Контрольный диктант по теме способы передачи чужой речи 11 класс

Контрольная работа по русскому языку в 11 классе по теме «Знаки препинания в предложениях с чужой речью»
методическая разработка по русскому языку (11 класс) на тему

Контрольная работа по русскому языку для учащихся 11 класса (программа Н.Г. Гольцовой; учебник Н.Г. Гольцовой, И.В. Шамшина) состоит из двух частей: первая часть — работа с пунктограммами и орфограммами в тексте; вторая часть — 4 грамматических задания по тексту, позволяющих проверить уровень освоенности учебного материала.

Скачать:

Вложение Размер
kontrolnaya_rabota-chuzhaya_rech-11.docx 20.96 КБ

Предварительный просмотр:

(1)Он [Понтий Пилат] холодною влажною рукою рванул пряжку с ворота плаща, и та упала на песок.

(2)– Сегодня душно, где-то идет гроза, – отозвался Каифа, не сводя глаз с покрасневшего лица прокуратора и предвидя все муки, которые еще предстоят.

(3)– Нет, – сказал Пилат, – это не оттого, что душно, а тесно мне стало с тобой, Каифа, – и добавил: – Побереги себя, первосвященник.

(4)Темные глаза первосвященника блеснули, и он выразил на своем лице удивление.

(5)– Что слышу я, прокуратор? – гордо и спокойно ответил Каифа, – ты угрожаешь мне после вынесенного приговора, утвержденного тобою самим? (6)Мы привыкли к тому, что римский прокуратор выбирает слова, прежде чем что-нибудь сказать. (7)Не услышал бы нас кто-нибудь, игемон?

(8)Пилат мертвыми глазами посмотрел на первосвященника и, оскалившись, изобразил улыбку.

(9)– Что ты, первосвященник! (10)Кто же может услышать нас сейчас здесь? (11)Разве я похож на юного бродячего юродивого, которого сегодня казнят? (12)Оцеплен сад, оцеплен дворец, так что и мышь не проникнет ни в какую щель! (13)Так знай же, что не будет тебе, первосвященник, отныне покоя! (14)Ни тебе, ни народу твоему, – и Пилат указал вдаль направо.

(15)– Знаю, знаю! – бесстрашно ответил чернобородый Каифа, и глаза его сверкнули. (16)Он вознес руку к небу и продолжал: – Знает народ иудейский, что ты ненавидишь его лютой ненавистью и много мучений ты ему причинишь, но вовсе ты его не погубишь! (По М.А. Булгакову)

1. I вариант: -П, — а, — п, — а: — П. / II вариант: А: — П.

2. I вариант: Каифа, не сводя глаз с покрасневшего лица прокуратора и предвидя все муки, которые еще предстоят, заметил, что очень душно и что где-то идет гроза. / II вариант: Чернобородый Каифа бесстрашно ответил, что знает, и глаза его сверкнули.

3. I вариант: 3, 5, 7, 9, 13. / II вариант: 2, 8.

4. I вариант: вы несе нн ого (прич.), у твержде нн ого (прич.) / II вариант: н ен авидишь (глаг., не употр.

без НЕ), н ен авистью (сущ., не употр. без НЕ), н е п огубишь (глаг.).

Проверочная работа по теме «Знаки препинания в предложениях с чужой речью». 11 класс.

I. Перепишите текст, расставляя пропущенные знаки препинания, буквы и раскрывая скобки.

(1)Он [Понтий Пилат] х_лодною влажною рукою рв_нул пряжку с ворота пл_ща и та упала на п_сок.

(2)Сегодня душно где(то) идет гр_за отозвался Каифа (не) св_дя глаз с покр_сневшего л_ца прокуратора и предвидя все муки которые еще предст_ят.

(3)Нет ск_зал Пилат это не (от)того что душно а тесно мне стало с тобой Каифа и добавил Поб_р_ги себя первосв_ще(н,нн)ик.

(4)Темные гл_за первосв_ще(н,нн)ика бл_с(?)нули и он выр_зил на своем л_це уд_вление.

(5)Что слышу я прокуратор гордо и сп_койно ответил Каифа ты угр_жаешь мне после вын_се(н,нн)ого приг_вора утв_ржде(н,нн)ого тобою с_мим (6)Мы пр_выкли к тому что (Р,р)имский прокуратор выб_рает слова прежде чем что(нибудь) ск_зать. (7)(Не) услышал бы нас кто(нибудь) игемон?

(8)Пилат мертвыми гл_зами посм_трел на первосв_ще(н,нн)ика и оскалившись изобр_зил улыбку.

(9)Что ты первосв_ще(н,нн)ик (10)Кто (же) может услышать нас сейчас (з,с)десь (11)Разве я похож на ю(н,нн)ого бр_дячего юродивого которого сегодня к_знят (12)Оцеплен сад оцеплен дв_рец так что и мышь (не) проникнет н_ в какую щель! (13)Так знай (же) что (не) будет тебе первосв_ще(н,нн)ик отныне покоя! (14)Н_ тебе н_ народу твоему и Пилат ук_зал (в)даль (на)право.

