- Тип питания
- Трофность
- Конидии и конидиеносцы гемибиотрофного гриба
- Четыре группы степени паразитизма
- Грибы симбионты, сапрофиты и паразиты
- Значение грибов в природе
- Особенности грибов паразитов (видео)
- Грибы-симбионты
- Особенности питания
- Названия и описания популярных грибов-симбионтов
- Грибы-сапрофиты
- Особенности строения и питания
- Примеры грибов-сапрофитов
- Чем опасны грибы для человека (видео)
- Грибы – паразиты
- Внешний вид и питание
- Съедобные виды грибов-паразитов
- Основные различия между грибами-сапрофитами и паразитами
- Интересные факты о грибах (видео)
- Урок по биологии «Как питаются паразиты?»
Тип питания
Тип питания (степень паразитизма) – способность микроорганизма извлекать питательные вещества для собственного роста и размножения из живого, ослабленного или погибшего организма-хозяина, для фитопатогена – растения-хозяина [2] .
Тип питания микроорганизма может быть сапрофитным или паразитическим. Паразиты, в свою очередь, делятся на некротрофов, биотрофов и гемибиотрофов.
Трофность
Сапротрофы – извлекают питательные вещества из имеющихся (готовых) мертвых тканей и являются сапрофитами [2] .
Некротрофы – паразиты, убивающие своими выделениями какой-либо участок растения, прежде, чем оккупировать его, то есть как и сапротрофы питаются содержимым мертвых клеток [2] .
Биотрофы – паразиты, извлекающие питательные вещества непосредственно из живых клеток растения-хозяина [2] .
Различия между сапротрофами, некротрофами и биотрофами заключаются в соотношении скоростей гибели зараженных тканей (некроза) иразвития паразита в растении.
На практике тип питания определяется достаточно просто. Если распространение некроза опережает распространение паразита, то тип питания – некротрофный. Если распространение паразита опережает некроз – питание биотрофное [2] .
При некротрофном паразитизме воздействие на клетки хозяина более грубое, чем при биотрофном. Некротрофный тип питания менее специализирован и скорее всего, является первичным. Эволюцию типов питания от сапротрофии к биотрофии прослеживают у почвообитающих грибов. В их числе обнаруживаются различные переходные виды [2] .
Гемибиотрофы – переходная форма между некротрофами и биотрофами. Это паразиты, имеющие смешанное питание. Первоначально они питаются биотрофно, а после гибели зараженной ткани, продолжают развиваться в ней, питаясь некротрофно [2] .
Примером гемибиотрофного микроорганизма является возбудитель парши яблони – гриб Venturia inaegualis. Первоначально данный патоген образует внутритканевый (эндофитный) мицелий между мезофиллом и эпидермисом, не повреждая клеток, то есть питается биотрофно. После гибели клеток Venturia inaegualis распространяется в них некротрофно, а после отмирания и опадения листьев продолжает питаться сапротрофно [1] [2] .
Конидии и конидиеносцы гемибиотрофного гриба
Четыре группы степени паразитизма
Автотрофы – организмы, способные создавать в процессе фотосинтеза органическое вещество. Паразитические микроорганизмы, как известно, к таким не относятся [3] .
Гетеротрофы – организмы не способные самостоятельно вырабатывать органическое вещество и питающиеся только за счет органики, создаваемой автотрофами и, находящиеся в определенной зависимости от них как от источника энергии. К таким организмам относятся грибы, все бактерии, фитоплазмы, вирусы [3] .
По способу использования органического вещества (типу питания) все гетеротрофы делят на четыре группы:
- сапрофиты облигатные (сапротрофы) – организмы, питающиеся мертвыми растительными остатками или почвенным гумусом, на растениях развиваться не способны;
- паразиты факультативные (условные) – организмы, в основном питающиеся сапротрофно, но обладающие способностью поражать ослабленные растения или их части;
- сапрофиты факультативные – паразиты, обладающие способностью продолжать вегетативный рост и размножение на растительных остатках после гибели растения-хозяина;
- паразиты облигатные – организмы, обладающие способностью извлекать питательные вещества только из клеток живого растения, после гибели растения переходят в покоящиеся формы или погибают [2][3] .
