Принципы оценивания, критериальное оценивание.
Принципы оценивания, критериальное оценивание.
Принципы оценивания, к ритериальное оценивание .
Актуальность темы, объясняется переходом от стандартов первого поколения к новым Федеральным государственным образовательным стандартам. Внедрение стандартов нового поколения направлено на совершенствование системы образования, которая предполагает не только освоение младшими школьниками опорных знаний и умений, но и прежде всего их успешное включение в учебную деятельность, становление учебной самостоятельности для создания прочного фундамента последующего обучения. Если основным направлением системы оценки стандартов первого поколения является оценка уровня освоения учащимися обязательного минимума, то новые стандарты ориентируют образовательный процесс на достижение качественно новых целей и результатов. Основной задачей и критерием оценки выступает уже не освоение обязательного минимума содержания образования, а овладение системой способов действий с изучаемым учебным материалом.
ФГОС определяет переход от традиционного подхода к оцениванию достижений обучающихся в виде диагностики обученности к выявлению динамики их личностного развития.
Оценочная деятельность учителя должна строиться на основе следующих общих принципов:
1.Оценивание является постоянным процессом. В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание. При этом итоговая отметка может быть выставлена как обобщенный результат накопленных за период обучения отметок.
2.Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты обучения. При этом нормы и критерии оценивания, алгоритм выставления отметки известны заранее и педагогам и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно.
3.Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка. Оценивать можно только то, чему учат.
4.Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.
5.В оценочной деятельности реализуется заложенный в стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса. В частности, при выполнении проверочных работ должен соблюдаться принцип добровольности выполнения задания повышенной сложности.
«Оценка есть определение качества достигнутых школьником результатов обучения» (Из методического письма Министерства общего и профессионального образования РФ о сущности деятельности и контроля оценки результатов обучения в начальной школе]).
Оценка» адекватна определенному приросту знаний» (по В.Симонову)
Оценка — эта умение оценивать значение того или иного материала для конкретной цели. Суждения оценивания должны основываться на четких критериях. Критерии могут быть как внутренними (структурными), так и внешними (соответствовать намеченной цели). Критерии могут определяться самими учащимися или же задаваться им извне (например, учителем).
В ходе обучения могут быть использованы различные виды оценок: текущая, итоговая, интегративная, синтетическая, экспертная.
Текущая оценка обеспечивает обратную связь и подчинена достижению цели- эталона. Текущая оценка является лишь формирующей и, как правило, в начальной школе не сопровождается отметками. Текущие оценочные суждения помогают ученику корректировать свою работу.
Итоговая оценка выражается в баллах. И текущая, и итоговая оценки проводятся на основе эталонных (критериальных признаков).
Создание эталонов оценки результатов обучения — это обращение к четким формулировкам критериев, которые выражаются через результаты деятельности и поддаются более надежной и объективной оценке.
Интегративная оценка выставляется по результатам работы ученика в классе за четверть, полугодие или год. Она учитывает работу в целом, за достаточно большой отрезок времени.
Синтетическая оценка включает в себя разнообразные стороны процесса обучения.
Экспертная оценка выставляется на основе анализа работы каждого ученика, по определенным критериям, в конце отчетного периода(чаще по итогам полугодия). Она обязательно содержит в себе элемент интуиции учителя, отражает в себе духовные отношения, которые складываются между учеником и учителем в процессе их длительного общения.
Что же понимать под критериальным оцениванием, его принципы, функции и правила оценивания?
Критериальное оценивание – это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам образовательного процесса (учащимся, администрации школы, родителям, законным представителям и т.д.) критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся.
Недостатки пятибалльного оценивания:
Ученик ограничен в возможности увидеть личную динамику
Отношения учитель – ученик определяются контролирующей функцией учителя
Отношения учитель – ученик – родитель определяются субъективностью оценивания
Ученик не учится контролировать себя сам
Смысл критериального оценивания заключается не в отказе от отметки. Критериальное оценивание позволяет ученику планировать свою учебную деятельность, определять цели, задачи, пути их достижения, оценивать результат своего труда.
Мероприятия по внедрению критериального оценивания в процесс обучения
Создание единой политики оценивания в школе;
Создание нормативно-правовой базы;
Подготовка учителей и родителей к новой системе оценивания;
Определение процедур оценивания;
Разработка технологии проведения урока с использованием критериального оценивания.
Принципы критериального оценивания:
Гибкость и вариативность;
Естественность процесса контроля и оценки.
Функции отметки при критериальном оценивании:
Стимулирование ответственности учащихся за образовательные результаты
Определение границ знания-незнания
Определение направления коррекционной работы
Оценивание личной динамики учащихся
Мотивирование учащихся к обучению
Формирование действий контроля и оценки
По субъекту контроля:
По месту в учебном процессе:
Главное качество всех видов оценки – содержательность (критериальность).
Правила оценочной безопасности:
Не скупиться на похвалу.
Хвалить исполнителя, критиковать исполнение.
Даже в море неуспеха можно найти островок успешности и закрепиться на нем.
Ставить перед ребенком только конкретные цели.
Не ставить перед первоклассником несколько задач одновременно.
