Культура как способ самовыражения

Культура как способ самовыражения

Каково место личности в культуре? В философии существует следующее положение: человек-это субъект и объект культуры. Действительно, культура является результатом деятельности людей, но в то же время именно культура воздействует на формирование человека, социализирует его.

Культура-это и способ внутренней регуляции, требующий рефлексии, а не просто воспроизведения. Понимать мир — значит, расширить своё отношение к нему. Если человек проявляет потребительское отношение к культуре, отказывается от творчества, то он культурно «дичает». Наоборот, умение разнообразить свою жизнь, находить возможности для творчества означает умение войти в мир культуры.

О культуре можно говорить на многих уровнях. В качестве субъекта культуры можно рассматривать всё человеческое общество в целом, тогда речь идёт о планетарной культуре. Субъектом культуры могут быть цивилизации (тогда выделяют, например, западную и восточную цивилизации), отдельные общества (соответственно, немецкая или чешская культуры). В обществе можно выделить как субъект культуры различные социальные группы с соответствующим типом культуры: этническая, возрастная, гендерная, профессиональная и т.д. В качестве субъекта культуры в философии может выступать и отдельная личность.

Одним из сложнейших вопросов социальной философии является вопрос о соотношении культуры и общества. Реальность, выраженная в данных категориях, во многом совпадает, но имеются и различия. Культура и общество не соотносятся как часть и целое, они являются взаимопроникающими. По сути дела, речь идёт о двух ракурсах рассмотрения жизни людей.

Обращая внимание на способы объединения людей и их исторические формы, мы используем понятие «общество». Категория «культура» даёт возможность рассмотреть, как именно люди действуют, что создают и передают от поколения к поколению.

Источник

Культура как форма самореализации человека

Рассматривая данный вопрос, необходимо уяснить, что представляет собой понятие «культура». Помните, что понятие «культура» имеет как общее, так и различное. В качестве общего следует отметить развитые производительные силы, накопленные знания, развитие техники, сложные ритуальные отношения и верования, возникновение государств и достаточно сложных социальных связей. Различий достаточно. Здесь необходимо рассмотреть, как соотнося понятия «культура» и «цивилизация». Помните, что последнюю определяет, прежде всего, технический фактор. Понятие «культура» шире, чем понятие «цивилизация»

Начиная с эпохи Просвещения, в обществе выделяются две противоположные точки зрения на культуру. Одна рассматривает культуру как средство закабаления человека, другая — считает культуру средством облагораживания человека. Шире раскройте эти направления. Надо помнить, культура не существует без своего носителя-человека.

Существует множество различных видов культуры: экономическая, политическая, научная, религиозная, эстетическая и т. д., отражающих многообразие форм деятельности общественного человека. В вопросе необходимо осветить систему ценностей социального субъекта. Создавая культурные ценности, человек выступает творческим субъектом, дающим новь формы развития природе и обществу. В этом смысле культура равнозначна степени реализации человеческой свободы.

Литература:

1. Губин В.Д., Основы философии: Учебное пособие. – М.: Форум: ИНФРА-М, 2009-288 с.

2. Горелов А.А., Основы философии: Учеб.пособие. –М.:Издательский центр «Академия»,2007.-256с.

3. Канке В.А., Основы философии: Учебник для студентов средних специальных учебных заведений. — М., 2009. — 288с.

4. Стрельник О.Н., Основы философии: Учебник для студентов средних специальных учебных заведений.- М.: ИД Юрайт Юрайт, 2010.-312с.

5. Сысоев А.А., Основы философии: Учебное пособие.- М.: Альфа- М.: Инфра-М, 2009-368.

