- 223‑ФЗ простыми словами. Часть 1.
- Кто работает по 223-ФЗ
- Заказчики
- Поставщики
- Электронные торговые площадки
- Преимущества для заказчиков по 223-ФЗ
- Преимущества для поставщиков по 223-ФЗ
- Что не регулирует 223-ФЗ
- Правовая основа 223-ФЗ
- Ответим на вопросы
- Инструкция по проведению закупок по 223-ФЗ с изменениями в 2021 году
- Пошаговая инструкция по проведению тендеров по 223-ФЗ
- Планируем
- Выбираем форму и способ определения поставщика
- Проводим процедуру
- Заключаем договор
- Особенности тендеров для МСП
- Особенности тендеров малого объема
- Об авторе этой статьи
223‑ФЗ простыми словами. Часть 1.
Мы делали цикл статей по 44-ФЗ и «расшифровывали» его сложный юридический язык. Теперь беремся за 223-ФЗ. Рассмотрим его основные положения и отметим существенные для поставщиков моменты. Мы переписали текст закона понятными словами. Итак…
иллюстратор — Маргарита Федосеева
Кто работает по 223-ФЗ
Заказчики
Закон устанавливает правила закупок для определенных заказчиков — отдельных видов юридических лиц. Это:
- госкомпании с долей участия государства больше 50%, их «дочки» и «внучки»;
- естественные монополии;
- организации, которые занимаются энергетикой, газо-, тепло- и водоснабжение и др.;
- бюджетные учреждения, ГУПы и МУПы, если закупаются за счет грантов, пожертвований, средств субподряда или тратят самостоятельно заработанные деньги;
- ФГУПы, имеющие важное значение для безопасности России и обеспечения прав ее граждан (перечень устанавливает Правительство);
- компании, реализующие с господдержкой инвестиционные проекты дороже 500 млн рублей;
Каждый заказчик утверждает свое положение о закупке. Оно базируется на принципах закона, но содержит нормы, которые не установлены 223-ФЗ. Например, заказчик может не заключать контракт, если прописал это право в положении о закупке.
Читайте положение о закупке каждого конкретного заказчика — в нем основные правила, которые регулируют закупки компании на всех этапах: от планирования тендеров до заключения договора, приемки товаров, работ или услуг.
Заказчики должны следовать следующим принципам: прозрачность и открытость закупок, развитие конкуренции среди участников, эффективное расходование денег, равноправие и неизменяемые требования к участникам.
Поставщики
Поставщиками могут быть любые юридические или физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели и самозанятые . На стороне одного участника могут выступить несколько юридических или физических лиц.
Требования к участникам определяют заказчики и указывают их в положении о закупке и документации о каждой конкретной закупке. Заказчик может проводить предквалификационный отбор. Это помогает отсеять участников без опыта или предостеречься от закупки некачественных работ или услуг. Но заказчик не имеет права своими требованиями ограничивать конкуренцию.
Электронные торговые площадки
Большинство закупок проходит в электронной форме. Заказчик может выбрать любую электронную торговую площадку (ЭТП). Их больше 150 и у каждой — свои правила. Поставщикам нужно регистрироваться на каждой ЭТП отдельно, чтобы участвовать в закупках разных заказчиков. Площадки обычно берут с поставщиков плату за регистрацию или требуют купить абонемент на участие в закупках.
Закупки у МСП проводятся только в электронной форме на восьми основных федеральных площадках госзакупок. Для работы на этих ЭТП обязательна регистрация в Единой информационной системе (ЕИС).
На федеральных ЭТП малый и средний бизнес работает бесплатно. Победитель платит 1% от начальной максимальной цены контракта, но не больше 2000 руб.
Оператор ЭТП обеспечивает:
- непрерывную работу площадки и надежность ПО;
- обмен электронными документами между заказчиком и поставщиками, неизменность подписанных электронных документов;
- равный доступ участников к закупкам и конфиденциальность содержания их заявок.
Для регистрации и обмена электронными документами участникам нужна электронная подпись (ЭП).
Требования к сертификатам ЭП поставщиков определяет каждая конкретная площадка. Это может быть квалифицированная электронная подпись (КЭП) — для работы на восьми федеральных площадках госзакупок. Или КЭП со специальным расширением для определенной площадки — OID-ом.
Преимущества для заказчиков по 223-ФЗ
Закон дает заказчикам больше свободы, чем 44-ФЗ. Они могут выбирать удобный для себя способ закупки и оперативнее менять план закупок. Заказчики сами устанавливают сроки закупок по неконкурентным способам и обосновывают закупки у единственного поставщика. Строгие правила для них действуют только в закупках у малого и среднего бизнеса (МСП).
Преимущества для поставщиков по 223-ФЗ
Закон дает ряд преимуществ отдельным участникам. Для малого бизнеса и самозанятых — это сроки оплаты и фиксированные размеры обеспечения контрактов.
Для поставщиков российских товаров и поставщиков продукции, включенной в специальные реестры, — это приоритет при рассмотрении заявок (согласно Постановлениям Правительства РФ №925 и № 2013).
Для малого и среднего бизнеса — это льготы и преференции .
