- Культура как способ деятельного существования индивида и общества. История культуры и история философии.
- Культура как форма и способ существования общества
- Культура как форма и способ существования общества ( реферат , курсовая , диплом , контрольная )
- Содержание
- 2.Культура как способ деятельного существования индивида. История культуры и история философии.
- 3.Миф и особенности мифологического мышления. Миф как история, культура и бытие этноса
Культура как способ деятельного существования индивида и общества. История культуры и история философии.
Культура как способ деятельного существования индивида и общества. История культуры и история философии.
Культура представляет собой способ приобщения субъекта к родовой сущности человека, а значит, способ развития и индивида и рода. Она реализует себя через все многообразие форм деятельности людей, формируя и их самих и неорганическое тело цивилизации. В таком случае культура есть процесс, включающий в себя три момента: “во-первых, творчество, созидание нового, преобразование наличной действительности; во-вторых, сохранение системы норм, отношений, обычаев, способов деятельности и, в-третьих, их преодоление, отрицание, отвержение вплоть до рубежа, за которым уже начинают торжествовать “дикие, слепые и необузданные силы разрушения”
Таким образом, культура включает в себя и свое самоотрицание, что, в частности, проявляется ныне в широко известных гримасах антикультуры и масс-культуры.
Сходство и различие философии и религии.
Отмечая сходство философии и религии, следует сказать, что в религии, как и в философии, речь идет о самых общих представлениях о мире, из которых люди должны исходить в своей жизни; фундаментальные религиозные идеи — о Боге, о Божественном творении мира, о бессмертии души, о Божьих заповедях, которые человек должен выполнять, и т.д. — по своему характеру сходны с философскими [2, с.486]. Подобно философии, религия также исследует первопричины мыслимого (Бог), является формой общественного сознания [1].
Г.В.Ф. Гегель, сравнивая религию с философией, обращал внимание на то, что «различие двух сфер не должно быть понимаемо так абстрактно, как будто мыслят лишь в философии, а не в религии; в последней также имеются представления, общие мысли». Более того, «религия имеет общее содержание с философией, и лишь их формы различны».
Различие между религией и философией по Гегелю, в том, что философия зиждется на понятиях и представлениях, а религия — в основном на представлениях (т. е. конкретно-чувственных образах). Поэтому философия может понять религию, а религия философию — нет. «Философия, как постигающее мышление. — указывает он,- обладает перед представлением, являющимся формой религии, тем преимуществом, что она понимает и то и другое: она может понимать религию, она понимает также рационализм и супранатурализм, понимает также и себя, но обратное не имеет места; религия, опирающаяся на представления, понимает лишь то, что стоит на одной и той же точке зрения с нею, а не философию, понятие, всеобщие определения мысли». В религии делается упор на веру, культ, откровение, а в философии — на интеллектуальное постижение. Тем самым философия дает дополнительную возможность постижения смысла и осмысления мудрости, заложенных в религии. В религии на первом плане вера, в философии — мысль и знание. Религия догматична, а философия антидогматична. В религии есть культ в отличие от философии. Карл Ясперс писал: «Признаком философской веры, веры мыслящего человека, служит всегда то, что она существует лишь в союзе со знанием. Она хочет знать то, что доступно знанию, и понять самоё себя» [1].
4) Культурно-исторические предпосылки возникновения философии в Древней Греции на рубеже VII – VI вв. до н. э. Философия, как теория, раскрывающая способы отношения человека к природе, к процессу познания, к обществу, к самому себе.
Философия Древней Греции в VII — VI веках до н.э. и явилась по сути своей первой попыткой рационального постижения окружающего мира.
В развитии философии древней Греции выделяют четыре основных этапа:
- VII-V века до н.э. — досократовская философия
- V-IV века до н.э. — классический этап.
Выдающиеся философы классического этапа: Сократ, Платон, Аристотель.
В общественной жизни этот этап характеризуется как высший подъем афинской демократии - IV-II века до н.э. — эллинистический этап.
Упадок Греческих городов и установление господства Македонии. - I век до н.э. — V, VI века н.э. — Римская философия
Миф и особенности мифологического мышления.
Миф— сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах и героях.
Главными предпосылками своеобразной мифологической «логики» являлось, во-первых, то, что первобытный человек не выделял себя из окружающей природной и социальной среды, и, во-вторых, то, что мышление сохраняло черты диффузности и нерасчленённости, было почти неотделимо от эмоциональной эффектной, моторной сферы. Следствием этого явилось ваиваое очеловечивание всей природы, всеобщая персонификация, «метафорическое» сопоставление природных, социальных, культурных объектов. На природные объекты переносились человеческие свойства, им приписывалась одушевлённость, разумность, человеческие чувства, часто и внешняя антропоморфность и, наоборот, мифологическим предкам могли быть присвоены черты природных объектов, особенно животных. Выражение сил, свойств и фрагментов космоса в качестве одушевлённых и конкретно-чувственных образов порождает причудливую мифологическую фантастику. Определённые силы и способности могли быть пластически выражены многорукостыо, многоглазостью, самыми диковинными трансформациями внешнего облика; болезни могли быть представлены чудовищами — пожирателями людей, космос — мировым древом или живым великаном, родоплеменные предки — существами двойной — зооморфной и антропоморфной —природы, чему способствовало тотемическое представление о родстве и частичном тождестве социальных групп с видами животных. Для мифа характерно, что различные духи, боги (а тем самым и представленные ими стихии и природные объекты) и герои связаны семейно-родовыми отношениями.
