Коррекция способов учебной работы

Методические рекомендации по преодолению отставания при реализации рабочих программ учебных предметов
методическая разработка

Методические рекомендации разработаны с целью оказания практической помощи учителям образовательного учреждения по обеспечению полноты и качества реализации рабочих программ учебных предметов при отставании по различным причинам.

Скачать:

Вложение Размер
metod.rekomendatsii_o_poryadke_preodoleniya_otstavaniy.docx 34.05 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 513

Невского рай она Санкт-Петербурга

Малых В.А., методист

по преодолению отставания при реализации

рабочих программ учебных предметов

Методические рекомендации разработаны с целью оказания практической помощи учителям образовательного учреждения по обеспечению полноты и качества реализации рабочих программ учебных предметов при отставании по различным причинам (природные факторы,чрезвычайные ситуации, карантин, не запланированные ранее праздничные ивыходные дни, болезнь учителей и другие).

При разработке рекомендаций по преодолению отставания при реализации рабочих программ учебных предметов использованы следующие нормативные документы:

— Федеральный закон от 29.12,2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (статья 28, пункт 7);

— Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от

30.08.2013 №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (раздел II, пункт 10);

— Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от

29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2,4.2.2821-10 ≪ Санитарно-

эпидемиологические требования к условиям организации обучения в

общеобразовательных учреждениях» (глава X, пункт 10.5);

— Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от

06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального

государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от

17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного

образовательного стандарта основного общего образования»;

— Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от

17.05.2012 №413 «Об утверждении федерального государственного

образовательного стандарта среднего общего образования».

Мероприятия по преодолению отставания при реализации рабочих программ

учебных предметов включают три направления:

— мониторинг реализации рабочих профамм в соответствии с учебным

планом и календарным учебным графиком;

— коррекция рабочих программ учебных предметов;

— планирование и реализация мероприятий по преодолению отставания.

1.Мониторинг реализации рабочих программ

1.1. В соответствии с п.7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-Ф3

«Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация несет

ответственность за невыполнение в полном объеме образовательных программ

учебных предметов в соответствии с учебным планом,

1.2. Согласно требованиям «Квалификационного справочника должностей

руководителей, специалистов и служащих» (раздел «Квалификационные

характеристики должностей работников образования»), утвержденного

приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 №761н, заместитель

директора по учебно-воспитательной работе осуществляет контроль за

качеством учебно-воспитательного процесса, объективностью оценки

результатов образовательной деятельности обучающихся, обеспечением уровня

подготовки обучающихся, соответствующего требованиям федерального

государственного образовательного стандарта,

1.3. Контроль за выполнением учебного плана, календарного учебного

графика, рабочих программ учебных предметов, соответствия записей, внесенных учителями в классные, электронные журналы, содержанию рабочих программ учебных предметов (поурочно-тематическое планирование) осуществляется по итогам каждого учебного периода — полугодия (два раза в год-10-11 классы) , четверти (четыре раза в год – 2-9 классы).

1.4. По результатам проверки заместитель директора по учебно-

воспитательной работе составляет сводную таблицу, в которую вносит

информацию о количестве планируемых и фактически проведенных уроков,

причинах невыполнения рабочей программыучебного предмета, необходимости осуществления коррекционных мероприятий.

1.5. Сводная таблица может быть размещена на доске объявлений для

информирования учителей о состоянии выполнения рабочих программ учебных предметов (приложение 1).

1.6. Итоги контроля заместитель директора по учебно-воспитательной работе

представляет на заседании методического объединения (совещания при

директоре, заседании административно-методического совета, малого

педсовета, и т.п.) с приглашением учителей для объяснения причин и

обсуждения способа компенсации допущенного отставания. Результаты

обсуждения отражаются в протоколах и локальных актах.

1.7. По итогам проводимого мониторинга выполнения рабочих программ учебных предметов ≪ отставание ≫ по предмету в 1-й четверти ликвидируется во 2-й четверти и т.д. В 4-й четверти за месяц до окончания учебного года (до 25 апреля)

проводится итоговый мониторинг выполнения рабочих программ учебных предметов. По итогам мониторинга проводится их окончательная корректировка.

