- Сущность культуры. Культура как способ реализации творческих возможностей человека. Культурология как наука
- Страницы работы
- Содержание работы
- Культура как способ реализации творческих возможностей человека
- п13.docx
- Заключение
- Список использованных источников
- Культура как способ реализации творческих способностей человека
- культуралогия.docx
Сущность культуры. Культура как способ реализации творческих возможностей человека. Культурология как наука
Страницы работы
Содержание работы
Набрано по конспекту лекции Сироткина А.А.
= ПЛАН-КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ =
1 СУЩНОСТЬ КУЛЬТУРЫ
К-ра — исторически сложившийся уровень развития общества, творческих сил и
способностей человека, выраженный в типах и формах организации людей, а также в
созданных ими духовных и материальных ценностях.
2 КУЛЬТУРА КАК СПОСОБ РАЕЛИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА
К-ра в художественном смысле проявляется через искусство, которое включает:
1. ЛИТЕРАТУРА — произведения письменности, имеющие общественное значение. Лит.
бывает художественной, научной и эпистолярной.
2. АРХИТЕКТУРА — ис-во проектировать и строит сооружения, а также сооружения,
создающие материально-организационную сферу для жизни и деятельности чел.
3. СКУЛЬПТУРА — вид изобразительного ис-ва, произведения которого имеют объемную
трехмерную форму и выполнены из твердых или пластических материалов. Различаю:
круглую (статуя, бюст, рельеф) и станковую. Ск. включает в себя виды убранства
арх. соору жений (атланты, кариотиы, фронтонные).
4. ЖИВОПИСЬ — вид изобразительного ис-ва, произведения которого созданы с
помощью красок, наносимых на поверхность. Жанры: историч, батальная, бытовая,
пейзажная и т.д. Различают: манументально-декоративную, станковую,
декорационную, икон опись, панораму и диораму.
5. ГРАФИКА — вид изобразительного ис-ва, включающий рисунок и печатное
художественное произведение, основанное на ис-ве рисунка. Различают: станковая
(рисунок, эстами, лубок), прикладная (марки, экслибрисы), плакатная.
6. МУЗЫКА — вид ис-ва, отражающий действительность в звуковых художественных
образах. Различают: вокальную, инструментальную и вокально-инструментальную.
Жанры: опера, песня, танец, марш, соната и т.д.
7. ТЕАТР — род ис-ва, специфическим средством выражения которого является
сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой.
8. КИНО — род ис-ва, произведения которого основаны на киносъемке реальных
9. ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИС-ВО — создание худ. произведений, имеющих
практическое назначение. Все виды и роды ис-ва имеют свою средства и способы
3 КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК НАУКА
Культурология — наука о сущности, формировании, развитии и способах постижения
культуры. Основоположники: Викко (1668-1774), Гердер (1744-1803), Гегель
(1770-1831). К. комплексная наука (антропология, психология, демография,
семиотика, философия, социоло гия и т.д.), но опирается она прежде всего на
философию. Ее источником является история. Метод к. — это единство
внерационального понимания и рационального объяснения. Внерациональное понимание
заключается в целостной интуитивно-смысловой причастности су бъекта к
исследуемому явлению. В к. первичное понимание предшествует объяснению. Задача
к. — осуществление диалога к-р, входе которого мы приобщаемся к другим
культурам, смысловым мирам, но не растворяемся в них.
4 ОБЩЕСТВЕННО ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА
1. ГЕРДЕР (1744-1803) К-ра — результат космогенеза и геогенеза. Язык является
предпосылкой развития и связующим звеном между культурами. Гердер признает
самобытность культур, их своеобразие и равноценность.
2. КАНТ (1721-1804) К-ра дана человеку Богом, и она — это то единственное, что
отличает его от животного. В основе к-ры лежит категорический императив, т.е.
внутреннее повеление добру. Нравственным может быть только свободный человек.
