Методы, применяемые на этапе оценки и выбора альтернатив
Методы оценки и выбора альтернатив состоят из методов экспертных оценок и критериальных методов.
Метод экспертного оценивания относится к инструментарию количественной оценки качества альтернатив в условиях слабоформализуемой проблемной ситуации.
Экспертные оценки – это качественные оценки, основанные на информации неколичественного (качественного) характера, которые могут быть получены только с помощью специалистов – экспертов. Эксперт – это высококвалифицированный специалист, полагающийся на свои знания, опыт, интуицию и умение оценивать сложные факторы (явления) и способный создать собственную обоснованную (интуитивную) модель анализируемого явления (проблемы), если он располагает необходимой для того исходной информацией.
Сущность метода экспертных оценок заключается в логико-интуитивном анализе внутренней и внешней среды организации, разработке альтернатив и количественной опенке их качества. Обобщенное мнение экспертов служит основанием для осуществления выбора.
Комплексное использование интуитивного и логического мышления, а также формальной обработки количественно выраженных суждений экспертов позволяет получить показатели качества альтернатив при решении слабоформализуемых задач выбора. Эксперты при этом выступают в роли «измерительных приборов», позволяющих определить их относительную погрешность (по разбросу суждений) и оценки, интерпретация которых дает требуемый результат.
Методом экспертного оценивания решаются следующие типовые задачи:
• определение состава возможных событий в какой-либо системе в определенном интервале времени;
• определение вероятностей событий и временных интервалов во множестве событий;
• структурирование проблемного поля организации и определение приоритетности решения проблем;
• дифференциация целей управления до задач и определение приоритетности их решения;
• фильтрация множества альтернатив и оценка их предпочтительности.
Экспертные суждения – содержательные высказывания (определяющие состав, структуру, функциональность исследуемой системы, сущностей и их атрибутов), количественная или качественная оценка какой-либо сущности (т.е. определение количественных и качественных атрибутов и их значений).
Экспертное ранжирование. Ранжирование применяется в случаях, когда невозможна или нецелесообразна непосредственная оценка. При этом «ранжирование объектов» содержит лишь информацию о том, какой из них более предпочтителен, и не содержит информации о том, насколько или во сколько раз один объект предпочтительнее другого.
Ранг – степень отличия по какому-либо признаку, а ранжирование – процесс определения рангов, относительных количественных оценок степеней отличий по качественным признакам.
Используются следующие методы ранжирования: метод простой ранжировки, метод непосредственной оценки, метод парных сравнений и др.
Метод простой ранжировки. Заключается в том, что эксперты располагают объекты ранжирования (например, критерии) в порядке убывания их значимости (скажем, для альтернатив, это убывание предпочтительности). Ранги обозначаются цифрами от 1 до п, где п– количество рангов. Сумма рангов Sп при этом будет равна сумме чисел натурального ряда:
(4.17)
Например, при п=6 последовательность рангов альтернатив Аi (i=1-6) может выглядеть следующим образом: 2, 4, 1, 3, 6, 5. Это означает, что ранг альтернативы А3, равен единице (RA3=1) и она наиболее предпочтительна из всех шести (наименее предпочтительна альтернатива А5, так как RA5=6).
При ранжировании n объемов т экспертами ранжирование производят следующим образом:
1. каждый j-й эксперт (j=1÷т) выносит суждения о ранге R j Ai, каждого i-го объекта (i=1÷n);
2. для каждого i-го объекта (i=1÷n) подсчитывают сумму рангов, полученных oт всех экспертов:
(4.18)
где R j Ai – суждение j-го эксперта о ранге i-го объекта (i=1÷n, j=1÷т);
Si – результирующий ранг объекта.
3. определяют ранги объектов (от 1 до n), от наименьшего до наибольшего результирующего ранга.