Блинников Л.В. Краткий словарь философских персоналий:

Материал для подготовки к экзамену по философии. (Злыгостев А.С.):

Источник

Культура как мир человека, как способ самоопределения и развития личности. Культура и творчество

Каждый человек уже с детства находится под влиянием культуры, а точнее — культурной среды с тем или иным (высоким или низким) уровнем культуры, опредмеченной в соответствующих ценностях или антиценностях.
Воспитание и обучение человека состоит в его приобщении к культуре, в усвоении накопленных обществом знаний, умений, привычек, а также духовных ценностей и норм поведения той страны, в которой он живет. Характер воспитания и образования, присущий обществу на определенной ступени его развития, является показателем уровня культуры данного общества. Духовная культура также важный фактор общественного прогресса. Ее уровень определяет степень интеллектуального, эстетического, художественного и морального развития общества. С понятием «культура» связан процесс приобретения знаний и опыта в той или иной области деятельности, усвоения человеком определенной системы ценностей, выбора собственной линии поведения.
Вне культуры невозможна жизнь человека и общества. Каждое новое поколение начинает свою жизнь не только в окружении природы, но и в мире материальных и духовных ценностей, созданных предшествующими поколениями. Способности, знания, человеческие чувства, умения не передаются новому поколению по наследству — они формируются в ходе усвоения уже созданной культуры.
Без передачи достижений человеческой культуры от одного поколения другому немыслима история: ребенок начинает думать и говорить, превращается во взрослого, по-взрослому мыслящего человека, только приобщаясь к культуре. Если человек создает культуру, то культура создает человека. Поскольку важнейшей функцией культуры является функция социализации и инкультурации, человек с детства усваивает определенные знания, нормы и ценности, необходимые для жизни в качестве полноправного члена общества. В обществе, как и в природе, постоянно происходит смена поколений, люди рождаются и умирают. Но в отличие от животных человек не имеет врожденных программ действий. Эти программы он получает от культуры, научается жить, мыслить и действовать в соответствии с ними.
Освоение социального опыта личностью начинается с раннего детст-ва. Образцы поведения, которые демонстрируют родители, сознательно или бессознательно перенимают дети, определяя тем самым свое поведение на многие годы вперед. Большое влияние на детей оказывают также примеры поведения, которые демонстрируют сверстники, учителя, вообще взрослые. Детство — важнейший период социализации, именно в детстве почти на 70% формируется личность. Но социализация на этом не за-канчивается. Она — процесс непрерывный, не останавливающийся на протяжении всей человеческой жизни. Так усваивается социальный опыт, накопленный народом, сохраняется и передается из поколения в поколение культурная традиция, что обеспечивает стабильность культуры.
Каждый человек волею обстоятельств оказывается погруженным в определенную культурную среду, из которой он впитывает, усваивает систему знаний, ценностей, нормы поведения. Этот процесс усвоения навыков и знаний, необходимых для жизни в той или иной культуре, по-лучил название инкультурация.
Процессы социализации и инкультурации заключаются не только в формировании среды, окружающей человека, они предполагают активную внутреннюю работу самого человека, стремящегося овладеть необходимой для жизни информацией. Поэтому, усвоив обязательный для данной культуры комплекс знаний, человек начинает развивать свои индивидуальные способности — будь то музыкальные или художествен-ные задатки, интерес к математике или технике, словом, все, что может пригодиться в будущем — все равно, станет ли это профессией или заня-тием в часы досуга. Таким образом, мы видим, что культура служит способом самоопределения и всестороннего развития личности.