Такая классификация вытекает из соотношения сапротрофной и паразитической фаз в жизненном цикле микроорганизма.
На живом растении встречаются паразиты облигатные, сапротрофы факультативные и очень редко паразиты факультативные. На мертвом растении – сапротрофы облигатные и паразиты факультативные, редко – сапротрофы факультативные [2] .
Источник
Грибы симбионты, сапрофиты и паразиты
Все организмы на земле выполняют какие-либо функции, приносящие пользу или вред окружающей среде. Например, некоторые грибы пополняют свои запасы, уничтожая мертвые останки, а другие питаются за счет живых организмов.
Значение грибов в природе
Питательные вещества, разложенные грибами, в дальнейшем усваиваются другими растениями. Шляпочными видами питаются живые существа (животные и насекомые). Существуют и такие грибы, которые специально выращивают искусственным путем. Это шампиньоны и вешенки. Плесневелые грибы (аспергилл, пенициллы) используют для получения антибиотиков и даже твердых сыров. Спорынья (образующийся на злаковых культурах) применяется для борьбы со злокачественными опухолями.
Многие паразитические грибы причиняют вред живым организмам и растениям, вызывая заболевания. Немалый ущерб наносится древесине. Не рекомендуется использовать для деревянных построек зараженный строительный материал. Поскольку грибная культура может вызвать смертельное отравление, специалисты советуют относиться к ее сбору с большой осторожностью.
Особенности грибов паразитов (видео)
Грибы-симбионты
Симбиоз – сожительство различных организмов, при котором оба получают пользу. Грибы-симбионты участвуют в формировании двух симбиозов:
- лишайники, образованные в результате взаимодействия с водорослями и бактериями;
- микориза – с корневой системой растений.
Особенности питания
Грибы, оплетая мелкие корни растительных организмов, питаются органическими веществами, входящими в их состав. Такие действия не наносят вред растениям, а способствуют впитыванию из почвы полезных веществ (азот, фосфор, микроэлементы) и воды.
Названия и описания популярных грибов-симбионтов
Обычно шляпочные грибы относят к смешанному типу питания, которые могут получать органические вещества, как из растительных корней, так и перегноя.
- Подосиновик. Взаимодействует с осинами, дубами, ивами и тополями. Бурая шляпка в форме полушария имеет красноватый или оранжевый оттенок. Отделить слой кожицы без мякоти невозможно. Высота серой ножки до 18 см. Плодовое тело мясистое и плотное. Молодые особи упругие, а старые становятся рыхлыми. На изломе белая мякоть с течением времени синеет, а затем чернеет. Не обладает выраженным ароматом.
- Подберезовик. Произрастает возле березовых корней. В течение жизни шляпка гриба из сферической формы превращается в плоскую, напоминающую подушку. При повышенной влажности на ощупь становится липкой. Мякоть белого цвета плотной структуры в месте среза окисляется. У старых особей становится водянистой и рыхлой. Цилиндрическая ножка покрытая темно-серыми чешуйками.
- Масленок и рыжик. Селятся под хвойными породами деревьев. Маслята характеризуются слизистой кожицей, как будто покрытой маслом. Шляпки с формой полушария, достигающие 16 см в диаметре, окрашены в спектр цветов от коричнево-шоколадного до желто-бурого. По мере взросления форма распрямляется, превращаясь в плоскую. Цвет ножки обычно светлее. Мякоть сочная. Для рыжика характерна круглая шляпка с концентрическими окружностями и вдавленным центром. Оранжевая мякоть при соприкосновении с воздухом окисляется, приобретая зеленоватый оттенок.
Если уничтожить дерево-хозяина, то исчезнут и грибы, произрастающие под ними.
Грибы-сапрофиты
Сапротрофные организмы (редуценты, сапрофиты) питаются органическими соединениями, полученными в результате разрушения погибших животных и растений.
