- Как собрать необходимую для запуска бизнеса сумму?
- С чего начать
- Выбор способа финансирования
- Виды краудфандинга
- Как регулируется деятельность площадок
- Чем удобен краудфандинг
- Как правильно выбрать площадку
- Налоги
- Сколько времени требуется для сбора нужной суммы
- Что такое краудфандинг простыми словами и как это работает
- Что такое краудфандинг
- Где применяют краудфандинг и как он работает
- Самые известные платформы для краудфандинга
- В России
- В мире
- Чем краудфандинг отличается от краудсорсинга
Как собрать необходимую для запуска бизнеса сумму?
Какие существуют реальные способы финансирования для только что открывшихся ООО и ИП? Слышала, что можно привлечь деньги с помощью краудфандинга, но хотелось бы иметь представление, насколько это рискованно.
Общего рецепта для запуска бизнеса не существует. Определять подходящий вид финансирования необходимо исходя из рода деятельности вашей компании.
Содержание
С чего начать
Для начала необходимо ответить на ряд вопросов, которые помогут сформировать бизнес-план. Для чего я привлекаю деньги? Когда я собираюсь их отдать? Есть ли у меня собственные средства для начала проекта? Могу ли я продавать инвесторам продукцию? Как я планирую рекламировать и продвигать проект? Я буду привлекать в долг или делиться собственностью? Беру ли я в расчет благотворительность?
Выбор способа финансирования
Затем необходимо выбрать способ финансирования и, если это окажется краудфандинг, определиться с его видом, найти площадку (собрать отзывы), представить проект на площадке и собрать средства, запустить проект, рассчитаться с инвесторами.
В процессе выполнения этих этапов важно также честно оценить сумму, требуемую для реализации идеи, учесть комиссию самой краудфандинговой платформы и платежных систем, рассчитать сумму налогов и учесть затраты на изготовление и отправку вознаграждения.
Виды краудфандинга
Классифицировать краудфандинг можно по четырем видам:
- пожертвования,
- краудфандинг с нефинансовым вознаграждением,
- краудлендинг,
- краудинвестинг.
- Первый вид подразумевает сбор средств на благое дело без финансового вознаграждения.
- Также существует множество преимуществ использования площадок с нефинансовым вознаграждением. На базе такого проекта можно запустить предпродажи, в результате чего станет понятно, насколько востребован предлагаемый товар или услуга. В качестве примера второго вида краудфандинга можно привести эстрадного исполнителя, который собирает деньги на запись сольного альбома. Своеобразным «доходом» для певца станет его работа и возможная будущая слава.
- С помощью краудлендинга люди берут деньги в долг: на одной площадке собираются заемщики и кредиторы, обговаривают условия взаимодействия. На такой площадке представитель какого-либо предприятия презентует свой проект и привлекает деньги как от физических, так и от юридических лиц, затем возвращая им большую сумму.
- Краудинвестинг – более сложный инструмент. Здесь инвесторы вкладывают средства, а в ответ получают долю в компании, долю собственности или ценные бумаги (акции, облигации).
Как регулируется деятельность площадок
Деятельность краудфандинговых площадок регулируется на законодательном уровне Федеральным законом от 02.08.2019 № 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а непосредственным надзором за данным сегментом рынка занимается Банк России. На сайте Центрального банка ведется реестр инвестиционных платформ (раздел «Финансовые рынки», подраздел «Инфраструктура финансового рынка», далее выбрать «Операторы инвестиционных платформ»). Наличие выбранной площадки в этом реестре свидетельствует о том, что перед вами добросовестный участник финансового рынка.
Чем удобен краудфандинг
Сегодня популярность краудфандинга растает. Основная причина – стартапам сложно получить деньги в банке, поскольку отсутствует кредитная история, и сложно спрогнозировать будущую прибыль.
Краудфандинг удобен еще и тем, что предполагает минимум формальностей для привлечения средств. Недостаток или отсутствие офисов финансовых организаций в отдаленных регионах, особенно в малых и средних населенных пунктах, тоже сказывается на росте популярности краудфандинга.
