- Критические ситуации и внешнее рефлексивное управление
- Управление эмоциями в конфликте — Психология жизни
- Необходимость управления стрессами
- Причины стресса в организации
- Переходим к делу: эффективное управление стрессом
- Задача первая – снижение уровня стрессовой ситуации
- Как побороть стресс
- Задача вторая – работа с психическими состояниями
- Задача третья – самовосстановление
- Что может предпринять руководитель
- Что может предпринять сотрудник
- Первые шаги: учимся стрессоустойчивости
Критические ситуации и внешнее рефлексивное управление
Рубеж XX-XXI века знаменуется особым вниманием мыслящего человечества к разнообразным критическим ситуациям [48] . Причины его достаточно очевидны. Это многочисленные, долго не затихающие конфликты и угрозы новой мировой войны, экологические проблемы и разного рода катастрофы, научно-техническая революция и социально-экономические преобразования общества.
Проблемы рефлексивного управления в контексте указанных причин, порождающих критические ситуации, являются фундаментальными, требующими специального философского осмысления и разрешения.
Естественно, прежде чем приступить к рассмотрению проблем рефлексивного управления критическими ситуациями и роли философской рефлексии в этом деле, важно проанализировать и оценить соответствующие достижения. Поскольку именно в философском аспекте эти проблемы здесь рассматриваются впервые, нужно учесть достижения тех исследований, которые прямо или косвенно касаются управления критическими ситуациями вообще. Их фон и общие методологические недостатки определяют новизну и значение предлагаемого подхода.
Природа всех методологических проблем управления критическими ситуациями обусловлена, в первую очередь, реальными, объективными обстоятельствами человеческой жизнедеятельности. Отсюда возникает вопрос: что собой представляют эти критические ситуации? Ответ на него является далеко нетривиальным.
В литературе, в быту и практической деятельности к критическим ситуациям относятся:
— трудные ситуации; — конфликтные ситуации;
— чрезвычайные ситуации; — военные ситуации;
— катастрофические ситуации; — революционные ситуации;
— экстремальные ситуации; — драматические ситуации;
— аномальные ситуации; — спорные ситуации;
— аварийные ситуации; — конкурентные ситуации
— парадоксальные ситуации; — стрессовые ситуации;
— нестабильные ситуации; — патовые ситуации;
-неструктурированные ситуации; — безвыходные ситуации;
— нестандартные ситуации; — тупиковые ситуации;
— нештатные ситуации; — ультимативные ситуации;
— крайние ситуации; — проблемные ситуации;
— кризисные ситуации; — ситуации риска;
— уникальные ситуации; — ситуации неопределенности;
— сложные ситуации; — пограничные ситуации;
— напряженные ситуации; — и др.
В литературе имеются также многочисленные попытки унификации этих ситуаций, т.е. их подведения, так сказать, под общий знаменатель [50] . Еще А.А. Богданов, например, исследовал их как формы кризисов [254, с. 208-257]. Современные авторы выявляют и другие основания такого единства. Так, В.Д. Рудашевский устанавливает связь между конфликтом, риском и неопределенностью в проблемных ситуациях [255].
С.А. Тохтабиев и О.С. Разумовский определяют их как экстремальные ситуации [256; 257, с. 40-41]. В.А. Гречанова вскрывает их обусловленность неопределенностью [258, с. 103-132]. Б.Н. Порфирьев исследует их как чрезвычайные [250, с. 31-43], Е.М. Бабосов — как катастрофические [259, с. 12-298] и т.д.
Проведенные исследования обнаруживают много общих свойств и взаимозависимостей между разными группами критических ситуаций. Вместе с тем, однако, выявляется и субъективная (рефлексивная) обусловленность такого многообразия. Оказывается, что любую из критических ситуаций можно рассматривать под разным углом зрения. Их сведение к экстремальным, конфликтным, чрезвычайным и прочее объясняется конкретными интересами исследователей. Таким образом, раскрывается многоаспектность всех критических ситуаций.
Анализ отдельных аспектов критических ситуаций выявляет их общие характеристики в разных областях и видах деятельности. Как следствие — они становятся предметом целого ряда специальных исследований. Разный уровень анализа конфликта, например по схеме А.Я. Анцупова, представляют:
— философия [260, с. 79].
Другим примером многоаспектности анализа критических ситуаций яв- ляяется исследование риска. “В настоящее время исследования по анализу риска, — отмечают А.И. Мечитов и С.Б. Ребрик, — вышли за рамки вопросов безопасности и надежности сложных технических систем (атомной энергетики, химического производства, авиации и т.п.) и стали охватывать практически все аспекты поведения и взаимодействия человека с окружающим миром” [261, с.
