Культура как способ человеческой жизнедеятельности

2.Культура как способ деятельного существования индивида. История культуры и история философии.

У человека форма жизнедеятельности наследуется через культуру.

Культура – вторая природа, созданная человеком. Культура (от лат. «возделывание земли») – специфический способ развития, организации человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в духовных ценностях, в совокупности отношений человека с природой .

1.человекотворческая – гуманистическая функция формирования личности, 2.познавательная – познание законов развития природы, общества и сознания, 3.информационная – передача опыта от поколения к поколению,

4.нормативная – регулирует отношения людей в обществе,

5.знаково-символическая – знаки, языки, символы, ноты и др.

Культура дает возможность человеку воспитать в себе творца, при этом все отношения между людьми носят творческий характер. Каждое общество осуществило свой отбор культурных форм. В одной культуре материальные ценности едва признаются, в другой они оказывают решающее влияние на поведение людей. В одном обществе к технологии относятся с невероятным пренебрежением, даже в сферах, необходимых для выживания людей; в другом аналогичном обществе постоянно совершенствующаяся технология соответствует требованиям времени. Но каждое общество создает огромную культурную надстройку, которая охватывает всю жизнь человека — и юность, и смерть, и память о нем после смерти. В результате такого отбора прошлые и нынешние культуры совершенно различны. Чрезвычайно сложно определить общие черты, свойственные всем культурам, культурные универсалии. Существуют разные мнения о том, какое поведение безумное, а какое нормальное, у нас разные понятия добродетельной жизни. Все культурные особенности обусловлены историей определенного общества. В рамках марксистской концепции общественного развития была разработана теория пяти последовательно сменяющих друг друга социально-экономических формаций: первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической. Основу смены этих формаций определяла диалектика производительных сил и производственных отношений. Понятие «прогресс», особенно в сочетании с прилагательным «научно-технический» предопрелеляет поступательность развития истории человеческой цивилизации. Однако когда речь идет о культуре в целом, а не только о технологической составляющей культуры, понятие прогресса далеко не охватывает всех возможных траекторий ее изменений. В условиях разделения труда и его все более узкой специализации, области собственно материальной и духовной культуры имеют тенденцию к обособлению, к отделению и к противопоставлению друг друга.

Читайте также:  Способ обратный способу шифрования как называется

3.Миф и особенности мифологического мышления. Миф как история, культура и бытие этноса

Миф-идея, воплощенная в чувственно-образную форму.

Мифология (от греч. Mythos — предание, сказание и logos — слово, понятие, учение) – тип сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий развития общества. Мифы существовали у всех народов мира. В духовной жизни первобытных людей мифология выступала как универсальная форма их сознания, как целостное мировоззрение.

Персонажи мифа – существа сверхъестественные, они общеизвестны, так как действуют в легендарные времена “начала всех начал”. Боги- начало всего, создатели всего.

Миф рассказывает, каким образом реальность, благодаря подвигам сверхъестественных существ, достигла своего воплощения и осуществления, будь то реальность, космос или только ее фрагмент: остров, растительный мир, человеческое поведение или государственное установление.

Миф говорит только о происшедшем реально, о том, что себя в полной мере проявило.

Миф раскрывает их творческую активность и обнаруживает сакральность (или просто сверхъестественность) их деяния.

составляет историю подвигов сверхъестественных существ;

представляется как абсолютная истина (так как он относится к реальному миру) и обладает сакральной наполненностью (поскольку является результатом творческой деятельности сверхъестественных существ);

всегда имеет отношение с “созданию”, он рассказывает, как что-то явилось в мир или каким образом возникли определенные формы поведения, установления и трудовые навыки; именно поэтому миф составляет парадигму всем значительным актам человеческого поведения;

Особое место занимали мифы о культурных достижениях людей – добывание огня, изобретение ремесел и землевладения. У развитых народов мифы связывались друг с другом, выстраивались в единые повествования. Миф выступал как универсальная, нерасчлененная форма сознания, объединяя в себе зачатки знаний, религиозных верований, разных видов искусств, философии. Очеловечивались космос и другие природные силы. В мифе не разделялись отчетливо мир и человек, идеальное и вещественное, объективное и субъективное. Миф выполнял различные функции. С его помощью осуществлялась связь времен, формировались коллективные представления того или иного народа, обеспечивалось духовное единство поколений. Мифологическое сознание заключало в себе поиск единства природы и общества, мира и человека, стремление найти разрешение противоречий и обрести согласие, внутреннюю гармонию человеческой жизни. В цивилизациях примитивных народов миф исполняет незаменимую функцию: он выражает, возвышает и кодифицирует верования; он защищает и налагает моральные принципы; он гарантирует действенность ритуальной церемонии и предлагает правила для практической жизни, необходимые человеческой цивилизации; он отнюдь не лишенная содержания выдумка, а напротив – живая реальность, к которой человек постоянно обращается; это ни в коей мере не абстрактная теория и не простое развертывание образов, это кодификация религии примитивных народов и их мудрости.

