Контроль умений монологической речи способы

Контроль умений монологической речи

При проверке умений монологических высказываний учитываются:

*разнообразие лексики и грамматических структур, а также правильность их употребления;

*развёрнутость и последовательность сообщения;

*соответствие языковых средств ситуации общения;

*наличие речевого намерения и его реализация;

*количество предложений, выражающих субъективную информацию (личное отношение к высказываемому).

Т.е., мы можем говорить об использовании данных позиций в качестве критериев оценки говорения.

При итоговой проверке сформированности говорения Программа предусматривает перечень умений, которые и должны стать объектом контроля (тестового или традиционного). Это могут быть:

-беседа в связи с содержанием прочитанного/услышанного/увиденного;

-подготовленное связное сообщение на указанную тему;

-развёрнутый рассказ с высказыванием собственного мнения на основе увиденного, услышанного/прочитанного;

-устный реферат прочитанного/прослушанного текста;

-развёрнутое сообщение на тему описательного и повествовательного характера с выражением собственного мнения/оценки передаваемой информации;

-неподготовленное высказывание по теме/ситуации;

-участие в диалоге/дискуссии с включением монологических высказываний и с элементами полемики;

-подготовленное сообщение по теме на основе нескольких различных источников информации;

-развёрнутое сообщение/доклад по теме (обзор, отчёт);

-интервьюирование по теме;

В тестировании монологической речи основными видами заданий являются: составление логичных развернутых сообщений по заданной проблеме или ситуации в связи с прочитанным, увиденным или услышан­ным, а также составление аргументированной характеристики и оценки фактов, событий и лиц. Основными параметрами такого высказывания должны быть коммуникативность (адресованность плюс ситуативность, основанная на коммуникативном стимуле) и соответствие формы и содержания данной ситуации общения.

Для того чтобы монологическое высказывание не сводилось к изложению выученного текста, экзаменатору необходимо каждый раз создавать коммуникативную ситуацию, стимулирующую спонтанное высказывание.

Например, для оценки речевой деятельности учащихся по теме «Выдающиеся люди страны» можно предложить следующие задания.

1. You meet an English-speaking journalist who wants to write an article about а famous figure in Belarisian culture or science. Give him an outline of his/her life and work and tell him where to look for further information.

2. You are in an English-speaking college. Give a short talk about a famous Belarisian and explaine why he is important for your country.

3. Design a programme for a visit of a historian who wants to learn more about an outstanding scientist (writer, painter) of Belarus.

Задания учащимся рекомендуется предложить на карточках. При этом нецелесообразно давать более 10 минут на подготовку. Следует пол­ностью выслушать высказывание ученика. В конце экзаменатор может задать вопросы на развитие и дополнение основного высказы­вания или на возможную самокорректировку грамматических структур и неточной лексики. Образцы вопросов:

Can you describe what.

Can you give an example of.

Can you tell me why you chose (mentioned) .

What did you mean when you said .

You said earlier that you .

Can you explain .

Принимая на себя роль адресата высказывания, экзаменатору при этом следует иметь в виду, что вопросы носят характер дополнительной проверки, а не являются чисто коммуникативными.

Объективность при тестировании устной речи может достигаться несколькими способами:

1) оптимальный способ — в классе присутствует независимый экзаменатор, который оценивает ответы учащихся по соответствующей шкале. В этой роли могут выступать коллеги из других школ.

2) ответы учащихся записываются на аудиокассету и оцениваются по шкале оценок при прослушивании. Записи сохраняются в течение года.

Источник

Методы и способы контроля монологической и диалогической речи в английском языке

Методы и способы контроля монологической и диалогической речи в английском языке.

Процесс формирования навыков монологической и диалогической речи на разных этапах обучения английскому языку должен проходить во взаимосвязи и в комплексе со всеми видами речевой деятельности. Наиболее адекватной формой контроля умений и навыков говорения является устная форма, потому что она позволяет выявить наиболее важные для данного вида речевой деятельности качества: речевую реакцию, речевые автоматизмы, характер остановок, ситуативность речи. Задания для контроля навыков монологической и диалогической речи могут быть вариативными, и отличаться друг от друга в зависимости от подготовленности обучающихся, их индивидуальных способностей, психологических особенностей, а также целей и задач конкретного урока.

Для отработки тренировки навыков и умений монологической речи, обучающимся предлагается выполнение различных заданий. Они могут быть связаны с описанием чего-либо или кого-либо; рассказа о различных событиях; выражения своего мнения по какому-либо вопросу; задания, отстоять свою точку зрения по обсуждаемой теме; ответы на вопросы в различных ситуациях; воспроизведения наизусть текста рифмовок, стихотворений, песен; пересказ услышанного или прочитанного текста с помощью опор и без них, составление своего собственного текста по аналогии, а также другие интересные, творческие задания.

