- Русское кружево
- Поделиться в соц. сетях
- Из истории кружева
- Техника плетения кружева
- Способы плетения кружева
- Основные элементы плетения
- Кружево своими руками: описание, пошаговая инструкция выполнения работы и техника плетения
- Зарождение кружевной моды
- Ленточное кружево
- Кружево фриволите
- Элементы ирландского кружева
- Вязание круга и квадрата
- Вологодские кружева
- Как плетется вологодское кружево
- Техники плетения коклюшками
Русское кружево
Поделиться в соц. сетях
В этой статье я расскажу о русском кружеве – немного истории о том, какие материалы использовали при плетении кружева, о технике и способах плетения кружева.
Кружево – это уникальное явление в народном творчестве. Слово «кружево» имеет два разных употребления.
В одних случаях кружево воспринимают в качестве различных отделок в виде каймы по низу одежды и рукавах, а в других, как ажурное изделие – самостоятельный вид украшения одежды или предметов.
Существует много видов кружев и способов их плетения. В этой статье мы уделим внимание кружеву, сплетенному при помощи коклюшек.
Из истории кружева
Считается, что русское кружево появилось в XVII в. В то время использовали кружево, плетенное из золотных и серебряных ниток. Ценился больше сам материал – блестящая дорогая нить, а не работа мастериц. Признаком роскоши и богатства было использование такого кружева в качестве отделки, и применяли его для украшения парадной царской, церковной, боярской одежды, предметов светского и церковного обихода. Кружево плели также и из тонкого золотного шнурка, который формировал рельефность изделия, придавал ему более пышный и праздничный вид.
В XVIII в. получило распространение нитяное кружево, его использовали в украшении мужского и женского костюма нового западноевропейского покроя, в оформлении интерьера. Появилось кружево из шелковых и металлических нитей; из смешанных нитей кружево выглядело изящнее и изысканнее за счет своей цветовой гаммы. Постепенно золотную нить стали применять все реже, ее использовали как отдельную деталь узора.
В конце XVIII – начале XIX вв. появились крепостные мануфактуры по производству кружев. Одним из наиболее популярных видов кружева в то время были блонды – кружево, плетенное из белого шелка; оно ценилось очень высоко.
Нитяное кружево во второй половине XVIII, особенно в XIX вв. применялось в быту горожан – мещан и купцов, а крестьяне украшали им свадебные простыни, полотенца, подзоры и одежду. В это время кружевоплетение становится промыслом. Кружево выплетали из суровых или белых льняных, хлопчатобумажных ниток, редко применяли цветной шелк. Чтобы подчеркнуть узор, оттенить его на прозрачном фоне, применяли рельефную или цветную контурную нить – скань – или же обводили отдельные детали узора плотной нитью – белью.
В России в XIX в. насчитывалось 12 центров кружевоплетения, в каждом центре создавали свои, отличные от других рисунки.
В конце XIX — начале XX вв. особенно модными были готовые изделия из русского кружева: дамские пальто, платья, шарфы, предметы интерьера – накидки для подушек, покрывала, салфетки. В этих образцах сочетались разные приемы кружевоплетения. Иногда местные особенности утрачивались, а порой становились достоянием других кружевных центров. Мастерицы пользовались готовыми сколками, создававшимися под влиянием городской моды. Узор на них имел эклектический характер. Часто, чтобы ускорить процесс изготовления изделий, кружевницы использовали в плетении толстые нитки, делая кружево более толстым и редким.
Техника плетения кружева
Процесс плетения кружева происходит следующим образом. Выплетают кружево коклюшками (это деревянные палочки с «шейкой», на которую наматывается пряжа). Нити наматываются попарно, образуя основную единицу техники кружевоплетения – пару коклюшек. Плетение происходит путем перекладывания и перекрещивания коклюшек с нитями согласно рисунку. Сложность кружевного узора зависит от числа пар: иногда требуются сотни пар.
