Культура как способ саморазвития

Культура как способ самоопределения и саморазвития. Личности. смысл жизни. Смысл любви.

Смысл жизни – это система ценностей человека. 1.биологизаторы-человек как биология без смысла жизни 2.вторая группа считала смысл жизни это главное в жизни человека. Франкл «поиск смысла жизни» выявил три пути смысла: труд, ценности вера дружба, долг честь, любовь, страдание во имя чего то.

Каждый человек уже с детства находится под влиянием культуры, а точнее — культурной среды с тем или иным (высоким или низким) уровнем культуры, опредмеченной в соответствующих ценностях или антиценностях.
Воспитание и обучение человека состоит в его приобщении к культуре, в усвоении накопленных обществом знаний, умений, привычек, а также духовных ценностей и норм поведения той страны, в которой он живет. Характер воспитания и образования, присущий обществу на определенной ступени его развития, является показателем уровня культуры данного общества. Духовная культура также важный фактор общественного прогресса. Ее уровень определяет степень интеллектуального, эстетического, художественного и морального развития общества. С понятием «культура» связан процесс приобретения знаний и опыта в той или иной области деятельности, усвоения человеком определенной системы ценностей, выбора собственной линии поведения.

Вне культуры невозможна жизнь человека и общества. Каждое новое поколение начинает свою жизнь не только в окружении природы, но и в мире материальных и духовных ценностей, созданных предшествующими поколениями. Способности, знания, человеческие чувства, умения не передаются новому поколению по наследству — они формируются в ходе усвоения уже созданной культуры.
Без передачи достижений человеческой культуры от одного поколения другому немыслима история: ребенок начинает думать и говорить, превращается во взрослого, по-взрослому мыслящего человека, только приобщаясь к культуре. Если человек создает культуру, то культура создает человека. Поскольку важнейшей функцией культуры является функция социализации и инкультурации, человек с детства усваивает определенные знания, нормы и ценности, необходимые для жизни в качестве полноправного члена общества. В обществе, как и в природе, постоянно происходит смена поколений, люди рождаются и умирают. Но в отличие от животных человек не имеет врожденных программ действий. Эти программы он получает от культуры, научается жить, мыслить и действовать в соответствии с ними.
Освоение социального опыта личностью начинается с раннего детст-ва. Образцы поведения, которые демонстрируют родители, сознательно или бессознательно перенимают дети, определяя тем самым свое поведение на многие годы вперед. Большое влияние на детей оказывают также примеры поведения, которые демонстрируют сверстники, учителя, вообще взрослые. Детство — важнейший период социализации, именно в детстве почти на 70% формируется личность. Но социализация на этом не за-канчивается. Она — процесс непрерывный, не останавливающийся на протяжении всей человеческой жизни. Так усваивается социальный опыт, накопленный народом, сохраняется и передается из поколения в поколение культурная традиция, что обеспечивает стабильность культуры.

Каждый человек волею обстоятельств оказывается погруженным в определенную культурную среду, из которой он впитывает, усваивает систему знаний, ценностей, нормы поведения. Этот процесс усвоения навыков и знаний, необходимых для жизни в той или иной культуре, по-лучил название инкультурация.

Процессы социализации и инкультурации заключаются не только в формировании среды, окружающей человека, они предполагают активную внутреннюю работу самого человека, стремящегося овладеть необходимой для жизни информацией. Поэтому, усвоив обязательный для данной культуры комплекс знаний, человек начинает развивать свои индивидуальные способности — будь то музыкальные или художествен-ные задатки, интерес к математике или технике, словом, все, что может пригодиться в будущем — все равно, станет ли это профессией или заня-тием в часы досуга. Таким образом, мы видим, что культура служит способом самоопределения и всестороннего развития личности.

Дата добавления: 2019-07-17 ; просмотров: 536 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

7. Культура как мир человека, как способ самопознания и саморазвития личности. Внутренняя и внешняя культура человека и общества. Феномен “образованщины” в нашем обществе.

Культура – это система базовых ценностей человека, которая им постоянно воспроизводится и передается в процессе общения.

Человек и культура неразрывно связаны друг с другом. Культура → образ жизни, цели. Человек – центр культуры, единственное и абсолютное «пространство», в рамках которого живет и функционирует культура. Вне человека культура попросту не существует.