Метод непосредственной оценки заключается в отнесении объекта оценки к определенному значению по оценочной шкале (т.е. в присвоении объекту оценки балла в определенном интервале), например, от 0 до 10) в соответствии с предпочтением по какому-либо признаку или их группе (альтернативы, например, по предпочтению: критерии – по значимости, факторы внешней среды – по оказываемому влиянию, проблемы – по приоритетности решения).
Метод парных сравнении заключается в определении предпочтений элементов, расположенных в левом столбце, над элементами, расположенными в верхней строке. При этом составляется матрица, по строкам и столбцам которой располагают сравниваемые объекты (табл. 4.1).
Таблица 4.1 – Матрица парных сравнений для четырех объектов
А1 | А2 | А3 | А4 | Ранг | |
А1 | — | 1 (А12) | 0 (А13) | 1 (А14) | 2 |
А2 | 0 (А21) | — | 0 (А23) | 1 (А24) | 1 |
А3 | 1 (А31) | 1 (А32) | — | 1 (А34) | 3 |
А4 | 0 (А41) | 0 (А42) | 0 (А43) | — | 0 |
В ячейке А12 вписана единица. Это означает, что элемент А1 получает большую оценку, чем элемент А2. Соответственно в ячейке А21, пишут 0, а в ячейке А14 вписана 1, и затем, суммируя значения по строкам, получают ранги объектов.
Критериальные методы. Критерий (от греч. criterion – средство для суждения, признак, на основании которого производится оценка: мерило, суждение) – это способ описания альтернативных вариантов решений, способ выражения различий между ними (альтернативами) с точки зрения предпочтений лица, принимающего решения (ЛПР). Количественные критерии, позволяющие оценивать результаты принимаемых решений, принято называть критериями эффективности. Каждое решение приводит к определенному результату (исходу), последствия которого оцениваются по критериям (оценочным критериям) Поэтому критериями называют показатели, характеризующие общую ценность решений таким образом, что у ЛПР имеется стремление получить по ним наиболее предпочтительные (или лучшие) оценки.
Критериальный язык позволяет оценить результат действия каждой альтернативы критерием (конкретным числом), а затем провести сравнение этих критериев, наилучшей альтернативой является та, которая обладает наибольшими (наименьшими) значениями критерия. В зависимости от условий выбора выделяют однокритериальные и многокритериальные альтернативы, и соответственно – однокритериальные и многокритериальные задачи принятия решений.
Наиболее удобны для анализа те альтернативы, в которых мерилом эффективности является единственный количественный критерий (доход, прибыль, издержки и т.д.). Единственный критерий, используемый для оценки альтернатив, называют скалярным, а совокупность критериев, характеризующих альтернативы, называют векторным критерием. Задачи оценки эффективности решений одновременно по нескольким критериям называют многокритериальными.
В многокритериальных задачах появляются вопросы: Как формализовать задачу? Как согласовать противоречивые стремления? Как принять решение?
Основные проблемы методов оценки и сравнения многокритериальных альтернатив состоят в следующем: как получить оценки по отдельным критериям и как агрегировать эти оценки в общую оценку полезности альтернативы.
Многочисленные методы принятия решений при многих критериях различаются способом перехода к единой оценке полезности альтернативы.
Среди этих методов можно выделить: прямые методы, методы порогов несравнимости, методы компенсации и др. Ниже представлены наиболее часто используемые методы многокритериальной оценки альтернатив.
Прямые методы. Примерный алгоритм многокритериальной оценки альтернатив следующий:
• определить критерий оценки альтернатив;
• ранжировать критерий по важности;
• отбросить маловажные критерии;
• назначить числа, соответствующие относительной важности критериев;
• нормировать коэффициенты wi по важности из условия:
где wi – вес i-го критерия, назначаемый ЛПР;
• произвести предварительное отсечение альтернатив по качеству (на шкалах критериев определяется индекс качества);
• определить функции U полезности для каждого из критериев:
, (4.19)
• определить полезность каждой из альтернатив по формуле:
, (4.20)
Методы порогов несравнимости. Данные методы предложены впервые профессором Б. Руа во Франции. Суть методов в следующем: решают оптимизационную задачу с одним первым критерием, считая, что других критериев нет. Затем решают задачу с одним вторым критерием и т.д. После выявления экстремальных уровней, которые достижимы по каждому критерию в отдельности для каждого критерия, начиная с наиболее важного, задается порог, который не должен нарушаться. Условие нерушимости порога считают ограничением, затем добавляют ограничения по порогу второго критерия и т.д.