Читайте также:  Пример способа исполнения обязательства

Продумывание идеи культуры, выявление содержащихся в ней смыслов с неизбежностью приводит к идее творчества. Идея творчества в общем-то гораздо древнее ид ей культуры. Тысячеле­тиями творчество осмыслялось человеком таким образом, что оно ничего общего не имело с тем,;чт$ впоследствии станет мыслью о культуре. Дело здесь в том, что идея культуры неотрывна от человека. Она возникает по-настоящему только тогда, когда человек начинает мыслить все существующее через призму собственных преобразовательных усилий по отношению к природе. Идея же творчества, начиная с первобытной эпохи и вплоть до Возрождения, соотносилась исключительно со сверхчеловеческими существами, с богами (Богом). Человек, выступавший с творческими претензиями, тем самым брал на себя функции божества. Маг мог выступать как существо, господствующее над природными стихиями, подчиняющее их в собственных целях. Но именно поэтому он нарушал меру человеческого, его деятельность не была законной, маг стремился войти в сферу сверхчеловеческой реальности, он был соперником богов, если можно так выразиться — богом-самозванцем. Когда в новоевропейскую (ренессансную и послеренессансную) эпоху идея творчества соединяется с человеком, когда он начинает воспринимать себя творцом, только тогда и возникает в своей основе идея культуры. В первоначальном смысле идея культуры — это идея человекобожия, человеческого самообожествления. И совсем не случайно, что в эпоху Возрождения ей неразрывно сопутствует представление о божественном достоинстве человека. Прежде чем вытеснить, сделать неактуальными всякие представления о Боге, человек помыслил себя если и не прямо Богом, то в Его роли.

Утверждение о том, что идея творчества очень древняя, следует понимать в ограниченном смысле. Это так и не совсем так. Если все свести к самой общей и простой схеме, то тысячелетиями в сознании и подсознании человека господствовали два типа представлений о творчестве. Оба они равно неадекватны, одновременно и раскрывают нечто существенное в творческом акте и, в не меньшей степени, затемняют его.

Эти вопросы имеют актульность и сегодня особенно в свете проблем Запада и кризиса в странах СНГ.

Источник

Культура как способ самоопределения и саморазвития. Личности. смысл жизни. Смысл любви.

Смысл жизни – это система ценностей человека. 1.биологизаторы-человек как биология без смысла жизни 2.вторая группа считала смысл жизни это главное в жизни человека. Франкл «поиск смысла жизни» выявил три пути смысла: труд, ценности вера дружба, долг честь, любовь, страдание во имя чего то.

Каждый человек уже с детства находится под влиянием культуры, а точнее — культурной среды с тем или иным (высоким или низким) уровнем культуры, опредмеченной в соответствующих ценностях или антиценностях.
Воспитание и обучение человека состоит в его приобщении к культуре, в усвоении накопленных обществом знаний, умений, привычек, а также духовных ценностей и норм поведения той страны, в которой он живет. Характер воспитания и образования, присущий обществу на определенной ступени его развития, является показателем уровня культуры данного общества. Духовная культура также важный фактор общественного прогресса. Ее уровень определяет степень интеллектуального, эстетического, художественного и морального развития общества. С понятием «культура» связан процесс приобретения знаний и опыта в той или иной области деятельности, усвоения человеком определенной системы ценностей, выбора собственной линии поведения.

Вне культуры невозможна жизнь человека и общества. Каждое новое поколение начинает свою жизнь не только в окружении природы, но и в мире материальных и духовных ценностей, созданных предшествующими поколениями. Способности, знания, человеческие чувства, умения не передаются новому поколению по наследству — они формируются в ходе усвоения уже созданной культуры.
Без передачи достижений человеческой культуры от одного поколения другому немыслима история: ребенок начинает думать и говорить, превращается во взрослого, по-взрослому мыслящего человека, только приобщаясь к культуре. Если человек создает культуру, то культура создает человека. Поскольку важнейшей функцией культуры является функция социализации и инкультурации, человек с детства усваивает определенные знания, нормы и ценности, необходимые для жизни в качестве полноправного члена общества. В обществе, как и в природе, постоянно происходит смена поколений, люди рождаются и умирают. Но в отличие от животных человек не имеет врожденных программ действий. Эти программы он получает от культуры, научается жить, мыслить и действовать в соответствии с ними.
Освоение социального опыта личностью начинается с раннего детст-ва. Образцы поведения, которые демонстрируют родители, сознательно или бессознательно перенимают дети, определяя тем самым свое поведение на многие годы вперед. Большое влияние на детей оказывают также примеры поведения, которые демонстрируют сверстники, учителя, вообще взрослые. Детство — важнейший период социализации, именно в детстве почти на 70% формируется личность. Но социализация на этом не за-канчивается. Она — процесс непрерывный, не останавливающийся на протяжении всей человеческой жизни. Так усваивается социальный опыт, накопленный народом, сохраняется и передается из поколения в поколение культурная традиция, что обеспечивает стабильность культуры.