Подушка в виде валика, которая туго набита сеном, соломой или опилками, служит для закрепления рисунка или самого кружева по мере его изготовления. Для удобства работы подушку кладут на раздвижную подставку.
Для закрепления работы на подушке используют булавки. Толщина булавок должна соответствовать толщине нити. Вокруг булавок закрепляются кромки. В XIX в. в деревнях, где кружева плели в основном из толстой домашней пряжи, вместо булавок использовали шипы различных растений, а сейчас – своеобразные заостренные деревянные «булавки».
Сколок – это технический рисунок кружева. Он наносится на плотную и достаточно эластичную бумагу в виде точек, которыми обозначены места, куда должны втыкаться булавки. В начале сколка узор прорисован. Далее плетение руководствуется одними точками, или наколами, как их еще называют. Тамбурный или вязальный крючок служит для сцепления деталей узора в одном из способов плетения – сцепном.
Способы плетения кружева
Их всего три: численный, многопарный и сцепной, но был разработан еще один – парносцепной.
Самый простой – численный способ, основан на счете нитей, выполняется без предварительного рисунка путем повторения движения коклюшек по памяти. Этот способ использует несколько пар коклюшек, фон и узор в нем выплетаются одновременно. Численное кружево изготовлялось повсеместно, но этот способ плетения был практически утерян.
Многопарный способ плетения самый сложный. Этот способ применяет наибольшее число коклюшек, о чем свидетельствует само название. Иногда оно доходит до восьмисот пар! Это плетение производится постепенно, от кромки к кромке. Одновременно выполняют, строго следуя точкам сколка, фон и фигуры узора.
Сцепное кружево выполняется тоже по сколку, но коклюшек при плетении используется меньше, чем в многопарном – от шести до десяти пар. Основным узором служит непрерывная полоса – полотнянка, имеющая вид ленты или тесьмы. Полотнянка своими изгибами рисует основные формы орнамента. На поворотах она сцепляется с помощью вязального крючка особым приемом, называемым сцеп. Отсюда и название кружева. Небольшие расстояния в узоре между полотнянками заполнены мелкими связками – сцепами, большие – фоновой решеткой из шнурочков-плетешков.
Основные элементы плетения
Их всего четыре: плетешок, полотнянка, сетка и насновка. Из них может быть составлен любой кружевной узор. Используются они порознь, соединяются вместе или вводятся частично. Фактура изделия зависит от преобладания того или иного элемента.
Плетешок имеет вид ровного шнурочка. Петлями плетешка окаймляют зубцы, им заполняют в виде розетки серединки цветочных мотивов.
Полотнянка напоминает полотняное переплетение нитей, поэтому ее так и называют. Полотнянка может служить самостоятельным скромным узором или сопровождать крупные, ей образуют главные части кружевного узора.
Сетка представляет собой сквозное плетение с косым направлением нитей.
Насновка – это маленький, плотно сплетенный овал с заостренными концами.
Обогащает плетение скань. Это прием введения в полотнянку более толстой или цветной нити, часто из другого материала, используется для придания рисунку четкости или для усиления рельефа.
Фоном кружевного узора служит решетка. Решетки бывают плетешковые, плетешковые с насновками, решетки в перевив и другие.
Плетется кружево из самых различных материалов: льняной, шелковой, хлопчатобумажной пряжи, пряденого и волоченого металла, бити (площеной проволоки) и даже соломы.
Настоящее ручное кружево ценится всегда и ко многому обязывает художника-модельера, который его использует.
А напоследок посмотрите видео, как плетутся кружева при помощи коклюшек.


По материалам журнала ЛЕНА Рукоделие № 7/2002 г
Источник
Кружево своими руками: описание, пошаговая инструкция выполнения работы и техника плетения
- 25 Июля, 2019
- Рукоделие
- Людмила Селиванова
Кружевоплетение — древний вид искусства. Это удивительное творение человеческих рук присутствовало в льняной одежде фараонов. Царственные особы любили украшать кружевными воротниками и манжетами свои платья. Постепенно кружево стало популярным и в украшении интерьеров. При желании научиться плести несложные кружева может любая рукодельница. Рекомендации в статье помогут разобраться, как плести кружево своими руками.
