Определение культуры в рамках дисциплины межкульту
В данной статье представлен беглый взгляд на проблему понимания культуры в рамках науки «межкультурные коммуникации». Статья интересна тем, что в настоящее время не так много работ по данной дисциплине.
Культура сложный, многогранный феномен. Она может использоваться в различных значениях и определениях. Существует масса понятий, созданных в области диаметрально противоположных науках. Не говоря уже об апеллировании к здравому смыслу. Например, можно говорить об европейской культуре, можно говорить о культуре питания. И именно поэтому можно изучить и познать колоссальное количество определений и подходов к раскрытию данного понятия.
Т. к. наука, в рамках которой исследуется данное понятие, называется межкультурные коммуникации, то культура понимается в смысле системы исторически установившихся фундаментальных атрибутов той или иной общности людей (Авторское определение, которое вычленяет ту интересующую часть реальности, в рамках которой трудится автор).
В данном случае можно взять на вооружение несколько подходов к определению культуры: философский, культурологический, социологический и политологический, а затем сравнить их и посмотреть их преимущества и недостатки. Это доработанная и исправленная версия доклада и поэтому автор никак не мог добавить, что были взяты не все области человеческого знания, с помощью которого можно изучить понятие культура. Можно бы было добавить еще и экономику, юриспруденцию, этику, гносеологию, религиоведение и многое другое, но работа носит характер доклада и не получится лаконично уложится четыре-пять страниц.
Вначале обратимся к социологическому подходу. Согласно источнику под названием конспекты по социологии, термином «культура» обозначается жизненный уклад общества, под которым понимаются все достижения и нравы народа, включая язык, обычаи, особенности одежды, созданные людьми символы и объекты материальной культуры [5]. Такое определение удачно вписывается в рамках нашей дисциплины, т. к. исходя из такого определения, можно сделать вывод, что каждая культура уникальна и к ней должен применяться свой подход. Т. е. нельзя строить концепции коммуникаций на основе единого архэ (Понятие, взятое из философии, вы меня простите. Начало (от древ. греч. ), т. к. восточноевропейская культура будет отличаться от западной, не говоря уже об африканской и азиатской культурах. Коммуникация невозможна в отрыве от человеческой деятельности, поэтому социология вполне подходит как инструмент для определения культуры в рамках межкультурной коммуникации.
Далее, можно обратиться к культурологии и ее определению. Из книги «Культорология. Часть 1. Учебное пособие для студентов всех специальностей». Согласно данному учебнику нет единого термина для обозначения культуры. Можно взять следующие:
«Культура – это совокупность осмысленной творческой деятельности людей, многофункциональная система, вбирающая в себя разнообразные аспекты человеческой деятельности.
Культура – это совокупность всех видов, способов и приемов человеческой деятельности и самих результатов этой деятельности, проявляемая, накапливаемая и передаваемая последующим поколениям в виде артефактов, т. е. неделимых единиц культуры (предметов, процессов или явлений искусственного происхождения).
Культура – это совокупность искусственных порядков и объектов, созданных людьми в дополнение к природным; это «возделанная» среда обитания людей, организованная посредством специфических человеческих способов (технологий) деятельности и насыщенная продуктами (результатами) этой деятельности. » [4].
Данные определения не могут удовлетворить нас, т. к. они слишком расплывчаты и нельзя расчленить какое-нибудь устоявшиеся понятие. В данном случае оно слишком универсально и уносит структуралистский характер. Ибо будет проблематично строить на основе этого метода целую систему, построенную в упомянутой дисциплине.
Для политологии же характерно следующее понимание культуры. «Политическая культура – это совокупность индивидуальных позиций и ориентаций участников данной политической системы; это субъективная сфера, образующая основание политических действий и придающая им значение; это система политического опыта, знаний, стереотипов, образцов поведения и функционирования политических субъектов. » [3]. Такое определение хоть и показывает на дифференциацию в культуре как таковой, но ограничивается лишь политической сферой, которая не может являться наиболее важной в области коммуникации. Да, политическое бытие арабских стран отличается от европейских, но это лишь одна из частей различия культур. Политология не рассматривает различие в языке, обычаев и др.
