Круговой способ проведения соревнований это

Круговая система проведения соревнований: что такое и с чем ее едят?

Зачем устраиваются соревнования? В чем их смысл? Ответ прост — желание показать свой потенциал, желание получить одобрение и уважение от окружающих, желание победить. Именно для этого проводят турниры. Но как их устраивают? В этой статье читайте о круговой системе проведения соревнований.

Соревнования

Соревнования появились в древние времена. Люди издавна желали показать, на что способны. Но еще раньше, когда человечество было только на этапах поиска своего потенциала, были «состязания на выживание». Или ты, или тебя. Так гласил закон того беспощадного времени, в котором жили наши далекие предки.

Получается, желание выиграть у нас в крови? В какой-то степени да. Человек — социальное существо. Но для него важно не только общение, но и одобрение окружающих. Наше поколение сильно зависит от мнения других людей: родных, близких, друзей, соперников, учителей, тренеров и т. д. Это нормально! Этим и можно объяснить желание показать себя в лучшем свете, а, может, лучшим на всем белом свете.

Соревнования, турниры, чемпионаты — способ добиться выше указанной цели. «Если выиграть, если стать первым, они увидят каков я на самом деле!» — так, не отдавая себе отчета, думает спортсмен. Человек ставит себе цели и. добивается их.

Виды систем проведения соревнований

Как мы уже отметили, соревнования — неотъемлемая часть нашего мира. И речь идет не только об окружающем мире, но еще и о внутреннем. Психология наших мыслей всегда стремится к чему-то высшему! Мы не можем летать — так построим самолет! Мы не можем дотянуться до звезд — не проблема! Соорудим ракету!

Человечество ищет пути развития. Человек тоже ищет пути развития.

Самосовершенствование позволяет нам достичь своих целей. Но как это проверить, если это что-то абстрактное, например, умение, сила, интеллект и т. д. Для этого созданы турниры и олимпиады.

В зависимости от особенных характеристик дисциплины, по которой проводится состязание, люди придумали разные системы проведения соревнований. Взять хотя бы олимпийскую систему: огромное количество отборочных этапов с целью довести до финала только достойнейших и сильнейших. Для интеллектуальных видов спорта (таких как шахматы, го, сеги, шашки и т. д.) из-за огромнейшего количества участников (самые масштабные турниры достигают до 600 игроков) используется швейцарская система. Ее особенностью является зависимость жеребьевки от количества набранных очков в прошедших турах. В турнирах с малым количеством человек используется круговая система проведения соревнований. О ней и читайте ниже.

Проведения соревнований по круговой системе

Круговая система — одна из самых распространенных систем проведения турниров.

Отличительная особенность — во время соревнования каждый сыграет со всеми участниками (кроме себя, конечно). Победителем считается игрок (или команда), набравший или набравшая максимальное количество побед.

Для составления жеребьевки используют специальные программы или таблицы.

Таблица, указанная ниже, используется для проведения соревнований по волейболу в круговой системе. Но это не все. Ее можно использовать и для проведения, скажем, соревнований по шахматам, если не учитывать колонку «Разница мячей и т. д.». Количество команд также может быть изменено.

Соревнования, проводящиеся в круговой системе, могут проходить по принципу «двух кругов». Т. е. каждый участник (команда) соревнуется с каждым участником (командой) два раза. Это делается с целью увеличения справедливости результата турнира. Как меняются условия? Например, сыграла команда А с командой В баскетбольный матч, они меняются полями; сыграл игрок X с игроком Z партию в шахматы, меняются цветами и т. п.

Плюсы круговой системы проведения соревнований

Выше были указаны главные принципы проведения турнира в круговой системе. Стоит отметить положительные и отрицательные ее стороны. Это будет сделано на примере соревнований по шахматам, но это не значит, что пункты не будут подходить к остальным видам спорта!