В мифе форма тождественна содержанию и поэтому символический образ представляет то, что он моделирует. Мифологическое мышление выражается в неотчётливом разделении субъекта и объекта, предмета и знака, вещи и слова, существа и его имени, вещи и её атрибутов, единичного и множественного, пространственных и временных отношений, начала и принципа, то есть происхождения и сущности. Эта диффузность проявляется в сфере воображения и обобщения.
Социальная этика Платона и Аристотеля. Учение о государстве.
В своем сочинении Платон дал широкую картину того, как должно быть устроено идеальное государства (оно должно быть аристократическим), каждый человек должен с детства заниматься тем, чем ему предназначено и не подвергать свое тело и душу различным соблазнам в виде чрезмерных любовных утех или увлечения «не той» поэзией.
Для Аристотеля, полис (государство) представляет собой некое целое и единство составляющих его элементов, но он критикует платоновскую попытку сделать государство «чрезмерно единым». Государство состоит из множества элементов, и чрезмерное стремление к их единству приводит к уничтожению государства. Аристотель выступает убежденным защитником прав индивида, частной собственности и семьи.Политическое устройство (государство) и право необходимо предполагают свободу членов данного политико-правового общения. Тем самым политика (государство) и право являются, по Аристотелю, формами свободы, формами общения свободных людей, но никак не зависимых индивидов, находящихся в деспотическом подчинении или в рабском состоянии.
Аристотель- «Поскольку, как мы видим, всякое государство представляет своего рода общение, всякое же общение организуется ради какого-либо блага, то, очевидно, все общения стремятся к тому или иному благу, причем больше других и к высшему из всех благ стремится то общение, которое является наиболее важным из всех и обнимает собой все остальные общения. Это общение и называется государством или общением политическим»
Проблема человека и его нравственного самосовершенствования в философии Августина Блаженного. Основные принципы христианской морали.
Модели идеального общества в утопиях Т.Мора , Т.Кампанеллы.
Культура как способ деятельного существования индивида и общества. История культуры и история философии.
Культура представляет собой способ приобщения субъекта к родовой сущности человека, а значит, способ развития и индивида и рода. Она реализует себя через все многообразие форм деятельности людей, формируя и их самих и неорганическое тело цивилизации. В таком случае культура есть процесс, включающий в себя три момента: “во-первых, творчество, созидание нового, преобразование наличной действительности; во-вторых, сохранение системы норм, отношений, обычаев, способов деятельности и, в-третьих, их преодоление, отрицание, отвержение вплоть до рубежа, за которым уже начинают торжествовать “дикие, слепые и необузданные силы разрушения”
Таким образом, культура включает в себя и свое самоотрицание, что, в частности, проявляется ныне в широко известных гримасах антикультуры и масс-культуры.
Источник
Культура как форма и способ существования общества
Со временем слово «культура» стало вбирать в себя всё более широкий круг предметов, явлении, действии, общим свойством которых был их сверхприродный характер. Соответственно и сам человек, рассматриваемый как творец самого себя, попадал в сферу культуры, которая приобретала смысл «образования» и «воспитания». Понятие «культура» родилось в Древнем Риме как оппозиция понятию «натура» — природа… Читать ещё >
Культура как форма и способ существования общества ( реферат , курсовая , диплом , контрольная )
Содержание
- Введение
- 1. Теоретическое понимание культуры
- 1. 1. Понятие культуры
- 1. 2. Основные концепции определения культуры
- 2. Место и функции культуры в обществе
- 2. 1. Место культуры в обществе
- 2. 2. Функции культуры в обществе
- Заключение
- Список литературы
Понятие «культура» родилось в Древнем Риме как оппозиция понятию «натура» — природа. Оно обозначало «обработанное», «возделанное», «искусственное», в противоположность «естественному», «первозданному» .
Со временем слово «культура» стало вбирать в себя всё более широкий круг предметов, явлении, действии, общим свойством которых был их сверхприродный характер. Соответственно и сам человек, рассматриваемый как творец самого себя, попадал в сферу культуры, которая приобретала смысл «образования» и «воспитания» .
В настоящее время в мире происходят постоянные изменения стратегий и методов, и проблематика данного исследования по-прежнему несет актуальный характер.
Представляется, что анализ данной тематики достаточно актуален и представляет научный и практический интерес (https://referat.bookap.info, 16).
Объект работы — система реализации Культура как форма и способ существования общества.
Предмет исследования частные вопросы деятельности системы Культура как форма и способ существования общества.
Цель работы изучение темы Культура как форма и способ существования общества как с российской, так и с зарубежной точек зрения.