Связь между любой парой альтернатив определяется последовательностью бинарных отношений. Сильным бинарным отношением соответствуют большие требования к превосходству одной альтернативы над другой. Более слабые бинарные отношения определяют условия, при которых, не смотря на противоречивую оценку, одну альтернативу определяют как лучшую по сравнению с другой. Бинарные отношения превосходства задаются уровнями индексов согласия и несогласия, что позволяет выделить ядро, в которое входят доминирующие и несравнимые элементы. После выделения ядра (множество Парето) его элементы являются несравнимыми (временно). Затем задается ряд следующих бинарных отношений (по второму, третьему и т.д. критерию). В качестве решения считаются элементы (альтернативы) последнего ядра.
Источник
Реферат: Основные методы выбора альтернативы и оценка их реалистичности и эффективности
Название: Основные методы выбора альтернативы и оценка их реалистичности и эффективности Раздел: Рефераты по менеджменту Тип: реферат Добавлен 05:17:25 21 июня 2011 Похожие работы Просмотров: 3342 Комментариев: 18 Оценило: 2 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Внутренние ограничения – например, недостаток ресурсов (материальных, трудовых, финансовых и информационных, времени) у организации или принимающего решение.
Внешние ограничения – существование противодействующих факторов, например: нормативы, законодательные ограничения, воздействие конкурентов и т.д. [4, с.130].
Предварительный отбор альтернатив включает выявление наиболее вероятных альтернатив из числа реально возможных. Необходимо, используя специальные методы активизации (например, «мозговой штурм» и т.д.), выявить максимально возможное число вариантов решения проблемы.
Оценка альтернатив и последствий включает следующие этапы.
— Конкретизация отдельных критериев – их возможная количественная определенность, качественная характеристика с учетом субъективных моментов.
— Сравнение характеристик различных вариантов решения проблемы, их последствий со стандартами, эталонами.
— Интеграция результатов сравнения в обобщающих характеристиках. Такая интеграция возможна, например, в стоимостной форме (в частности, сведение текущих и единовременных затрат, редукция труда) или в виде бальных оценок.
Оценка выполнимости альтернатив включает сравнение вариантов с определенным стандартом, а также сравнение вариантов между собой. В фазе оценки определяются базовые атрибуты вариантов решений, которые могут быть использованы как основа для сравнения. Необходимо разделение факторов, которые определяют уровень выполнимости каждого варианта и обусловливают приемлемость того или иного варианта.
Приемлемость варианта означает степень удовлетворения данного варианта всем целям решения. Один полюс в спектре альтернатив представлен вариантами, которые полностью удовлетворяют всем целям. На другом полюсе находятся альтернативы, которые не удовлетворяют ни одной цели. Между двумя крайними полюсами располагаются варианты, которые могут удовлетворять различным целям в различной степени. Именно в этой промежуточной области лицо принимающее решения сталкивается со всеми проблемами осуществления выбора варианта по множеству критериев. В какой-то точке данной последовательности альтернатив можно определить понятие «минимального уровня приемлемости» для данного решения. Это понятие может быть представлено одной или несколькими точками в последовательности, которая будет отделять приемлемое от неприемлемого. Скорее это будет ряд, внутри которого лежат различные варианты минимальной приемлемости.
Выполнимость варианта определяет вероятность того, что организация имеет или может получить необходимые ресурсы для осуществления этого варианта. Здесь, как и в оценке приемлемости, сложно четко разграничить осуществимость и неосуществимость определенного варианта. Но в отличие от шкалы приемлемости многокритериальный выбор вызовет затруднения, так как для осуществимости варианта все требуемые ресурсы должны быть доступны.
