Креативный способ освоения это

Креативные методы обучения

Креативные методы обучения

По современным представлениям, развитие креативных способностей у детей — одна из принципиальных целей образования.

Метод придумывания – это способ создания неизвестного ученикам ранее продукта в результате их определённых умственных действий. Метод реализуется при помощи следующих приёмов: а) замещение качеств одного объекта качествами другого с целью создания нового объекта; б) отыскание свойств объекта в иной среде; в) изменение элемента изучаемого объекта и описание свойств нового, изменённого объекта.

Метод «Если бы.». Ученикам предлагается составить описание или нарисовать картину о том, что произойдёт, если в мире что-либо изменится, например: увеличится в 10 раз сила гравитации; исчезнут окончания в словах или сами слова; все объёмные геометрические фигуры превратятся в плоские; хищники станут травоядными; все люди переселятся на Луну и т.д. Выполнение учениками подобных заданий не только развивает их способность воображения, но и позволяет лучше понять устройство реального мира, взаимосвязь всего со всем в нём, фундаментальные основы различных наук.

Метод образной картины воссоздаёт такое состояние ученика, когда восприятие и понимание изучаемого объекта бы сливаются, происходит его целостное, нерасчлененное видение. В результате у ученика возникает образная картина цветка, дерева, облака, Земли или всего Космоса. Поскольку человеку очень важно уметь создавать и передавать целостный образ познаваемого объекта, ученикам предлагается изобразить, например, свою картину природы или всего мира, т. е. выразить с помощью рисунков, символов, ключевых терминов фундаментальные основы природы, связи между ними. Каждый ученик во время такой работы не только мыслит различными масштабами, соотносит свои знания из разных областей науки, но и чувствует, ощущает смысл изображаемой реальности. Предлагая такое задание 2-3 раза в год, можно оценить изменения в картинах мира учащихся, внести необходимые коррективы в процесс обучения.

Метод случайных ассоциаций. Метод применяется для генерации новых идей, связанных с изменением объекта, с улучшением его свойств, решением проблем. Суть метода состоит в опоре на случайные ассоциации, возникающие по отношению к названию объекта, его функциям. Например, со словом «гвоздь» могут быть связаны следующие рождающиеся ассоциации; «молоток», «удар», «боксёр», «чемпион», «фруктовый сок», «моторное масло», «уменьшение трения», «смазывание гвоздя перед забиванием».

Метод гиперболизации. Увеличивается или уменьшается объект познания, его отдельные части или качества: придумывается самое длинное слово, самое малое число; изображаются инопланетяне с большими головами или малыми ногами; приготавливается самый сладкий чай или очень солёный огурец. Стартовый эффект подобным воображениям могут придать «Рекорды Гиннесса», находящиеся на грани выхода из реальности в фантазию.

Метод агглютинации. Ученикам предлагается соединить несоединимые в реальности качества, свойства, части объектов и изобразить, например: горячий снег, вершину пропасти, объём пустоты, сладкую соль, чёрный свет, силу слабости, бегающее дерево, летающего медведя, мяукающую собаку.

«Мозговой штурм» (А.Ф.Осборн). Основная задача метода — сбор как можно большего числа идей в результате освобождения участников обсуждения от инерции мышления и стереотипов. Начинается штурм с разминки – быстрого поиска ответов на вопросы тренировочного характера. Затем еще раз уточняется поставленная задача, напоминаются правила обсуждения, и – старт.

Каждый может высказать свои идеи, дополнять и уточнять. К группам прикрепляется эксперт, задача которого – фиксировать на бумаге выдвигаемые идеи. «Штурм» длится 10 – 15 минут. Для «штурма» предлагаются вопросы, требующие нетрадиционного решения. На пример: Как определить длину медной про волоки, намотанной на катушку, не разматывая её? Каким образом определить без компаса, есть ли у незнакомой планеты, магнитное поле или нет. Не прибегая к дополнительному освещению, предложите способ видения предметов под водой.

Работа ведётся в следующих группах: генерации идей, анализа проблемной ситуации и оценки идей, генерации контр-идей. Генерация идей происходит в группах по определённым правилам. На этапе генерации идей любая критика запрещена. Всячески поощряются реплики, шутки, непринуждённая обстановка. Затем, полученные в группах идеи систематизируются, объединяются по общим принципам и подходам. Далее рассматриваются всевозможные препятствия к реализации отобранных идей. Оцениваются сделанные критические замечания. Окончательно отбираются только те идеи, которые не были отвергнуты критическими замечаниями и контридеями.