3. ГЕГЕЛЬ (1770-1831) К-ра — это реализация мирового духа. Этот дух преследует
свои всеобщие цели, которые нельзя объяснить как совокупность замыслов отдельных
людей. Каждая конкретная историческая к-ра — лишь ступенька в саморазвитии
мирового духа. Симв олическое воплощение мирового духа — к-ра, объективное —
4. ТОЙНБИ (1889-1975) Развитие культуры возможно в результате духовного развития
совершенствовании религии, которая должна стать общечеловеческой. Он создал
теория «вызов-ответ», которая объясняет развитие общества. Т. делит все общество
на творче ское большинство и пассивное меньшинство, идущее за меньшинством.
5. ШВЕЙЦЕР (1885-1965) В своей доктрине «Благоговение перед жизнью» он определил
сердцевину культуры — безграничную ответственность человека за все живое. А
материальные достижения — еще не культура, а лишь ее оболочка.
5 НАТУАЛИСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА
1. ФРЕЙД (1856-1939) Половой инстинкт (либидо) находит свое выражение не столько
в половом акте, сколько в культурном творчестве. Переключаемая энергия
увеличивается путем сублимации. Из этого следует, что культура строится на
отказе от влечений и ее главная предпосылка неудовлетворенность. Однако избыток
запретов и ограничений приводят к агрессии, заболеваниям и самоубийствам.
2. ЮНГ (1875-1961) Разработал теорию коллективного бессознательного. К.б. — это
своего рода осадок от первичного душевного опыта человека. Оно имеет культурное
происхождение и не передается биологическим путем. К.б. состоит из архетипов.
Это не образ, а некоторое фундаментальное переживание, которое лишено какой-либо
предметности, это первосмысл. На архетипах построена вся психика человека. Ю.
считал, «нельзя укротить демонов в душе, но их можно приручить». Религия (Бог)
является уравновешивающим фактором в душе человека, поскольку сам человек не
может объяснить все. В результате развития цивилизации, религия потеряла свои
позиции и равновесие нарушилось, что привело к массовым эпидемиям.
3. ВЕРНАДСКИЙ (1863-1945) Разработал учение о Ноосфере. Он считал, что человек
представляет собой особый тип энергии, который связан с его умственной
деятельностью. В процессе развития человек стал самостоятельным геологическим и
биологическим фактором, который воплощается в сфере разума.
6 СОЦИООГИЧЕСКАЯ ШКОЛА
1. ЭЛИОТ (1888-1965) Всеобщая стандартизация и узко материальный подход к жизни
ведут к подавлению в человеке творческого начала. Э. делил об-во на элиту и
непосвященную массу. Элита могла быть только из привилегированного слоя.
2. ХОСЕ АРТЕГО ДЕ ГАССЕТ (1889-1955) Делит об-во на народ и элиту. Народ — это
масса, являющаяся костной материей исторического процесса. Элита — одаренное
меньшинство, обреченно на противостояние с большинством. Все беды Европы от
Источник
Культура как способ реализации творческих возможностей человека
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 14:02, реферат
Краткое описание
Культура многогранна, и только в системе ценностей можно достаточно содержательно понять ее проявления. А проявления ее бесконечны. Можно говорить о культуре человечества, о культурах различных эпох (античная, средневековая и т.д.), о культурах различных этносов и стран (русской и России, французской и Франции), о религиозных культурах (буддийской, исламской, христианской), культурах различных социальных и профессиональных групп (крестьянской, помещичьей, городской, сельской) и даже о культуре отдельных личностей (Пушкина, Конфуция и др.). Многогранность культуры нашла свое отражение в многочисленных попытках ее определения и в разнообразии самих подходов к ее определению (антропологический, философский и социологический).
