- Роль релаксации в развитии креативности
- Многочисленные наблюдения показали, что художники умеют расслабляться и отстраняться от процесса создания рисунка.
- Главное достигнуть цели – расслабиться.
- Смотреть на видео приемы развития творческого воображения
- Техника креативности «Релаксация — в помощь творческому мышлению»
- Роль релаксации в развитии креативности
- Помогает ли креативность справляться с трудностями?
Роль релаксации в развитии креативности
Как известно, креативность проявляется в личности посредством многих факторов. К внешним факторам, влияющим на развитие креативности принято относить материалы, организованное пространство и атмосферу безопасности. К внутренним факторам, обычно относят, вдохновение и воодушевление. Никуда не уйти и от погружения в собственные грезы, отсутствия беспокойства и какой-либо активности, помогающих развитию креативности. Все перечисленные внешние и внутренние факторы, а так же некоторые состояния сознания помогают развить творческое воображение. А без творческого воображения будет сложно стремиться к развитию креативности.
Многочисленные наблюдения показали, что художники умеют расслабляться и отстраняться от процесса создания рисунка.
Тем самым, открывая путь для новых открытий. Эти творческие люди умеют улавливать определенные формы и образы, возникающие за пределом контроля осознанности. Выяснилось, что художники работают с творческим процессом и умело контролируют его. Некоторые из них привыкли побуждать его ненавязчиво и очень тонко, в то время как другие, привыкли делать это напористо. Тут все зависит от темперамента и характера определенного человека. Что отличает настоящего художника от простого любителя порисовать на досуге? Художник умеет расслабиться и отстраниться от реальности, в моменты своего творческого полета. Это и дает ему некие преимущества. Хороший художник умеет доверять образам, символам и формам, которые приходят прямиком из мира воображения.
Немногое люди способны полностью расслабиться в процессе арт-терапевтической сессии, а ведь это необходимо для самого начала изобразительной деятельности. Очень важно чтобы человека ничего не отвлекало, чтобы различные мысли не касались его сознания. Релаксация, умение отдаляться от проблем реального мира, внутренняя гармония — способны оказать помощь в снятии стресса и уничтожить внутренние ограничения, конфликты и ложные убеждения. Согласитесь, это звучит заманчиво?
Главный астролог страны раскрыла секрет привлечения богатства и процветания для трех знаков зодиака, вы можете проверить себя Бесплатно ⇒ ⇒ ⇒ ЧИТАТЬ ПОДРОБНЕЕ….
Именно умение вовремя расслабиться поможет человеку перед началом арт-терапевтической сессии. Это просто необходимо для связи момента раскрытия креативности с событиями дня.
Как же добиться подходящего состояния и сложно ли это сделать? Для полного расслабления, чаще всего, используют вербальные формулы. Считается, что в них содержится информация, на которую реагируют тело и сознание человека. Эта информация помогает добиться нужного состояния и достичь расслабления ума и тела. Это может быть специально подобранная музыка (предпочтение отдается музыке для медитаций). Так же для успешной релаксации подойдут некоторые приятные мантры в совокупности с красивой, гармоничной мелодией.
Главное достигнуть цели – расслабиться.
Естественно, что чудес после раскрытия личностной креативности ждать не стоит. Это не спасет человека от имеющихся у него внутриличностного конфликта или эмоциональных проблем.
Тем не менее, развитие личностной креативности все-таки оказывает огромное влияние на развитие личности. Она активизирует неиспользованные человеком внутренние ресурсы и помогает вырасти духовно. Любой творческий процесс может быть успешно направлен на повышение самооценки, улучшение качества жизни и помочь человеку в развитии своего «я».
Открыть и развить в себе креативность способен каждый, но на пути к заветной цели всегда встречаются препятствия. Это может быть банальная лень или невозможность расслабиться и оставить на время все проблемы банального мира, отрешиться от них.
Смотреть на видео приемы развития творческого воображения
Источник
Техника креативности «Релаксация — в помощь творческому мышлению»
В здоровом теле — здоровый дух. Мышечные зажимы — это первые враги и нашего тела и творческого настроя. Но для того, чтобы их, этих зажимов не было, не обязательно держать при себе двух дюжих массажистов. Просто делайте этот аутотренинг — и Вы забудете, что такое «болят плечи». Только ДЕЛАЙТЕ, а не просматривайте текст ради прикола.
Все прекрасно знают, что никакое мышление не будет творческим, если шея затекла и мозг не получает достаточно питания. Это же так элементарно, но все машут на это рукой и ждут каких-то иных чудодейственных техник.
Нет, мы не предлагаем Вам «производственную гимнастику»! Но если Вы сейчас дочитаете эту статью до конца и мысленно проговорите всё так, как там написано. когда дело дойдёт до конкретных фраз аутотренинга, то Вы поразитесь тому, как были скованы Ваши мышцы! А ведь Вы воображали, что сидите в привычной, расслабленной, удобной позе. В привычной, может быть, но не в расслабленной!
Итак, давайте примем на веру утверждение о том, что пока мы не научились направлять своё внимание (и не забывать делать это постоянно, время от времени!) на зажатые группы мышц, о творческом процессе в рабочее время можно забыть.
Чем интересна эта техника релаксации? Тем, что для неё не обязательно садиться в позу лотоса, расслабляться, закрыть глаза и так далее. Её можно практиковать прямо во время переговоров, не меняя ритм деятельности. Даже желательно практиковать эту технику именно в гуще событий, потому что именно тогда мы больше всего и зажаты.
Свой тренинговый центр за 55 000 руб. Можно вести бизнес онлайн!
В стоимость входят комплект материалов для очного проведения всех программ + 2 дня живого обучения онлайн. Бессрочное право проведения 10 программ. Никаких дополнительных отчислений и платежей. Запуск за 2 дня.
Однако же, если Вы хотите действительно хорошо, «глубоко» отдохнуть в течение хотя бы трёх минут, то рекомендуется всё-таки ещё и закрыть глаза. Зачем? Дело в том, что наш мозг устроен следующим образом. Когда мы закрываем глаза посреди бела дня и сидим в относительном покое, то наш мозг начинает работать на частоте, которую называют Альфа-частотой. Именно эти «альфа-волны» и приводят нас к расслаблению, «подлечивают» организм. Почаще устраивайте себе такие «трёхминутки с закрытыми глазами». Вы будете сами вводить себя в так называемое «Альфа-состояние» без неободимости посещать для этого СПА-салон.
Итак — релаксация — дело рук самих релаксируемых. Вот этот текст. Постарайтесь иметь его у себя перед глазами, пока он сам собой не выучится наизусть. Точнее выучится не текст (он не имеет особой цены, так как — примитивен), а выучится — последовательность действий. Со временем Вы научитесь расслаблять все ключевые участки тела очень быстро, механически. Это будет похоже на команду: «Ну-ка, выпрями спину!». Раз! Свет внимания направлен на нашу спину, и мы уже опять не сутулимся. Просто? Вы лучше спросите, почему Вы это не делаете, раз это так просто?
Главное — направлять своё внимание на те части тела, о которых идёт речь.
Мои ноги расслаблены.
Моя левая нога расслаблена.
Моя правая нога расслаблена.
Мой таз расслаблен.
Это чувство распространяется по всему телу. Я чувствую, как мне тепло и комфортно.
Во мне разгорается что-то светлое, тёплое и радостное. Оно пульсирует изнутри и распространяет волны по всему телу и за его пределами.
Я излучаю свет, моё тело глубоко расслаблено.
Мышцы моих плеч расслаблены.
Моя левая рука расслаблена.
Моя правая рука расслаблена.
Руки и плечи — вялые и мягкие.
Мышцы шеи расслаблены.
Мышцы лица расслаблены.
Расслаблена челюсть и мышцы вокруг глаз.
Моя голова раслаблена.
Мои плечи расслаблены.
Мои ноги расслаблены.
Мои руки расслаблены.
Мое тело расслаблено и парит.
Через моё тело проходят вибрации Вселенной.
Эта терапевтическая техника используется вовсю на бизнес-семинарах и бизнес-сессиях, во время мозговых штурмов и просто так.
Если Вы научитесь всё время помнить о том, что «зажимчики» нужно снимать, то Вам ещё не скоро потребуется массажист. Да и с креативным мышлением будет всё в порядке, само собой.
Это упражнение нужно воспринимать и выполнять как настоящую и отлично работающую технику креативности. Помните: наше творческое мышление напрямую зависит от того, как циркулирует в организме кровь и какой её объём поступает в мозг. А плохое самочувствие (особенно привычное и не осознаваемое) это враг всякого успеха и в творчестве и в бизнесе.
Сохраните статью, чтобы внимательно изучить материал
Источник
Роль релаксации в развитии креативности
Итак, креативность раскрывается, пробуждается в личности посредством очень многих факторов. К внешним относятся и особым образом организованное пространство, и материалы, и атмосфера безопасности и принятия. К внутренним факторам можно отнести состояния воодушевления и вдохновения. Однако состояния покоя, отсутствия какой-либо активности, погруженность в мечтания, грезы также пробуждают креативность. Именно эти состояния сознания дают возможность раскрепостить творческое воображение.
Наблюдения за творческим процессом профессиональных художников показали, что художники обладают способностью расслабиться, немного отстраниться от создаваемого творческого продукта в процессе своей деятельности для того, чтобы сделать новые творческие открытия. Художники работают с творческим процессом, побуждая его напористо или очень тонко, но при этом всегда внимательно улавливая те образы и формы, которые возникают за пределами их контроля. Они настраиваются на процесс разрешения, расслабления, доверия тому, что приходит из мира воображения.
Умение разрешить себе полностью расслабиться в процессе арт-терапии многие люди находят очень полезным качеством перед началом изобразительной деятельности. Данное условие не является необходимостью в каждой арт-терапевтической сессии, но, тем не менее, релаксация может оказать помощь в снятии напряжения, предубеждений, ложных установок, которые есть у каждого человека. Релаксация необходима многим людям перед началом арт-терапевтической сессии для того, чтобы установить связь между событиями дня и моментом раскрытия личностной креативности.
Для релаксации могут быть использованы как вербальные формулы, содержащие информацию, способствующую расслаблению каждой из частей, произносимых арт-терапевтом, так и прослушивание той или иной музыки. Музыкальные произведения для релаксации, используемые перед началом арт-терапевтической сессии, могут относиться к любым музыкальным направлениям, однако оптимального эффекта можно достичь благодаря музыке медитативного характера.
Подводя итоги, необходимо заметить, что раскрытие личностной креативности само по себе не является панацеей от существующих эмоциональных проблем, внутриличностных конфликтов, семейных проблем, чувства неудовлетворенностью жизнью.
Однако креативность оказывает очень сильное влияние на личность, предоставляя возможность для эксперимента, исследования, открытия, нахождения внутренних ресурсов и их реализации в самоизменении и внутреннем росте. Творческий процесс создания художественных образов способствует развитию адекватной самооценки, уверенности в себе, развивает чувствительность и самопонимание, улучшает качество жизни в целом.
Источник
Помогает ли креативность справляться с трудностями?
С.А. Хазова, кандидат психологических наук, доцент
Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова (Россия)
svetlana- hazova@ yandex. ru
Аннотация: Рассматривается роль креативности в совладающем поведении. На основе эмпирических исследований анализируется влияние вербальной и невербальной креативности на выбор копинг-стратегий. Обсуждается возможность отнесения креативности к ресурсам личности в трудных жизненных ситуациях.
Ключевые слова: совладающее поведение, креативность, творчество, защитный фактор, фактор риска, ресурс совладающего поведения.
Вопрос о том, почему одни люди стойко и эффективно преодолевают стрессовые воздействия, а другие с большим трудом переживают напряженное время, остается одним из важнейших в современной науке о человеке. Именно поэтому одним из ключевых понятий психологии совладающего поведения является понятие ресурса. Наличие ресурсов расширяет возможности человека, повышает его ценность в глазах окружающих, делает его более сильным, успешным, продуктивным, стойким. Именно поэтому Хобфолл (1988) отмечает, что активность и специфика совладающего поведения определяются ресурсами, и предлагает сосредоточить фокус модели стресса на ресурсной стороне. А. Аntonovsky (1979) считает их главными факторами устойчивости и сопротивления стрессу. Р. Лазарус акцентирует внимание на том, что именно ресурсы (средовые или личностные) облегчают и делают возможным успешную адаптацию к жизненным стрессам (Lasarus, 1984).
Однако исследования в области психологии творчества часто оперируют диаметрально противоположными фактами об успешности адаптации людей, демонстрирующих высокий уровень творческих способностей и имеющих творческие достижения. Более того, часто адаптивная активность противопоставляется творческой, которая описывается через разрушение общепринятых норм и правил, агрессивность в защите своей личности, независимость от социального окружения. Такая неоднозначность оценки роли креативности провоцирует все новые исследования и заставляет вновь искать ответ на вопрос о том, являются ли креативность и творчество ресурсами, делающими человека более жизнестойким, или же факторами риска, ослабляющими личность и снижающими ее адаптивность. Для реализации этой цели нам необходимо определить такие ключевые понятия как ресурс и фактор риска.