Как-то древнегреческий философ сказал про философию: «Все другие науки более необходимы, но лучше нее нет ни одной» [2]. Исходя из этого и наивных представлений о философии, можно сказать, что она претендует на наиболее целое и глубокое понимание бытия. Поэтому можно обратиться к немецкой философии. Например, под культурой К. Маркс: понимал следующее: «культивирование всех свойств общественного человека и производство его как человека с возможно более богатыми свойствами и связями, а потому и потребностями, – производство человека как возможно более целостного и универсального продукта общества» [1]. Такое понятие и отвечает дихотомии духовного и материального, но оно, скорее, подходит для более глубокого анализа понятия культуры, чем для исследования в рамках дисциплины межкультурные коммуникации.
Т. к. это дополненное издание, то следует немного пересмотреть выводы, сделанные в первом варианте доклада и любезно исправленные преподавателем. Здесь вывод будет не такой резкий и не будет принижения других дисциплин. Все науки рассматривают мир под своим срезом реальности, для филологии характерно обращаться к теме слово, для психологии к душе и т. д., и именно поэтому все рассмотренные варианты определения культуры претендуют на свое место в области человеческого знания, но именно в реальности, интересующей науки о межкультурных коммуникациях, было выявлено следующее: наиболее утилитаристские и характерные для нее – это социологический и философский подходы.
Список использованной литературы.
1. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения (2-е издание) – Том 46, М. : Издательство политической литературы, 1968—1969. — 585 с. (использовалась с. 386).
2. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 1: Античность. СПб. : ТОО ТК «Петрополис», 1997.
Источник
История культуры
Информативные ответы на все вопросы курса «История культуры» в соответствии с Государственным образовательным стандартом.
Оглавление
- 1. Что такое культура
- 2. Основные трактовки термина «культура»
- 3. Науки, изучающие культуру
- 4. Основные понятия культуры
- 5. Предмет и объект изучения культуры
- 6. Структура культуры
- 7. Классификация культуры
- 8. Формы культуры
- 9. Значение и функции культуры
- 10. Методы и проблемы изучения культуры
- 11. Смена культур
- 12. Культура ранней первобытной эпохи
- 13. Культура эпох палеолита, мезолита и неолита
- 14. Культура бронзового и железного веков
Из серии: Шпаргалки
Приведённый ознакомительный фрагмент книги История культуры предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
2. Основные трактовки термина «культура»
1. Культура (от лат. culture — «воспитание, возделывание») — обобщение искусственныхобъектов (материальных предметов, отношений и действий), созданных человеком, которые обладают общими и специальными закономерностями (структурными, динамическими и функциональными).
2. Культура — это образ жизни человека, который определен его социальным окружением (различные принятые в обществе правила, нормы и порядки).
3. Культура — это различные ценности группы людей (материальные и социальные), включая обычаи, виды поведения, институты.
4. Согласно концепции Э. Тейлора культура — это совокупность различных видов деятельности, всевозможных обычаев и верований людей, всего созданного человеком (книги, картины и т. п.), а также знаний о приспособлении к природному и социальному миру (язык, обычаи, этика, этикет и т. д.).
5. С исторической точки зрения культура есть не что иное, как результат исторического развития человечества. То есть сюда входит все то, что было создано человеком и передается от поколения к поколению, включая различные взгляды, виды деятельности и верования.
6. Из теории обучения следует, что культура — это то поведение людей, которому они учатся, а не то, которое они получили как биологическое наследство.
7. По идеологической теории культура есть некий поток идей, эти идеи переходят от человека к человеку спомощью различныхдействий, средств общения (слова, повторение чужого опыта).
8. Согласно психологической науке культурой является приспособление человека к окружающему миру (природному и социальному) для решения различных проблем на его психологическом уровне. Понятие культуры как раз и складывается из всех этих приспособлений.