(15)Знаю знаю бе(с,сс,з)трашно ответил (черно)бородый Каифа и гл_за его св_ркнули. (16)Он во(з,с)нес руку к небу и прод_лжал Знает народ иудейский что ты (не)навидишь его лютой (не)навистью и много мучений ты ему прич_нишь но вовсе ты его (не) погубишь! (По М.А. Булгакову)

II. Грамматическое задание.

1. Составьте схему предложения 3 (I вариант) / предложения 16 (II вариант).

2. В предложении 2 (I вариант) / в предложении 15 (II вариант) прямую речь замените косвенной. Запишите получившиеся варианты.

3. Укажите номера предложений, осложненных обращениями (I вариант) / номера предложений, осложненных обособленными обстоятельствами (II вариант).

4. Выпишите из предложения 5 слова с орфограммой «Н и НН в суффиксах разных частей речи» (I вариант) / из предложения 16 слова с орфограммой «Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи» (II вариант). Графически объясните написание слов.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по русскому языку. 5 класс. Тема: «Сложное предложение»

Контрольная работа позволяет проверить орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся, умение составлять схему сложного и простого предложений, давать синтаксическую характеристику предло.

Контрольная работа по русскому языку 8 класс «Словосочетание. Предложение. Главные члены предложения».

Контрольная работа по русскому языку 8 класс «Словосочетание. Предложение. Главные члены предложения». .

Итоговая контрольная работа по русскому языку 8 класс. Работа по тексту.

Работа с текстом.

Разработка урока русского языка 5 класс «Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением»

Урок- изучения нового материала.

Контрольные работы по русскому языку 8 класс по теме «Односоставные предложения»

Контрольная работа для проверки усвоения материала по темам «Словосочетание» и «Односоставные предложения» 8 класс.

Контрольная работа по русскому языку по теме «Главные и второстепенные члены предложения». 8 кл.

Контрольная работа по русскому языку по теме «Главные и второстепенные члены предложения». 8 кл.

Итоговая контрольная работа по русскому языку 5 класс (для классов с углублённым изучением русского языка)

Итоговая контрольная работа по русскому языку для учащихся 5 класса с углублённым изучением предмета (по программе В.В.Бабайцевой).

Источник

Диктант по русскому языку в 11 классе Пунктуация

Контрольный диктант по теме «Синтаксис и пунктуация».

Цели: проверка грамотности; воспитание языкового чутья.

Тип урока : урок контроля и коррекции зун.

Оборудование : тетради для контрольных работ.

Осенью в Балаклаве

В конце октября, когда последние курортные гости уже потянулись на станцию, а дни еще теплы и по-осеннему ласковы, в Балаклаве становится по-домашнему уютно, точно в комнатах после отъезда непрошеных гостей.

Кругом тишина, не нарушаемая ничем. Вода так густа и тяжела, то звезды отражаются в ней, не рябясь и не мигая. Раздаются ленивые шаги ночного сторожа, и я различаю не только каждый удар его кованых рыбачьих сапог о камни тротуара, но слышу также, как между двумя шагами он чиркает каблуками. Но вот он завернул куда-то в мощеный переулок и шаги его смолкли.

На всем крымском побережье: в Анапе, Судаке, Керчи, Балаклаве — рыбаки готовятся к лову белуги. Чистятся огромные сапоги, подновляются непромокаемые, крашенные желтой масляной краской плащи и кожаные штаны, штопаются паруса.

И вот уже, похлопав нерешительно в воздухе, поднимается парус, как острое, торчащее концом вверх птичье перо. Под кормовой решеткой хранится небольшой запас хлеба и бочонок с водой, а на боту сидит с хвастливой небрежностью молодой рыбак.

Это не кто иной, как Юра Паратино, невысокий, крепкий, просоленный и просмоленный грек. Никто не сравнится с Юрой удачливостью, и никто иной не проявляет такого равнодушия к несправедливым ударам судьбы, что особенно высоко ценится этими солеными людьми.

Наутро его баркас первым влетает в залив и небрежно, не дожидаясь, когда гребцы замедлят разгон лодки, Юра соскакивает на деревянную пристань. Присев на корточки в лодке, рыбаки быстро хватают по три рыбины и швыряют их в корзины, ведя точный, скорый, ни на секунду не прекращающийся счет.

Крепкий запах свежепойманной и чадный запах вареной рыбы стоит в воздухе в течение многих дней.

Ленивые, объевшиеся рыбой коты валяются поперек тротуаров, нехотя приоткрывают один глаз, когда их толкнешь ногой, и тотчас засыпают опять. Домашние гуси, тоже сонные, качаются на середине залива, а из клювов у них торчат хвосты недоеденной рыбы. (293 слова)

II. Грамматическое задание.

Графически выделить конструкции с обособленными членами предложения.