Источник

Культура как способ деятельного существования индивида. История культуры и история философии.

Предмет философии, функции философии, разделы.

· -Философия — общая теория мира и человека в нем.

· -Предмет философии до сих пор на дискуссиях (26в).

Платоновский подход (практический- содержательный):философия, как искусство умирать.

Теоретический(Аристотель)-наука о бытии (о сущном), о первых причинах вещей.

Синтезом обоих подходов является понимание философии, как мировоззрения.

· —Мировоззрение — это система взглядов на объективный мир и место человека в нем: мифология, религия, философия.

-предмет мировоззрения — отношение человека к миру.

-раскрывается в след. проблемах: Кто такой человек? Что такое мир? что есть истина? Нужно ли ее постичь? Что такое добро/зло? Что такое красота и т.д.

-оно выполняет функцию познания человеком окружающего мира.

-оно вбирает в себя опыт познания человеком окружающего мира, философия же ориентирована на раскрытие общих принципов устройства мира и важнейших его характеристик.

-с помощью философии, мировоззрение достигает упорядоченности, обобщенности и теоретичности. Философия определяет характер и общую направленность мировоззрения.

-например: в эпоху Возрождения, основной направленностью философии было осмысление места человека как центра вселенной. Кроме того мировоззрение и философия решают проблемы человека в различных аспектах. Так мировоззрение включает в себя самые различные сведения о человеке, а философия решает проблемы в общей форме.

· -Философия зародилась около 2500 лет назад в странах востока: Индии, Греции, Рима. Наиболее развитые формы она приобрела в Др. Греции. Философия — любовь к мудрости. Философия пыталась вобрать в себя все знания, т.к. отдельные науки не в состоянии были дать целостную картину мира.

· Вопрос о том что есть мир — основной вопрос философии. Его решение обозначает основные подходы к осмыслению и других философских проблем, поэтому философия разделилась на 2 основных направления: философский материализм ( Демокрит ), и философский идеализм ( Платон ). Философия стремилась понять не только мир вне человека, но и самого человека. Философии свойственно стремление к максимальному обобщению результатов познания. Она изучает не мир в целом, в мир как целое.

· Философия органично вплетена в ткань общества и имеет большое воздействие со стороны общества. На нее влияют политический и общественный строй, государство, прелигия. С другой стороны и сама философия влияет на исторический процесс своими передовыми идеями.

· Функции философии – основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение. Принято выделять: мировоззренческую, методологическую, мыслительно-теоретическую, гносеологическую, критическую, аксиологическую, социальную, воспитательно-гуманитарную, прогностическую функции.

-Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.

-Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.

· Разделы: —онтология – учение о бытии, о первоначалах всего сущего, о критериях существования, общих принципах и закономерностях существования;

гносеология – раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношение знания к реальности, выявляются условия достоверности и истинности знания;

аксиология – учение о природе и структуре ценностей, их месте в реальности, о связи ценности между собой;

праксеология – учение о практическом отношении человека и мира, активности нашего духа, целеполагании и действенности человека;

антропология – философское учение о человеке;

социальная философия – раздел философии, описывающий специфические особенности общества, его динамику и перспективы, логику социальных процессов, смысл и предназначение человеческой истории.

Эти разделы несводимы друг к другу, но тесно связаны между собой.

· По некоторым историческим свидетельствам, слово «философ» впервые употребил древнегреческий математик и мыслитель Пифагор по отношению к людям, стремящимся к высокой мудрости и достойному образу жизни. Истолкование же и закрепление в европейской культуре термина «философия» связывают с именем древнегреческого мыслителя Платона.

Культура как способ деятельного существования индивида. История культуры и история философии.

· У человека форма жизнедеятельности наследуется через культуру.

· Культура – вторая природа, созданная человеком. Культура (от лат. «возделывание земли») – специфический способ развития, организации человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в духовных ценностях, в совокупности отношений человека с природой .