Особенности строения и питания
К сапрофитам относятся множество крупных грибов, состоящих из большого количества легких спор, позволяющих без усилий распространяться на другие источники питания.
Данная популяция грибов предпочитает селиться на остатках растительного происхождения:
- опавшая хвоя, листва;
- перья и рога;
- веточки;
- шишки;
- стебли однолетних трав;
- пни.
Из мертвых источников сапрофиты вытягивают питательные элементы. В зависимости от субстрата вырастают определенные виды грибов.
Примеры грибов-сапрофитов
Поскольку все живые организмы имеют начало и конец, сапрофиты занимают немаловажную роль в круговороте веществ, уничтожая природную биомассу, состоящую из моноорганических веществ. К съедобным грибам относят:
Среди сапротрофных организмов есть и непригодные в пищу, которые представляют опасность для жизни человека.
Чем опасны грибы для человека (видео)
Грибы – паразиты
В отличие от грибов, выполняющих полезную деятельность, паразитирующие организмы не приносят пользы растению-хозяину, а разрушают его еще при жизни. Заражение дерева происходит через поврежденную кору. Споры грибов, перемещаемы с потоком воздуха, проникают через оголившиеся места и поселяются на древесине.
Во избежание заражения плодовых деревьев, необходимо своевременно предпринимать профилактические меры: полив в летние месяцы, укрытие на зиму, изоляция ранок при помощи садового вара. В случае появления паразитирующего нароста на стволе, дерево рекомендуется уничтожить, лучше сжечь.
Внешний вид и питание
Паразитирующие грибы бывают однолетниками и многолетниками, способными прожить до 25 лет. Различные виды особей отличаются друг от друга окрасом, формой, структурой, размером и продолжительностью жизни. По форме плодовые тела бывают полусферическими или шляпочными, а также схожими с копытом либо острием пики. Встречаются и бесформенные наросты в виде выпуклых или слоистых тел. Многолетники способны набирать до 10 кг веса и вырастать до размеров одного метра. Цветовой спектр паразитов также разнообразен. Структура тела бывает подобна древесине, либо мягкой коже.
Расселяясь на живых растениях, грибы питаются органическими веществами живых клеток хозяина. В результате дереву наносится огромный урон. Поселившись на сельскохозяйственных культурах, они приводят к образованию опасных болезней и уменьшают урожай.
Некоторые паразиты умеют хорошо приспосабливаться к хозяину, в начальной стадии стимулируя его развитие. Они питаются за счет образованных наростов, не развивая мицелии внутри дерева.
Съедобные виды грибов-паразитов
Шляпочные грибы обычно относятся к сапротрофам. Реже встречаются паразиты, например, опенок. Вступая в симбиоз с корневой системой, грибы пронизывают ее микоризами, оплетающие корневые отростки.
Наличие кольца на ножке опенка легло в название гриба. Предпочитает расти большими колониями. Его солят, жарят, маринуют. Ценится за большое содержание минеральных веществ. Всего в 100 гр продукта находится суточная потребность организма в данных элементах.
Поскольку опята вызывают гниль дерева, они являются опасными паразитами. Черные шнурки грибницы проникают сквозь кору и, выделяя токсичные вещества, поражают древесину. В результате за 1-3 года может погибнуть молодое деревце. Старый экземпляр погибает через 10 лет. После того как на дереве поселяется гриб, его рост замедляется. Защитные вещества, которые вырабатывает дерево, не могут остановить процесс, а лишь только замедлить.
Грибом-паразитом, питающиймся соком дерева, является трутовик. Существует несколько разновидностей данной популяции. Хотя ядовитых представителей очень мало, в основном их используют в кулинарии из-за твердого тела. Некоторые виды считаются деликатесами. По вкусу серно-желтый трутовик напоминает куриное мясо. В некоторых странах трутовики специально культивируют на фермах.
