Культура нации
КУЛЬТУРА НАЦИИ — совокупность культурных достижений, присущих данной нации в лице ее отдельных представителей, локальных групп и т. п. вне зависимости от того, имеют ли различные элементы этого национального достояния специфическую национальную окраску или национально нейтральны. Культура нации есть вся историческая совокупность материальных, общественно-политических, технологических, научных, философских, этических, эстетических и прочих ценностей, созданных данной нацией непосредственно, равно как и ценностей, полученных ею в процессе взаимодействия с другими нациями и активно используемых в своем прогрессе во всех сферах общественной жизни.
Культура нации свидетельствует о роли и степени участия нации в глобальных социально-экономических процессах: индустриальном прогрессе, политической организации общества, развитии науки, образования, культуры, информационных систем и т. п. Культура нации раскрывает специфику творчества нации, динамику ее миропонимания и мировоззрения, выражает общечеловеческую сущность жизнедеятельности нации, ее отношение к социально-экономическим и историко-культурным процессам. Культура нации — неотъемлемая составная часть мировой культуры.
Культура занимает очень важное место в историческом развитии каждой нации и в формировании ее национального самосознания. В современных условиях материальная культура содержит значительно меньше национальной специфики и не всегда выступает «опорой» национального самосознания. Поэтому ориентация на духовную культуру в значительно большей степени служит выражением национального самосознания.
Культура нации обеспечивает не только ее интеграцию и стабильность как системы. Элементы этой культуры имеют и «вторую жизнь», так как выполняют и этнодифференцирующие функции, становятся основой для различения «мы» и «они».
Мировые процессы интеграции экономической, политической и культурной жизни нации породили новый компонент культуры — современный, когда рядом с культурой с большой буквы создавалось особое культурное состояние, альтернативное по отношению к традиционному. Нынешняя социокультурная ситуация требует понимания взаимодействия этих двух важнейших звеньев духовной жизни.
Культуры нации можно разграничить на народную и официальную («высокую»). Народная культура представляет собой синтез нескольких традиций. Ее общий облик определяется явлениями и ценностями, образованными народом в согласии с его представлениями, взглядами и потребностями. Каждая историческая эпоха имела особую народную культуру и отличающуюся от нее, особую официальную культуру.
Характеризуя культуру нации, необходимо особо подчеркнуть, что ее этническая специфика далеко не сводится к архаичным элементам культуры. Этнические функции (отличие одного этноса от другого) выполняет и профессиональная культура: литературный язык, художественная литература, профессиональное искусство и т. д. Ведь совершенно очевидно, что такого рода компоненты культуры у каждого этноса обладают характерной именно для него спецификой. Это обстоятельство тем более важно иметь в виду, поскольку в научной литературе встречается тенденция архаизации этнических свойств современных этно-социальных общностей — наций.
В жизни культуры любой нации имеют место две объективные тенденции. Первая из них заключается в том, что культура нации открыта для культур других народов, всегда связана с ними, обогащается их ценностями, традициями, идеалами. Это значит, что культура нации интернациональна, ибо полностью изолированное существование нации невозможно. В противном случае культура нации будет творчески однообразна и духовно скудна. Вторая тенденция в жизни культуры нации состоит в том, что как бы ни соприкасались и ни общались между собой и ни проникали друг в друга культуры нации, эта связь всегда относительна ибо она не растворяет, не исключает автономности и уникальности культуры каждой нации. Следовательно, культура нации всегда и национальна, и интернациональна. Высшие достижения культуры каждой нации в то же время становятся достоянием культуры других наций.
См.: Культура национальная, Культура этническая.
Тавадов Г.Т. Этнология. Современный словарь-справочник. М., 2011, с. 179-180.
Источник
Национальная культура
Понятие «национальная культура» очень сложное и многогранное. Если же говорить коротко, то она представляет собой комплекс определенных материальных и духовных ценностей отдельного народа, которые сформировались под воздействием социальных аспектов и факторов окружающей среды.
Чтобы лучше понимать понятие национальной культуры и ее роли в развитии традиций и духовности отдельных наций, стоит детальнее изучить этот термин, а также рассмотреть факторы, влияющие на него.
Что такое национальная культура
Общее понятие национальной культуры гласит, что это совокупность духовных и материальных ценностей каждой отдельной нации. Как правило, эти ценности формируются веками под воздействием социальных факторов, природной среды обитания и условий жизни конкретного региона (рисунок 1).