Как правильно выбрать площадку
Выбор правильной площадки – это уже 70–80% успеха. Предприятия, которые планируют использовать механизмы краудфандинга, должны тщательно оценить предполагаемых партнеров, убедиться в наличии у них успешно реализованных проектов, отсутствии негативной информации на рынке, провести анализ всех заключаемых с площадкой договоров, по возможности получить отзывы участников рынка, уже привлекавших финансирование через конкретную площадку. При наличии сомнений в деятельности площадки нужно рассмотреть возможность использования другого финансового посредника.
Налоги
Средства, перечисляемые автору по итогам проекта, считаются доходом и предполагают выплату соответствующих налогов. При получении дохода гражданин РФ обязан выплатить налог на доходы физических лиц (НДФЛ). Налог взимается, исходя из полной суммы, отраженной в проекте после его завершения. Средства, перечисляемые по итогам проекта на счет ИП или юридического лица, также считаются доходом. В связи с этим отчисления должны быть учтены и выплачены согласно системе налогообложения, утвержденной в организации или выбранной ИП. Средства, перечисляемые со стороны инвесторов в адрес некоммерческой организации, могут быть как пожертвованиями, так и иными поступлениями. В любом случае налогообложение проводится в соответствии с системой учета и особенностями конкретной некоммерческой организации.
Сколько времени требуется для сбора нужной суммы
Помните, что для того, чтобы собрать нужную сумму, необходимо около 30 дней. Если в первую неделю проект собрал 25%, то, скорее всего, он будет успешен. Если деньги собрать не получается, то стоит задуматься о причинах: либо у вас малопривлекательный проект, либо вы выбрали неправильную маркетинговую стратегию, не сумели грамотно его презентовать.
Источник
Что такое краудфандинг простыми словами и как это работает
Вы давно хотели открыть свое дело, но оттягивали с реализацией планов из-за нехватки денежных средств? Самое время воспользоваться помощью коллективного финансирования.
Игорь и Василий – студенты 2-го курса инженерного университета. Они долго трудились над разного рода изобретениями, желая создать что-то уникальное и полезное для общества. Недавно они придумали робота, который помогал бы слабовидящим людям хорошо ориентироваться в пространстве. Но на реализацию этого проекта у студентов не хватает средств. Как быть в такой ситуации? Неужели эта задумка так и останется на бумаге?
Удобный способ привлечь финансирование – это воспользоваться краудфандингом. Что это за новое понятие и как оно работает?
Что такое краудфандинг
Это метод сбора денег на реализацию и поддержание научных, творческих, социальных, экологических и других идей. То есть желающие вкладывают средства или привлекают спонсоров, которые затем могут получить прибыль с финансируемых проектов. Но это также осуществляется и на безвозмездной основе, когда добровольно отдают средства для поддержки понравившегося стартапа или на благотворительность.
Для начала обратимся немного к истории. Само понятие «краудфандинг» в 2006 году придумал журналист Джефф Хау. С английского языка оно переводится как «общественное финансирование». Этим термином начали оперировать совсем недавно, но метод сбора средств существовал уже в прошлом столетии.
В начале XX века жители села Турнаева и соседних поселений объединили деньги для строительства Серафимовской церкви, первой на тот момент в Сибири. Всего им удалось собрать примерно 12 тысяч царских рублей.
В настоящее время краудфандинг реализуется чаще всего через интернет, то есть средства собираются через специальные онлайн-платформы. Первым в истории примером такой операции считается «спонсирование» гастролей рок-группы Marillion в 1997 году. Американские поклонники осуществляли акцию по всей стране и собрали более 60 тысяч долларов.
Где применяют краудфандинг и как он работает
Средства собирают для абсолютно разных целей. Можно помочь в реализации художественных, образовательных, технических проектов. Например, в открытии языковой школы, создании настольной игры, изобретении уникального чистящего средства для окон и многого другого.
Большая часть краудфандинга осуществляется на специальных интернет-платформах, но сбор денег происходит с помощью СМИ или даже через социальные сети. В новостях по телевидению показывают репортажи про детей, нуждающихся в лечении, или людей, находящихся в сложной жизненной ситуации и с финансовыми трудностями. Обычно просят отправить СМС с суммой пожертвования. Средства перечисляются в фонд, который сам их распределяет. В данном случае речь идет о о безвозмездном пожертвовании, фандрайзинге. Этот термин означает привлечение денежных ресурсов на социальные и благотворительные цели.