Здесь проблема заключается в неопределенности, которая вытекает из двух моментов. Во-первых, решение, возможно, не определяет точно, какой вид ресурсов потребуется и в каком количестве. Во-вторых, нельзя быть уверенным, что все требуемые ресурсы будут доступны вовремя.
Любые варианты, которые не только не осуществимы, но и не приемлемы, должны отбрасываться без дальнейшего рассмотрения. Варианты, которые приемлемы, но не осуществимы, или осуществимы, но не приемлемы, должны отбрасываться, хотя это и не так просто, как кажется.
При оценке вариантов предполагается, что имеющаяся информация точно описывает последствия определенных альтернатив. Однако часто нет полного контроля над развитием каждого варианта. Можно выбрать вариант, но только предположить последствия его реализации. Часто наиболее значимые факторы находятся вне нашего влияния и контроля. Поэтому становится вполне объяснимо, что различные участники принятия решения имеют различные взгляды на один и тот же вариант и его вероятные последствия. Например, необходимо решить, стоит ли осуществить радикальную реорганизацию структуры крупного филиала организации [4, с.140].
Анализ допустимых вариантов решения предусматривает формирование множества эффективных решений. Независимо от метода (варианта) формирования и отбора допустимых альтернатив решений определение эффективных решений требует проведения анализа сформированного множества допустимых альтернатив с целью его сужения до 2-х или 3-х наиболее эффективных решений (из множества допустимых) путем определения их предпочтений по эффективности использования ресурсов, минимальному времени и большей вероятности снятия проблемы. При этом в качестве процедур анализа вариантов обычно используется:
— Определение степени достижения поставленных целей.
— Оценка (количественная) необходимых ресурсов для его реализации.
— Определение (оценка) вероятности реализации.
— Прогноз последствий (прямых и косвенных).
В качестве критериев оценки эффективности выбираемого решения применяются: виды и объемы ресурсов, степень достижения поставленных целей (вероятность снятия проблемы) и время реализации решения. Определение множества эффективных вариантов решения предусматривает использование аппарата определения абсолютной и относительной оценки эффективности решения. При этом проводится сравнительная оценка вариантов по показателям времени и затрат ресурсов, а также вероятности снятия проблемы. По результатам этой оценки отбираются альтернативы, наиболее эффективные по времени реализации, необходимым для реализации ресурсам и вероятности разрешения (снятия) проблемы, которые и составляют множество эффективных решений. Наличие их множества обусловлено неоднозначным предпочтением того или иного варианта по трем рассматриваемым критериям предпочтения (оценки) [14, с.190].
Критериями эффективности, принимаемыми для расчетов, являются показатели, по числовому значению которых при реализации принятого решения можно сделать выводы о степени достижения поставленных целей и решения задач. Эти критерии служат единицами измерения степени достижения цели управления и результата деятельности организации. К критериям эффективности относятся показатели, отражающие объективную сторону результатов управления и субъективное отношение людей (имеющих вполне определенные цели) к управлению, способствующие принятию правильных решений. Следовательно, для объективной оценки эффективности принятого решения необходимо выявить совокупность показателей, характеризующих основные грани (ребра “скелета”) системной управленческой деятельности. В этом случае можно сделать определенные количественно качественные выводы о целесообразности функционирования системы управленческих решений и принятого решения. При этом система критериев должна быть унифицирована, т. е. входящие в нее показатели по содержанию и математическому выражению не должны противоречить друг другу. Показатели должны быть связаны между собой таким образом, чтобы они могли служить исходными по отношению к более общим критериям [10. с.66].
Таким образом,принятие решения представляет собой сознательный выбор из имеющихся вариантов или альтернатив направления действий, сокращающих разрыв между настоящим и будущим желательном состоянии организации. Процесс выбора потенциально результативных решений проводится исходя из того, что среди множества альтернативных решений всегда присутствуют несколько схожих. Оценка альтернативного решения проводится по многим критериям.
