Культура это способ духовного освоения действительности

Духовная культура как способ освоения и постижения окружающего мира.

Духовная культура– это культура, объектами которой являются идеология, мораль, духовное общение, художественное творчество (искусство) и религия.

Духовная культура вырастает как идеальная сторона материальной деятельности. Ведь любой предмет или явление материальной культуры в основе своей имеют какой-то проект воплощают в себе определенные знания, а удовлетворяя человеческие потребности, становятся ценностями. Иными словами, продукты материальной культуры, прежде чем они были созданы, должны были появиться у их создателей в виде чертежей, плана работы — несомненных продуктов духовной культуры.

Иными словами, материальная культура всегда является воплощением определенной части духовной культуры. Но и духовная культура может существовать, только будучи овеществленной, опредмеченной, получившей то или иное материальное воплощение. Особенно хорошо это видно на примере произведений искусства, которые являются частью духовной культуры.

Таким образом, предметы культуры могут менять свое назначение. Следовательно, должны быть введены какие-то критерии для различения предметов материальной и духовной культуры. В этом качестве можно использовать оценку смысла и назначения предмета — если предмет или явление удовлетворяет первичные (биологические) потребности человека, его относят к материальной культуре, если же он удовлетворяет вторичные потребности, связанные с развитием человеческих способностей, он относится к духовной культуре.

Исходя, из многообразия видов человеческой деятельности в духовной культуре можно выделить четыре сферы.

Первая сфера порождается созидательной активностью человеческого воображения. Это проективный вид деятельности, который предлагает идеальные модели будущих конструкций, имеющий величайшую культурную ценность. Результаты этого вида деятельности – идеальные модели, проекты и чертежи технических сооружений, конструкций, машин, а также различные модели социальных преобразований, проекты новых форм политического устройства, новых социальных институтов и учреждений. Объектом такого проектирования может выступать и сам человек, когда он разрабатывает модели воспитания. В истории культуры проективная деятельность постепенно превратилась в специализированную отрасль духовного творчества.

Сегодня проективная деятельность существует как специализированная, она разделяется в соответствии с тем, проекты каких объектов должны быть созданы — природных, социальных или человеческих. Таким образом, выделяют следующие виды проектирования:

• техническое (инженерное) — неразрывно связано с научно-техничсским прогрессом, занимающим все более важное место в культуре. Его результатом становится мир материальных вещей, создающих тело современной цивилизации;

• социальное — связано с созданием моделей общественных явлений — новых форм государственного устройства, политических и правовых систем, способов управления производством, школьного образования и т.п.;

• педагогическое — ориентировано на формирование моделей человека, идеальных образов детей и учеников, которые создаются родителями и учителями.

Вторая сфера духовной культуры, охватывает способы познавательной деятельности человека, и выступает в виде совокупности знаний о природе, обществе, человеке, его внутреннем мире. Знания являются важнейшим структурным элементом в этой области духовной культуры, которая наиболее адекватно может быть представлена научной деятельностью. В любом обществе складывается независимая от отдельного индивида система добывания, хранения, передачи информации и знаний.

Сегодня знания приобретаются человеком во всех сферах культуры, но своими истоками они уходят в три вида познавательной деятельности, присущие еще первобытному человеку, — практическое, мифологическое и игровое познание.

Практические знания всегда имели и имеют конкретный характер, связаны с непосредственной жизнью человека в природе и в обществе, органично вплетены в его трудовую деятельность и повседневную жизнь. Это знание добывается каждым человеком самостоятельно.

Мифологическое знание хотя и выросло из практического, рано отделилось от него. В нем воплощаются обобщенные представления человека о мире, выраженные в фантастической форме мифа.

Игровое знание также появилось на самых ранних этапах человеческой истории. В игре ребенок получал необходимые знания о «взрослой» жизни — как о способах деятельности, так и о человеческих взаимоотношениях.

Третья сфера духовной культуры, связанна с ценностно- ориентированной деятельностью. Знание-оценка выступает связующим звеном с названным выше структурным элементом духовной культуры. Знания выступают как бы оценочным фильтром, они неотделимы от оценочной деятельности. Мир человека-это всегда мир ценностей, он наполнен для него смыслами и значениями.