В 2021 году минимум 20% всех закупок заказчики обязаны провести у малого и среднего предпринимательства (МСП). В 2022 году этот объем увеличится до 25 %.
Что не регулирует 223-ФЗ
Компании, в уставных капиталах которых доля государства меньше 50%, не попадают под действие 223-ФЗ. Также закон не регулирует:
- куплю-продажу ценных бумаг, долей в хозяйственных товариществах, паев в производственных кооперативах;
- покупку валюты, драгметаллов и биржевых, товаров;
- закупки в области военно-технического сотрудничества;
- закупки товаров и услуг по международным договорам;
- отбор организаций для бухгалтерского аудита;
- обязательные договоры на рынке обращения электрической энергии и мощности;
- лизинговые и межбанковские операции «ВЭБ.РФ»;
- деятельность владельцев облигаций;
- банковское сопровождение государственных оборонных заказов;
- закупки заказчика у взаимозависимых с ним юридических лиц;
- закупки зарегистрированных за рубежом юридических лиц для целей иностранных государств;
- отбор субъектов оценочной деятельности;
- совместную деятельность по договору инвестиционного товарищества;
- закупки услуг по договорам синдицированного кредита;
- инженерные и строительные работы, которые курирует публично-правовая компания «Единый заказчик в сфере строительства».
Правовая основа 223-ФЗ
Закон опирается на положения Конституции и Гражданского кодекса Российской Федерации . Заказчик утверждает свое положение о закупке в соответствии с ними. Некоторые заказчики — учредители бюджетных организаций и собственники унитарных предприятий — могут утвердить типовое положение о закупке.
Мы рассмотрели первые 3 статьи 223-ФЗ. В следующей публикации цикла подробнее поговорим о видах закупок и основных документах закупочного процесса по 223-ФЗ.
Ответим на вопросы
Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации. Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике .
Источник
Инструкция по проведению закупок по 223-ФЗ с изменениями в 2021 году
223-ФЗ о закупках для «чайников» — это закон, по которому закупаются госкомпании, госкорпорации и другие отдельные виды юридических лиц. Но все равно для таких тендеров есть определенные правила и инструкции.
Скачать Федеральный закон 223-ФЗ с последними изменениями и комментариями на 2021 год из КонсультантПлюс |
Пошаговая инструкция по проведению тендеров по 223-ФЗ
Пошаговое руководство по закупке по 223-ФЗ в 2021 году:
- планируют проведение;
- выбирают способ;
- проводят процедуру;
- заключают договор.
Разберем каждый этап подробнее.
Планируем
Каждый заказчик, который реализует конкурентные и неконкурентные закупки по 223-ФЗ, составляет план закупок. Этот документ охватывает период не менее одного года и подлежит обязательному размещению в ЕИС. Форма плана утверждена постановлением № 932 от 17.09.2012, как и требования к его содержанию. В плане указывают:
- сведения о заказчике;
- номер документа;
- что закупают;
- характеристики товара;
- единицы измерения, количество и место поставки товара;
- максимальную цену договора;
- когда разместят процедуру;
- срок выполнения договора;
- способ проведения процедуры;
- сведения о процедурах для СМП и инновационной, высокотехнологичной продукции.
Форма планов закупок инновационной, высокотехнологичной продукции и лекарственных средств установлена постановлением № 932, а конкретный перечень заказчиков, которые обязаны проводить эти процедуры, — распоряжением Правительства РФ № 475-р от 21.03.2016. Такие планы составляют на срок не менее пяти лет и размещают в ЕИС.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали применение 223-ФЗ для чайников: просто о сложном. Используйте эти инструкции бесплатно.
Выбираем форму и способ определения поставщика
Вот пошаговое руководство по закупке по 223-ФЗ для заказчиков.
Шаг 1. Выбираем вид — конкурентная или нет. Под неконкурентной понимается прямая покупка у конкретного поставщика, конкурентная закупка по 223-ФЗ — это тендер, о котором сообщено неограниченному кругу лиц. Способом у единственного источника и иными неконкурентными способами реализуют покупки малого объема, для которых проведение тендера нецелесообразно.
Шаг 2. Определяем тип процедуры — электронная или бумажная. Какие тендеры проводят в электронной форме, указано в постановлении № 616 от 21.06.2012. Также ФЗ-223 обязывает проводить электронные процедуры для МСП.
Шаг 3. Выбираем способ определения поставщика в соответствии с положением о закупке, которое принято в компании:
- конкурсы проводят, когда важны неценовые критерии выбора победителя — опыт, квалификация, деловая репутация и проч.;
- аукцион проводится, если основной критерий — цена;
- заказчики используют запрос предложений и запрос котировок по 223-ФЗ, когда необходим быстрый выбор победителя, а предмет и сумма договора это позволяют;
- вот как провести процедуру закупок по 223-ФЗ без цены: когда невозможно определить цену тендера, заказчик приводит в документации формулу расчета суммы договора, максимальное значение или стоимость единицы товара, в этом случае заказ проводят без начальной цены договора;
- закрытые способы используют, если в информации о тендере содержатся секретные сведения;
- упрощенный порядок проведения тендеров реализуют для отдельных категорий участников (СМП).
