« Лекарственные растения»
план-конспект урока (2 класс) по теме
Урок по кубановедению, 2 класс.
Тема: « Лекарственные растения»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lek_rast.docx | 22.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по кубановедению, 2 класс.
Тема: « Лекарственные растения»
— обобщить и систематизировать знания о лекарственных растениях;
— учить искать и выделять необходимую информацию в тексте;
— учить описывать на основе иллюстрации или предложенного плана изученные объекты и явления живой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое.
— работать над развитием учебных и познавательных мотивов;
-учить ставить цели предстоящей работы;
— учить различать учебные задания разного типа;
— учить контролировать свои учебные действия, обнаруживать и исправлять ошибки, осуществлять контроль;
— совершенствовать умение работать в паре, в группе;
-учить осуществлять учебное сотрудничество;
Оборудование: учебник-тетрадь, гербарий « Лекарственные растения Краснодарского края»,
1. Мотивация к учебной деятельности
— Друг на друга посмотрели, улыбнулись и тихо сели.
2.Актуализация знаний и создание проблемной ситуации.
— Давайте, ребята, вспомним, какие растения можно встретить в Краснодарском крае?
— Сколько видов растений насчитывают учёные?
— Назовите растения, которые даны на слайдах.
— Нигде больше в нашей стране нет такого многообразия растительности. А как ты думаешь, почему?
— Прочитайте слова, которые записаны на доске
верба мать — и — мачеха
— Почему эти растения разделены на две группы?
— А как вы догадались?
— Назовите цель нашего урока.
— Какова же тема урока?
-Да, ребята, сегодня мы будем говорить о лекарственных растениях.
— Угадайте по описанию, что это за лекарственное растение.
1.- Как только не ругают меня. Я виновата в том, что умею себя защитить! Неосторожно дотронешься до меня — долго потом будет рука «гореть» (Крапива)
2.Тонкий стебелёк у дорожки.
На конце его серёжки,
На земле лежат листки-
Маленькие лопушки (Подорожник)
3.Стоят кругом сестрички:
Белые реснички (Ромашка аптечная)
4.Горел в траве росистой,
Потом померк, потух,
И превратился в пух.
Цвета жёлтого цветки,
Как ещё нас называют,
Для чего нас применяют (Календула)
6.Я травка – муравка,
Когда цвету — меня сорви,
И от болезней примени (Спорыш)
( Рассматривание гербария « Лекарственные растения», который составили учащиеся вместе с родителями).
1этап. Образование групп и определение подтем.
— Как я уже говорила, сегодня мы будем создавать проект книги о лекарственных растениях.
Для этого мы разделимся на группы.
1 группа – собирает разную информацию о лекарственных растениях, используя учебник, дополнительную литературу.
2 группа – используя свой жизненный опыт, материал учебника создаёт правила заготовки лекарственных растений.
3 группа – знакомится с рецептами народной медицины, описанными в учебнике. Вспоминает рецепты, которыми чаще всего пользуются в их семьях. Заполняет карточку, на обратной стороне рисует растение.
2 этап. Самостоятельное исследование.
3 этап. Защита проектов.
Каждая группа защищает свой проект.
Первая группа (защищает свой проект исследования)
Зелёным бинтом называют это растение. Листья его упругие, с прочными жилками. Надёжно укрепилось оно в почве густым пучком корней. Вверх поднят только стебелёк с соцветиями. Они тоже жёсткие и упругие. Вот и не боится подорожник вытаптывания, от которого страдают многие другие растения.
Подорожник – великий путешественник. Очень давно европейцы начали заселять новую для них землю – Северную Америку. Они и привезли сюда на подошвах своей обуви подорожник. Так он перебрался через океан. Индейцы дали ему название « след бледнолицых».
Подорожник используется для залечивания ссадин. Отвар листьев – старинное отхаркивающее средство при лечении бронхита и коклюша. Тёплый чай из листьев этого растения используют для полоскания горла при ангине.
