Круговая форма организации деятельности школьников
план-конспект урока по физкультуре (4 класс) на тему
Круговая форма организации деятельности школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_sayt_erik_1.docx | 18.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Круговая форма организации деятельности школьников
Основная форма организации систематических занятий по физическому воспитанию в школе — урок физической культуры. Он в первую очередь определяет уровень всей спортивно-оздоровительной работы. В ходе урока физической культуры преподаватель призван не только учить школьников технике выполнения двигательных действий или упражнений, но и развивать у них физические качества, формировать умение самостоятельно заниматься физкультурой и спортом.
Как показывает практика, важную роль в повышении эффективности урока физической культуры играет не фронтальная (общегрупповая) организация учащихся, не звеньевая (групповая), а круговая форма организации занимающихся. Она характеризуется тем, что каждый ученик в составе небольшой группы выполняет заданное количество разных упражнений, последовательно переходя по кругу к специально подготовленным для этих упражнений местам.
Основу урока физической культуры с круговой формой организации деятельности составляет серийное повторение упражнений, подобранных и объединенных в комплекс. Большинство из них имеет относительно локальный, или региональный, характер, т. е. воздействует преимущественно на определенную мышечную группу. В круговой тренировке обязательно используются упражнения для рук, плечевого пояса, ног, брюшного пресса и спины.
Работая со школьниками I класса, провожу все уроки на открытом воздухе. Я впервые воспользовался круговой формой организации первоклассников. На спортивной площадке использовал конструкции и оборудование, установленные шефами. В дождливую и холодную погоду уроки проходят в комплексе, сохраняя круговую форму организации учащихся. Но и в том и другом случае школьники переходят от одного места занятия к другому по замкнутой цепи.
Круговую форму организации учащихся использую в основной части урока. После бега, ходьбы и общеразвивающих упражнений делю класс на 8 отделений и распределяю их соответственно на 8 подготовленных мест занятий. В каждом отделении получается по 3—4 человека. Смена мест занятий происходит через 2— 3 мин. Таким образом, на выполнение комплекса упражнений уходит 16—20 мин.
Примерный комплекс упражнений на уроках физической культуры для проведения в комплксе.
Оборудование и инвентарь: 3 гимнастических мата, 2 гимнастические скамейки, 1 гриф от детской штанги (7,5 кг) и стулья.
1- е место. Упражнение на ловкость и координацию движений.
Использую 6 стульев, установленных на двух гимнастических матах, близко друг к другу.
Проползание в «туннеле». Школьники по одному проползают под стульями, не задевая их. 3 раза.
2- е место. Упражнения для укрепления мышц брюшного пресса. Использую 2 стула, установленных рядом.
И. п. — сесть на край одного из стульев, руки за голову. Один из товарищей фиксирует ноги. Наклон назад, до положения лежа на другом стуле и переход в и. п. 3 раза по 3 подхода.
3- место. Упражнение для укрепления мышц рук и плечевого пояса.
И. п. — упор лежа на краю сцены. Сгибание и разгибание рук. 5 раз по 3 подхода.
4- е место. Упражнения для укрепления мышц спины.
И. п. — лечь животом на стул, руки за головой. Один из товарищей фиксирует ноги. Поднимание туловища вверх-назад. 3 раза по 3 подхода.
5- е место. Упражнения для укрепления мышц рук и плечевого пояса.
Подтягивание лежа на животе по горизонтальной скамейке. 3 раза по 3 подхода.
6- е место. Акробатические упражнения.
Перекаты в группировке. Работаю с отделением сам.
7- е место. Упражнение для укрепления мышц ног.
На двух стульях, стоящих один от другого на расстоянии 1 м, лежит гриф.
И. п. — школьник подходит к месту, приседает, кладет гриф на плечи, поддерживая его руками, встает. Делает шаг вперед, выполняет 3 приседания и кладет гриф на стулья. 3 раза по 3 подхода.
8- е место. Упражнения в равновесии.
Ходьба по рейке гимнастической скамейки.
1-е прохождение — руки в стороны, 2-е — руки вперед, 3-е — руки за голову, 4-е — приставными шагами, левым боком, руки на пояс,
5- е — приставными шагами, правым боком, руки на пояс.
Примерный комплекс упражнений на уроках физической культуры, используемый на откры¬том воздухе.
Оборудование и инвентарь: конструкции гимнастического городка, 1 удлиненная скакалка, 4 сшитых малых мяча.
1- е место. Прыжки через длинную скакалку. Провожу занятие сам.
2- е место. Упражнение для укрепления мышц брюшного пресса.
3- е место. Отжимание в упоре.
4- е место. И. п. — вис на гимнастической стенке.
Поднимание согнутых в коленях ног.
5- е место. Перелезание через гимнастическую стенку.
6- е место. Упражнения для укрепления мышц спины.
7- е место. Броски малого мяча в цель.
8- е место. Упражнения для укрепления мышц рук и плечевого пояса.
Предложенные комплексы упражнений способствуют общему гармоническому развитию опорно-двигательного аппарата и двигательных качеств.
На семи местах школьники занимаются самостоятельно, выполняя несложные упражнения. Более сложным, таким, как акробатические упражнения или прыжки через длинную скакалку, обучаю сам. Наличие в отделении
3— 4 человек позволяет в спокойной обстановке ознакомить их с упражнением или двигательным действием, разучить и совершенствовать его, указать им на «хитрости» в движении, дифференцированно подбирать нагрузки и методы обучения. А это способствует пониманию и усвоению школьниками изучаемого материала.
Упражнения и их выполнение, дозировка приведена примерная. Через несколько уроков я их видоизменяю или даю другой темп и ритм выполнения.
Помимо развития физических качеств и обучения двигательным действиям, круговая форма организации деятельности школьников дает возможность обучать строевым упражнениям (построение в шеренгу, выполнение команд: «Направо!», «Налево!», «Шагом — марш!», «Класс, смирно!»).
На первых уроках могут возникнуть определенные трудности в организации урока по круговой форме. Связаны они с тем, что каждое упражнение следует показать, рассказать об исходном положении и о правилах выполнения и т. д., а учащимся приходится слушать и какое-то время ждать. Но это только на одном- двух уроках, на последующих же ученики четко стараются выполнять предложенные упражнения.
Используемая круговая форма организации школьников обеспечивает большую плотность урока физической культуры, повышает двигательный объем на уроке и эффективность воспитания разнообразных физических качеств у детей семи лет. Такие уроки с элементами круговой тренировки обеспечивают более качественную подготовку школьников к выполнению требований учебной программы и норм комплекса ГТО.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Групповая работа как форма организации деятельности младших школьников
В статье раскрываются преимущества групповой формы работы, принципы формирования групп, численный состав группы, организация групповой работы, поведение учителя во время групповой работы. Описывается .
Влияние групповых форм организации деятельности на качество обучения в начальной школе
В статье рассматриваются групповые формы работы на уроке в начальных классах.
Статья «Формы организации деятельности волонтёров»
Статья «Формы организации деятельности волонтёров В ШКОЛЕ».
Формы внеурочной деятельности школьников: факультативы, кружки, проектная деятельность.
Внеурочная познавательная деятельность школьников может быть организована в форме факультативов, кружков познавательной направленности, проектной деятельности и т. п.
«Групповая работа как форма организации деятельности младших школьников»
«Групповая работа как форма организации деятельности младших школьников»До того как ребенок приходит в школу, ведущей деятельностью является игровая деятельность. Дошкольники практически всегда имеют .
Блоки-модули — форма организации деятельности детей в период адаптации к школе
Блоки-модули — форма организации деятельности детей в период адаптации к школе.
Источник
«Использование метода «круговой тренировки» на уроках физической культуры»
«Использование метода «круговой тренировки» на уроках физической культуры »
Для повышения эффективности развития физических качеств у детей среднего школьного возраста используется урок физической культуры. Мною предлагается следующий способ организации: в течение всего учебного года на уроках физической культуры два раза в неделю с седьмого по девятый класс использовать специализированный комплекс «круговая тренировка» на основе кругового метода, который можно дополнять игровым методом. В структуре урока основная часть делится на:
· Упражнения предусмотренные темой программы(легкая атлетика, спортивные игры, гимнастика, лыжная подготовка)
· Специализированные упражнения для развития физических качеств (сила, скорость, выносливость, гибкость, координация)
В рабочую программу вносятся соответствующие изменения.
Круговой метод (тренировка)- это организационно — методическая форма работы, предусматривающая поточное, последовательное выполнение специально подобранного комплекса физических упражнений. Применяется для развития или совершенствования физических качеств. Намечается несколько станций на которых занимающийся выполняет задания (упражнения), переходя от одной станции к другой он движется по кругу, возвращаясь на исходную точку, таким образом закончив серию.
Существует несколько разновидностей кругового метода:
1. Метод непрерывного упражнения. Занимающийся проходит несколько кругов непрерывно.
2. Метод экстенсивного интервального упражнения.
3. Метод интенсивного интервального упражнения.
4. Метод повторного упражнения.
Применение кругового метода требует тщательной подготовки: определяется несколько мест (станции) с учетом имеющегося инвентаря и задач, решаемых на уроке. В начале урока проводится разминка, затем ученики делятся на группы и распределяются по станциям. Целесообразно предварительно провести общий инструктаж. В целях экономии времени целесообразно на станциях разместить учебные карточки (рисунки) с упражнениями данной станции и режимом действий. Учитель контролирует выполнение заданий всех групп, находясь около станции с самым сложным упражнением, та где возможно понадобится его помощь. При выполнении задания , по команде учителя занимающиеся переходят на следующую станцию, пока не замкнут круг. Для прироста результатов необходимо постепенное увеличение нагрузки от занятия к занятию: увеличивать количество повторений, вес отягощений, скорость выполнения, количество станций в круге, количество кругов.
Первый вариант : упражнения (для развития силы) проводятся по кругу для развития силы мышц различных частей тела с использованием одновременно всех четырех методов развития силы. (общее развитие силы)
Примерный комплекс прилагается (Приложение №1)
Второй вариант. Упражнения проводятся по кругу для развития силы одних и тех же групп мышц и на каждом станции используется только один метод (проработка отдельных групп мышц)
Примерный комплекс прилагается (Приложение №1)
2. Организация «круговой тренировки» на уроках физической культуры по различным темам.
Специализированный комплекс «круговой тренировки» очень хорошо вписывается в уроки физической культуры, демонстрируя свои преимущества:
· Возможность одновременно и самостоятельно заниматься всему классу.
· Возможность использовать спортивный инвентарь и оборудование группой, то есть в небольшом количестве.
· Возможность проводить урок на небольшой площади спортивного или малого зала, это особенно актуально при одновременном занятии 2-4 классов.
Время на проведение «круговой тренировки» зависит от решаемых на уроке задач и занимает от 10 до 20 минут. За это время на уроке создается большая моторная плотность.
В зависимости от поставленных на уроке задач, «круговая тренировка» может проводиться в подготовительной, в основной или в заключительной части урока.
· В подготовительной части «круговая тренировка» может носить разминочный или подготовительный к основной части характер.
· В основной части «круговая тренировка» наиболее эффективно развивает основные физические качества. Общеразвивающие комплексы можно использовать для развития одного качества (сила, выносливость, гибкость, скорость, координация) или сочетать с упражнениями основной темы урока.
· В заключительной части урока «круговая тренировка» планируется для повышения плотности урока. Так же для совершенствования, закрепления и повторения изученного материала.
«Круговая тренировка» гармонично включается в программу по легкой атлетике, лыжной подготовке, спортивным играм и по гимнастике. Повышая эффективность развития физических качеств на уроке.
2.1. Уроки гимнастики
Специализированный комплекс «круговая тренировка» очень хорошо вписывается в школьную программу гимнастика, демонстрируя свои преимущества. Так как на уроках гимнастики необходимо не только формировать навыки выполнения различных упражнений, но и развивать физические качества. Выполнение заданий на станциях повышает моторную плотность урока. В комплексы «круговой тренировки» необходимо подбирать упражнения на развитие частей тела предусмотренных программным материалом темы «Гимнастика и акробатика». Особое внимание обратить на развитие мышц плечевого пояса, рук, живота, спины, на развитие гибкости и тренировку вестибулярного аппарата.