  1. Справедливость. Это, наверное, самый весомый пункт из списка. Что может быть более убедительнее, чем сыграть с каждым игроком, вложив всю силу в матчи и набрав соответствующее количество очков?
  2. Неожиданные повороты. Из-за возможности игры сильного игрока со слабым часто бывают волнения. «Ох, этот новичок выиграл у фаворита турнира! Как такое может быть?!» и т. п.
  3. Опыт. Каждый шахматист знает о том, что любой чемпионат — опыт, возможность проверить свои навыки и прорепетировать новые дебюты. А благодаря законному праву, описанному в пункте номер два, появляется шанс сыграть с игроком намного сильнее тебя. Разве не приятно сразиться с сильнейшим?

Минусы системы

Круговая система проведения соревнований по шахматам (как и по другим видам спорта) имеет и отрицательные стороны.

  1. Количество туров. «В чем проблема?» — спросите вы. Ничего сложного нет, если количество человек в турнире 10 (это будет 9 туров). А если их 15? Это доставляет большие сложности как организаторам, так и участникам (происходит большое давление на выносливость шахматиста).
  2. Время. С увеличением количества туров увеличивается количество потраченного на турнир времени. А время — самое дорогое, что есть у человека.
  3. Если после определенного количества туров появляется явный лидер, скорее всего, остальная часть турнира будет предрешена.
  4. Договорные ничьи. Совокупность «правила из третьего пункта нашего списка» и нежелания проигрывать, но боязнь сражаться с равным по силе соперником дает такой феномен как договорные ничьи.

Вместо послесловия

Подведем главный итог статьи: круговая система — самая справедливая система выявления победителя в той дисциплине, в которой проводится соревнование.

Развивайтесь и совершенствуйтесь. Удачи на соревнованиях!

Источник

Круговой способ проведения соревнований это

Выбор того или иного способа проведения соревнований зависит от вида спорта и традиций проведения соревнований в этом виде, целей соревнований, количества участников и места проведения.

В циклических видах спорта участники соревнований преодолевают определённую дистанцию и по показанному времени определяются победители, призёры и все остальные участники расставляются по местам в итоговом протоколе данных соревнований.

В сложнокоординационных видах спорта участникам соревнований за показанную в соревнованиях программу, судьи определяют баллы и по сумме баллов все участники ранжируются по местам.

В спортивных играх, единоборствах и других видах спорта в основном встречаются следующие способы проведения соревнований: круговой, отборочно-круговой, смешанный и способ прямого выбывания.

1. Круговой способ проведения соревнований.

При проведении соревнований этим способом все участники соревнований (спортсмен или команда) встречаются со всеми соперниками поочерёдно. Результаты встреч (победы, поражения, ничьи) оцениваются в очках, учитываются при определении места, занятого спортсменом или командой. Первое место присуждается команде (спортсмену), набравшей наибольшую сумму очков.

При проведении соревнований круговым способом возникают случаи, когда одну и ту же сумму очков набирают две или несколько команд (участников). В таких случаях преимущество отдаётся команде (спортсмену) в соответствии с условиями, определёнными в «Положении о соревнованиях».

Читайте также:  Способы избавления от трупа

Условиями, определяющими преимущество, могут быть:

• победа команды (участника) в личной встрече;

• преимущество в количестве побед у данной команды (участника);

• лучшая разница мячей, шайб, очков.

Могут быть назначены и дополнительные встречи.

2. Отборочно-круговой способ.

При проведении соревнований этим способом команды (участников) разделяют вначале на предварительные группы, в которых каждая команда встречается со всеми соперниками данной группы, в которых каждая команда встречается со всеми соперниками данной группы. Затем команды (участники) занявшие лучшие места в группе (не более 50 % от участвующих команд в группе) переходят в следующий тур соревнований.

Эти команды вновь разбивают на группы, которые проводят поединки между собой до следующего отбора, вплоть до финальной встречи, в которой и определяют победителя и призёров соревнований.

3. Способ прямого выбывания.

В соревнованиях, проводимых этим способом, участник (команда), проигравший поединок выбывает из дальнейших соревнований. При проведении соревнований этим способом возможны утешительные поединки между проигравшими спортсменами, позволяющие их победителям продолжать дальнейшие соревнования.

Важным моментом объективизации проведения соревнований этим способом, является рассеивание участников (команд) на предварительных этапах соревнований (по их рейтингу).

5. Смешанный способ.