Учитель! Начни с собственной самооценки.
Этапы формирования оценочной деятельности
Постановка задачи ( что предстоит сделать и где можно использовать данный навык);
План деятельности (алгоритм, шаги деятельности);
Выработка дальнейших действий.
Педагогические приемы формирования действий контроля и оценки у младших школьников
«Волшебные линеечки» (изобретение оценочных шкал самими школьниками);
«Прогностическая оценка» (оценка своих возможностей для решения задачи);
«Задания-ловушки» (рефлексия освоенного способа);
«Составление заданий с ловушками» (определение или видение возможных ошибкоопасных мест);
«Составление задачи, подобной данной»;
«Классификация задач по способу их решения» (выделение общего способа действия);
«Обоснованный отказ от выполнения заданий» (умение обнаружить границу своих знаний);
«Орфографические софизмы» (умение обнаружить и опровергнуть псевдологичное рассуждение при решении задач).
Что делает учитель
Выделяет, что должен знать и уметь ученик после конкретного урока;
Подбирает приемы, с помощью которых можно освоить данные знания, а также задания, формирующие данный конкретный навык;
Создает алгоритм действий, решает в каких ситуациях будет применен данный алгоритм;
Совместно с детьми вырабатывает критерии оценивания, совместно с детьми подводит итог деятельности на уроке;
Помогает ученику построить план дельнейшей деятельности.
Что делает ученик
Вместе с учителем определяет план своей деятельности на уроке;
Осваивает алгоритм действия или проговаривает шаги своей деятельности;
Совместно с учителем определяет критерии оценивания;
Оценивает свою работу;
Вырабатывает план своей дальнейшей деятельности.
Алгоритм выработки критериев
При планировании урока выделить понятия – знать и уметь;
Выделить формируемое умение;
Определить пошаговые операции выделенного умения;
Из пошаговых операций выделить критерии;
Составить таблицу критериев.
В основе традиционной системы оценивания лежит нормативный подход — сравнение индивидуальных достижений учащихся с нормой, т.е. результатами большинства школьников.
При такой системе трудно сохранить познавательный интерес ребенка, развить в нем желание учиться, трудиться и сделать его успешным.
Основными показателями успешности ребенка являются личная динамика развития и желание учиться. Чтобы научиться сравнивать вчерашние результаты ребенка с его сегодняшними достижениями, надо кардинально изменить систему оценивания.
Десятилетиями существующая традиционная система оценивания имеет ряд недостатков.
учитель выполняет контролирующую функцию;
отсутствуют четкие критерии оценки достижения планируемых результатов обучения, понятные учащимся, родителям и педагогам;
отметки, не дают представления об усвоении конкретных элементов знаний, умений, навыков по отдельным разделам учебной программы, что не позволяет определить индивидуальную траекторию обучения каждого ученика;
система не позволяет ребенку контролировать и оценивать себя;
традиционный подход оценивания не позволяет увидеть ученику динамику собственного развития, успеха;
такая система часто имеет травмирующий характер, не способствует положительной мотивации;
Ни для кого не секрет, что официально обучение в первом классе строится на принципах безотметочного обучения. И осуществляется это с целью обеспечения более комфортной адаптации к школе первоклассников. Однако многие учителя не совсем понимают суть данного подхода и его принципы, так как в педагогических учебных заведениях об этом, к сожалению, заговорили только недавно. Поэтому на местах вместо отметок учителя продолжают «выставлять» первоклассникам то ли разноцветные кружочки, то ли рожицы с разным настроением, то ли геометрические фигурки с разным значением, а сам ребёнок опять «остаётся не у дел». Ну а со второго полугодия начинается настоящая школа с оценками и отметками по пятибалльной шкале, причём, нормы и критерии оценивания, как правило, остаются прежними, из прошлого века. Тогда-то и начинаются настоящие проблемы:
•падение интереса детей к обучению, к школе;
•стремление заработать как можно больше положительных отметок, чтобы угодить родителям;
•всяческие ухищрения от наказания за невыполненное задание, обман;
•обиды за несправедливую оценку, депрессии и неврозы.
Но проблемы эти можно решить, причём успешно. В своей практике мы успешно применяем альтернативную систему контроля и оценивания успешности учащихся начальной школы. Одна из форм оценивания в нашей школе это — критериальное оценивание. Использование технологии критериального оценивания заключается в сравнении достижений учащихся с чётко определёнными, заранее известными критериям.
В чём преимущества критериального оценивания?
•даёт возможность определить, насколько успешно усвоен тот или иной учебный материал, сформирован тот или иной практический навык;
•позволяет фиксировать как изменения общего уровня подготовленности каждого учащегося, так и динамику его успехов в различных сферах познавательной деятельности;
•является «прозрачной» в смысле способов выставления текущих и итоговых отметок и целей оценивания;
•содержит механизм, поощряющий и развивающий самооценивание учащимся своих достижений, а также рефлексию происходящего с ним в ходе учебного процесса
•позволяет бережно относиться к психике учащихся, избегать травмирующих ее ситуаций.
Возможность применения критериального оценивания в работе учителя начальных классов.