Содержание
Введение 3
1. Творчество как способ формирования индивидуального мира культуры. 5
2. Культура как многофункциональная система: традиция и социальная память человечества, как способ реализации творческих возможностей человека. 8
2.1 Структуризация культуры 8
2.2 Функции культуры 10
Заключение 14
Список использованных источников 15
Вложенные файлы: 1 файл
п13.docx
Культура не только приобщает человека к аккумулированным в опыте достижениям предшествующих поколений. Одновременно она сравнительно жестко ограничивает все виды его общественной и личной деятельности, соответствующим образом регулируя их, в чем проявляется ее регулятивная функция. Культура всегда предполагает определенные границы поведения, тем самым ограничивая свободу человека. З. Фрейд определял ее как «все институты, необходимые для упорядочения человеческих взаимоотношений» и утверждал, что все люди ощущают жертвы, требуемые от них культурой ради возможностей совместной жизни. C этим вряд ли следует спорить, ибо культура нормативна. В дворянской среде прошлого века было нормой на сообщение знакомого о том, что он женится, реагировать вопросом: «И какое за невестой берете приданое?». Тот же вопрос, заданный в сходной ситуации сегодня, может быть расценен как оскорбление. Нормы изменились, и забывать об этом не следует.
Однако культура не только ограничивает свободу человека, но и обеспечивает эту свободу. Отказавшись от анархистского понимания свободы как полной и ничем не ограниченной вседозволенности, марксистская литература долгое время упрощенно толковала ее как «осознанную необходимость». Между тем, достаточно одного риторического вопроса, дабы показать, что познание необходимости есть лишь условие свободы, но еще не сама свобода. Последняя же появляется там и тогда, где и когда у субъекта появляется возможность выбора между различными вариантами поведения. При этом познанием необходимости определяются те границы, в которых может осуществляться свободный выбор.
Культура способна предоставить человеку поистине безграничные возможности для выбора, т.е. для реализации его свободы. В понятиях отдельного человека практически безгранично количество видов деятельности, которым он может себя посвятить. Каждый профессиональный вид деятельности — это обобщенный опыт предшествующих поколений, т.е. культура.
Овладение общей и профессиональной культурой выступает необходимым условием для перехода человека от репродуктивной деятельности к творческой. Творчество же есть процесс свободной самореализации личности. Наконец, и в среде досуга культура постоянно заставляет человека выбирать, чему посвятить свое время (театр? кино? телевизор? книга? прогулка? поход в гости?), что именно предпочесть, как реализовать сделанный выбор. Любая районная библиотека способна предложить столько альтернатив для выбора, что неискушенный читатель может даже растеряться. И это не случайно. Чем меньше знает человек о мире культуры, тем уже его возможности выбора, тем менее он свободен. И наоборот. Не случайно известный русский философ H.А. Бердяев полагал свободу важнейшей сущностной характеристикой культуры.
Следующая функция культуры — знаковая. Человечество фиксирует, передает накопленный опыт в виде определенных знаков. Так, для физики, химии, математики специфическими знаковыми системами выступают формулы, для музыки — ноты, для языка — слова, буквы и иероглифы. Овладение культурой невозможно без овладения ее знаковыми системами. Культура же, в свою очередь, не может транслировать социальный опыт, не облекая его в специфические знаковые системы, будь то цвета светофора или национальные разговорные языки.
И, наконец, последняя из основных функций культуры — ценностная. Она тесно связана с регулятивной, ибо формирует у человека определенные установки и ценностные ориентации, в соответствии с которыми он либо принимает, либо отвергает вновь познанное, увиденное и услышанное. Именно ценностная функция культуры дает человеку возможность самостоятельной оценки всего того, с чем он сталкивается в жизни, то есть делает его личность неповторимой.
Разумеется, все эти функции культуры не существуют как рядом положенные. Они активно взаимодействуют, и нет более ошибочного представления о культуре, чем представление ее в статичности и неизменности. Культура — всегда процесс. Она находится в вечном изменении, в динамике, в развитии.
Заключение
Система культуры в наши дни настоятельно требует разумного вмешательства. Современное состояние культуры не отвечает глобальным задачам, стоящим перед человечеством и поэтому культура должна быть реформирована, а для этого должно быть изменено сознание людей. Современный «человек массы» недалеко ушел от первобытного человека. Он не знает значение самого себя, является заурядным и средним, знаменует собой тиранию пошлости. Создается слой людей, который не успевает окультуриться и не соответствует сложности цивилизации. “Пространство культуры”, представляет собой нерасторжимое целое и отставание одной стороны неизбежно приведёт к отставанию культуры в целом. Падение гуманитарной культуры или какой-либо из сторон этой культуры (например, музыкальной) обязательно, хотя, быть может, и не сразу очевидно, скажется на уровне развития даже математики или физики. Культура живет общими накоплениями, а умирает постепенно, через утрату отдельных своих составляющих, отдельных частей единого организма. Культура человеческого сообщества должна стать разумно управляемой системой. Главной заботой культуры должна стать свобода сознания.