Все команды (спортсмены) предварительно участвуют в одном-двух турах проводимых отборочно-круговым способом. Затем победители предварительных соревнований встречаются между собой по жеребьёвке (или по «Положению о соревнованиях») способом прямого выбывания. Финальные поединки могут проводиться и круговым способом.

Объективность выявления победителей и призёров во многом зависит от характера жеребьевки – рассеивание команд (спортсменов) по предварительным группам в соответствии с их рейтингом или спортивной квалификацией, определяемой по результатам предыдущих соревнований.

Независимо от способов проведения, соревнования могут состоять из двух ступеней: предварительных и финальных. В зависимости от количества участников, между предварительными и финальными соревнованиями могут быть промежуточные: 1\8; ¼; ½ финала.

В соревнованиях по лёгкой атлетике, плавании, тяжёлой атлетике и др. могут проводиться соревнования, состоящие их двух этапов: квалификационного и основного. В процессе квалификационного этапа проводится отбор спортсменов, выполнивших квалификационный норматив, для участия в основном этапе.

Спортивные соревнования могут быть личными, командными и лично-командными.

Источник

Спортивные и подвижные игры

В способе с выбыванием по мере проведения соревнования на каждый новый виток выходят более сильные команды, и так вплоть до финала. Эти соревнования для большинства участвовавших команд должного эффекта как средства подготовки спортсменов не дают.

В круговом способе все команды «проходят» через все соревнования, приобретая необходимый опыт соревновательной борьбы.

В смешанном варианте удачно сочетаются названные выше два способа проведения соревнований.

В зависимости от вида соревнований (первенство, на кубок, товарищеские, матчевые встречи и укороченные или отборочные турниры), целей и задач строится календарь.

Важнейшее требование к календарям – их стабильность, постоянство по основным характеристикам. Изменения обычно вносятся после окончания олимпийского цикла на очередное четырехлетие.

Таким образом, правила соревнований, положение о соревнованиях и календарь соревнований служат мощными рычагами управления развитием спортивных игр.

Иерархически все соревнования от более высокого масштаба вниз можно выстроить так: Олимпийские игры, чемпионаты и кубки мира, чемпионаты Европы, национальные чемпионаты, первенства республик, областей, городов, районов, коллективов физической культуры.

2.5. Способы проведения соревнований по спортивным играм (системы розыгрыша)

В практике спортивных игр, как уже упоминалось, сложились три способа (системы) проведения соревнований (розыгрыша): круговой, с выбыванием после поражения и комбинированный (смешанный). Выбор способа розыгрыша зависит от задач и масштаба соревнований, количества участвующих команд (спортсменов), спортивных сооружений, уровня подготовленности (разряда) участников, сроков и др.

Каждому способу (системе) присущ порядок составления календаря (расписания) встреч участников соревнования – команды или спортсмена в индивидуальных играх. Перед составлением календаря встреч проводится жеребьевка, по результатам которой каждый участник (команда, спортсмен в индивидуальных играх) получает определенный номер. Для удобства далее применяется термин «команда».

Круговой способ

Каждая команда по очереди играет со всеми остальными. Победительницей считается команда, выигравшая наибольшее число встреч. Одновременно выявляют (по числу выигранных встреч) и последующие места, занятые командами. При этом способе наиболее объективно выявляется победитель. При любом результате команды играют со всеми участниками, что положительно влияет на приобретение соревновательного опыта и рост спортивного мастерства. Однако этот способ занимает много времени, особенно если соревнования проводятся в два круга или более.

При круговом способе количество дней соревнования при нечетном количестве команд будет совпадать с числом участников, при четном – на один день меньше этого числа (х = n; х – n – 1, соответственно), где х -количество игровых дней, n – число участвующих команд.

Количество игр при круговом способе в один круг определяется по формуле:

где х – количество встреч; n – количество команд; (n-1) – число игр, которое должна провести каждая команда; 2 – показатель того, что одна игра засчитывается двум командам.

В спортивных играх важное значение имеет место проведения встреч: на своем поле или поле соперника. Календарь может составляться с учетом этого, требования – с чередованием полей или без чередования полей.