Культура – это слагаемое человеческой деятельности, благодаря которой происходит развитие, саморазвит- ие человека как общественного субъекта. Культура — это саморазвитие человека как общественного существа. Культура выступает мерой развития самого человека. Каков человек, такова и культура общества.

Культура – это исторически развивающаяся система создания человеком материальных и духовных ценностей, социокультурных норм, способов организации – поведения и общения, а также обусловленный способом материального производства процесса развития сущностных сил человека, его самореализации, процесс его творческой деятельности, социально значимой по своей сущности, и направлена на освоение и изменение мира, в котором живет человек. К есть отношение чел к природе, опосредованное обществом.

Читайте также:  Найдите способ добраться до запирающего камня genshin impact

По культуре мы можем судить не о вещах или идеях самих по себе, а о создавшем их человеке, как он раскрывается в результате своей деятельности. Вся общественная история обнаруживает себя в культуре со стороны развития самого человека. В.М. Межуев писал: «Действительным содержанием культуры оказывается развитие самого человека как общественного человека, развитие его творческих сил, отношений, потребностей, способностей, форм общения и т.д.»

Традиция связывать культуры с развитием человека, его совершенствованием, «возделыванием» его души и тела, нравственным и умственным «образованием» индивида восходит к античности и постоянно воспроизводится в общественном сознании на протяжении всей истории человечества. Часто под культурой и понимают сферу воспитательной и просветительной деятельности, осуществляющейся специально подготовленными людьми и институтами. В отличие от материального и духовного производства эту сферу можно назвать сферой производства и воспроизводства самого человека как общественного индивида. В современном обществе к ней относят образование, воспитание и культурно-просветительные учреждения, СМИ. Т.о., культура – человеческие отношение к самому себе.

Культура-это все то, что сделано человеком и служит на благо каждому человеку и всему человечеству в целом.

Внутренняя культура человека – это совокупность его фундаментальных ценностей, которые определяют поведение человека, не связанное с прагматичностью и то, что не несет ущерб окружающей его культуре. Критерий внутренней культуры – отношение к другому человеку. Внешняя культура человека – это нормы, которые определяют вхождение или оптимальное существование человека в данной общественной группе.

Внутренняя культура общества определяется утверждением, абсолютного равенства людей не зависимо от их положения в обществе. Внешняя культура общества определяется совокупностью культурных ценностей памятников, музеев, театров, и освоиностью этой совокупности населением данной страны.

Не получив чёткого определения интеллигенции, мы как будто и перестали нуждаться в нём. Под этим словом понимается в нашей стране теперь весь образованный слой, все, кто получил образование выше семи классов школы. По словарю Даля, образовать в отличие от просвещать означает: придать лишь наружный лоск. Хотя и этот лоск у нас довольно третьего качества, в духе русского языка и верно по смыслу будет: сей образованный слой, всё то, что самозванно или опрометчиво зовётся сейчас «интеллигенцией», называть образованщиной. Знаете ли вы разницу между понятиями «интеллигенция» и «образованщина»?

Интеллигент — человек, обладающий внутренней культурой и моральными принципами, причём не какими-то абстрактными, а свойственными его народу и его культуре.

«Образованщина» — это нахватавшийся вершков сноб, чуждый и народу, и культуре, но зато убеждённый в своём праве поучать «быдло», что есть «свобода творчества», «свобода слова» и все прочие «свободы», которым либеральные «образованцы» поклоняются более истово, чем какое-нибудь африканское племя идолу туземного божка. (неглубокие знания по вопросу; абсолютная вера в авторитет; неумение соединить теорию с практикой).

Но, к сожалению, именно «образованщина» последние пару десятилетий занимает в стране все господствующие позиции, и с самомнением индийского гуру поучает нас, что есть что и как следует жить.

Источник

Культура и есть процесс саморазвития, самосовершенство­вания человека, расширения его социальных потребностей и ус­ложнения видов и способов деятельности.

Исходным положением для понимания сущности физической куль­туры как вида культуры является понимание природности (в происхожде­нии и среде обитания) и социальности. Само понятие «физическая культура» появилось спустя сотни и ты­сячи лет с того времени, когда человек стал осуществлять двигательную деятельность, осмысливая прагматическую ценность для его жизни.