Эта сфера в свою очередь может быть представлена тремя подсистемами:

• моральная культура. Дает нормативно-ценностную ориентацию отношения индивидов и социальных групп ко всем сторонам жизнедеятельности, друг к другу. Моральную культуру можно определить и как достигнутый обществом и индивидом уровень человечности, гуманности в отношениях социальных субъектов, ориентации отношения к человеку как цели и самоценности. Моральная культура личности обнаруживается как культура поступка: мотива, соответствующего понятиям о добре и зле, справедливости, достоинстве человека и конкретизирующим понятия нормам; соответствие средства мотиву, предвидение ценности результата, ответственность за последствия и т.п.;

Читайте также:  Индивидуальные способы снятия стресса менеджмент

• художественная культура. Ее внутреннее строение исследовано пока недостаточно. Чаще всего художественную культуру сводят к коммуникативной схеме «художник – искусство – публика». Это некая самоуправляющаяся система, элементами которой являются художественное творчество, художественные ценности, художественное потребление.

Следует отметить, что в искусстве, как и в других подсистемах духовной культуры, представлены все ее функции. Так, преобразовательная деятельность присутствует в художественной культуре в форме художественного творчества. Коммуникативная деятельность входит в нее в виде потребления произведений искусства, поскольку их восприятие есть своего рода общение публики с автором или его произведением. Ценностно — ориентированная деятельность, входя в состав художественной культуры, специализируется на оценках произведений искусства. Познавательная деятельность проявляется в виде специфического интереса к искусству, изучаемому в рамках искусствоведческих наук. Центральным звеном художественной культуры является искусство как совокупность деятельности в рамках художественного творчества субъекта и его результатов – художественных образов;

• религиозная культура. Она основана на религиозной деятельности как восхождении человека к Богу, воплощается культовыми и вероисповедальными действиями, смысл которых определен соответствующей системой ценностей, главной из которых является Бог как духовно-нравственный абсолют. В религиозной культуре можно выделить идеологический и психологический уровни; в целом она воплощает особое отношение человека к миру (наряду с практическим, познавательным, художественным).

Четвертая сфера духовной культуры направлена на духовное общение людей во всех конкретных формах его проявления. Формы эти определяются особенностями предмета коммуникации. Душевный контакт между двумя партнерами, в ходе которого происходит обмен информацией, является в данном случае высокой культурной ценностью.

Общение также возможно в группе (семья, круг друзей, коллектив). В процессе общения индивидов происходит совместное восприятие ими внешнего объекта или ситуации, восприятие собственных действий, состояний, движений.

Духовное общение может происходить не только на личностном уровне. Наиболее ценные моменты духовной жизни общества составляют фонд культуры, своеобразную память общества. Объективированные в речах, книгах, произведениях искусства результаты духовной деятельности постоянно «потребляются», становятся достоянием сознания людей.

Итак, духовная культура выступает как деятельность, направленная на духовное развитие человека и общества, на создание идей, знаний, духовных ценностей — образов общественного сознания.

Источник

Практическая философия. Культура

Культура самое бесполезное явление для функционирования жизни. Всякое живое существо несет в себе одну единственную функцию — воспроизвести самого себя. И это не выходит за рамки всеобщих законов Мироздания. Все остальные действия совершаемые живыми существами являются производными вышеуказанной функции. Но человек развился до того состояния, когда четыре главных производных — обеспечение кислородом, обеспечение водой, обеспечение энергией и строительным материалом (пища) и обеспечение средой обитания, вынуждены дополняться культурой, т.е. соотношением к другому индивиду и окружающему миру. И тем самым обеспечивать себе оптимальную для воспроизводства среду и оптимальное обеспечение другими тремя производными.

Без кислорода человек проживет не более 5 минут, без воды – не более 7-10 дней, без пищи — 30-40 дней, без одежды, тепла и периодического безопасного сна — не более 60-90 дней. Это главные факторы обуславливающие нашу жизнь и наше воспроизводство. Без вилки, галстука и крема L’Oreal человек проживет всю отведенную ему жизнь!
Культура зародилась, по разным данным от 40 до 70 тысяч лет до нашей эры. Находки во Франции и в Южной Африке, подтверждение этому. Тогда то человек, вернее, человеческое сообщество стало формировать в человеке производную второго порядка – культуру. Отсюда культура есть отношение человека к окружающей его среде. Изменение среды равно как и самого человека определяют его изменившиеся отношения к миру, определяют его культуру, соответственно все остальные производные более высокого порядка – этику, эстетику, стыд, совесть, свободу, право, моду, власть, дружбу, честность, правду и т.д. Все это наталкивает нас на мысль, что указанные производные изменяются во времени, сообразно тому как изменялись среда и человек.