Способ с чередованием полей. По таблице определяют, какие номера команд встречаются между собой в каждый день соревнований. Команда, номер которой указан первым, играет на своем поле. Если число команд-участниц нечетное, то команда, рядом с номером которой указан номер в скобках (он обозначает недостающую команду), в данный день свободна от игр.

Таблицу для любого числа команд можно составить самостоятельно (рис. 3).

Рис. 3. Составление календаря игр с чередованием полей

Число играющих команд делят пополам и пишут столбиками цифры, начиная со второй половины, причем если число команд-участниц нечетное, то на 2 делят очередную четную цифру.

Например, играют 7 команд. Следующую за 7-й четную цифру 8 делят на 2 и пишут столбиками цифры, начиная со второй половины, т. е. с 5:

При четном числе команд-участниц последнюю цифру не пишут. Рядом с написанным таким образом столбцом цифр проводят вертикальную линию и под ней пишут цифру 1, а в столбике (снизу вверх) – следующие по порядку цифры 2, 3, 4. Вновь проводят вертикальную линию и над ней пишут очередную цифру (в данном случае – 5) и т. д., помещая очередную цифру то под линией, то над ней и так до тех пор, пока не возникает необходимость поставить цифру 1 над линией.

Цифры, которые окажутся под и над линиями, при нечетном числе команд-участниц показывают номера команд, свободных в данный игровой день от выступлений. Если число команд-участниц четное, эти цифры образуют с последней четной одну из пар данного игрового дня. Например: 1–8,8-5,2–8,8-6 и т. д.

Цифры, расположенные по обе стороны каждой линии, показывают номера игровых пар; причем цифры справа от линии обозначают номера команд, играющих на своих площадках, а цифры слева – номера команд, играющих на полях соперников.

Цифры под линиями также обозначают команды, играющие на своих полях; цифры над линиями – команды, играющие на полях соперников. Каждая пара соседних столбиков образует очередной игровой день.

Читайте также:  Способ совершения административного правонарушения отражает его объект

Способ без чередования полей применяется, когда соревнования проводятся на одних и тех же сооружениях. Таблица составляется для четного количества команд, при нечетном последнюю «четную» цифру заменяет ноль.

Все участвующие команды делятся на два столбца пополам: первая половина записывается сверху вниз, вторая снизу вверх. Номера попарно составляют первый игровой день. Для определения последующих дней и пар производят передвижение номеров против часовой стрелки, оставляя первый номер на месте. Может быть два варианта расположения номеров (рис. 4).

При нечетном количестве команд, например 5, вместо номера 6 проставляется 0 – команда в этой паре не играет (выходная).

При большом количестве команд и ограниченном времени соревнования проводятся в два этапа: предварительные и финальные игры. Например, 18 команд делятся на три подгруппы по 6 команд. Занявшие 1-2-е место в подгруппах образуют финальную группу, где разыгрываются 1-6-е место. Занявшие 3-е и 4-е места разыгрывают 7-12-е места и занявшие 5-6-е место разыгрывают места с 13-го по 18-е. Можно разделить на 6 подгрупп по 3 команды. Занявшие первые места разыгрывают места с 1-го по 6-е, вторые – с 7-го по 12-е, третьи места – с 13-го по 18-е. Результаты предварительных игр засчитываются в финале.

Для участия в финале жеребьевка проводится таким образом, что в первый игровой день включаются в пары сыгравшие команды в предварительных играх и этот день считается сыгранным. Все последующие дни календаря составляются по описанным выше способам с учетом номеров, полученных при жеребьевке. По этому принципу составляются финальные группы для определения последующих мест.

Для распределения команд по подгруппам, примерно равных по силам, применяют способ «рассеивания»: по жребию или «змейкой» с учетом результатов предыдущих соревнований (прошлогодних и др.).

Рассеивание жребием, например, на три подгруппы: 1, 2 и 3 места рассеиваются жребием по этим подгруппам, затем так же 4, 5 и 6 места и т. д. Для всех остальных проводится общая жеребьевка.

Рассеивание змейкой производится следующим образом: на основании занятых мест на предыдущих (прошлогодних), например 8 команд на две и три подгруппы (рис. 5).