Метод синектики (Дж.Гордон) базируется на методе мозгового штурма, различного вида аналогий (словесной, образной, личной), инверсии, ассоциаций и др. Вначале обсуждаются общие признаки проблемы, выдвигаются и отсеиваются первые решения, генерируются и развиваются аналогии, использование аналогий для понимания проблемы, выбираются альтернативы, ищутся новые аналогии, возвращаются к проблеме. В синектике широко используются аналогии — прямые, субъективные, символические, фантастические.

Метод морфологического ящика или метод многомерных матриц (Ф.Цвики). Нахождение новых, неожиданных и оригинальных идей путём составления различных комбинаций известных и неизвестных элементов. Анализ признаков и связей, получаемых из различных комбинаций элементов (устройств, процессов, идей), применяется как для выявления проблем, так и для поиска новых идей.

Метод инверсии или метод обращений. Когда стереотипные приёмы оказываются бесплодными, применяется принципиально противоположная альтернатива решения. Например, прочность изделия пытаются увеличить через увеличение его массы, а эффективным оказывается обратное решение — изготовление полого изделия. Или, объект исследуется с внешней стороны, а решение проблемы происходит при рассмотрении его изнутри. К.Э.Циолковский «придумал пушку, но пушку летающую, с тонкими стенками и пускающую вместо ядер газы.».

Метод разнонаучного видения. Изучение объекта с позиций разных наук и социальных практик позволяет найти новые грани проблемы и способы ее решения. Например, организуется одновременная работа с разными способами исследования одного и того же объекта, для этого применяются методы разных наук – естественнонаучные, гуманитарные, социологические. Разнонаучные способы деятельности и полученные результаты создают объемное пространство, внутри которого обнаруживается много нового. Задания, с помощью которых реализуется данный метод: «Выясните, что есть общего в цвете и музыке (в числах и геометрических фигурах)»; «Опишите один и тот же цветок глазами естествоиспытателя, филолога, экономиста, дизайнера, воспитательницы детского сада, туриста и т.д.».

Источник

Креативные методики в педагогической практике

Во время «Летней всероссийской выездной школы педагогов и директоров» корпорация «Российский учебник» провела трансляцию презентации «Школьного конструктора опыта». Конструктор предназначен для проектирования занятий. Рассказываем, на чем основан этот проект и чем он может быть вам полезен.

Что требуется для современного урока

Взрослым и детям для успеха важно обладание такими гибкими навыками, как креативное и критическое мышление, кооперация и коммуникация. Эти известные «4К» не пресловутые «навыки будущего», а то, что нужно уже сегодня. Поэтому разработчики обучающих программ во всех цивилизованных странах придумывают новые и новые проекты для интенсивного и эффективного формирования актуальных умений. Одним из таких проектов является «Конструктор опыта» от школы креативного мышления «Икра».

6 лет назад разработчики «Икры» придумали взрослый конструктор на основе таксономии Блума для деловых игр и воркшопов. Недавно появился и детский, школьный вариант (для уроков, внеурочной деятельности и индивидуальных занятий). Как утверждают создатели, в нем собраны ключевые мировые разработки — например, есть метод «Рыбный скелет» для лучшего усвоения нового материала, и игра «Карлики и великаны» для разминок. Конструктор призван помочь учителям проектировать интересные необычные занятия.

Для этого в основу взяты карточки (всего их 120 штук) с универсальными идеями для предметных и метапредметных активностей. Все эти активности направлены на разностороннее освоение темы урока (а не просто на ее заучивание). Идеи фиксируются в специальной форме «Сценарий урока». В помощь в наборе предложена брошюра с описанием применения готовых сценариев. Учителя также могут записывать собственные креативные методики на пустых карточках-шаблонах.

Основное отличие детского набора конструктора от взрослого в том, что помимо проработки «4К» в нем еще делается упор на развитие грамотности (распознавание современных символов) и рефлексию (осмысление своего опыта).
Вы можете бесплатно скачать виртуальные карточки с этими и некоторыми другими приемами:

Как систематизировать креативные методики?

Рассмотрим на основе предложенных карточек из конструктора.

    Возраст. Учебные задания обычно рассчитаны на тот или ной возраст, в зависимости от известных психофизиологических особенностей детей. Но это, конечно, не принципиально: каждый учитель лучше знает, что действительно подходит или не подходит для его классов. Кроме того, некоторые креативные проекты довольно универсальны. Например, у корпорации «Российский учебник» есть интерактивная разработка «Атлас звездного неба» для начальной школы, которую с удовольствием изучают и дети постарше.

