Культура есть способ познания мира

Содержание
  1. культура и познание
  2. Полезное
  3. Смотреть что такое «культура и познание» в других словарях:
  4. 4.5. Культура и познание. Истина как ценность культуры
  5. Читайте также
  6. Познание — это припоминание
  7. 13.1. Культура общения как компонент общей культуры личности
  8. ПОЗНАНИЕ
  9. 4.1.1. Вера как ценность культуры. Культура и религия
  10. 4.5.3. Истина как культурная ценность
  11. Предмет теории культуры, культура и цивилизация, функции культуры
  12. Вера как ценность культуры. Религия и культура
  13. Красота. Эстетическая и художественная культура. Искусство как феномен культуры
  14. Истина как ценность культуры. Наука и культура. Культура и техника
  15. Культура как совокупность знаковых систем. Языки культуры
  16. 26. Общие особенности культуры эпохи раздробленности. Культура Владимиро-Суздальской Руси
  17. Глава 3. Культура Логос: древнегреческая антропологическая модель. Исторические и религиозные предпосылки древнегреческой культуры
  18. 3.1. Древнекитайская культура как основа конфуцианско-даосистского типа культуры
  19. 7.1. Формирование русской культуры. Культура допетровской Руси
  20. Культура познания мира, человека, межчеловеческих отношений. Компоненты данного блока.

культура и познание

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация» . И.Т. Касавин . 2009 .

Полезное

Смотреть что такое «культура и познание» в других словарях:

ПОЗНАНИЕ — категория, описывающая процесс получения любых знаний путем повторения идеальных планов деятельности и общения, создания знаково символических систем, опосредующих взаимодействие человека с миром и др. людьми. Филос. концепции П. чрезвычайно… … Философская энциклопедия

КУЛЬТУРА — (лат. cultura возделывание, воспитание, почитание) универсум искусственных объектов (идеальных и материальных предметов; объективированных действий и отношений), созданный человечеством в процессе освоения природы и обладающий структурными,… … Философская энциклопедия

познание — ПОЗНАНИЕ философская категория, описывающая процесс построения идеальных планов деятельности и общения, создания знаково символических систем, опосредующих взаимодействие человека с миром и другими людьми в ходе синтеза различных… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Культура Возрождения в Англии — Культура Возрождения с её идейной основой философией и эстетикой гуманизма возникает прежде всего на итальянской почве. Неудивительно, что влияние Италии можно заметить у всех английских писателей эпохи Возрождения. Но гораздо заметнее, чем… … Всемирная история. Энциклопедия

Культура — У этого термина существуют и другие значения, см. Культура (значения). Марк Порций Катон Старший (234 149 г. до н.э), слово cultura впервые встречается в его трактате о земледелии De Agri Cultura (о … Википедия

Культура Удмуртии — Удмуртия республика в составе Российской Федерации, является ее неотъемлемым субъектом, входит в состав Приволжского федерального округа, расположена в западном Предуралье, в междуречье Камы и ее правого притока Вятки. Страна заселена… … Википедия

Культура — (от лат. cultura возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими… … Большая советская энциклопедия

Культура психологическая — рассматривается как составная часть системной культуры человека, характеризуется многослойностью: обыденное психол. знание и психол. практики, психол. профессиональная деятельность и практическое знание, имеющее науч. обоснование, психотехники,… … Психология общения. Энциклопедический словарь

ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА — способность и умение прочувствовать свою связанность с миром, содержательно пережить и человечески ценностно выразить полноту и многообразие этих отношений. При этом специфику эстетич. отношения составляют прежде всего два момента,… … Энциклопедия культурологии

эзотерическое познание — ЭЗОТЕРИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ постижение подлинной реальности в эзотерических практиках, которое эзотериками осознается как особая форма познания. Представители рационального знания (философии, науки, разных областей практики) часто понимают… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Источник

4.5. Культура и познание. Истина как ценность культуры

4.5. Культура и познание. Истина как ценность культуры

4.5.1. Познание в его культурном значении

Когда излагают теорию и историю культуры, говорят не только о религии, нравственности, искусстве, но и о науке, о философии. Многие исследователи считают, что истина – одна из высших ценностей культуры, что знание, образование – неотъемлемые ее составляющие, что разумность, интеллектуальное развитие – критерии культурности. Все это так, и не совсем так, поскольку в понимание культуры при этом включается то, что присуще скорее цивилизации.

Действительно, существует огромная сфера познания, пронизывающая всю жизнь человека разумного. Это сфера активности человеческого сознания, без которой немыслимо развитие ни культуры, ни цивилизации. Непосредственная цель познания – это знание, но не любое, а истинное, т. е. то, которое обозначается понятием «истина». Познание, очевидно, неприродно; природа сама по себе ничего не познает, для нее нет истины и лжи. Познающий человек осваивает мир, проникая в него и охватывая его мыслью. Он мысленно организует, оформляет и мир, и себя в отношении к миру, неживому и живому.