Рисунок 1. Национальную культуру определяет огромное количество факторов
Определение национальной культуры касается и ее проявлений: в традициях, моральных нормах и установках, духовных ценностях и даже стереотипах определенного народа.
При этом национальную культуру ни в коем случае нельзя назвать изолированной. Скорее наоборот, ее формирование неразрывно связано с традициями соседних народов, которые, оказывая влияние на обычаи других этносов, стимулируют развитие национальной культуры. В культурологии также считается, что народ, проживающий изолированно, отличается весьма бедными традициями, в сравнении с этносами, которые постоянно взаимодействуют с соседними народностями.
История и содержание термина
Понятие национальной культуры неразрывно связано с историей, расцветом и упадком определенного этноса. Все события, которые происходили в определенные временные отрезки, неизбежно отражаются на стиле мышления и традициях представителей конкретного народа.
Чтобы точнее понять национальную культуру определенного народа, нужно знать основные компоненты этого понятия:
- Историческое прошлое: трагические события, войны, торговые отношения с соседними государствами неизменно откладывают свой отпечаток. Причем традиции и стереотипы мышления постоянно меняются именно под воздействием данного критерия.
- Общий уровень развития конкретного общества: это компонент выражается в способах организации жизни и быта, а также во взаимоотношениях между отдельными представителями конкретного этноса или нации. Это, в свою очередь, оказывает влияние на создание материальных и духовных ценностей, которые также являются отражениями национальной культуры.
- Специфические сферы деятельности: традиции и стереотипы каждой нации неизменно находят свое выражение в музыке, литературе, изобразительном искусстве и даже политической деятельности. По этим показателям другие нации могут оценивать степень развития конкретного народа и вырабатывать схему взаимодействия с ними.
- Язык: еще один немаловажный компонент, стоящий у истоков любой национальной культуры. В данном случае речь идет не только об официальном языке какого-либо государства, но и о диалектах и наречиях, распространенных в конкретной географической области.
Рисунок 2. Нацкультуру формируют стереотипы и условия проживания
В целом можно сказать, что оценивать национальную культуру по какому-то одному критерию неправильно, как и расценивать ее в качестве статической величины, неспособной к дальнейшему развитию (рисунок 2).
Нация и национальность
Ученые считают все национальные культуры равноценными, ведь каждая из них по-своему неповторимая, со своими уникальными традициями, чертами и элементами. При этом культуры разных этносов сосуществуют не изолированно, а взаимодействуют друг с другом, взаимно влияя на развитие (рисунок 3).
Рисунок 3. Нация и национальность — разные, но связанные между собой понятия
В этом смысле самым древним слоем национальной культуры считается этническая. Именно она несет в себе традиции и обычаи предков, которые являются своего рода символами и объединяют представителей одного этноса по принципу близкого кровного родства. При этом понятия нации и национальности имеют существенные различия, хотя по многим критериям и схожи между собой.
Нация представляет собой общественную единицу. Фактически, это собирательный образ для индивидов, проживающих на территории одного государства. Нация формируется на основе нескольких народов и этносов, образующих государство. При этом их национальные традиции постепенно меняются под воздействием друг друга, формируя понятие национальной культуры. Понятие национальности тесно связано с нацией. С научной точки зрения этот термин означает процесс перехода одного или нескольких народов в нацию.
Другими словами, если какое-либо государство насчитывает много этнических меньшинств, будет неправильно называть их отдельными национальностями.
Нация и этнос
Понятия нации и этноса в рамках рассмотрения национальной культуры гораздо более интересные. Этнос – это самый базовый термин, означающий народ с определенной языковой спецификой, символикой, материальными и духовными атрибутами (рисунок 4).
Несмотря на то, что отдельно взятые этносы считаются простейшей формой организации групп людей, именно они служат основой формирования национальной культуры.
Современные ученые пришли к другим выводам. Согласно последним исследованиям, именно этнос является чуть ли не единственной статической единицей социума. Любые попытки вторжения в народные традиции, быть или культуру могут привести к постепенному упадку или исчезновению этноса. Однако, если воздействий, оказывающих негативное влияние извне не будет, он способен на долгое время сохранится в неизменном виде.