В спортивных играх результаты соревнований определяются по сумме набранных очков в соответствии с оценочными шкалами: начисление очков за победу, ничью (в играх, где это возможно), поражение и неявку на соревнование. При наличии ничьих возможны варианты: первый – за победу – 3 очка, ничью – 2, поражение -1 и неявка – 0; второй – за победу -2, ничью – 1, поражение и неявка – 0. В играх, где ничьих не может быть: за победу – 2 очка, поражение – 1 и неявка – 0.

В спортивных играх проводятся соревнования, в которых участвует несколько команд («клубный зачет») – две и больше, например студенческих; детско-юношеских – несколько возрастных групп; взрослых и детско-юношеских и т. п. Победителем считается коллектив, в сумме набравший большее количество очков. Возможен при этом зачет по каждой категории команд в отдельности.

При клубном зачете старшие (по возрасту, уровню подготовленности) получают большее количество очков, например, при четырех командах первая за победу получает 4 очка, вторая – 3, третья – 2 и четвертая -1. Возможен вариант, когда команды разделяют 2 очка, при четырех командах это 8, 6, 4 и 2. За ничьи начисляется половина очков, в первом случае 2; 1,5; 1,0; 0,5 очка соответственно. За поражение и неявку команда не получает очков (0).

Варианты начисления очков могут использоваться, например, для стимулирования подготовки юных спортсменов, в этом случае за победу детско-юношеским командам начисляется столько же очков, сколько взрослым и т. п.

Для учета результатов соревнований по круговому способу применяется таблица, в которой отражается вся необходимая информация с учетом специфики спортивной игры (рис. 6).

Рис. 6. Сетка учета результатов при круговом способе.

При проведении соревнований в два круга каждая клетка делится горизонтальной линией на две части. В клетках отражаются результат встречи двух команд и положенные очки, первым проставляется результат команды, которой «принадлежит» клетка. Например, команда 1 выиграла у команды 2 со счетом 3:1 (в футболе), ей записывается результат 3:1 и 2 очка, а сопернику записывают 1:3 и 0 очков. При проведении соревнований с клубным зачетом в соответствующих клетках проставляются аналогичным порядком результаты всех команд.

Способ с выбыванием

При проведении соревнований способом с выбыванием каждая команда выбывает после первого (второго) проигрыша.

Составляя расписание игр и таблицы соревнований, порядковый номер команды в таблице определяют жеребьевкой. Если число участвующих команд удваивается (4,8,16,32 и т. д.), то названия команд располагают в таблице сверху вниз в порядке, определенным жребием. Первая команда играет со второй, третья – с четвертой и т. д. В игру вступают все команды-участницы (рис. 7, 8).

Рис. 7. Схема встреч для 8 каманд

Рис. 8. Схема встреч для 11 команд

Победители первого этапа играют между собой (также попарно) в порядке сверху вниз. Этап, в котором встречаются 8 команд, называют четвертьфиналом; этап встреч четырех команд – полуфиналом и, наконец, решающие матчи двух лучших команд – финалом. Команда, выигравшая финальную встречу, становится победительницей соревнований.

Число команд, вступающих в соревнование со второго этапа, их расстановка в верхней и нижней половинах таблицы, а также число команд, играющих в первом этапе, приведены в таблице 1.

Таблица 1. Расчет числа команд по способу с выбыванием после одного поражения

При проведении жеребьевки применяют рассеивание наиболее сильных команд по верхней и нижней половинам сетки, чтобы они не встретились вначале соревнований (например, двум сильнейшим командам по жребию определяют первый и последний номера таблицы).

В первый день соревнований игры проводятся на поле с нечетными номерами, во второй на поле соперника или по жребию, если предыдущие игры они провели на своем или «чужом» поле. Место финальной игры определяется положением о соревновании.

Календарь игр по способу выбывания после второго положения состоит из основной и дополнительной сеток (рис. 9).

Рис. 9. Календарь игр по способу выбывания после двух поражений (команд)

Команды, получившие одно поражение, продолжают играть по дополнительной сетке до второго поражения. Количество игровых дней и игр увеличивается в два раза; если в финальной игре победит команда из дополнительной сетки, то финал проводится повторно.

Таблицей учета результатов при проведении соревнований по способу выбывания служат сетки с наименованием команд согласно жеребьевке и проставлением результата встреч (см. рис. 6–8).