В зарубежной научной традиции понятия ресурс, защитный («защищающий») фактор, фактор риска наиболее интенсивно изучались в рамках психологии развития и психотерапии. Причем долгое время в центре внимания находились именно факторы риска, которые вели или могли привести к нарушению здорового развития личности (Garmesy, 1983; Jakoby & Esser, 2003; Masten, 2001; Rutter, 1979, 1985, 1990). Среди факторов риска, или факторов уязвимости, большинство авторов выделяют, прежде всего, индивидуальные и психосоциальные (связанные с особенностями среды) факторы. Биологические индивидуальные факторы включают наследственные и врожденные особенности, например, принадлежность к мужскому полу и, что интересно, даже особенности вскармливания и пищевое поведение матери (Scheithauer & Petermann, 1999). К психологическим индивидуальным относят, например, трудный темперамент в раннем детстве, а в дальнейшем развитии — негативный образ Я или стремление к поиску сильных ощущений, Sensation-Seeking. Некоторые авторы относят к факторам риска изменения, связанные с опережающим когнитивным развитием (цит. по: Seiffge-Krenke, Lohaus, 2007, с. 128-129).
Факторам риска противостоят так называемые «защищающие» факторы, или факторы защиты. В то время как под факторами риска понимаются особенности, ведущие к повышению вероятности возникновения стресса, напряжения или нарушений (Garmezy, 1983), «защищающие» факторы оцениваются как снижающие риск, вероятность патологического развития или дезадаптации. Рetermann и Scheithauer (1999) считают, что есть смысл говорить о способствующих развитию или снижающих риск факторах только тогда, когда они действуют одновременно с факторами риска, снижая и смягчая их действие.
Если наличие факторов риска ведет к повышению уязвимости, то факторы защиты способствуют возникновению таких личностных образований как резистентность, или устойчивость к вызовам (Resilienz), и компетентность в решении жизненных задач. А это, в свою очередь, совместно с внешними условиями формирует систему ресурсов личности (Рetermann & Scheithauer, 1999). С. Тейлор (1995) определяет ресурсы как внутренние и внешние фокторы, которые минимизируют или вовсе исключают воздействие стрессора, помогают справляться с угрожающими обстоятельствами, облегчают адаптацию и повышают стрессоустойчивость
В психологии совладающего поведения под ресурсом понимают совокупность (систему) личностных и средовых средств, ценностей, возможностей, которые имеются в наличии в потенциальном состоянии и которые человек может осознанно использовать при необходимости в совладании с трудной жизненной ситуацией (Петрова, 2007, с. 458).
В наиболее общем виде к ресурсам совладающего поведения можно отнести все то, что позволяет справиться с трудными ситуациями достаточно эффективно (Хазова, 2002). В качестве ресурсов исследователи рассматривают когнитивные способности как средства переработки информации (В.А. Бодров, С.А. Богомаз, О.В. Лунева, А.В. Манторова, М.А. Холодная, N. Cantor, J. Kihlstrom), когнитивные стили (А.А. Алексапольский, М.А. Холодная, С.А. Хазова), личностные черты, такие как оптимизм, одаренность, локус контроля, воспринимаемую самоэффективность и даже оптимальный уровень тревожности (C.S. Carver, M. F. Scheier, А. Бандура, М.С. Замышляева, Т.Л. Крюкова, Ю.В. Постылякова С.А. Хазова), социальные группы, к которым принадлежит личность, и отношения в них (Л.И. Дементий, Т.Л. Крюкова, М.В. Сапоровская, О.Б. Подобина, Н.О. Белорукова, Т.В. Гущина, Е.В. Куфтяк, Е.А. Петрова).
Так помогает ли креативность справляться с трудностями?
В рамках данной статьи мы выделяем три важных для нас аспекта в понимании феномена креативности: креативность как когнитивную способность (творческие способности), креативность как процесс (творчество), креативность как характеристику личности (креативная личность). Конечно, такое разделение весьма условно и используется нами только для осуществления анализа исследуемой проблемы.
Креативность (творческие способности) в контексте совладающего поведения. Традиционными показателями креативности как способности считаются характеристики, выделенные Дж. Гилфордом и Е.П. Торренсом: беглость, оригинальность, разработанность (способность к детализации), гибкость. Однако в настоящее время разные исследователи к перечню креативных способностей добавляют: 1. способность находить решение в нестандартных ситуациях, преодолевать препятствия, идти на разумный риск (Sternberg, 1990); 2. способность к глубокому осознанию своего опыта и его переносу из одних ситуаций в другие (Лейтес, 2000; Лук, 1978); 3. стремление (способность) выйти за рамки заданной проблемы (Богоявленская, 2002); 4. чувствительность к проблемам, способность к их самостоятельной постановке и автономному решению, способность к причинному пониманию (Гилфорд, 1965; Sternberg, 1990, Тоrrance, 1972); 5. способность к предвидению и оценке, проявляющаяся в возможности выбора из многих альтернатив одной до ее проверки (Лейтес, 2000; Лук, 1978).
