- Способы словообразования в русском языке
- Морфологический способ словообразования
- Таблица с примерами
- Лексико-синтаксический способ словообразования
- Морфолого-синтаксический способ словообразования
- Лексико-семантический способ словообразования
- Видеоурок
- Тест по теме «Словообразование»
- Тест по русскому языку для 6 класса по теме «Словообразование»
- Выберите документ из архива для просмотра:
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
- Общая информация
- Похожие материалы
- Урок-презентация по русскому языку «Мягкий знак в середине и на конце числительных»
- Конспект урока по русскому языку 5 класс «Имена существительные одушевленные и неодушевленные»
- Презентация по русскому языку на тему » Степени сравнения наречий»
- Презентация по русскому языку на теему » Разряды наречий»
- Презентация по русскому языку на тему » Наречие» (6 класс)
- Рабочая программа по русскому языку 1-4 класс
- Технологическая карта урока русского языка на тему «Морфология» (6 класс)
- Олимпиадные задания по русскому языку ( школьный тур) 3 класс
- Вам будут интересны эти курсы:
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
Способы словообразования в русском языке
Title: Все способы словообразования (таблица с примерами)
Description: Разберем с примерами способы словообразования: морфологический, лексико-синтаксический, морфолого-синтаксический и лексико-семантический способ.
- Морфологический способ словообразования
- Таблица с примерами
- Лексико-синтаксический способ словообразования
- Морфолого-синтаксический способ словообразования
- Лексико-семантический способ словообразования
- Видеоурок
Способы словообразования — это морфологический, лексико-синтаксический, морфолого-синтаксический и лексико-семантический способ. Способы словообразования показывают, с помощью каких языковых средств образуются новые слова.
Умение определить способы образования слов в русском языке позволит правильно выполнить словообразовательный разбор лексем, составить словообразовательную цепочку и словообразовательное гнездо.
В русском языке выделяются следующие способы словообразования:
- морфологический;
- лексико-синтаксический;
- морфолого-синтаксический;
- лексико-семантический.
Каждый из названных способов словообразования — это активно функционирующая модель образования слов с помощью различных аффиксов и их комбинаций, это слияние (сращение), переход из одной части речи в другую и др.
Вначале рассмотрим морфологический способ образования слов как наиболее продуктивный.
Морфологический способ словообразования
Морфологический способ словообразования является основным в обогащении словарного состава русского языка. Новые слова образуются на базе имеющихся производящих основ путём сочетания их с различными аффиксами.
Лингвистический термин «аффикс» (лат. affixus — «прикрепленный») называет часть слова, имеющую грамматическое значение и видоизменяющую значение корня. По местоположению в слове аффиксы подразделяются на
- префиксы, или приставки;
- суффиксы;
- постфиксы;
- интерфиксы, или соединительные гласные;
- флексии, или окончания.
Отметим, что флексии и формообразующие суффиксы не участвуют в словообразовании.
В зависимости от того, с помощью какой морфемы или комбинации аффиксов образована новая лексема, в русском языке различают следующие виды морфологического способа словообразования:
1. Префиксальный (приставочный) способ — это образование нового слова путем присоединения префикса (приставки) к производящей основе:
- писать → выписать
- вид →подвид
- забавный → презабавный
2. Суффиксальный способ (суффиксация) — это присоединение к производящей основе словообразующего суффикса:
- находить → находка
- цвет (цветок) → цветник
- улыбаться → улыбка
3. Приставочно-суффиксальный способ используется в образовании новых слов с помощью двух аффиксов: приставки и суффикса
- локоть → подлокотник
- беседа → собеседник
- свежий → освежить
- море → заморский
- мох → замшеть
4. Нулевая суффиксация (безаффиксный, бессуффиксальный способ) — это образование нового слова с помощью нулевого суффикса:
- взводить → взвод
- припевать → припев
- свинья → свин ой
- золото → золот ой
- восемь → восьм ой
5. Постфиксация — это присоединение к производящей основе постфиксов -то, -либо, -нибудь, -ся:
- кто → кто-то
- что → что-нибудь
- где → где-либо
- когда → когда-то
- бросать → бросаться
6. Префиксально-постфиксальный (приставочно-постфиксальный) способ используется для образования новых слов с помощью приставки и постфикса:
- слушать →вслушаться
- нюхать →принюхаться
- думать →вдуматься
- тосковать →истосковаться
- ждать →дождаться
7. Суффиксально-постфиксальный способ — это присоединение к производящей основе одновременно двух аффиксов: суффикса и постфикса.
