Критерии классификации конфликтов масштаб способ протекания
Горизонтальные конфликты – к ним относят такие конфликты, в которых не замешаны лица, находящиеся в подчинении друг у друга
Смешанные конфликты – в таких конфликтах представлены и вертикальные, и горизонтальные составляющие
Вертикальные конфликты – к ним относят такие конфликты, в которых участвуют лица, находящиеся в подчинении один у другого
Конструктивные конфликты – это созидательные, позитивные конфликты, которые приносят делу пользу
Деструктивные конфликты – это разрушительные, негативные конфликты, которые приносят делу вред
Конфликты по характеру причины
Объективные конфликты – это конфликты порождены объективными причинами. Объективный конфликт чаще разрешается конструктивно
эти конфликты, как правило, связаны с организационной структурой, ее особенностями и могут быть как «горизонтальными», так и «вертикальными»
– развивающие, утверждающие , активизирующие каждую из конфликтующих личностей и группу в целом
– способствующие самоутверждению или развитию одной из конфликтующих личностей или группы в целом и подавлению, ограничению другой личности или группы лиц
Межгрупповые конфликты – предполагают, что сторонами конфликта являются социальные группы, преследующие несовместимые цели и своими практическими действиями препятствующие друг другу. Это может быть конфликт между представителями различных социальных категорий
Внутригрупповой конфликт включает, как правило, саморегуляционные механизмы. Если групповая саморегуляция не срабатывает, а конфликт развивается медленно, то конфликтность в группе становится нормой отношений. Если же конфликт развивается быстро, и нет саморегуляции, то наступает деструкция. Если конфликтная ситуация развивается по деструктивному типу, то возможен ряд дисфункциональных последствий
Конфликт межличностный – это наиболее часто возникающий конфликт. Возникновение межличностных конфликтов определяется ситуацией, личностными особенностями людей, отношением личности к ситуации и психологическими особенностями межличностных отношений. Возникновение и развитие межличностного конфликта во многом обусловлены демографическими и индивидуально-психологическими характеристиками
Конфликт внутриличностный – это , как правило, конфликт мотивации, чувств, потребностей, интересов и поведения у одного и того же человека
«подлинный» конфликт — существующий объективно и воспринимаемый адекватно
«случайный, или условный» — зависящий от легко изменяемых обстоятельств, что, однако, не осознается сторонами
«смещенный» — явный конфликт, за которым скрывается другой, невидимый конфликт, лежащий в основании явного
«неверно приписанный» — конфликт между сторонами, ошибочно понявшими друг друга, и, как результат, по поводу ошибочно истолкованных проблем
«латентный» — конфликт, который должен был бы произойти, но которого нет, поскольку по тем или иным причинам он не осознается сторонами
«ложный» — конфликт, существующий только в силу ошибок восприятия и понимания при отсутствии объективных оснований
Источник
Классификация конфликтов. Классифицировать конфликты можно по различным критериям
Классифицировать конфликты можно по различным критериям.
По содержанию выделяют личностные (возникают на основе противоречий в личных интересах, касаются восприятия и оценки людьми друг друга, действий и поступков) и деловыеконфликты (при несовпадении мнений и позиций членов коллектива при решении проблем делового характера: несовпадение взглядов на оплату труда, режим работы и т.д.).
По процессу конфликты относят к вертикальным (между руководителем и подчинёнными) и горизонтальным (между работниками одного уровня).
По результату конфликты подразделяются на деструктивные и продуктивные. Деструктивный конфликт ведёт к рассогласованию, расшатыванию взаимодействия. Для такого конфликта характерны следующие признаки:
· «экспансия» конфликта – расширение количества вовлечённых участников, их конфликтных действий, умножение количества негативных установок в адрес друг друга и остроты высказываний;
· «эскалация» конфликта – наращивание напряжённости, включение в него всё большего числа ложных восприятий как черт и качеств оппонента, так и самих ситуаций взаимодействия, рост предубеждённости против партнёров.
Продуктивный конфликт чаще всего возникает в том случае, когда столкновение не касается несовместимости личностей, а порождено различием их точек зрения на какую-либо проблему, на способы её решения.
В таком случае конфликты способствуют формированию всестороннего понимания проблемы.