Читайте также:  Как почистить серебро домашним способом

Этап. Интересную активность лучше подбирать для каждого из четырех этапов занятия, в соответствии с распределением детской энергии: введение (проверка полученных ранее знаний, постановка проблемы, анонс новой темы), основное содержание (изучение нового материала), подведение итогов (контроль, рефлексия), функциональные задания (общее развитие).

  • Тип. Речь идет о том, рассчитана методика на группы или на индивидуальную работу.
  • Время. Методики, как правило, предусматривают ограниченное время для выполнения заданий. Соблюдение этих рекомендаций, опять-таки, не принципиально и индивидуально для каждого класса.
  • Действие. Активность может быть направлена на знакомство, практику командной работы, передачу нового материала, проверку понимания нового материала, закрепление знаний, контроль усвоения, деятельность дома, возвращение внимания, рефлексию.
  • Компетенции. Современные методики помогают развить те или иные умения, необходимые на всех предметах: критическое мышление, креативное мышление, кооперацию, коммуникацию, метакогнитивные навыки, грамотность.
  • Примеры универсальных креативных методик

    • Возраст: 1-11 классы.
    • Этап: Введение.
    • Тип: Индивидуальная.
    • Время: 5 минут.
    • Действие: Подведение к теме урока.
    • Компетенции: Критическое мышление, грамотность.
    1. Найдите видео, изображение, музыку или песню в тему урока.
    2. Во время занятия используйте находку.
    3. Обсудите, как услышанное или увиденное связано с темой урока.
    • Возраст: 5-8 классы.
    • Этап: Основное содержание.
    • Тип: Групповая и индивидуальная.
    • Время: 5-10 минут.
    • Действие: Закрепление материала.
    • Компетенции: Критическое мышление.
    1. Назовите два правдивых и один ложный факт об изучаемом предмете.
    2. Предложите ученикам предположить и обосновать, какой из фактов вымышленный.
    3. Разберите, почему все факты кажутся правдивыми.
    • Возраст: 5-11 классы.
    • Этап: Подведение итогов.
    • Тип: Групповая.
    • Время: 20 минут.
    • Действие: Закрепление материала.
    • Компетенции: Критическое мышление, коммуникация.
    1. Попросите учеников написать на стикере сложный вопрос по пройденной теме.
    2. Сложите все вопросы в банку и перемешайте.
    3. Попросите по очереди вытягивать вопросы и отвечать.
    • Возраст: 1-4 классы.
    • Этап: Функциональное задание.
    • Тип: Индивидуальная.
    • Время: 4 минуты.
    • Действие: «бодрилка» (возвращение внимания).
    • Компетенции: Грамотность.
    1. Попросите учеников взять отдельный лист и выписать только что выученное слово или несколько слов.
    2. Предложите составить из букв выученного слова новые слова.
    3. Поставьте таймер на две минуты.
    4. Спросите учеников, сколько у них получилось слов.

    Источник

    Сообщение «Методы продуктивного обучения».

    «Методы продуктивного обучения».

    Методы обучения — это способы совместной деятельности педагога и учащихся, направленные на достижение ими образовательных целей

    Метод – это способ, путь достижения цели. От выбора применяемых методов во многом зависит успех всего образовательного процесса. Этим вызвано особое внимание к методам обучения.

    Метод является частью вида деятельности ученика или учителя, единицей производимого действия. Выбор методов обучения определяется: смысловыми целями образования, особенностями учебного курса, целью конкретного урока, возможностями учащихся, наличием времени и средств обучения, предпочтениями учителя и особенностями используемой им дидактической системы.

    Составной частью метода является прием . Отдельные приемы могут входить в разные методы (например, прием формулирования вопроса на выяснение причин — в методы исследования, объяснения, рефлексии и пр.).

    Классификация методов обучения

    Роль и место методов в обучении определяется их видами и функциями. Поэтому ключевой дидактической проблемой является классификация методов обучения. Однако, единой классификации методов обучения не существует. Но рассмотрение разных подходов к разделению их на группы позволяет систематизировать методы в качестве дидактического инструментария.

    Методы обучения по «характеру познавательной деятельности»

    Сначала сравним репродуктивный и продуктивный варианты учебной деятельности.

    Существуют два варианта (направления) учебной деятельности — репродуктивный (воспроизводящий) и продуктивный (творческий).

    Репродуктивный вариант включает в себя восприятие фактов и явлений и последующее их осмысление . Оба эти этапа приводят к пониманию, усвоению и овладению.

    Схема репродуктивного метода обучения

    Чисто репродуктивное обучение с его основным педагогическим лозунгом “Делай, как я!”, как и большинство репродуктивных методов, практически вымирает.