Каждый человек волею обстоятельств оказывается погруженным в определенную культурную среду, из которой он впитывает, усваивает систему знаний, ценностей, нормы поведения. Этот процесс усвоения навыков и знаний, необходимых для жизни в той или иной культуре, по-лучил название инкультурация.

Процессы социализации и инкультурации заключаются не только в формировании среды, окружающей человека, они предполагают активную внутреннюю работу самого человека, стремящегося овладеть необходимой для жизни информацией. Поэтому, усвоив обязательный для данной культуры комплекс знаний, человек начинает развивать свои индивидуальные способности — будь то музыкальные или художествен-ные задатки, интерес к математике или технике, словом, все, что может пригодиться в будущем — все равно, станет ли это профессией или заня-тием в часы досуга. Таким образом, мы видим, что культура служит способом самоопределения и всестороннего развития личности.

Дата добавления: 2019-07-17 ; просмотров: 539 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Культура самовыражения: понятие и взаимосвязь компонентов

Омельченко, самовыражения: понятие и взаимосвязь компонентов [Текст] / // Теоретические и методологические проблемы современных наук: материалы IX Международной научно-практической конференции (Новосибирск, 5 октября 2013 г). – Новосибирск: «Сибпринт», 2013. – С. 48-55.

Читайте также:  Обстоятельства способы выражения обстоятельств виды обстоятельств по значению

КУЛЬТУРА САМОВЫРАЖЕНИЯ: ПОНЯТИЕ И ВЗАИМОСВЯЗЬ КОМПОНЕНТОВ

Елизавета Александровна Омельченко

Новосибирский государственный педагогический университет,

В статье представлен педагогический смысл феномена самовыражение, его характеристики. На этой основе сформулировано определение понятия «культура самовыражения», выделены его содержательные компоненты. Описаны взаимосвязи указанных компонентов.

Ключевые слова: самовыражение, культура самовыражения, содержательные компоненты культуры самовыражения.

Вопросы, связанные с разными аспектами культуры педагогов, всегда актуальны. Это изучение общей педагогической [3; 4], методологической [5], психологической [11], управленческой [13], исследовательской [17], эмоциональной [6], информационной [10; 12; 16], проектной культуры педагога [14], культуры его здоровья [7] и др. Если рассматривать культуру как знаковую систему, предназначенную для закрепления и передачи социального опыта, то каждого человека, занимающегося педагогической деятельностью, можно считать ее носителем, демонстрирующим и передающим представителям подрастающего поколения в силу своих профессиональных обязанностей способы поведения, деятельности, общения, отношения к жизни.

«Личность педагога, его отдельные качества как бы проецируются на сотни его учеников» [1, с. 15]. Это справедливо применительно как к достоинствам, так и к недостаткам воспитателей детских садов, учителей школ, преподавателей средних специальных и высших учебных заведений. А ведь именно эти люди в силу своих профессиональных обязанностей призваны оказывать влияние на то, какими качествами будут обладать представители подрастающего поколения. Естественно, что любое общество заинтересовано в соблюдении людьми, в него входящими, норм культуры, права, морали, обеспечивая тем самым свою внутреннюю стабильность и создавая условия для своего устойчивого развития.

Однако здесь нужно иметь в виду, что педагогическая деятельность принадлежит к числу требующих постоянного творчества, поиска нестандартных решений и, принимая во внимание факт частого «копирования» воспитанниками и обучающимися моделей поведения и деятельности педагога, считаем необходимым, чтобы поведение самого педагога кроме соответствия нормам культуры общества, соответствовало индивидуальным и личностным особенностям и, более того, – в нем должно осуществляться самовыражение, которое считают потребностью человека, требующей обязательного удовлетворения, т. к. она предполагает «желание и стремление выразить другим свои внутренние чувства, убеждения, установки и др., отреагирование их вовне» [2, с. 56]. Без самовыражения личность лишена возможности реализовать стремление занять собственное место в жизни, доказать окружающим свою значимость, ценность.