Все это позволяет гипотетически связать креативность с эффективным функционированием личности в самых разных ситуациях. Так, Воллах и Коган, изучавшие интеллект и креативность учащихся 11-12 лет, делают вывод о том, что высокий уровень креативности является мощным ресурсом в борьбе со стрессом и значение креативности в определенной мере превосходит значение интеллектуального фактора. Согласно результатам исследования, дети, обладающие высоким уровнем творческих способностей и интеллекта, оказываются хорошо адаптированными как в регламентированной, так и в свободной среде. Они уверены в своих силах, обладают внутренней свободой и высоким самоконтролем, легко изменяют свое поведение, если того требует ситуация, сохраняют личную независимость. Высокий уровень креативности в сочетании с низким уровнем интеллекта не обеспечивает адаптированность испытуемых в школьной формализованной среде, однако, позволяет учащимся находить поле самореализации за рамками этой среды (кружки, хобби), что делает занятия творчеством способом совладания. Сочетание же низкого уровня креативности с высоким интеллектом снижает адаптивный потенциал детей, что связано с их плохой гибкостью в трудной ситуации (цит. по: Дружинин, 1999).
Наши исследования дали также достаточно интересные результаты (для диагностики креативности использовались субтесты «Незавершенные фигуры» и «Необычное использование» Теста креативности Е. П. Торренса, для диагностики совладающего поведения Юношеская копинг-шкала (Adolescent Coping Scale) Э. Фрайндерберг и Р. Льюиса в адаптации Т. Л. Крюковой). Авторы выделяют 18 стратегий совладающего поведения, объединенных в три стиля. Первый стиль — совладание, направленное на решение проблемы: 1) Фокусирование на решение проблемы – систематическое обдумывание проблемы с учетом других точек зрения; 2)Упорная работа, достижения – добросовестное отношение к учебе (работе) и высокие достижения; 3) Фокусирование на позитиве – оптимистический взгляд на вещи, напоминание себе о том, что есть люди в худшем положении; поддержание бодрости духа; 4)Активный отдых – занятия физкультурой и спортом.
Второй стиль – социальный: 1) Поиск социальной поддержки; 2) Друзья – общение с близкими друзьями и приобретение новых друзей; 3) Стремление принадлежать – интерес к тому, что думают о другие и действия, направленные на получение их одобрения; 4) Общественные действия – поиски поддержки путем организации групповых действий для разрешения проблем, посещение собраний; 5) Обращение за профессиональной помощью; 6) Духовность – опора на религиозный опыт, чтение духовной литературы.
Третий стиль – «неконструктивное совладание»: 1) Беспокойство; 2) Надежда на чудо; 3) Несовладание – отказ от каких-либо действий по решению проблемы, болезненные состояния; 4) Разрядка – улучшение самочувствия за счет «выпускания пара»; вымещение своих неудач на других, слезы, крик, алкоголь, сигареты или наркотики; 5) Игнорирование проблемы – сознательное блокирование проблемы; 6) Самообвинение – строгое отношение к себе, ощущение ответственности за проблему; 7) Уход в себя – замкнутость, непосвящение других людей в свои заботы; 8) Отвлечение от проблемы, использование таких способов релаксации как чтение книг, телевизор, развлечение в обществе (Frydenberg, Lewis, 1993).
Итак, были получены следующие результаты:
1. в исследовании 2002-2003 года (107 чел. в возрасте 15-16 лет) было доказано, что оригинальность мышления снижает частоту обращения к неконструктивным стратегиям совладания (самообвинение, несовладание, надежда на чудо); толерантность к неопределенности отрицательно коррелирует с обращением к социальной поддержке, стремлением заручиться поддержкой других людей и выяснить, чтобы они сделали в подобной ситуации; беглость мышления снижает риск несовладания, позволяет не сразу фокусироваться на решении проблемы, а рассматривать различные варианты и даже отвлечься от проблемы; способность к детализации и разработке идей также способствует обращению к социальной поддержке (Гущина, Хазова, 2003);
2. результаты исследования 2008 года (50 учащихся 10-х классов, 30 девочек, 20 мальчиков в возрасте 15-16 лет) свидетельствуют о том, что высокий уровень развития креативности коррелирует с непродуктивными стратегиями в классификации авторов методики: Несовладание, Надежда на чудо, Беспокойство, Самообвинение, Разрядка, Уход в себя (см. Табл. 1). Таблица 1. Соотношение показателей креативности и стратегий совладающего поведения.
Источник