В частности, воспитание и образование должны быть ориентированы не на загрузку памяти, как происходит сейчас в современных школах, а на раскрепощение сознания и рост его творческого потенциала. Необходима своевременная профилактика культуры как живой системы.
Список использованных источников
1. Учеб. для студ. техн. вузов / Н.Г. Багдасарьян, Г.В. Иванченко, А.В. Литвинцева и др.; Под ред. Н.Г.Багдасарьян.—.4-е изд., испр.— М.: Высш. шк., 2002.— 511 с.
2. Безглубокая С.А. «Культурология в системе технического образования: синтез интеллекта и творчества» // Социально-гуманитарные знания [Текст]. / Безглубокая С.А. – М, 2001г., №5, 161-167 с.
3. Швейцер А.В. Культура и этика [Текст]. / Швейцер А.В. — М., 1973 г. – 153с.
4. Кузнецов П.Е. Культурология [Текст]. / Кузнецов П.Е. — Самара, 1999 г. – 231с.
5. Зиммелъ Г.С. Философия культуры //Избранное [Текст]. / Зиммелъ Г.С. — М., 1996 г. — 306 с.
6. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества [Текст] / Бердяев Н.А.- М., 1989 г. – 240с.
7. Конев В.А. О сущности освоения культуры // Методологические проблемы освоения культуры [Текст] / Конев В.А. – М., 1988г. — 115 с.
Источник
Культура как способ реализации творческих способностей человека
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2015 в 23:56, реферат
Краткое описание
Культурология использует понятие культуры, которое раскрывает сущность человеческого бытия как реализацию творчества и свободы. Понятие культура – центральное в культурологии. Цель культуры и высшее назначение разума совпадают: сделать людей счастливыми. В своем этимологическом значении понятие культуры восходит к античности. Его можно обнаружить в трактатах и письмах Древнего Рима. Понятие «культура» в переносном значении аналогично понятию «хозяйство» и изначально соотносилось с культурой чего-то: культура души, культура разума, культ богов и культ предков.
Содержание
Сущность культуры как совокупности средств и способов человеческой деятельности 2
Соотношение культуры и цивилизации 7
Культура как многофункциональная система: как традиция и социальная память человечества, как способ реализации творческих возможностей человека 14
Диалогичность культуры 20
Список литературы 25
Прикрепленные файлы: 1 файл
культуралогия.docx
Культура способна предоставить человеку поистине безграничные возможности для выбора, т.е. для реализации его свободы. В понятиях отдельного человека практически безгранично количество видов деятельности, которым он может себя посвятить. Hо каждый профессиональный вид деятельности – это отдифференцированный опыт предшествующих поколений, т.е. культура.
Овладение общей и профессиональной культурой выступает необходимым условием для перехода человека от репродуктивной деятельности к творческой. Творчество же есть процесс свободной самореализации личности. Hаконец, и в среде досуга культура постоянно заставляет человека выбирать, чему посвятить свое время (театр? кино? телевизор? книга? прогулка? поход в гости?), что именно предпочесть (КВH по первой программе, интервью известного политика по второй или «ужастик» по кабельному каналу?), как реализовать сделанный выбор (смотреть КВH дома, или в гостях, или дома, но в присутствии гостей?). Любая районная библиотека способна предложить столько альтернатив для выбора, что неискушенный читатель может даже растеряться. И это не случайно. Чем меньше знает человек о мире культуры, тем уже его возможности выбора, тем менее он свободен. И наоборот. Hе случайно известный русский философ H.А. Бердяев полагал свободу важнейшей сущностной характеристикой культуры.
