- Способы транспортировки груза
- Способы транспортировки груза
- Критерии выбора способа доставки грузов
- Основные критерии выбора способа доставки
- Распространённые заблуждения грузоотправителей
- Основы транспортной логистики
- 7.1. Понятие, сущность и задачи транспортной логистики
- 7.2. Выбор вида транспортного средства
- 7.3. Транспортные тарифы
Способы транспортировки груза
Способы транспортировки груза
По типу транспортного средства (далее — ТС) можно выделить несколько способов перевозки груза:
- автомобильный;
- железнодорожный;
- водный;
- авиационный;
- смешанный.
На выбор одного из типов ТС могут влиять следующие факторы:
- характер груза (опасный / скоропортящийся / негабаритный / живой / длинномерный)
- габариты и количество грузовых мест (вес, объем, вид упаковки)
- количество отправляемых партий;
- степень срочности доставки товара клиенту;
- место отправления и место назначения;
- степень надежности доставки и сохранности груза.
- стоимость самой перевозки;
В таблице будет удобнее рассмотреть все преимущества и недостатки каждого способа транспортировки:
Смешанные или, так называемые, мультимодальные грузоперевозки применяются в случае отправки товара на дальние расстояния при невозможности доставить товар «от двери до двери» одним транспортным средством. При этом есть возможность произвести консолидацию логистических посредников в лице одного оператора, которым может выступать транспортно-экспедиционная компания. Она полностью курирует перевозку груза от начальной до конечной точки назначения, самостоятельно заключая договоры с другими транспортными фирмами (в зависимости от типа ТС). Такие перевозки осуществляются по одному перевозочному документу и по единой ставке с данным оператором.
Источник
Критерии выбора способа доставки грузов
В современном мире для доставки грузов используются разнообразные виды транспорта: сухопутный (автомобильный, железнодорожный), водный (морской, речной) и воздушный. Транспортировка грузов по одному договору зачастую может выполняться несколькими видами транспорта с привлечением суб-перевозчиков. Мультимодальные перевозки удобны тем, что значительно сокращают время доставки и минимизируют затраты. В некоторых случаях использование двух и более видов транспорта является единственно возможным критерием доставки груза.
Выбирая способ доставки контейнера, следует учитывать целый ряд критериев. Если Вам в первую очередь важна скорость доставки, можно транспортировать товары на грузовом самолёте. Оптимальным вариантом является доставка на крупнотоннажных грузовиках, однако в ряде случаев будет целесообразнее использовать железную дорогу или, например, морской контейнеровоз.
Основные критерии выбора способа доставки
Выбирать наиболее оптимальный способ доставки следует с учётом критериев, которые являются приоритетными для грузоотправителя и грузополучателя. Помимо финансовых затрат и скорости доставки, необходимо брать в расчёт и многие другие факторы: труднодоступность региона, где находится получатель груза, зависимость транспорта от погодных условий, риски задержки груза в пути.
Выделяют 7 базовых критериев, которыми руководствуются грузоотправители при выборе способа доставки грузов:
- Затраты на грузоперевозку;
- Общее время товара в пути (скорость доставки);
- Маршрут грузоперевозки;
- Провозная способность транспортных средств;
- Минимизация потерь груза при транспортировке;
- Надёжность грузоперевозки на определённом виде транспорта;
- Риски, связанные с задержкой (поломкой) транспорта, повреждением (утратой) груза и др. форс-мажорными обстоятельствами.
Зачастую владельцы грузов руководствуются каким-либо одним, наиболее значимым для них критерием. Например, выбирают авиатранспорт по причине его быстрой скорости или морское судно из-за дешёвых тарифов.
Распространённые заблуждения грузоотправителей
1. Самая высокая скорость транспорта гарантирует быструю доставку.
Воздушный транспорт движется намного быстрее, чем автомобиль, однако это вовсе не означает, что на самолёте товар придёт быстрее. Иногда машина может доставить товар в пункт назначения даже быстрее грузового самолёта, поскольку не требуется организация доставки в аэропорт, перегрузка и прочие технологические операции.
2. Чем ниже финансовые затраты на грузоперевозку, тем лучше.
Рассчитывая финансовые затраты на перевозку груза, стоить учитывать не только реальные тарифы, но и всевозможные риски (несвоевременная доставка, кража или утрата груза). Из-за невыполнения обязательств перед заказчиками Вы можете лишиться положительного имиджа в их глазах и даже потерять их как клиентов. Поэтому всегда старайтесь находить компромисс между стоимостью и надёжностью грузоперевозок.
3. Проще перевезти груз на одном транспорте, чем использовать несколько транспортных средств.