1.человекотворческая – гуманистическая функция формирования личности, 2.познавательная – познание законов развития природы, общества и сознания, 3.информационная – передача опыта от поколения к поколению,

4.нормативная – регулирует отношения людей в обществе,

5.знаково-символическая – знаки, языки, символы, ноты и др.

· Культура дает возможность человеку воспитать в себе творца, при этом все отношения между людьми носят творческий характер. Каждое общество осуществило свой отбор культурных форм. В одной культуре материальные ценности едва признаются, в другой они оказывают решающее влияние на поведение людей. В одном обществе к технологии относятся с невероятным пренебрежением, даже в сферах, необходимых для выживания людей; в другом аналогичном обществе постоянно совершенствующаяся технология соответствует требованиям времени. Но каждое общество создает огромную культурную надстройку, которая охватывает всю жизнь человека — и юность, и смерть, и память о нем после смерти. В результате такого отбора прошлые и нынешние культуры совершенно различны. Чрезвычайно сложно определить общие черты, свойственные всем культурам, культурные универсалии. Существуют разные мнения о том, какое поведение безумное, а какое нормальное, у нас разные понятия добродетельной жизни. Все культурные особенности обусловлены историей определенного общества. В рамках марксистской концепции общественного развития была разработана теория пяти последовательно сменяющих друг друга социально-экономических формаций: первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической. Основу смены этих формаций определяла диалектика производительных сил и производственных отношений. Понятие «прогресс», особенно в сочетании с прилагательным «научно-технический» предопрелеляет поступательность развития истории человеческой цивилизации. Однако когда речь идет о культуре в целом, а не только о технологической составляющей культуры, понятие прогресса далеко не охватывает всех возможных траекторий ее изменений. В условиях разделения труда и его все более узкой специализации, области собственно материальной и духовной культуры имеют тенденцию к обособлению, к отделению и к противопоставлению друг друга.

Источник

Культура как способ бытия человека в мире

Представление о деятельной сущности человека будет неполным без обращения к понятию «культура«, которое издавна применяется в фи­лософии и социальном познании. Без этого понятия невозможно пред­ставить себе способы и формы духовно-практической деятельности че­ловека и ее результаты, характер и типы отношений между людьми, меру сформированности человеческого начала в человеке. Культураэто способ, каким человек существует в окружающем его мире. Он существу­ет в мире как древний Прометей — мужественный носитель огня, того творческого и животворящего начала, посредством которого бытие из­влекается из небытия, мертвое становится живым, а дикое природное преобразуется в социокультурное. Это ведь Прометей, как гласит древ­негреческая мифология, научил людей ремеслам, возделывать землю и приручать диких животных, овладевать природными стихиями, читать и писать, одним словом, — жить почеловечески. Культура — это дея­тельная сущность человека в многообразных формах своей действитель­ности, способ утверждения человеком себя в качестве Творца.

Философия рассматривает культуру как целостное и многомерное явление общественной жизни. Для философии важно ответить на вопро­сы о том, что такое культура, какое место она занимает в историческом процессе и какую роль играет в жизнедеятельности человека. Культура соотносится с человеком как существом, которому присущи уникальные характеристики и способы существования в мире. Что же такое культу­ра с точки зрения философии?

Впервые этот термин был применен римским оратором и филосо­фом Цицероном. Под культурой он понимал позитивное влияние фило­софии на ум человека. По его мнению, философия является «культурой ума«, тонким инструментом для познания окружающего мира.

В средние века культура ассоциировалась прежде всего с религиоз­ным опытом человека, с его способностями жить по заповедям Творца. Культура — это богоподобие человека, его служение Богу, терпение и смирение.

Напротив, в эпоху Возрождения под культурой стали подразуме­ваться высокие гуманистические идеалы. Культурным считался свобод­ный, универсально развитый, разумный и деятельный человек.

Просветители XVIII в. (Ф.Вольтер и др.) смотрели на культуру как воплощение в ней светлого, цивилизованного начала. Соответственно, культурность нации противопоставлялась ими варварскому состоянию народов, их первоначальной дикости. Культура измерялась достижениями, прежде всего наук и ремесел, ее целью считалось сделать всех людей счастливыми, а общественный строй — совершенным и справедливым.

В классической немецкой философии культура воспринималась преимущественно как сфера духовной свободы и деятельности человека. Эта философия решительно разделила всю окружающую человека действительность на мир природы и мир культуры. Немецкие мыслители под­черкивали, что культураэто мир идей, вещей и социальных институ­тов, созданный в ходе человеческой деятельности. Прогресс культуры рассматривался ими как один из основных законов истории общества. Каждый народ создает свою собственную самобытную культуру, кото­рая выполняет цивилизующую функцию. Благодаря культуре становит­ся возможным восходящее движение общества к гуманному состоянию.

В классической марксистской философии ХIХ века понятие культу­ры стало применяться для характеристики творческих («сущностных«) сил ; человека и совокупных результатов его деятельности. В марксизме подчеркивалась идея обусловленности культуры конкретным способом мате­риального производства, характером общественно-экономической фор­мации и исторической эпохи. Считалось, что культура всегда носит конк­ретно-исторический характер (феодальная, буржуазная и т.д.), а ее высшим проявлением станет в перспективе культура коммунистического общества. В марксизме были исследованы различные проявления культуры: культура труда, политическая культура, духовная культура общества.

Разнообразные трактовки понятия культуры появились в социаль­ной философии на рубеже XIX и начала XX вв.

Так, Ф.Ницшеостро критиковал культуру и видел в ней всего лини средство для подавления и порабощения человека с помощью правовых и иных норм, предписаний и запретов. О.Шпенглерстал известен своей теорией «локальных культур», в которой он отрицал прогресс в истории культуры и наличие в ней органического единства разных культур. По его убеждению, вся культура, как «живое тело души», распадается на ряд независимых и неповторимых социальных организмов (египетская, индийская, китайская, греко-римская и другие культуры, которые не связаны друг с другом. Основатель психоанализа 3. Фрейдисходил из идеи наличия вечного и неустранимого противоречия между человеком и культурой. По его убеждению, человек — это существо исключительно при­родное, наделенное совокупностью потребностей и инстинктов. Культура же враждебна человеку, поскольку она ограничивает свободу его действий. Уже первобытный коллектив был инструментом подавления человека с помощью силы социальных норм и запретов. С той поры «тех­ника» подавления человека стала несравненно более совершенной и раз­нообразной. Фрейд был убежден, что современный человек является в гораздо большей степени пленником культуры, нежели его первобыт­ные предки, и эта тенденция в итоге может погубить все человечество.

В философии XX в. культура рассматривалась с различных сторон. Так, в некоторых учениях культура сводилась прежде всего к дос­тижениям науки и техники, которые якобы способны обеспечить стре­мительный прорыв человечества в блестящее будущее. Напротив, в док­ладах Римского клуба (А.Петейи др.) было сделано ударение на необ­ходимость совершенствования самого человека, если он желает выжить в условиях обострения глобальных проблем. А.Швейцер полагал, что современная культура призвана быть прежде всего «живой этикой», в основе которой должно лежать благоговение и преклонение перед всем живым. Быть культурным в наше время означает активно способство­вать сохранению жизни на нашей планете, совершенствовать взаимо­отношения человека с окружающим миром.

В русской философии понятие культуры традиционно имело высо­кое духовное и нравственное наполнение. В этом проявился дух право­славия с его идеями добра, милосердия и справедливости, солидарности между всеми людьми и народами. Злом является все то, что разрушает жизнь и мировую гармонию. Напротив, Доброэто творение жизни и гармонии в ней. В этом и должно состоять основное предназначение че­ловеческой культуры как сгустка морали и жизненной мудрости. Рус­ская философия подчеркивала также самобытность отечественной куль­туры во всех ее проявлениях — в образе жизни и традициях, менталитете россиян, формах экономической жизни и многом другом. Культура Рос­сии своеобразна, как и сама «русская душа«, мироощущение и мировоз­зрение русского человека.

Как видим, в истории философии выделялись и изучались различ­ные стороны культуры как социального явления. Суммируя все сказан­ное выше, ответим на вопрос о сущности культуры («Что это такое?») с позиций философии.

культура это философское понятие для характерис­тики человека как деятельного существа, раскрытия его сущ­ностных сил и способностей.

В своей действительности она включает в себя сущностные силы человека, т.е. физическую и духовную энергию; процесс их применения (формы созидательной духовно-практической деятельности); предмет­ные воплощения этой деятельности (идеи, вещи); отношения между людьми как членами общества (нравы, институты, традиции и обы­чаи). Культура — это все, созданное мудрой мыслью и деятельной ру­кой человека, сотворенный человеком мир. Это как бы «вторая приро­да», существующая наряду с обычной природной средой. Культура пред­ставляет собой сверхсложную реальность, которая создается в соответ­ствии с замыслом человека как ее творца. В своей действительности она представляет собой комплекс высоких достижений человечествав различ­ных областях его деятельности. Культура является триумфом и манифе­стацией подлинно человеческого в человеке как деятельном существе.