Читайте также:  Основные способы снижения вибрации

К заданиям для контроля диалогической речи можно отнести различные деловые и ролевые игры по темам, например: “At the doctor’s office”, “At the bank”, “At the travel agency” , “At the airport” и многие другие. Это могут быть этикетные диалоги в типичных ситуациях, учебно-трудового и межкультурного общения, диалоги-расспросы, диалоги-интервью, диалоги-побуждения к действию, а также задания, обучающие задавать вопросы и отвечать на них в различных жизненных ситуациях.

Очень важно и актуально для совершенствования навыков монологической и диалогической речи, а также для их контроля со стороны преподавателя применять информационно-коммуникационные технологии, широко и детально описанные в Задании № 3 итоговой аттестационной работы. Приведу примеры заданий для контроля монологической речи:

Задание № 1. с опорой на подстановочную таблицу. Прочитайте текст из колонки А «About myself» и по аналогии в колонке B составьте текст о себе. Расскажите о себе.

Предполагается, что обучающиеся изучили глагол «to be» в Present Simple Tense, изучили и активизировали в различных речевых упражнениях лексические единицы (название стран, профессии, порядковые числительные, школьные предметы, притяжательные местоимения, артикли, множественно число существительных, изучили лексические единицы по теме «My family»)

Hi. My name is Alex. I am from Great Britain. I live in London. I am 15 years old. I go to school. My favorite subject at school is Geography. I have a big family. There are five of us. I have got a mother, a father, two sisters and a little brother. My father is….My sister is … and so on.

Hi (Hello). My name is Olga. I am from Russia. I live in Moscow…. и так далее…

Для примера и для мотивации учащихся, преподаватель первый может рассказать о себе, используя подстановочную таблицу. Со стороны преподавателя контролируется беглость монологической речи, интонация высказываний, произношение отдельных слов, связанность грамматических структур, непринуждённая речь. Подобные задания можно усложнять по мере изучения боле сложных грамматических структур, видовременных форм глагола, степени сравнения прилагательных и т. д.

Задание № 2. Прослушайте текст «My classroom» и скажите, что находится в нашей аудитории:

Предполагается, что обучающие изучили грамматическую конструкцию there is / there are, а также повторили лексические единицы по теме (a table, chairs, a map, a TV set, a mirror…etc), изучили определённые и неопределённые артикли, предлоги in, on, under. Учащиеся друг другу или поочерёдности рассказывают, что находится в учебной аудитории.

Преподаватель контролирует усвоенные речевые навыки: правильность произношение лексических единиц в пределах темы, грамматические навыки (there is / there are, articles, prepositions of place), интонацию высказываний, порядок построения английского утвердительного предложения.

Подобные задания усложняются по мере изучения вопросительной и отрицательной формы конструкции there is / there are. Учащиеся отвечают на вопросы преподавателя и работают в парах, мини-группах: Example: Is there a mirror in the classroom? – Student A: — Yes, there is, or – Yes, there are two mirrors in the classroom и так далее.

Задание № 3. Прочитайте текст “My weekends” и ответьте на вопросы: 1)What time do you get up on Sunday? 2) What do you usually have for breakfast? 3)What do you do after lunch? 4) What do you do in the evening?, и так далее. Подобное задание может быть «домашним». Предполагается, что учащиеся изучили вопросительные местоимения и вопросительные формы времени Present Simple Tense и активизировали их в различных речевых упражнениях. Далее, на последующих занятиях обучающие готовят проектную работу, рассказывая о своих выходных днях, использую фотографии, видеосюжеты, проектируя их на экране.

Преподаватель контролирует усвоение навыков монологической речи, темп и интонацию речи, произношения новых слов, с учётом усвоенных фонетических навыков, знание вопросительных местоимений, понимание вопросительных предложений в Present Simple Tense, порядок слов утвердительных предложений в Present Simple Tense, творческий подход к проекту.

Задания для контроля диалогической речи могут быть также разнообразными, интересными и творческими, с использованием подстановочных таблиц, образцов, видеосюжетов, прослушивания различных аудиотекстов, задания с включением деловых игр и театральных постановок.

Читайте также:  Способы получения налогового уведомления

Задания № 1. Тема «Invitations». С помощью таблицы, которая проецируется на экран один студент выбирает предложение из колонки А, и приглашает собеседника в кино, театр, ресторан, кафе, на футбольный матч. Другой студент выбирает из колонки B фразу и соглашается с собеседником. Затем учащиеся меняются ролями.