    Продуктивный вариант , в отличие от репродуктивного, содержит ряд новых элементов (выдвижение и проверка гипотез, оценка вариантов и др.) и состоит из трех основных этапов — ориентировочный, исполнительский и контрольно-систематизирующий

    Методы обучения по «характеру познавательной деятельности»

    Сообщающее (объяснительно-иллюстративное) обучение характерно тем, что учитель излагает знания в обработанном, «готовом» виде, ученики воспринимают и воспроизводят его. Этапы деятельности преподавателя и учащихся в этом дидактическом процессе выглядят так:

    ПРИЕМЫ, СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ОБЪЯСНИТЕЛЬНО-ИЛЛЮСТРАТИВНОМУ МЕТОДУ ОБУЧЕНИЯ

    интонационное выделение учителем логически важных моментов изложения;

    повторное, более краткое предъявление учащимся готового знания;

    подробное резюмирование учителем каждого отдельного законченного этапа изложения;

    сопровождение обобщенных выводов учителя приведением конкретных примеров;

    демонстрация учащимся натуральных объектов, схем, графиков с целью иллюстрирования отдельных выводов;

    предъявление учащимся готового плана в ходе изложения;

    предъявление учащимся переформулированных вопросов, текстов заданий, облегчающих понимание их смысла;

    инструктаж учащихся (по составлению таблиц, схем, по работе с текстом учебника и т.п. );

    намек-подсказка, содержащая готовую информацию.

    «Объяснительно-­иллюстративный» метод предполагает, что педагог сообщает готовую информацию разными средствами. Но этот метод не позволяет сформировать умения и навыки практической деятельности. Лишь другой метод этой группы — «репродуктивный» позволяет сделать следующий шаг. Он дает возможность сформировать умения и навыки путем упражнений. Действуя по предложенному образцу, учащиеся приобретают умения и навыки использования знаний.

    2) РЕПРОДУКТИВНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ

    Характеризуясь меньшей продуктивностью, репродуктивное мышление тем не менее играет важную роль и в познавательной, и в практической деятельности человека. На основе этого вида мышления осуществляется решение задач знакомой субъекту структуры. Под влиянием восприятия и анализа условий задачи, ее данных, искомого, функциональных связей между ними актуализируются ранее сформированные системы связей, обеспечивающие правильное, логически обоснованное решение такой задачи.

    Репродуктивное мышление имеет большое значение в учебной деятельности школьников. Оно обеспечивает понимание нового материала при его изложении преподавателем или в учебнике, применение знаний на практике, если при этом не требуется их существенного преобразования и т. д. Возможности репродуктивного мышления прежде всего определяются наличием у человека исходного минимума знаний

    ПРИЕМЫ, СООТВЕТСТВУЮЩИЕ РЕПРОДУКТИВНОМУ МЕТОДУ ОБУЧЕНИЯ

    задание учащимся на индивидуальное речевое проговаривание известных правил, определений при необходимости использования их в процессе решения задач;

    задание учащимся на проговаривание “про себя” используемых правил,

    задание на составление кратких пояснений к ходу выполнения задания;

    задание учащимся на воспроизведение наизусть (правила, закона и т.д.);

    задание учащимся на заполнение схем, таблиц вслед за учителем;

    организация усвоения учащимися стандартных способов действия с помощью ситуации выбора;

    задание учащимся на описание какого-либо объекта по образцу;

    задание учащимся на приведение собственных примеров, очевидно подтверждающих правило, свойство и т.д.;

    наводящие вопросы учащимся, побуждающие к актуализации знаний и способов действия.

    Перехожу к продуктивным методам обучения.

    Под продуктивностью учебной деятельности понимается такой педагогический процесс, который способствует развитию личности в коллективе и развитию самого коллектива посредством продуктивно-ориентировочной деятельности в реальной жизненной ситуации и происходящей в составе группы учащихся при поддержке педагога.

    Специалисты (Амонашвили Ш.А., Ксензова Г.Ю., Липкина А.Н. и др.) утверждают, что продукт учебной деятельности – это внутреннее новообразование психики и деятельности в мотивационном, целостном и смысловом планах. От его структурированной организации, системности, глубины, прочности, систематичности во многом зависит дальнейшая деятельность человека, в частности, успешность учебной и профессиональной деятельности, общения. Главным продуктом учебной деятельности в собственном смысле слова является формирование у учащегося теоретического мышления и сознания.