Природные существа (животные, звери, птицы и т.п.) приспосабли­ваются, адаптируются к природным условиям, среде обитания. Человек, напротив, по мере своего интеллектуального и физического совершенствования приспосабливает природу в соответствии с его физиологическими и ду­ховными потребностями.

Животные, обладая психикой, широкими возможностями восприятия окружающей среды с помощью совершенных, более эффективных, чем у человека рецепторов (зрение, слух, обоняние и т.п.) не способны осущест­влять деятельность.Для них характерно поведение,в основе которого лежит определенная генетическая программа (у животных одна, у рыб другая, у птиц третья; у хищников одна, у млекопитающих и травоядных другая и т.п.).

Человек же осуществляет деятельность,которая требует разума, размышления, поскольку предполагает постановку цели, задач, средств и методов их решения, форм организации достижения цели.

Другими словами, культура — это результат преобразова­ния человекомкак внешнего мира, природы, окружающей дейст­вительности, так и совершенствование самого себя во всех фор­мах своего проявления. При этом весьма важно подчеркнуть ка­чественный уровень процесса развития сил и способностей чело­века, а также их проявления в результатах деятельности. Значит сущность культуры ее основное содержание — это формирование высших качеств человека, его всестороннее умственное, физиче­ское, нравственное развитие, его высокий профессионализм и компетентность. Личностными формами проявления культуры яв­ляется нравственность, поведение, образованность, интересы, вкусы, наклонности.

Таким образом, культура — это то, что сделано человеком, это мера и способ развития самого человека и результат удовле­творения потребностей в процессе деятельности его и общества. И главное в деятельности — уровень, широта, масштабы и качест­во ее результатов.

Читайте также:  Отличие опарного способа от безопарного

Речь идет о том, что существует основа для жизни, деятельности, воспроизводства человечества, личности и их развития — природа. Она са­ма себя воспроизводит, совершенствуется, видоизменяется по законам ес­тественного развития и под влиянием внешних факторов (климата, темпе­ратуры, влажности, влияния солнечной радиации и т.п.).

Человеку, как биологическому существу, дано все — воздух, вода, пища, среда обитания, адаптирующие возможности, биологические резервы («данность», «заданность»). Однако для жизни и деятельности на сверхприродном, человеческом, социальном уровне, этой естественной дан­ности человеку, как надприродному существу, этого не­достаточно. Чтобы создать достаточно комфортные условия для собствен­ного развития ему необходимо «обработать», «возделать», усовершенство­вать не только окружающую естественную природу (землю, деревья, зла­ки, плоды, животных и т.п.), но и собственную природу, свое естественное природное состояние. Эта «обработка» осуществляется в различных аспек­тах — телесном, интеллектуальном, психическом, эмоциональном, нравст­венном и др.

Одной из существенных личностных характеристик культуры чело­века является его постоянное, на протяжении всей жизни, до глубокой ста­рости желание, стремление к самосовершенствованию как в духовном, ин­теллектуальном, так и в телесном направлении. Человек по своей природе, «данности» и «заданности» свойств, качеств, способностей, биологическим резервам и адаптационным возможностям — неисчерпаем.

Однако среднестатистическая личность в течение всей своей жизни использует только 20-30 % тех сил и способностей, которые дала ему природа. Низкий уровень его культуры проявляется в том, что он зачастую сокращает продолжительность своей жизни. Круг его интересов, весьма ограничен, зачастую он не проявляет и половины своих волевых, самоорганизаторских способностей, он ленив и не любопытен, боится трудностей и не желает их преодолевать. Это прекрасно видно на примере студентов и спортсменов. «Двоечники» — отнюдь не самые глупые и тупые ребята и девушки, разрядники — отнюдь не самые одаренные в возможно­стях физического развития от рождения.

В настоящее время предметом острой и многолетней дискуссии яв­ляется так называемая «массовая культура», связанная с развитием средств массовой информации — газетами, популярными, развлекательными жур­налами, кино, видео, телевидением.

Исследователей и сторонников классического представления о куль­туре как сфере разумного воспитания морально оправданных форм пове­дения, эстетики во всех ее внутренних и внешних формах выражения шо­кирует коммерческая, грубо прагматическая направленность массовой культуры, снижение требований к эстетичности, вульгаризация, выхола­щивание высокой духовности, стандартизация, подражание западным об­разам и т.п.