Источник

Контрольные диктанты_11 класс
учебно-методический материал по русскому языку (11 класс)

Контрольные диктанты для 11 класса на учебный год.

Скачать:

Вложение Размер
diktanty_11.docx 42.74 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольный диктант в 11 классе № 1

Цель : проверить соответствие знаний, умений и навыков учащихся требованиям учебной программы на начало учебного года.

Содержание контрольной работы направлено на выявление уровня развития умений выбора постановки знаков препинания:

— при однородных членах предложения;

— при обособленных определениях и обстоятельствах;

— в сложных предложениях.

Условий для написания :

— проверяемых безударных гласных и проверяемых согласных в корне слова;

— приставок и предлогов;

— безударных падежных окончаний существительных, прилагательных и причастий;

— не с разными частями речи.

Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков:

— выполнение синтаксического разбора сложного предложения;

— построения сложного предложения из простого осложнённого предложения;

— составления предложения с прямой речью.

Критерии оценки знаний учащихся

• «5» – за работу, в которой нет ошибок.

• «4» – за работу, в которой допущено 1 – 2 ошибки.

• «3» – за работу, в которой допущено 3 – 4 ошибки.

• «2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.

«5» — безошибочное выполнение всех заданий;

«4» — если учеником выполнено 4 задания с небольшими погрешностями;

«3» — правильно выполнил не менее 3-х заданий с небольшим недочетами

«2» — если ученик не справляется с большинством грамматических заданий.

Охота с ястребом

Старик Айтей не смог уснуть, думал о сыне.

Однажды они с Абдрахманом поехали охотиться с ястребом. Мальчик был уже заправским охотником. С трещоткой мальчик поскакал вперёд, а Айтей ждал на вершине холма верхом на крупной гнедой лошади.

Маленький Абдрахман знал, что если неправильно вспугнуть птицу, то можно испортить всю охоту.

Как только стая гусей обогнула озеро и приблизилась к возвышенности, где стоял Айтей, охотник подбросил вверх своего ястреба. Птица, со свистом рассекая воздух острыми крыльями, понеслась над самой землёй.

Гуси почуяли опасность. Двое из них продолжали лететь вперёд, трое шарахнулись куда-то в сторону, остальные ринулись вниз.

Ястреб взвился в поднебесье, точно стрела, выпущенная из лука.

Охотник видел, как скрестились в небе гусь и ястреб. Вот уже оба камнем падают вниз. Мальчика захватило зрелище. Не помня себя, он погнал своего коня туда, где падала птица. Айтей едва поспевал за сыном.

1. Выполните синтаксический разбор предложения:

I вариант : Охотник видел, как скрестились в небе гусь и ястреб .

II Вариант: Не помня себя, он погнал своего коня туда, где падала птица.

2. Преобразуйте предложение: Птица со свистом рассекая … в сложное предложение, определите его тип и постройте схему.

3. На тему текста составьте предложение с прямой речью, соответствующе схеме:

Контрольный диктант в 11 классе № 2

Цель : проверить соответствие знаний, умений и навыков учащихся требованиям учебной программы на начало учебного года.

Содержание контрольной работы направлено на выявление уровня развития умений выбора постановки знаков препинания:

— тире в простом предложении;

— при однородных членах предложения;

— при обособленных определениях и обстоятельствах;

— запятые при вводных словах;

— в сложных предложениях.

Условий для написания :

— проверяемых безударных гласных и проверяемых согласных в корне слова;

— приставок и предлогов;

— безударных падежных окончаний существительных, прилагательных и причастий;

— правописание з-с на конце приставок;

— не с разными частями речи;

— н-н в причастиях;

— правописание глагольных окончаний.

Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков:

— при фонетическом разборе слова;

— выполнение синтаксического разбора сложного предложения;

-замена предложения с прямой речью на косвенную;

-умение определять виды подчинительной связи в словосочетаниях.

Критерии оценки знаний учащихся

• «5» – за работу, в которой нет ошибок.

• «4» – за работу, в которой допущено 1 – 2 ошибки.

• «3» – за работу, в которой допущено 3 – 4 ошибки.

• «2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.

«5» — безошибочное выполнение всех заданий;

«4» — если учеником выполнено 4 задания с небольшими погрешностями;

«3» — правильно выполнил не менее 3-х заданий с небольшим недочетами

«2» — если ученик не справляется с большинством грамматических заданий.

Вдохновение — это строгое рабочее состояние человека. Душевный подъём не выражается в театральной позе и приподнятости. Так же как и пресловутые «муки творчества».

Чайковский утверждал, что вдохновение — это состояние, когда человек работает во всю силу, как вол, а вовсе не кокетливо помахивает рукой.

Каждый человек хотя бы и несколько раз за свою жизнь, но пережил состояние вдохновения — душевного подъёма, свежести, живого восприятия действительности, полноты мысли и сознания своей творческой силы.

Да, вдохновение — это строгое рабочее состояние, но у него есть своя поэтическая окраска, свой, я бы сказал, поэтический подтекст.