Принимать в пищу следует молодые экземпляры трутовиков, собранные на лиственных породах. Особи, растущие на хвойных деревьях, грозят легким отравлением. Опытные грибники рекомендуют употреблять в пищу только хорошо известные грибные популяции.
Основные различия между грибами-сапрофитами и паразитами
Неправильно считать, что любые микроорганизмы, которые питаются органической пищей, являются паразитическими. К паразитам причисляют те организмы, которые выживают за счет других. Они могут селиться как внутри какого-либо тела, так и снаружи.
Сапрофиты питаются только останками растений либо животных. К ним относятся почвенные и плесневые грибы, а также плесневые бактерии. Таким образом, основные отличия между сапрофитами и паразитами заключается в нескольких особенностях:
- Метод существования и характер питания организмов: паразитические особи питаются за счет органических структур живого хозяина; сапрофиты живут на мертвых растительных телах.
- В отличие от паразитов, сапрофиты обычно не причиняют вред человеческому организму.
- Средой обитания для сапрофитов могут быть как живые, так и неживые структуры. Паразиты живут только в живом организме.
В некоторых случаях грибы из паразитов превращаются в сапрофитов, которые первоначально селятся на живых растениях, а после их гибели продолжают жить, питаясь мертвой древесиной. Такие грибы называются симбионтами.
Интересные факты о грибах (видео)
Грибы не обходят ни одно растительное сообщество, принимая участие в их жизни. Они тесно с ними сотрудничают, обеспечивая минерализацию органических элементов, а также активно участвуют в круговороте веществ в природе.
Источник
Урок по биологии «Как питаются паразиты?»
План – конспект открытого урока по биологии.
ФИО педагога Верина Надежда Станиславовна
УМК: Биология: 5-6 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Т. С. Сухова,
В. И. Строганов. – М.: Вентана-Граф, 2012г.
Цель урока: формирование новых знаний; знакомство с новой группой живых организмов по способу питания – паразитами, их значением в природе и жизни человека.
1. определить группы паразитов и виды;
2. выявить черты паразитизма у червей-паразитов;
3. выяснить, какое значение имеют паразиты в природе и жизни человека.
1. продолжить формирование умений решать проблемно-поисковые задачи;
2. работать с текстом, рисунками; заполнять схему; находить в тексте нужную информацию;
3. работать в паре, проводить самокоррекцию, самоконтроль; закреплять рефлексивные навыки.
1. воспитывать положительное отношение ко всему живому на Земле, в том числе и паразитам, как животным, регулирующих численность других организмов;
2. развивать гигиенические навыки.
Планируемые результаты (предметные):
· обучающиеся познакомятся с новой группой живых организмов – паразитами;
· научатся определять группы паразитов;
· изучат черты паразитизма червей;
· роль паразитов в природе и жизни человека;
· познакомятся с правилами гигиены, позволяющими защитить себя от паразитов.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
· уметь ориентироваться в своей системе знаний:
· отличать новое от уже известного с помощью учителя;
· добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
· устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, делать выводы;
· работать в паре, в группе;
· слушать собеседника и вести диалог;
· уметь участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях;
· о твечать на вопросы учителя, товарищей.
· оценивать себя, границы своего знания и незнания;
· уметь определять и формулировать тему и задачи на уроке;
· планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
· формировать устойчивый интерес к учебному предмету и осознавать значимость знаний для сохранения своего здоровья;
· использовать знания о способах заражения паразитами в быту.
Вид урока (по организации): комбинированный
Тип урока (по дидактической цели): урок изучение и первичное закрепление новых знаний.
Технология обучения : деятельностного подхода, ИК-технология.
Формы и методы обучения фронтальная, работа в паре, групповая, индивидуальная;
частично-поисковый, словесный, наглядный, практический.
Оборудование мультимедийное оборудование, презентация, учебник «Биология» авторов: Т. С. Сухова, В. И. Строгонов; вопросы теста, система контроля и мониторинга качества знаний PROCLass , рабочий лист.
17. Структура и ход урока.