Многообразие и многоаспектность критических ситуаций порождает необходимость их целостного изучения. Такой подход реализуется в комплексных и системных исследованиях. В этой области современной науки выделяется ряд специализированных прикладных направлений: конфликтология, рискология, катастрофология, кризисология, акмеология и др., однако они не являются сформировавшимися дисциплинами и находятся в процессе становления. По многим основополагающим положениям указанных направлений не смолкают дискуссии. Так, в наиболее развитой среди них — конфликтологии — до сих пор нет единого понимания предмета исследования, не сформирован категориальный аппарат, классификации конфликтов нередко произвольные и т.д. [260].
Вместе с тем, выявляя общие характеристики определенных критических ситуаций (риск, конфликт и т.д.) в разных областях человеческой деятельности, специализированные комплексные и системные исследования вскрывают и их интегральные особенности. То, что является, например, риском, конфликтом и т.д. в одной области деятельности, в другой может и не являться. И наоборот. Именно здесь намечается рефлексивный выход на новый, более глубокий уровень их рассмотрения. Вполне очевидно, что он является философским [262, с. 54-55].
Философское осмысление критических ситуаций оказывается необходимым в силу всеобщей диалектической противоречивости, которая лежит в их основе [263; 264; 265, с. 171-188; 257, с. 40-41, 127; 258; 266; 250, с. 730; 267, с. 158]. Причем эта противоречивость обнаруживается здесь непосредственно [268; 258] — во взаимодействии субъекта с объектом, во взаимодействии субъектных и объектных факторов [257, с. 119; 258; 269, с. 1631, 69-78; 270, с. 65; 271 и др.]. Острота и напряженность критических ситуаций свидетельствует также об их особой значимости для субъекта, которая выражается в форме таких его эмоциональных переживаний, как стресс и фрустрации [272; 273, с. 51-52; 274, с. 117 и др.]. Поскольку в критических ситуациях наличествуют все признаки философских проблем, некоторые авторы называют их и философскими ситуациями [275, с.
Однако осмысление критических ситуаций в любом случае будет практически безрезультатным без определенного способа управленческого воздействия на них. В этом плане можно вести речь и о реализации философско-методологической рефлексии.
Конкретных способов управленческого воздействия на субъектные и объектные факторы различных критических ситуаций в литературе приводится немало. Среди них называются: предупредительные меры, разные виды профилактики и терапии, адаптация, локализация, нейтрализация, стабилизация, ликвидация, противодействие, урегулирование, выживание, самосохранение, изменение своей позиции и отношения, переоценка ценностей, защита, использование и т.д. Указанное многообразие неоднородно. Но его методологические основания в действительности сводятся к трем подходам: практическому, теоретическому и ценностному.
Практический подход в методологии управления критическими ситуациями является до сих пор доминирующим. Он характеризуется непосредственным обобщением реального человеческого опыта и представляется в разнообразной литературе — научно-популярной, учебной, в периодических изданиях, словарях, энциклопедиях и т.д. [216; 276-283 и др.], где, как правило, даются конкретные предписания, рекомендации, рецепты и деловые советы.
Методологическая база практического подхода расширяется непрерывно. Наряду с традиционными структурами и службами безопасности (армия, суд, прокуратура, медицинские учреждения, церковь и др.) существенный вклад в обогащение практического опыта управления критическими ситуациями вносят и вновь возникающие специальные службы разведки, спасения, страховые, посреднические организации и т.д.
Несомненным достоинством практического подхода в методологии управления критическими ситуациями является его фактуальная обоснованность. Однако присущий ему эмпиризм на деле оборачивается многочисленными ошибками и зависимостью от случайностей.
Теоретический подход в методологии управления критическими ситуациями достаточно хорошо представлен в научной литературе [284; 234; 250; 259; 285; 286 и др.].
Анализ критических ситуаций в этом плане нацелен на выявление их ти-
пологии и основных этапов развития, на вскрытие реальных причин и определение возможных стратегий действия. Иногда он дополняется прогнозом последствий.
Методологическая база этого подхода непрерывно расширяется за счет систематического включения теоретических достижений из разных областей научного знания. Ему способствует также компьютеризация и современная вычислительная техника.
Теоретический подход значительно увеличивает возможности внешнего управления критическими ситуациями. Вместе с тем его результаты нередко оказываются довольно абстрактными и оторванными от реалий [287; 288].
Ценностный подход в методологии управления критическими ситуациями стал интенсивно развиваться лишь в последние годы. Он представляется в основном в гуманитарно ориентированной литературе, в частности в психологической [289; 194; 290; 291 и др.]. При данном подходе к критическим ситуациям речь идет об управлении их субъективными факторами: изменении позиции субъекта и его отношения к объективным условиям, переживании, переосмыслении и переоценке ценностей, смене ориентиров, приоритетов и т.д.
Значимость ценностного подхода к критическим ситуациям непрерывно возрастает за счет повышения в современной управленческой деятельности роли культуры.
Ценностный подход существенно увеличивает возможности самоуправления в критических ситуациях. В этом заключается его главное достоинство. Однако он нередко сопровождается недооценкой или переоценкой субъектом своих собственных сил и возможностей, что ведет его к отчуждению от бытия или в мир грез и утопий.
Потребность в обобщении методологического потенциала трех выделенных подходов, а также в освобождении от определенных методологических недостатков ставит на повестку дня проблему их фундаментального единства.
Поиск такого единства осуществляется разными способами: путем сочетания теоретического и практического подхода [292], теоретического и ценностного [51] , ценностного и практического [52] . Имеются также попытки сочетания всех трех подходов. Такие попытки можно найти, например, в ра- ботах Ф.Е. Василюка, В.В. Авдеева, Ю. Меля, А.П. Корнилова и других [272, с. 27-37; 294; 295; 296, с. 3-60; 297; 298; 299]. Однако единство всех трех подходов в них ограничивается составляющими формирования психологической установки субъекта [53] .
Именно в органическом синтезе практического, теоретического и ценностного подхода к критическим ситуациям, по мнению автора настоящей работы, и реализуется управленческое действие философской рефлексии. А основанием этого синтеза может быть рефлексивный механизм подготовки и принятия решений. В этой связи необходимо еще раз вернуться к разграничению понятий “самоуправление в критических ситуациях” и “внешнее по отношению к ним управление”.
Разграничение самоуправления и внешнего управления существенно для управленческой деятельности [54] . Как указывают многие исследователи, самоуправление в критических ситуациях затрудняется. Более того, в таких случаях оно часто оказывается просто невозможным [279, с. 3-4; 301; 275, с. 112-113; 302; 303; 304; 305 и др.]. Эта невозможность выражается в утрате субъектом механизма самоуправления и саморегуляции [273, с. 51-52; 306], в неподготовленности его сознания и нарушении самосознания [307, с. 71; 116; 259, с. 69, 268-269], в патологиях процесса подготовки и принятия решений [274, с. 159-160].
Теоретически и практически подтверждается: отмеченные недостатки самоуправления в критических ситуациях преодолеваются с помощью внешнего управления [308; 309, с. 27; 310 и др.]. Таким образом, на него в этих случаях возлагается ведущая роль. Вместе с тем к соотношению самоуправления и внешнего управления и тут нужно подходить диалектически, т.е. учитывать их единство, взаимосвязь и взаимную обусловленность [311313]. Задачей внешнего управления здесь оказывается восстановление самоуправления субъекта, находящегося в критической ситуации [314; 315, с. 116; 316, с. 201-240].
Роль философской рефлексии в плане внешнего управления критическими ситуациями заключается, очевидно, в восстановлении действия методологических основ самоуправления, в восстановлении функций рефлексивного механизма подготовки и принятия решений. Рефлексивный механизм подготовки и принятия решений является здесь своеобразной парадигмой, представляющей субъекту образец и формы должного поведения в конкретной критической ситуации.
Возможность управления различными критическими ситуациями людей привлекала всегда. Среди исследователей связанных с ними проблем есть немало известных. Современное значение в этой области имеют работы Ж. Кювье, К. Маркса, Ф. Энгельса, О. Шпенглера, В. Ленина, А. Богданова, Л. Шестова, П. Сорокина, З. Фрейда, Т. Куна, Ж.-П. Сартра, К. Ясперса, В. Франкла, Дж. Форрестера, И. Пригожина и других. С середины XX века возникают специальности и профессии по управлению конфликтами, кризисами, рисками и т.д. Однако общая методология управления критическими ситуациями пока не сформировалась.
В специальных исследованиях рефлексивных процессов и рефлексивного управления им уделили внимание: В.А. Лефевр, С.М. Вергазов, И.А. Горюнов, Г.И. Давыдова, Н.А. Деева, В.В. Дружинин, Ф.Е. Иванов, М.Д. Ионов, С.А. Комов, Д.С. Конторов, Е.В. Корецкая, В.А. Королев, С.А. Модестов, А.С. Нариньяна, А.К. Осницкая, В.Г. Поляков, О.А. Попова, А.Н. Сапрыкин, И.Н. Семенов, Т.А. Таран, Л.А.Терентьев, Н.В. Толмачева, Н.И. Турко, В.А. Филимонов, М.К. Яблоков и др. [4; 91; 167; 317-326].
Новый этап становления методологии управления критическими ситуациями наблюдается перед XXI столетием [272, с. 3-4, 44-56; 250, с. 31-80; 327 и др.]. Стала все чаще отмечаться и особая роль философской рефлексии в этом деле [90, с. 46-47, 55; 328, с. 14-15; 329 и др.]. Специальное рассмотрение действия философско-методологической рефлексии в управлении субъектом как фактором критической ситуации может быть полезным шагом на этом пути.
Источник
Управление эмоциями в конфликте — Психология жизни
Даже в организации с хорошо поставленным координированием и контролем нельзя избежать стрессовых ситуаций. Превышение уровня напряжения негативно сказывается на моральном состоянии персонала, психологическом климате в коллективе, страдают показатели трудовой деятельности. Для эффективной работы необходимо разрабатывать систему управления стрессами в менеджменте организации.
Необходимость управления стрессами
Что такое управление стрессами в организации? Это процесс, при котором осуществляется прямое воздействие на персонал с целью устранения негативных факторов. Во время процесса происходит адаптация человека к напряженным ситуациям, устраняются причины стресса. Важным моментом является обучение методам выхода из критического состояния.
Менеджмент организации должен работать со снижением стрессовых факторов по двум направлениям:
- управление напряжением на уровне всей структуры компании;
- выход из стресса отдельной личности.
Для чего необходимо снижать стрессовые факторы? Профессиональная деятельность усложняется с каждым годом, увеличивается темп работы, ее интенсивность, регулярно внедряются новые технологии. Все это приводит к тому, что специалисты и руководящий состав работают в режиме постоянного давления, обстоятельства накладывают ограничения со всех сторон. Постоянный психологический пресс приводит к снижению результативности. Не умея справляться со стрессовой нагрузкой, человек не придерживается стандартов качества, чаще берет больничные листы, уклоняется от выполнения задач.
На Западе уже давно вводятся специальные программы. Например, руководитель Лондонского метрополитена отправил высший менеджмент компании на многодневный тренинг управления стрессом. Спустя год был проведен анализ и вяснилось, что решение было продуктивным. Снизились затраты на оплату больничных листов, повысилась работоспособность, внедрились новые проекты, за реализацию которых уставшие прежде сотрудники не брались.
Для российского бизнеса управление стрессовыми состояниями пока в новинку, но многие руководители, в том числе менеджмент высшего звена, работают в этом направлении.
Наряду с конфликтами важную роль в жизни людей играют стрессы.
Стресс — это состояние психической напряженности, которая возникает в ситуациях, когда человеку либо трудно предположить, что произойдет в дальнейшем (например, ситуация дефицита времени), либо он сталкивается одновременно с таким большим числом событий или информации, что не в состоянии это оценить или принять решение. Стресс — это обязательный компонент человеческой деятельности.
В зависимости от вида и характера стрессы бывают физиологическими и психологическими.
возникают, когда происходит накопление критической массы усталости от стрессовых ситуаций — «синдром хронической усталости». Результаты таких стрессов — болезни (язва желудка, астма, мигрень, болезни сердца и т. д.).
делятся на информационные и эмоциональные. Информационные стрессы возникают в ситуации информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачами, не успевает принимать решения и т. д. Работа руководителя, его подчиненных в стрессовых ситуациях может привести к неправильному выполнению обязанностей. Руководителю важно заботиться о рациональной организации труда подчиненных, создании и укреплении морально-психологического климата в коллективе, что в значительной мере позволяет исключить стрессовые ситуации.
Эмоциональные стрессы появляются в ситуациях угрозы, опасности, обиды. Человек становится раздражительным, теряет аппетит, впадает в депрессию, понижается его интерес к общению.
Причинами стресса могут быть:
организационные факторы — перегрузка, недогрузка, несогласованность, низкое качество плановых заданий;
конфликт ролей, когда к работнику предъявляются противоречивые требования;
неопределенность ролей в будущем;
Стресс наряду с отрицательным может оказывать и положительное влияние. Положительное влияние состоит в том, что он способствует мобилизации усилий человека для выполнения работы.
Поскольку стрессы неизбежны, менеджер должен научиться управлять ими.
Управление стрессами —
это процесс целенаправленного воздействия на персонал организации с целью адаптации личности к стрессовой ситуации, устранения источников стресса и овладения методами их нейтрализации всем персоналом.
Есть два подхода к управлению стрессами:
внести изменения в менеджмент, чтобы устранить причины стрессов; для этого надо оценить способности, потребности, склонности работников, четко определить зону своих полномочий и ответственности, использовать двустороннюю коммуникацию и т. д.;
принять конкретные меры индивидуального характера, разрабатывать программы по нейтрализации стрессов (медитация, расслабление, психоанализ, диета, спорт и т. д.).
Одна из насущных задач современного менеджмента — поиск путей повышения стрессоустойчивости человека. Стрессоустойчивость менеджера — это его способность сознательно противостоять длительному стрессу. Известно, что при долгом пребывании в состоянии даже слабого стресса создается серьезная опасность для психического состояния менеджера и его здоровья.
Контрольные вопросы и задания
1.Сформулируйте понятие конфликта. Каковы его виды?
2.Какие этапы проходит конфликт в своем развитии?
3.Каковы функции конфликтов?
4.Как может быть разрешен конфликт?
5.Как менеджер может управлять стрессами?
Причины стресса в организации
Что является источником напряжения в компании и на производстве? Специалисты выделяют несколько причин:
- Менеджмент организации выстроен неэффективно. На всех уровнях встречается несогласованность заданий, полномочия не делегируются, сотрудники перезагружены либо не заняты. Перезагрузка отражается на эмоциональном самочувствии, в компании регулярно случаются авралы.
- Работникам предъявляются противоречивые требования, иногда задачи руководства выходят за пределы обязанностей сотрудников. Например, завхоз выполняет функции оператора или товароведа.
- Штатные инструкции не соблюдаются. Рабочие обязанности не определены, непонятно кому подчиняется работник, за что отвечает и какие у него права. Сотрудники не знакомы с должностными инструкциями.
- Рабочий процесс перенасыщен совещаниями, планерками, собраниями.
- Сотруднику внушается сильная ответственность при выполнении той или иной задачи, хотя сроки проекта расплывчаты, а выполнение работ организации нужно не на практике, а в теории.
- В компанию регулярно привносятся инновации, изменения, необходимо частое обучение сотрудников, повышение квалификации.
- Руководитель не умеет выстраивать отношения с подчиненными, в коллективе много недовольных властью. Руководитель и сотрудники находятся на разных полюсах и не понимают друг друга.
- Плохие отношения в коллективе. Персонал интригует, царит нездоровая конкуренция, коллектив разбит на враждующие группы, практикуется моббинг.
- Нестабильность компании, шаткое положение рабочих мест. Присутствует опасение о скором увольнении, сокращении заработной платы, ликвидации рабочего места.
- Отсутствие перспектив, невозможность продвинуться по карьерной лестнице.
- Личные трудности и-за постоянной загруженности, так называемое давление внешнего воздействия – семьи, близких родственников, нерешенных проблем со здоровьем.
Причины могут быть острыми, влиять на деятельность всей организации или затрагивать только отдельную личность. Иногда стресс мобилизует человека, он дает силы для достижения цели.
Критические ситуации в организации неизбежны, менеджмент стресса включает в себя методы для управления напряжением и перевода его в конструктивное русло. Это основные задачи управления стрессами в организации.
Переходим к делу: эффективное управление стрессом
Итак, прежде чем изучать технологии и методики управления стрессом на рабочем месте или учебе, есть важные вещи, которые нужно помнить всегда:
Не боимся его и не избегаем
Без него-родимого, без стресса жить невозможно – это естественная реакция организма на окружающую среду и вашу жизнь. Так что просто смиритесь, что он будет, будет всегда. А вот если пытаться постоянно избегать стресса, стараться жить как можно более спокойней и размеренней, тем сильнее будет его разрушительное влияние, когда он до вас таки доберется.
Преодолевая стресс каждый раз, вы и ваш организм прививаете себе навыки управления стрессом, а также борьбы с этим явлением.
Изучаем виды стрессов
Бывает конструктивный стресс, при котором из за большого количества скопленной неудовлетворенности происходит разрядка. Это хорошо, потому что позволяет решить проблему и вновь установить взаимопонимание с окружением. Грубо говоря – покричали и снова любим друг друга с прежней (а то и большей) силой.
При деструктивном стрессе отношения могут только ухудшиться или даже вовсе прекратиться, проблема остается нерешенной, люди страдают от тяжелых переживаний, чувства вины, безысходности.
Определите, какой вид стресса у вас, чтобы суметь взять от него все необходимое, а от всего ненужного избавиться.
Изучаем себя
Чтобы предотвратить или успешно овладеть техниками управления стресса, необходимо узнать свой порог чувствительности.
Следите за собой, за своими ощущениями, чтобы понять, какой уровень силы стресса начинает воздействовать на вас негативно и снижать вашу успешность.
Обратите внимание, при какой силе стресса вы теряете свое нормальное состояние и теряете сосредоточенность, умение концентрироваться и не можете ничего делать.
Средства индивидуальной защиты
Так как у всех все происходит по разному, то и средства и методы управления стрессом тоже будут разными. Ваш задача – найти свою систему управления стрессом, которая будет помогать, не допустит длительного стресса и научит спокойно относиться к непродолжительному выпадению из жизни.
Проблема управления стрессом велика. Не зря от этого недуга страдают люди всех стран мира, всех возрастов и социальных положений. Однако практика управления стрессом не так уж сложна.
Мы предлагаем вам несколько полезных советов, которые включают в себя любые методики и программы управления стрессом. Возможно, вам будет полезен образец презентации дипломной работы.
Задача первая – снижение уровня стрессовой ситуации
Определение уровня напряжения в ситуации можно определить по наличию различных стресс-факторов. Чтобы эффективно управлять стрессом, необходимо оценить следующие факторы:
- Выявление источника напряжения.
- Умение оценить интенсивность стрессового влияния.
- Владение эффективными методиками для снижения напряжения в рабочей действительности.