Примечание: Реализация не в полном объеме образовательной программы в

соответствии с учебным планом влечет наложение административного

штрафа на должностных лиц в соответствии с пунктом 2 статьи 19.30

главы 19 Кодекса Российской Федерации ≪ Об административных правонарушениях ≫ от 30.12.2001 Яй195-Ф3

(Данный пункт не применяется при возникновении чрезвычайной ситуации).

2. Порядок внесения корректив в рабочие программы

2.1. Согласно требованиям ≪ Квалификационного справочника должностей

руководителей, специалистов и служащих ≫ (раздел ≪ Квалификационные

характеристики должностей работников образования ≫ ), утвержденного

приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 №761н, учитель

обеспечивает выполнение рабочей программы по предмету.

2.2. При необходимости корректировки рабочей программы, на основании

решения методического объединения (совещания при директоре, заседании

административно-методического совета, малого педсовета, и т.п.) директор

издает приказ о корректировке рабочей профаммы с указанием способа

коррекции (приложение 2).

2.3. Данный приказ является основанием для внесения учителем записи в лист

коррекции рабочей программы (приложение 3) и начала осуществления

мероприятий по преодолению отставания по освоению содержания образования

при реализации рабочей профаммы,

2.4. Факт проведения компенсационных мероприятий учитель фиксирует в

соответствующей графе листа коррекции рабочей программы учебного предмета.

2.5. При коррекции рабочей программы следует изменить количество часов,

отводимых на изучение раздела (темы) учебного предмета курса, дисциплины

Не допускается уменьшение объема часов за счет полного исключения раздела (темы) из рабочей программы.

Корректировка рабочей программы должна обеспечить прохождение учебной программы учебного предмета и выполнение ее практической части качественно и в полном объеме.

3. Реализация плана мероприятий по преодолению отставаний при

реализации рабочих программ

3.1. Режим работы общеобразовательной организации, продолжительность

учебных четвертей, каникул, уроков, расписание уроков и кружков, занятий по

внеурочной деятельности определяется календарным учебным графиком на учебный год , разрабатываемым организацией самостоятельно .

3.2. Выполнение рабочей программы в полном объеме учитель может обеспечить проведением дополнительных учебных занятий взамен отсутствующего учителя.

3.3. При отсутствии возможности проведения дополнительных занятий,

корректировка рабочих программ учебных предметов с целью ликвидации отставания учащихся по освоению содержания образования учебных предметов,

может быть осуществлена следующими способами:

— использованием резервных часов, предусмотренных для повторения и обобщения по разделам (темам) содержания образования;

— слиянием близких по содержанию тем уроков;

— укрупнением дидактических единиц по предмету;

-организацией блочно-модульной технологии подачи учебного материала;

— заменой традиционной урочной системы обучения лекционно — семинарскими

занятиями, увеличением доли самостоятельной работы учащихся;

— уменьшением количества аудиторных часов на письменные опросы

(сочинения, эссе) и др.;

-предоставлением обучающимся права на изучение части учебного материала

самостоятельно с последующим осуществлением контроля их работы в

форме зачёта, написания сообщения, реферата, подготовки презентации и

— использованием телекоммуникационной сети Интернет для организации

дистанционного обучения. При этом элементы дистанционных образовательных технологий должны использоваться в порядке и на условиях, установленных ст. 16 Федерального закона от 29,12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Порядком применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденным приказом Минобрнауки России от 09.01.2014 №02.

Источник

Виды нарушений учебной деятельности, причины и пути коррекции.

Виды нарушений учебной деятельности, причины и пути коррекции.

Уход от деятельности.

У ребенка не формируются типичные для школьника формы общения со взрослым, отрешен на уроке, часто не слышит адресованных ему вопросов и заданий, предлагаемые задания ребенок выполняет по своему усмотрению, не стремясь к точному выполнению.

2. Двигательная расторможенность(гиперактивность).Для таких детей характерна высокая импульсивность, подвижность,с нижение самоконтроля, могут проявляться навязчивые движения, недостаток развития внутренней речи реализуется через постоянную внешнюю болтовню.

1.Отсутствие эффективных способов привлечения внимания, организации деятельности, выхода из игровой ситуации.

2. Учитель не уделяет время на организацию отдельных учащихся в начале урока.

1.Развернуть активное воображение во внешней форме, направить его на решение реальных творческих задач. В любой деятельности необходимо обеспечить эмоциональное подкрепление, внимание, ощущение успеха.