Ранней весной, когда сойдёт снег, на откосах, на южных склонах оврагов зажигаются золотые огоньки цветов мать – и мачехи. Радуясь теплу и свету , весне и солнцу, чудесные цветы мать – и – мачехи раньше других украшают нашу землю. Интересно происхождение названия растения. Большие зубчатые листья мать – и – мачехи сверху – ярко – зелёные, глянцевитые. Если их приложить к телу, то почувствуешь холодок. Это ощущение сравнивают с мачехой. Нижняя сторона листа, покрытая нежным пушком – мягкая и тёплая – это мать. Недолго цветёт мать – и — мачеха. С появлением блестящих с верху листьев увядают золотисто — жёлтые листочки, будто от собственного холода. Вот в народе и появилась легенда…
У одной женщины умерла родная дочь. Всю свою ласку и тепло она отдала ушедшей в землю дочери. А падчерице с того времени и вовсе житья не стало. Добрая и красивая девушка — цветок всё тянется к солнцу , к теплу, к ласке. Все кругом любуются ею. Но только глянет на неё злая мачеха холодным пронзительным взглядом, и увядает девушка от неприятной стужи, излучаемой верхней стороной листьев.
Мать – и – мачеха используется как смягчающее средство при кашле, её прописывают при заболеваниях золотухой и водянкой.
— А знаете, почему крапива обжигает? На её листочках и стеблях есть особые волоски, каждый из них — как игла крошечного шприца. Внутри волосков едкая жидкость. Дотронулся – получай укол.
Ещё в древности знахари писали: « Берём сырую крапиву, толчём и прикладываем к свежим ранам – она раны вычистит и заживит». В крапиве есть вещества, убивающие микробы, а ещё она хорошо останавливает кровь.
Крапива полезна не только людям, но и бабочкам — адмиралу, павлиньему глазу, гусеницам, которые едят её листья.
Вторая группа защищает свой проект (Ребята должны были составить правила заготовки лекарственных растений).
Правила сборки и сушки
— Большинство растений собирай по утрам, когда уже высохла роса.
-Собирай растения только в тех местах, где их много.
— Собирай растения в сухую погоду.
-На растениях не должно быть пыли и грязи.
— Не собирай растения вдоль дорог , на улицах городов , в скверах.
— Не собирай все растения, оставляй для созревания семян для их дальнейшего размножения.
— Цветки собирай в начале цветения; листья – перед цветением или в начале его; корни и корневища – весной и осенью ; кору- весной , в начале сокодвижения.
— Суши растения на чердаке, часто переворачивай, помещение проветривай.
-Избегай прямого попадания солнечного света.
Третья группа защищает свой проект . (Ребята познакомились с рецептами народной медицины, описанными в учебнике. Вспомнили, каким из рецептов чаще всего пользуются в их семьях. Заполнили две подобные карточки, на обратной стороне нарисовали лекарственные растения).
Название: мать – и – мачеха
Применение: при кашле
Две столовые ложки сырья залить стаканом кипячёной воды, нагреть на водяной бане15-20 минут, процедить. Принимать по половине стакана 3 раза в день.
Название: ромашка аптечная
Применение: при ангине
Одну столовую ложку заварить в стакане кипящей воды. После охлаждения процедить. Использовать для полоскания 3-4 раза в день.
Все странички вкладываются в папку- книгу.
— Давайте посмотрим, в нашей книге уже появились страницы с информацией. На последующих уроках мы дополним книгу интересными фактами о лекарственных растениях.
— В нашей книге есть ещё один раздел «Будь осторожен!».Как вы думаете,какую информацию мы поместим на этих страницах?( О ядовитых растениях)
— Верно. Это будет одно из домашних заданий .Подготовить страничку книги о ядовитых растениях.
— Что нового вы узнали для себя, работая на уроке?
6.Рефлексия
— Всем спасибо за работу. Молодцы!
Стр.20 – 25. Подготовить сообщение о ядовитых растениях.
Е.Н. Ерёменко. Кубановедение. Материалы к урокам и внеклассным мероприятиям. 2 класс — Краснодар, 2006.
Г.Н.Ужегов Основные лекарственные растения : Краткая энциклопедия народной медицины.- М: АСТ, 2000.
Г.П. Попова Классные часы. 2 класс.- Волгоград: Учитель,2012.
Е.Н. Ерёменко, Н.М.Зыгина, Г.В. Шевченко. Учебник – тетрадь по кубановедению . 2 класс – Краснодар: ОИПЦ « Перспективы образовыания»,2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цели занятия:-расширить знания учащихся о лекарственных растениях;-развивать внимание, память, любознательность, самостоятельность суждений;-воспитывать бережное отношение к своему здоровью, люб.
Знакомство с лекарственными растениями.
В презентации собран материал по теме «Лекарственные растения», игра «Поле чудес» для знатоков лекарственных растений.
Урок для учащихся начальной школы, где рассказывается о наиболее распространённых лекарственных растениях.
Очень часто мы проходим мимо тех растений,которые помогут от многих болезней. Расширить кругозор детей,усвоить народную мудрость помогут знания, усвоенные на этом уроке.
