Какой способ словообразования у слов: 1.носорог 2.медсестра 3.Рф 4.выход 5.мать-и-мачеха 6.косой(о зайце) 7.мобильный(о телефоне!) Пожалуйста помогите!
1. сложение основ.2 сложение основ. 3. сложение основ. 4. приставочный. 5. переход одной части речи в другую. 6. никакой. 7. суффиксальный.
Что такое дружба? Это радость! Огромная радость от общения! Радость от того, что рядом есть близкий тебе человек, который поможет советом, всегда выслушает и непременно поддержит во всем. Только ему можно полностью довериться. Только от него можно без обиды выслушать критику в свой адрес.
Настоящая дружба, как и настоящая любовь, явление достаточно редкое. Но если она все же есть, то надо ее беречь, как зеницу ока. Ведь, теряя друга, мы теряем частицу себя. И всегда надо помнить, что потерять его легко, а вот найти безумно трудно. И чем старше мы становимся, тем труднее.
Дружбу надо растить, как хрупкий и нежный цветок. «Поливать» мыслями о друге, «удобрять» достойными поступками.
Каким должен быть друг? Верным! Терпеливым! Добрым! Да, именно таким! Ведь он же Друг! Друг пройдет проверку и временем, и обстоятельствами. И с годами настоящая дружба становится только крепче.
Дружба не может быть односторонней, иначе никакая это уже не дружба. Все общее, все вместе! Всегда и всюду!
Друзей не может быть много, один, быть может, два или три за всю жизнь. А остальные десятки и сотни ‒ это просто приятели, товарищи, знакомые. Да, хорошие, приятные, замечательные, но это не друзья.
И у меня есть друг! А значит я счастливый человек. Значит я не один. И он тоже. А вместе ‒ море по колено, вместе мы решим любые проблемы, и не будут страшны нам никакие трудности и невзгоды. Ведь мы же друзья!
Источник
Косой заяц способ словообразования
Как образовались существительные рабочий , часовой , столовая , леший , булочная , насекомое ?
В русском языке много слов, которые перешли в разряд существительных из прилагательных: косой взгляд – косой ( заяц ), рабочий день – рабочий . Такой способ образования новых существительных называется «переход из другой части речи».
Некоторые из этих слов до сих пор употребляются и как прилагательные, и как существительные: рабочий , часовой , столовая . Они могут обозначать и признак, и предмет: день (какой?) рабочий и квалифицированный (кто?) рабочий, пояс (какой?) часовой и на посту (кто?) часовой, комната (какая?) столовая и светлая (что?) столовая .
Такие существительные, как леший , булочная , насекомое , утратили возможность быть определениями. Они обозначают только предмет и отвечают на вопросы кто? или что? От прилагательных они сохранили только тип склонения: насеком ое , насеком ого , насеком ому и т. д.
Способы и средства словообразования
Пример
Средства
Способы
не погода
приставка
приставочный
стрел ок
суффикс
суффиксальный
без рукав к а
приставка и суффикс
приставочно-суффиксальный
нос о рог
соединительная гласная о
сложение
плащ-палатка
–
выход
нулевой суффикс
бессуффиксный или нулевая суффиксация
косой
–
переход из другой части речи
Лиза: А если существительное раньше было прилагательным, например косой , то что о нем говорить? Как оно образовалось?
Учитель: Очень хороший вопрос у Лизы. Мы знаем, что в нашем языке есть много таких существительных.
Учитель: Эти слова перешли в разряд существительных из прилагательных.
Учитель: Поэтому такой способ образования новых существительных мы будем называть «переход из другой части речи».
Учитель: Некоторые из этих слов мы до сих пор употребляем и как прилагательные, и как существительные. Какие?
Учитель: Вот правильный ответ.
Учитель: Эти слова могут обозначать и признак, и предмет.
Учитель: А эти утратили возможность быть определениями, отвечать на вопросы какой? , какая? , какое?
Учитель: Теперь они обозначают только предмет и отвечают на вопрос кто? или что?
Учитель: От прилагательных они сохранили только тип склонения.
Учитель: Я думаю, вам понятно, что никакие средства для образования новых слов таким способом не нужны.
Источник
Основные способы словообразования с примерами
Содержание:
Словообразование — это раздел языкознания, изучающий строение словарных единиц и способы их образования.
Основными способами образования слов в современном русском языке являются:
морфологический;
лексико-синтаксический;
морфолого-синтаксический;
лексико-семантический.
Примеры морфологического образования: читать – ПРОчитать, ЗАчитать, ПЕРЕчитать; лист – листОК, читать – читаТЕЛЬ, нос – носИК; море – ПРИморСКий, звук – ОзвучИть, семеро –
ВсемерОМ; синий – синь, въезжать – въезд, переходить – переход; море, ходит – мореход, центральная избирательная комиссия – ЦИК.
Морфологический способ основан на взаимодействии производящих основ с другими морфемами: префиксами (приставками), суффиксами, постфиксами, интерфиксами (соединительными гласными буквами), окончаниями (флексиями). Это самый продуктивный и самый популярный способ образования новых слов. Он является основным источником пополнения лексики современного языка.
Приставочный (префиксальный) способ
Для приставочного способа характерно прибавление префикса к целому слову, служащему производящей основой. Прибавление приставки не влияет на смену части речи вновь образованного слова.
Примеры слов, образованных данным способом: лететь – ПРИлететь, город – ПРИгород, интересный – СВЕРХинтересный, любимый – НЕлюбимый, правда – НЕправда.
Суффиксальный способ
Суффиксальный способ словообразования основывается на слиянии производящей основы с суффиксом, в результате чего образуется другое слово. Суффиксы в отличие от префиксов влияют на смену части речи.
Примеры: земля – землЯК, вино – вынНый, теплый – теплЕНЬКий, высокий – высокО.
Приставочно-суффиксальный
При образовании слова приставочно-суффиксальным способом в образовании участвуют одновременно две морфемы – приставка и суффикс, которые присоединяются опять же к производящей основе.
Например, слова «пригорок», «застенок», «подлесок» образованы именно так: гора – ПРИгорОК, стена – ЗАстенОК, подлесок – ПОДлесОК.
Бессуффиксный способ
Суть бессуффиксного способа в том, что исходное слово при образовании нового лишается своей части – суффикса. Подобный способ чаще всего применяется при образовании имён существительных от глаголов.
Способ, при котором происходит объединение двух и более основ, называется сложением.
При таком способе складываются как целые основы, так и их части. Поэтому в лингвистике имеются на этот счет термины – «сложные слова» и «сложносокращенные». Данный способ иногда не обходится без соединительных гласных «о» и «е».
Процесс образования слов данным способом основан на превращении устойчивых словосочетаний в слова. Знаменательные части речи, связанные подчинительной связью, теряют свою самостоятельность и сращиваются в одно слово. Этот процесс характерен для словосочетаний типа: нареч. + прилаг.: малосоленый, свежемороженый; сущ. + причаст.: умалишенный, богобоязненный.
Переход одной части речи в другую
Этот способ называют «конверсией». Он характерен не для всех частей речи, а только для некоторых. В языке существует пять видов конверсии:
переход в существительные (субстантивация): игровая комната – игровая;
переход в прилагательные (адъективация): блестящие способности – блестящие на солнце осколки;
переход в наречия (адвербиализация): удариться боком – плыть боком;
переход в местоимения (прономинализация): один человек не пошел – там жил один человек;
переход в служебные части речи (предлоги, союзы, междометия): благодаря за все – благодаря вам; несмотря на собеседника – несмотря на плохое самочувствие; хотя её – хотя никого не было.
Аббревиация
Данный способ основан на сложении усеченных частей слова ради экономии речевых усилий.
Различают несколько видов аббревиации:
звуковая
– слово образуется сочетанием начальных звуков – ТЮЗ (театр юного зрителя), НИИ (научно-исследовательский институт);
буквенная
– состоит их начальных букв словосочетания – СССР (союз советских социалистических республик);
буквенно-звуковая (смешанная)
– объединяет начальные буквы и звуки: ЦСКА (центральный спортивный клуб армии);
– объединяются разные части нескольких слов: Имли – институт мировой литературы;
телескопическая
– объединяет начало первого и конец второго слова словосочетания: бионика – биологическая механика.
Усечение
Новые лексемы при таком способе образуются путем сокращения полного слова: кило – килограмм, метро – метрополитен, а также путем усечения производящей основы или отбрасывания флексий: катать – каток, граммов – грамм.
Подобные способы образования слов в своем процессе не затрагивают морфем слова. Они основаны на переходе одной части речи в другую (прихожая комната – прихожая), на слиянии двух слов в одно (дико растущие кусты – дикорастущие), на переосмыслении значения словоформы (овечьи ясли – детские ясли).
Лексико-синтаксический способ словообразования
Данный способ подразумевает появление новых лексических единиц из словосочетаний. В результате устойчивый словесный оборот заменяется новым словом, образованным на основе прежнего словосочетания: указанный выше – вышеуказанный; жданный долго – долгожданный; сумасшедший – с ума сшедший, сейчас – сей час.
Морфолого-синтаксический способ словообразования
Данный способ основан на переходе слова из одной части речи в другую.
В современном языке такой способ чаще всего затрагивает имена существительные. Примеры: будущее время – в скором будущем, бильярдная комната – пойти в бильярдную и т.п.
Лексико-семантический способ словообразования
При данном способе слово образуется в результате разъединения многозначного слова на слова-омонимы, т.е. слова, одинаковые по написанию и произношению, но разных по значению. Такие слова называют полными омонимами.
График (план работы) – график (художник)
К неполным омонимам относятся омографы, омофоны и омоформы.
Омографы – написание слов одинаковое, но звучание разное.
Мука’ (пшеничная) — му’ка (чувство переживания)
Омофоны – слова, которые пишутся по-разному, но звучат одинаково.
Отворила (дверь) – отварила (картошку)
Омоформы – слова, совпадающие по произношению и написанию в одной из грамматических форм
Печь (протопить) – печь (пироги)
Кроме того, употребление слова в переносном значении также относится к лексико-семантическому способу образования слов.