- толпа → толпиться
- скупой → скупиться
- переговорить → переговариваться
8. Сложение — способ образования, при котором происходит соединение
1) двух производящих основ в одно слово
а) без помощи соединительной гласной (интерфикса):
- кресло-кровать;
- платье-халат;
- ракета-носитель;
- ковёр-самолет;
б) с помощью интерфикса:
- север , восток → северо-восток;
- сухиефрукты → сухофрукты;
- свод неба → небосвод;
- птица, фабрика → птицефабрика;
- хранилище для овощей → овощехранилище;
2) сложение усеченной основы и слова:
- ветеринарный врач→ ветврач;
- туристический поход→ турпоход;
- медицинский пункт→ медпункт;
3) сложение усеченных основ слов:
- заместитель председателя → зампред;
- мотоцикл педальный → мопед;
- профсоюзный комитет → профком;
4) аббревиация — сложение звуков или названий начальных букв словосочетаний:
9. Сложносуффиксальный способ — это сложение производящих основ с помощью интерфикса и с одновременной суффиксацией:
- длинная шерсть + -н- → длинношерстный;
- хлеб, резать + -к- → хлеборезка;
- сам, варить + → самовар;
- черные брови + → чернобровый;
- каша, варить + → кашевар.
Таблица с примерами
Способы образования словПримеры
1. Приставочный | текст → подтекст гнать → догнать |
2. Суффиксальный | белый → белизна пахать → пахота сотворить → сотворение |
3. Приставочно-суффиксальный | люди → безлюдный долгий → задолго дом → надомник |
4. Бессуффиксальный | отдыхать → отдых зеленый → зелень супруг → супруга |
5. Постфиксальный | какой → какой-нибудь что → что-то где → где-либо |
6. Сложение: 1) двух основ 2) двух основ + суффикс 3) сокращенных основ 4) начальных букв или звуков | пожар, опасный → пожароопасный диван, кровать → диван-кровать канат, ходить → канатоходец море, плавать → мореплаватель специальный корреспондент → спецкор МХАТ, ОБСЕ, ЮНЕСКО |
7. Слияние целых слов | густо, населенный → густонаселенный мало, знакомый → малознакомый |
8. Переход из одной части речи в другую | загорающие (сущ.) — загорающие (прич.) люди; прохожий (сущ.) — прохожий (прил.) человек |
Лексико-синтаксический способ словообразования
С помощью лексико-синтаксического способа словообразования были образованы слова из целого словосочетания путём «склеивания» их компонентов:
- вперед смотрящий → вперёдсмотрящий;
- сего дня → сегодня;
- с ума сшедший → сумасшедший.
При таком способе происходит слияние, или сращение, самостоятельных слов разных частей речи в одну лексическую единицу. Слияние отличается от сложения тем, что методом сложения образуются сложные слова только от полнозначных слов или их частей.
Слияние образовало лексемы от сочетаний слов, включая служебные слова, с сохранением порядка слов и падежных окончаний. Слова, в старину писавшиеся раздельно, в современном языке пишутся слитно и приобретают одно ударение:
- сей час → сейча́с;
- тот час → то́тчас
В современном русском языке очень продуктивно слияние в образовании сложных слов, первой частью которых является наречие с суффиксом -о- или -е (быстро, высоко, выше-, низко, ниже-, близко, ближе-, глубоко, легко, мало, много и пр.), а второй частью — прилагательное или причастие:
- высоко, витаминный → высоковитаминный корм;
- мало, изученный → малоизученный район;
- слабо, видящий → слабовидящий человек;
- низко, оплачиваемый → низкооплачиваемый работник;
- глубоко, уважаемый → глубокоуважаемый;
- выше указанный → вышеуказанный.
Морфолого-синтаксический способ словообразования
Морфолого-синтаксический способ словообразования представляет собой переход слова из одной части речивдругую. Так образовалось множество существительных из прилагательных (причастий), которые потеряли способность обозначать признак и приобрели вещественность.
Произошла субстантивация (лат. substantivum — имя существительное) — грамматический переход в разряд существительных слов других частей речи.
Понаблюдаем:
- мостовая (прил.) → булыжная мостовая (сущ.);
- животное (прил.) существо → диковинное животное (сущ.) ;
- набережная (прил.) улица → красивая набережная (сущ.);
- приёмная комната → приёмная директора;
- рабочий человек → квалифицированный рабочий.
Переход слов из одной части речи в другую может происходить путем лексикализации — превращением отдельной грамматической формы в слово новой части речи:
- любоваться (чем?) верхом — ехать (как?) верхом;
- темной ночью — спать (когда?) ночью.
- морозной зимой — родился (когда?) зимой.
Таким способом формы творительного падежа существительных изрядно пополнили самостоятельную часть речи наречие:
мигом, пешком, летом, осенью, весной, рядом, днем и т. д.
Лексико-семантический способ словообразования
Лексико-семантический способ словообразования представляет собой распад значений многозначного слова. Значения слова расходятся по смыслу настолько далеко друг от друга, что образуют отдельные лексические единицы. Так в русском языке возникают омонимы:
- титан — гигант, вступивший в схватку с врагом;
- титан — большой металлический бак для кипячения воды;
- титан — твердый металл.
Видеоурок
Тест по теме «Словообразование»
- Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?
- Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?
- Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?
- Какое слово образовано суффиксальным способом?
- Какое слово образовано суффиксальным способом?
- Какое слово образовано приставочным способом?
- Какое слово образовано приставочным способом?
- Какое слово образовано бессуффиксным способом?
- Какое слово образовано бессуффиксным способом
- Какое слово образовано способом сложения?
- В каком слове допущена ошибка в определении способа образования слова?