2. ВЫБОР АЛЬТЕРНАТИВЫ НА ПРИМЕРЕ СТРАХОВОЙ
2.1 Характеристика предприятия
Изучаемая страховая компания существует на рынке более четырех лет и предлагает широкий спектр услуг по страхованию жизни, имущества, производства, капитальных вложений и т.д. Компания занимает устойчивое положение в страховой сфере деятельности.
Для осуществления своей деятельности компания располагает необходимыми финансовыми средствами и квалифицированным персоналом. Штат компании составляет 50 человек и обеспечен квалифицированными кадрами на требуемые должности. Уставной фонд организации составляет 500 тыс. дол. Из них большая часть потрачена на приобретение офиса, привлечение специалистов и рекламу. Компания располагается в городе Минске и включает 2 офисных помещения, один из которых расположен в центре города (главный офис). Данная компания является обществом с ограниченной ответственностью.
По каждому виду страхования разработана четкая система контроля за юридической правильностью составления договоров, исполнением обязательств, своевременностью выплат, создана специальная база статистических данных.
Для реализации проекта был создан Internet-магазин моментального страхования по всем видам услуг, предоставляемых компанией, также осуществление компании осуществляется в офисах данной компании.
В настоящее время у организации существуют новые цели, а именно, расширение сферы деятельности, открытие филиалов в других городах Республики Беларусь, сотрудничество с другим страховыми компаниями, а также внедрение новых видов обслуживания.
Несомненно, осуществление поставленных задач потребует определенных экономических затрат и организационных усилий. По масштабу действия ситуацию можно отнести к общесистемной, поскольку основная глобальная задача затрагивает всю организацию в целом.
Сфера услуг, предлагаемых данной компанией, при занимаемом ею положения на рынке страхования уже вполне удовлетворила потребности населения освоенной территории. Поэтому в сложившейся ситуации (невозможности привлечения старых клиентов) возникает необходимость принятия определенных мер по привлечению нового круга клиентуры.
Таким образом имеются следующие проблемы:
— Недостаток филиалов по регионам
— Неинформированность потребителя о новых направлениях деятельности
— Слабо налаженное сотрудничество с другими компаниями (перестрахование)
Трудность заключается в том, что потребитель не информирован о скором появлении нового вида обслуживания, предлагаемого нашей компанией. В связи с этим появляется проблема организации эффективной рекламной деятельности, направленной на разрешение вышеуказанной трудности. Следует отметить, что рекламная деятельность включает достаточно большое количество разнообразных методов воздействия на потенциальных потребителей.
Таким образом, на предприятии имеется ряд задач требующих эффективных управленческих решений.
2.2 Процесс принятия управленческих решений на примере страховой
Процесс подготовки и принятия решения руководством страховой компании состоит из нескольких этапов:
— сбор необходимой информации и анализ ситуации;
— определения цели (проблемы) с учетом конкретной ситуации;
— разработка возможных вариантов выбора, обоснования и формулировки наиболее оптимального варианта решения.
Выбор цели является одним из наиболее ответственных моментов в процессе выработки и принятия управленческих решений. В соответствии с выбранной целью формируется стратегия и тактика развития организации, разрабатываются прогнозы и планы действий, оцениваются результаты принятых решений и предпринятых действий [6, стр. 86].
Руководителю и специалистам важно выделять различия в главной, неотложной (срочной) и второстепенной проблеме, ибо, уделяя больше внимания и времени на разрешение второстепенных задач, трудно рассчитывать на успешное достижение конечной цели.Руководитель, принимая определенное решение, должен предвидеть возможную связь явлений и событий, определять основные цели, подцели и последовательность их достижения, степень использования реальных возможностей, — это первый этап в выработке решения.
Целями данного предприятия являются:
— расширение сферы деятельности,
— открытие филиалов в других городах Республики Беларусь,
— сотрудничество с другим страховыми компаниями,
— внедрение новых видов обслуживания .