9. По символическому определению культуры она есть не что иное, как совокупность различных феноменов (идей, действий, материальных предметов), организованная с помощью употребления всевозможных символов.
Культура является результатом поведения людей, их деятельности, она исторична, т. е. передается из поколения в поколение вместе с идеями, верованиями, ценностями людей с помощью изучения. Каждое новое поколение не усваивает культуру биологическим путем, оно ее эмоционально воспринимает в течение своей жизни (например, с помощью символов), вносит свои преобразования, а затем передает следующему поколению.
Мы можем рассматривать историю человечества как целесообразную деятельность людей. То же самое и с историей культуры, которую никоим образом нельзя отделить от истории человечества. Значит, в изучении истории культуры нам может помочь именно этот деятель-ностный подход. Он заключается в том, что в понятие культуры входят не только материальные ценности, продукты человеческой деятельности, но и сама эта деятельность. Поэтому целесообразно рассматривать культуру как совокупность всех видов преобразовательной деятельности людей и тех материальных и духовных ценностей, которые и являются продуктами этой деятельности.
Источник
Культура это совокупность всех видов способов
Здравствуйте, уважаемые читатели !
Перед вами седьмой выпуск рассылки «Культура и культурология» от 31.10.2002.
Определения слова «культура»
Начнем с общеизвестного. Понятие «культура» многозначно. Его невозможно определить двумя-тремя фразами. Кроме того, сложно назвать другое такое слово, которое имело бы такое множество смысловых оттенков. Для нас обычными являются словосочетания «культура поведения», «физическая культура», «культура общения» и так далее.
И не случайно с каждым годом интерес к этому понятию все возрастает. Так, по подсчетам американских антропологов А. Кребера и К. Клакхона, с 1871 по 1919 годы было дано семь определений культуры, а с 1929 по 1950 годы их число возросло до 150. А. Моль в книге «Социодинамика культуры» (1968г.) насчитывает уже 250 определений.
И в чем же причина такого многообразия трактовок? По мнению П.С. Гуревича «Прежде всего в том, что культура выражает глубину и неизмеримость человеческого бытия. В той мере, в какой неисчерпаем и разнолик человек, многогранна, многоаспектна и культура. Каждый исследователь обращает внимание на одну из ее сторон. Кроме того, культуру изучают не только культурологи, но и философы, социологи, историки, антропологи… Конечно же, каждый из них подходит к изучению культуры со своими методами и способами».
Причем такое положение характерно, конечно, не только для термина «культура». Термин «наука», к примеру, тоже имеет очень большое количество определений. Бывает такое, что некоторых раздражает неясность, нестабильность, и отсутствие четкой системы, в которой должен быть ясно виден предмет и объект исследования. Но это все лишь оттого, что нам легче запомнить данное, наклеить ярлык, нежели понять, осознать, что культура, она как жизнь, существует лишь потому, что она разная, неповторимая.
И все же у всех существующих определений культуры (а их по последним исследованиям, больше 500 (!)), есть нечто объединяющее, из которого можно вывести самое общее определение, которое не противоречит ни одному из имеющихся. Например, такое (по Радугину А.А.):
Культура охватывает все, что отличает жизнь человеческого общества от жизни природы, все стороны человеческого бытия.
А кроме этого, надо подчеркнуть еще и то, что на сегодняшний день, культура, в самом общем смысле этого слова, является СЕМИаспектным понятием. Т.е. культура представляет собой:
— результат
— процесс
— деятельность
— способ (например, способ жизни человека, отличающей его от животного)
— отношения
— норма
— и, наконец, система.
Естественно, что мы не ограничимся столь кратким описанием интересующего нас термина.
В современной культурологии существуют два основных подхода к описанию понятия «культура».
— повседневный (или обыденный)
— научный (специализированный)
Рассмотрим первый уровень – обыденный . По А.И. Кравченко, в повседневной жизни понятие культуры употребляется как минимум в трех значениях:
• Под культурой подразумевают определенную сферу жизни общества, получившую институциональное закрепление (министерства культуры с разветвленным аппаратом чиновников, средние специальные и высшие заведения, готовящие специалистов по культуре, журналы, общества, клубы, театры, музеи и т. д., занимающиеся производством и распространением духовных ценностей).
