Крутые склоны способ преодоления

Способы преодоления травянистых склонов, осыпей и скальных рельефов

Травянистые склоны – по существу не сложны для преодоления, но при незнании техники и на них могут быть срывы, которые приведут к несчастным случаям. Особенно опасны участки, которые в нижней части заканчиваются обрывом.

В зависимости от крутизны и состояния травянистого склона применяются различные способы их преодоления:

  • подъем в «лоб» применяется на не очень крутых участках. При этом ступни ног разворачиваются и движение производится по способу «елочка». Угол между ступнями увеличивается с увеличением крутизны склона. Ногу нужно ставить на грунт сразу на всю ступню. Туловище следует наклонять вперед, двигаться без рывков, сохраняя равновесие. Ледоруб надо использовать как дополнительную точку опоры, темляк надеть на руку (рис.14).
  • подъем «зигзагом» применяется на более крутых склонах. При подъемах зигзагом важно удерживать равновесие при повороте. Надо обратить внимание на правильную постановку ног: стоящую выше – носком по направлению движения, у стоящей ниже — носок слегка должен быть развернут вниз по склону. При движении «зигзагом» обучаемые не должны находиться один над другим (следует подождать отставших в конце каждого «зигзага»). Поворот после каждого «зигзага» нужно осуществлять лицом к склону, ледоруб для самостраховки держать на изготовку, штырем к склону. При траверсировании (движении вдоль склона), положение ног и ледоруба тоже самое, что и при подъеме «зигзагом» (рис. 15);

  • подъем «боком» к направлению движения применяется на очень крутых склонах. Ступни обеих ног ставятся параллельно друг другу, вышестоящая нога поднимается и её ступня устойчиво ставится на грунт, после чего поднимается нижестоящая нога и становится рядом, после чего движение повторяется.

При подъеме «боком» ледоруб можно использовать как дополнительную точку опоры (рис.16).

Рис. 16 Подъем и траверс боком к склону

Спуск по травянистым склонам производится теми же способами, что при подъеме, техника движения такая, как при подъеме.

Способы преодоления осыпей

Осыпи — это продукт разрушения скал. Обычно они располагаются под скальными массивами. Представляют собой нагромождения скальных обломков, покрывающих склоны на значительном протяжении, или конусообразные кучи камней под кулуарами и желобами.

Обломки скалы, возвышающихся над ледниками, попадают на ледники и, переносимые ими, образуют морены.

Когда ледник отступает, у конца языка по обеим берегам остаются груды береговых морен. Со временем они уплотняются и их преодоление не требует особой технической подготовленности. Степень трудности преодоления осыпей зависит от крутизны склона, величины обломков и их устойчивости. Более опасны осыпи, которые лежат на гладких скалах (бараньи лбы) и на ледовых склонах. Они более подвижны и сползают из-под ног со значительной скоростью. Поэтому движения по осыпям требует большой осторожности и внимательности. Делая очередной шаг ногой, прежде чем перенести на нее тяжесть тела, нужно опробовать ногой надежность опоры. Подъем по мелкой осыпи усложняется еще и тем, что масса обломков сползает вниз. На таких участках усиление на ногу должен быть осторожным и постепенным.

Подъем по средней осыпи производится осторожно, перепрыгивая с камня на камень. Нужно выбирать прочно лежащие камни, удобные для постановки ноги.

При подъеме по крупной осыпи нужно выбирать путь по менее крупным обломкам, чтобы не приходилось то вылезать на большую глыбу, то спрыгивать на маленький обломок. Способы передвижения по осыпям в основном такие же, как на травянистых склонах: «в лоб», «зигзагом», «траверсированием». В случае падения самозадержание производится тем же способом, что и при движении по травянистым склонам.

Лучшим маршрутом для движения по морене является её гребень. По осыпи возможно двигаться в любом направлении.

Способы преодоления различных форм скальных рельефов

Скальные участки подразделяются на:

  • легкие скалы, по которым можно идти без помощи рук, лишь иногда используя их для поддержания равновесия или страховки;
  • скалы средней трудности, на которых применяются основные способы скалолазания;
  • трудные скалы, на которых необходима страховка, самостраховка, а также применение искусственных точек опоры.

Для успешного преодоления участков скал необходимо:

  • выбрать направление и наметить путь от ориентира к ориентиру;
  • прежде чем использовать опору, необходимо опробовать её надежность;
  • сохранять правила трех точек опоры (на две ноги и руку или на две руки и ногу), что является основой безопасности скалолазания;
  • чередовать нагрузку на различные группы мышц, двигаться плавно, без рывков;
  • распределять нагрузку на ноги, руки должны поддерживать равновесие;
  • избегать опоры на колени;
  • при возможности двигаться на распорах с использованием трения частей тела;
  • передвигаться по вертикали, пересекать скальный участок только в случае крайней необходимости;
  • в зависимости от характера зацепов изменять основное вертикальное положение корпуса – «ближе к скале» или «дальше от скалы»;
  • применять страховку во всех случаях, когда возможен срыв, который может привести к падению и повреждениям.