Поставленная цель определяет задачи работы:
1. Рассмотреть теоретические подходы к Культура как форма и способ существования общества;
2. Выявить основную проблему Культура как форма и способ существования общества в современных условиях;
3. Показать пути решения выявленных проблем и сделать расчет путей их решения Культура как форма и способ существования общества;
4. Провести Обозначить тенденции развития тематики Культура как форма и способ существования общества.
Источник
2.Культура как способ деятельного существования индивида. История культуры и история философии.
У человека форма жизнедеятельности наследуется через культуру.
Культура – вторая природа, созданная человеком. Культура (от лат. «возделывание земли») – специфический способ развития, организации человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в духовных ценностях, в совокупности отношений человека с природой .
1.человекотворческая – гуманистическая функция формирования личности, 2.познавательная – познание законов развития природы, общества и сознания, 3.информационная – передача опыта от поколения к поколению,
4.нормативная – регулирует отношения людей в обществе,
5.знаково-символическая – знаки, языки, символы, ноты и др.
Культура дает возможность человеку воспитать в себе творца, при этом все отношения между людьми носят творческий характер. Каждое общество осуществило свой отбор культурных форм. В одной культуре материальные ценности едва признаются, в другой они оказывают решающее влияние на поведение людей. В одном обществе к технологии относятся с невероятным пренебрежением, даже в сферах, необходимых для выживания людей; в другом аналогичном обществе постоянно совершенствующаяся технология соответствует требованиям времени. Но каждое общество создает огромную культурную надстройку, которая охватывает всю жизнь человека — и юность, и смерть, и память о нем после смерти. В результате такого отбора прошлые и нынешние культуры совершенно различны. Чрезвычайно сложно определить общие черты, свойственные всем культурам, культурные универсалии. Существуют разные мнения о том, какое поведение безумное, а какое нормальное, у нас разные понятия добродетельной жизни. Все культурные особенности обусловлены историей определенного общества. В рамках марксистской концепции общественного развития была разработана теория пяти последовательно сменяющих друг друга социально-экономических формаций: первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической. Основу смены этих формаций определяла диалектика производительных сил и производственных отношений. Понятие «прогресс», особенно в сочетании с прилагательным «научно-технический» предопрелеляет поступательность развития истории человеческой цивилизации. Однако когда речь идет о культуре в целом, а не только о технологической составляющей культуры, понятие прогресса далеко не охватывает всех возможных траекторий ее изменений. В условиях разделения труда и его все более узкой специализации, области собственно материальной и духовной культуры имеют тенденцию к обособлению, к отделению и к противопоставлению друг друга.
3.Миф и особенности мифологического мышления. Миф как история, культура и бытие этноса
Миф-идея, воплощенная в чувственно-образную форму.
Мифология (от греч. Mythos — предание, сказание и logos — слово, понятие, учение) – тип сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий развития общества. Мифы существовали у всех народов мира. В духовной жизни первобытных людей мифология выступала как универсальная форма их сознания, как целостное мировоззрение.
Персонажи мифа – существа сверхъестественные, они общеизвестны, так как действуют в легендарные времена “начала всех начал”. Боги- начало всего, создатели всего.
Миф рассказывает, каким образом реальность, благодаря подвигам сверхъестественных существ, достигла своего воплощения и осуществления, будь то реальность, космос или только ее фрагмент: остров, растительный мир, человеческое поведение или государственное установление.
Миф говорит только о происшедшем реально, о том, что себя в полной мере проявило.
Миф раскрывает их творческую активность и обнаруживает сакральность (или просто сверхъестественность) их деяния.
составляет историю подвигов сверхъестественных существ;
представляется как абсолютная истина (так как он относится к реальному миру) и обладает сакральной наполненностью (поскольку является результатом творческой деятельности сверхъестественных существ);
всегда имеет отношение с “созданию”, он рассказывает, как что-то явилось в мир или каким образом возникли определенные формы поведения, установления и трудовые навыки; именно поэтому миф составляет парадигму всем значительным актам человеческого поведения;
Особое место занимали мифы о культурных достижениях людей – добывание огня, изобретение ремесел и землевладения. У развитых народов мифы связывались друг с другом, выстраивались в единые повествования. Миф выступал как универсальная, нерасчлененная форма сознания, объединяя в себе зачатки знаний, религиозных верований, разных видов искусств, философии. Очеловечивались космос и другие природные силы. В мифе не разделялись отчетливо мир и человек, идеальное и вещественное, объективное и субъективное. Миф выполнял различные функции. С его помощью осуществлялась связь времен, формировались коллективные представления того или иного народа, обеспечивалось духовное единство поколений. Мифологическое сознание заключало в себе поиск единства природы и общества, мира и человека, стремление найти разрешение противоречий и обрести согласие, внутреннюю гармонию человеческой жизни. В цивилизациях примитивных народов миф исполняет незаменимую функцию: он выражает, возвышает и кодифицирует верования; он защищает и налагает моральные принципы; он гарантирует действенность ритуальной церемонии и предлагает правила для практической жизни, необходимые человеческой цивилизации; он отнюдь не лишенная содержания выдумка, а напротив – живая реальность, к которой человек постоянно обращается; это ни в коей мере не абстрактная теория и не простое развертывание образов, это кодификация религии примитивных народов и их мудрости.
Источник