В процессе управления выдвигаются глобальные цели, которые впоследствии упорядочиваются по степени важности, срокам реализации и т. п. Со временем они детализируются, образуя своего рода цели меньшего уровня как средства достижения поставленных задач. Эта совокупность целей образует своеобразное «дерево целей», которое фиксирует их иерархию, внутренние связи и соподчиненность.
«Дерево целей» рассматриваемого предприятия представлено на рис. 4.
Расширение зоны деятельности | |||||||||||||
Открытие ряда новых филиалов | Сотрудничество с другими компаниями (перестрахование) | ||||||||||||
Внедрение нового вида обслуживания (Internet-страхование) | |||||||||||||
Организация рекламной кампании | Создание на сайте компании Internet-магазина | Организация службы доставки | Налаживание системы банковских отношений |
Рис. 4. Дерево целей страховой компании
Как видим из рисунка, генеральной целью предприятия на данный момент является расширение зоны деятельности.
В соответствии с целями предприятия и соответствующими им проблемами, необходимо подготовить ряд альтернатив управленческих решений.
В настоящее время наиболее важной проблемой предприятия является организация рекламной деятельности.
Для определения вариантов решения был выбран коллективный метод принятия решений. Выбран перечень участников, состоящий из группы компетентных независимых экспертов.
Определения числа вариантов решения проводилось методом «мозговой атаки».
В результате были получены следующие альтернативы:
— Участие в выставке
— Реклама в журнале
— Реклама в газете
— Реклама в метро
Примечательность выбора именно этого метода в нашем случае обуславливается характерной областью его применения, которая заключается в разработке управленческих решений, связанных с формированием прогнозов развития объекта, будущего состояния внешней среды и оценке ее реагирования на выбор наиболее предпочтительной альтернативы в условиях объективной неопределенности.
Сформулированные и поясненные выше виды рекламы и являются массивом возможных альтернатив для решения проблемы отсутствия рекламной акции. Каждая из альтернатив независима, то есть любые действия с одной не влияют на качество других.Все предложенные альтернативы на следующем этапе должны быть сравнены друг с другом или оценены для последующего выбора лучшей из них. Оценка предполагает определение отрицательных и положительных сторон рассматриваемых альтернатив и установление между ними некоего уровня компромисса. Для этого используются как количественные, так и качественные, или неосязаемые, измерители.
Следует отметить, что разумнее использовать совокупность (комплекс) нескольких видов рекламы, получивших лучшие оценки в ходе исследования.
Далее было проведено обсуждение представленных альтернатив с помощью проведения интуитивно-логического анализа с дальнейшей качественной оценкой предложенных вариантов. Были учтены такие показатели как стоимость рекламы и возможная ее эффективность.
В результате, на стол руководителя легли несколько проектов. Он не стал принимать единоличное решение, а собрал всех специалистов отделов, работавших над данной проблемой. На совместном совещании было выработано приемлемое для всех решение, а именно, выбраны следующие решения:
В данном примере четко прослеживаются все три стадии принятия управленческого решения: уяснение проблемы, оставление плана решения (разработка альтернативных вариантов решения) и выполнение решения.
3. СПОСОБЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВЫБОРА АЛЬТЕРНАТИВ
УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Совершенствование процесса принятия управленческих решений и соответственно повышение качества принимаемых решений достигается за счет использования научного подхода, моделей и методов принятия решений. В ходе проведенного анализа организации выработки и принятия управленческих решений в смоделированной страховой компании можно предложить следующие направления совершенствования процесса принятия решений:
— при выработке и обосновании решений наряду с эвристическими, статистическими, графическими методами использовать экономико-математические методы.
— руководителю и специалистам при контроле выполнения решений необходимо шире использовать различные технические средства.
— крайне важно, чтобы проблемы, подлежащие решению, выявлялись при участии лиц, заинтересованных в их решении, т.е. самого руководителя.
Когда же в постановке проблем и выборе способов их решения принимают участие только системные аналитики (сотрудники аппарата управления, подготавливающие решения, специалисты информационно-аналитических служб, экономической и других подразделений организации), то результаты их работы часто не находят признания у руководителя.