Предполагается, что студенты обладают определёнными навыками диалогической речи, изучили лексические единицы по теме и усвоили предложенные грамматические структуры.

1) Let’s to the theatre…. ( cinema, café,

restaurant, football match …etc.)

2) How about going to the….?

3) Why not go to the….?

4) Shall we go to the…?

a) With pleasure.

c) I am all for it.

Подобные задания нравятся учащимся, предлагается реальная ситуация, которая может иметь место в жизни. Подстановочная таблица снимает определённый «барьер» и неуверенность. У учащихся есть выбор из предложенных вариантов, что вызывает определённый интерес.

Преподаватель контролирует правильность интонации вопросительного предложения и понимание вопроса собеседником. Также он контролирует высказывания с точки зрения правильности построения грамматических конструкций. Далее можно расширить задание. Таблица закрывается, преподаватель озвучивает эти же вопросы на русском языке, а учащиеся переводят их на английский. Example:

Teacher: — «Давайте сходим на футбольный матч» — Student: — “Let’s go to the football match”. Teacher: — «Звучит заманчиво» — Student: — “Sounds great”… и так далее по аналогии.

Задание № 2. Отработка грамматических конструкций: … So am I (So is he), … Neither am I (Neither is he). После фонетической разминки, повторения данные конструкций, обучающиеся прослушивают высказывания и отвечают на вопросы: Например: Speaker: — I am a student – Student A: — So am I; Speaker: — I am not a doctor – Student B: — Neither am I.

Далее задание выполняется в парах. Преподаватель контролирует навыки аудирования, диалогической речи, навыки произношения, интонацию, навыки отрабатываемых грамматических конструкций. Подобные задания практикуются и с модальными глаголами, видовременными формами глаголов и т. д. Например: Student A: — I can play football – Student B: — So can I; Student A: — I speak English – Student B: — So do I; Student A: — I can’t skate – Student B: — Neither can I; Student A: — I can’t speak German – Student B: — Neither can I;

Задание № 3. Act out the dialogue «At the restaurant».

Учащиеся изучают тему: «Meals». Отрабатываются в различных упражнениях лексические единицы и устойчивые выражения по теме. Все слова и выражения по теме отрабатываются на занятиях, выполняются различные подстановочные речевые упражнения, во взаимосвязи с грамматическими конструкциями, просматриваются видеосюжеты, проговариваются отдельные фразы, выполняются задания на понимание прослушанного и прочитанного текста с ответами на вопросы. Домашнее задание: выучить диалог «At the restaurant». Каждый из учащихся учит роль и официанта и посетителя.

«At the restaurant»

Customer: — Hello, a table for one, please.

— Waiter: — Good evening, sir (madam). Follow me, please. This is your table.

— Customer: — Can I have the menu, please?

— Waiter: — Just a minute. Here you are, sir.

— Customer: — Thanks. I’ll have (take) tomato soup, fried potatoes and well-done steak.

— Waiter: — What are you going to drink, sir?

— Customer: — A bottle of mineral water, please.

— Ok, sir. Your order will be ready in 10 minutes.

Контроль усвоения грамматических навыков, устойчивых выражений и сокращённых форм глагола, интонации в вопросительных предложениях, фонетических навыков, усвоения лексических единиц. Возможна отработка навыков устного перевода данного диалога с русского языка на английский.

На уроках при обучении какому-либо виду речевой деятельности, в том числе и говорению, необходимо уделять достаточное внимание контролю. Правильно организованный контроль речевых умений даёт учителю возможность рационально распределить учебное время, проверить эффективность упражнений, внести коррективы в тематический план, увидеть практические достижения отдельных учащихся и класса в целом. Результаты контроля являются кроме того определенным стимулом для совершенствования приёмов обучения иностранному языку.

Источник

Билет 39. Контроль и оценка монологической речи

Контроль МР дает возможность рационально распределить учебное время, проверить эффективность упражнений, внести коррективы в тематический план. Результаты контроля являются стимулом для совершенствования приемов обучения языку.

Читайте также:  Бумажный способ ведения трудовой книжки

1) Объектами контроля (тестового или традиционного) должны стать умения, перечисленные в программе.

Необходимые монологические речевые умения

а) Первый год обучения(2 класс общеобраз. школы):

-сообщить о себе, друге, членах семьи (имя, что умеет делать и т. п.); назвать действия, выполняемые человеком; сообщить о местонахождении человека, животного, предмета; указать время; описать предмет (цвет, размер)

б)Второй год обучения (3 класс)

— описать лицо(имя, возраст, профессия и т. д.), животное (как называется, что может делать) или предмет( принадлежность, качество, местоположение); прокомментировать действия сверстника; описать куклу и т. д.