Читайте также:  Wash mousse tena способ применения

При этом познание бывает разным: донаучным, научным и ненаучным, прикладным и фундаментальным, «чистым», т. е. не ориентирующимся на непосредственную пользу. Но в любом случае оно способно выполнять и выполняет цивилизующую роль. Без истинного знания невозможна цивилизация, разумная организация жизни, общества и человеческих отношений, невозможен рост комфортности жизни и вообще прогресс. Познание – это условие и инструмент цивилизации. Оно полезно, даже если в его процессе не ставится определенной практической цели. Поэтому Формула, выведенная средневековым философом Роджером Бэконом, «знание – сила» верна. Процесс познания– это поиск истины, которая может быть использована (другое дело – кем, как и когда). Другой Бэкон, Френсис, философ Нового времени, справедливо считал, что чем больше мы знаем, тем больше можем. Благодаря знанию мы в состоянии изменять мир, удовлетворять и развивать свои потребности, и не только витальные, но и духовные. Поэтому несомненно, что познание – это явление цивилизации (во многом рождающее ее), а истинное знание (истина) – ее ценность.

Но является ли познание (в частности, научное) феноменом культуры? Действительно ли Истина – одна из высших ее ценностей наряду с Добром, Красотой и Верой? На эти вопросы нет однозначных и простых ответов. Причем ясно, что в тех отношениях, в которых цивилизация и культура совпадают, познание входит в поле культуры. В тех аспектах, в которых цивилизация обеспечивает бытие и развитие культуры, познание, знание – чрезвычайно ценны. Формы жизни и поведения, которые отличают цивилизованного человека от варвара, обычно разумны, основаны на знании и в известной мере облагораживают и окультуривают жизнь. Однако культура несводима к цивилизации, а культурность – к цивилизованности. И дело не столько в явном практицизме цивилизации и «непрактичности» культуры, сколько в разной нацеленности того и другого. Цивилизация помогает человеку лучше устроиться в этом мире, обеспечить свое (более комфортное) физическое и духовное существование. В свою очередь, культура является выражением совершенствования самой человеческой природы, становления человека, высоты и тонкости его духовного развития. Культура – это совокупность форм человечности (а не удобства!) бытия, одухотворенности жизни. Это совокупность ценностей, т. е. человеческих отношений, в которых, как и в носителях, реализуется и оформляется эта очеловеченность, облагороженность.

Теперь зададим вопросы: действительно ли познание представляет собой одну из таких форм, а истина – одну из таких ценностей? Облагораживает ли нас познание, и если да, то в каких отношениях и до какого предела? Ответы на эти вопросы зависят еще и от того, о каком виде познания идет речь и в каком смысле употребляется слово «истина».

Конечно, в наше время совершенно очевидно, что невежественный человек некультурен или малокультурен. Следовательно, познание, знание, образование и просвещение необходимы для культуры. Но, с другой стороны, столь же очевидно, что познание и само по себе знание чего бы то ни было не делает человека ни добрее, ни злее, ни благороднее, ни подлее. Познание и знание, в общем, ценностно нейтральны. Во всяком случае, научное познание, истины науки. В шутке, что ученый – это человек, который удовлетворяет свое любопытство за счет общества, есть большая доля правды. Такое любопытство ценнее, чем состояние нелюбознательности, нежелание знать. Но стремление к знанию, познание имеет отношение к культуре только в том случае, если речь идет о знании особого рода, об истине жизни, ее смысле, а не о знании фактов.

Например, философия будет в меньшей степени причастна к культуре, чем больше она стремится быть объективной позитивной наукой, строгим и точным знанием о мире. А чем больше она озабочена смысложизненной проблематикой, вечными проблемами человеческого бытия и его ценностей, тем больше она становится феноменом и выражением культуры, ее языком. Философия, которая ищет человеческие смыслы существования, пробуждает у человека стремление быть воистину человеком, в том числе и в процессах познания мира, самопознания, самообретения. А просто ученость – это только возможная база для культуры. Знание необходимо для обогащения духовного опыта, но недостаточно ни для культурности высокого уровня, ни для того, что иногда называют настоящей интеллигентностью.