Главная особенность 223-ФЗ для поставщика: заказчики в своей работе руководствуются регламентом проведения тендеров из положения, которое утверждено руководством организации.
Проводим процедуру
Регламент проведения процедур заказчики указывают в положении в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ, конкурентные закупки осуществляются следующим образом в несколько этапов:
Этап 1. Подготовка документации. Часть 10 ст. 4 ФЗ-223 уточняет, что писать в ЕИС про порядок подготовки и (или) осуществления закупки по 223-ФЗ заказчику:
- характеристики товара, который подлежит поставке;
- требования к его качеству и безопасности;
- место, срок поставки и оплаты;
- что включено в цену;
- обоснование цены тендера;
- требования к участникам и их заявкам;
- как получить разъяснения по документации;
- что является критерием для определения победителя;
- когда будут рассмотрены заявки.
Этап 2. Формирование извещения о проведении тендера. Часть 9 ст. 4 ФЗ-223 разъясняет, что писать в ЕИС про условия применения способа закупки по 223-ФЗ заказчику:
- способ определения победителя;
- сведения о заказчике;
- предмет тендера;
- куда поставлять товар;
- цену договора или порядок ее расчета;
- как получить тендерную документацию;
- сроки и порядок подачи заявок.
Этап 3. Реализация промежуточных этапов, таких, как предварительный отбор и т. п. (если этот порядок осуществления конкурентной закупки по 223-ФЗ предусмотрен положением).
Этап 4. Подведение итогов на основании критериев, которые установлены в документации, или результатов ценового предложения участника.
Этап 5. Оформление результатов тендера в виде протокола, который содержит:
- дату подведения итогов;
- сколько получено заявок и их номера;
- кто отклонен и по какой причине;
- результаты оценки заявок;
- почему тендер признан несостоявшимся (если это так).
Этап 6. Размещение документа в ЕИС в срок не более 3 календарных дней.
Этап 7. Заключение контракта.
Как обосновать НМЦД при проведении процедуры покупки:
- Выбрать методику в соответствии с положением организации.
- Провести калькуляцию.
- Внести информацию в план и тендерную документацию.
Приводим таблицу сроков проведения конкурентных процедур по 223-ФЗ в 2021 году (ст. 3.2):
Процедура | Срок проведения (не менее) |
---|---|
Конкурс | 15 календарных дней |
Аукцион | 15 календарных дней |
Запрос котировок | 5 рабочих дней |
Запрос предложений | 7 рабочих дней |
Заказчик вправе отменить тендер в любой момент до наступления последнего дня подачи заявок. При внесении изменений срок подачи продлевают так, чтобы до его окончания оставалось не менее половины установленного для данной процедуры срока. Участники направляют запросы о разъяснении положений документации не позднее чем за 3 дня до окончания подачи заявок. Участники указывают срок действия КП по 223-ФЗ в пределах сроков проведения тендера.
Заключаем договор
Подписание соглашения проводят с помощью торговой площадки и ЭЦП или в бумажном виде. Основные положения контракта берут из заявки, которая поступила от участника, и тендерной документации.
Федеральный закон о закупках отдельными категориями юр. лиц разъясняет, в какой минимальный срок можно заключить контракт по результату конкурентной закупки по закону 223-ФЗ: минимальный срок со дня публикации итогового протокола — 10 календарных дней, максимальный — 20.
Особенности тендеров для МСП
Тендеры для субъектов малого и среднего предпринимательства проводят в электронном виде с учетом положений постановления № 1352 от 11.12.2014, которое разъясняет, как проводить упрощенную закупку по 223-ФЗ для МСП, регламентирует годовой объем покупок у этой категории юрлиц и устанавливает ряд льгот:
- Ускоренный возврат обеспечения заявки — 7 рабочих дней.
- Размер обеспечения заявки — не более 2 % от НМЦД.
- Обеспечение договора — не более 5 % от НМЦД.
- Максимальный срок оплаты по договору — 15 рабочих дней.
- Пониженные тарифы у торговых площадок.
Сроки проведения тендеров для МСП указаны в таблице (ст. 3.4 № 223-ФЗ):
С 1 апреля 2021 года вступил в силу Федеральный закон № 452-ФЗ от 22.12.2020, который скорректировал правила проведения конкурентных электронных закупок среди СМСП по 223-ФЗ. Заказчики в течение 90 дней со дня вступления в силу поправок меняли положения о закупке.
Мы собрали в таблицу ключевые изменения, которые привнес 452-ФЗ.
Что изменилось | Суть изменений |
---|---|
Порядок проведения электронного конкурса | Среди этапов электронного конкурса нельзя предусмотреть квалификационный отбор участников. Еще поправили порядок проведения этапов этой процедуры. Пример: сроки проведения каждого из них придется указывать не в извещении, а в документации. |
Порядок проведения электронного запроса предложения | Придется проводить по правилам, которые аналогичны электронному конкурсу. А возможность подачи окончательного предложения (дополнительного ценового предложения) убрали. |
Состав заявки |