В зависимости от источника возникновения выделяют следующие типы конфликтов. Внутриличностный конфликт возникает при столкновении противоположных потребностей, мотивов, интересов у одного и того же человека. В основе их лежит негативное психологическое состояние конфликтной личности: внутренние переживания, обиды, завышенная самооценка, страх за собственную безопасность, зависть. Межличностныйконфликт – противоречие между двумя или более личностями в результате внутриличностных противоречий, несовместимости характеров, столкновения противоположных интересов, целей, мотивов, ценностей. Личностно-групповой конфликт возникает при несоответствии поведения личности групповым нормам и ожиданиям. В межгрупповомконфликте в качестве конфликтующих сторон выступают социальные группы, преследующие несовместимые цели и препятствующие друг другу.
Способы управления конфликтами
К. Томас выделяет пять основных способов управления конфликтами: соревнование (соперничество), уступка (приспособление), компромисс, избегание, сотрудничество[2].
Однако выявлены следующие возможности способов: при избегании конфликта ни одна из сторон не достигнет успеха;
— при соревновании, уступке или компромиссе либо один из участников выигрывает, а другой проигрывает, либо оба проигрывают, если идут на компромиссные уступки;
— лишь при сотрудничестве оба выигрывают, т.к. пытаются выйти на принципиально новый уровень решения проблемы.
1. Сотрудничество. Стороны, между которыми возникает противоречие, активно приступают к поиску совместного взаимовыгодного решения, полностью устраивающего обе стороны. Его рекомендуется использовать, если:
— решение проблем очень важно для обеих сторон;
— у вас тесные, длительные и взаимозависимые отношения с другой стороной;
— стороны осведомлены в проблеме, они способны изложить суть своих интересов и выслушать друг друга;
— стороны обладают равной властью или игнорируют разницу в положении ради решения проблемы.
2. Компромисс. Находится нужное решение, устраивающее в основном две стороны, но за счёт некоторых уступок. Каждый в чём-то уступает, и за счёт этого находится нужное решение. Такой подход наиболее эффективен, если:обе стороны обладают равной властью, но имеют взаимоисключающие интересы;
необходимо получить быстрое или временное решение;удовлетворение желания имеет для человека не очень большое значение, он может изменить поставленную вначале цель;компромисс позволяет сохранить взаимоотношения, человек предпочитает получить хоть что-то, чем совсем потерять.
3. Избегание.Уход от конфликтной ситуации используется, если:
— напряжённость слишком велика, и надо ослабить накал;
— когда вы общаетесь со сложным собеседником;
— исход для вас не очень важен, и вам не хочется тратить силы;
— вы знаете, что не можете решить конфликт в свою пользу;
— вы хотите выиграть время, чтобы получить дополнительную информацию и заручиться чьей-то поддержкой;
— вы чувствуете, что у других больше шансов решить эту проблему.
4. Уступка – отказ от борьбы в пользу другого лица. Применяется, если:
— исход дела чрезвычайно важен для другого лица и не очень существенен для вас;
— если вы хотите сохранить хорошие взаимоотношения, и это важнее, чем отстаивать свои интересы;
— у вас мало власти, правда не на вашей стороне;
— другой может извлечь из этой ситуации хороший урок, даже не соглашаясь с вами и совершив ошибку.
5. Соперничество – прямая конфронтация, ни одна из сторон не желает ни в чём уступать. Человек, использующий этот стиль, не очень заинтересован в сотрудничестве с другими людьми, зато способен на волевые решения. Применяется, если:
— вы обладаете достаточным авторитетом, и очевидно, что принятое вами решение наилучшее;
— исход очень важен для вас;
— критическая ситуация требует быстрого реагирования;
— нет иного выбора, и вам нечего терять;
— вы не можете дать понять людям, что находитесь в тупике, когда кто-то должен повести их за собой.
Конфликты личностного плана решаются в основном избеганием и уступкой, значительная часть деловых конфликтов может быть решена путём сотрудничества и компромисса.
Существуют два способа разрешения конфликта с помощью третьего лица. При использовании модели арбитража третье лицо выслушивает обе стороны и принимает решение по спорному вопросу. Когда применяется модель посредничества, третье лицо не принимает решение, но организует процесс разрешения конфликта самими участниками.