• Во-вторых, под культурой понимается совокупность духовных ценностей и норм, присущих большой социальной группе, общности, народу или нации (элитарная культура, русская культура, русская зарубежная культура, культура молодежи и др.)
• В третьих, культура выражает высокий уровень качественного развития духовных достижений («культурный» человек в значении воспитанный, «культура рабочего места» в значении «опрятно прибранное, чистое функциональное пространство»).
Итак, большинство людей, действительно, говоря о культуре, имеют ввиду общепринятые и устоявшиеся формы жизни – обычаи, нормы, институты. И чаще, конечно, слово культура употребляется в противопоставительном аспекте, когда видим перед собой какой-либо образец бескультурья (например, хамское поведение).
Эдуард Барнетт Тейлор |
Альфред Кребер |
А. Описательные определения, в которых упор делается на перечисление всего того, что охватывает понятие культуры. Родоначальником такого типа определения культуры является знаменитый антрополог Э.Тейлор.
В. Исторические определения, в которых акцентируются процессы социального наследования, традиция. Примером здесь может служить определение, данное известным лингвистом Э.Сепиром: культура — это «социально унаследованный комплекс способов деятельности и убеждений, составляющих ткань нашей жизни» Недостаток определений этого типа связан с предположением о стабильности и неизменности, в результате чего из виду упускается активность человека в развитии и изменении культуры.
С. Нормативные определения. Эти определения делятся на две группы. Первая из них — определения, ориентирующиеся на идею образа жизни. По определению, данному антропологом К.Уислером, «образ жизни, которому следует община или племя, считается культурой. Культура племени есть совокупность стандартизованных верований и практик, которым следует племя». Вторая группа — определения, ориентирующиеся на представления об идеалах и ценностях. Здесь можно процитировать два определения: данное философом Т.Карвером, «культура — это выход избыточной человеческой энергии в постоянной реализации высших способностей человека», и предложенное социологом У.Томасом, культура . это материальные и социальные ценности любой группы людей (институты, обычаи, установки, поведенческие реакции) независимо от того, идет ли речь о дикарях или цивилизованных людях»
D. Психологические определения, в которых упор делается либо на процесс адаптации к среде (D-I), либо на процесс научения (D- П), либо на формирование привычек (D-III). Индексом D-IV Кребер и Клакхон обозначают «чисто психологические определения». Ниже приведены определения, наиболее характерные для каждой из этих четырех групп.
D-I. «Совокупность приспособлений человека к его жизненным условиям и есть культура, или цивилизация. Эти приспособления обеспечиваются путем сочетания таких приемов, как варьирование, селекция и передача по наследству» (социологи У.Самнер и А.Келлер)
D-II. «Культура — это социологическое обозначение для наученного поведения, то есть поведения, которое не дано человеку от рождения, не предопределено в его зародышевых клетках как у ос или социальных муравьев, а должно усваиваться каждым новым поколением заново путем обучения у взрослых людей» (антрополог Р.Бенедикт) .
D-III. «Культура — это нормы привычного поведения, общие для группы, общности или общества. Она состоит из материальных и нематериальных элементов» (социолог К.Янг). «Под культурой мы будем понимать совокупность всех сублимаций, всех подстановок или результирующих реакций, короче, все в обществе, что подавляет импульсы или создает возможность их извращенной реализации» (психоаналитик Г.Рохайм) .
Е. Структурные определения, в которых внимание акцентируется на структурной организации культуры. Здесь характерны определения, данные антропологом Р.Линтоном: «а)..-Культуры -это в конечном счете не более чем организованные повторяющиеся реакции членов общества, б) Культура — это сочетание наученного поведения и поведенческих результатов, компоненты которых разделяются и передаются по наследству членами данного общества».
