Кресло кровать способ сложения

Содержание
  1. Способы словообразования в русском языке
  2. Морфологический способ словообразования
  3. Таблица с примерами
  4. Лексико-синтаксический способ словообразования
  5. Морфолого-синтаксический способ словообразования
  6. Лексико-семантический способ словообразования
  7. Видеоурок
  8. Тест по теме «Словообразование»
  9. Тест по русскому языку для 6 класса по теме «Словообразование»
  10. Выберите документ из архива для просмотра:
  11. Дистанционное обучение как современный формат преподавания
  12. Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
  13. Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
  14. Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
  15. Общая информация
  16. Похожие материалы
  17. Урок-презентация по русскому языку «Мягкий знак в середине и на конце числительных»
  18. Конспект урока по русскому языку 5 класс «Имена существительные одушевленные и неодушевленные»
  19. Презентация по русскому языку на тему » Степени сравнения наречий»
  20. Презентация по русскому языку на теему » Разряды наречий»
  21. Презентация по русскому языку на тему » Наречие» (6 класс)
  22. Рабочая программа по русскому языку 1-4 класс
  23. Технологическая карта урока русского языка на тему «Морфология» (6 класс)
  24. Олимпиадные задания по русскому языку ( школьный тур) 3 класс
  25. Вам будут интересны эти курсы:
  26. Оставьте свой комментарий
  27. Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
  28. Подарочные сертификаты

Способы словообразования в русском языке

Title: Все способы словообразования (таблица с примерами)
Description: Разберем с примерами способы словообразования: морфологический, лексико-синтаксический, морфолого-синтаксический и лексико-семантический способ.

  • Морфологический спо­соб сло­во­об­ра­зо­ва­ния
  • Таблица с при­ме­ра­ми
  • Лексико-синтаксический спо­соб сло­во­об­ра­зо­ва­ния
  • Морфолого-синтаксический спо­соб сло­во­об­ра­зо­ва­ния
  • Лексико-семантический спо­соб сло­во­об­ра­зо­ва­ния
  • Видеоурок

Способы сло­во­об­ра­зо­ва­ния — это мор­фо­ло­ги­че­ский, лексико-синтаксический, морфолого-синтаксический и лексико-семантический спо­соб. Способы сло­во­об­ра­зо­ва­ния пока­зы­ва­ют, с помо­щью каких язы­ко­вых средств обра­зу­ют­ся новые сло­ва.

Умение опре­де­лить спо­со­бы обра­зо­ва­ния слов в рус­ском язы­ке поз­во­лит пра­виль­но выпол­нить сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ный раз­бор лек­сем, соста­вить сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ную цепоч­ку и сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ное гнез­до.

В рус­ском язы­ке выде­ля­ют­ся сле­ду­ю­щие спо­со­бы сло­во­об­ра­зо­ва­ния:

  1. мор­фо­ло­ги­че­ский;
  2. лексико-синтаксический;
  3. морфолого-синтаксический;
  4. лексико-семантический.

Каждый из назван­ных спо­со­бов сло­во­об­ра­зо­ва­ния — это актив­но функ­ци­о­ни­ру­ю­щая модель обра­зо­ва­ния слов с помо­щью раз­лич­ных аффик­сов и их ком­би­на­ций, это сли­я­ние (сра­ще­ние), пере­ход из одной части речи в дру­гую и др.

Вначале рас­смот­рим мор­фо­ло­ги­че­ский спо­соб обра­зо­ва­ния слов как наи­бо­лее про­дук­тив­ный.

Морфологический способ словообразования

Морфологический спо­соб сло­во­об­ра­зо­ва­ния явля­ет­ся основ­ным в обо­га­ще­нии сло­вар­но­го соста­ва рус­ско­го язы­ка. Новые сло­ва обра­зу­ют­ся на базе име­ю­щих­ся про­из­во­дя­щих основ путём соче­та­ния их с раз­лич­ны­ми аффик­са­ми.

Лингвистический тер­мин «аффикс» (лат. affixus — «при­креп­лен­ный») назы­ва­ет часть сло­ва, име­ю­щую грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние и видо­из­ме­ня­ю­щую зна­че­ние кор­ня. По место­по­ло­же­нию в сло­ве аффик­сы под­раз­де­ля­ют­ся на

  • пре­фик­сы, или при­став­ки;
  • суф­фик­сы;
  • пост­фик­сы;
  • интер­фик­сы, или соеди­ни­тель­ные глас­ные;
  • флек­сии, или окон­ча­ния.