Источник
Схема 6. Классификация конфликтов по сфере возникновения и масштабу проявления.
Схема 7. Классификация конфликтов по сферам проявления.
Таблица 14. Типология конфликтов.
Основания классификации: | Виды конфликта: |
По продолжительности конфликты: | 1) краткосрочные 2) среднесрочные 3) долгосрочные |
По интенсивности: | 1) острые, 2) вялотекущие |
В зависимости от состава участников: | 1) межличностных 2) групповых |
По субъектам-носителям: | 1) однопорядковые 2) разнопорядковые |
В зависимости от уровня организации общества (по К. Боулдинга) | 1) на уровне индивидуума 2) на уровне межличностных отношений 3) на уровне социальных групп 4) на уровне крупных систем и подсистем 5) на уровне всего определенного общества 6) на региональном и глобальном уровне |
В зависимости от природы возникновения (проявления) конфликта (по М. Дойчу): | 1) подлинный конфликт (в этом случае столкновение интересов существует объективно, осознается участниками и не зависит от какого-либо легко изменяемого фактора) 2) случайный или условный конфликт (зависит от случайных, легко поддающихся изменению обстоятельств, что не осознается его участниками, он прекращается в случае осознания реально имеющихся альтернатив) 3) смещенный конфликт (когда воспринимаемые причины его возникновения лишь косвенно связаны с объективными причинами, лежащими в его основе) 4) неверно приписанный конфликт приписывается не тем сторонам, между которыми разыгрывается действительный конфликт. Это делается либо непреднамеренно, либо сознательно с целью провоцировать столкновение в группе противника, тем самым затушевывая конфликт между его истинными сторонами) 5) скрытый (латентный) конфликт, который в силу объективных причин должен иметь место, но не проявляющийся. Он может быть смещенным, неверно приписанным либо никак не представленным в сознании людей) 6) ложный конфликт (столкновение, не имеющее объективных оснований, возникающий в результате ложных представлений и недоразумений) |
Конфликты в правовой и анти правовой (противоправной) сферах (по В.А. Леванскому): | 1) конфликт в правовой сфере 2) конфликт в сфере правового закона, т.е. протекает в цивилизованных, правовых, законодательно утвержденных формах; 3) конфликт, при котором один аспект действий сторон — правовой, а другой — противоправный 4) конфликт, в котором наблюдается смешение правовых, законных и противоправных действий обеих сторон 5) конфликт в сфере антиправового 6) конфликт полностью находится в противоправной (антиправовой) сфере |
Классификация конфликтов, при которой одна противоборствующая сторона находится в одной сфере, а другая-в другой (по В.А. Леванскому): | 1) одна сторона конфликта находится в сфере права, а другая — в противоправной сфере 2) одна сторона конфликта находится в сфере права, другая — в сфере правового закона 3) одна из сторон конфликта находится в сфере антиправового закона, а другая — в преступной сфере 4) одна из сторон конфликта находится в сфере правового закона, а другая — в противоправной сфере 5) одна сторона конфликта находится в сфере права, а другая — в сфере антиправового законодательства 6) одна сторона конфликта находится в сфере правового закона, а другая — в сфере антиправового закона |
В несколько ином варианте разработана типология конфликтов американским конфликтологом А. Рапопортом, который еще с начала 1960-х гг. убедительно доказал, что нельзя все конфликты подгонять под единую универсальную схему. Он делит их по способам проявления на три группы: сражения, игры, дебаты.
В сражениях «схватках» противников разделяют непримиримые противоречия, их целью является причинение наибольшего вреда своему сопернику, и рассчитывать на разрешение такого конфликта можно только в случае победы одной из сторон. Данная модель поведения субъектов в конфликте является самой нерациональной, не учитывающей затрат, не содержащей ценности, способствующие достижению компромисса.В силу определенных условий в нашей стране большая часть конфликтов протекает по сценарию схваток и не цивилизованного переживания поражения, чему способствует отсутствие органов, регулирующих конфликты.
Для конфликта типа игры характерна рациональная модель поведения его субъектов. Обе стороны действуют в рамках одних и тех же правил, они рассчитывают свои ходы, взвешивают свои приобретения и потери и т.д. Такие противоборства никогда не завершаются и не могут завершиться разрушением всей структуры отношений. Но в ходе игры предпочтения и ценности остаются неизменными, что практически затрудняет разрешение конфликта подобного рода. По сценарию игр идет соперничество, например, между кандидатами в представительные (законодательные) органы, президенты, губернаторы и т.п.