Зарождение кружевной моды
Желание сделать привлекательной и нарядной свою одежду явилось одной из причин появления классического кружева. Оно появилось в конце XV начале XVI веков. Родиной кружевоплетения считается Фландрия и Италия. В период Ренессанса кружево прочно вошло в моду, заменив собой вышивку. Благодаря ему можно было легко следовать стилю моды. Кружево можно было легко отпороть и заменить другим, модным.
Во времена правления Карла I кружевами украшали не только костюмы и платья, но и детали интерьера. Образцами французского стиля стали валансьенские, алансонские и аржантанские кружева. Из Италии началось распространение коклюшечного кружевоплетения.
Ленточное кружево
Самое простое в освоении техники плетения кружев — это ленточное. Для его вязания потребуются нитки, крючок и схема. Владея базовыми элементами вязания крючком, можно приступать к работе. Как сделать ленточные кружева своими руками в мастер-классе на видео ниже. В нем рассказано и показано, как вязать ленточное кружево с пышными столбиками.
Таким кружевом можно украсить горловину, низ изделия или низ рукавов. Оно будет хорошо смотреться как соединительный элемент, например, полочки и низа изделия.
Кружево фриволите
Технология плетения этого кружева — это плетение двойных узлов при помощи нити и иголки. Чтобы научиться плести кружева, нужна крученая пряжа и волокно из хлопка или шелка. Кроме этого потребуется игла с тонким ушком и крючок. При помощи узелков, дужек и кружочков получается причудливый узор.
Основа кружева – это двойной узелочек, а орнамент состоит из кольца, арки и пико. Например, на фото ниже на иголке: 4 двойных узелка, одно пике, 5 двойных узелков, одно пике и 5 двойных узелков. Чтобы получить колечко, через них протягивается нитка, идущая от иголки.
Техникой фриволите получаются неповторимые изящные изделия. Из кружевных деталей, используемых как отдельные фрагменты, делаются серьги, кулоны, а также декорируется женская одежда. Это кружевное полотно украшает самые простые вещи, делая их восхитительно красивыми.
Для начинающих в этой технике будет полезным видео, в котором мастерица дает пошаговую инструкцию выполнения работы. Просмотрев его, станет понятно, как сделать кружева своими руками.
Элементы ирландского кружева
К особому виду декоративного вязания относится ирландское кружево. Оно очень популярно среди мастериц. Кружево собирается из отдельных мотивов, соединенных в одну композицию. Мотивы могут быть геометрической формы: круги, треугольники, квадраты.
Как делают кружево из отдельных мотивов? Набор их может быть разный, как и техника сборки. Каждая вязальщица ирландского кружева в его мотивах может выражать свою фантазию. Важным условием успеха при создании ирландского кружева является наличие у мастерицы чувства композиции. Есть общие принципы и технологические приемы, при помощи которых вязальщицы создают уникальные образцы одежды.
Существуют две технологии сборки. Первая — при помощи иглы, вторая, выполненная крючком, создает фон тонкой сеточки. Изюминка изделий в технике ирландского кружева состоит в том, что они уникальны. Шаблонов в этом виде рукоделия нет. Элементы кружева могут быть большими и маленькими, цветовая гамма может иметь различные оттенки, главное — кружево должно быть красивым.
Основное правило — при изготовлении кружева своими руками не стягивать изделие. Все вывязанные детали должны иметь плоскую форму. Для этого необходимо следовать законам прибавок петель при вязании квадрата или круга.