А) пересчитать – приставочный,
Б) разбег – бессуффиксный,
В) лесоруб – бессуффиксный,
Г) зевота – суффиксальный.
- У В каком слове допущена ошибка в определении способа образования слова?
А) усиленно – приставочный,
Б) пробежать – приставочный,
В) выход – бессуффиксный,
Г) горение – суффиксальный.
- Укажите способ образования слова ПРИЗЫВ
- Укажите способ образования слова ВОСХОД
- B каком предложении есть слово, образованное путем перехода из одной части речи в другую?
А) Я композитор, но сейчас выступаю как пианист.
Б) Когда я вошёл в переднюю и заглянул в залу, я увидел умилительную картину.
В) Вытряхнули из шкафа остатки хлеба, муки и крупы, чтобы не развелись мыши.
Г) Потом она надела очки и прочитала несколько слов пришедшей накануне телеграммы.Узнать ответ1. — В
2. — Г
3. — А
4. — Г
5. — А
6. — Г
7. — В
8. — Б
9. — Г
10. — Б
11. — В
12. — А
13. — В
14. — Б
15. — Б
Источник
Тест по русскому языку для 6 класса по теме «Словообразование»
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ тест по русскому языку Словообразование. 2 варианта 6 класс .doc
1. Укажите слово (или слова), образованное суффиксаль ным способом.
а) белизна б) синий в) порез г) беловатый
2. Укажите способ образования слова сокурсник
а) суффиксальный б) приставочно-суффиксальный
в) приставочный г) сложение основ
3. Укажите способ образования слов: самолет, пароход, ледокол.
а) сложение основ б) приставочно-суффиксальный
в) суффиксальный г) приставочный
4. Укажите слово (или слова), образованное приставочно- суффиксальным способом.
а) бездельник б) сестрица в) наконечник г) матушка
5. Раздел науки о языке, в котором изучается, из каких значимых частей состоит слово, называется…
а) морфология б) фонетика в) морфемика г) орфография
6. Укажите слово (или слова), образованные сложением слов.
а) диван-кровать б) пароход в) сталевар г) вечерок
7. Укажите слова, образованные приставочно- суффиксаль ным способом.
а) подлещик б) безвкусица в) водяной г) водянистый
8. Значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования слов, называется:
а) суффиксом б) основой в) окончанием г) приставкой
9. Укажите ряд, в котором все слова образованы суффик сальным способом.
а) приятный, опенок, синь
б) водолаз, булочная, тишь
в) волейболист, прыгун, пустота
г) ключик, березонька, дядя
10. Укажите слово, образованное бессуффиксным способом.
а) ход б) лиственный в) водяной г) грозовой
1. Укажите слово (или слова), образованное суффиксаль ным способом.
а) желтизна б) красный в) переход г) зеленоватый
2. Укажите способ образования слов: нападение, недруг, дешифровка.
а) сложение слов б) приставочный в) суффиксальный г) приставочно-суффиксальный
3. Укажите способ образования слов: ковер-самолет, ди ван-кровать, кресло-качалка.
а) сложение слов б) приставочный в) суффиксальный
4. Укажите слово (или слова), образованное приставочно- суффиксальным способом.
а) подоконник б) бездорожье в) дождик г) неприятель
5. Впишите в определение недостающее слово
…………..— раздел науки, в котором изучается, от чего и с помощью чего образованы слова.
6. Укажите слово (или слова), образованное сложением ос нов.
а) ледокол б) сухофрукты в) плащ-палатка г) москвич
7. Укажите слово, образованное приставочно-суффиксаль ным способом.
а) разглядеть б) ветерок в) подосиновик г) пригород
8. Укажите номера слов, образованных суффиксальным способом.
а) подлещик б) безвкусица в) водяной г) водянистый
9. Значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов
в словосочетании и предложе нии, называется…
а) корнем б) окончанием в) суффиксом г) основой
10. Укажите ряд, в котором все слова образованы бессуф фиксным способом.
а) синь, тишь, переход
б) водолаз, булочная, накипь
в) волейболист, прыгун, пустота
г) ключик, березонька, дядя
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 832 человека из 77 регионов
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Сейчас обучается 331 человек из 60 регионов
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Сейчас обучается 332 человека из 67 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Похожие материалы
Урок-презентация по русскому языку «Мягкий знак в середине и на конце числительных»
Конспект урока по русскому языку 5 класс «Имена существительные одушевленные и неодушевленные»
Презентация по русскому языку на тему » Степени сравнения наречий»
Презентация по русскому языку на теему » Разряды наречий»
Презентация по русскому языку на тему » Наречие» (6 класс)
Рабочая программа по русскому языку 1-4 класс
Технологическая карта урока русского языка на тему «Морфология» (6 класс)
Олимпиадные задания по русскому языку ( школьный тур) 3 класс
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5306323 материала.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
С 2019 года закрыто более 50 детских лагерей
Время чтения: 1 минута
Пензенские родители смогут попасть в школы и детсады только по QR-коду
Время чтения: 1 минута
Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения предложили организовать телемосты для школьников России и Узбекистана
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки разработало концепцию преподавания истории российского казачества
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник