокупность материальных ценностей, которыми обладает то или иное общество, находящееся на определенной стадии развития;
в) неотъемлемая составная часть духовной культуры, специфический род духовного освоения человеком действительности, формирующей и развивающей его способности творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты;
г) область художественно-творческого освоения и преобразования в различных сферах жизнедеятельности личности и социума
18. Для какой культуры характерны следующие признаки: право, мораль, искусство, философия, образование, пронизанные религиозным мировоззрением, а в общественной жизни доминирует духовенство, культура тяготеет к символической интерпретации всех явлений, предметов и отношений? а) для античной культуры; б) для европейской средневековой культуры; в) для первобытной культуры г) ни для одной из перечисленных
19. Укажите отличительные черты культуры эпохи Просвещения в Европе: а) появление печатного станка б) критика религии; в) надежда на гармонизацию общества через образование и просвещение людей, вера в разум человека; г) начало великих географических открытий; д) все перечисленные
20. Какие тенденции характерны для науки ХХ века? а) интегрированность;
б) системность, комплексный подход
в) экологизация и гуманитаризация всех проблем г) все перечисленное
21. Сегодня растут беспокойство и нападки на технику. Для многих из спасительницы она стала виновницей всех бед нашего времени. Осознание этой опасности связано с тем, что: а) возросла непредсказуемость последствий для природы и человека, которые несет с собой техника новейших технологий; б) техника недостаточно надежна: ее сложность превосходит контролирующие возможности человека; в) масштабы развития техники привели к возникновению особого рода техносферы, развивающейся по особым, утончающим грань гуманно-антигуманного её использования в силу специфики роста условий двойного применения высоких технологий; г) все перечисленное
22. Какой термин используется для характеристики разнородных течений молодежи, противопоставляющих свои идейно-политические установки официальным ценностям общества? а) массовая культура; б) элитарная культура; в) молодёжная субкультура; г) концептуальная культура
23. Выберите правильное высказывание: а) религия – индивидуальный способ постижения мира; б) религия – сфера культуры, включающий специфическое личностное и коллективное мироощущение, отношение и мировоззрение, поведение и действия, основанные на вере в сверхъестественное и специфических нормах ценности морали; в) религия – специфическая область проявления художественного творчества
г) религия – область человеческих заблуждений
24. Что в переводе с греческого этимологически обозначает смысл слова от которого произошло понятие «техника»? а) искусство; б) мастерство; в) орудия труда; г) все перечисленное кроме в)
25. В чём заключается сущность процесса — «всестороннее формирование личности»:
а) в обучении только иностранным языкам и музыке;
б) в формировании энциклопедичности знаний у молодёжи;
в) в формировании максимальной широты умений у личности;
г) на позитивных нормах нравственных ценностей системно-структурное формирование чувственно-эмоционального отношения, знаний и рассудочно-логического мышления, профессионально-трудовые умения, физически здорового образа жизни субъекта культуры.
26. В чём состоит сущность формирования прогностических умений и функций у субъектов культуры:
а) в расширении объема знаний;
б) в расширении объема умений;
в) в формировании с детства многовариантности возможностей решения любых проблем на основе предоставления им права личностного выбора действий, с сохранением управленческого и оценочного контроля со стороны социума;
г) все вышеперечисленные.
27. Назовите правильную схему онтологической структуры гносеологии (теории познания):
а) абстрактное созерцание – теоретическое мышление – практика;
б) осознанное познание объективной реальности на уровне сознания;
в) осознанное познание объективной реальности на уровне чувств (ощущений + отношений);
г) ощущения – отношение(я) – сознание/подсознание – практика(деятельность) – ощущение
28. Предметом исследования культурологии являются:
а) искусство, художественная деятельность;
б) философское осмысление культурологических процессов;
в) различные процессы, явления, результаты человеческой культурной деятельности во взаимообусловленности личных и коллективных, объективных и субъективных причинно-следственных параметров – материальные, социальные, художественные, нравственные, политико-правовые и иные;
г) материальная и духовная культура
29. Объектом исследования культурологии являются:
а) наиболее общие закономерности развития культуры, принципы, способы, специфику её функционирования, взаимосвязь генезиса и результатов разных культур и т.д.;
б) причинно-следственные закономерности культурной деятельности личности, социума;
в) обряды, ритуалы, искусство;
г) все перечисленное
30. Основные корифеи теории «культурного релятивизма»:
а) Маркс К., Ульянов (Ленин) В., Ортега-и-Гассет Х.
б) Данилевский Н., Шпенглер О., Тойнби А.
в) Маркузе Г., Ницше Ф., Рогинский Я.
