Теория и методика воспитания: конспект лекций.
1.5. Становление теории и методики воспитания как науки.
Теория и методика воспитания как наука имеет долгую историю становления, в ходе которой люди, пытаясь осмыслить свое бытие и свой социальный опыт, вели поиск наиболее приемлемых для общества моделей воспитания. Специфика этих моделей была обусловлена как объективными факторами (характером общественных отношений и государственной власти), так и субъективными, связанными с личностью педагога-ученого.
Еще в Древней Греции в двух соперничающих городах – Спарте и Афинах – были разные подходы к воспитанию молодежи. Если в Спарте главной целью воспитания была подготовка к военной службе, то в Афинах дети получали широкое философское, литературное и политическое образование (подробнее об этом см. 3.4).
В трудах древнегреческих философов вопросы воспитания рассматриваются довольно полно. Демокрит (460–370 до н. э.) одним из первых поставил вопрос о природосообразности воспитания, указывал на огромную роль в нем труда. Сократ (470–399 до н. э.) считал, что главное в воспитании – познать вечные нравственные понятия и применять их в жизни. Платон (428–347 до н. э.) впервые затронул вопрос о дошкольном воспитании и дифференцированном подходе к подготовке человека к жизни: кто проявляет склонность к умственным занятиям, тот должен становиться философом, а кто не имеет этой склонности – воином. Аристотель (384–322 до н. э.) считал необходимым учить детей делать правильный выбор между недостатком и излишеством.
В Древнем Риме Марк Фабий Квинтилиан (42-118, в некоторых источниках 35–90 н. э.), высказал мысль о том, что все дети сообразительны от природы и нуждаются только в правильном воспитании.
В эпоху Возрождения Эразм Роттердамский (1439–1536), выступая за равенство всех людей независимо от их происхождения, отводил воспитанию личности решающую роль в деле преобразования мира. Франсуа Рабле (1494–1553) считал, что воспитание должно развивать личность и отвечать интересам экономического развития общества. Мишель Монтень (1533–1592) полагал, что нельзя внушать ребенку готовые истины, поскольку все, что ему нужно, достигается его собственным опытом.
Особое значение для развития теории воспитания имели работы выдающегося чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592–1670), обосновавшего принцип природосообразности, согласно которому «изучение законов духовной жизни человека надо заимствовать от природы», для чего «необходимо исходить из наблюдения над теми процессами, какие повсюду проявляет природа в своих действиях».
Французский мыслитель и педагог Жан Жак Руссо (1712–1778) утверждал, что в каждом индивиде заложены неисчерпаемые возможности для совершенствования. Он считал, что существующие в обществе условия должны быть приведены в соответствие с потребностями и правами, которыми наделила ребенка природа. Ключ к решению проблемы Руссо видел в том, чтобы воспитать человека, который ни от кого не зависит, живет плодами своих трудов, ценит и умеет защищать свою свободу. По Руссо, дети должны воспитываться естественно, сообразно с природой. Исходя из этого Руссо своеобразно определял роль воспитателя, который лишь наводит своего воспитанника на решение вопросов, оказывает на ребенка главным образом косвенное воздействие. Он организует всю среду, все окружающие ребенка влияния так, что они подсказывают определенные решения.
Известный швейцарский педагог Генрих Песталоцци (1746–1827) ставил целью развитие в детях истинной человечности, их нравственное самосовершенствование, для чего необходимо разносторонне и гармонично развить все природные силы и способности человека. Песталоцци различал силы человеческой природы троякого рода: умственные, физические, нравственные. Эти силы следует развивать во взаимосвязи, избегая односторонности. Оказать детям помощь в гармоничном развитии всех человеческих сил должно правильно поставленное воспитание, которое начинается с рождения ребенка в семье.