Рисунок 4. Отличительная особенность этноса — в стремлении создать собственное государство
К сожалению, все современные этносы тем или иным образом подвергаются влиянию глобализации. Постепенно исчезают некоторые традиции, размываются верования и меняются моральные ценности. Более того, в нашем современном обществе больше не считаются редкостью браки между представителями народов с совершенно разными традициями и обычаями. Это, в свою очередь, означает, что мы с вами может быть свидетелями формирования абсолютно новых и уникальных национальных культур.
Нация и язык
Формирование любой национальной культуры нельзя рассматривать без языка, как основы взаимоотношений между отдельными индивидами и развития традиций и верований. Именно язык играет ключевую роль в становлении определенного этноса, так как способен объединять даже очень большие группы людей.
При этом язык, в отличие от этноса, нельзя назвать статичной единицей. В традиционном языкознании принято считать, что лексика и даже грамматика могут постепенно меняться под воздействием войн, отношений с другими народами, глобализации и миграции. Однако некоторые характерные черты определенного языка все же сохраняются и играют важную роль в формировании национальной культуры.
Основные компоненты национальной культуры
Национальная культура включает несколько отличительных компонентов, которые и отражаются на ее основных чертах. В первую очередь принято рассматривать духовный аспект, включающий в себя язык, религию, нравственные нормы и художественные обычаи и культуру.
Однако не стоит забывать и о социально-политическом и материалом компонентах, которые играют важную роль в формировании национальной культуры вне зависимости от внешних факторов и исторического периода. В последнее время важная роль отводится и так называемому современному компоненту, который имеет свои особенности. В данном случае создается определенное состояние, противоположное традиционному. Данные тенденции отлично просматриваются в современном обществе, когда традиции и обычаи предков постепенно уступают более глобальным нормам поведения и мышления.
Способы сохранения национальной культуры
Процесс развития любой национальной культуры нельзя назвать простым, причем ее сохранение сопряжено с определенными проблемами. С одной стороны, представители любой культуры стремятся сохранить свои характерные традиции, символику и другие черты, характерные для определенного этноса. С другой – такая культура со временем отбрасывает некоторые стереотипы и элементы, считающиеся устаревшими в современном мире. В данном случае важно придерживаться «золотой» середины: не забывать о своих корнях под влиянием глобализации и популяризации, одновременно соответствуя требованиям современного мира.
На самом деле, защита любой национальной культуры – не выдумка, а вполне выполнимая задача. Учитывая основные ее составляющие, важно защищать такие важные для любой культуры качества, как язык, традиции и моральные качества. При этом сохранение и возрождение возможно лишь в том случае, если представители данной культуры будут считать ее по-настоящему важной.
Среди способов сохранения стоит выделить несколько вариантов. Во-первых, руководству страны следует внедрить такую систему образования, которая будет задавать общее культурологическое направление ценностей. В результате отдельно взятые представители будут полноценно функционировать в обществе и самостоятельно оценивать степень влияния других культур.
Во-вторых, если первое условие были реализовано оптимально, глобализация лишь обогатит культуру, а не приведет к ее растворению. При этом контроль за влияние глобальных веяний все же должен находиться у государственных властей.
Источник
Лекция. Этнос и этническая культура
Лекция. Этнос и этническая культура.
1. Этнос и нация как носители этнической культуры.
2. Понятие культуры, особенности этнической культуры.
Наблюдаемый в течение последних десятилетий устойчивый интерес исследователей к этнической проблематике очевиден и вполне объясним. Мир, в котором мы живем, полиэтничен: из около 180 государств, существующих сегодня, лишь 20 считаются сегодня этнически гомогенными (этнические меньшинства составляют в них менее 5% населения). В связи с этим невозможно избежать противоречий, возникающих на национальной почве. Совершенно очевидны сегодня этнические и национальные проблемы в ряде регионов земного шара, в том числе и на территориях бывшего Советского Союза.
Вся история человечества – это история этносов, в современном обществе этническая идентификация и этническое самосознание по прежнему имеет большое значение для человека и социальной группы, вот почему невозможно представить себе социолога без знаний данного аспекта.
1. Прежде всего, необходимо определить понятие «этнос». Этнос (этническая общность) – особый исторически возникший тип социальной группы, особая форма коллективного существования людей. : Этнос- это «исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими и относительно стабильными особенностями языка и культуры, а также осознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием), фиксированным в самоназвании (этнониме)».