Способ с выбыванием выявляет одного победителя, занявшего первое место, все остальные выбывают как проигравшие. С определенной долей условности можно определить и последующие места при помощи дополнительных игр, как это показано на рисунке 10.

Комбинированный (смешанный) способ розыгрыша.

Этот способ основан на сочетании кругового способа и способа с выбыванием. При смешанном способе одна часть соревнования -предварительная или заключительная – проводится по круговому способу, другая по способу с выбыванием. Этот способ позволяет в относительно небольшой срок провести соревнования с участием большого количества команд.

Читайте также:  Рисование елки нетрадиционным способом рисования

Возможны несколько вариантов смешанного способа.

Первый вариант: команды делятся на две подгруппы, в которых игры проводятся по круговому способу (предварительная часть), затем в заключительной части проводятся стыковые игры, где определяются 1–2, 3–4, 5–6 и 7-8-е места.

Рис. 10. Определение мест по основной и дополнительной сеткам способа с выбыванием

Второй вариант: команды делятся на 4 подгруппы по 4 и более команд, предварительная часть проводится по способу выбывания, заключительная – по круговому способу для четырех команд, занявших первое место в подгруппах.

Третий вариант: предварительная часть в четырех подгруппах проводится по круговому способу, заключительная часть для четырех победителей – по способу с выбыванием.

Контрольные вопросы и задания

1. Какова специфика соревновательной деятельности в спортивных играх?

2. Какова структура соревновательной деятельности в спортивных играх (основные компоненты)?

3. Назовите факторы, определяющие эффективность соревновательной деятельности в спортивных играх.

4. Каково положение о соревнованиях по спортивным играм?

5. Назовите способы проведения соревнования (розыгрыша).

6. Как составлять календарь игр для различного количества команд (круговой способ и с выбыванием после поражения)?

Глава 3. Основы обучения технике, тактике, игровой и соревновательной деятельности

3.1. Основы теории обучения навыкам игры в спортивных играх

Обучение в единстве с воспитанием составляют основу образовательного процесса в любой области, в том числе в физическом воспитании и спорте.

3.1.1. Характеристика обучения

Обучение – организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс совместной деятельности обучающего и обучаемого с целью формирования познавательной деятельности, элементов мировоззрения, будущей профессиональной, учебной или спортивной деятельности, овладения знаниями, умениями и навыками. В этом процессе обучающий (педагог, тренер) и обучаемый (учащийся, студент, спортсмен) – субъекты обучения. В процессе четко выделены два вида деятельности: преподавание и учение (рис. 11).

Рис. 11. Цель и результат обучения как системы – формирование системного комплекта знаний, технико-тактических умений и навыков любой категории обучаемых

Преподавание – деятельность обучающего по отбору знаний, умений, навыков, необходимой информации и управлению процессом их усвоения обучаемым. Учение – деятельность обучаемого по усвоению учебной информации, знаний, умений и навыков.

Отличительная черта обучения в физическом воспитании состоит в том, что предметом обучения здесь служат двигательные действия и качества как средства физического совершенствования человека, воздействия на его психику и волевую сферу. Двигательное действие – это целенаправленное проявление человеком двигательной активности, с помощью которой решаются двигательные задачи.

В спорте предметом обучения являются приемы ведения соревновательного противоборства – спортивная техника и тактика; в спортивных играх это технические приемы игры и тактические действия. Техника приема игры – это способ выполнения приема игры, при котором наиболее эффективно достигается решение двигательной задачи (рациональная техника). Под структурой приема игры понимают упорядоченный состав взаимосвязанных частей целостного двигательного акта, систему, ориентированную на успешное решение двигательной задачи. При анализе техники движений выделяют кинематическую (пространственную, временную и пространственно-временную), динамическую (силовую) и ритмическую или координационную структуру движений. Эти вопросы изучает биомеханика. Тактические действия служат формой организации соревновательного противоборства спортсмена и максимальной реализации в нем технических приемов.

В процессе обучения решаются образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи.

Образовательные задачи проявляются в следующих особенностях.