    Теперь перейдем к продуктивным методам

    1) Когнитивные методы, или методы учебного познания окружающего мира. Это, прежде всего, методы исследований в различных науках – методы сравнения, анализа, синтеза, классификации. Цель использования – познание объекта

    Метод эмпатии: «вживание» человека в состояние другого объекта. Метод смыслового «видения» предполагает ответы на вопросы: какова причина данного объекта, каково его происхождение, как он устроен. Метод образного «видения» предполагает описать, на что похож исследуемый объект. Метод эвристических вопросов предполагает поиск сведений в процессе ответов на вопросы (кто, что, зачем, где, чем, как, когда). Метод эвристического наблюдения заключается в личностном восприятии разных объектов. Метод фактов — поиск фактов, отличие их от не фактов; нахождение различий между тем, что видим, и тем, что думаем. Метод исследования. Метод конструирования понятий Метод конструирования правил. Метод гипотез. Метод прогнозирования. Метод ошибок предполагает выявление причин ошибок

    Читайте также:  Является ли способ разрешения социальных конфликтов элементом культуры общества

    2) Креативные методы обеспечивают ученикам возможность создания личных образовательных продуктов , позволяющие учащимся создавать собственную образовательную продукцию. При этом познание происходит «по ходу» собственно творческой деятельности. Метод придумывания реализуется при помощи замещения качеств одного объекта качествами другого. Метод образной картины предлагает воспринимать и понимать изучаемый объект целостно. Метод гиперболизации предполагает увеличение или уменьшение объекта познания или его части. Метод агглютинации предлагает соединить несоединимые в реальности качества. Метод мозгового штурма. Метод морфологического ящика предполагает нахождение новых и оригинальных идей путём составления различных комбинаций известных.

    3) Оргдеятельностные методы, т.е. методы учителей, учеников, управленцев образования. Методы учителя и учащихся – учебное целеполагание, планирование, метод рецензий, самоконтроль, рефлексия и др. Административные методы связаны с созданием и развитием образовательного процесса как в масштабе учебного курса, так и всей школы. Методы ученического целеполагания предполагают выбор учениками целей из предложенного учителем набора. Методы ученического планирования предполагают планирование учащимися своей образовательной деятельности. Метод нормотворчества предполагает разработку учениками норм индивидуальной и коллективной деятельности. Метод самоорганизации обучения предполагает работу с реальными объектами, изготовление моделей. Метод взаимообучения. Метод рецензий предполагает проведение учащимися рецензирования образовательного продукта товарища.

    Более подробно разберём креативные (продуктивные, творческие) методы.
    Как синонимы к понятию «продуктивное мышление» употребляют термины: творческое мышление, самостоятельное, эвристическое, креативное. Или у наших детей можно развивать элементы творческого мышления, мы не можем остановиться на их развитии. Уже доказано, если детей развивать, они переходят на более высокую степень мышления.

    Синонимами к репродуктивному мышлению служат термины: словесно-логическое, рассудочное.

    Конечно, нам легче работать так. Не надо готовить творческие задания персонально для наиболее способных учащихся и предлагать их обычные заданий, которые даются всему классу. Способ индивидуализации ставит детей в неравные условия и делит их на способных и неспособных. Задания творческого характера должны даваться всему классу. При их выполнении оценивается только успех. В каждом ребенке учитель должен видеть индивидуальность. Американский ученый Розенталь утверждал, что в ситуации, когда педагог ожидает выдающихся успехов у детей, они действительно этих успехов добиваются, даже если раньше считались не очень способными.

    С целью развития творческого мышления учителя должны побуждать учащихся и к самостоятельной проверке результатов работы. Ставить перед ним задачи — не сверить свои результаты с ответами учеников, с учебником, со словарем, с образцом учителя, а самостоятельно проверить задачу; кто догадался как надо проверить задачу, какое правило будете использовать при проверке упражнения?


    Важную роль при развитии творческого, креативного мышления играют вопросы учителя. Например: Какими средствами автору удалось с такой выразительностью описать красоту природы? На уроках чтения необходимо как можно чаще давать учащимся возможность говорить о том, что они чувствовали, переживали во время чтения, говорить о собственном настроении; уметь оценивать поступки героев произведения, отношения автора к описываемым событиям.

    Для развития творческого мышления можно использовать на уроках русского языка и чтения самые разнообразные методы. Например: подобрать слова сходные или противоположные по смыслу; продолжить рассказ; составить памятку; придумать сказку, слова, словосочетания; составить предложения со словами, из данных слов, по картинке, по схеме, со словосочетанием; распространить предложение; составить рассказ по вопросам, по содержанию текста, по картинкам, на основе собственных впечатлений; нарисовать словесную картинку к рассказу; озаглавить рассказ, части рассказа; стихотворения и т.д

    Проблемное (креативное, творческое) обучение — это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению , в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей (Г.К. Селевко, 1998).