Отметим, что флек­сии и фор­мо­об­ра­зу­ю­щие суф­фик­сы не участ­ву­ют в сло­во­об­ра­зо­ва­нии.

В зави­си­мо­сти от того, с помо­щью какой мор­фе­мы или ком­би­на­ции аффик­сов обра­зо­ва­на новая лек­се­ма, в рус­ском язы­ке раз­ли­ча­ют сле­ду­ю­щие виды мор­фо­ло­ги­че­ско­го спо­со­ба сло­во­об­ра­зо­ва­ния:

1. Префиксальный (при­ста­воч­ный) спо­соб — это обра­зо­ва­ние ново­го сло­ва путем при­со­еди­не­ния пре­фик­са (при­став­ки) к про­из­во­дя­щей осно­ве:

  • писать → выписать
  • вид →подвид
  • забавный → презабав­ный

2. Суффиксальный спо­соб (суф­фик­са­ция) — это при­со­еди­не­ние к про­из­во­дя­щей осно­ве сло­во­об­ра­зу­ю­ще­го суф­фик­са:

  • нахо­дить → находка
  • цвет (цве­ток) → цветник
  • улы­баться → улыбка

3. Приставочно-суффиксальный спо­соб исполь­зу­ет­ся в обра­зо­ва­нии новых слов с помо­щью двух аффик­сов: при­став­ки и суф­фик­са

  • локоть → подлокотник
  • беседа → собеседник
  • свежий → освежить
  • море → заморский
  • мох → замшеть

4. Нулевая суф­фик­са­ция (без­аф­фикс­ный, бес­суф­фик­саль­ный спо­соб) — это обра­зо­ва­ние ново­го сло­ва с помо­щью нуле­во­го суф­фик­са:

  • взво­дить → взвод
  • при­пе­вать → при­пев
  • свинья → свин ой
  • золото → золот ой
  • восемь → восьм ой

5. Постфиксация — это при­со­еди­не­ние к про­из­во­дя­щей осно­ве пост­фик­сов -то, -либо, -нибудь, -ся:

  • кто → кто-то
  • что → что-нибудь
  • где → где-либо
  • когда → когда-то
  • бро­сать → бро­саться

6. Префиксально-постфиксальный (приставочно-постфиксальный) спо­соб исполь­зу­ет­ся для обра­зо­ва­ния новых слов с помо­щью при­став­ки и пост­фик­са:

  • слу­шать →вслу­шаться
  • нюхать →принюхаться
  • думать →вдуматься
  • тос­ко­вать →истос­ко­ваться
  • ждать →дождаться
Читайте также:  Все народные способы сбить давление

7. Суффиксально-постфиксальный спо­соб — это при­со­еди­не­ние к про­из­во­дя­щей осно­ве одно­вре­мен­но двух аффик­сов: суф­фик­са и пост­фик­са.

  • толпа → толпиться
  • скупой → скупиться
  • пере­го­во­рить → пере­го­вариваться

8. Сложение — спо­соб обра­зо­ва­ния, при кото­ром про­ис­хо­дит соеди­не­ние

1) двух про­из­во­дя­щих основ в одно сло­во

а) без помо­щи соеди­ни­тель­ной глас­ной (интер­фик­са):

  • кресло-кровать;
  • платье-халат;
  • ракета-носитель;
  • ковёр-самолет;

б) с помо­щью интер­фик­са:

  • север , восток → северо-восток;
  • сухиефрукты → сухофрук­ты;
  • свод неба → небосвод;
  • птица, фаб­рика → птицефаб­ри­ка;
  • хра­ни­лище для овощей → овощехра­ни­ли­ще;

2) сло­же­ние усе­чен­ной осно­вы и сло­ва:

  • ветери­нар­ный врач→ вет­врач;
  • туристи­че­ский поход→ тур­по­ход;
  • медицин­ский пункт→ мед­пункт;

3) сло­же­ние усе­чен­ных основ слов:

  • замести­тель председа­те­ля → зам­пред;
  • мотоцикл педаль­ный → мопед;
  • профсоюз­ный комитет → проф­ком;

4) аббре­ви­а­ция — сло­же­ние зву­ков или назва­ний началь­ных букв сло­во­со­че­та­ний:

9. Сложносуффиксальный спо­соб — это сло­же­ние про­из­во­дя­щих основ с помо­щью интер­фик­са и с одно­вре­мен­ной суф­фик­са­ци­ей:

  • длинная шерсть + -н- → длинношерст­ный;
  • хлеб, резать + -к- → хлеборез­ка;
  • сам, варить + → самовар;
  • черные брови + → чернобро­вый;
  • каша, варить + → кашевар.

