Кто такое апологеты какие способы применяли апологеты для защиты христианского вероучения

Православные апологеты

Процесс распространения христианства на территории Римской империи был сложным, так как оно имело статус полузапрещенного вероучения. Первые христиане собирались тайно, что порождало много слухов об их собраниях и богослужениях. Язычники всеми силами старались очернить верующих, приписывая им страшные преступления, которых они не совершали. Верующим и самому христианству в годы гонений требовались защитники. Ими стали первые христианские апологеты.

Кто такие апологеты

Апологет — защитник христианства, человек, который отстаивает христианское вероучение перед представителями власти. Еще так называли раннехристианских писателей, которые поддерживали новую религию и обличали язычество.

Главной задачей апологетов было добиться от власти официального признания христианской религии. Язычники придумывали много мифов, клеветали на христиан, обвиняя их в причастности к инцестам, детоубийствам. Защитники ставили своей целью развенчание этих мифов. В качестве аргументов в пользу христианства они говорили о высокой нравственности верующих, рассказывали о чудесах, которые творил Христос.

Чудеса, сотворенные Господом и его подвижниками, противопоставлялись колдовству языческих шаманов. Апологеты пытались донести до простых людей и властей, что колдунами движут темные силы, в то время как Господь пришел на Землю, чтобы спасти всех живущих на ней.

Цели апологетики

Апологетика всегда соответствует течениям времени, своими проблемами выбирает то, что наиболее актуально на данный момент:

  • призвана разоблачать псевдонаучные нападки на христианство;
  • ищет способы защиты христианского общества;
  • стремится к более глубокому пониманию Священного Писания.

Это интересно! В раннехристианской апологетике было две направленности — на иудеев и язычников. После апологетика была направлена на то, чтобы искоренить искажение веры внутри самого христианства, на сохранение чистоты убеждений и нравственности верующих.

Деятельность ранних христианских апологетов

Первые апологеты были выходцами из элиты общества. Они защищали догматы веры от критики иудейских философов и сторонников язычества.

Главным оппонентом первых христиан считают Фронтона — наставника императора. Он считал убеждения верующих абсурдными, основанными на предрассудках и фанатизме. Такие взгляды могли разрушить привычный античный мир, поэтому противники христианства старались доказать, что новая религия враждебна. Апологеты же стремились донести обществу истинность и приемлемость своего вероисповедания.

Важно! Деятельность защитников смогла ослабить гонения власти и подготовить общество к восприятию новой религии.

Богословие и апологетика

Апологеты стали основателями христианского богословия. Позже апологетика стала разделом богословия, посвященным обоснованию истинности христианской веры с помощью рациональных средств.

Между классическим богословием и апологетикой есть принципиальная разница. Богословие объясняет понятие Бога и Церкви, собирает и обобщает опыт церковной жизни. Апологетика, как часть богословия, ищет подтверждение христианским откровениям, отстаивает истинность вероучения и отражает нападки атеистических и нехристианских течений.

Разделы апологетики

Апологетика, как часть богословия, имеет свою структуру. Она включает в себя пять разделов:

Впадая в грехи, христиане дают повод противникам веры укрепиться в своих убеждениях и убедить в них сомневающихся. Призвание христианина — своей жизнью и своим примером приводить людей на путь спасения. Каждый христианин вносит свой вклад в развитие нравственного раздела апологетики.

Поздняя апологетика

В раннее время апологетика выступала против язычества, в Средние века — против иудаизма и мусульманства, сейчас — против атеизма.

В первые века существования христианства верующих обвиняли в том, что они хотят разрушить государство, пропагандируют разврат, детоубийство. Сама мысль о монотеизме считалась богохульством. Первые христиане подвергались страшным пытками: их сжигали заживо, отдавали на съедение диким зверям, закапывали в землю живьем. Их считали представителями сект, а Христа — обманщиком. Благодаря первым апологетам христианство устояло и дало миру величайшую культуру.

После того как христианство официально приобрело статус религии, борьба с язычниками перестала быть главной целью апологетики, так как они стали практически бессильными. После этого активность писателей-защитников стала угасать. Место первых апологетов заняли борцы с ересью и инакомыслием.