    Следуя Г.К. Селевко, главная цель педагога на уроке — это активизация мышления ученика . Проблемное обучение является одним из наиболее эффективных средств активизации мышления ученика. Суть активности, достигаемой при проблемном обучении, заключается в том, что ученик должен анализировать фактический материал и оперировать им так, чтобы самому получить из него новую информацию. Другими словами, это расширение, углубление знаний при помощи ранее усвоенных знаний или новое применение прежних знаний. Нового применения прежних знаний не может дать ни учитель, ни книга, оно ищется и находится учеником, поставленным в соответствующую ситуацию. Это и есть поисковый метод учения как антипод методу восприятия готовых выводов учителя.

    Задача основана на исходном уровне знаний, но направлена через зону ближайшего развития в сторону перспективного ее решения . Тем самым, в познавательной задаче отображается основное противоречие обучения — между новыми перспективными потребностями школьников и уже достигнутым (исходным) уровнем их знаний.

    Наибольший эффект при проблемном обучении дают задачи, предполагающие открытие новых для учащихся причинно-следственных связей, закономерностей, общих признаков решения целого класса задач, в основе которых лежат еще не известные субъекту отношения между определенными компонентами исследуемых конкретных ситуаций.

    Выбор задачи-проблемы зависит и от наличия у школьников исходного минимума знаний (включая и их операторную сторону) или возможности за относительно короткий срок до постановки проблемы ознакомить учащихся с необходимыми для самостоятельного решения сведениями. Вместе с тем надо помнить, что эти знания должны служить опорой для поисков пути решения, а не « наводить», не подсказывать этот путь, иначе задача перестанет быть проблемной.

    И анализ проблемной ситуации, и выявление ее связей и отношений выражаются в виде задач. Поэтому структурной единицей проблемного обучения является проблемная ситуация .

    Возникнет ли в условиях обучения у того или иного учащегося проблемная ситуация, обратиться ли он для ее решения к наиболее эффективному приему продуктивного мышления — « анализ через синтез» или же к механической манипуляции данными — зависит не только от объективных факторов, но и от факторов субъективных, и прежде всего — от умственного развития школьников. Поскольку школьники одного и того же возраста имеют весьма существенные различия в достигнутом ими уровне умственного развития, полная реализация принципа проблемности не может быть осуществлена без индивидуализации обучения.

    Человек пытается решить новую для него задачу известными для него способами и убеждается в том, что знакомые способы не обеспечивают ему успеха. Осознание этого приводит к возникновению
    (проблемной ситуации(, т. е. активизирует продуктивное мышление, обеспечивающее открытие новых знаний, формирование новых систем связей, которые позднее обеспечат ему решение аналогичных задач.

    Классификация креативных методов по возрастанию степени сложности .

    Методы проблемного изложения

    При проблемном изложении преподаватель не сообщает готовых знаний, а организует учеников на их поиск: понятия, закономерности, теории познаются в ходе поиска, наблюдения, анализа фактов, мыслительной деятельности, результатом чего является знание. Процесс учения, учебная деятельность уподобляется научному поиску и отражается в понятиях: проблема, проблемная ситуация, гипотеза, средства решения, эксперимент, результаты поиска.

    Суть Проблемного изложения заключается в том, что учитель ставит перед учащимися проблему, и сам ее решает, но при этом он показывает ход своих мыслей и рассуждений. Иначе этот метод можно назвать рассказ-рассуждение. При использовании этого метода учащиеся контролируют ход мысли преподавателя, следят за логикой его рассуждений.
    Использование этого метода позволяет учащимся усвоить способ и логику решения проблем данного типа, но еще без умения применять их самостоятельно. Поэтому данный метод используется, как правило, при изучении сложных учебных вопросов. Учителем могут быть использованы любые средства: слово (логическое рассуждение), текст книги, таблицы, кинофильм, магнитные записи и т. п.
    При этом методе учащиеся не только воспринимают, осознают и запоминают готовую информацию, но и следят за логикой доказательств, за движением мысли учителя, контролируя её убедительность.