занятие нацелено на систематизацию знаний учащихся о лекарственных растениях. Дети познакомятся с правилами сбора и использования лекарственных трав. Активные методы организации деятельности появлению.
Цель данного мероприятия — познакомить учащихся с лекарственными растениями; составить экологические правила сбора лекарственных растений.
Источник
Урок кубановедения во 2 классе на тему «Лекарственные растения. Правила сбора и использования лекарственных растений»
Юлия Владимировна
Урок кубановедения во 2 классе на тему «Лекарственные растения. Правила сбора и использования лекарственных растений»
Разумова Юлия Владимировна
Урок кубановедения 2 класс (2018 г.)
Технологическая карта урока.
Этапы урока Виды работы Содержание взаимодействия с учащимися Деятельность учителя Деятельность учащихся
I.Организация начала урока.
Цель: содействовать установлению нормального рабочего настроения у школьников и готовности к сотрудничеству. Приветствие учащихся.
Эмоциональный настрой учащихся.
Проверка готовности к уроку. -Здравствуйте, ребята! Сегодня урок кубановедения проведу у вас я. Зовут меня Юлия Владимировна.
-Мы продолжаем путешествие в мир знаний. Я надеюсь, что сегодняшнее наше общение принесёт вам новые знания, а, значит, и новые радости.
-Проверим готовность к уроку!
-Каждый посмотрите на свое рабочее место и проверьте, все ли лежит у вас на парте. У вас на столах должны лежать учебники, тетради, дневники, пенал.
-Также, не будем забывать, что сидеть вы должны правильно, упираясь в спинку стула, руки лежат на партах. Приветствует учащихся, создает эмоциональный настрой, активизирует внимание
Приветствуют учителя, организуют рабочее место, настраиваются на работу, сосредотачивают внимание, демонстрируют готовность осуществлять учебную деятельность.
Цель:актуализировать знания учащихся. Проверка знаний по прошлой теме урока. -На прошлом уроке вы изучали разнообразие растительного мира нашей местности. Проверим, как вы усвоили этот материал.
— На какие три группы можно разделить растения? (Травы, кустарники, деревья)
-Какие ярусы существуют в природе? Опишите каждый ярус. (К первому ярусу относятся– травы; ко второму ярусу относятся-кустарники; к третьему ярусу относятся-деревья.
— Назовите деревья, которые встречаются на Кубани? (Липа, дуб, сосна, береза, ольха, ясень, клен, ель)
-Какое дерево является символом России? (Берёза)
-Для чего нужна красная книга? (Для того чтобы спасти исчезающие виды растений) Проверяет качество усвоенного ранее материала. Контролирует и исправляет ошибки детей. Актуализируют свои знания по ранее изученному материалу. Отвечают на вопросы учителя.
Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока.
Вступительное слово учителя о природе.
-Ребята, окружающий мир прекрасен. Прекрасны леса и поля, горы, моря и реки, животный и растительный мир во всем своем многообразии.
— На прошлом уроке вы узнали о разнообразии растительного мира Кубани. Сегодня мы продолжим эту работу и познакомимся с вами с особенностями растений нашего края.
— Ребята, предлагаю с играть в игру. Посмотрите внимательно на доску. Вам нужно расположить растения в две колонки. Одна колонка называется «Лекарственные растения», вторая «Растения Кубани».
— В какой группе растений больше? (В группе «Лекарственные растений» растений больше)
-Так о каких растениях мы на уроке будем говорить? (На уроке мы будем говорить о лекарственных растениях)
— Какая тема урока? (Тема урока «Лекарственные растения»)
— Какие задачи поставим сегодня на уроке? (Ответы учащихся)
— Познакомимся с лекарственными растениями нашего края.
-Узнаем, как правильно использовать лекарственные растения при заболеваниях.
-Узнаем, как можно заготовить лекарственные растения в домашних условиях. Обеспечивает мотивацию и понятие учащимися цели и задач учебно-познавательной деятельности.
Организует проблемное обучение, предлагает с играть в игру.
Внимательно слушают вступительное слово учителя.
Играют в игру, развивают логическое мышление.
IV.Изучение нового материала.
Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изучаемого материала.
Содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определенному выводу.
Беседа с учащимися о лекарственных растениях.
— Болеть могут все: и люди, и животные. Но где взять бедному зверю рецепт? Вот и приходится животным лечить себя самостоятельно. В лесной аптеке всегда можно отыскать то, что их исцелит.
— Люди ещё в древние времена, наблюдая за животными, тоже стали лечиться травами, ягодами, листьями многих растений. Человек использует растение как лекарство.