Читайте также:  Классификация задач по способу постановки

Другие определения культуры.
«…культура является результатом постоянного совершенствования, вытекающего из процессов получения знаний обо всём, что нас касается, её составляет всё лучшее, что было сказано и помыслено» (Арнольд, 1882).

«Культура — разумный компромисс между природами человека: психофизическим выживанием и бытием его души. Культура – умение жить, технологии достойной жизни, плод цивилизации, выращенный из семени разума. Культура – эквивалент разума, его материализация. Человек культурен в меру своей разумности. Культуре изначально противостоит дикость, но в современном обществе, скорее, развращённость ума. Чтобы быть человеком приходится не только пользоваться, но и самому воссоздавать культуру мира, в котором приходится жить. Культура – мера достоинства человека.» (Татьяна Ахтман)

«Весь окружающий нас мир — это мир культуры. Культура — многогранное, сложное, исторически развивающееся общественное явление, способ освоения действительности, реализации творческого потенциала человека в сфере материальной и духовной деятельности. Культура представляет главный смысл и главную ценность существования человечества. Реализующее в деятельности единство субъективного и объективного позволяет понимать культуру как систему вне биологически выработанных механизмов, благодаря которым стимулируется, программируется и реализуется активность людей в обществе.» (Википедия)

Все эти определения описывают собственно производную второго порядка и ее функцию обеспечить для человека возможность функционирования производных первого порядка – дышать, пить, кушать и жить в тепле. Особенно спорно утверждение, что культура представляет главный смысл и главную ценность существования человечества. Но обратимся к следующим определениям, так как все предыдущие узки и не отражают сущности явления. Материалисты, особенно диалектические, расширили узкие рамки и определили:

«Культура (лат. Cultura – возделывание, обрабатывание) – социально – прогрессивная творческая деятельность человечества, во всех сферах бытия и сознания, являющаяся диалектическим единством процессов опредмечивания (создания ценностей, норм, знаковых систем и т.д.) и распредмечивания (освоение культурного наследия), направленная на преобразование действительности, на превращение богатства человеческой истории во внутреннее богатство личности, на всемерное выявление и развитие сущностных сил человека.» (Философский словарь. 1986)

Пытливый читатель должен задать себе вопрос. Поедание своего врага являлось ли культурой, то есть проявлением обычаев, традиций и естественным состоянием духовного мира человека в те далекие времена? Ответ – несомненно! Это была та культурная среда, которая пропитывала и формировала личность человека и его отношение к окружающему миру. В те времена это не было дикостью, а наоборот, такое поведение было прогрессивным и культурным. В наши времена, конкуренция, с ее издержками, в виде разорения неудачливого производителя, его нищетой и отчаяньем, также несомненно, является проявлением современной культуры. Поэтому придеться еще немного раздвинуть рамки и не ограничиваться, только прогрессивным, а в классовой трактовке социалистов — правильным, добрым и полезным, забывающих, что в диалектическом определение, добро — есть регресс, а зло, наоборот – есть прогресс, развитие и изменение. (см. Гегеля).

Еще немного определений.
КУЛЬТУРА, -ы, ж. 1. Совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей. История культуры. К. древних греков. 2. То же, что культурность (см. культурный во 2 знач.). Человек высокой культуры. 3. Разведение, выращивание какого-н. растения или животного (спец.). К. льна. К. шелкопряда. 4. Разводимое растение, а также (спец.) клетки микроорганизмов, выращенные в питательной • среде в лабораторных или промышленных условиях. Технические культуры. К. органической ткани. 5. Высокий уровень чего-н., высокое развитие, умение. К. производства. К. голоса (у певцов), Фиэическая к. (физкультура). К. речи. II прил. культурный, -ая, -ое (к 1, 3 и 4 знач.). (Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1991)