Коммерциализация массовой культуры снижает уровень воспитания, образованности людей, эстетических характеристик внешних форм прояв­ления массовой культуры, так как воздействует на простые человеческие инстинкты, тем самым отвлекая человека от совершенствования той деятельности для которой он предназначен. Интерес к истинным ценностям подменяется постоянным привлечением внимания зрителей и слушателей к на­силию, сексу, лихим разбоям, грабежам. Также предпринимаются попытки заменить патриотизм космо­политизмом, вселенской стандартизацией, начиная от одежды, моды, до менталитета, идеологии, интимных форм жизни. Массовая культура ориентирована, прежде всего, на юношеский возраст, на подростков. То есть на людей, которые еще не прошли стадию самоопределения, не имеют стабильной шкалы ценностей. Продукция массовой поп-культуры стимулирует только к по­треблению, а не к творчеству, формирует бездумность и стандартность мышления. И в этом ее огромная опасность для общества, для человечества, для любой нации стремящейся к сохранению национальной культуры и национальных тра­диций.

В условиях этой моральной нечистоплотности и откровенной грязи формируется мораль российских детей, подростков, юношей. Их идеалом, мечтой становится богатство, секс, выпивка, вседозволенность. А раньше идеалам были космонавты, полярники, спортсмены, герои патриотических фильмов, романов и повестей. Все это разрушает национальное самосозна­ние, культивирует космополитизм. В ряде стран Европы существуют законы, препятствующие проникновению американской маскультуры (Фран­ция, Германия, Испания, Италия), у нас этого нет. Гибель национальной культуры, традиций, игнорирование отечественной истории приводят к ги­бели государств. Эта опасность нависла сейчас над нашей родиной.

Наиболее значимыми качествами русского человека всегда были си­ла воли, широта души, доброта и мужество, умение пожертвовать собой ради общего дела, соборность как общность людей, подчиненная интере­сам государства, общества, церкви, религии (собор, храм). Соборность не нуждается в правовом регулировании, поскольку в ее основе лежит хри­стианская мораль, нравственность. Соборность предполагает и веротерпи­мость, о чем свидетельствует наличие в России храмов различных конфес­сий.

Русская культура представлена именами выдающихся деятелей на уровне самых великих представителей мировой культуры. Результаты их деятельности представлены в архитектуре дворцов, храмов (Грановитая палата, Казанский собор), живописи (иконопись, работы «передвижни­ков», живопись социалистического реализма), писателей (Л.Н. Толстой, М.А. Шолохов), поэтов (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов), музыки (М. Глинка, «Могучая кучка», Д.Д. Шостакович, Ю.В. Свиридов), науки (М.В. Ломоносов, В.И. Вернадский, И.П. Павлов), техники (А.Н. Туполев, Н.Е. Жуковский, С.П. Королев), военного дела — полководцы (А.В, Суворов, М.И. Кутузов, Г.К. Жуков), искусство балета (А. Павлова, Т. Красавина, Г. Уланова, К. Сергеев) и множество других великих российских имен в ми­ровой культуре и ее истории.

Современная наука озабочена поиском средств и методов разработки стратегии и тактики сохранения, расширения масштабов культуры.

Физическая культура является одним из видов культу­ры,потому что основу содержания культурного процесса состав­ляет развитие физических и интеллектуальных способностей че­ловека, его нравственных и эстетических качеств. Она зарождает­ся и развивается одновременно с материальной и духовной куль­турой общества.

Читайте также:  Устный опрос как способ проверки знаний

Деятельность в области физической культуры также имеет и материальные и духовные формы выражения. Спецификой фи­зической культуры является ориентация на развитие биологиче­ской базы и физических потенций человека. Однако, воздействуя на биологическую сферу комплексом средств и методов, физиче­ская культура неизбежно оказывает влияние и на интеллектуаль­ную, эмоциональную, духовную сферы личности в силу единства и взаимной обусловленности функционирования материальных и духовных начал в человеке.

В материальную культуру она входит физическими способ­ностями (сила, быстрота) и процессом двигательной деятельно­сти человека, которые являются ее главным содержанием. Кроме того, физкультура опирается на материальную базу (спортивный инвентарь, оборудование, спортивные площадки, залы, дворцы и т.п.). Все это не только «обслуживает» физическую культуру, но и является ее производным, потому что возникает в зависимости от ее потребностей.