Различные техники формативного оценивания помогут учителю в осуществлении непрерывного оценивания процесса обучения, предоставлении ученикам возможности включиться в этот процесс через взаимооценивание и самооценивание.
Перечень техник большой, но в данном случае предлагается описание некоторых из них для использованияв начальной школе.
Во время редактирования сочинения «Мое любимое животное» на доске вывешиваются критерии. Все ученики выступают в роли «редакторов», а ученик, вышедший по желанию к доске, в роли – «писателя». «Редакторы» внимательно слушают письменный рассказ, опираясь на критерии успеха, указывают достоинства в работе ученика и высказывают рекомендации в плане улучшения содержания сочинения. В данном случае сама форма проверки помогает ученикам учиться на успехе. После того как ученик выслушал рекомендации «редакторов» (учеников), он садится на свое место и корректирует свою работу. Ученики выходят к доске по желанию. Некоторые из них, слушая рекомендации по поводу улучшения работы своего одноклассника, проверяют свою работу, и если находят аналогичные ошибки и неточности, то исправляют.
«Вопросник» (подведение итога урока)
После объяснения новой темы урока учитель объединяет учащихся в группы по 4 ученика. На стол каждой группы кладутся карточки с вопросами: «Что нового вы сегодня узнали?», « Какая информация была наиболее интересной?», «Что было трудным?», «Что мешало работе и почему?» Каждый из учеников выбирает только один вопрос и на небольшом листе бумаги пишет ответ. Ученики объединяются по общему вопросу, читают ответы друг друга, систематизируют и обобщают их. Представитель от каждой группы зачитывает вопрос и ответы на него.
Учитель после объяснения нового материала может предложить ученикам выстроить свою пирамиду знаний, умений т.е. того, что они узнали и умеют делать на этом этапе урока. Для этого каждый ученик на любом тетрадном листочке (в линейку, клеточку, А-4) записывает по вертикали по одному предложению снизу вверх, в котором содержатся знания относительно данной темы урока.
Это могут быть интересные факты, полезные сведения, оригинальные задания, положительные эмоции и т.д.
Например,пирамида знаний по теме: «Вода» может выглядеть так:
-Воду нельзя загрязнять
-Без воды нет жизни на планете
-Вода может переходить из одного состояния в другое
Листы бумаги вывешиваются по периметру класса. Все ученики встают, ходят, смотрят, читают.
В конце урока учитель раздает каждому из учеников листок бумаги, и каждый ученик отвечает письменно на следующие вопросы:
Какие новые знания вы получили? Начните свой ответ со слов:
Мне было интересно…
Я хочу еще узнать…
Заполненные листки ученики сдают учителю. Учитель анализирует ответы учеников, а на следующем уроке обобщает и комментирует их.
У детей в общей корзине лежат плоды, цветы, зеленые и желтые листики, которые дети делают совместно с родителями из цветной бумаги по 5 штук каждую неделю. В конце урока дети прикрепляют их на дерево: плоды – дело прошло полезно, плодотворно; цветок
– получилось почти все, дело прошло довольно неплохо; зеленый листик – не все получилось, но я старался; желтый листик – не смог справиться с заданием, еще нужно поработать.
Инструменты оценочной деятельности, используемые на уроке
при безотметочном обучении
Символы – фиксация оценки производится следующим образом:
«+» — ученик хорошо знает материал, умеет использовать знания в нестандартной ситуации
« — » — ученик не знает материал и не справляется с заданием;
95-100% -высокий уровень усвоения
75 -95% — среде – высокий уровень
50 -74% — средний уровень
меньше 50% -низкий уровень
Эмоциональная оценка — это «хорошие слова» или комплименты. Комплимент формирует у школьника уверенность в себе. Это важное качество помогает ему успешно учиться.
При оценке письменной работы отмечаются не только ошибки и погрешности в выполнении работы, но и все удачные места, делаются поощрительные записи.
«Волшебная лесенка» — ученики на ступеньках лесенки отмечают, как усвоили материал:
нижняя ступенька — не понял,
вторая ступенька – требуется небольшая помощь или коррекция,
верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно.
«Волшебная линеечка» — на полях тетрадей ученики чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа (внизу – не справился, посередине – выполнил, но допустил ошибку, вверху – справился без ошибок). При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик ниже или выше.
«Светофорик» — оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов:
зеленый – я умею сам,
жёлтый – я умею, но не уверен,
красный — нужна помощь.
Задание 5. (15-20 минут) Практическое задание. Разработать критерии оценки к учебному заданию.
Рефлексия. (2-3 минуты) Методика «2 звезды и пожелание»
1. Формальный подход педагогов к разработке необходимых материалов для критериального оценивания и проведения анализа результатов.
2. Издержки адаптационного периода при внедрении критериального оценивания.
3. Недопонимание системы критериального оценивания со стороны родителей.
4. Недостаточная теоретическая подготовка некоторых педагогов по основным вопросам критериального оценивания, отсутствие у них практических навыков для внедрения этой системы.
5. Отсутствие должного контроля и поддержки со стороны администрации школ при внедрении критериального оценивания.
Источник