Мое восприятие, созерцание «красивых» облаков на небе для меня несомненно культура окружающего меня мира. Поэтому относить культуру только к достижению человеческой деятельности, было бы неверно. Говорить об моем, человеческом отношение к небу и окружающей природе, более верно. Эти отношения несомненно имеют под собой основания, но облака на небе, никакого основания со стороны моей деятельности, не предусматривают. Хотя как мы видим, являются предметом моей культуры. Моего внутреннего развития. Еще более расплывчатое определение мы находим в философском словаре второй половины 90 годов. Смятение, которое присутствовало в 90х годах в отношениях развития русского общества породило громоздкое и уродливое определение в котором, тем не менее прозвучало определение, развив, которое можно наиболее точно понять, рассматриваемое нами явление:

Читайте также:  Nexxt для волос способ применения

«КУЛЬТУРА (лат. cultura) — первоначально обработка и уход за землей (лат. agricultura), с тем чтобы сделать ее пригодной для удовлетворения человеческих потребностей, чтобы она могла служить человеку (отсюда — «культура техники земледелия»). В переносном смысле культура — уход, улучшение, облагораживание телесно-душевно-духовных склонностей и способностей человека; соответственно существует культура тела, культура души и духовная культура (в этом смысле уже Цицерон говорит о cultura animi). В широком смысле культура есть совокупность проявлений жизни, достижений и творчества народа или группы народов. Культура, рассматриваемая с точки зрения содержания, распадается на различные области, сферы: нравы и обычаи, язык и письменность, характер одежды, поселений, работы, постановка воспитания, экономика, характер армии, общественно-политическое устройство, судопроизводство, наука, техника, искусство, религия, все формы проявления объективного духа (см. Дух) данного народа. Уровень и состояние культуры можно понять, только исходя из развития истории культуры; в этом смысле говорят о примитивной и высокой культуре; вырождение ультуры создает или бескультурье, ии «рафинированную культуру». В старых культурах наблюдается подчас усталость, пессимизм, застой и упадок ее. Эти явления позволяют судить о том, насколько носители культуры остались верны сущности своей культуры. Различие между культурой и цивилизацией состоит в том, что культура — это выражение и результат самоопределения воли народа или индивида («культурный человек»), в то время как цивилизация — совокупность достижений техники и связанного с ними комфорта (см. Коллектив). См. также Культуры морфология. Культуры психология» Культуры социология. Культуры философия.» (Философский энциклопедический словарь. М., 1997)

Анализ и систематизация определений «культура» присутствует и у Альберта К. Кафанья «Формальный анализ определений «культура»» (A.C. Cafagna. A formal Analysis of Definitions of culture // G.E. Dole, R. L. Carneiro (eds.). Essays in the Science of Culture. In Honor Leslie A. White. N.Y.

Но наиболее близко, на мой взгляд определение культуры, дано Фрейдом который определял культуру как репрессивный механизм, враждебный по отношению к бессознательному, подавляющий инстинктивные желания и создающий каналы выхода (сублимации) подавленных страстей. То есть отношения бессознательного к развившемуся сознательному. А совокупность этого развившегося сознательного и есть культура. И здесь совершенно не важно прогрессивна культура или реакционна, является ли проявлением духовного или материального. Главное, что это нечто есть отношение человека к окружающему миру и окружающего мира к человеку. Ведь бессознательным может быть стремление матери спасти ребенка жертвуя собой и в тоже время отвратительным будет расчетливый, сознательный шаг убийцы посягнувший на жизнь человека.
поэтому культура — есть совокупность всех проявлений природы, жизни, материальной и духовной деятельности общества людей по отношению к человеку, равно как и отношение человека к окружающему его миру.

Но отношения определяют полезность не явно, а через множество различных проявлений культуры, так как все эти проявления производные второго и третьего порядка и не несут в себе функции полезности.
Потребительская ценность или «полезность» очков от солнца есть преломление и рассеивание, а все остальное — мода, как производная третьего порядка от главной функции человека. Поэтому покупая очки с одинаковыми свойствами преломления и рассеивания за 300 долларов, но с надписью Armani или за 10 долларов без какой-либо надписи, вы совершаете в одном случае глупость, обусловленную культурой и вашими представлениями об отношениях между людьми, в другом – вы более разумны, но не модны! А разве мода необходима для жизни непосредственно? Опосредованно через отношения, безусловно, мода может повлиять на ваше благосостояние, но как необходимость для биологической жизни она, несомненно, бесполезна.

Источник

Оцените статью
Разные способы