Вдохновение входит в нас, как сияющее летнее утро, только что сбросившее туманы тихой ночи, забрызганное росой, с зарослями влажной листвы. Оно осторожно дышит нам в лицо своей целебной прохладой.

Вдохновение — как первая любовь, когда сердце громко стучит в предчувствии удивительных встреч, невообразимо прекрасных глаз, улыбок, недомолвок.

Тогда наш внутренний мир настроен тонко и верно, как некий волшебный инструмент, и отзывается на всё, даже самые скрытые, самые незаметные звуки жизни.

Толстой сказал о вдохновении, пожалуй, проще всех: «Вдохновение состоит в том, что вдруг открывается то, что можно сделать чем ярче вдохновение, тем больше должно быть кропотливой работы для его исполнения». Но как бы ни определяли вдохновение, мы знаем, что оно плодотворно и не должно исчезнуть бесследно, не одарив собою людей. (170слов, по К. Паустовскому)

1. Озаглавить текст диктанта.

2. Найти предложение с прямой речью, вычертить к нему схему. Заменить прямую речь косвенной и записать это предложение.

3. Сделать фонетический разбор слова:

Подъём — 1-й вариант состояние — 2-й вариант

4. Выписать из текста по два словосочетания на все виды подчинительной связи и разобрать их:

1 – 4 абзац — 1-й вариант остальной текст — 2-й вариант

5. Сделать синтаксический разбор предложения:

Чайковский утверждал, что вдохновение — это состояние, когда человек работает во всю силу, как вол, а вовсе не кокетливо помахивает рукой. — 1-й вариант

Вдохновение — как первая любовь, когда сердце громко стучит в предчувствии удивительных встреч, невообразимо прекрасных глаз, улыбок, недомолвок. — 2-й вариант

Контрольный диктант в 11 классе № 3

Цель : проверить соответствие знаний, умений и навыков учащихся требованиям учебной программы на начало учебного года.

Содержание контрольной работы направлено на выявление уровня развития умений выбора постановки знаков препинания:

— при однородных членах предложения;

— при обособленных определениях и обстоятельствах;

— при уточняющих членах предложения;

— в сложных предложениях.

Условий для написания :

— проверяемых безударных гласных и проверяемых согласных в корне слова;

— приставок и предлогов;

— безударных падежных окончаний существительных, прилагательных и причастий;

— написание сложных прилагательных;

— не с разными частями речи;

— написание н-нн в прилагательных и причастиях;

— написание з-с на конце приставок.

Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков:

— выполнение синтаксического разбора сложного предложения;

— фонетический разбор слова;

— разбор слова по составу;

Критерии оценки знаний учащихся

• «5» – за работу, в которой нет ошибок.

• «4» – за работу, в которой допущено 1 – 2 ошибки.

• «3» – за работу, в которой допущено 3 – 4 ошибки.

• «2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.

«5» — безошибочное выполнение всех заданий;

«4» — если учеником выполнено 4 задания с небольшими погрешностями;

«3» — правильно выполнил не менее 3-х заданий с небольшим недочетами

«2» — если ученик не справляется с большинством грамматических заданий.

Светлою лентой вьётся Яик среди пойменных лугов, изрезанных бесчисленными притоками и рукавами, серебряной дорогой уходит в пойменные леса.

Тихий летний вечер. Багровея, катится к горизонту большое солнце.

Путь до реки не близкий — около двух вёрст. И в это время, когда солнце катится к закату, а лощины заволакиваются лиловой дымкой, женщины обычно не ходят в одиночку по воду.

Сверкающая река встретила мягкой прохладой. С её просторов дул свежий ветер. Вдаль уходило окаймлённое бархатной зеленью берегов дрожащее живое серебро воды.

Весной, во время паводка, Яик выходил из берегов, мутные воды захватывали огромные пространства, плескались над залитыми лугами, в затопленных лесах гуляла рыба. А сейчас, в разгаре лета, река была светла и нетороплива, величаво несла она свои воды к далёкому морю.

Вечерний воздух зазвенел от лягушиных трелей. В осоке пересохших ручейков, в зеленовато-синей слизи стоячей воды затаились пучеглазые певцы и оглашали хрупкую тишину бесконечными руладами.

Вот в омуте лениво плеснулась огромная рыба, где-то гулко закричал удод, словно будил сонную лень реки, донёсся далёкий крик кулика.

Все эти звуки слились в пёструю симфонию. (171 слово, по Х. Есенжанову)

1. Сделать фонетический разбор слова:

Вьётся — 1-й вариант багровея — 2-й вариант

2. Разобрать слова по составу:

Пойменных, изрезанных, заволакиваются — 1-й вариант

сверкающая, бесчисленными, захватывали — 2-й вариант

3.Выписать из текста по одному словосочетанию на все виды подчинительной связи и разобрать их:

1 – 4 абзацы — 1-й вариант остальной текст — 2-й вариант

4.Сделать синтаксический разбор предложения:

И в это время, когда солнце катится к закату, а лощины заволакиваются лиловой дымкой, женщины обычно не ходят в одиночку по воду . — 1-й вариант

Вот в омуте лениво плеснулась огромная рыба, где-то гулко закричал удод, словно будил сонную лень реки, донёсся далёкий крик кулика. — 2-й вариант

Контрольный диктант в 11 классе № 4

Цель : проверить общий уровень сформированности орфографической и пунктуационной грамотности учащихся по итогам 1-го полугодия в соответствии с требованиями государственного стандарта.