При лазании по вертикальным (рис. 17), наклонным и горизонтальным расщелинам применяются распоры, трения, заклинивания рук и ног:

  • при движении по крутому участку (вверх, вниз и вдоль него) для опоры рук и ног используются различные мелкие неровности скалы – углубления, выступы и расщелины. Ступни ног на место опоры ставятся горизонтально, наклонно или вертикально, но по возможности на всю подошву. Усилие при опоре ногой следует направлять перпендикулярно к плоскости опоры. Для увеличения устойчивости тела и надёжности опоры ног дополнительно упираться ладонями в небольшие выступы и неровности скального склона сверху, сбоку, снизу или делать захват кистью (рис. 18);
  • при движении в камине используют распоры и трение туловища (рис. 19);
  • по острым гребням необходимо продвигаться «верхом» или сбоку гребня, держась за гребень руками (рис. 20);
  • по крутым плитам необходимо двигаться с опорой на руки и ноги, лицом или спиной к склону, в зависимости от участка (рис. 21);
  • по карнизам необходимо передвигаться переступанием ногами, держась руками за зацепы и неровности;
  • если скалы низко нависают над карнизом, следует пробираться ползком (рис. 22).

Рис.17 Движение по расщелинам заклиниванием корпуса, рук и ног

Рис.18 Прохождение трещин и расщелин различной ширины:

а, в – с помощью пальцев; г, е – положение кисти в расщелине;

ж, и — положение кулака в расщелине

Рис.19 Варианты движения в камине различной ширины:

Рис. 20 Преодоление узкого гребня: а— откинувшись; б— верхом по гребню

Рис.21 Подъем и спуск по плитам

Рис.22 Преодоление балкона с низким потолком

При лазании по скальным стенам (участкам крутых скал) применяются все приёмы скалолазания, а на не очень отвесных и сглаженных участках дополнительно применяются лесенки, площадки, скальные и саморасширяющиеся крючья.

Для ускорения движения на таких участках, после прохождения первого, верёвка закрепляется, а остальные поднимаются по первому на стременах.

Спуск по лёгким скалам и по склонам средней трудности производится такими же способами, которые применяются для подъёма, а по крутым скалам и стенкам организуется по верёвке сидя.

Источник

Способы преодоления подъемов на лыжах

При передвижении на лыжах по пересеченной местности спортсменам-лыжникам, туристам и школьникам во время прогулок приходится преодолевать подъемы различной крутизны, длины и рельефа. Во время обучения и соревнований по лыжным гонкам используются в основном способы подъемов по лыжне, обеспечивающие высокую скорость передвижения (скользящим беговым и ступающим шагом). В очень редких случаях на коротких крутых участках трассы при слабой подготовке или неудачной смазке спортсмены вынужденно переходят на менее быстрые способы подъемов — «полуелочкой» и «елочкой». Туристы и школьники во время прогулок, при передвижении без лыжни, по-прежнему довольно часто пользуются подъемами «полуелочкой», «елочкой» и даже «лесенкой».

Выбор способа преодоления подъемов зависит не только от их крутизны; важную роль играют и другие факторы: сцепление лыж со снегом, физическая и техническая подготовленность лыжника, степень его утомления в данный момент и состояние лыжни. При благоприятном стечении обстоятельств квалифицированные лыжники преодолевают подъемы крутизной до 5° попеременным двухшажным ходом, не снижая соревновательной скорости. В других менее благоприятных условиях даже на более пологих склонах приходится переходить на способы преодоления подъемов скользящим, беговым и ступающим шагом.

Во всех этих способах нет фазы свободного скольжения и фазы скольжения с выпрямлением ноги. При подъеме скользящим шагом фазы скольжения и стояния лыжи по времени примерно равны. При преодолении подъемов любым способом большое значение имеет активная работа рук, что уменьшает возможность проскальзывания лыж при увеличении крутизны подъемов.


Рис. 1. Подъем скользящим шагом

По сравнению с попеременным двухшажным ходом при подъеме скольжением (рис. 1) увеличивается наклон туловища, уменьшается длина шага, толчок рукой заканчивается одновременно с отталкиванием ногой. Уменьшается амплитуда в работе рук и ног -они выносятся вперед энергичным маховым движением сразу после окончания толчков, «замах» почти отсутствует. Период работы (отталкивание) одной рукой наслаивается на толчок другой рукой, поэтому с увеличением крутизны подъема опора палками становится непрерывной. С дальнейшим увеличением крутизны подъема все эти изменения в технике по сравнению с попеременным двухшажным ходом еще более заметны.

Все это диктуется необходимостью увеличить сцепление лыж со снегом и избежать их проскальзывания. Увеличивается и угол отталкивания ногой, что требует более активной работы рук. Палка ставится на снег под углом около 65-75°. Отталкивание ногой становится более продолжительным. Свободная нога выполняет маховое движение в период толчка другой ногой. При выносе ноги вперед недопустимо «выскальзывание» стопы, так как это вызывает стопорящее положение и затрудняет выполнение переката, что, в свою очередь, вызывает другие нарушения техники.