Самовыражение сопровождает человека всю его жизнь и представляет собой, с нашей точки зрения, движение каждой личности в своем внутреннем и социальном становлении, понимаемом как «постоянное, охватывающее все изменение, возникновение или исчезновение» [15, с. 405].

В силу сказанного, в педагогической деятельности важно самовыражение не само по себе, а такая основополагающая составляющая индивидуальной культуры педагога, как культура самовыражения. Это подтверждает актуальность рассмотрения самовыражения и культуры самовыражения личности с педагогической точки зрения.

В диссертационных исследованиях последних лет, посвященных самовыражению, представлены средства, способы, формы и виды самовыражения. Однако спектр работ по интересующей нас проблематике нельзя считать исчерпывающим, полно и всесторонне раскрывающим сущность феномена самовыражения, т. к. остаются не описанными разные его виды, например, самовыражение в учебной, научной, трудовой, профессиональной деятельности и т. д. Практически нет работ, в которых было бы проанализировано создание условий для самовыражения человека в разные возрастные периоды его жизни. Не акцентировано внимание на направленности самовыражения («положительные», «отрицательные», «нейтральные» проявления человеком самого себя). Самовыражение не связывается с историческим и культурным временем, в котором существует человек.

Проводимые нами исследования самовыражения позволили выделить педагогический смысл этого феномена. Обозначим его, используя две основные категории:

– внешние проявления личности;

– демонстрация человеком своих внутренних характеристик, которые детерминированы его чувствами, убеждениями, способностями, установками, возможностями, представлениями о самом себе и т. д.

В рамках второй категории можно выделить три направления понимания самовыражения:

    воплощение личности во внешнем мире; действия, направленные на познание человеком себя;

– демонстрация личностью своих возможностей, чувств, убеждений, стремлений, способностей.

С психолого-педагогических позиций феномен самовыражения можно рассматривать как стремление каждого человека продемонстрировать другим людям свои индивидуально-личностные особенности, характеристики, с тем, чтобы создать определенное представление о себе, реализовать, познать себя.

К характеристикам феномена «культура самовыражения» мы относим следующие:

– в основе культуры самовыражения лежат особенности самовыражения человека;

– основой самовыражения является самоорганизуемая деятельность;

– к характеристикам самоорганизуемой деятельности человека относятся автономность, независимость и самореализация субъекта самовыражения в ходе ее выполнения, позволяющие судить об ее особенностях;

– в процессе осуществления самоорганизуемой деятельности человек управляет своим поведением, но при этом на него влияют другие люди и обстоятельства;

– осуществление самоорганизуемой деятельности предполагает наличие у человека готовности к ней, для формирования которой необходимо развивать у субъекта самовыражения способности к организации, выполнению, коррекции этой деятельности;

– самоорганизуемая деятельность должна давать возможность человеку продемонстрировать свои индивидуальные, личностные особенности и, в то же время, не противоречить нормам культуры общества, в котором он живет;

– на особенности, способы и результаты самоорганизуемой деятельности субъекта самовыражения влияет культура, в которой он живет и его индивидуальные особенности, стремления, желания, предпочтения;

– культура самовыражения человека является основополагающей частью его индивидуальной культуры.

Учитывая сказанное, можно сформулировать следующее определение понятия «культура самовыражения».

Культура самовыражения – особенности, способы, результаты самоорганизуемой деятельности субъектов самовыражения, которые они обретают или создают в соответствии с собственными индивидуальными, личностными характеристиками и в результате взаимодействия с культурой сообщества.