Таблица с примерами

Способы обра­зо­ва­ния словПримеры

1. Приставочный текст → подтекст
гнать → догнать
2. Суффиксальный белый → белизна
пахать → пахота
сотво­рить → сотворение
3. Приставочно-суффиксальный люди → безлюдный
долгий → задолго
дом → надомник
4. Бессуффиксальный отды­хать → отдых
зеленый → зелень
супруг → супру­га
5. Постфиксальный какой → какой-нибудь
что → что-то
где → где-либо
6. Сложение:
1) двух основ

2) двух основ + суф­фикс

3) сокра­щен­ных основ

4) началь­ных букв или зву­ков

пожар, опасный → пожа­ро­опас­ный
диван, кро­вать → диван-кровать
канат, ходить → кана­то­ходец
море, пла­вать → море­пла­ватель
специаль­ный корреспон­дент → спец­кор
МХАТ, ОБСЕ, ЮНЕСКО
7. Слияние целых слов густо, насе­лен­ный → густо­на­се­лен­ный
мало, зна­ко­мый → мало­зна­ко­мый
8. Переход из одной части речи в дру­гую заго­ра­ю­щие (сущ.) — заго­ра­ю­щие (прич.) люди;
про­хо­жий (сущ.) — про­хо­жий (прил.) чело­век

Лексико-синтаксический способ словообразования

С помо­щью лексико-синтаксического спо­со­ба сло­во­об­ра­зо­ва­ния были обра­зо­ва­ны сло­ва из цело­го сло­во­со­че­та­ния путём «скле­и­ва­ния» их ком­по­нен­тов:

  • впе­ред смот­ря­щий → впе­рёд­смот­ря­щий;
  • сего дня → сего­дня;
  • с ума сшед­ший → сума­сшед­ший.

При таком спо­со­бе про­ис­хо­дит сли­я­ние, или сра­ще­ние, само­сто­я­тель­ных слов раз­ных частей речи в одну лек­си­че­скую еди­ни­цу. Слияние отли­ча­ет­ся от сло­же­ния тем, что мето­дом сло­же­ния обра­зу­ют­ся слож­ные сло­ва толь­ко от пол­нознач­ных слов или их частей.

Слияние обра­зо­ва­ло лек­се­мы от соче­та­ний слов, вклю­чая слу­жеб­ные сло­ва, с сохра­не­ни­ем поряд­ка слов и падеж­ных окон­ча­ний. Слова, в ста­ри­ну писав­ши­е­ся раз­дель­но, в совре­мен­ном язы­ке пишут­ся слит­но и при­об­ре­та­ют одно уда­ре­ние:

  • сей час → сейча́с;
  • тот час → то́тчас

В совре­мен­ном рус­ском язы­ке очень про­дук­тив­но сли­я­ние в обра­зо­ва­нии слож­ных слов, пер­вой частью кото­рых явля­ет­ся наре­чие с суф­фик­сом -о- или -е (быст­ро, высо­ко, выше-, низ­ко, ниже-, близ­ко, ближе-, глу­бо­ко, лег­ко, мало, мно­го и пр.), а вто­рой частью — при­ла­га­тель­ное или при­ча­стие:

  • высо­ко, вита­мин­ный → высоковита­мин­ный корм;
  • мало, изу­чен­ный → малоизу­чен­ный рай­он;
  • сла­бо, видя­щий → слабовидя­щий чело­век;
  • низ­ко, опла­чи­ва­е­мый → низкоопла­чи­ва­е­мый работ­ник;
  • глу­бо­ко, ува­жа­е­мый → глу­бокоува­жа­е­мый;
  • выше ука­зан­ный → вышеука­зан­ный.