Мультимодальные грузоперевозки – распространённая практика в нашей стране. Во многих случаях перевозить груз на одном транспорте нецелесообразно да и экономически невыгодно. Многие владельцы грузов боятся лишних хлопот с перетаркой товаров и простоем транспорта, однако этого можно избежать, если использовать, к примеру, стандартизированные грузовые контейнеры.
4. Кратчайший маршрут – наилучший маршрут.
Далеко не всегда самый короткий маршрут оказывается выгоднее в плане финансовых расходов и сроков доставки. Лучший маршрут прокладывается с учётом наиболее удобного транспорта для грузоперевозки и состояния дорожного покрытия, если Вы планируете транспортировать контейнер на машине. Согласитесь, что лучше проехать 500 км по ровной заасфальтированной дороге, чем преодолевать те же 300 км по ухабистой местности, рискуя повредить товары.
Многие грузоотправители понимают всю серьёзность форс-мажорных ситуаций, только когда лично с этим сталкиваются. Если, к примеру, Вы транспортируете ценный груз, не пытайтесь сэкономить на охране – ведь если груз будет украден, компания понесёт значительные финансовые потери. Точно также не следует отправляться в путь на ненадёжном или сломанном автотранспорте, иначе грузовик может просто не доехать до грузополучателя.
620014 г. Екатеринбург,
ул. Расточная, 44, офис 203
Источник
Основы транспортной логистики
7.1. Понятие, сущность и задачи транспортной логистики
Материальный поток на пути от первичного источника сырья (поставщика материальных ресурсов) до конечного потребителя готовой продукции проходит ряд этапов. Первый — это от поставщика сырья и материалов до предприятия с помощью различных видов транспорта. Второй этап — движение потока внутри предприятия по стадиям производственного процесса; осуществляется в ходе выполнения технологических операций. Третий этап — это движение материального потока от предприятия-изготовителя до конечного потребителя продукции.
Время движения (выполнения заказа потребителя) зависит от многих факторов, в том числе от сроков доставки продукции различными видами транспорта. Приведем примеры:
( 7.1) |
( 7.2) |
( 7.3) |
( 7.4) |
где | — | время на начально-конечные операции, в сутках, часах; | |
L | — | расстояние перевозки, км; | |
— | норма пробега вагона или судна в сутки; | ||
— | время на дополнительные операции на железнодорожном, морском и речном транспорте, суток; | ||
— | эксплуатационная скорость, км/ч; | ||
— | коммерческая скорость, миль/суток; | ||
— | эксплуатационная скорость судов, работающих на данной линии, миль/суток; | ||
а | — | коэффициент использования грузоподъемности; | |
— | грузоподъемность судна, т; | ||
М | — | средневзвешенная суточная норма грузовых работ в порту отправления и назначения, т/сутки; | |
— | время на накопление, формирование и отправление грузов, суток. |
Использование различных средств коммуникации, техники обработки заказов, разных транспортных моделей отражается на времени выполнения заказов. Различие во времени непосредственно влияет на потребность в ресурсах и надежность снабжения. Длительное время прохождения заказа приводит к росту запасов продукции. Вместе с тем слишком короткое время выполнения заказа может привести к ошибке, в результате ресурсы будут получены или не в том количестве, или не того качества, или не вовремя.
Затраты на выполнение операций по транспортировке материальных потоков, на погрузочно-разгрузочные операции могут составлять до 50% от суммы общих затрат на логистику.
В этом контексте полезны следующие операции :
- выбор вида транспортных средств;
- выбор типа транспортных средств;
- совместное планирование транспортного процесса со складским и производственным;
- совместное планирование транспортных процессов на различных видах транспорта (в случае смешанных перевозок);
- обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса;
- определение рациональных маршрутов доставки.
Выбор транспортного средства для доставки сырья или продукции зависит от стратегии предприятия. При этом учитываются: размещение производства, источники сырья и потребители; технико-экономические особенности различных видов транспорта; оптимальный уровень запасов; вид упаковки.
Основными критериями выбора транспорта являются стоимость и скорость доставки продукции. Например, мелкая посредническая фирма для перевозки товаров будет использовать в основном автомобильный транспорт; предприятие добыче нефти основным видом транспорта будет использовать трубопроводный; при ориентации фирмы на международный бизнес (например, торговлю) может использоваться морской, воздушный или автомобильный транспорт.
7.2. Выбор вида транспортного средства
По назначению выделяют две группы транспорта.
- Транспорт общего пользования удовлетворяет потребности всех отраслей экономики и населения в перевозках грузов и пассажиров.