г) все перечисленные
31. Что наиболее полно отражает суть понятия «язык культуры»:
а) совокупность знаков, выражающих определённое содержание;
б) средства, знаки, символы, тексты, которые позволяют людям вступать в коммуникативные связи, ориентироваться в пространстве культуры, передавать и считывать информацию;
в) язык этикета, музыки, речи, балета, спорта;
г) всё вышеперечисленное
32. Правильно укажите 5 основных знаковых систем:
а) естественные, функциональные, конвенциальные, вербальные, системы записи;
б) знаки-обозначения, знаки-модели, знаки-символы, знаки-телодвижений, знаки искусственные (компьютерных языков);
в) знаки этикета, музыки, речи, балета, спорта;
г) знаки норм права, уважения, поведения, топографические, дорожные
33. Какие параметры составляют сущность понятия «типы конвенциональных знаков»:
а> сигналы — извещают или предупреждают людей (цвет светофора, «зебра» на пешеходной дорожке), индексы — условные обозначения предметов или ситуаций в компактном виде для выделения их из ряда других (картографические знаки, условные значки в схемах, графиках);
б) образы — строятся на сходстве, подобии с тем, что они обозначают (знаки-рисунки, обозначающие пешеходные переходы, эскалаторы);
в) символы — материальные или идеальные знаки, несущие информацию о глубинном смысле того, что он выражает, представляя в иносказании наиболее существенное, что есть в символизируемом объекте (эмблемы, гербы, ордена, знамена);
г) все вышеперечисленные
34. Параметры Основного культурного кода:
а) универсальность, открытость к изменению, самопорождению новых кодов
б) самодостаточность для формирования и сохранения культуры;
в) предметность, знаковость, идеальность;
г) все вышеперечисленные
35. Сущность понятия «субкультура»:
а) культура малых миров личности в процессе её взросления;
б) культура социальных групп и микрогрупп;
в) культура профессиональных коллективов;
г) все вышеперечисленное
36. Виды культуры:
а) доминирующая (общенациональная) культура, субкультура и контркультура;
б) сельская и городская культуры;
в) обыденная и специализированная культуры;
г) все вышеперечисленные
37. В современной России крайне негативными субкультурами являются:
а) подростково-молодежные субкультуры (рокеры, байкеры, хиппи и др.), ломающие традиционные механизмы социализации и пытающиеся создать специфически-искривлённые образ жизни и культивировать свою обособленность на основе демографического, социокультурного, профессионального противопоставления себя социуму и своему этносу;
б) криминальные субкультуры (хулиганы, мошенники, проститутки, наркоманы), создающие стандарты поведения, типичные только для данной среды;
в) нетрадиционные для России религиозные, авторитарные церкви и секты (индуизм, ваххабизм, «Свидетели Иеговы», «АУМ Синрике» и иные);
г) все вышеперечисленные
38. Отличительная особенность городской культуры от сельской:
а) одиночество в толпе, возможность долго ни с кем не общаться, замена личных контактов телефонными звонками;
б) возможность бесконтрольно заниматься творческими или сомнительными делами, частые нервные перегрузки;
в) длительная оторванность от живой природы;
г) все вышеперечисленное
39. Характеристика Д. Белла понятии «масса»:
а) недифференцированное множество и синоним невежественности;
б) механизированное и бюрократизированное общество;
г) всё вышеперечисленное
40. Структура политической культуры:
а) эмоциональные ориентации (ощущение и отношение (чувства) к политической системе, к ее функционированию и субъектам, её олицетворяющим);
б) познавательные ориентации (знание о политической системе, ее ролях и носителях ролей);
в) оценочные ориентации (представления и суждения о политических объектах, опирающиеся на ценностные стандарты и критерии в сочетании с информацией и эмоциями);
г) все вышеперечисленные
41. Алмонд и Верба (1963 г.) о типах политической культуры:
а) патриархальная, подданническая, активистская: патриархально-подданическая, подданически-активистская и патриархально-активистская;
б) нравственная, экономическая, организационная;
в) правовая, культурологическая, избирательная;
г) все вышеперечисленные
42. Культуру предприятий США в целом связывают с этикой:
43. Культуру предприятий РФ в основном связывают с этикой:
44. Личностные потенциалы духовной культурной деятельности:
а) нравственность, религиозность, способность понимать и творить «высокое» искусство;
б) патриотизм, художественность, творческая активность и оперативность, способность проецировать результаты своих и других людей поступков
в) познавательный, проективно-творческий, аксеологический, коммуникативный, художественный;
г) все вышеперечисленное
45. Виды культурных норм:
а) нормы телодвижений, обычаев, нравов, законов, ритуалов;
б) нормы традиций, обычаев, привычек, нравов, обычного и юридического нормативного права, моды, вкусов, нравоучений, верований, знаний, церемоний, табу;
в) уголовные, семейные, гражданские, хозяйственные;
г) все вышеперечисленные
1г 2б 3г 4а 5г 6г 7в 8г 9в 10г 11б 12б
13в 14г 15б 16а 17г 18б 19в 20г 21г 22в 23б 24г
25г 26в 27г 28в 29а 30б 31б 32а 33г 34в 35б 36г
37г 38г 39г 40г 41а 42а 43б 44в 45б
Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.
Источник