Морфолого-синтаксический способ словообразования

Морфолого-синтаксический спо­соб сло­во­об­ра­зо­ва­ния пред­став­ля­ет собой пере­ход сло­ва из одной части речивдру­гую. Так обра­зо­ва­лось мно­же­ство суще­стви­тель­ных из при­ла­га­тель­ных (при­ча­стий), кото­рые поте­ря­ли спо­соб­ность обо­зна­чать при­знак и при­об­ре­ли веще­ствен­ность.

Произошла суб­стан­ти­ва­ция (лат. substantivum — имя суще­стви­тель­ное) — грам­ма­ти­че­ский пере­ход в раз­ряд суще­стви­тель­ных слов дру­гих частей речи.

Понаблюдаем:

  • мосто­вая (прил.) → булыж­ная мосто­вая (сущ.);
  • живот­ное (прил.) суще­ство → дико­вин­ное живот­ное (сущ.) ;
  • набе­реж­ная (прил.) ули­ца → кра­си­вая набе­реж­ная (сущ.);
  • при­ём­ная ком­на­та → при­ём­ная дирек­то­ра;
  • рабо­чий чело­век → ква­ли­фи­ци­ро­ван­ный рабо­чий.

Переход слов из одной части речи в дру­гую может про­ис­хо­дить путем лек­си­ка­ли­за­ции — пре­вра­ще­ни­ем отдель­ной грам­ма­ти­че­ской фор­мы в сло­во новой части речи:

  • любо­вать­ся (чем?) вер­хом — ехать (как?) вер­хом;
  • тем­ной ночью — спать (когда?) ночью.
  • мороз­ной зимой — родил­ся (когда?) зимой.

Таким спо­со­бом фор­мы тво­ри­тель­но­го паде­жа суще­стви­тель­ных изряд­но попол­ни­ли само­сто­я­тель­ную часть речи наре­чие:

мигом, пеш­ком, летом, осе­нью, вес­ной, рядом, днем и т. д.

Лексико-семантический способ словообразования

Лексико-семантический спо­соб сло­во­об­ра­зо­ва­ния пред­став­ля­ет собой рас­пад зна­че­ний мно­го­знач­но­го сло­ва. Значения сло­ва рас­хо­дят­ся по смыс­лу настоль­ко дале­ко друг от дру­га, что обра­зу­ют отдель­ные лек­си­че­ские еди­ни­цы. Так в рус­ском язы­ке воз­ни­ка­ют омо­ни­мы:

  • титан — гигант, всту­пив­ший в схват­ку с вра­гом;
  • титан — боль­шой метал­ли­че­ский бак для кипя­че­ния воды;
  • титан — твер­дый металл.

Видеоурок

Тест по теме «Словообразование»

  1. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?
  1. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?
  1. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?
  1. Какое слово образовано суффиксальным способом?
  1. Какое слово образовано суффиксальным способом?
  1. Какое слово образовано приставочным способом?
  1. Какое слово образовано приставочным способом?
  1. Какое слово образовано бессуффиксным способом?
  1. Какое слово образовано бессуффиксным способом
  1. Какое слово образовано способом сложения?
  1. В каком слове допущена ошибка в определении способа образования слова?

А) пересчитать – приставочный,

Б) разбег – бессуффиксный,

В) лесоруб – бессуффиксный,

Г) зевота – суффиксальный.

  1. У В каком слове допущена ошибка в определении способа образования слова?

А) усиленно – приставочный,

Б) пробежать – приставочный,

В) выход – бессуффиксный,

Г) горение – суффиксальный.

  1. Укажите способ образования слова ПРИЗЫВ
  1. Укажите способ образования слова ВОСХОД
  1. B каком предложении есть слово, образованное путем перехода из одной части речи в другую?

А) Я композитор, но сейчас выступаю как пианист.

Б) Когда я вошёл в переднюю и заглянул в залу, я увидел умилительную картину.

В) Вытряхнули из шкафа остатки хлеба, муки и крупы, чтобы не развелись мыши.