I . Организационный момент .
Мотивация к учебной деятельности.
Ребята, посмотрите всё ли готово у вас к уроку.
Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу, пожелайте друг другу успехов в открытии новых знаний.
Мы — умные. Мы — дружные!
Мы — внимательные! Мы — старательные!
В 5 классе учимся, всё у нас получится !
На уроке будем работать в парах, в группах и чтобы всё получилось, мы должны соблюдать определённые правила работы.
Проверяет готовность к уроку,
эмоционально настраивая на урок.
Проверяет знание правил работы на уроке.
Организуют своё рабочее место. Проверяют учебные принадлежности.
Повторяют правила работы на уроке.
1. Не выкрикиваем
2. Не перебиваем друг друга
3. Мы слышим друг друга
4. Учимся работать сообща
Создание ситуации для положительной эмоциональной мотивации
Определение способа взаимодействия;
планирование учебного сотрудничества
II . Актуализация знаний.
Перед трудной работой мы всегда с вами проводим разминку. Я предлагаю не изменять этому правилу. Итак,
Разминка (Слайд №2).
1). К какому типу питания относятся данные животные? (гетеротрофы)
2) Почему волка называют серым хищником? (питается другими животными)
3) Какие признаки хищника имеет тигр? (хорошо развитые клыки, когти, имеет мощный скелет)
4) Можно ли лося отнести к хищникам? (нет, это травоядное животное, у него нет признаков характерных для хищников)
5) Медведь любит мед, не прочь полакомиться малиной, овсом, но и мясо входит в его рацион. К какой группе животных по способу питания относится медведь? (всеядные)
6) Вставьте пропущенные слова:
а) лев — ……. – хищник (клыки)
б) прудовик – язык-тёрка — …….. (травоядное)
в) ……. – ногочелюсти – хищник (паук)
7) Найди соответствие
1. Заяц а) сосущий хоботок
2. Бабочка б) массивный клюв
4. Дятел г) хорошо развиты резцы
Предлагает учащимся задания на закрепление и повторение по теме «Как питаются разные животные?», задачи на развитие логического мышления.
Называют гетеротрофный тип питания, повторяют группы животных по способу питания, признаки хищников, травоядных, решают задачи на логическое мышление.
Познавательные УУД: Структурирование знаний, установление причинно-следственных связей, анализ, сравнение, обобщение, анализ объектов с целью выделения признаков
III . Работа по теме урока.
Ребята, на данном слайде вы видите разные виды животных, попробуйте объединить их в группы. Возьмите ваши рабочие листы и выполните задание №1.
— Всех животных распределили по группам?
— Какое животное оказалось лишним?
— Как называют такие организмы по способу
питания. (знакомились с паразитами в начальной
— Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока.
— Какова цель урока.
— Какие задачи нам нужно решить? …
2. Знакомство с паразитами слайд (№ 4 )
греч. parasitos — «нахлебник», «дармоед» — форма отношений, при которых один вид (паразит) использует другой (хозяина) как среду обитания и источник пищи.
Б) Разнообразие паразитов (слайд № 5, 6 )
В) Задание 1 . Используя рисунок 54 §20 , запиши в схему названия групп паразитов
Паразиты
1. Черви Грибы Бактерии.
Приспособления к паразитическому образу жизни
Задание №2. Работа в парах по заданию своего варианта, обмен информацией, записывают ответы своего и других вариантов.
Используя дополнительный текст (текст в рабочих листах),
1вариант. Выписать общие признаки паразитов
2 вариант . Выписать приспособления к паразитизму у червей
3 вариант. Выписать приспособления к паразитизму у пиявок
4 вариант. Выписать приспособления к паразитизму у клещей
Первичное закрепление, используя эталон (слайд
Массаж спины «Дождь».