Вязание круга и квадрата
При вязании кругового мотива нужно делать прибавки петель в каждом круге. Но количество петель, которые нужно добавить, зависит от рисунка. При выполнении кругового мотива узором простых столбиков, на ряд равномерно прибавляется 6 петель. Если узор состоит из полустолбиков, равномерная прибавка будет — 8 петель. Для узора, состоящего из столбиков с накидами, прибавляется 12 петель, если столбики с двумя накидами — 16 петель на круг.
Выполняя кружево своими руками, состоящее из квадратных мотивов, прибавки выполняются в углах квадрата в каждом ряду. При выполнении мотива простыми столбиками в ряду прибавляется по 2 столбика в каждом углу. Если кружево будет вязаться мотивом, состоящим из столбиков с накидами, прибавка — 16 петель, по 4 столбика на каждый угол.
Вологодские кружева
Россия славится своими кружевами во всем мире. Наиболее известный центр кружевоплетения — Вологда. Вологодские кружева до середины XX века были мерными. Шли на отделку белья. Позже начали выпускаться штучные изделия: салфетки, дорожки, скатерти, воротники, перчатки.
Кружево плетется на деревянных палочках — коклюшках, на которые намотаны нити для плетения. Палочки изготавливают в основном из дерева таких пород, как береза, ясень, яблоня, рябина. Размер коклюшек зависит от техники плетения и используемых нитей. Чтобы научиться плести вологодские кружева, нужно иметь кроме коклюшек подставку, валик, рисунок узора, маленькие ножницы, тонкий крючок и булавки.
Как плетется вологодское кружево
Чтобы понять, как плести вологодские кружева своими руками, нужно ознакомиться с азами плетения и брать уроки у мастериц. Самостоятельно разобраться трудно. Это невероятно сложный вид ручной работы. Если другие виды кружев плетутся при помощи иглы или крючка, то в процессе плетения этого вида участвуют много нитей, которые идут от коклюшек. Их может быть более шестидесяти, все зависит от рисунка кружева.
Старинное вологодское кружево несло обережное значение. Переплетение нитей — переплетение судьбы. В кружево включались красные и цветные нити. Элементы плетения назывались: реченька, жучок. Из поколения в поколение отбирались рисунки, поэтому народное, исконное кружево производит сильное впечатление.
В настоящее время кружево выполняет более декоративную функцию, поэтому рисунок растительный: цветы, листья, завитки.
Мастерица, сидя перед куфтырем (так называют барабан, наполненный с соломой), выполняет плетение кружева. Куфтырь установлен на специальную подставку и обернут бумажным рисунком, который называется сколком. Благодаря этому рисунку мастерица знает, как плести кружево.
Перед работой кружевница наматывает нити для плетения на коклюшки, соединяя их парами. На сколке есть дырочки, куда она вставляет булавки, на которые она будет набрасывать нити. Далее идет плетение по схеме рисунка сколки.
Техники плетения коклюшками
Существуют различные виды техник плетения кружев своими руками коклюшками:
- Парная, при которой плетение осуществляется при помощи нескольких пар коклюшек. В зависимости от рисунка, сколки количество пар может превышать 100 коклюшек.
- Сцепная предполагает плетение отдельных частей кружева, а затем они соединяются (сцепляются) друг с другом при помощи тонкого крючка.
- Численная наименее сложная, не требующая большого числа коклюшек.
Созданием узоров для вологодских кружев занимаются художники по кружеву. Известные кружевницы, чьи работы находятся в музеях, сами создают узоры на основе старинных рисунков.
Красота и неповторимость этого вида рукоделия требует терпения и усидчивости. Начинать плести кружево своими руками лучше с небольших образцов как, например, салфетки, дорожки или небольшие картинки.
Качественные кружева получаются при одинаковом натяжении нитей. Барабан, на котором будет выложен сколок, должен быть плотно набит соломой. Кружевнице необходимо уметь читать узор будущего изделия. Глядя на рисунок, опытная кружевница видит, какое количество коклюшек нужно для работы, какая техника будет применена в данном плетении.
Источник