Есть конфликты типа дебатов, где возможен спор, маневры, но в принципе обе стороны могут находить компромисс, так как они умеют не только рассчитывать усилия и затраты, владеть правилами игры, но и анализировать их. Типовой анализ конфликта, в том числе юридического, по способу проявления может оказывать значительную помощь в управлении противоборством, в его разрешении. Так, после того, как проведен в рамках исследования типовой анализ юридического конфликта и определено, что это, например, не дебаты, а сражение, заинтересованным лицам следует провести ряд трудоемких, может быть, длительных мероприятий по приближению второго к первому (противоборства типа сражения к противоборству типа дебатов), потому что, как правило, сражения являются в большей степени негативно направленными, выполняющими деструктивные (разрушительные) функции. [10]
В данном случае типовой анализ следует связать с процессуальной динамической моделью юридического конфликта. Как правило, на стадии возникновения противоборства каждый из субъектов надеется на победу и прилагает для этого все усилия, привлекает всевозможные ресурсы для нанесения поражения противнику (сражение). Когда материальные и моральные ресурсы исчерпаны, а победа так и не достигнута одним из субъектов, возникает потребность в определении общих правил, норм, регулирующих поведение участников противоборства (игра). Но и в рамках «игрового типа» протекания конфликта не устраняется его источник, поэтому противодействия продолжаются. Если добиться того, что субъекты будут и дальше придерживаться рациональной модели, то возможно достичь следующей — постконфликтной стадии, на которой основное внимание должно обращаться на основы конфликта.
Для успешного завершения последней стадии необходимо, четко определив природу возникшего юридического конфликта, выработать единые правила поведения и договориться о способах и процедурах его разрешения. Каждая из типологий имеет свои резоны и в той или иной ситуации может оказаться весьма кстати при рассмотрении проблем, возникающих в связи с конкретным противоборством в правовой сфере. Выделение отдельных типов конфликтов позволяет конкретизировать противоречия, лежащие в основе противоборств, проблему происхождения, основание развития, а также условия и возможности преодоления или регуляции конфликтов в юридической сфере.
В связи с тем, что проблематика конфликтного поведения многоаспектна, а виды и варианты такого поведения в юридической сфере многообразны, классификация юридических конфликтов может проводиться по многочисленным основаниям: по отраслям права, в которых протекает конфликт; по структуре нормы, относящейся к конфликту; по разновидности правоприменительного учреждения; по характеру связи с механизмом правового регулирования, по формам реализации права, по характеру доминирующих мотивов, по характеру конфликтных действий и т.д. Очевидно, что при таком многообразии критериев классификации одни и те же виды (варианты) конфликтного поведения могут попадать в различные типологические ряды. Например, изучая характер конфликтного поведения различных субъектов, можно анализировать также характер доминирующих в их деятельности мотивов.
Степень изученности конфликтного поведения, классифицированного по вышеперечисленным основаниям, различна. Наиболее разработанной является классификация юридических конфликтов по отраслям права. В принципе конфликты возможны в каждой отрасли права. Поэтому можно сказать, что в зависимости от того, какие на сегодняшний день существуют отрасли права, такие могут быть и конфликты. Самые распространенные конфликтные взаимодействия связаны с вопросами гражданского, финансового, предпринимательского, трудового, семейного, жилищного права. Распространены конфликты, относящиеся к сферам действия уголовного (криминальные конфликты), уголовно-процессуального (уголовно-процессуальные конфликты) права. Нередко встречаются экологические и другие конфликты, регулируемые нормами административного права. В последнее время участились конфликты между органами власти, что подпадает под действие конституционного права.
Важно отметить что, существует много смешанных вариантов конфликтных взаимоотношений, но можно выделить два основных: 1) переходная форма — когда конфликт приобретает юридический характер, переходя в правовую сферу, и юридизируется (например, товарищеская или семейная ссора перерастает в административное правонарушение или преступление (побои и т.п.) и приводит к юридическим последствиям); 2) когда конфликт приобретает многоотраслевой характер (например, конфликт между общественной организацией (политической партией, профсоюзом) и государственными органами может при возникновении вообще не иметь юридического характера, но затем оказаться правовым в связи с теми или иными действиями сторон, подлежащими квалификации конституционным, административным, финансовым и другим правом).