Сейчас для христиан наступило тяжелое время — с одной стороны безбожие, популяризация атеизма, с другой — обилие тоталитарных сект, ведь новых группировок с каждым годом становится все больше. Это требует активизации апологетов Православия.

Иногда говорят, что апологетика не нужна, так как принятие какой-либо веры — это добровольный акт. Кто захочет — тот придет к вере несмотря на трудности. Задача апологетики в современном мире — доказать, что Священное Писание не противоречит научным данным и поддержать колеблющиеся умы.

Читайте также:  Головокружительной способ их образования

Известные православные апологеты

Иустин был апологетом и мучеником, родоначальником христианского богословия. Он доступно объяснял язычникам истины Ветхого Завета, защищал христиан от гонений, связанных с непочитанием эллинских богов. За отказ от возвращения к язычеству мученик был казнен. В Православии и католицизме Иустина Философа почитают как Святого.

День памяти Аристида Афинского в Православии — 13 сентября. В эпоху позднего Средневековья его труд «Апология» был одной из самых популярных книг.

В христианстве Феофила Антиохийского почитают в качестве святителя. Много внимания Святой уделял борьбе с христианскими лжеучениями.

Иоанн Златоуст — Вселенский Святитель и Учитель Церкви, почитается в Православии как Святой. День памяти — 26 ноября. Является автором Литургии восточного образца, седьмой молитвы обязательного вечернего правила.

Афинский епископ Кодрат боролся за права христиан. Его труд «Грамота в защиту христиан» был благоприятно воспринят римским императором. Он издал указ, согласно которому запрещалось обвинять христиан в преступлениях без веских улик.

Защитник христианства почитается Православной Церковью 6 августа. Он отвергал языческие обвинения христиан в безбожии, инцестах и детоубийстве.

Мелитон Сардийский стал первым епископом и богословом, который обратился к императору Марку Аврелию с просьбой о защите христианства. Епископ пользовался высоким авторитетом в христианском мире. В Православии днем его памяти считается 1 апреля.

Будучи писателем и богословом, защитник христианства выступал против произвола язычников, обличал ересь и лжеучения. День памяти — 8 января.

Тертуллиан был писателем и теологом, выдающимся христианским апологетом, родоначальником латинской патристики. Все его труды посвящены проблемам христианской нравственности и опровержению лжеучений.

Ермий был язычником до тех пор, пока не открыл для себя христианство. Он с безусловным осуждением относился к языческой философии, считая, что в ней нет и капли христианской мудрости. Этой теме он посвятил свой единственный труд, который носит название «Осмеяние языческих философов».

Учения Иринея Лионского способствовали формированию концепции раннего христианства. Епископ активно занимался пастырской и миссионерской деятельностью. Согласно преданию, за распространение христианства Ириней Лионский был казнен.

Пантен был христианским богословом, основателем Александрийской школы богословия. По свидетельствам современников, Пантен смело проповедовал христианство среди язычников, доходил с миссионерской целью даже до индийских земель.

Ориген был греческим философом и теологом, основателем библейской филологии. Защитник веры погиб в ходе очередных репрессий против христиан при императоре Деции.

Григорий Богослов был одним из Отцов Церкви, сподвижником Василия Великого. Григорий получил священный сан в годы правления императора Юлиана Отступника. Император дал начало новым гонениям против верующих, приказав своим войскам захватывать христианские храмы.

Григорий Богослов организовал сопротивление войску императора, благодаря ему храмы удалось отстоять. Всю свою жизнь архиепископ Константинопольский посвятил служению Богу и популяризации христианства. Дни памяти Григория Богослова в Православии — 7 и 12 февраля.

Григорий был младшим братом Василия Великого, близким другом Григория Богослова. Его почитают как Отца и Учителя церкви, день его памяти в Православии — 10 января. Современники Григория Нисского почитали его как авторитетного богослова и проповедника.

Василий Великий был одним из трех Отцов Церкви, который прославился изобретением иконостаса и составлением Литургии Василия Великого. Он также является автором пятой и шестой молитвы утреннего правила. Эти молитвы до сих пор считаются обязательными для всех православных христиан.