В менеджменте стресса выделяют шесть источников напряжения:
Специалисты считают, что эффективней всего снижать значимость. Например, задать себе вопрос: « Что я потеряю, если откажусь от выполнения этого задания или переносу его на другое время?». Еще один способ при аврале и загруженности – действовать так, как будто все плохое уже случилось. Тогда снизится психологическое давление, и появятся силы для завершения проекта.
Схема снижения уровня напряжения выглядит следующим образом:
- Оценить источники трудностей и силу их влияния рабочий процесс.
- Описать стрессовую ситуацию, оценить минусы и плюсы в результате негативного развития ситуации. Например, если я скажу руководителю о сильной загруженности, то что за этим последует?
- Разработка плана по снижению стресс-факторов.
- Использование тайм-менеджмента, различных практик по выходу из стресса.
Как побороть стресс
О том, как управлять стрессом, могут рассказать различные методики.
«Избегание». Каждый человек по мере возможности должен научиться избегать стрессовых ситуаций. Для этого надо:
- Избегать в разговоре тем, которые вам неприятны. Если вы знаете, что некоторые темы могут вас расстроить, например, политика, то просто не заводите разговор он них.
- Учитесь контролировать мир, который вас окружает: не смотрите передачи, которые вызывают у вас чувство раздражения, не включайте раздражающую музыку, не играйте в игры, заставляющие вас нервничать.
- Не общайтесь с людьми, которые вам неприятны и вызывают негативные эмоции.
- Не загружайте себя кучей дел. Делайте только то, что действительно важно на данный момент.
- Приучайтесь говорить «нет». В любом деле четко придерживайтесь своих принципов.
Регулярно применяя даже эти несложные правила, вы сможете добиться снижения количества стрессовых ситуаций.
«Изменение». Бывают ситуации, которых избежать никак нельзя. В этом случае надо использовать их в своих целях. Чтобы эта проблема не возникла снова, надо взять на вооружения следующие правила:
- Четко следуйте своим приоритетам. Не поддавайтесь на провокацию, делайте то, что важно для вас. Не стоит подстраиваться под чужое мнение или пытаться угодить окружающим.
- Если вы хотите, чтобы кто-то поменял свое поведение, вам надо быть готовым меняться и самому. Компромисс — вот основной момент бесконфликтных отношений.
- Не надо копить в себе отрицательные эмоции, если вас что-то не устраивает, учись говорить об этом прямо, но тактично и уважительно.
- Не откладывайте на потом то, что важно для вас в настоящее время.
«Адаптация». Иногда ситуация складывается таким образом, что ее нельзя ни проигнорировать, ни поменять, в этом случае остается только одно — поменять свое отношение к возникшей ситуации, то есть адаптироваться к ней. В данном случае методы управления стрессом направлены на то, чтобы посмотреть на ситуацию со стороны или под другим углом:
- Подумайте над своими стандартами, если вы относитесь к категории перфекционистов, определись, так ли вам вся эта проблема нужна, чтобы загонять себя в рамки, которые мешают жить.
- Оцените ситуацию. Возможно, она не так уж и важна. Перестаньте переживать из-за нее сейчас. Если же ситуация важна именно в данный момент, то подумайте о том, что пройдет совсем немного времени, и она перестанет быть актуальной.
Если вы сумеете изменить свое отношение к возникшей негативной ситуации, то она лопнет, как мыльный пузырь. Только сам человек делает из нее проблему, из-за которой можно впадать в депрессивное состояние.
Задача вторая – работа с психическими состояниями
Шкала эмоций позволит эффективно распознавать свои состояния.
Стресс-менеджмент позволяет человеку обучиться методам саморегуляции. Общий алгоритм выглядит так:
- Систематизация известных состояний, обозначение их проявлений и основных переживаний.
- Важно научиться распознавать возникающие психические состояния в определенный период времени, отличать их.
- Обучение включает переход из одного состояния в другое.
- Использование опосредованных приемов – движения, дыхания, внешнего воздействия.
Задача третья – самовосстановление
Необходимо пополнять запасы жизненной энергии, поэтому стресс менеджмент включает необходимость такого раздела, как восстановление.
К основным средствам восстановления относят:
- Мышечная релаксация, гипноз, аутогенная тренировка, то есть психологические способы восстановления.
- Психогигиена. Она включает разнообразный досуг, отдых на природе, комфортные условия работы и проживания, социальное общение.
- Соблюдение режима дня, умение планировать деятельность, совмещать периоды труда и отдыха.
- Подключение лечебно-биологических способов. В них входят массаж, баня, здоровое питание, водные процедуры.
- Медикаментозные способы на натуральной основе. В эту группу попадают витамины, травы, ароматические масла.
Что может предпринять руководитель
Полноценный менеджмент невозможен без участия руководителя. Высшее звено руководства может включать в деятельность работу по снижению рисков от стресса. В нее входит:
- Адекватная оценка способностей и умений сотрудников. Для кого-то сильным мотивирующим фактором станет расширение обязанностей, а кто-то, наоборот, получит от этого сильный стресс.
- Четкое соблюдение функций и полномочий работников. Прописанные правила работают на предотвращение конфликтов и мелких неурядиц в коллективе.
- Важно выработать соответствующий стиль руководства, который подходит компании и учитывает особенности коллектива.
- Критика сотрудников должна быть этичной и не затрагивать личные качества человека.
- Необходимо давать сотрудникам эмоциональную разрядку. Это могут быть корпоративные праздники, тимбилдинг, необычное поздравление с днем рождения каждого члена персонала.
Важно: руководитель должен уметь справляться с собственным напряжением, а потом транслировать поведение подчиненным.
Видео: Наталья Самоукина. Курс «Стресс менеджмент»
Что может предпринять сотрудник
Тренинги позволяют научиться многим способам управления в ситуации напряжения. Но с некоторыми рекомендациями можно ознакомиться самостоятельно.
- Не стоит полагаться на свою память, нужно записывать необходимую информацию.
- Не рекомендуется откалывать мелкие дела на другой день. В итоге не избежать нагрузки и стресса, связанного с авралом.
- Считайте удачи и достижения. Это стимулирует, снимает раздражение и усталость.
- Если в штате есть сотрудник, постоянно критикующий компанию и ее условия, то стоит ограничить с ним общение. Недовольство может передаваться очень быстро и не всегда оно достоверно.
- Эффективна производственная гимнастика, расслабляющие пятиминутки.
- Результативны дыхательные техники, когда тканям не хватает кислорода, начинается мышечное напряжение.
Видео: «Стресс-менеджмент: искусство управлять эмоциями»
Первые шаги: учимся стрессоустойчивости
Стресс развивается динамично. Те, кто не сумел повысить стрессоустойчивость, ощущают внутреннюю напряженность.
Люди с высоким уровнем эмоциональной стабильности более оптимистичны. Они позитивно относятся к миру и окружающим. Такие личности способны контролировать свои чувства, а в трудностях видят возможность получить новый опыт.
Для того чтобы справиться со стрессом, необходимо следующее:
- поддерживать хорошие отношения со своими близкими;
- надеяться на себя, но не бояться просить других о помощи;
- быть активным и пытаться постоянно решать проблемы, которые возникают в жизни.
Стать стрессоустойчивым человеком не всегда просто. Желание добиться такого качества личности связано с повседневными усилиями по улучшению своей жизни. Может потребоваться помощь профессионалов, которые подскажут, как выработать нужные качества. Тренировать их придется ежедневно.
Количественный и качественный показатель величины и силы стресса, влияющего на жизнь человека, называют его уровнем. Такой параметр зависит от ситуации. Смерть близкого человека имеет высокое значение, увольнение с работы — более низкое. Представленные показатели у разных людей отличаются.
Классификация устойчивости к стрессам, исходя из различия реакций
Низкая | Высокая |
|
|
Главным компонентом стрессовой ситуации является обязательство. Его не следует путать с энтузиазмом.
Обязательство — это способность ставить цели и реализовывать их. Такие психологические компоненты позволяют преодолеть трудности и контролировать отвлекающие факторы для нервной системы.
Некоторые начинают с самой важной и сложной задачи. Другие — выбирают простые. Подобное влияет способность человека надолго концентрироваться на одном проекте, не прибегая к более приятным вещам в виде отдыха.
Если человек выбирает сначала сложные задачи, то он экономит психические ресурсы: вместо постоянного обдумывания трудной задачи в период работы на более простой он просто берет и делает эту сложную задачу. Производительность труда и эффективность работы, а самое главное — внутреннее состояние человека становятся лучше.
Важным фактором будет отношение к вызовам. Нельзя контролировать все, но мы не всегда можем адекватно реагировать на изменения. Многие люди воспринимают изменения и вызовы как возможность, а не как угрозу. Они могут изменить направление деятельности, начать все заново, справиться с неожиданной ситуацией.
Сильные люди активно ищут возможности для развития, гибки и приспосабливают действия к ситуации. Они быстро восстанавливаются после неудачи, любят перемены и риск. Уверенность тоже важна при борьбе со стрессами.
Развитие устойчивости к стрессу важно для взаимодействия с окружающим миром.
В сложной ситуации люди могут реагировать 2 способами:
- Объединиться в несчастье и мобилизоваться, чтобы поддержать друг друга. Более выигрышный вариант: создаётся окружение, которое нацелено на результат, а не на переживания. Если неприятные ситуации периодические повторяются, а ваша команда поддержки уже готова к ним, то нейтрализация будет более быстрой. Вырабатывается как командная стрессоустойчивость, так и персональная.
- Разорвать социальные связи, уничтожив социальную поддержку. Сосредоточение только на своих собственных потребностях носит более разрушительное действие. Таким людям трудно говорить о наличии сочувствия или сострадания, которое помогает выйти из психического состояния.