Раскрывая сущность культуры, следует сделать одно очень важное примечание. «Как в плоскости культуры отличить церковь от кабака?» вопрошал русский философ П.А.Флоренский. Будет правильным считать, что культура это лишь то, что отвечает высоким гуманным критериям служит интересам общественного прогресса и блага общества.

Культурно только то, что нравственно.

Вот почему, например, умение убивать людей конечно же, никак нельзя относить к культуре. В таком ведь случае Гитлера и Сталина мы бы причислили к числу самых «культурных» людей в истории человечества. Примеры, подобные этому, указывают на наличие в обществе так называемой антикультуры, которая характеризует человека с негативной стороны как существо падшее, как античеловека. К сожалению, антикультура тоже весьма разнообразна, и это свидетельствует о противоречивом бытии человека в мире, о трагичности его существования.

С точки зрения своего внутреннего строения и устойчивого содержания, культура имеет два слоя. Во-первых, это духовная культура, которая включает совокупные знания и методы познания, формы мышления. Сюда относятся также язык и общественное сознание, система образования и воспитания человека. Духовный слой культуры играет специфическую и особо важную роль. По определению С.Л.Франка, культура — это «осадок духовной жизни человечества«. Духовное ядро есть начало, вокруг которого и формируется вся система любой национал ной культуры. На протяжении тысячелетия для России таким ядром было православиекак мировоззрение и мораль, образ жизни. Оно наложил огромный отпечаток на быт людей и их традиции, формы хозяйств( ной деятельности и трудовую мораль, на политическую жизнь и государственность, на искусство (например, иконы как жанр художественного творчества), на другие стороны культуры русского народа.

Во-вторых, это материальная культура человечества: орудия труда техника, сами навыки труда людей, коммуникации и приборы, жилье, про­дукты питания. Существуют и такие формы культуры, которые находятся как бы на стыке этих двух пластов (слоев) и представляют собой их органическое единство. К ним можно отнести политическую культуру как единство политического сознания и политической деятельности. Это также и художественная культура как мир произведений искусства, каждый из которых несет в себе один или же много художественных образов, нашедший свое предметное воплощение в книгах, картинах, скульптурах и т.д.

Когда философия повествует о культуре, то часто в связи с этим употребляет понятие цивилизации. Нередко понятия «культура» и «цивилиза­ция» применяются в одинаковом смысле. Однако это неверно, хотя дан­ные понятия в чем-то, безусловно, и близки друг другу. Следует исходить из того, что цивилизация — это определенная крупная эпоха в история человечества (собирательская, аграрная, промышленная и др.), ступень становлении и восходящем развитии человека как активного деятеля и творца.

Культура же представляет собой базисное основание и содержание («содержимое«) той или иной исторической эпохи, выраженное в совокупности духовных и материальных ценностей. Каждой цивилизация присуща своя, в чем-то специфическая культура. Например, в рамках аграрной цивилизации возникли и сформировались греческая, египетская и иные культуры со своеобразным содержанием и характеристика­ми (тип мировоззрения, образ жизни людей, характер социальных ин­ститутов и т.д.).

Современная цивилизация, чаще всего именуемая постин­дустриальной, формирует собственную культуру, которая имеет свои от­личительные черты и прежде всего — высокий уровень развития науки, техники и технологий. Каждый шаг в развитии цивилизации означает одновременно и движение по пути создания и развития культуры (как и антикультуры тоже). Но и наоборот, — развитие культуры постепенно создает предпосылки для перехода общества на более высокую ступень в своем развитии, как это случилось, например, в XX в. в связи с бурным развитием научно-технической революции. Однако не следует полагать, что развитие цивилизации автоматически влечет за собой и прогресс в развитии культуры. На несоответствие между цивилизацией и культурой указывал, как мы уже отмечали выше, Ж.Ж. Руссо: прогресс общества со­всем не обязательно влечет за собой и прогресс человека. XX век показал, что при определенных условиях культура может распадаться, деградиро­вать и даже погибать, теряя свои лучшие достижения.

Источник

Оцените статью
Разные способы