в) Средний и старший этапы обучения (5-7 и 8-9 классы гимназий, лицеев)

логично и последовательно высказываться, аргументировать свою точку зрения, строить развернутые сообщения (приемы контроля — монолог-описание, сообщение, повествование, характеристика)

г) Профориентированный этап обучения (10-11 классы)

— логично и последовательно излагать информацию, аргументировать свою точку зрения, делать обобщения и выводы (приемы контроля — доклад, сообщение, комментарий )

2) Формы и премы контроля должны отвечать следующим требованиям:

выполнять как контролирующую, так и обучающую функции

не вносить существенных отклонений в ход учебного процесса

быть интересными для учащихся и соответствовать их возрастным особенностям

быть адекватными (направленными на проверку одной формы общения)

не требовать больших усилий для отработки результатов.

Примеры: приемы контроля для старшего этапа лицеев и гимназий – развернутый рассказ на тему услышанного\прочитанного\увиденного; доклад (обзор, отчет) по теме; неподготовленное высказывание по теме.ситуации; комментирование услышанного\прочитанного\увиденного и т.д..

3) Критерии оценки: Показателем уровня сформированности умений говорения являются такие параметры, как:

количество слов\фраз в сообщении

количество простых\сложных предложений

количество допущенных ошибок за определенный промежуток времени

При проверке умений монологических высказываний учитываются:

разнообразие лексики и грамматических структур, правильность их употребления

развернутость и последовательность сообщения

соответствие языковых средств ситуации общения

наличие речевого намерения и его реализация

количество предложений выражающих субъективную информаци. (личное отношение)

Билет 40. Обучение диалогической речи(ДР)

1.Психолингвистическая характеристика ДР: ДР имеет двусторонний характер, это взаимодействие людей. ДР характеризует постоянная смена говорящего и слушающего, эллиптичность(сокращение языковых средств за счет невербальных элементов,общей ситуации, догадки), эмоциональность и экспрессивность (субъективно-оценочная окраска речи), использование избыточных языковых средств, дублирующих фраз (для пояснения), спонтанность (паузы хезитации, перебивание, перестройка фраз), быстрый темп.

2. Цели обучения ДР Основная цель обучения ДР – развить у учащегося способность осуществлять речевое общение в различных ситуациях, а именно: общаться в условиях непосредственного контакта, понимать и реагировать на устные высказывания партнера (в т. ч. носителя языка) и т.д.

Владение языком имеет уровневый характер. Для каждого уровня задачи обучения корректируются с учетом речевых умений, необходимых для реализации тех или иных коммуникативных задач.

1.)Необходимыедиалогические речевые умения

а) Начальный этап обучения(2-3 класс общеобраз. школы):

— запросить информацию и сообщить о себе, друге, членах семьи (имя, что умеет делать и т. п.); назвать действия, выполняемые человеком; сообщить о местонахождении человека, предмета; указать время;

в) Средний и старший этапы обучения (5-7 и 8-9 классы гимназий, лицеев)

— запрашивать и сообщать информацию в соответствии с коммуникативным намерением, переводить разговор на другую тему, использовать эмоционально экспрессивные средства (диалог расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен информацией, диалог-информирование, диалог-побуждение)

г) Профориентированный этап обучения (10-11 классы)

подхватывать и дополнять мысль партнера по диалогу, задавать серию вопросов для получения информации, быстро реагировать на вопросы, корректно прерывать собеседника, концентрировать и распределять внимание в процессе диалога и т.д. (дискуссия, полемика, интервью)

3.Типология текстов Первоэлементами диалога являются реплики (обычно однофразовые). Структурно, интонационно и семантически законченные соединения реплик называют диалогическими единствами(ДЕ). ДЕ– исходная единица обучения ДР. В основу положены двучленные единства:

сообщение и вызванный им вопрос

сообщение и вызванное им сообщение

сообщение и реплика-подхват, дополняющая высказанную мысль и др.

Основные типы дискурсов: бытовой\деловой разговор, интервью, дискуссия, полемика.

Их различают по:

количеству коммуникантов (два, несколько)

отношениям коммуникантов (симметричные, асимметричные)

чередованию акций-реакций(частое, редкое, нулевое)

заданности темы или коммуникативной задачи (дается, не дается заранее)

совпадению\.несовпадению интересов партнеров (диалог сотрудничество, спор, конфликт)

характеру социальной ситуации (симм. диалоги – бытовой разговор, обмен информацией, дискуссия; ассимм. – распрос, консультация)

Источник

Оцените статью
Разные способы