ПОДРОБНЕЕ: Первые признаки и симптомы сотрясения головного мозга у детей, которые должны знать родители. Сотрясение мозга у ребенка: признаки, симптомы и последствия Сотрясение головы у ребенка чем опасно
Благодаря развитию внимательности и осознанности человек может начать сознательно реагировать на неприятности и смягчать их последствия. Лучше начать с себя. Расслабленный, сознательный, энергичный человек имеет меньше шансов войти в депрессию.
Волнения являются частью жизни и их нельзя избежать.
Развитие стрессоустойчивости заключается в следующих навыках:
- Позитивно настраиваться. Формирование настроя является ключом к сопротивлению атакам стрессовых факторов. Большая часть врожденного оптимизма заключается в генах и зависит от правильной работы мозговых центров. Одним из способов изменить реакцию мозга на стресс является прекращение и рационализация пессимистических мыслей, в числе которых чувство вины.
- Не сдаваться. Пытайтесь преодолевать стрессовые факторы. Если источник волнений связан с событием, попробуйте изменить его восприятие. Будьте уверены, что неудача является компонентом развития. Научитесь принимать это.
- Найти человека для подражания. Кумиры могут влиять на наши ценности (психологический импринтинг). Ищите кого-то, кто вас впечатляет. Следите за своими ценностями и придерживайтесь их, как только почувствуете, что ваш мир начинает колебаться под воздействием стресса.
- Не бояться встретиться со своими страхами — бороться. Страх и стресс — это нормально. Не стесняйтесь бояться, не отрицайте существование страха. Вместо этого используйте его как инструмент, который поможет повысить самооценку.
- Тренироваться активно справляться со стрессом. Начните активно бороться с болезненными приступами стрессовых эпизодов. Вместо того, чтобы смириться с ситуацией или отступить перед лицом стресса, пытайтесь искать решения: минимизируйте оценку риска, ободряйте себя и думайте позитивно, активно обращаясь за помощью к другим.
- Признавать свои ошибки и сложные ситуации. Окружающие люди могут не заметить, что вы боретесь со стрессом, если не говорить об этом. Факторы, являющиеся источником страха, могут повлиять на тех, кто с этим справился и теперь будет рад поддержать вас в этой борьбе.
- Проводить гимнастику для мозга. Изменение задач для ума будет полезным. С небольшой самодисциплиной и благодаря регулярным и систематическим упражнениям можно получить удовлетворительные результаты.
- Не забывать об отдыхе. Пикник или прогулка позволят избавиться от навязчивых идей. Во время борьбы с трудностями это помогает сконцентрировать эмоции и мысли на чем-то отдаленном от проблемы, например, на природе.
- Формировать в себе сильные стороны характера. Признать, использовать и развивать свои сильные стороны характера — эффективное решение при борьбе со стрессами. Применяйте свои таланты и навыки.
Нужно научиться контролировать ситуацию. Следует сконцентрироваться на задачах, не оставлять их на завтра. Также важна исполнительность — никогда не пытайтесь брать на себя лишнюю работу. Это позволит повысить продуктивность и добиться других изменений. При правильном подходе высока вероятность положительного результата.
- Физическое здоровье. Человек, способный противостоять стрессу, устойчив к неврозам. Такая устойчивость значительно повышает иммунитет, препятствует развитию депрессий, нарушений сна, других физических недомоганий.
- Гармония в жизни. Спокойствие внутри нас способствует спокойствию и миру вовне.
- Созидательная деятельность. Снижение до минимума невротических и депрессивных проявлений позволяет вместо борьбы с последствиями стресса направить силы на создание чего-то нового, полезного или приятного.
- Позитивный взгляд на мир.
Первый — устранение тех факторов, которые вызывают негативные эмоции и стресс. Работу можно поменять на ту, заниматься которой будет интересно и приятно. Партнера выбрать так, чтобы не чувствовать давления в паре и свободно развиваться. Такие перемены поспособствуют выработке эндорфинов — эффективных помощников в борьбе со стрессом. Намного меньше подвержен стрессу человек, который психологически готов к переменам.
Еще один принцип — анализ своей реакции на тот или иной стрессовый фактор, а затем и их устранение, начиная с тех, которые расстраивают и выбивают из колеи больше остальных. Допустим, какие-то из них изменить достаточно трудно. В этом случае поможет изменение отношения к ним.
Не все знают, что справиться со стрессом и его последствиями поможет стресс другого типа. Например, сложные походы, купание в проруби или экстремальный спорт. Это как раз те виды стрессов, которые позволят сконцентрироваться и способны научить приспосабливаться к меняющимся условиям.
Многие крупные компании, подбирая сотрудников, проводят для них тесты, определяющие стрессоустойчивость. Это очень важно для профессий, в которых необходимо контактировать с разными клиентами, в том числе, и не слишком воспитанными и тактичными. Относится это к профессиям журналистов, продавцов-консультантов, врачей, полицейских и др.
Источник