— Ребята, сейчас мы просмотрим видеоролик про лекарственные растения. Я прошу вас обратить внимание на виды лекарственных растений и на то, какую пользу они приносят людям. После просмотра вам будут заданы вопросы.
— О каких лекарственных растениях вы узнали, просмотрев видеоролик? (Ромашка, череда, одуванчик, крапива, зверобой, тысячелистник, мать-и-мачеха, календула, подорожник).
-Молодцы, ребята! Рассказ учителя о растениях. Показ видеоролика для учащихся. Задает вопросы учащихся.
Слушаю рассказ учителя. Смотрят видеоролик. Отвечают на вопросы учителя.
Работа по учебнику -Ребята, теперь мы с вами поработаем с учебником. Откройте свои учебники на странице 20-ой.
-Посмотрите на иллюстрацию в учебнике. Что это за растение? (Подорожник)
— Давайте прочитаем информацию, о подорожнике которая написана в учебнике. После прочтения вам будут заданы вопросы по тексту.
-Как люди называют подорожник? (Зелёным бинтом называют это растение)
-Почему именно это растение назвали «зеленым бинтом»? (Его листья упругие, с прочными жилками, содержат вещества, которые способствуют быстрому заживлению ран и ссадин)
-Где именно появляется подорожник? (Подорожник появляется там, где когда-то прошёл человек)
-Правильно! Вы большие молодцы! Работа по учебнику. Задает вопросы учащихся по тексту, который находится в учебнике. Читают информацию в ученике. Отвечают на вопросы учителя. Ищут информацию в тексте.
Знакомство с растениями -Ребята, а сейчас мы с вами узнаем об особенностях некоторых лекарственных растений, которые произрастают в нашем крае.
-Угадайте о каком лекарственном растении пойдет сейчас речь?
— С желтыми цветками я,
Есть две мамы у меня. (Мать-и-мачеха)
-Откройте свои памятки. Откройте станицу 4- ую. Найдите информацию о данном растении и прочитайте ее.
— Верхняя сторона листьев этого растения холодная, как злая мачеха в сказке, а нижняя – тёплая и нежная, как родная мать.
Мать–и–мачеха – многолетнее травянистое растение похожее на одуванчик, но меньшего размера. В начале апреля на проталинах, там, где припекает солнце, появляются жёлтые цветочные корзиночки мать–и–мачехи. Цветки–корзиночки находятся на стеблях, покрытом буроватыми чешуйками. Это видоизменённые листья.
— Цветки мать-и-мачехи могут предсказывать погоду. На ночь и в ненастье цветок плотно закрывает свои лепестки. Значительно позже, когда растение отцветает, вырастают сердцевидные зубчатые листья. Сверху они ярко-зелёные, блестящие, жестковатые, холодные. Снизу лист покрыт белым бархатным пушком, если его приложить к руке, он греет. Научное же название мать-и-мачехи происходит от латинского слова «туссус», что значит кашель.
-Ребята, а как вы думаете, от чего помогает это растение? (Ответы учащихся)
— Действительно, это растение – прекрасное средство от кашля. Кашицу из свежих листьев прикладывают к опухолям, нарывам, фурункулам.
— В народе есть легенда…
У одной женщины умерла родная дочь. Всю свою ласку и тепло отдала она ушедшей в землю дочери. А падчерице с того времени и вовсе житья не стало. Добрая и красивая девушка-цветок все тянется к солнцу, к теплу, к ласке. Все кругом любуются ею. Но только глянет на нее злая мачеха холодным пронзительным взглядом, и увядает девушка от неприятной стужи, излучаемой верхней стороной листьев.
Вот такая необычная легенда характеризует растение Мать-и-мачеха! Учитель загадывает загадки про лекарственные растения. Рассказывает информацию о растениях. Задает вопросы учащимся. Отгадывают загадки, которые задает учитель. Слушают информацию о растениях. Отвечают на вопросы педагога.
Цель: предупреждение утомления и активизация для дальнейшей работы учащихся.
-Ребята, а теперь немножко отдохнем. Встаньте, выйдите из-за парт и повторяйте за мной.
Раз — подняться, потянуться,
Два — нагнуться, разогнуться,
Три — в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре — руки шире,
Пять — руками помахать,
Шесть — на место тихо сесть.
-Тихонько присаживаемся и продолжаем работу. Снимает напряжение, обеспечивает снятие усталости. Выполняют упражнения вместе с учителем.
Работа с учебником -Чтобы узнать следующее лекарственное растение, нужно отгадать загадку. Прочитайте на экране.
Ты растения не тронь.
Жжется больно, как огонь.
Всем известная …. (Крапива)
— А знаете, почему крапива обжигает? (Ответы детей)
— А насколько правильны ваши ответы мы узнаем из учебника.
-Обратите внимание на станицу 21-ую. Найдите где именно написано про крапиву.
— Так почему же крапива ожигает? (На ее листьях и стеблях есть особые волоски, каждый из них – как игла крошечного шприца. Внутри волосков едкая жидкость. Дотронулся-получается укол.)
-Что надевают люди при заготовке крапивы? (При заготовке крапивы люди надевают перчатки)
— Ещёв древности знахари писали: (знахари это люди, которые лечили) «Берём сырую крапиву, толчем и прикладываем к свежим ранам – она раны вычистит и заживит». В крапиве есть вещества, убивающие микробы, а ещё она хорошо останавливает кровь. Отваром моют голову. Используют её и для изготовления красок. А как вкусен суп из крапивы, так как в крапиве много витаминов.
— Крапива полезна не только людям, но и бабочкам — адмиралу, павлиньему глазу, гусеницам, которые едят её листья. Одна из таких бабочек даже названа в честь своей травы – кормилицы. Узнай её название (крапивница).
— Давайте познакомимся еще с одним лекарственным растением.
Если травку ты сорвешь,
Руки, знай, не ототрешь.
Доктор всех аптечных дел,
Кто же лечит ранки? (Чистотел)
— Если отломить стебелёк, то появится оранжевая жидкость, ею можно смазать ранки на теле.
— Какое лекарство вам напоминает это растение? (Йод)
— Чистотел применяют при заболевании лёгких, в отваре травы чистотела купают детей при золотухе. Соком сводят бородавки, откуда происходит русское название растения: чистотел или бородавочник.
-Лекарственные растения можно приобрести в аптеке, а можно заготовить в домашних условиях. При этом нужно помнить правила их заготовки.
— Для того, что узнать правила заготовки вам нужно открыть станицу 22-ую.
-Найдите правила заготовки. И прочитайте их. (Учащиеся читают о правилах заготовки лекарственных растений в домашних условиях)
— Когда собирают растения? (Большинство растений собирают по утрам, когда высохла роса)
-Где нельзя собирать лекарственные растения? (Нельзя собирать лекарственные растения вдоль дорог, на улицах городов и скверах)
-Когда именно собирают цветки, листья, корень и кору лекарственных растений? (Цветки собирают в начале цветения; листья- перед цветением или в начале его; корни – весной и осенью; кору –весной, в начале сокодвижения, когда она хорошо отделяется)
-Молодцы, ребята! Учитель загадывает загадки про лекарственные растения. Рассказывает информацию о растениях. Задает вопросы учащимся по учебнику. Отгадывают загадки, которые задает учитель. Слушают информацию о растениях. Отвечают на вопросы педагога. Ищут ответы на вопросы в учебнике.
«Верные и неверные утверждения» -Ребята, сейчас я буду вам говорить приложения, а вы должны сказать верно оно или нет.
1) Задает вопросы по тебе урока. Применяет прием критического мышления. Отвечают на вопросы учителя. Дают пояснение ответам.
V.Итог урока.
Цель: обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества. Обобщающая беседа.
-Ребята, откройте учебники на странице 22. Внизу страницы у вас находиться таблица. Вам нужно найти и обвести названия лекарственных растений. После того как вы закончите работу, мы проверим какие растения вы нашли. (Ромашка, репейник, мята, календула, лопух, калина)
-Урок подходит к концу, повторим, что мы с вами изучили сегодня на уроке.
-Откроем дневники и запишем домашние задание в учебник стр. 20-22пересказ.
-Оценки на уроке получают. … Все сегодня были молодцы.
-Ребята, у каждого из вас на столах лежат картинки растений крапивы и ромашки Тем, кому урок понравился, было интересно, всё получалось – поднимите картинку ромашки; тем, кому урок не понравился, возникали затруднения – поднимите картинку крапивы.
-Урок окончен! Мне было приятно с вами работать! До свидания! Задает вопросы с целью понимания изученного материала. Задает домашнее задание, выставляет оценки. Проводит работу по самоконтроли деятельности учащихся на уроке. Отвечают на вопросы учителя. Записывают домашнее задание в дневник. Проводят самоконтроль своей деятельности на уроке.
Делятся впечатлением от урока и о полученных знаниях.
Источник