Читайте также

Познание — это припоминание

Познание — это припоминание Под этой рубрикой скрывается предисловие. Я не хотел называть его предисловием, потому что оно, как и все другие предисловия, было написано потом. Так что это, строго говоря, послесловие, помещенное в начале и названное предисловием.Вообще

Читайте также:  Способы получения ацетилена с формулами

13.1. Культура общения как компонент общей культуры личности

13.1. Культура общения как компонент общей культуры личности Вот тебе два дела – сделай хоть одно из них! Коль прославиться делами хочешь пред людьми, Или то, что сам ты знаешь, передай другим, Или то, чего не знаешь, от других возьми! Анвари В словах классика таджикской

ПОЗНАНИЕ

ПОЗНАНИЕ Пока ты учился в начальных классах, занимаясь с тобой, мы больше заботились о твоем общем развитии. Ум, сердце, руки — это то же самое, что и решать, переживать, делать. В этом треугольнике, по нашему мнению, заключена суть общего развития, но, разумеется, этим не

4.1.1. Вера как ценность культуры. Культура и религия

4.1.1. Вера как ценность культуры. Культура и религия Вера, будучи ценностью, – это специфическое отношение людей с окружающим миром, другими людьми, самими собой (как другими) и, наконец, с Богом.В этом отношении прежде всего содержится убеждение в бытии и значимости

4.5.3. Истина как культурная ценность

4.5.3. Истина как культурная ценность Истина и познание как ее поиск являются не только значимыми, полезными и пригодными для человека. Истина – это не только норма познания и жизни. Она не только должное, в отличие от лжи, что закреплено в библейском «не лги», требующем

Предмет теории культуры, культура и цивилизация, функции культуры

Предмет теории культуры, культура и цивилизация, функции культуры Арсеньев Н. С. О смысле культуры // Русские философы. Антология. М., 1993.Артановский С. Н. Культура как мудрость. СПб., 2000.Бабушкин С. А. Теория цивилизаций. Курск, 1997.Белик А. А. Культурология. Антропологические

Вера как ценность культуры. Религия и культура

Вера как ценность культуры. Религия и культура Вера как ценность. Материалы Всерос. научн. конф. Великий Новгород, 2002.Ильин И. Собр. соч. Т. 1. М., 1993.Лобковиц Н. Xристианство и культура // Вопросы философии. 1993. № 3.Планк М. Религия и естествознание // Вопросы философии. 1990.

Красота. Эстетическая и художественная культура. Искусство как феномен культуры

Красота. Эстетическая и художественная культура. Искусство как феномен культуры Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.Большаков В. П. Ценности культуры и время. Великий Новгород, 2002.Гейзенберг В. Значение красоты в точной науке // Гейзенберг В. Шаги за

Истина как ценность культуры. Наука и культура. Культура и техника

Истина как ценность культуры. Наука и культура. Культура и техника Андрианова Т. В. Культура и технология. М., 1998.Анисимов К. Л. Человек и техника: современные проблемы. М., 1995.Библер В. С. От наукоучения к логике культуры. М., 1991.Большаков В. П. Культура и истина // Вестник НовГУ,

Культура как совокупность знаковых систем. Языки культуры

Культура как совокупность знаковых систем. Языки культуры Актуальные проблемы семиотики культуры. Тарту, 1987.Лотман Ю. М. Семиосфера. СПб., 2000.Махлина С. Т. Язык искусства в контексте культуры. СПб., 1995.Панов Е. Н. Знаки, символы, языки. М., 1980.Петров М. К. Язык. Знак. Культура. М.,

26. Общие особенности культуры эпохи раздробленности. Культура Владимиро-Суздальской Руси

26. Общие особенности культуры эпохи раздробленности. Культура Владимиро-Суздальской Руси Эпоха раздробленности охватывает XII–XV вв. русской истории и начало XVI в. Для русской духовной культуры середины XII–XIII вв. характерно появление в разных регионах Руси самобытных

Глава 3. Культура Логос: древнегреческая антропологическая модель. Исторические и религиозные предпосылки древнегреческой культуры

Глава 3. Культура Логос: древнегреческая антропологическая модель. Исторические и религиозные предпосылки древнегреческой культуры Родина древнегреческой культуры – берега Эгейского моря, пространство Балканского полуострова и Малой Азии. Особенность берегов

3.1. Древнекитайская культура как основа конфуцианско-даосистского типа культуры

3.1. Древнекитайская культура как основа конфуцианско-даосистского типа культуры Китайская культура является одной из самых древних, сохранившейся и по сей день. Народ Китая сумел сберечь свои национальные и культурные традиции. Специфика древнекитайской культуры во

7.1. Формирование русской культуры. Культура допетровской Руси

7.1. Формирование русской культуры. Культура допетровской Руси Первый этап в истории русской культуры – это древнерусская культура. «Древняя Русь» – общее название восточно-славянских княжеств IX–XIII веков. Однако часто под древнерусской культурой мыслится совокупность

Источник

Культура познания мира, человека, межчеловеческих отношений. Компоненты данного блока.