Содержание контрольного диктанта направлено на выявление уровня развития умений, выбора условий для написания:

— проверяемые безударные гласные;

— непроверяемые безударные гласные;

— правописание слов с чередующимися гласными в корне слова;

— правописание окончаний имён существительных;

— написание непроизносимых согласных:

— разделительные Ь и Ъ;

— н-нн в суффиксах прилагательных и причастий;

— различение не и ни;

Постановки знаков препинания:

— при работе с периодом;

— запятая при однородных членах предложения;

— запятая в сложном предложении;

— запятые при обособлении определений, приложении;

— запятые при уточняющих членах предложении;

Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков:

— синтаксического разбора предложения;

— фонетического разбора слова;

— синтаксический разбор словосочетаний;

— подбирать однокоренные слова и формы слова.

Критерии оценки знаний учащихся

• «5» – за работу, в которой нет ошибок.

• «4» – за работу, в которой допущено 1 – 2 ошибки.

• «3» – за работу, в которой допущено 3 – 4 ошибки.

• «2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.

«5» — безошибочное выполнение всех заданий;

«4» — если учеником выполнено 4 задания с небольшими погрешностями;

«3» — правильно выполнил не менее 3-х заданий с небольшим недочетами

«2» — если ученик не справляется с большинством грамматических заданий.

Как ни старались люди, собравшись в одно небольшое место несколько сот тысяч, как ни забивали камнями землю, чтобы ничего не росло на ней, как ни счищали всякую пробивающуюся травку, как ни дымили каменным углём и нефтью, как ни обрезывали деревья и не выгоняли всех животных и птиц, — весна была весною и в городе.

Солнце грело, трава, оживая, росла и зеленела везде, где только не соскребали её, не только на газонах и бульварах, но и между плитами камней, и берёзы, тополи, черёмуха распускали свои клейкие и пахучие листья, липы надували лопавшиеся почки; галки, воробьи и голуби по-весеннему радостно готовили уже гнёзда, и мухи жужжали у стен, пригретые солнцем. Веселы были и растения, и птицы, и насекомые, и дети. Но люди — большие, взрослые люди — не переставали обманывать и мучить себя и друг друга. Люди считали, что священно и важно не это весеннее утро, не эта красота мира божия, данная для блага всех существ, а священно и важно то, что они сами выдумали, чтобы властвовать друг над другом.

(174 слова) (По Л.Н. Толстому)

1. Выполнить фонетический разбор слова:

Нефтью — 1-й вариант деревья — 2-й вариант

2. Подобрать однокоренные слова и формы одного и того же слова:

Трава — 1-й вариант листья — 2-й вариант

3. Выписать словосочетания на все виды подчинительной связи и разобрать их:

Из 1-го абзаца — 1-й вариант из 2-го абзаца — 2-й вариант

4. Сделать синтаксический разбор предложения:

Солнце грело, трава, оживая, росла и зеленела везде, где только не соскребали её, не только на газонах и бульварах, но и между плитами камней, и берёзы, тополи, черёмуха распускали свои клейкие и пахучие листья, липы надували лопавшиеся почки; галки, воробьи и голуби по-весеннему радостно готовили уже гнёзда, и мухи жужжали у стен, пригретые солнцем.

Контрольный диктант в 11 классе № 5

Цель : проверить общий уровень сформированности орфографической и пунктуационной грамотности учащихся на конец 1-го полугодия в соответствии с требованиями государственного стандарта.

Содержание контрольного диктанта направлено на выявление уровня развития умений, выбора условий для написания:

— проверяемые безударные гласные;

— непроверяемые безударные гласные;

— правописание окончаний имён существительных;

— написание непроизносимых согласных:

— разделительные Ь и Ъ;

— буквы О-Ё после шипящих в корне слова;

— н-нн в суффиксах прилагательных и причастий;

— не с прилагательными, наречиями и глаголами;

— различение не и ни;

Постановки знаков препинания:

— запятая при однородных членах предложения;

— запятая в сложном предложении;

— запятые при обособлении определений, приложении;

— запятые при уточняющих членах предложении;

— при прямой речи.

Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков:

— синтаксического разбора предложения;

-разбор слова по составу;

— определять способ связи слов в словосочетаниях;

Критерии оценки знаний учащихся

• «5» – за работу, в которой нет ошибок.

• «4» – за работу, в которой допущено 1 – 2 ошибки.

• «3» – за работу, в которой допущено 3 – 4 ошибки.

• «2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.