Крупнейший немецкий педагог Иоганн Фридрих Гербарт (1776–1841) считал, что цель воспитания состоит в формировании добродетельного человека, уважающего существующий порядок и подчиняющегося ему. В педагогическом процессе он выделял три части: управление, обучение и нравственное воспитание. Обучение и воспитание нельзя разделять, поскольку это единый, сложный процесс (воспитывающее обучение). Нравственное воспитание воздействует непосредственно на душу ребенка, направляя его чувства, желания, поступки. Необходимо бережно относиться к ребенку, опираться на то хорошее, что есть в его душе. Гербарт разработал конкретные средства нравственного воспитания, к которым он относил следующее: удерживать воспитанника, определять воспитанника, устанавливать четкие правила поведения, поддерживать в душе воспитанника «спокойствие и ясность», «волновать» душу ребенка одобрением и порицанием, «увещевать» воспитанника, указывать и исправлять его промахи.
Выдающийся немецкий педагог Фридрих Вильгельм Адольф Дистервег (1790–1866) выдвинул идею общечеловеческого воспитания, для достижения которого следует опираться на три принципа: природосообразность, культуросообразность и самодеятельность. Под природосообразностъю он понимал следование за процессом естественного развития человека с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей; под кулътуросообразностъю – учет в воспитании условий места и времени, в которых родился человек, особенности страны, являющейся родиной ученика; под самодеятельностью – активность, направленную на служение истине, красоте и добру.
Великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский (1824–1870) обосновал антропологическую концепцию воспитания, в которой убедительно доказал, что воспитание человека возможно только с учетом знаний о нем, накопленных всеми науками. Большая заслуга К. Д. Ушинского заключается в разработке идеи народности воспитания, реализация которой предполагала следующее:
1) необходимо создать широкую сеть народных школ, обеспечивающих обязательность обучения всех детей;
2) делом воспитания должен руководить сам народ; 3) воспитание должно развивать умственные способности детей с тем, чтобы они могли быть использованы в интересах народа; 4) центральное место в воспитании человека должен занимать родной язык – «сокровищница духа» народа; 5) воспитание должно формировать человека, первой потребностью которого является труд, патриота с твердой волей и характером; 6) женщинам должно быть обеспечено образование, равное с мужчинами; 7) недопустимо слепое заимствование и внедрение в практику иноземных воспитательных систем, не соответствующих духу русской народности.
Петр Федорович Каптерев (1849–1923) выдвинул идею нравственного закаливания ребенка. По его мнению, определяющую роль в воспитании должно играть саморазвитие личности, поэтому одной из центральных задач воспитания он считал воспитание характера и воли.
Большой интерес представляют воспитательные идеи, выдвинутые в 1920–1930 гг. отечественными педагогами и реализованные в их инновационной деятельности (З. Н. Гинзбург, А. С. Макаренко, М. М. Пистрак, С. М. Ривес, В. Н. Сорока-Росинский, С. Т. Шацкий, Н. П. Шульман и др.). Их опыт складывался на переломе эпохи, когда новое и старое вступили в острое противоречие, порождая хаос в традиционных укладах жизни. Поиски нового в содержании и методике воспитательного процесса педагоги-новаторы связывали с осмыслением роли окружающей социальной среды как решающего фактора воспитательного процесса. Многие интересные теоретические выводы и практические находки этих педагогов еще ждут своих исследователей.
В 1960-1970-х гг. в отечественной педагогике (А. И. Донцов, Ю. М. Гордин, В. М. Коротов, Б. Т. Лихачев, В. А. Сухомлинский, Л. И. Уманский и др.) была выдвинута и последовательно разработана идея детского воспитательного коллектива как «научно организованной системы нравственно воспитывающей детской жизни» (И. Ф. Козлов). Основными функциями детского воспитательного коллектива выступали: 1) введение детей в систему общественных отношений и организация накопления ими опыта этих отношений; 2) формирование в рамках коллектива межличностных отношений по типу деловых отношений общества; 3) формирование моральной сущности личности, ее нравственно-эстетического отношения к миру и самой себе; 3) оказание эффективного педагогического воздействия на личность или группу лиц, коррекция и регулирование их поведения и деятельности.
Важную роль в развитии теории и методики воспитания сыграла идея коммунарского движения, которая начала активно проявлять себя в 1970-е гг. в практике школ и внешкольных объединений (Фрунзенская коммуна в Ленинграде, «Бригантина» в Чите, коммунарские движения в пионерском лагере «Орленок»). Во главе коммунарских объединений стояли талантливые педагоги И. П. Иванов, Ф. Я. Шапиро, М. Н. Ахметов и др. Главную роль организаторы коммунарского движения видели в развитии коллективного самоуправления детей, их творческой инициативы, общественной направленности, содружестве и сотворчестве детей и взрослых.
Современный этап развития теории и методики воспитания (В. И. Андреев, Е. П. Белозерцев, Т. Н. Мальков екая, Л. И. Новикова, И. П. Подласый, С. А. Смирнов, В. С. Селиванов, В. А. Сластенин, Н. Е. Щуркова и др.) ориентирует педагога на гуманистическое воспитание и социальное взаимодействие с личностью, что предполагает решение следующих задач: 1) приобщение воспитанников к системе общечеловеческих ценностей; 2) выявление творческого потенциала каждой личности; 3) формирование чувства свободы, способности к объективной самооценке; 4) уважение к правилам и нормам совместной жизни; 5) воспитание положительного отношения к труду; 6) формирование культуры межличностного общения, основанное на толерантности и чувстве национального достоинства.
Для реализации данных задач в организации воспитательного процесса необходимы: 1) личностный подход как признание личности высшей социальной ценностью; отношение к воспитаннику как субъекту воспитания; 2) природосообразность – учет половых и возрастных особенностей воспитанников; 3) культуросообразность – опора на национальные традиции народа; 4) гуманизация межличностных отношений; 5) опора на чувства воспитанников.
Источник
Теория и методика воспитания: конспект лекций
Основополагающими темами, предложенными к изучению в данном учебном пособии, являются история и сущность воспитания, его закономерности и принципы, система методов воспитания и личность воспитателя. Отдельной темой лекций является малокомплектная школа и условия эффективной работы в ней. В книге рассмотрены теория и методика воспитания в зарубежных странах, а также недостатки и достоинства теории воспитания в России.
Оглавление
- ЛЕКЦИЯ № 1. Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса
- ЛЕКЦИЯ № 2. Закономерности и принципы воспитания
- ЛЕКЦИЯ № 3. Понятие о воспитательных системах
- ЛЕКЦИЯ № 4. Система форм и методов воспитания
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория и методика воспитания: конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
ЛЕКЦИЯ № 3. Понятие о воспитательных системах
1. Система методов воспитания
В структуре педагогического процесса важнейшее место занимает система методов воспитания.
Метод — определенный способ достижения поставленной цели. С другой стороны, под методом понимают систему действий и операций теоретического и практического понимания действительности.
Рассматривая воспитание в общеобразовательной школе, можно отметить, что для педагога освоение действительности — это способность управлять ходом воспитательного процесса и строить его целесообразно в соответствии с логикой и закономерностями развития.
Если воспитание в наших представлениях — это специфическая деятельность педагога, то метод является специфическим «орудием труда», который преобразует в каком-либо направлении воспитательный процесс.
Тогда метод воспитания будет представляться как совокупность действий учителя, которые направлены на решение конкретной задачи, а также как систему действий, без помощи которой непосредственный участник воспитательного процесса (учащийся) не сможет реализовать себя как личность.
В любом методе воспитания учитель должен понимать, каких результатов можно добиться при помощи данного метода, каковы причины построения именно этого набора действий.
Заметим, что метод также не может быть осуществим без предварительного и тщательного обдумывания необходимых средств и путей достижения желаемого результата.
С помощью вспомогательных вопросов учитель постепенно и поэтапно обеспечивает развертывание процесса воспитания во времени. Система действий учителя, которая является структурной единицей метода воспитания, имеет две стороны:
1) материально-организационную — средства и формы воздействия на учащегося;
2) социально-психологическую — позиция и приемы учителя.
Каждый педагог располагает определенными средствами воспитания. Под средствами воспитания следует понимать любой предмет, явление, процесс, который концентрирует в себе основные достижения человеческой культуры, доступные для использования в педагогических целях. В качестве средства воспитания в каком-то конкретном случае могут выступать книга, слово, игра, познание, труд. Универсальными средствами называют деятельность и общение. При построении собственной системы действий воспитатель должен предусматривать определенный выбор средств, которые будут обеспечивать материальную основу метода воспитания. И уже при помощи этих материальных средств участники воспитательного процесса могут взаимодействовать между собой в разнообразных формах:
Социально-педагогическая сторона определенной системы действий включает позицию педагога, которая может быть различной. Учитель может выступать с позиции организатора, консультанта, непосредственного исполнителя, зрителя и др. Любые взаимодействия людей сопровождают глубокие психологические процессы. Учитель обязан их учитывать.
2. Методы формирования личности
Данная категория методов воспитания находится в тесной связи с детской психологией, так как правильное формирование личности отдельного ребенка невозможно без четкого представления о специфических особенностях детской психики.
С помощью использования положительного примера можно реализовывать разнообразные воспитательные задачи. В процессе воспитания нельзя ограничиваться такими приемами, как подражание и копирование.
Целью любого воспитателя должно быть индивидуальное, своеобразное развитие каждой личности. Это возможно реализовать только в том случае, если пример стимулирует у учащихся развитие сознательного поведения, творческую активность и самостоятельность. В качестве положительного для ученика стимула может выступать определенное требование воспитателя. Причем форма данного требования опять же зависит от индивидуальных особенностей личности отдельно взятого школьника.
Ученику с плохой памятью требование может быть представлено в форме напоминания о каких-то обязанностях. Или же другому школьнику, страдающему отсутствием сообразительности, нужно вовремя намекнуть на последовательность действий и т. д. Возможно для учителя выразить свое требование в категоричной форме.
Обязательным условием данного метода является учет возрастных особенностей, характера и соблюдение педагогического такта. Для правильного формирования и развития индивидуальных качеств школьника иногда используют игру в качестве метода воспитания. Но только в том случае, когда игра побуждает к созидательной деятельности.
С целью воспитания положительных качеств в процессе формирования личности педагог может искусственно создать педагогическую ситуацию (предположения, неопределенности, конфликта, опровержения и пр.). Данный прием может быть использован для преодоления страха, застенчивости, необязательности, невнимательности, неисполнительности и т. д.
Даже самый совершенный и продуманный до мелочей метод воспитания не может дать положительных результатов, если не учитывать следующие особенности:
1) индивидуальные особенности школьников;
3) воспитательный уровень;
4) определенная обстановка;
5) совокупность метода со всей системой воздействия, которая оказывается на ребенка взрослыми.
Успех процесса воспитания напрямую зависит от того, насколько правильно и целесообразно педагог применяет в собственной деятельности то или иное средство, метод или прием воздействия на школьников.
Также важнейшим является условие включения средства в общую систему воспитания школьного коллектива. Кроме того, применяемые в каждом отдельном случае средства, методы и приемы должны точно соответствовать поставленным задачам и целям воспитания.
Не следует думать, что выбор методов воспитания — произвольный педагогический акт. Существует подчинение данного выбора различным закономерностям и зависимостям, среди которых важнейшее значение приобретают цель, содержание и принципы воспитания.
3. Методы стимулирования
К методам стимулирования относятся следующие: соревнование; поощрение; наказание; одобрение; порицание; педагогическое требование; установка перспективы.
Такой метод воспитания как соревнование может помочь воспитателю увидеть и правильно, по достоинству, оценить возможности каждого ребенка.
Знание потенциальных способностей каждого отдельно взятого учащегося делает возможным наметить разумную перспективу в дальнейшем развитии способностей, которая должна быть по силам этому ребенку.
Так соревнование в школьном коллективе воспитывает волю и характер школьника. Под поощрением в воспитании понимают педагогическое воздействие на отдельного ребенка или на коллектив, в процессе которого педагог дает положительную оценку поступков или поведения учащегося или в целом коллектива. Заметим, что основанием для подобного поощрения должно быть выполнение требования коллектива. Поощрение должно быть доказательством того факта, что коллектив, в котором живет, работает и учится человек, вполне удовлетворен его деятельностью.
Школьный коллектив может закрепить навыки правильного поведения учащегося или же искоренить негативные свойства его поведения. Следовательно, поощрение поможет дать стимул учащемуся (или целому коллективу) стремиться к совершенству в поведении и поступках.