Такая общность складывается и развивается естественноисторическим путем; она не зависит непосредственно от воли отдельных входящих в нее людей и способна к устойчивому многовековому существованию за счет самовоспроизводства. Формирование каждого этноса обусловлено непосредственными контактами входящих в него людей; это, как правило, возможно лишь в том случае, если люди живут по соседству, т. е. на одной территории. Однако, выступая в качестве важнейшего условия формирования этноса, целостность территории не является строго обязательным фактором его дальнейшего существования.
Условия формирования этноса:
— целостность территории (не является строго обязательным фактором последующего воспроизводства этноса);
— Весьма тесны связи этноса с языком. Язык обычно выступает как одно из важнейших объективных свойств этноса, а также как символ этнической принадлежности, возможно поэтому языковая проблема превращается в одну из острейших социально-политических проблем.
— Наряду с языком важнейшее значение для устойчивого функционирования этноса имеют традиционные и стабильные элементы их материальной и духовной культуры (обычаи, обряды, народное искусство, нормы поведения и т. п.). Культурное единство членов этноса также неразрывно связано с особенностями их психологии, проявляющимися, в частности, в оттенках их характера, специфике ценностных ориентаций, вкусов и т. п.
Вместе с тем этнос – далеко не всякая группа людей, обладающих общностью определенных объективных свойств. Этнос представляет только та совокупность людей, которая осознает себя как таковую, отличая себя от других аналогичных общностей. Это осознание членами этноса своего группового единства принято называть этническим самосознанием, внешним выражением которого является самоназвание (этноним). Не существует племени, народности, нации, национальности, которые не обладали бы самоназванием, а стало быть, самосознанием. Этническое самосознание, сформировавшись в ходе этногенеза (-происхождение народа, народности, племени, племенной группы), фактически выступает затем не только как важнейший определитель этнической принадлежности, но и как сила, объединяющая членов этноса и противопоставляющая их в этническом отношении другим этносам.
В ходе исторического процесса может значительно измениться словарный состав языка, его особенности, а отдельные части этноса вообще могут сменить язык, т. е. подвергнуться языковой ассимиляции, может сильно измениться духовная и материальная культура и т. д., но, пока у территориально разобщенных групп людей сохраняются общие этнокультурные черты и самосознание, они в своей совокупности продолжают представлять одну этническую общность. Укрепление этнического самосознания обычно сочетается со стремлением этноса к собственной социально-территориальной (в т. ч. и государственной) организации, которая также обеспечивает устойчивое существование этноса, сохранение многих из названных выше элементов, и, прежде всего, территориального единства.
Как мы видим, характерными признаками этноса в данном понимании являются общность территории проживания, наличие общего исторического прошлого, единого языка, культуры, особенностей психики, а также преимущественное заключение эндогамных браков.
Особым этапом развития этнической общности, ее высшей и последней формой является нация. Это исторически складывающийся тип этноса, историческая общность людей, характеризующаяся устойчивой целостностью (общностью) экономической жизни, языка, территории, некоторыми особенностями культуры и быта, психологического склада и этнического (национального) характера. Нации пришли на смену народностям, которые представляют собой одну из форм социально-этнической общности людей, исторически следующую за родоплеменной общностью. Ее возникновение относится к периодам распада первобытно-общинных отношений. Если для родоплеменных объединений характерной чертой являлись кровно-родственные связи, то для народности – территориальные, а для нации – экономические. По Гегелю, настоящая история нации начинается тогда, когда она обретает собственное государство.
Итак, нация — это устойчивая общность людей, складывающаяся при условии единства языка, территории, экономики и некоторых психических черт, вырабатывающихся на основании общей культуры. Эти «единства» постоянно фигурируют в различных вариантах, как только речь заходит о нации. Из них, собственно, только одно, а именно — единство экономики, характерно для нации, все остальные — для предыдущих ступеней развития этноса (рода, племени, народности) также, а не только для нации.
Отсюда весьма просто определить: достигло ли данное этническое образование ступени нации или нет — достаточно констатировать наличие (или отсутствие) экономического единства.
Формирование нации означало закрепление характерных для нее черт психического склада. Создание широких экономических и культурных связей, развитие национальной культуры, усиление подвижности населения — все это способствовало закреплению общих черт психической реакции на явление национальной жизни, выработке общих привычек, обычаев, традиций, определенной системы духовных ценностей, приверженность к которым стала основой формирования национального самосознания.