Г) Потом она надела очки и прочитала несколько слов пришедшей накануне телеграммы.Узнать ответ1. — В
2. — Г
3. — А
4. — Г
5. — А
6. — Г
7. — В
8. — Б
9. — Г
10. — Б
11. — В
12. — А
13. — В
14. — Б
15. — Б

Источник

Тест по русскому языку для 6 класса по теме «Словообразование»

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ тест по русскому языку Словообразование. 2 варианта 6 класс .doc

1. Укажите слово (или слова), образованное суффиксаль ным способом.

а) белизна б) синий в) порез г) беловатый

2. Укажите способ образования слова сокурсник

а) суффиксальный б) приставочно-суффиксальный

в) приставочный г) сложение основ

3. Укажите способ образования слов: самолет, пароход, ледокол.

а) сложение основ б) приставочно-суффиксальный

в) суффиксальный г) приставочный

4. Укажите слово (или слова), образованное приставочно- суффиксальным способом.

а) бездельник б) сестрица в) наконечник г) матушка

5. Раздел науки о языке, в котором изучается, из каких значимых частей состоит слово, называется…

а) морфология б) фонетика в) морфемика г) орфография

6. Укажите слово (или слова), образованные сложением слов.

а) диван-кровать б) пароход в) сталевар г) вечерок

7. Укажите слова, образованные приставочно- суффиксаль ным способом.

а) подлещик б) безвкусица в) водяной г) водянистый

8. Значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования слов, называется:

а) суффиксом б) основой в) окончанием г) приставкой

9. Укажите ряд, в котором все слова образованы суффик сальным способом.

а) приятный, опенок, синь

б) водолаз, булочная, тишь

в) волейболист, прыгун, пустота

г) ключик, березонька, дядя

10. Укажите слово, образованное бессуффиксным способом.

а) ход б) лиственный в) водяной г) грозовой

1. Укажите слово (или слова), образованное суффиксаль ным способом.

а) желтизна б) красный в) переход г) зеленоватый

2. Укажите способ образования слов: нападение, недруг, дешифровка.

а) сложение слов б) приставочный в) суффиксальный г) приставочно-суффиксальный

3. Укажите способ образования слов: ковер-самолет, ди ван-кровать, кресло-качалка.

а) сложение слов б) приставочный в) суффиксальный

4. Укажите слово (или слова), образованное приставочно- суффиксальным способом.

а) подоконник б) бездорожье в) дождик г) неприятель

5. Впишите в определение недостающее слово

…………..— раздел науки, в котором изучается, от чего и с помощью чего образованы слова.

6. Укажите слово (или слова), образованное сложением ос нов.

а) ледокол б) сухофрукты в) плащ-палатка г) москвич

7. Укажите слово, образованное приставочно-суффиксаль ным способом.

а) разглядеть б) ветерок в) подосиновик г) пригород

8. Укажите номера слов, образованных суффиксальным способом.

а) подлещик б) безвкусица в) водяной г) водянистый

9. Значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов

в словосочетании и предложе нии, называется…

а) корнем б) окончанием в) суффиксом г) основой

10. Укажите ряд, в котором все слова образованы бессуф фиксным способом.

а) синь, тишь, переход

б) водолаз, булочная, накипь

в) волейболист, прыгун, пустота

г) ключик, березонька, дядя

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 832 человека из 77 регионов

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 331 человек из 60 регионов

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

  • Сейчас обучается 332 человека из 67 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Похожие материалы

Урок-презентация по русскому языку «Мягкий знак в середине и на конце числительных»

Конспект урока по русскому языку 5 класс «Имена существительные одушевленные и неодушевленные»

Презентация по русскому языку на тему » Степени сравнения наречий»

Презентация по русскому языку на теему » Разряды наречий»

Презентация по русскому языку на тему » Наречие» (6 класс)

Рабочая программа по русскому языку 1-4 класс

Технологическая карта урока русского языка на тему «Морфология» (6 класс)

Олимпиадные задания по русскому языку ( школьный тур) 3 класс

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5306323 материала.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

С 2019 года закрыто более 50 детских лагерей

Время чтения: 1 минута

Пензенские родители смогут попасть в школы и детсады только по QR-коду

Время чтения: 1 минута

Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России

Время чтения: 1 минута

В Минпросвещения предложили организовать телемосты для школьников России и Узбекистана

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки разработало концепцию преподавания истории российского казачества

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Читайте также:  Способы хранения лодок пвх
Оцените статью
Разные способы