Апологетика не может дать человеку веру. Вера — это дар Божий, который посылается тем, кто хочет его получить. Но на пути к воцерковлению всем людям в душу закрадываются сомнения, познанию истины мешают ложные вероучения. Апологетика расчищает путь к вере от сомнений и предрассудков, помогает укрепиться в своих убеждениях.

Источник

Апологеты

Некоторые особенности:

Апологетика (от греч. apologia — защита) — раздел теологии, посвященный рациональной защите истинности христианского вероучения.

Именование «апологет» закрепилось в основном за раннехристианскими писателями 2-3 вв., создавшими особый жанр богословско-полемических сочинений — апологии.

История апологетики

* проф. Осипов А.И. «Путь разума в поисках истины»
(§ 2. Краткий очерк истории Апологетики)
* Никифоров М.В. Апологеты раннехристианские.

Условно историю апологетики можно разделить на след. периоды:

  • Апологетика раннехристианская и эпохи Вселенских Соборов (II–VII вв.)
  • Апологетика Средневековья и эпохи Возрождения (VIII–XV вв.)
  • Апологетика Нового времени (XVI–XIX вв.)
  • Апологеты ХХ века

Раннехристианская апологетика

Основная тема — мессианство Иисуса

Направленновть на язычников

  • монотеизм
  • уникальности Богоявления во Христе,
  • опровержение различного рода обвинений против христиан
Читайте также:  Примеры по линейному способу начисления амортизации

Представители:

Анонимное «Послание к Диогнету» (ок. 200)

Св. Аполлоний Эфесский произнес апологетическую речь в правление имп. Коммода (180–192).
(Сохранилась в мученических актах) .

Помимо прочих сочинений апологии пишут:

  • Климент Александрийский
    • «Протрептик» («Увещание к эллинам»)
  • Псевдо-Мелитон
    • «Слово к Антонину» (нач. III в.).
  • Ориген
    • «Против Цельса»
  • Евсевий Кесарийский
    • «Евангельское приуготовление» в 15 книгах (Praeparatio evangelica, 312–322). Стимулом для написания было появление в 260 г. 15 книг «Против христиан» неоплатоника Порфирия.
    • «Против Иерокла» (311-313)
      Об Иерокле
  • Тертуллиан
    • «К язычникам» 2 книги (Ad nationes, 197).
      [взяв за основу книгу Варрона «Божественные древности» (Antiquitates rerum divinarum), в которой содержится критика римской религии, показывает суетность и ложность политеизма, призывая уверовать в единого Бога].
    • «Апологетик» (Apologeticum, ок. 197)
    • послание к Скапуле, проконсулу Африки (Ad Scapulam; 212)
    • «Против иудеев» (Adversus Iudeos; между 198 и 206)
  • свт. Киприан Карфагенский
    • «Книга о суетности идолов» (De idolorum vanitate),
      [доказывается, что языческие божества это цари, которым после их смерти начали поклоняться].
    • В «Книге к Деметриану» (Ad Demetrianum, ок. 252), [Деметриан, обвинял христиан в том, что они являются причиной войн и стихийных бедствий, свт. Киприан утверждает, что идолослужение и в особенности гонения против христиан вызывают гнев Божий.]
    • «Три книги свидетельств» (Testimoniorum Libri III, ок. 249) [Антииудейское сочинение]
  • Арнобий Старший
    • 7 книг «Против язычников» (Adversus nationes; кон. III — нач. IV в.) [первые две апологетические, остальные — полемические]
  • Лактанций
    • «Божественные установления» в 7 книгах (Divinae institutiones; 304-313) [аполог. материал + система вероучения]
    • «О гневе Божием» (De ira Dei; ок. 303)
      [написанно против язычников (особенно стоиков и эпикурейцев). Защищается возможность применения к Богу слова «гнев»]
    • «О смертях преследователей» (De mortibus persecutorum; ок. 314). [присутствуют апологетические темы]

Апологетика эпохи Вселенских соборов

Апологетика постепенно переходит от борьбы с внешними врагами к защите чистоты веры и нравственности от их искажения внутри самого христианства.