«5» — безошибочное выполнение всех заданий;

«4» — если учеником выполнено 4 задания с небольшими погрешностями;

«3» — правильно выполнил не менее 3-х заданий с небольшим недочетами

«2» — если ученик не справляется с большинством грамматических заданий.

Стояла глубокая осень. По небу плыли низкие набухшие тучи, изредка моросил мелкий дождик. Из гавани доносились одиночные орудийные выстрелы: жители города оповещались о грозившем наводнении. Но никто не обращал внимания на сеющий дождик, который покрывал одежду прохожих серебристой пылью. Никого не интересовали орудийные выстрелы. По широкому Невскому проспекту лился оживлённый людской поток, то и дело проносились блестящие кареты. Нередко впереди позолоченной кареты бежали скороходы, предупреждая народ: «Пади! Пади!»

Сквозь разорвавшиеся тучи неожиданно блеснул узкий солнечный луч и засверкал на адмиралтейской игле. И это минутное золотое сияние по-иному представило город. Среди оголенных рощ и туманной сырости он вставал прекрасным и неповторимым видением. Окрашенные в разнообразные колера красок стены домов, омытые дождиком, радовали глаз своей свежестью. Строгие, гармоничные линии зданий — творения великих зодчих — вставали во всём величии и красоте. Полуциркульные арки над каналами, одетыми в гранит, стройные колоннады, чугунные садовые решётки подле особняков — всё казалось чудом, от которого нельзя было оторвать восторженных глаз.

Луч солнца угас, и снова всё ушло и укрылось в серый сумрак промозглого осеннего дня.

(169 слов) (По Е. Фёдорову)

1. Сделать фонетический разбор слова:

Сеющий — 1-й вариант сияние — 2-й вариант

2. Разобрать слова по составу:

Серебристой, позолоченной, оголённых — 1-й вариант

туманной, окрашенные, омытые — 2-й вариант

3. Сделать морфологический разбор слова:

Набухшие — 1-й вариант грозившем — 2-й вариант

4. Выписать по два словосочетания и сделать их разбор:

Из 1-го абзаца -1-й вариант из остального текста — 2-й вариант

5. Сделать синтаксический разбор предложения:

Но никто не обращал внимания на сеющий дождик, который покрывал одежду прохожих серебристой пылью. 1- вариант

Луч солнца угас, и снова всё ушло и укрылось в серый сумрак промозглого осеннего дня . — 2-й вариант

Контрольный диктант в 11 классе № 6

Цель : проверить общий уровень сформированности орфографической и пунктуационной грамотности учащихся на конец 1-го полугодия в соответствии с требованиями государственного стандарта.

Содержание контрольного диктанта направлено на выявление уровня развития умений, выбора условий для написания:

— проверяемые безударные гласные;

— непроверяемые безударные гласные;

— написание корней с чередованием;

— правописание окончаний имён существительных;

— написание непроизносимых согласных:

— буквы О-Ё после шипящих в корне слова;

— н-нн в суффиксах прилагательных и причастий;

— не с прилагательными, наречиями и глаголами;

— различение не и ни;

Постановки знаков препинания:

— запятая при однородных членах предложения;

— запятая в сложном предложении;

— запятые при обособлении определений, обстоятельств.

Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков:

— синтаксического разбора предложения;

— фонетического разбора слова;

— составлять предложения с прямой и косвенной речью.

С четырёх сторон налетели монголы на маленький род Берш. Падали кипчаки, потому что с четырёх сторон летели к ним лёгкие стрелы с жёсткими чёрными перьями. Быстро связали монголы живых мужчин. Молодых женщин они тоже связали и положили в толстые шерстяные мешки на сёдлах. Длинногривых кипчакских лошадей монголы согнали в один табун. Только больных и стариков не взяли они. И маленьких детей не взяли, которых нужно долго кормить, чтобы продать.

И старика со шрамом у левого глаза не взяли монголы. Старик пришёл откуда-то и сел у огня крайней семьи. Ему дали поесть и не спрашивали ничего, потому что он молчал. И старик не поднял руки, чтобы закрыть лицо, когда ударил его камчой молодой красноглазый монгол, потный от крови.

Он стоял и смотрел, как убивали монголы, как вязали они мужчин и валили на песок женщин. И молчал старик.

И когда умчались монголы, ничего не осталось у кипчаков. Совсем мало их было, старых и больных. Они засыпали красным песком мёртвых, и заплакали они, и подняли руки к белому солнцу.

А когда стала краснеть от вечернего солнца белая трава, старик собрал оставшихся. И они пошли за ним, ничего не спрашивая.

(187 слов) (По М. Симашко)

1.Сделать фонетический разбор слова:

(не) спрашивая — 1-й вариант перьями — 2-й вариант

2. Сгруппировать орфограммы и подобрать к ним примеры из текста диктанта.

3. Составить предложение на тему текста с прямой речью, затем его переконструировать в предложение с косвенной речью, записать эти предложения и составит к ним схемы.