    ПРИЕМЫ, СООТВЕТСТВУЮЩИЕ МЕТОДУ ПРОБЛЕМНОГО ИЗЛОЖЕНИЯ

    предъявление учащимся преднамеренно нарушенной логики изложения, доказательства и анализ учителем полученных при этом результатов;

    раскрытие учителем причин и характера неудач, встречавшихся на пути решения проблем;

    обсуждение учителем возможных последствий, сделанных из неверных предположений;

    членение излагаемого учителем материала на развивающиеся смысловые моменты;

    фиксирование внимания учащихся на последовательности противоречий, возникающих в ходе решения задач;

    интригующее описание учителем излагаемого объекта с последующей постановкой вопроса;

    установка учителя на мысленное решение учениками логического задания, выдвинутого в ходе изложения;

    Читайте также:  Создание папок 3 способами

    риторические вопросы учителя в ходе изложения;

    предъявление учащимся конфликтного примера.

    Частично-поисковый (или эвристический) метод. При этом методе способ поиска решения проблемы определяет учитель, но сами решения отдельных вопросов находят учащиеся.
    Отечественная педагогическая наука обращала внимание на использование подобного метода обучения еще в 20-е гг., именно тогда прогрессивные ученые и практики пытались ввести метод самостоятельного добывания знаний во внеклассной работе. Однако социальные условия того времени не способствовали развитию подобных методов, так как идеология сводила процесс обучения только к передаче определенной информации в готовом виде.
    Частично-поисковый метод предполагает такие сложные задачи, как выработка умений видеть проблемы и ставить вопросы, строить собственные доказательства, делать выводы из представленных фактов, высказывать предположения и строить планы их проверки. В качестве одного из вариантов частично-поискового метода рассматривают также путь дробления большой задачи на комплекс более мелких подзадач, а также построение эвристической беседы, состоящей из серии взаимосвязанных вопросов, каждый из которых является шагом на пути решения общей проблемы и требует не только активизации имеющихся знаний, но и поиска новых.

    ПРИЕМЫ, СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ЧАСТИЧНО-ПОИСКОВОМУ МЕТОДУ ОБУЧЕНИЯ

    включение учащихся в аргументацию выдвинутой учителем гипотезы;

    задание учащимся на поиск скрытых узловых звеньев рассуждения, предложенного учителем;

    задание учащимся на решение нескольких подзадач, выделенных из трудной исходной, после чего учащиеся возвращаются к исходной задаче;

    наводящие вопросы учащимся, помогающие выбору правильных путей решения задачи, одновременно указывающие на различные подходы к ней;

    задание учащимся на поиск ошибок в рассуждениях, требующее оригинальной мысли;

    организация конкретных наблюдений ученика, побуждающих к формулированию проблемы;

    задание учащимся на обобщение фактов, изложенных учителем в специальной последовательности;

    показ способа действия с частичным раскрытием его внутренних связей с учеником;

    задание учащимся на выдвижение очередного шага рассуждения в логике, заданной учителем;

    демонстрация объекта, явления, побуждающая к вычленению сущности;

    выделение цветом части схемы, записи, ориентирующее учащихся на выдвижение проблемы.

    Исследовательский метод. Это способ организации творческой деятельности учащихся по решению новых для них задач. При их выполнении учащиеся должны самостоятельно овладевать элементами научного познания (осознавать проблему, выдвигать гипотезу, строить план ее проверки, делать выводы и т. п.). Главная особенность этого метода, в отличие от двух предыдущих, заключается в том, чтобы научить школьников видеть проблемы, уметь самостоятельно ставить задачи.
    Задания, выполняемые с использованием исследовательского метода, должны включать в себя все элементы самостоятельного исследовательского процесса (постановка задачи, обоснование, предположение, поиск соответствующих источников необходимой информации, процесс решения задачи).
    При использовании этого метода используются такие традиционные средства обучения, как слово, наглядность, практические работы.

    Центр тяжести в обучении при применении исследовательского метода переносится на факты действительности и их анализ. При этом слово, безраздельно господствующее в традиционном обучении, отодвигается на второй план.

    ПРИЕМЫ, АДЕКВАТНЫЕ ИСЛЕДОВАТЕЛЬСКОМУ МЕТОДУ ОБУЧЕНИЯ

    задание учащимся на самостоятельное составление нестандартных задач;

    задание учащимся с несформулированным вопросом;

    задание с избыточными данными;

    задание учащимся на самостоятельные обобщения на основе собственных практических наблюдений;

    задание учащимся на сущностное описание какого-либо объекта без использования инструкций;

    задание учащимся на определение степени достоверности полученных результатов;

    задание учащимся на вычисление механизма протекания явления;

    задание учащимся “на мгновенную догадку”, “на соображение”.