Средневековье

Апологетика этого периода ориентирована на полемику с исламом.

  • Прп. Иоанн Дамаскин «Разговор сарацина и христианина»
  • Сочинения Никиты Византийского, императора Иоанна VI Кантакузена
  • Кардинал Николай Кузанский «Опровержение Корана»

В Испании в 1250 году для подготовки апологетов с целью борьбы с исламом и иудейством был открыт специальный институт.

Эпоха Возрождения

Причины для развития апологетики:

  1. развитие рационализма, чему способствовало переосмысление античного мировозрения
  2. развитие антропоцентризма

Иероним Савонарола «Торжество креста против мудрых века»
Раймунд Сабундский «Естественное богословие»

Новое время (после Реформации)

Реформация была толчком к развитию многих нецерковных и антихристианских идей и философских направлений (деизм, пантеизм, материализм)


Английская
апологетическая школа (борьба с деизмом)


Нидерланды:

Гуго Гроций «Об истинности христианской религии»
[Гуго Гроций — юрист, историк и государственный деятель XVII века]


Германия:

В XVII—XVIII веках Богословов-апологетов не было, но вклад в апологетическую мысль внесли философы.

  • Лейбниц «Монадология»
    («развивает учение о предустановленной гармонии мира, а также дает философское обоснование доказательств бытия Бога, особенно космологического и телеологического, и бессмертия души» [проф. А. И. Осипов] )
  • Лейбниц «Теодицея»
    («предлагает опыт рационального обоснования веры и ее согласования с разумом» [проф. А. И. Осипов] )
  • Вольф «Естественное богословие»


Франция:

В XVII—XVIII веках действовала целая апологетическая богословско-философская школа Боссюэ и Фенелона
Фенелон «О бытии и свойствах Божиих».
Б. Паскаль «Мысли Паскаля о вере и некоторых других предметах».

В конце XVIII — начале XIX веков апологетическая школа, основанная Шатобрианом (против французских просветителей и их идеи о первенстве человеческого разума)

Ф. Р. Шатобриан «Гений христианства»

Ж. Э. Навиль «Отец Небесный» и «Вечная жизнь»
III. Бонн «Созерцание природы» (материал о разумности Творца)

** Апологетический отклик на идеи мифологической школы

(«…не только отвергла историческое существование Христа и других библейских лиц, но и представила христианство не более как вариацией на темы различных мифов и религий древних народов» [проф. А. И. Осипов] ).

Еп. Уэтли «Исторические сомнения относительно Наполеона Бонапарта» —
апология-памфлет ( «доказывает», пользуясь методом мифологической школы, что Наполеона Бонапарта никогда не было).

Ж.-Б. Перес «Почему Наполеона никогда не существовало, или Великая ошибка — источник бесконечного числа ошибок, которые следует отметить в истории XIX в.» (М., 1912).

Э. Пресансе «Иисус Христос и Его время» (СПб., 1871).

** Ответ идеям т. н. Ново-тюбингенской отрицательной историко-критической школы

(пыталась оспорить подлинность книг Ветхого и Нового Заветов и многих описываемых в них событий)

Ф. Геттингер «Апология христианства» в 2-х частях (рус. пер. изд. 1872 — 1873)
И. Иерузалем «Размышление о важнейших истинах религии» в 5-ти томах (рус. пер. изд. 1806, 1817, 1831, 1833 гг. и др.)
Х. Э. Лютардт «Апология христианства» ( рус. пер. изд. СПб. 1892)

Читайте также:  Способы проецирования натуральной величины

** Ответ дарвинизму


** Также:

Э. Кант. «Критика чистого разума» & «Критика практического разума»

Апологетическая школа, возникшая под влиянием теологии и философии Ф. Шлейермахера

Теистическая философская школа, основанная Фихте Младшим.