4. Сделать синтаксический разбор предложения:

1-й вариант : И старик не поднял руки, чтобы закрыть лицо, когда ударил его камчой молодой красноглазый монгол, потный от крови .

2-й вариант : Он стоял и смотрел, как убивали монголы, как вязали они мужчин и валили на песок женщин

Контрольный диктант в 11 классе № 7

Цель : проверить уровень усвоения стандарта на конец года, практические навыки учащихся в усвоении тем по русскому языку.

Содержание контрольного диктанта направлено на выявление качества усвоения учебного материала:

— правописание проверяемых безударных гласных;

— правописание непроверяемых безударных гласных;

— написание корней с чередованием;

— написание сложных прилагательных;

— правописание окончаний прилагательных и причастий;

— написание не с глаголом.

— запятая при однородных членах предложения;

— знаки препинания при обособленных членах предложения;

— знаки препинания в сложных предложениях;

— в предложении с прямой речью.

Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков учащихся:

— синтаксического разбора предложения;

— фонетического разбора слова;

— составлять предложения с прямой речью;

— графически объяснять знаки препинания в предложении.

Жгучий ветер, посылаемый жаркой пыльной степью, с рёвом вгрызался в сосновый лес. Стуча колючими песчинками по хвойным лапам и стволам, он выл от напряжения, но скоро выдыхался, натыкаясь кругом на молчаливое сопротивление деревьев.*

Ветер привык к своей силе и с удовольствием носился по степи, заметая её песком и высохшей травою, дабы лишний раз убедиться, что на тысячи километров вокруг всё ему подвластно.** А степь, сухая, плоская от природы, и потому полагающая за правило, что всё на свете должно быть сухим и плоским, любила ветер, который мог всё возвысившееся и выросшее над нею смести и сровнять с поверхностью.

Вот только лес не давался силе ветра. Деревья, взявшись за руки и тесно прижавшись плечами друг к другу, продолжали расти. Когда ветер был особенно неистов, они глухо роптали кронами, взмахивали тёмно-зелёными лапами и раскачивались из стороны в сторону всем телом. Ветер хотел так раскачать их стволы, чтобы корни не удержались за землю и деревья полетели вверх тормашками.

«Ну что за блажь — эти нелепые зелёные дылды!» — злобно выл ветер. И трудился без устали. Но странно: чем сильнее он задувал, тем меньше добивался толку.

(183 слова) (По В. Михайлову)

1. Сделать фонетический разбор слова:

Степью — 1-й вариант (от) напряжения — 2-й вариант

2. Найти в тексте диктанта предложение с прямой речью, выписать его, составить к нему схему.

3. Графически объяснить знаки препинания в выделенном предложении:

* — 1-й вариант ** — 2-й вариант

4. Сделать синтаксический разбор предложения:

Когда ветер был особенно неистов, они глухо роптали кронами, взмахивали тёмно-зелёными лапами и раскачивались из стороны в сторону всем телом. — 1-й вариант

Ветер хотел так раскачать их стволы, чтобы корни не удержались за землю и деревья полетели вверх тормашками . — 2-й вариант

Годовой контрольный диктант в 11 классе № 8

Цель : проверить уровень усвоения стандарта на конец года, практические навыки учащихся в усвоении тем по русскому языку.

Содержание контрольного диктанта направлено на выявление качества усвоения учебного материала:

— правописание проверяемых безударных гласных;

— правописание непроверяемых безударных гласных;

— написание сложных прилагательных;

— правописание окончаний прилагательных и причастий;

— правописание окончаний глаголов 1-го и 2-го спряжения;

— написание н-нн в прилагательных и причастиях;

— написание -тся — ться в глаголах;

— написание не с глаголами;

— запятая при однородных членах предложения;

— запятые при вводных словах;

— запятые в сложных предложениях;

— запятые при обособленных членах предложения.

Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков учащихся:

— выполнять морфологический разбор;

— синтаксического разбора предложения;

-объяснять графически знаки препинания в предложении;

Критерии оценки знаний учащихся

• «5» – за работу, в которой нет ошибок.

• «4» – за работу, в которой допущено 1 – 2 ошибки.

• «3» – за работу, в которой допущено 3 – 4 ошибки.

• «2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.

«5» — безошибочное выполнение всех заданий;

«4» — если учеником выполнено 4 задания с небольшими погрешностями;

«3» — правильно выполнил не менее 3-х заданий с небольшим недочетами

«2» — если ученик не справляется с большинством грамматических заданий.

Прошлого года, двадцать второго марта, вечером, ходил я по городу и искал себе квартиру. В целый день я ничего не мог найти порядочного. Во-первых, хотелось квартиру особенную, не от жильцов, а во-вторых, хоть одну комнату, но непременно большую. Я заметил, что в тесной квартире даже и мыслям тесно. Я же, когда обдумывал свои будущие повести, всегда любил ходить взад и вперёд по комнате.