    Подведём итог, ещё раз сравним репродуктивный метод (объяснительно-иллюстративный) и продуктивный метод (проблемный, творческий, креативный)

    Активные и интенсивные методы обучения

    В 60-е годы в дидактике возникает поиск путей активизации учащихся в процессе обучения. Познавательная активность обучаемого выражается в устойчивом интересе к знанию, в самостоятельных разнообразных учебных действиях и пр. В традиционном процессе обучения учащийся играет «пассивную» роль: слушает, запоминает, воспроизводит то, что дает учитель. Это формирует знания на уровне знакомства и мало развивает ученика.
    Одним из путей активизации школьника являются новые системы, технологии и методы обучения. Последние получили название «активных» (АМО). Это такие методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер. К ним относят дидактические игры, анализ конкретных ситуаций, решение проблемных задач, обучение по алгоритму и др.
    Термин «интенсивные методы обучения» (ИМО) означает организацию обучения в короткие сроки с длительными одноразовыми сеансами и с использованием активных методов. Активизация и интенсификация обучения означает также опору на эмоции и подсознание. С помощью приемов психологического тренинга активизируется восприятие, переработка, запоминание и применение информации. Чаще это используется в интенсивных курсах иностранного языка, при обучении бизнесу, маркетингу, практической психологии, педагогике.

    Эти методы мы будем изучать позже. Расскажу о них вкратце.

    1)Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming ) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать возможно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

    Метод научного исследования — мозговая атака — может использоваться как метод обучения. Характеристика метода. Руководитель объясняет участникам задачу (проблему), которую, предстоит решить. Участники высказывают идеи для решения задачи в течение определенного времени (10-30 мин.). Затем идеи анализируются экспертами. При необходимости сеанс можно повторить, уточнив задачи. Правила мозговой атаки: высказываются любые идеи, вплоть до самых абсурдных, запрещается критика идей в момент атаки, а только их развитие, участникам рекомендуется сесть за круглый стол или в иных позициях, облегчающих взаимодействие, все идеи записываются ведущим (его помощником) и обеспечивается их обозрение участникам.
    В школе метод может применяться при повторении раздела (темы), при изучении нового материала проблемным способом и в других случаях. Ведущим выступает учитель, идеи записываются на доске, пленке кодоскопа. Результаты: активизируется мыслительная деятельность учащихся, развиваются эвристические способности.

    3)Дидактическая игра имеет целью обучение, развитие и воспитание. Сущность обучающей игры — моделирование и имитация. В игре в упрощенном виде воспроизводится, моделируется действительность и операции участников, имитирующие реальные действия.
    Достоинства игры: изучаемый материал делается личностно-значимым для ученика, формируется отношение к материалу; игра стимулирует творческое мышление; создает повышенную мотивацию к учению; формирует коммуникативные качества. Ограничения в применении игры: требует больших затрат учителя по разработке; часто игровой азарт победить заслоняет для ученика познавательные цели. Кроме имитационных, есть условные соревновательные игры (КВН и пр.). К сожалению, посещая уроки наших учителей, мы практически не видели дидактических игр.

    4) Метод проектов

    Метод проектов — это метод, направленный на развитие навыков сотрудничества и делового общения в коллективе, предусматривающий сочетание индивидуальной самостоятельной работы с групповыми занятиями, обсуждение дискуссионных вопросов, наличие внутри себя исследовательской методики, создание учащимися конечного продукта (результата) их собственной творческой деятельности .

    Метод проектов — это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения определенной проблемы , значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта . Основная цель М. П. состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. Если говориь о методе проектов, как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупнось исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.

    В рамках школьного обучения метод проектов можно определить как образовательную технологию, нацеленную на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизненной практикой, формирование у них специфических умений и навыков посредством системной организации проблемно ориентированного учебного поиска .

    Цель тренинга – отработка конкретных навыков по той или иной теме (знания уже есть).

    6) Методы коллективного творчества

    Кооперативная деятельность – процесс организации коллективной познавательной деятельности, в ходе которой происходит раздел функций между учащимися, достигается их позитивная взаимозависимость учащихся, требующее индивидуальной ответственности каждого.

    В традиционной педагогике недостаточно используются продуктивные методы.

    В личностно-ориентированном обучении основными факторами выбора методов служит задача организации продуктивной деятельности учащихся и обретения ими личностных смыслов.

    Первый и самый главный принцип, который можно предложить творческому учителю, таков: “Все что хочешь сказать, спроси!”

    На уроке важно создать такую учебную среду, где ученик бы задавался вопросами о своих достижениях, трудностях и успехах, выстраивал вместе с учителем траекторию собственного развития.

    Источник

    Оцените статью
    Разные способы