Также люди могут воспользоваться краудфандингом и для личных целей. Например, студент не может себе позволить оплатить учебу в университете; человеку не хватает для путешествия или на покупку машины. В таких социальных сетях, как Инстаграм или Вконтакте, в группах или на личных страницах иногда размещают объявления о помощи для поддержания творчества. Владелец страницы указывает данные карты, куда перечислять средства, или ссылку на краудфандинговую площадку.
Чтобы собрать денежные средства, автору краудфандингового проекта нужно указать точный срок окончания инвестирования и саму сумму.
Василию и Игорю необходимо 2 млн рублей, чтобы создать робота для помощи слабовидящим. Срок они определили в 6 месяцев.
Преимущество данного метода – это прозрачность денежных перемещений. То есть инвестор (бэкер) должен быть уверен, что его деньги не потеряются, а пойдут на реализацию задуманного.
Если говорить про благотворительность, то это безвозмездное вложение денег. Человек протягивает руку помощи и не ждет от этого прибыли. Чего нельзя сказать о стартапах. Если человек решил инвестировать в бизнес, то он в дальнейшем может получить прибыль. При условии, что проект окажется успешным и принесет много денег, инвестору полагается часть внесенных средств или их полная сумма.
Покупая акции в стартапе, вы, с одной стороны, рискуете, потому что не знаете, начнет ли процветать бизнес. Но с другой стороны, можете рассчитывать на увеличение вложений, если акции вырастут в цене.
Виды краудфандинга
- Финансирование с последующим вознаграждением. Спонсорам автор проекта обещает какой-либо подарок. Это вознаграждение может быть абсолютно разным: как услуга, денежный подарок или даже виртуальный бонус. Например, за помощь в открытии языковой школы инвесторы могут посетить 10 бесплатных занятий. Или если вы поддержали создателей стратегической мобильной игры в самом начале, разработчики дарят вам бонусы и предлагают специальные возможности.
- Вложение акций. Когда фирма пытается привлечь денежные средства, продавая доли в проекте.
- Долговой краудфандинг. Вид финансирования, когда бэкер получает прибыль с процентами.
Самые известные платформы для краудфандинга
Существуют специальные платформы для регистрации краудфандинга. Чтобы начать сбор денег, необходимо выбрать площадку, которая подходит для реализации именно данного проекта. Все действия инвесторов и авторов регулирует 259 Федеральный закон РФ.
Важно: чтобы основать краудфандинговую платформу, нужно зарегистрировать юридическое лицо и получить разрешение на такую деятельность. Что можно сделать, если вам еще нет 18 лет, можно прочитать в статье.
Перед тем как опубликовать проект на площадках, подумайте, будет ли он востребован и принесет ли прибыль. Это необходимо учесть в первую очередь, если бэкерам обещают вознаграждение или проценты.
Также ознакомьтесь с требованиями и условиями платформы. Некоторые из них ставят жесткие правила: если автор не сможет собрать необходимую сумму к указанному сроку, то он ничего не получает. С одной стороны, это мотивация придумывать заранее выгодные проекты, но с другой – огромный риск остаться с нереализованной задумкой.
Поэтому сначала стоит прочитать отзывы о площадке, узнать о ее репутации и собрать информацию у тех, кто уже имел опыт работы с ней.
Как разместить проект? Для начала расскажите о задумке так, чтобы убедить: этот проект принесет пользу. Чтобы привлечь больше внимания и подробнее продемонстрировать задуманное, можете записать видео.
Затем установите срок для окончания взносов и укажите нужную сумму. Напишите о вознаграждениях для спонсоров. И дайте рекламу в печатных, онлайн-СМИ, опубликуйте новость в социальных сетях. То есть воспользуйтесь всеми каналами для распространения.
В России
В России официально действуют 26 краудфандинговых платформ. В 2020 году с помощью данных интернет-ресурсов провели сделок на более чем 7 млрд рублей.
Рассмотрим некоторые популярные действующие российские площадки.
Boomstarter
Одна из первых в стране – основана в 2012 году. Действует принцип «все или ничего». Если автор вовремя не соберет финансы для проекта, то теряет все средства. Самым прибыльным вложением площадки является художественный фильм «28 панфиловцев» – собрали 1 063% от нужной суммы.