F. Генетические определения, в которых культура определяется с позиции ее происхождения. Эти определения разделяются на четыре группы:
F-I, в которых культура рассматривается как продукт или артефакт,
F-2, в которых упор делается на идеях;
F-III, в которых подчеркивается роль символов;
F-IV, в которых культура определяется как нечто, происходящее из того, что не есть культура.
Ниже приведены определения, наиболее характерные для каждой группы.
F-I. «В самом широком смысле слова культура обозначает совокупность всего, что создано или смодифицированно сознательной или бессознательной деятельностью двух или более индивидов, взаимодействующих друг с другом или воздействующих на поведение друг друга» (социолог П.Сорокин) ;
F-II. «Культура — это относительно постоянное нематериальное содержание, передаваемое в обществе посредством процессов обобществления» (социолог Г.Беккер).
F-III. «Культура — это имя для особого порядка, или класса феноменов, а именно: таких вещей и явлений, которые зависят от реализации умственной способности, специфичной для человеческого рода, которую мы называем «символизацией
F-IV. «То, что отличает человека от животных, мы называем культурой» (естествоиспытатель и философ В.Оствальд).
Такую классификацию создали американские ученые. Однако в российской культурологии также были ученые, которые пытались вывести свою систему определений. Одним из них является теоретик культуры Л.Е. Кертман, по утверждению которого существует свыше 400 определений культуры, и по его мнению есть три основных подхода к определению культуры:
— Антропологический, суть которого состоит в признании самоценности культуры каждого народа, а также в признании равноценности всех культур на земле.
Примеры определений данного подхода:
Культура – это все, что создано человеком, будь то материальные предметы, внешнее поведение, символическое поведение или социальная организация. (Л. Бернард).
Культура – это способ жизни, которому следует общность или племя (К. Уислер)
— Социологический, в котором культура трактуется как фактор организации и образования жизни какого-либо общества. Подразумевается, что в каждом обществе есть некие культуротворческие «силы», направляющие его жизнь по организованному, а не хаотическому пути развития. Культурные ценности создаются самим обществом, но они же затем и определяют развитие этого общества, жизнь которого начинает все больше зависеть от произведенных им ценностей.
Примеры определений данного подхода:
Культура – это наследуемые изобретения, вещи, технические процессы, идеи, обычаи и ценности (Б. Малиновский)
Культура – прочные верования, ценности и нормы поведения, которые организуют социальные связи и делают возможной общую интерпретацию жизненного опыта (У. Беккет).
Культура — это язык, верования, эстетические вкусы, знания, профессиональное мастерство и всякого рода обычаи. (А. Радклифф-Браун).
— Философский подход, который отличается от других тем, что путем анализа в жизни общества выделяют некоторые черты, характеристики, закономерности. Их-то и понимают как то, что составляет основание культуры или причину ее развития. И культура понимается как «содержание» или как «способ бытия» общества.
Примеры определений данного подхода:
Культура – это путь от замкнутого единства через развитое многообразие к развитому единству (Г. Зиммель).
Культура – это относительно постоянное нематериальное содержание, передаваемое в обществе при помощи процесса социализации (Г. Беккер).
Культура – это символическое выражение, коренящееся в подсознательном и привносимое в общественное сознание, где оно сохраняется и остается в истории (Д. Реджин).
Такова точка зрения Кертмана.
Ну а кроме этого, новые определения культуры появляются в рамках каких-либо междисциплинарных исследований по культурологии. Изменяется подход к культуре – изменяется и рабочее определение.
Что же можно сказать в заключение?
Да, понятие «культура» – слишком многообразно, и ему невозможно дать точную характеристику. Да, многих исследователей раздражает такая туманность и неясность в определении объекта культурологии. Однако, надо признать, что этот объект является неотъемлемой частью нашей жизни, а она у каждого разная. И потому, к каждому отдельному случаю и явлению, выступающему в качестве предмета исследования, нужен свой подход, и конкретное определение.
Ссылки по теме: (все открывается в новом окне)
Последние темы форума (также открываются в новых окнах)
Источник