С утра я чувствовал себя нездоровым, а к закату солнца мне стало даже и очень нехорошо: начиналось что-то вроде лихорадки. К тому же я целый день был на ногах и устал. К вечеру, перед самыми сумерками, проходил я по Вознесенскому проспекту. Я люблю мартовское солнце в Петербурге, особенно закат, разумеется, в ясный, морозный вечер. Вся улица вдруг блеснёт, облитая ярким светом. Все дома как будто вдруг засверкают. Серые, жёлтые и грязно-зелёные цвета их потеряют на миг всю свою угрюмость; как будто на душе прояснеет, как будто вздрогнешь или кто-то подтолкнёт тебя локтем. Новый взгляд, новые мысли. Удивительно, что может сделать один луч солнца с душой человека! Но солнечный луч потух; мороз начинает пощипывать за нос; сумерки густели; газ блеснул из магазинов и лавок.

(188 слов) (По Ф. М. Достоевскому)

1. Сгруппировать орфограммы и подобрать к ним примеры из текста диктанта.

2. Сделать морфологический разбор:

(ходил ) вечером — 1-й вариант себе — 2-й вариант

3. Объяснить графически постановку знаков препинания в выделенном предложении.

4. Выписать из текста по одному словосочетанию на все виды подчинительной связи и разобрать их:

Из 1-го абзаца — 1-й вариант из 2-го абзаца — 2-й вариант

5. Я заметил, что в тесной квартире даже и мыслям тесно . — 1-й вариант

Я же, когда обдумывал свои будущие повести, всегда любил ходить взад и вперёд по комнате . — 2-й вариант

Годовой контрольный диктант в 11 классе № 9

Цель : проверить уровень усвоения стандарта на конец года, практические навыки учащихся в усвоении тем по русскому языку.

Содержание контрольного диктанта направлено на выявление качества усвоения учебного материала:

— правописание проверяемых безударных гласных;

— правописание непроверяемых безударных гласных;

— правописание окончаний прилагательных и причастий;

— правописание окончаний глаголов 1-го и 2-го спряжения;

— написание н-нн в прилагательных и причастиях;

— написание -тся — ться в глаголах;

— написание не с глаголом.

— запятая при однородных членах предложения;

— запятые в сложных предложениях;

-запятые при вводных словах;

— знаки препинания при обособленных членах предложения.

Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков учащихся:

— синтаксического разбора предложения;

— фонетического разбора слова;

-разбора слова по составу;

-составлять предложения с прямой речью.

Жара заставила нас, наконец, войти в рощу. Я бросился под высокий куст орешника, под которым молодой, стройный клён красиво раскинул свои лёгкие ветки. Касьян присел на толстый конец срубленной берёзы. Я глядел на него. Листья слабо колебались в вышине, и их жидко-зеленоватые тени скользили взад и вперёд по его тщедушному телу, кое-как закутанному в армяк, по его маленькому лицу. Он не поднимает головы. Наскучив его безмолвием, я лёг на спину и начал любоваться мирной игрой перепутанных листьев на далёком светлом небе. Удивительно приятное занятие — лежать на спине и глядеть вверх! Вам кажется, что вы смотрите в бездонное море, что оно широко расстилается под вами, что деревья не поднимаются от земли, но, словно корни огромных растений, спускаются отвесно в те стеклянно ясные волны, листья на деревьях то сквозят изумрудами, то сгущаются в золотистую, почти чёрную зелень.

Волшебными облаками тихо наплывают и тихо проходят круглые облака — и вот вдруг всё море, этот лучезарный воздух, эти ветки и листья, облитые солнцем, — всё заструится, задрожит беглым блеском, и поднимется лепетание, похожее на мелкий песок внезапно набежавшей зыби. Вы глядите: та глубокая, чистая лазурь возбуждает на устах ваших улыбку, невинную, как она сама, как облака по небу, и как будто вместе с ними, медлительной вереницей, проходят по душе счастливые воспоминания, и всё вам кажется, что взор ваш уходит дальше и дальше, тянет вас самих за собой в ту спокойную сияющую бездну, и невозможно оторваться от этой вышины, от этой глубины. (187 слов) (По И.С. Тургеневу)

1. Сделать фонетический анализ слова:

Приятное — 1-й вариант спускаются — 2-й вариант

2. Разобрать слова по составу:

Срубленной, бросился, набежавшей — 1-й вариант

Расстилается, срубленной, поднимаются — 2-й вариант

3. Составить предложение по схеме на тему текста диктанта:

«П, — а, — п». — 1-й вариант «П. – а. –А?» — 2-й вариант

4. Сделать синтаксический разбор предложения:

Я бросился под высокий куст орешника, под которым молодой, стройный клён красиво раскинул свои лёгкие ветки . — 1-й вариант

Листья слабо колебались в вышине, и их жидко-зеленоватые тени скользили взад и вперёд по его тщедушному телу, кое-как закутанному в армяк, по его маленькому лицу. — 2-й вариант

Источник

Читайте также:  Способы сжигания топлива газа
Оцените статью
Разные способы