Наказание в педагогическом смысле этого слова — внушение учащемуся, что учитель (или в общем случае коллектив) недоволен поведением ученика, отношением к школьным делам, его конкретными поступками. С помощью наказания учитель получает уникальную возможность корректировать поведение ребенка и сделать доступным его пониманию причину и содержание его ошибки. Данный педагогический прием в общем случае вызывает у учащихся переживание (достаточно неприятное для детской психики) и чувство стыда.
Методами одобрения и осуждения должен пользоваться только опытный педагог, так как они требуют проявления большого такта и мастерства. Заметим, что именно в результате нарушения такта или недостаточности педагогического мастерства и возникают чаще всего конфликтные ситуации в классе. Установка перспективы (завтрашней, ближней, средней или дальней) — это определение жизненной цели учащегося.
Этот педагогический прием дает возможность сконцентрировать все усилия учителя на положительное развитие личности отдельного школьника. Любое педагогическое требование должно следовать из достаточного владения педагогическим тактом. Педагогический такт в наших представлениях — это знание индивидуальных и возрастных особенностей человека, доброжелательность и внимание к ребенку. Одобрение, похвала, осуждение, порицание — это этические средства исправления поведения школьников. Их не следует совмещать с методами поощрения и наказания.
Целесообразность и эффективность педагогического процесса будет напрямую зависеть от того, насколько правильно сочетаются основные положительные стимулы с принудительным характером методов.
4. Методы формирования поведения
Методами воспитания в педагогике называют способы педагогического воздействия на отдельную личность в целях формирования у них сознания и поведения. Немалые трудности в типологии и классификации методов воспитания создают их многообразие и вариативный характер. Поэтому ученые-педагоги практически условно делят методы воспитания на следующие группы:
1) методы формирования сознания личности;
2) методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;
3) методы стимулирования поведения и деятельности;
4) методы контроля;
5) методы самооценки в воспитании.
Методы формирования поведения. К данной группе методов относятся методы разнообразного воздействия на сознание каждого отдельно взятого ребенка, проявление чувств, воли учеников с целью формирования у них определенных взглядов и убеждений на конкретные вещи. Формами, которые учитель использует в данной группе методов, могут быть следующие: разъяснение; внушение; рассказ; беседа; внеклассное чтение; убеждение.
Любое воспитание по своей сути меняет личность в соответствии с поставленными целями. Воспитание ведет к возникновению мыслей, чувств, эмоций, потребностей, которые в свою очередь побуждают к определенным поступкам. Значит, необходимо в процессе воспитания школьников осторожно, чтобы не задеть педагогическим давлением инициативы и самобытных особенностей школьников, формировать их поведение.
Основой процесса формирования личностного поведения будем считать, прежде всего, опыт, который приобретается в повседневной жизни и деятельности, во взаимосвязях со взрослыми и сверстниками. Следует понимать, что воспитание не должно начинаться и заканчиваться только личным опытом самого учащегося.
Важнейшим фактором является также то, как воспринимает, осмысливает и оценивает человек данный жизненный опыт. Главным оказывается вся совокупность скрытой работы человеческого сознания. Однако только личный опыт отдельного ученика не может составить полную картину воспитания.
Важно подключить к личному опыту индивидуального характера нравственный и социальный опыт всего человечества. Все приведенное выше показывает структуру метода формирования поведения, которую можно реализовать только с помощью словесного воздействия, которое в свою очередь организует преподаватель. Само понятие воспитания можно трактовать по-разному. Воспитание есть нечто иное, как упражнение учащихся в правильных поступках и действиях.
Под упражнением в широком смысле этого слова понимают организацию жизни, разумной, с определенной целью, разносторонней деятельности учащихся. Кроме того, сюда же относится и приучение школьников к выполнению стандартных норм и правил поведения человеческого общества.
Основной задачей воспитания и конкретно данного метода является формирование характера. Характер — совокупность прирожденных наклонностей и приобретенных жизненных привычек и убеждений. Особое значение приобретают воспитательные упражнения в деятельности.
5. Понятие о воспитательных системах
Под формами воспитания будем понимать различные способы организации воспитательного процесса. За многовековую практику воспитания сложилось великое множество подобных форм.
Классификация форм воспитания:
1) индивидуальные (к примеру, индивидуальная беседа на этическую тему);
2) групповые (сборы, собрания, классные часы и др.);
3) массовые (вечера отдыха, читательские конференции, военно-спортивные игры, соревнования и др.).
На современном этапе развития педагогической мысли в учебно-воспитательных учреждениях все большее значение приобретают разнообразные групповые и массовые формы воспитательной работы. Если рассматривать данный аспект применительно к условиям работы в общеобразовательной школе, то данными являются различные формы внеклассной работы по предметной области (к примеру, работа кружка), формы общевоспитательного характера (по определенному плану работы классного руководителя).
Из опыта предыдущих поколений учителей в школе можно увидеть, что наибольший воспитательный эффект дает соблюдение следующих обязательных требований к организации внеклассной воспитательной работы:
1) содержание занятия необходимо сделать научным (если речь здесь идет о занятии, связанном с развитием познавательных интересов и способностей детей), политически выраженным, с учетом интересов и возрастных особенностей учащихся, соответствовать определенному уровню подготовки и развитию детей;
2) как правило, по объему внеклассные занятия не превышают 45 мин; однако, могут быть занятия длительностью в 15–20 мин. К ним относятся беседы, часы занимательной физики, химии, математики и др. Вечера, диспуты, читательские конференции в старших классах могут проходить в такое время, которое полностью исключает перегрузку учащихся, их длительность 1,5–2 ч;
3) любое внеклассное мероприятие готовится при участии самих школьников и классного актива. При этом нужно учить школьников приемам организации внеклассного занятия;
4) методика проведения внеклассного занятия должна отличаться от урока: больше самостоятельности предоставляется самим ученикам — они выступают с докладами, демонстрируют опыты и т. п. Нужно так построить занятие, чтобы вызвать интерес школьников, используя элементы игры, соревнования;
5) важно уметь правильно оценивать труд учащихся, правильно подводить итоги занятия, чтобы у учащихся осталось чувство удовлетворения своим трудом, желание сделать другую работу. Оценивая деятельность коллектива, важно помнить и об индивидуальной оценке деятельности каждого;
6) любое внеклассное занятие нужно готовить на основе заранее продуманного и утвержденного учителем плана. План мероприятия необходимо обязательно согласовать с дирекцией школы, потому что это связано с выделением помещения и вторжением в режим школьника;
7) воспитательный эффект мероприятия будет достаточно высоким, если личную заинтересованность и внимание к нему проявит сам ученик, если он подойдет к нему с творчеством и выдумкой.
6. Социально ориентированное воспитание
На современном этапе развития педагогической науки в научный обиход вошло понятие «социальное воспитание», которое осуществляется в зависимости от потребностей общества. В расширенном смысле слова социальное воспитание включает в себя все виды воспитания: нравственное, трудовое, физическое и др. Главная задача социального воспитания сводится к формированию человека, который готов к выполнению общественных функций трудового человека и гражданина.
Под социализацией будем понимать непрерывный и разносторонний процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека. Заметим, что рассматриваемый процесс наиболее интенсивно протекает в детстве и юности, когда закладываются практически все базовые ценностные ориентации, усваиваются основные принятые в человеческом обществе социальные нормы и отклонения, формируется мотивация социального поведения.
Окружающая среда непосредственно взаимодействует с процессом социализации ребенка, его формирования и развития, становления личности школьника.
Данная среда оказывает на данный процесс решающее влияние посредством самых разных социальных факторов. Социальная педагогика рассматривает социум, социальную среду, прежде всего с точки зрения процесса включения учащегося в нее через ближайшую социальную среду, в общество в целом. Эта социальная среда находится наиболее близко к отдельно взятому индивиду, и ее освоение происходит последовательно и постепенно.