- Транспорт необщего пользования (ведомственный) — внутрипроизводственный транспорт, а также транспортные средства принадлежащие нетранспортным организациям. Статистические данные 90-х годов XX в. свидетельствуют о росте доли именно этого вида транспорта в общем объеме перевозок грузов.
Главными видами транспорта являются: железнодорожный; автомобильный; водный (речной и морской); воздушный; трубопроводный. Основные факторы, влияющие на выбор вида транспортного средства, показаны в табл. 7.1.
Вид транспортного средства | Факторы | |||||
---|---|---|---|---|---|---|
время доставки | периодичность отправлений грузов | надежность соблюдения графика доставки | способность перевозить разные грузы | способность доставить груз в любую точку территории | стоимость перевозки | |
Железнодорожный | 3 | 4 | 3 | 2 | 2 | 3 |
Водный | 4 | 5 | 4 | 1 | 4 | 1 |
Автомобильный | 2 | 2 | 2 | 3 | 1 | 4 |
Трубопроводный | 5 | 1 | 1 | 5 | 5 | 2 |
Воздушный | 1 | 3 | 5 | 4 | 3 | 5 |
Цифры в табл. 7.1 означают ранги видов транспорта по каждому фактору. Например, «1» («1» — наилучшее значение фактора) в графе 1 соответствует воздушному транспорту и фактору «время доставки» и означает, что при перевозке этим видом транспорта время доставки будет минимальным.
7.3. Транспортные тарифы
Ведущим фактором, определяющим выбор перевозчика, является стоимость перевозки, а она зависит от тарифа. Транспортные тарифы применяются на транспорте общего пользования. При использовании ведомственного транспорта возникают затраты , включаемые в себестоимость продукции в виде заработной платы водителей и обслуживающего персонала, амортизации, стоимости ремонтных услуг и некоторых других составляющих.
- плату за перевозку грузов (пассажиров);
- сборы за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов (охрана, сопровождение, страхование).
При определении размера тарифа необходимо знать и правила исчисления плат и сборов на различных видах транспорта.
Тариф является ценой на услуги транспортных организаций. Он должен обеспечивать транспортному предприятию возмещение эксплуатационных расходов и получение прибыли; для покупателя транспортных услуг — возможность покрытия транспортных расходов.
На различных видах транспорта системы тарифов имеют особенности. На железнодорожном транспорте используются общие, исключительные, льготные и местные тарифы. Общие — относятся к перевозке основной массы грузов. Исключительные — это тарифы, которые устанавливаются с отклонениями от общих тарифов в виде специальных надбавок или скидок. Обычно они распространяются на конкретные грузы. Льготные тарифы применяются при перевозке грузов для определенных целей, а также грузов для самих железных дорог. Местные тарифы устанавливаются на отдельных железных дорогах и действуют лишь в их пределах.
Основные факторы, влияющие на размер платы при перевозке грузов по железной дороге:
- скорость перевозки;
- вид отправки (повагонная, контейнерная, малотоннажная, мелкая (до 10 т));
- расстояние перевозки;
- тип вагона, в котором осуществляется перевозка (универсальные вагоны, изотермические, специализированные, цистерны, платформы);
- принадлежность вагона или контейнера (кто является собственником);
- количество перевозимого груза.
На автомобильном транспорте для определения стоимости перевозки грузов используют следующие виды тарифов:
- сдельные тарифы на перевозку грузов;
- тарифы на условиях платных автотонно-часов;
- тарифы за повременное пользование грузовыми автомобилями;
- тарифы из покилометрового расчета;
- тарифы за перегон подвижного состава (от одного пункта до другого);
- договорные тарифы.
На размер тарифной платы оказывают влияние: расстояние перевозки; масса груза; объемный вес груза, характеризующий возможность использования автомобиля; грузоподъемность автомобиля; общий пробег; время использования автомобиля; тип автомобиля; район, в котором осуществляется перевозка.
На речном транспорте тарифы на перевозки грузов, сборы за перегрузочные работы и другие услуги определяются пароходствами самостоятельно, но с учетом конъюнктуры рынка. В тариф закладывается себестоимость услуг, прогнозируемая на период введения тарифов и сборов в действие; предельный уровень рентабельности, установленный законодательством.
На морском транспорте плата за перевозку грузов осуществляется по тарифу либо по фрахтовой ставке. Если груз следует по направлению устойчивого грузового потока, то перевозка осуществляется по объявленному тарифу. В том случае, когда перевозка не связана с постоянными районами плавания, с постоянными портами погрузки и выгрузки, она оплачивается по фрахтовой ставке, устанавливаемой в зависимости от конъюнктуры фрахтового рынка и зависящей от характеристик груза, условий рейса и связанных с ним расходов.
Источник