Большинство руководителей в процессе совместной работы со своими системными аналитиками над постановкой задачи обнаруживают такие проблемы и возможности, о существовании которых им ранее не было известно, и которые стали очевидными только в процессе самой работы.
Итак, организация выработки управленческого решения и его принятия в исследуемой организации требует незначительного совершенствования.
Принятие управленческих решений является неотъемлемой частью деятельности любого предприятия. Эффективность деятельности предприятий зависит от качества управленческих решений.Проблема принятия решений носит фундаментальный характер, что определяется ролью, которую играют решения в любой сфере человеческой деятельности. В процессе принятия управленческих решений используется большое количество различных методов.
В данной работе были рассмотрены основные методы выбора альтернатив управленческих решений. Как было рассмотрено, методы подразделяются на единоличные и коллективные. Выбор метода зависит от степени сложности ситуации и прочих условий.
Также была рассмотрена важность и необходимость оценки альтернатив управленческих решений по критериям реалистичности и эффективности. Целью этой фазы является проверка того, какое влияние окажет реализация предложенных альтернатив на существующую систему (предприятие).
В работе был рассмотрен пример реализации методов управленческих решений. В качестве примера было использовано смоделированное предприятие, занимающееся страховыми услугами. Данное предприятие принимало решение на основе методов построения «дерева целей» и метода «мозговой атаки».
Для совершенствования процесса принятия решений предприятие должно использовать и другие методы принятия решений, такие как эвристические, статистические, графические, экономико-математические методы. Необходим также более адекватный выбор способа коллективного либо единоличного метода решений в зависимости от условий и сложности проблемы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1) Башкатова. Ю.И. Управленческие решения: Учебное пособие. М.:Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2003. 89 с.
2) Ларичев О.И. Теория и методы принятия решений, а также хроника событий в Волшебных Странах: Учебное пособие. М.: Логос, 2000. 296 с.
3) Злобина Н.В. Управленческие решения: Учебное пособие. Тамбов.: Тамбовский государственный технический университет, 2007. 80 с.
4) Чуйкин А.М. Разработка управленческих решений: Учебное пособие. Калининград.: Калининградский университет, 2000. 150 с.
5) Блюмин С.Л., Шуйкова И.А. Модели и методы принятия решений в условиях неопределенности: Учебное пособие. Липецк.: ЛЭГИ, 2001. 138 с.
6) Литвак Б. Г. Разработка управленческого решения: Учебное пособие. М.: Дело, 2002. 392 с.
7) Кульбакова И.Г. Выработка альтернативных вариантов управленческих решений // Вестник СевКавГТУ, Серия «Экономика». 2004. №2 (13)
8) Мильнер Б.Н., Лис Ф.С. Управление современной компанией: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2001.
9) Смирнов Э. А. Разработка управленческих решений: Учебное пособие. М.: ЮНИТИ, 2002.
10) Колпаков В. М. Теория и практика принятия управленческих решений: Учебное пособие. К.: МАУП, 2004. 504 с.
11) Шишкова Г.А. Менеджмент (Управленческие решения): Учебно-методический модуль. Министерство образования РФ. Российский государственный гуманитарный университет. Факультет управления. М.: Иннолитова, 2002. 352 с.
12) Вертакова Ю.В., Козьсва И А., Кузьбожсв Э Н., Управленческие решения, разработка и выбор: Учебное пособие. М.: КНОРУС, 2005. 352 с.
13) Кабушкнн Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие. Мн.: Новое знание, 2002. 336 с.
14) Гончаров В.И. Менеджмент: Учебное пособие. Мн.: Мисанта, 2003. 624 с.
15) Злобина, Н.В. Управленческие решения: Учебное пособие. Тамбов.: Издательство Тамбовского государственного технического университета, 2007. 80 с.
16) Фатхутдинов Р.А. Разработка управленческого решения: Учебное пособие. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1998. 272 с.
Источник