Planeta.ru
Крупнейшая в России. Осуществляет сбор средств для коммерческих, творческих и политических проектов. Также работает и с благотворительностью. Устанавливает такие правила: если автору удается получить половину необходимой суммы, то он платит 15% комиссии, а если всю сумму – то 10%. Платформа знаменита благодаря первому успешному проекту – сбору финансов для альбома российской группы «Би-2».
Василий и Игорь воспользовались данным онлайн-ресурсом. У них получилось собрать только половину суммы – 1 млн рублей. Согласно правилам Planeta.ru они заплатят 15% комиссии, то есть 150 тысяч. Но как поступить и откуда взять недостающие средства?
С помощью новой акции от Совкомбанка «0% по Халве+0% по кредиту» возможно взять в кредит до 30 млн рублей. Необходимо заполнить заявку на сайте и получить одобрение.
«Город денег»
Платформа удобна для инвесторов, которые финансируют малый и средний бизнес. Действуют электронные торги, благодаря которым фаундеры выбирают выгодные предложения. Комиссия – от 3 до 6%.
«Поток»
Функционирует в сфере p2b-кредитования (когда бэкер является физлицом, а заемщик – юридическим лицом). Здесь делать вложения имеют право как физлица, так и какие-либо организации. Представители малого бизнеса могут получить поддержку бэкеров.
В мире
На иностранных платформах действуют зарубежные платежные системы, что может вызвать сложности у пользователей из России. Поэтому зарегистрироваться там и реализовывать задуманное, скорее всего, не получится. Но если интернет-ресурс позволяет осуществить валютный перевод, ознакомьтесь с подробностями этой операции.
Kickstarter
Ее создатели популяризировали само понятие «краудфандинг». Инвестирование доступно для всех видов проектов, но опубликовано все должно быть на английском языке. Если фаундеру не удалось собрать всю сумму – вложения отдают обратно инвесторам. Известен нашумевшим проектом «умные часы», финансирование которого составило 10 266%. Однако российским пользователям там зарегистрироваться нельзя: площадка доступна для жителей США, Австралии, Новой Зеландии, Канады и некоторых стран Европы.
Indiegogo
Краудфандинговая платформа, где реализуется сбор денег для художественных, благотворительных проектов и для личных задумок. Осуществлено уже более 200 000 проектов. Устанавливает следующие правила: в случае неудачи или если автор передумал он вправе забрать полную сумму, но при этом заплатит 9% комиссии.
Patreon
Довольно известная площадка, которой активно пользуются блогеры для сбора финансовой помощи (донатов). Иными словами: поклонники платят за подписку на канал, тем самым поддерживают кумира. Сайт забирает 5% с вложений.
Чем краудфандинг отличается от краудсорсинга
Оба являются методами привлечения помощи для реализации задуманного проекта. Различаются они тем, что краудфандинг позволяет собрать необходимые финансовые средства, а благодаря краудсорсингу вы найдете именно исполнителей.
Анна решила открыть магазин одежды. Уже нашла помещение, заключила договор с поставщиком, выбрала бренды для сотрудничества, наняла часть штата, но еще не определилась с дизайном вывески. Подумав, она разместила объявление на краудсорсинговой платформе, обозначив вознаграждение за услугу – скидку на ассортимент в шоуруме.
Существует два варианта для «коллективного труда».
- Когда решается разовая задача одним специалистом, то есть автор выбирает только одну работу из предложенных.
- Для выполнения задачи подключается «совместный разум», и решение ищут коллективно.
Опубликованное объявление о проекте должно привлекать как можно больше желающих. Для этого опишите конкретно само задание и что вы желаете увидеть в конечном итоге. Установите срок выполнения задачи и укажите, какое вознаграждение получит исполнитель. Чем детальнее вы продумаете эти моменты, тем больше мотивации будет у работников.
Преимуществом такой системы по поиску человеческих ресурсов является экономия времени и денег. То есть работодателю, если речь идет о разовых задачах, не надо нанимать в штат специальных людей и ежемесячно им платить.
Подводя итоги, отметим: на средства, собранные коллективным финансированием, распространяется налог в размере 13%. Как физлицо, так и фирма платят проценты за доход.
Источник