(дети встают друг за другом «паровозиком» и выполняют следующие движения)
Дождь! Дождь! Надо нам расходиться по домам (хлопки ладонями по спине)
Гром! Гром! Как из пушек, нынче праздник у лягушек (поколачивание кулачками)
Град! Град! Сыплет град, все под крышами сидят (постукивание пальчиками)
Только мой братишка в луже (поглаживание спины ладошками),
ловит рыбу нам на ужин (дети поворачиваются на 180 градусов и делают массаж снова)
Задание 3. Прочитайте строки произведения Д. Свифта стр. 63
«Под микроскопом он открыл, что на блохе
Живет блоху кусающая мошка:
На блошке той – блошинка-крошка.
В блошинку же вонзает зуб сердито
Блошиночка…» и ответьте на вопросы: «О чем хотел нам сказать автор? Какое значение имеют паразиты в природе.
Сформулируйте ответ, запишите
Живя внутри тела или на теле другого организма, паразиты ослабляют организм хозяина, что нередко приводит его к гибели. Слайды №7,8
Задание 4. Ответьте на вопрос: «А что будет, если не будет паразитов на Земле?»…
Прочитай, найди ответ.
Не будь паразитов, многие насекомые размножались бы в количестве, опасном для существования растений. Есть паразитические грибы, которые поражают насекомых и их личинки. Слайд №9,10
Задание 6. Просмотри анимационные картинки и ответь на вопрос: «Что показывают эти картинки?»…
— Как человек может заразиться червями.
— А как можно предотвратить заражение червями?
Соблюдать правила личной гигиены, не пить сырую воду, прожаривать хорошо мясо, рыбу, мыть овощи и фрукты и т. д. слайды №11
Организует индивидуальную работу, проводит беседу
Знакомит с новой терминологией, разнообразием паразитов
Комментирует самостоятельную работу учащихся по поиску новой информации
Организует проведение физминутки
Организует беседу, создает ситуацию поиска
Выполняют работу, отвечают на вопросы
Слушают, выполняют работу в рабочих листах
Выполняют физические упражнения
Планирование деятельности, постановка цели
Извлекают информацию из разных источников ;составляют произвольное речевое высказывание в письменной форме
Принимают и сохраняют учебную задачу
Извлекают информацию из разных источников, составляют произвольное речевое высказывание в письменной форме
Ориентируются в тексте, контролируют учебные действия, осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи
Проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний
Наступил момент проверить свои знания.
Сейчас вы выполните тестовую работу по системе контроля. Возьмите свой пульт. Нажмите на любую букву. Система готова к работе.
Будьте внимательны при выполнении работы. Читайте вопрос, выбирайте вариант ответа, который вы считаете верным, нажимая на соответствующую букву на вашем пульте.
( см. приложение к тестовой работе)
1. Для червей характерно
А) хорошо развитое обоняние
Б) колюще-сосущий ротовой аппарат
2. К паразитам относятся:
А) блоха В) оба ответа верны
3. Петров крест – это:
А) хищник В) растительноядное
4. Трутовик паразитирует на:
А) деревьях В) животных
5. Чтобы не заразиться паразитами нужно:
А) мыть овощи и фрукты В) оба ответа верны
Б) пить сырую воду
Объясняет правила работы с системой контроля и мониторинга качества знаний PROCLass.
Организует работу с системой контроля, при необходимости оказывает помощь ученикам.
Уч-ся работают с системой контроля и мониторинга качества знаний PROCLass.
Учащиеся выполняют тесты.
Оценивают собственную деятельность
У вас на столе кружки. Оцените цветом свою работу на уроке. (Слайд №10)
Если было интересно, легко на уроке, во всём разобрались – зелёный цвет.
Если иногда были трудности, сомнения – жёлтый цвет.
Если не совсем разобрались в теме, было не очень интересно – красный цвет.
Выясняет уровень понимания и усвоения учащимися темы урока, используя сигнальные карточки
Проводят анализ своей деятельности. Дают самооценку.
Регулятивные; самооценка результатов учебной деятельности
VII . Итог урока (Слайд №11).
c егодня на уроке
Я уверен, что смогу применить на практике …
Я понял, как нужно …
Выясняет уровень понимания и усвоения учащимися темы урока, используя итоговые вопросы.