К содержательным компонентам культуры самовыражения человека мы относим:

а) самосознание – осознание человеком самого себя, своих качеств, предпочтений, способов выполнения деятельности, которые можно продемонстрировать в ходе самораскрытия или самопрезентации;

б) мотивационно-эмоциональный – причины, переживание отношений, побудившие субъекта самовыражения поставить некоторую цель самоорганизуемой деятельности и предпринять действия для ее достижения;

г) аксиологический – осознание и демонстрация субъектом самовыражения своих индивидуально-личностных ценностей, общечеловеческих ценностей и ценностей культуры;

г) гносеологический – осознание и приобретение субъектом самораскрытия и самопрезентации знаний, умений, навыков, необходимых для осуществления успешного самовыражения;

д) деятельностный – умение проявить себя, осуществить самораскрытие, самопрезентацию, оценить их результаты в конкретных ситуациях, по отношению к конкретным людям.

На этой основе наглядно представим содержание культуры самовыражения человека (см. рис. 1).

Рисунок 1 – Компоненты культуры самовыражения, составляющие ее содержание

Опишем для каждого компонента культуры самовыражения его взаимосвязи со всеми остальными.

С помощью самоосознания человек способен осознавать мотивы своей самоорганизуемой деятельности и эмоции, сопровождающие ее осуществление. Верно и обратное, т. к. выполнение самоорганизуемой деятельности может порождать определенные эмоции и влиять на ее мотивы, приводя к необходимости их осознания.

Читайте также:  Приставочно суффиксальный способ луна

Аналогичным образом обстоит дело с взаимосвязью самоосознания и ценностного компонента культуры самовыражения, в силу того, что ценности могут быть источником самоорганизуемой деятельности, если были осмыслены, была осознана их значимость и важность. Обратная связь также верна, исходя из того, что известные человеку абстрактные ценности до тех пор останутся для него чем-то внешним, пока не будут осознаны как необходимые и составляющие внутреннюю суть личности.

Самосознание и гносеологический компонент культуры самовыражения, дополняя друг друга, дают возможность субъекту самораскрытия и самопрезентации, с одной стороны, достигнуть внутренней согласованности личности, определиться с характером и особенностями интерпретации приобретенного жизненного опыта, получить источник ожиданий относительно себя, своего поведения, а с другой – познавать других людей, окружающий мир и жить в этом мире. Подтверждение этой мысли находим у Гете: «Человек знает самого себя лишь постольку, поскольку он знает мир, ибо он осуществляет мир только в себе, а себя – только в нем» [18, с. 112].

Кроме того, по мнению , «самопознание выступает специфической формой познавательной деятельности, которая выполняет в социогенезе культурно-антропологическую роль, способствуя превращению индивида в человека. Самопознание – это интенция, непрекращающееся всю жизнь стремление быть человеком» [8, с. 9]. А человек обладает генетически присущей ему потребностью в самовыражении, удовлетворение которой ведет к появлению постепенно складывающихся характеристик культуры самовыражения.

Принимая во внимание такие компоненты, имеющиеся в самосознании (по [9]), как: сознание своей тождественности, своего «Я» как активного, деятельного начала, своих психических качеств и свойств, системы социально-нравственных самооценок можно сделать вывод о взаимосвязи самосознания и деятельностного компонента культуры самовыражения.

В «Максимах и рефлексиях» Гёте говорит: «Как можно познать самого себя? Благодаря созерцанию это вообще невозможно, оно возможно только при помощи действия. Пытайся исполнить свой долг – и тогда ты узнаешь, что в тебе заключено» [18, с. 112].

Обратимся к следующему компоненту культуры самовыражения – мотивационно-эмоциональному.

Мотивы самоорганизуемой деятельности, с одной стороны, часто следуют из ценностей, которых придерживается человек, с другой – ценности способны складываться под влиянием мотивов, преобладающих в деятельности. Естественно, что мотивы служат «движущей силой» любой деятельности человека, в том числе и самоорганизуемой. И, наоборот, в ходе осуществления самоорганизуемой деятельности и познания (себя, других людей, окружающего мира) субъект самовыражения, удовлетворяя определенные свои потребности, вызывает к жизни все новые и новые, которые, в свою очередь, подразумевают свою систему мотивов. Причем, все это сопровождается проявлением тех или иных эмоций.