Рассмотрим теперь классификацию юридических конфликтов в зависимости от структуры соответствующих правовых норм. В основе конфликта могут лежать различное толкование и понимание либо несоблюдение, нарушение практически любой нормы права: уполномочивающей, обязывающей или запрещающей. Характер нормы сказывается на частоте конфликтов и на том, какие субъекты выступают в качестве конфликтующих сторон. В случае применения уполномочивающей нормы конфликт может скорее возникнуть между частным лицом — физическим или юридическим — и уполномоченным субъектом при нарушении им интересов первого.
При обязывающей норме круг субъектов юридического конфликта шире: он возможен как между обязанным лицом и государством (в случае невыполнения обязанности), так и между этим лицом и его контрагентами (например, контролер в автобусе, исполняя свою обязанность, пытается оштрафовать безбилетного пассажира, который уклоняется от уплаты штрафа и вступает по этому поводу в конфликт с контролером). Если, уклоняясь от этого конфликта, контролер отпустит безбилетника, он вступит в другой конфликт — с государством). При применении запретительных норм конфликты возникают главным образом в случае их нарушения. Классификация юридических конфликтов по системе государственных правоприменительных или правоохранительных органов удобна в том отношении, что дает представление о компетенции этих органов в случае возникновения конфликтных ситуаций. Надо заметить, что эта компетенция достаточно четко определена применительно к правоохранительным органам. Но если конфликты возникают в связи с работой других государственных учреждений, различных министерств, ведомств и т.п., то нередки путаница, волокита, пересылка бумаг из вышестоящей инстанции в нижестоящую и наоборот. Классификация конфликтов по системе государственных правоприменительных и правоохранительных органов полезна, прежде всего, для граждан, так как они должны иметь четкую информацию, куда следует обращаться для разрешения спорных вопросов.
Вывод: типология юридического конфликта может конструироваться по различным основаниям. Но пока нет единой типологии, полно и однозначно отображающей любой социальный конфликт. Нет и единой типологии юридического конфликта. Поэтому данная проблема остается нерешенной. На современном этапе развития юридической конфликтологии перед исследователями, на наш взгляд, должна стоять задача сначала поиска всех возможных оснований классификации юридического конфликта, что может способствовать контролированию, регулированию, разрешению конфликтных процессов и предвидению их последствий, а затем — выработки единой типологии для всех конфликтов в правовой сфере.
Вопросы по теме:
1. Раскройте определение функциональной направленности конфликта в правовой сфере.
2. Раскройте и укажите конструктивные составляющие юридического конфликта.
3. Раскройте и укажите деструктивные составляющие юридического конфликта.
4. Проведите функциональный анализ юридического конфликта.
5. Охарактеризуйте типологию юридического конфликта.
[1]Coser l. A. The Funtions of Social Conflikt. L.Glencoe. 1956.p. 33-149.
[2]Кульчар К. Политический конфликт.//Политология вчера и сегодня. М., 1991.Вып. 3.С.176.
[3]SztumskiJ. Konfliktspoleczny. Katowice. 1987. S.67-70.
[4]Запрудский Ю.Г. Социальный конфликт: Политический анализ.Ростов н/Д., 1992.С.84-86.
[5] Запрудский Ю.Г. Социальный конфликт:Политический анализ. Ростов-н/Д.,1992. С.89
[6] Плеханов Г.В. К вопросу о развитии монистического взгляда на историю.: М., 1956..Т.1. С.577.
[7] Тихомиров Ю.А. Юридическая коллизия. М., 1994. С.14-15
[8] Юридическая конфликтология: учебное пособие / Т.В.Худойкина, А.А. Брыжинский. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2008.-С.33
[9]Юридическая конфликтология: учебное пособие / Т.В.Худойкина, А.А. Брыжинский. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2008.-С.34
[10]Юридическая конфликтология: учебное пособие / Т.В.Худойкина, А.А. Брыжинский. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2008.-С.34
Дата добавления: 2015-02-25 ; просмотров: 4634 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Источник