Младенец после своего рождения развивается в идеальном случае в семейной обстановке, но чем старше человек становится, тем больше разнообразных новых социумов входит в его жизнь. Приведем примеры подобных социумов:
1) дошкольные учреждения;
2) школьные учреждения, лицеи, гимназии;
3) компании друзей;
5) студенческая среда;
6) среда рабочего коллектива.
С возрастом освоенная маленьким человеком социальная «территория» все больше и больше расширяется. Ребенок находится в постоянном поиске той среды, которая для него является в высшей степени комфортной, где люди его лучше понимают, относятся с большим уважением и т. п.
В процессе социально-педагогического развития большое значение имеет тот факт, какие установки формируют различные виды социума, в котором находится человек, какой социальный багаж может накапливаться у ребенка в той среде (положительный или негативный).
Среда — это не просто улица, дома и вещи, которые расположены таким образом, чтобы, войдя в эту среду, чувствовать себя там комфортно и безопасно.
С другой стороны, среда — это также разнообразные общности людей, которые характеризуются своеобразной системой отношений и правил, которая распространяется на всех членов данной общности. Важнейшей составляющей процесса социализации личности является усвоение разнообразных социальных ролей.
Главная сложность состоит в существовании в обществе противоположных статусов: от одобряемых им до противоречащих общественным нормам и ценностям. Таким образом, в процессе становления и развития ребенок может осваивать как позитивные социальные роли, так и негативные.
7. Этика воспитательного процесса
Одной из главных задач как дошкольного, так и школьного возраста является становление нравственных основ личности. Сегодня ученые-педагоги пытаются признать и установить приоритет общечеловеческих ценностей, нравственного воспитания над интеллектуальным развитием. В сегодняшней современной жизни, полной жестокости, коммертизации в духовной сфере, постепенно происходит размывание нравственных норм в воспитании школьника. И единственная опора в данной ситуации — нравственные критерии жизни. Реализовать их возможно путем включения в воспитательный процесс системы воспитания этической культуры, которая основана на принципах гуманизма и общечеловеческих ценностей.
Цель этических воспитательных дел — помочь ребенку раскрыть окружающий мир, сформировать у него конкретные представления о нормах отношений между людьми, о себе как об одном из представителей человеческого рода, о людях, об их чувствах, правах и обязанностях. Внимание ребенка к себе, понимание своей сущности, понимание того, что он — человек, осознание своих возможностей будет способствовать тому, что школьник научится видеть других людей, понимать их поступки, чувства, мысли, у него будут сформированы определенные нравственные мотивы поведения, которыми он, в свою очередь, будет руководствоваться в своих поступках.
Каждый учитель самостоятельно производит отбор познавательных задач исходя из современных требований к обучению школьников:
1) придание обучению развивающего характера;
2) обеспечение максимальной активности детей в процессе познания;
3) интеграционный подход к содержанию и приемам организации педагогического процесса;
4) роли педагога;
5) конструирование педагогом педагогического процесса в соответствии с индивидуальными возможностями развивающейся личности.
Для школьников младшего возраста программа этического воспитания выглядит следующим образом:
1) формирование представлений детей о существующих нормах отношений между людьми;
2) усвоение форм приветствия, обращения, выражения просьбы;
3) прививание основных навыков поведения в театре, общественном транспорте, в гостях;
4) воспитание бережного отношения к вещам, игрушкам, книгам;
5) воспитание умения говорить спокойно, внимательно, сосредоточенно слушать собеседника;
6) обогащение словаря детей;
7) развитие детского внимания, мышления, творческого воображения;
8) создание условий для реализации ребенком своих чувств, ощущений, переживаний.
Для школьников более старшего возраста данная программа выглядит несколько по-иному:
1) формирование у школьников культуры общения, поведения, этических представлений;
2) развитие умения адаптироваться к людям, взаимодействовать с ними;
3) воспитание важнейших коммуникативных качеств и навыков;
4) развитие умения сочувствовать людям, сопереживать людям, животным, окружающим предметам, растениям;
5) закрепление навыков поведения в общественных местах;
6) активизация словаря детей, развитие воображения, мышления — качеств творческой личности;
7) поиск путей сотрудничества с родителями учащихся для достижения результатов работы по данной программе.
Источник