Эмоциональная составляющая культуры самовыражения, являющаяся элементом мотивационно-эмоционального ее компонента «окрашивает» все, что делает человек в ходе самораскрытия и самопрезентации, имеет возможность направить эти процессы в определенное русло.

От того, какими ценностями руководствуется человек в процессе самовыражения, во многом зависит содержание самовыражения и его особенности. В то же время, наличие определенных знаний, умений, навыков самовыражения определяет практическую сторону проявления человеком себя, специфику его самопрезентации. Это позволяет субъекту самовыражения лучше понять, осознать, что представляет для него ценность, имеет особое значение. Иными словами, осуществляется связь с аксиологическим компонентом культуры самовыражения.

Особенности самораскрытия и самопрезентации в ходе самовыражения в разных обстоятельствах ведут к появлению у личности относительно устойчивых моделей самовыражения, основанных на осознании необходимости наличия системы знаний о способах самовыражения для успешного, полноценного его осуществления. Это, в свою очередь, способствует возникновению потребности в познании каких-либо сторон действительности или отношений между людьми и удовлетворению этой потребности, что составляет суть гносеологического компонента содержания культуры самовыражения человека.

Описанная деятельность субъекта самовыражения создает условия, в которых осознаются и транслируются ценности, являющиеся для человека руководством к действию.

Все компоненты содержания культуры самовыражения взаимосвязаны, тесно переплетаются, оказывают влияние и не существуют друг без друга, потому что изучаемый нами феномен представляет собой целостное образование в структуре индивидуальной культуры человека.

Абульханова- О путях построения типологии личности // Психологический журнал. – Том 4. – № 1. – 1983. – С. 13-29. Абульханова- Стратегии жизни. – М.: Мысль, 1991. – 158 с. Педагогическая культура: философско-социологический анализ. – Уфа: Башк. пед. ин-т, 1997. – 144 с. Педагогическая культура преподавателя как условие и показатель качества образовательного процесса в высшей школе: автореф. дисс. … канд. пед. наук. – Ростов-на-Дону, 2003. – 43 с. Методологическая культура педагога как предмет философского анализа: дисс. канд. … филос. наук. – Томск, 1997. – 133 с. Эмоциональная культура учителя в теории и практике отечественного высшего педагогического образования, 60-90 г. ХХ в.: дисс. … канд. пед. наук. – М., 2000. – 221 с. Культура здоровья педагога: автореф. дисс. … докт. пед. наук. – Тюмень, 2009. – 40 с. Проблема самопознания: опыт онтологического анализа: дисс. . канд. филос. наук. – Оренбург, 2009. – 154 с. Структура личности: характер, способности, самосознание. – Пермь: Пермский Государственный педагогический институт, 1990. – 110 с. Информационная культура как компонент имиджа современного педагога: автореф. дисс. … канд. пед. наук. – М., 2006. – 26 с. Психологическая культура педагога и эффективность профессиональной деятельности: автореф. дисс. … канд. пед. наук. – Казань, 2007. – 17 с. Информационная культура современного педагога как фактор его профессионального развития: дисс. … канд. пед. наук. – Спб., 2005. – 209 с. Управленческая культура руководителя как фактор формирования имиджа учреждения дополнительного образования детей: дисс. … канд. пед. наук. – Оренбург, 2007. – 179 с. Проектная культура как основа готовности педагога к инновационной деятельности: дисс. … канд. пед. наук. – Таганрог, 2006. – 212 с. Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: , , . – М.: Сов. энциклопедия, 1983. – 840 с. Информационная культура руководителя школы как условие эффективности управленческой деятельности: дисс. … канд. пед. наук. – Спб., 1999. – 190 с. Формирование исследовательской культуры социального педагога: дисс. … докт. пед. наук. – Тюмень, 2006. – 380 с. Goethe J. W. Maximen und Reflexionen. – Leipzig: Insel-Verlag, 1988. – 342 s.

Источник

Оцените статью
Разные способы