2.Ребенок должен находиться перед глазами учителя, в центре класса, прямо у доски. Направлять энергию ребенка в нужное русло ( вымыть доску, раздать тетради и т.д.).Требуется постоянное положительное подкрепление познавательной активности и положительного поведения. Педагогу следует избегать завышенных и заниженных требований, большие задания дробить на части с контролем выполнения.

1. Несформированность организации действий

Ребенку сложно запланировать свою деятельность, начать ее самостоятельно, распределить по важности. Ребенок не умеет регулировать свое поведение, нуждается во внешней организации.

2. Психофизический инфантилизм

Ребенок по физиологическим и психологическим признакам отстает в развитии

1.Отсутствие эффективных способов организации деятельности на уроке

2. Неупорядочены отдельные элементы проведения урока

3.Учителем не соблюдаются с ритуалы начала и окончания урока (выход урочного времени за пределы урока)

4. Непоследовательность, фрагментарность организующих воздействий.

Проводить обучение планированию деятельности, включение в деятельность упражнений по взаимоконтролю и самоконтролю. Вводить алгоритмы деятельности на уроках с возможностью самоконтроля деятельности.

Строгое соблюдение утвержденных ритуалов урока и организующих воздействий.

3. Низкая познавательная активность

1 Снижение мотивации

Может быт признаком депрессивного состояния, глубокой астении, психологических нарушений. Может относится к отдельному виду деятельности или ко всем видам.

1.Отсутствие приемов стимулирующих познавательную активность

2.Не учитываются возрастные особенности восприятия информации

3.Однообразность педагогических и методических приемов.

Поиск и актуализация важных мотивов. Положительное подкрепление познавательной деятельности. Совместная познавательная деятельность с родителями обучающегося.

4. Привлечение внимания, негативное самопредъявление.

1. Негативное самопредъявление

Эти варианты развития встречаются у детей с ярко выраженной демонтративностью, если у ребенка нет других талантов, то она находит выражение в сознательном нарушении правил поведения.

Синдром дезориентации может возникнуть в результате резкого изменения условий жизни ребенка, стрессовой ситуации. В других же случаях у ребенка может быть снижена чувствительность к социальным нормам ( нарушено понимание иерархии норм и правил, их значимости) Дезориентация может развиваться на фоне гиперактивности, импульсивности.

Использование только дисциплинарных воздействий

Учителем не пресекаются попытки деструктивного, неадекватного поведения на уроке.

Педагогу следует замечать ребенка во время положительного поведения. Во время негативного поведения все замечания свести к минимуму, особенно снизить эмоциональность реакций. Давать выход его демонстративности в позитивной деятельности.

Усвоение правил и норм и, прежде всего, их иерархии. На первых парах нужно прекратить наказания за незначительные проступки и неукоснительно пересекать серьезные нарушения, следует обучать ребенка навыкам общения со взрослыми и со сверстниками.

Это состояние нервного истощения, ослабленности. Повышается физическая и умственная утомляемость, падает работоспособность, ухудшаются память, внимание. Появляется плаксивость, капризность, раздражительность. Причиной астении могут быть перенесенные заболевания, переутомление, недостаток витаминов, нарушение режима, длительный стресс.

Завышен план урока, приоритетным считается выполнение плана урока.

Дозировка нагрузок. Частые перерывы, заполненные релаксацией или движениями. Смена видов деятельности. При ярко выражено астении — дополнительный выходной.

Основные направления коррекционной работы:

Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
— развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
— развитие навыков каллиграфии;
— развитие артикуляционной моторики.

Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
— развитие зрительного восприятия и узнавания;
— развитие зрительной памяти и внимания;
— формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
— развитие пространственных представлений ориентации;
— развитие представлений о времени;
— развитие слухового внимания и памяти;
— развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.

Развитие основных мыслительных операций:
— навыков соотносительного анализа;
— навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);
— умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
— умения планировать деятельность;
— развитие комбинаторных способностей.

Развитие различных видов мышления:
— развитие наглядно-образного мышления;
— развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и т.д.).

Развитие речи, овладение техникой речи.

Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Источник

Читайте также:  Предложите способы получения 2 хлорпропана
Оцените статью
Разные способы