В настоящее время остро встала проблема сохранения этнической культуры.
2. Культура — это совокупность установок, ценностей, верований и поведения, разделяемых группой людей, но по-разному каждым индивидом, и передаваемых от поколения к поколению. Культурно-обусловленное поведение может быть зафиксировано в ритуалах (общих, автоматических способах поведения), которые являются результатом разделения группой людей общих культурных ценностей и норм поведения.
Культура — не научаемое поведение (т. е. поведение, усваиваемое в процессе научения); культура — не национальность и не гражданство: всегда есть небольшая часть популяции в любой стране, не разделяющая доминирующих культурных стереотипов данной страны.
Современный психологический взгляд на роль культуры в жизни человека рассматривает культурные представления (верования, убеждения) как некие преграды на пути стрессов, защищающие человека от травмирующего осознания неизбежности смерти.
Этническая культура — это культура людей, связанных общностью происхождения и совместного проживания (так сказать, единых по “крови и почве”). Ее основная черта — местная ограниченность, жесткая локализация в социальном пространстве. В ней господствует сила традиции, раз и навсегда принятых обычаев, передающихся от поколений к поколениям на семейном или соседском уровне. Механизмом культурной коммуникации является здесь непосредственное, никак институционно не закрепленное общение между поколениями живущих рядом людей. Элементы этнической, или народной культуры — обряды, обычаи, мифы, поверья, легенды, фольклор — передаются посредством естественных способностей каждого человека — его памяти, устной речи и живого языка, природного музыкального слуха, органической пластики, не требующей никакой специальной подготовки и особых технических средств хранения и записи. Такая культура не нуждается для своей трансляции и в письменности, является в значительной своей части дописьменной культурой.
Этническая культура самодостаточна, находится на полном самообеспечении и ей нет никакого дела до другой культуры. Принципом ее существования является изоляционизм, резкое разграничение “своего” и “чужого”. Вместе с тем такая культура лишена именного авторства, безымянна, анонимна в силу неразвитости в ней индивидуального начала. Никто не знает, кому принадлежит авторство дошедших до нас мифов и произведений устного народного творчества.
Будучи необходимым и достаточным условием существования этноса, этническая культура перестает быть таковой применительно к существованию нации. Следует различать этнос и нацию, не сводя тем самым этническую культуру к национальной. В отличие от первой последняя объединяет людей, живущих на больших пространствах и не обязательно связанных друг с другом кровнородственными и племенными отношениями. Границы национальной культуры задаются силой, мощью самой этой культуры, ее способностью распространяться за пределы общинно-родовых и локально-териториальных образований [http://www. i-u. ru/biblio/archive/mejuev_kultifiloskult/default. aspx].
Национальная культура возникает в силу принципиально иного способа межчеловеческой культурной коммуникации, прямо связанной с изобретением письменности. Включая в себя разнообразные тексты (в том числе и “священные”), фиксирующие важные для людей идеи и символы, письменная культура как бы противостоит стихии живого разговорного языка с его местными диалектами и наречиями, получая тем самым возможность широкого распространения среди грамотной части населения. Недаром о возникновении национальной культуры мы судим прежде всего по факту рождения национального литературного языка и литературы. Соответственно национальная культура в отличие от этнической изучается преимущественно той областью знания, которая имеет дело с собиранием и исследованием памятников письменности — филологией (включая сюда и науку о языке — лингвистику) [http://www. i-u. ru/biblio/archive/mejuev_kultifiloskult/default. aspx].
Решением проблемы сохранения этнической культуры может стать создание культурных автономий, культурных обществ, дворцов культуры для лиц некоренных национальностей в различных республиках и регионах, как России, так и стран СНГ.
Т. о., необходимо помнить, что:
1. Этнические стереотипы и этническое самосознание – устойчивые феномены, и они сохраняются у этноса даже при отсутствии территории.
2. Язык является важным механизмом идентификации. Он играет основополагающую роль в жизни каждого человека. И необходимо способствовать сохранению языка, обычаев, традиций и культуры данного этнического сообщества.
3. Сохранение этнической культуры может предотвратить размывание этнических границ и сохранить этническую самобытность определенного этноса.
Источник