Первая. Главным в процессе овладения технико-тактическим содержанием служит активная двигательная деятельность, связанная с расходованием потенциальных сил, что требует учета закономерностей работоспособности человека, которая зависит от различных факторов: наследственных, приобретенных в процессе жизни и способов регулирования деятельности в конкретных условиях. Спорт является моделью для изучения резервных возможностей человека в экстремальных условиях. Все это требует системы знаний возможностей человеческого организма, возрастных особенностей занимающегося.

Вторая. Формирование системы двигательных навыков (в спортивных играх – комплекс взаимосвязанных технических приемов и тактических действий). Такая система определяет характер и уровень физической подготовленности человека. Она выбирается в зависимости от задач и направленности физического воспитания, например, в учреждениях общего и профессионального образования. В спортивных играх это отражает уровень спортивного мастерства занимающихся.

Третья. Связь с развитием комплекса физических качеств: во-первых, формирование двигательных навыков, техники приемов игры неразрывно связано с развитием физических качеств – в процессе их выполнения проявляются, востребуются качества; во-вторых, освоение приема игры происходит успешнее при направленном развитии специфичных для него качеств; в-третьих, развитие специальных качеств будет более эффективным при одновременном развитии других качеств.

Воспитательные задачи. В процессе обучения решается комплекс воспитательных задач. Воспитывающее воздействие физкультурно-спортивных занятий полностью зависит от качества обучения, от социально значимых целевых установок, без этого занятия положительной педагогической ценности не имеют. Обучающий постоянно должен держать в поле зрения весь комплекс воспитательных задач. Специфика обучения в физическом воспитании накладывает отпечаток на методику решения воспитательных задач через свою специфику: воспитание привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями (физическая активность, здоровый стиль жизни); воспитание мужества и умения преодолевать физические трудности (риск, максимальные физические и психические напряжения); воспитание гигиенических навыков и умений; воспитание правильных взаимоотношений среди обучаемых в процессе совместного выполнения технико-тактических действии; воспитание самостоятельности в игровой и соревновательной деятельности, ответственности за свои действия. Решение задач протекает в условиях активного специфического контакта обучающего с обучаемыми.

Оздоровительные задачи. Обучение в физическом воспитании и спорте связано с интенсивным воздействием на все функции организма обучаемых. Это выдвигает обязательное условие: не нанести ущерба здоровью обучаемых. Это относится ко всему комплексу средств физического воспитания и спорта, к содержанию и методике обучения, организации процесса обучения в спортивных играх.

Содержание учебного материала и нагрузки дифференцируются по возрасту, полу и подготовленности с учетом медицинских показателей. Соответственно подготавливаются места, оборудование, инвентарь и экипировка обучаемых и обучающего для занятий.

Для обучения в физическом воспитании и спорте характерно обязательное наличие медицинского контроля (врачебно-педагогического), соблюдение установленных гигиенических норм (врачебно-физкультурные диспансеры, медперсонал на спортивных соревнованиях и т. п.).

Эффективность обучения в спортивных играх во многом зависит от соблюдения принципов обучения – основных теоретико-практических положений, отражающих общие научно-педагогические, физиологические и психологические закономерности деятельности человека применительно к специфике физического воспитания и спорта, к особенностям обучения технико-тактическим действиям и развития физических качеств. Это принципы сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации, систематичности, постепенности. Суть каждого принципа выражается кратко в следующих положениях.

Принцип сознательности и активности «предписывает»:

• Формировать у обучаемых осмысленное отношение и устойчивый интерес (цели ближние и отдаленные в жизни и спорте, воздействие спортивных игр на организм, их прикладное значение, структура техники, тактики и т. д.).

• Стимулировать сознательный анализ (самоанализ), самоконтроль (изменения в организме) и рациональное использование сил при выполнении физических упражнений (обратная связь – срочная и отставленная информация, наблюдение, анализ ошибок, действие).

• Воспитывать инициативность, самостоятельность и творческое отношение к заданиям. Сочетание руководящей, направляющей роли обучающего и самонаправленной активности обучаемых.

Здесь представлен ознакомительный фрагмент книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста (ограничение правообладателя). Если книга вам понравилась, полный текст можно получить на сайте нашего партнера.

Источник

Оцените статью
Разные способы