Следующая функция культуры – знаковая. Человечество фиксирует, передает накопленный опыт в виде определенных знаков. Так, для физики, химии, математики специфическими знаковыми системами выступают формулы, для музыки – ноты, для языка – слова, буквы и иероглифы. Овладение культурой невозможно без овладения ее знаковыми системами. Культура же, в свою очередь, не может транслировать социальный опыт, не облекая его в специфические знаковые системы, будь то цвета светофора или национальные разговорные языки.
И, наконец, последняя из основных функций культуры – ценностная. Она тесно связана с регулятивной, ибо формирует у человека определенные установки и ценностные ориентации, в соответствии с которыми он либо принимает, либо отвергает вновь познанное, увиденное и услышанное. Именно ценностная функция культуры дает человеку возможность самостоятельной оценки всего того, с чем он сталкивается в жизни, то есть делает его личность неповторимой.
Разумеется, все эти функции культуры не существуют как рядом положенные. Они активно взаимодействуют, и нет более ошибочного представления о культуре, чем представление ее в статичности и неизменности. Культура – всегда процесс. Она находится в вечном изменении, в динамике, в развитии. В этом сложности ее изучения, и в этом ее великая жизненная сила
4. Диалогичность культуры
Диалог – это не только вопросно-ответная форма мышления, не только авторский прием, но и само реальное бытие культуры, ее имманентная сущность, способ реализации ее функций. Идея диалога как бытия культур появилась в ХХ веке. Она принадлежит М.М. Бахтину (1895–1975), русскому философу, теоретику культуры, литературоведу. Он исходит из представления о культурах как «личностях» (под влиянием работ О. Шпенглера), которые ведут между собой нескончаемый, длящийся в веках «диалог».
Культура есть там, где есть две культуры. «Где одна «культура», – пишет В.С. Библер, исследователь творчества М.М. Бахтина, – я с ней срастаюсь, – и тогда уже культуры нет, есть цивилизация» (Библер В.С. Замыслы. М., 2002. С. 377). Цивилизация, как и человек, продолжает существовать и развиваться после своей «физической смерти», после своего исчезновения с земной поверхности. В какой форме? В форме культуры, форме культурного общения, т.е. общения, осуществляемого через посредство произведений культуры. Именно так – из себя – культура как таковая растет (трансформируется), прирастает (становится «вещью», произведением, т.е. искусством, запечатлевшим общение) и прорастает в своих субъектах, носителях культуры, собеседниках, участниках диалога (становясь их знанием и умением). Поэтому культура – это всегда и диалог культуры и внекультурности, культуры и варварства, космоса (порядка) и хаоса.
Здесь следует заметить, что в прошлых цивилизациях и эпохах культура (прежде всего как образование и воспитание) занимала «периферийное» место, в «производстве» культуры и в общении культур непосредственное участие принимало лишь меньшинство человечества. По словам В.С. Библера, социокультурная жизнь современных людей изменилась: произошел «переход от идеи «человека образованного и просвещенного» к идее «человека культурного»» (Библер В.С. Замыслы. М., 2002. С. 384). Произошел сдвиг в сторону понимания культуры как диалога культур, для которого значим каждый субъект, каждый момент бытия. Более того, человек современной культуры «не имеет своего прочного культурного места, он современно культурен лишь в той мере, в какой способен каждый раз заново решать и перерешать все смыслы…» (Библер, там же, с. 388), т.е. способен жить на грани, на пересечениях, «между» разными возможностями, в горизонте разных культур одновременно.
Человечество создает различные культуры, и само является продуктом взаимодействия различных культур, в диалоге и посредством диалога творящих себя, и, одновременно, создающих единую и многообразную общечеловеческую культуру. Каждая культура, вовлеченная в диалог, раскрывает заключенные в ней многообразные смыслы, становится культурой, западной или восточной, античной или средневековой и т.д. Диалогичность, таким образом, является, во-первых, неотъемлемым свойством самой культуры, сущностной характеристикой бытия культуры. И, во-вторых, диалогичность – это возникшее в конкретном историческом пространстве и времени отношение культур, обусловленное развитием связей этих культур. До определенного момента в истории культур их отношения строились по иной, монологической схеме взаимодействия.