В XIX веке западное богословие все сильнее оказывается в зависимости от наиболее популярных философских систем мысли: Канта, Гегеля, Шеллинга и др. Все шире распространяются рационализм, атеизм, пантеизм, различные мистические идеи и движения. Это в свою очередь обусловило интенсивное развитие апологетической деятельности. (Обширная критическая литература по данным вопросам имеется в трудах русских апологетов.)
Свой вклад в Апологетику внес крупный германский философ Э. Кант. В своей «Критике чистого разума» он приходит к заключению, что существование Бога нельзя доказать рациональными способами, но также нельзя и опровергнуть. В то же время в «Критике практического разума» Кант утверждает, что принятие существования Бога является необходимым постулатом нравственного сознания человека. Нравственный аргумент («доказательство») бытия Божия быстро вошел в арсенал апологетики. Однако многие утверждения Канта, напр., отрицание промысла Бога в мире, Откровения, фактическое отождествление религии и морали и др., были неприемлемы для христианского сознания. Они, как и его критика традиционных доказательств бытия Бога, встретили сильное противодействие со стороны апологетов.
Другим крупным философом, оказавшим влияние на развитие апологетической мысли XIX века, был Гегель. В своем «панлогизме» («все есть мысль») Гегель попытался преодолеть деистическое понимание Бога и упразднить разрыв между верой и разумом. Однако в его системе живой, личный Бог растворяется и исчезает в безличном, отвлеченном философски-холодном Абсолюте, а вера подменяется диалектикой. С. Булгаков точно подметил, что для Гегеля диалектический метод, с помощью которого он пытался найти ответы на все вопросы, оказался «своего рода логической магией» . Пантеизм философии Гегеля оказался благоприятной почвой для возникновения крайне рационалистических воззрений.
Гегелевская диалектика была положена в основу и атеистического марксизма. Один из последователей Гегеля Л. Фейербах в работе «Сущность христианства» развивает идею антропологического понимания Бога как проекции человека и его свойств в бесконечность и предпринимает попытку создать некую новую религию с культом человека. Эта идея была доведена Ф. Ницше до крайних форм человекобожия, которым и «завершается внутренняя диалектика гуманизма». На борьбу с этими идеями, с атеизмом и материализмом, в Германии выступает апологетическая школа, возникшая под влиянием теологии и философии Ф. Шлейермахера, который первым отнес апологетику к области т. н. философского богословия. Он энергично выступал в защиту христианства. Но его метод и пантеистический характер его философии, ярко проявивший себя в его «Речах о религии», не позволяют высоко оценивать его апологетическую деятельность. Эта школа не отличалась ни строгостью в вопросах веры, ни последовательностью в изложении своих идей.
Более значительный вклад в апологию христианства внесла теистическая философская школа, основанная Фихте Младшим. В своих сочинениях Фихте перед лицом открыто наступающего атеизма отстаивает бытие личного Бога. Из представителей его школы самым значительным был Г. Ульрици. В своих работах «Бог и природа», «Учение о человеке», «Душа и тело» и др. он показывает себя очень компетентным и активным борцом против материализма.

ХХ век

Особенность апологетики ХХ в. и ее развития определили следующие основные факторы.

  1. распространение атеистически-материалистического мировоззрения.
  2. сенсационные научные открытия, благодаря которым апологеты христианства получили серьезнейшие аргументы для обоснования бытия Бога, существования души и др.
  3. Третий фактор — особое внимание в XX в. к проблеме Человека, (его психологии, морали, культуры, характера отношения к окружающему миру в целом, вопросу о смысле жизни).
  4. развитие в XX веке теософской (или т. н. панрелигиозной) идеи сотериологической равноценности и тождественности по существу всех религий.

Наиболее известные русскому читателю западные апологеты:

  • америк. иеромонах Серафим (Роуз)
  • англиканский богослов Клайв С. Льюис
См. также:

Об апологетах христианства II века. [Отрывок из сочинения Ф. В. Фаррара «Первые дни христианства»]

Бедность христианства апологетов. [отрывок из сочинения А. Юлихера «Религия Иисуса и начала христианства до Никейского собора»]

Исторический очерк развития Христианской апологетики
или Основного Богословия:
(I.) От начала христианства до XV века (эпохи Возрождения)
(II.) С ХV до конца XVIII века
(III.) В ХIХ веке
[из книги Рождественского Н. П. «Христианская апологетика»]

Источник

Оцените статью
Разные способы