В духовную культуру физическая культура входит накоплен­ными знаниями, духовными ценностями, наукой, теорией, воспи­танием в широком смысле слова, спортивной этикой и эстетикой.

Духовный аспект физической культуры воплощается в про­ектирующей и моделирующей деятельности, как в личностном, так и в социально-общественном плане. О творческом, интеллекту­альном характере деятельности личности при занятиях физиче­скими упражнениями П.Ф.Лесгафт писал: «Путем анализа и срав­нения, получаемые извне, впечатления переходят в умственную работу, появляясь уже затем в виде отвлеченных понятий. Соот­ветственно этому следует научиться анализировать и сравнивать движения, стараясь приспособить их к такой активной деятельно­сти, в которой наибольшая работа проводилась бы при наимень­шей затрате труда, что возможно также и при отвлеченных умст­венных занятиях».

Мало найдется способов, приемов, форм проверки собст­венных физических и духовных сил человека, которые могли бы сравниться с теми, которыми располагает физическая культура. Так, например, спорт, насыщенный противоречиями, дает наибо­лее содержательную, всестороннюю и оперативную информацию о степени готовности человека к действиям в сложных, порой экс­тремальных условиях.

Результатами духовного производства в области физиче­ской культуры являются разработка сложных двигательных дей­ствий (в гимнастике, фигурном катании и др. видах), тактика, тео­ретическая, морально-волевая подготовка спортсмена. В лично­сти спортсмена, в его формах поведения, реакциях на сложные ситуации также проявляется духовная культура. Духовное, умст­венное и физическое развитие в данном случае органически до­полняют друг друга, значительно обогащая облик культурного, разносторонне развитого человека.

Систематическое, целенаправленное и грамотное освоение богатства в области физической культуры способствует преобра­зованию в человеке как физических способностей, двигательных навыков, состояния здоровья, так и интеллектуальных возможно­стей, отражающих физическую культуру своими специфическими формами и средствами.

Объективной основой возникновения физической куль­туры является труд, потребности в движении ради удовольствия «рекреационный аспект», целью ее воспроизводство человека специфическими средствами; причиной развития — социаль­ные потребности в укреплении здоровья и развитии способно­стей, необходимых в жизни. Изменение ее содержания и направ­ленности определялось историческими и социально-политическими условиями жизни общества. Так, например, разви­тие производства вызывает дополнительную и специфическую необходимость во всестороннем умственном и физическом раз­витии человека и усиливает объективную потребность в физиче­ской культуре. Общество не располагает более полноценным средством, с помощью которого можно было бы физически гото­вить людей к новым условиям жизни и производства.

Неправильно было бы отнести физическую культуру либо только к материальной, либо только к духовной культуре или во­обще вывести ее за рамки культуры.

Она не может быть отнесена только к материальной куль­туре, так как отражение материального бытия общества или от­дельного человека не является единственной или главной ее ха­рактеристикой как социального явления. Но по этой же причине она не может быть отнесена только к духовной культуре, хотя в ее сфере и находит свое отражение общественное сознание.

Для того чтобы более четко определить специфику ее свя­зи с культурой вообще, необходимо поставить вопрос: какие по­требности удовлетворяет физическая культура?

Допустим, что физические способности человека (сила, бы­строта, выносливость и др.) носят только материальный характер. То же можно сказать о функциях органов и систем и о таком инте­гральном показателе, как здоровье. Тогда исчезает роль и значе­ние социальных условий, уровня развития личности, ее ценност­ных ориентации. Но даже потребности в самом физическом раз­витии уже носят не столько биологический, сколько социальный характер, а в целом физическая культура удовлетворяет потреб­ности в общении, игре, в некоторых формах самовыражения личности через социально активную полезную деятельность.

Деятельность в сфере физической культуры связана с про­цессами познания, создания и закрепления ценностей в присущей ей специфической форме и ценностями ориентации.

В процессе физкультурной деятельности человек преобра­зует свою собственную природу, выступая при этом одновременно не только субъектом, но и объектом деятельности и ее результа­том. Поэтому физическую культуру следует рассматривать как деятельность и качественный уровень этой деятельности, ее ре­зультатов по созданию физической готовности людей к жизни, труду, творчеству. Она имеет две стороны: деятельностную и ре­зультативную, а главный результат ее деятельности выражен в качественном уровне физической подготовленности людей к жиз­ни.

Источник

Оцените статью
Разные способы