Подъем скользящим шагом изучается со школьниками вначале на пологих подъемах (до 3°) на хорошо подготовленной лыжне. Предварительно набрав скорость на ровном участке, школьники преодолевают отрезок подъема длиной 25-30 м. Постепенно с освоением техники преодоления подъема скользящим шагом крутизна склона увеличивается до 5-6°. Но спешить с дальнейшим увеличением крутизны подъемов не следует до тех пор, пока школьники прочно не освоят технику скользящего шага. Преждевременный переход на более крутые склоны затрудняет у школьников освоение техники их преодоления. Большую роль при этом играет физическая подготовка, особенно уровень развития силы мышц плечевого пояса.

Рис. 2. Подъем полуелочкой

Подъем беговым шагом применяется на склонах средней крутизны, а при плохом скольжении и на более пологих подъемах. Переход на этот способ преодоления подъема зависит и от других факторов. При этом наблюдается значительное сокращение времени скольжения, что может привести к временному переходу на бег с фазой полета. В этом способе длина выпада в 3-4 раза больше длины скольжения. Маховые движения и подседания выполняются быстро, что позволяет поддерживать достаточно высокий темп движения. В целом способ похож на бег на полусогнутых ногах при сохранении многих деталей подъема скользящим шагом.

Подъем ступающим шагом применяется в условиях, когда скольжение невозможно или нецелесообразно (из-за большой затраты сил). Это связано прежде всего с увеличением крутизны подъемов, но и условия сцепления лыж со снегом играют важную роль. Исключительно большое значение здесь имеют скорость выпада, энергичное отталкивание стопой и палкой. Обучение школьников этому способу подъема по координации особых затруднений не вызывает, но преодоление самых крутых подъемов требует хорошей физической подготовки.

Подъем «полуелочкой» (рис. 2) применяется при преодолении склонов наискось и выполняется следующим образом. Верхняя лыжа скользит прямо по направлению движения, а нижняя отводится носком в сторону и ставится на внутреннее ребро. Палки работают так же, как и при попеременном двухшажном ходе (с перекрестной координацией), и выносятся вперед прямолинейно. Важно добиться у школьников хорошей опоры на палки. Это позволит преодолеть подъемы даже средней крутизны. Длина шагов при подъеме «полуелочкой» неодинакова: шаг лыжи, скользящей прямо, всегда длиннее, чем лыжи, отведенной носком в сторону. Этот способ может применять и при прямом подъеме.

Рис. 3. Подъем елочкой

Подъем «елочкой» (рис. 3) применяется на довольно крутых склонах (до 35°), когда школьники не в состоянии преодолеть подъем ступающим шагом. Разведение носков и постановка лыж на внутреннее ребро значительно увеличивают сцепление их со снегом и предотвращают скатывание. Название этого способа происходит от следа на снегу, который оставляет лыжник, и напоминает ветви елочки. Лыжник, преодолевая подъем этим способом, также передвигается ступающим шагом с разведением носков лыж и постановкой их на ребро. Важное значение при этом способе подъема имеет опора на палки, которые ставятся сзади лыж. С увеличением крутизны склона увеличиваются угол разведения лыж и наклон туловища вперед. При передвижении этим способом могут быть различные варианты работы рук: одновременно с лыжей выносится одноименная или противоположная (разноименная) палка.

Этот способ подъема ученики осваивают довольно быстро. После показа школьники пытаются сразу его выполнить, только не следует первоначальное обучение проводить на глубоком снегу. Крутизна склона при этом не должна превышать 5-10°. При обучении могут встретиться следующие ошибки: недостаточное разведение носков и кантование лыж, слабая опора на палки, чрезмерный наклон туловища вперед. Все они легко устраняются после нескольких повторений. Постепенно крутизна склона увеличивается до 20°; кроме того, можно предложить школьникам преодолеть подъем по более глубокому снегу.

Рис. 4. Подъем лесенкой

Подъем «лесенкой» (рис. 4) применяется на очень крутых склонах и при глубоком снежном покрове во время туристских походов на лыжах и прогулок.

Особых затруднений изучение этого способа не вызывает. После показа и объяснения ученики выполняют несколько приставных шагов внизу у подножия горы и сразу продолжают подъем по склону с хорошей опорой на палки. Поперечное расположение лыж по склону и постановка их на ребра (канты), опора на палки позволяют преодолевать подъемы большой крутизны (до 40°). Обычно лыжники легко осваивают этот способ подъема. Затем следует научить их подниматься по склону с продвижением вперед и назад. Ошибки, возникающие при изучении способа: недостаточное кантование лыж, их негоризонтальная постановка, плохая опора на палки.

Источник

Читайте также:  Способы передачи вируса герпеса
Оцените статью
Разные способы