Определяя станции необходимо чередовать гимнастические станции и общеразвивающие.
При этом следует соблюдать основные принципы: от простого к сложному, от меньших нагрузок к большим, постепенность наращивания и регулярность тренировок. Можно использовать в последовательности тренировку мышц антагонистов, чередовать нагрузку на одни мышцы, активным отдыхом других (тренировка бицепса и трицепса, мышц сгибателя и разгибателя ног)
На уроках гимнастики важно контролировать дозировку силовых нагрузок, так как организм девочек не рассчитан на большие силовые нагрузки. Им стоит предлагать в большей степени ритмические аэробные упражнения.
Примерный комплекс «круговой тренировки» на уроках гимнастики (Приложение №2)
2.2. Уроки спортивных игр (баскетбол)
Специальный комплекс «круговой тренировки» на уроках спортивных игр может быть очень разнообразен и зависит от того, какая игра изучается на данном уроке. Учитель определяет оптимальное количество станций и задания, выполняя которые ученики отрабатывают технические приемы и развивают физические качества. Возможно, расположить станции так, что бы задания чередовались. На одной станции учащиеся отрабатывают игровые технические действия, на следующей развивают физическое качество, затем опять игровая станция и так далее. Например, для развития силовых качеств можно использовать комплекс на разных станциях для развития мышц антагонистов. При выполнении игровых технических действий учителю необходимо контролировать правильность выполнения упражнений. Также нагрузка на общеразвивающих станциях должна быть рассчитана заранее и не быть слишком утомительной, иначе будет теряться качество выполнения игровых действий. Соотношение станций с развитием физических качеств со станциями игровой направленности составляет 1:3. И обязательно корректировать задания в зависимости от половой принадлежности и физической подготовленности ребенка.
Примерный комплекс «круговой гимнастики» на уроках по баскетболу (Приложение №2)
2.3. Уроки легкой атлетики
Специализированные комплексы «круговой тренировки» решает большое количество задач. В приоритете это развитие основных физических качеств (быстрота, выносливость, сила, скоростно-силовые качества) Выполняя задания, учащиеся готовятся к сдаче нормативов и тестов. На уроках легкой атлетики большое значение имеет дозировка физических нагрузок. Необходимо распределять нагрузку с учетом физических способностей ребенка и девочкам предлагать меньшую нагрузку. Важно распределить задания на станциях так, что бы развивались различные качества. Повысит мотивацию выполнения заданий использование соревновательного и игрового методов.
Примерный комплекс упражнений для «круговой тренировки» на уроках по легкой атлетике (школьный стадион) (Приложение №2)
2.4. Уроки лыжной подготовки
Уроки по лыжной подготовке методом «круговой тренировки» имеют свою специфику. Учителю необходимо составить четкий план действий, распределить и обозначить станции. Заранее подготовить станции на местности. В помещении школы дать задания и определить действия учащихся. Важно напомнить учащимся правила техники безопасности и правила поведения на улице.
При проведении урока контролировать правильность выполнения заданий и очередность перемещения от станции к станции. Дозировать нагрузку.
Примерный комплекс упражнений для «круговой тренировки» на уроках по лыжной подготовке (Приложение №2)
3. Педагогический контроль за физической подготовленностью учащихся (тестирование)
Тестирование проводится в течение учебного года с целью контроля уровня физической подготовленности учащихся на разных этапах обучения. Оно проводится в начале и в конце учебного года в рамках урока, с целью выявления динамики физического развития учащихся и с целью более правильного распределения нагрузки на уроках. При оценке физической подготовленности приоритетным показателем является темп прироста результатов. Задание учителя по улучшению показателей физической подготовленности (темп прироста) должны представлять определенную трудность для каждого учащегося, но быть реально выполнимыми. Систематическая оценка уровня развития физических качеств детей позволяет планомерно вести работу с физически слабыми учениками, своевременно вовлекать этих детей в группы ОФП. А ученикам с хорошей физической подготовкой ориентировать на занятия в секциях по различным видам спорта и участие в соревнованиях различных уровней
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Источник