Высказывают мнение. Формулируют, что ещё по заданной теме они хотели бы узнать, чему научиться.
Регулятивные; выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить
VIII .Домашнее задание §20 задание на с. 64
Используемые материалы и средства:
1. Биология: 5-6 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Т. С. Сухова, В. И. Строганов. – М.: Вентана-Граф, 2012
2. Примерные программы по учебным предметам. Биология. 6-9 классы. Естествознание. 5 класс: проект. – М.: Просвещение, 2010. (стандарты второго поколения)
3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011 (стандарты второго поколения)
4. Мультимедийное пособие «Биология 5-9 класс»
http :// school — collection . edu . ru / catalog / rubr /2 f 2 df 4 fb -6240-4 c 42- b 476
http :// www.opencclass . ru /
http :// www . mediaterra . ru / project / biology
http :// school — collection . edu . ru
Задание №1. На данном слайде вы видите разные виды животных, попробуйте объединить их в группы. Возьмите ваши рабочие листы и выполните задание №1.
Задание №2 . Используя рисунок 54 §20 , запиши в схему названия групп паразитов
Паразиты
Растения-паразиты
1. Грибы-паразиты Черви-паразиты Бактерии — паразиты
Задание №3 Используя текст,
1вариант. Выписать общие признаки паразитов
2 вариант . Выписать приспособления к паразитизму у червей
3 вариант. Выписать приспособления к паразитизму у пиявок
4 вариант. Выписать приспособления к паразитизму у клещей
Паразиты – питаются соками, тканями или пищей своего хозяина. Отличаются от хищников тем, что обычно мельче своих жертв и не доедают их до конца, а используют постепенно, в течение большей части собственной жизни. Приспособления паразитов обычно сводятся к механизму попадания на хозяина (часто в виде микроскопических яиц или личинок) и прикрепления к нему. Паразитический образ жизни почти всегда отражается на самом строении паразита. У одних появляется особое приспособление для прикрепления к данной части тела хозяина, в виде разного рода крючков или присосок, у других вырастают особые отростки, которые внедряются в тело хозяина и всасывают питательные соки, как корешки растений; очень часто даже личинки и яички паразитов бывают снабжены специальнымиприспособлениями для того, чтобы пристроиться известным образом. Поэтому очень часто паразиты утрачивают конечности, органы чувств, пищеварительный канал у них до крайности упрощается, а у иных даже совсем исчезает, если паразит поселяется в кишечнике хозяина, где может пользоваться уже переваренной пищей.
Пиявки . Довольно крупные мускулистые черви с присосками, исключительно плотоядные: хищники и паразиты разных животных. Обычно используют челюсти для прокусывания кожи добычи, с последующим высасыванием содержимого. Некоторые глотают и переваривают добычу целиком. Пиявки питаются кровью позвоночных , моллюсков , червей и т. д., встречаются также виды- хищники , питающиеся не кровью, а заглатывающие добычу целиком (например, личинку комара , дождевого червя ). В кишечнике пиявки кровь переваривается медленно, и поэтому, насытившись, пиявка может долго оставаться без пищи — около полутора лет.
Клещи. Лапка (концевой членик) обычно вооружена коготками и стебельчатыми присосками. Самая передняя пара придатков — ротовые выросты, они клешневидные (грызущие) или образуют колюще-режущие ротовые структуры.
Блохи, клопы питаются кровью животных и человека, т. е. являются паразитами. У представителей некоторых семейств тело мягкое, с кожистыми хитиновыми покровами, у других оно защищено твердыми щитками или панцирем.
Задание 4. Прочитайте строки произведения Д. Свифта
«Под микроскопом он открыл, что на блохе
Живет блоху кусающая мошка:
На блошке той – блошинка-крошка.
В блошинку же вонзает зуб сердито
Блошиночка…» и ответьте на вопросы: «О чем хотел нам сказать автор? Какое значение имеют паразиты в природе.
Источник