«Проблема диалога культур могла, казалось бы, возникнуть перед римлянами, но они попросту завоевали мир, присоединяя к себе все чужое и охотно перекраивая для себя, ставя в родных храмах статуи иноземных богов, синтезируя действием.» (Баткин Л.М. Итальянский гуманистический диалог ХV века // Из истории культуры средних веков и Возрождения. М., 1976. С. 220).
Исходя из сказанного, посмотрим пристальнее на межкультурный диалог.
Прежде всего – на уровне отдельно взятой культуры. Формой диалога культур здесь оказываются связи, обусловленные собственной морфологией культуры: связи между светской и религиозной культурами, между художественной и научной культурами, массовой и элитарной, профессиональной и народной и т.д.
Другими словами, речь идет о связи субкультур, образующих данную конкретную культуру, или о диалоге внутри одной культурной эпохи. В рамках средневековой культуры, к примеру, в диалог вступали такие субъекты, как монархия, дворянство-рыцарство, монашество и народ. Результатом диалога между ними была официальная культура, замковая культура, рыцарская культура, народная культура, карнавальная культура и др.
Межкультурный диалог на уровне разных культур. В этом смысле диалог осуществляется и рассматривается, с одной стороны, как диалог синхронический и диахронический, т.е. «в веках и между веками» (хронологический аспект рассмотрения), и каждая культура здесь – это определенная культурная эпоха, этап в общей истории культуры. В этом плане можно говорить о диалоге прошлого и настоящего, о культуре отцов и детей.
«В каждой культуре прошлого заложены огромные смысловые возможности, которые остались не раскрытыми, не осознанными и не использованными на протяжении всей исторической жизни данной культуры. Античность сама не знала той античности, которую мы теперь знаем… При такой диалогической встрече двух культур они не сливаются и не смешиваются, каждая сохраняет свое единство и открытую целостность, но они взаимно обогащаются» (Бахтин М.М. Ответ на вопрос редакции «Нового мира» // Эстетика словесного творчества. М., 1986. С. 352, 354).
С другой стороны, диалогическими выступают связи между различными национальными культурами, культурами разных регионов, между качественно определенными культурными ценностями. Яркой иллюстрацией этой формы диалога выступает диалог культур Запада и Востока, Севера и Юга и др. (регионально-географический аспект рассмотрения).
«Человек, не произносящий слов, для европейцев не может быть живым человеком. У них не существует такого «диалога» в японском стиле, когда собеседники пытаются взаимно проникнуться душой и понять друг друга посредством чувств. «Диалог» в японском стиле – это, в конце концов, не что иное, как средство ублажения настроения и смягчения атмосферы двух обращенных друг к другу лицом людей; «диалог» европейцев для каждого из говорящих, которые ныне, как никогда, живут по принципу «полагайся на собственные силы и средства», – это почти единственная возможность для самоутверждения и самозащиты….
Европейцы считают, что поскольку живешь во взаимозависимых общественных отношениях, то нельзя молчать перед другим и не высказываться. Если не будешь произносить слов и самоутверждаться, то никто тебя не поймет, все будут игнорировать, и, в конце концов, потерпишь поражение….
Различие между японцами и европейцами можно назвать различием между «людьми зрения» и «людьми голоса»….
«Человек зрения» не любит посредством «диалога» признавать различия или общность между собой и другим…. У японцев глаз, являясь органом зрения, одновременно является и органом речи; встретив взгляд другого, японец понимает движение его души, его чувства; для него «глаза говорят в такой же мере, как и язык» (Кимура Сёдзабуро. «Люди зрения» и «люди голоса» // Человек и мир в японской культуре. М., 1985. С. 248–251).
1. Мамонтов С.П. Основы культурологии. – М., 1993 г.
2. Шор, Ю.М. Очерки теории культуры. Ю.М. Шор. Л., 1989.
3. Бердяев, Н. Философия свободы. Смысл творчества. Н. Бердяев. М., 1989.
4. Ортега и Гассет, Х. Тема нашего времени. Х. Ортега-и Гассет Самосознание европейской культуры ХХ в. М., 1991.
5. Сорокин, П. Человек. Цивилизация. Общество. П. Сорокин. М., 1992.
Источник