Знание — один из важнейших компонентов культуры, а познавательная деятельность людей составляет необходимую и существенную сторону культурной жизни общества. Индивидуальное познание, как фактор развития культуры, совершается на основе вхождения человека в определенную культуру и овладения некоторым комплексом имеющихся в ней сведений, средств, традиций, установок, форм познавательной деятельности (включая язык, категориальный строй мышления, ментальность, технический инструментарий, когнитивные практики, социальную востребованность и пр.)

Читайте также:  Таблица неморфологического способа словообразования

Обыденно-практическое познание исторически развивается в двух основных модификациях: познание окружающей среды, «вплетенное» в практику повседневной жизни (труда и отдыха, хозяйственной деятельности, домашнего быта), и познание человека, человеческих отношений, происходящее в непосредственном общении и взаимодействии людей. На стыке обыденно-практического и игрового познания родилась учеба как особая, уже не «вплетенная», а самостоятельная форма познавательной деятельности.

Проблема взаимосвязи познания и культуры стала предметом специального исследования в ряде научных дисциплин — в культурно-исторической психологии, в культурной и психологической антропологии. Основные направления, в которых идет изучение взаимосвязи познания и культуры: развитие психофизиологических механизмов познания в процессе формирования Homo sapiens и дальнейшей истории человечества; биологическая (генетическая) обусловленность познания врожденными структурами и свойствами нервной системы, мозга, психического аппарата интеллектуальной деятельности; культурно-историческая обусловленность познания — как в отношении интеллектуальных и др. когнитивных способностей человека, так и в отношении форм и содержания познавательной деятельности.

Обыденная культура связана с повседневной практической жизнью людей — крестьян, горожан, с непосредственным обеспечением жизни человека, воспитанием детей, отдыхом, встречами с друзьями и т.п. Основные знания обыденной культуры усваиваются в процессе общего воспитания и повседневных социальных контактов. Обыденная культура охватывает небольшой объем мира (микромир). Человек осваивает ее с первых дней жизни — в семье, в общении с друзьями, при обучении в школе и получении общего образования, с помощью средств массовой информации, через церковь и армию. Через тесные спонтанные контакты он овладевает теми навыками, знаниями, нравами, обычаями, традициями, правилами повседневного поведения и стереотипами поведения, которые в дальнейшем служат базой для приобщения к специализированной культуре.

Специализированная культура охватывает дальнее окружение человека и связаны с формальными отношениями и институтами. Для того чтобы овладеть навыками специализированной культуры, недостаточно общения в семье и с друзьями. Необходима профессиональная подготовка, которую дает обучение в специализированных школах и иных учебных заведениях по профилю избранной специальности.

В культуре выделяют четыре функциональных блока, представленных как обыденной культурой, так и специализированной:

1 блок составляет культура социальной организации и регуляции, в него входят:

· правовая сферы культуры.

2 блок составляет культура познания и рефлексии мира, человека и межчеловеческих отношений. В него входят философская, научная, религиозная и художественная сферы культуры.

3 блок составляет культура социальной коммуникации, накопления, хранения и трансляции информации. В него входят:

· культура межличностных информационных контактов — интегративное личностное образование, характеризующееся осознанием ценности личности и межличностных взаимоотношений, готовностью взаимодействовать и регулировать свое поведение на основе нравственных норм и правил общения;

· культура массовой информации. На специализированном уровне это — профессиональные СМИ, реклама, общественные связи; на обыденном — слухи, сплетни и т.д.;

· культура средств хранения информации. На специализированном уровне это — музеи, библиотеки, архивы; на обыденном — предания, верования, легенды и проч.;

· культура средств трансляции социального опыта, инкультурации и социализации. Специализированный уровень культуры связан с системой начального, среднего и высшего образования, учреждений дошкольного воспитания, кружков и клубов по интересам. Обыденный уровень культуры представляет систему домашнего воспитания, социального общения, «дворовых» компаний, традиций, нравов и обычаев.

4 блок составляет культура физической и психической репродукции, реабилитации и рекреации человека:

· культура физического развития — это сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности. На специализированном уровне — это профессиональный спорт и близкие к нему формы туризма, на обыденном — физкультура, массовый спортивный туризм, культуризм и т.п.;

· культура поддержания и восстановления здоровья. На специализированном уровне — это медицина и система санаторно-курортного обслуживания, на обыденном — здоровый образ жизни, самолечение, знахарство;

· культура восстановления энергобаланса человека — кулинария, система питания, они существуют как на обыденном уровне, так и на уровне искусства (специализированный уровень);

· культура отдыха, психической рекреации и реабилитации человека. На специализированном уровне — это система организованного досуга, домов отдыха, клубов, театров, кинотеатров и т.п.; на обыденном — неорганизованные формы досуга, сон, алкоголизм, наркомания и проч.средство передачи культурных образцов, это набор звуков.

Дата добавления: 2018-08-06 ; просмотров: 422 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Оцените статью
Разные способы