Контроль как способ получения информации
Методы контроля и самоконтроля в обучении – методы получения информации учителем и обучающмся о результативности процесса обучения.
• Текущая проверка прежде всего осуществляется путем постоянного наблюдения учителя за работой учащихся на каждом уроке, проверок домашнего задания, устного опроса, контрольных письменных заданий, проверки с помощью различных перфокарт, выполнения проверочных заданий, сделанных на компьютере и др.
• Тематическая проверка — ее сущность раскрывается самим названием. Осуществляется она теми же методами и приемами, что и текущая, но носит эпизодический характер и проводится, например, по окончании изучения определенной темы или раздела, как межпредметная проверка по одной теме на разных учебных предметах. Может происходить в виде коллоквиума.
• Периодическая — проверка в конце четверти или какого-то другого установленного в классе или школе периода.
• Заключительная (итоговая) — это различные формы аттестации за большой промежуток времени: семестр (полугодие), год, по окончании образовательного учреждения. Чаще всего осуществляется в виде зачетов и экзаменов.
Требования к данной группе методов:
— гласность (сообщение отметки и оценочного суждения);
— учет специфики учебного предмета;
— разнообразие форм и методов.
Учителю при подготовке к уроку необходимо помнить, что поиски подходящих форм и методов контроля и его организация — это важнейшая задача педагога. Кого, когда, сколько учащихся, по каким вопросам, при помощи каких средств нужно спросить и оценить — все это должно быть запланировано учителем при подготовке к уроку. Наряду с этим следует продумать, чем должны заниматься учащиеся во время опроса их товарища. У каждого учителя должна быть своя система проверки и включать разнообразные средства и приемы работы, чтобы учащиеся понимали, что их успехи, уровень и качество овладения знаниями постоянно контролируются.
Методы контроля и самоконтроля: устные — индивидуальный, фронтальный, уплотненный опрос; письменные — письменные работы, диктанты, изложения, сочинения, рефераты и т.п.; практические — практические работы, опыты; графические — графики, схемы, таблицы; программированные — машинные и безмашинные; наблюдение и самоконтроль.
Устные методы контроля
Наиболее распространенным является индивидуальный опрос, когда ученик вызывается к доске с домашним заданием. Этот вид опроса самый трудный, как для учителя, так и для учеников. Для учителя — тем, что, опрашивая одного ученика, надо каждый раз организовывать работу так, чтобы класс не был предоставлен самому себе. Ученика надо опросить основательно, дав ему возможность высказаться полностью, ответить на дополнительные вопросы. На все это уходит очень много времени, поэтому учителя проводят такой опрос нечасто, в результате нередки ситуации, когда школьник в течение года ни разу по данному предмету не отвечал устно полным, исчерпывающим ответом. Это приводит к тому, что на экзамене он не может сформулировать свой ответ даже при определенном его знании.
Очень затрудняет, особенно молодых учителей, оценка знаний ученика и формулировка объективного и убедительного оценочного суждения, которое очень важно как в обучающем, так и воспитывающем плане. Учителю необходимо отметить: насколько полно и содержательно отвечал ученик, какой была его речь, как он справился с дополнительными вопросами и заданиями, что у него получилось хорошо, на что нужно обратить внимание при последующей подготовке заданий. Отметка обязательно должна сообщаться сразу после этого. Иногда можно предложить самому ученику по оценочному суждению определить, какой будет отметка, можно предлагать сделать оценочное суждение самому отвечающему или ученикам класса. Все это способствует формированию умений оценки и самооценки.
Фронтальный опрос. Для получения экспресс информации о степени готовности класса к усвоению нового материала и актуализации имеющихся знаний учитель проводит фронтальный опрос, когда вопросы обращены ко всему классу. Ускоряют проведение этого вида опроса разнообразные сигнальные карточки, которые ученики показывают в ответ на вопрос учителя и сразу же видно, кто отвечает правильно, а кто нет. Фронтальный опрос должен проходить в быстром темпе и не занимать много времени на уроке.
Уплотненный опрос — это способ устранить многие недостатки индивидуального опроса. Два-три ученика вызываются к доске и им даются задания, которые они могут выполнить за 10—15 мин, сделав краткие записи на доске. 4—6 человек вызываются за первые столы и получают заранее подготовленные карточки с тестами, вопросами, заданиями, на которые отвечают письменно. Задания должны быть рассчитаны на один временной отрезок. К доске вызываются еще два ученика, один из которых будет выполнять функции опрашивающего учителя, второй — ученика. Учитель координирует, контролирует и направляет всю эту работу. Оставшейся части класса дается задание продумать дополнительные вопросы для всех отвечающих у доски, быть готовыми к комментированию любого ответа. В результате за 15—20 мин будет опрошена половина класса, на следующем уроке — другая половина.
Устная форма проведения проверки знаний способствует выработке быстрой реакции на вопрос, развитию памяти учащихся, развитию речи, осознанию своего знания или незна ния, так как пока ученик не попытается перевести то, что он учил, в речь, он не может быть уверенным, что выполнил домашнее задание.
Письменные методы контроля
Письменные методы контроля разнообразны и определяются спецификой учебного предмета, но существуют и общие методы. Так, для реализации требования систематичности контроля можно достаточно часто в начале урока давать небольшую письменную самостоятельную работу не более чем на 10 мин. Она может содержать основные вопросы домашнего задания, данного по вариантам или по карточкам, или задание, аналогичное домашнему. Требования: подготовка вопросов, заданий, карточек заранее; быстрый темп организации и ее четкость, строгое соблюдение времени.
Технологии других письменных работ раскрываются в методиках соответствующих предметов.
Особые требования должны предъявляться к итоговым письменным работам, которые необходимо проводить лишь тогда, когда учитель уверен, что большинство детей усвоило соответствующий материал. Такие работы должны быть посильными для учащихся, способствующими формированию их уверенности в своих силах, в противном случае интерес к процессу обучения снижается.
Письменная проверка эффективнее развивает логическое мышление, приучает к большей точности в ответах. Успех ее тесно связан с обязательным применением суммы полученных новых знаний, умений и навыков, глубина и прочность которых проверяется таким способом. Полученная обратная информация используется учителем в целях коррекции как своей педагогической деятельности, так и познавательной деятельности учащихся. В контрольно-проверочных целях применяются задания по решению нового типа задач, проверке знаний, фактов, событий, хронологии. Широко используйте и диктанты, изложения, сочинения, изготовление поделок, рисунков, схем, чертежей, подготовка докладов, рефератов.
Обучающее значение этого метода заключается в углублении и упрочении знаний школьников, в большом количестве обратной диагностической информации, дающей учителю основания для уточнения методов работы и коррекции знаний умений, навыков учащихся. Развивающий эффект контрольно-проверочных работ является следствием предельной мобилизации ребенком своих духовных сил и способностей в сложной и ответственной, в известном смысле экстремальной учебной ситуации. Воспитательное влияние метода выражается в формировании у школьников чувства ответственности, умения сосредоточить духовные силы в нужный момент на самом главном. Контрольно-проверочные работы применимы в диагностики обученности учащихся всех возрастов. В начальных классах дети не всегда осознают личностное и педагогическое значение контрольного задания. В средних же и старших классах осознание школьниками этого значения стимулирует качество выполнения ими работы.
Графические методы
Графические методы проверки заключаются в том, что учитель, исходя из специфики своего предмета, использует различные таблицы, схемы и графики в процессе изложения материала. В качестве контролирующих эти материалы могут выступать следующим образом: предлагается составить какой-либо графический материал по изученному материалу или дается использованная при объяснении таблица, в которой допущены ошибки или сделаны пропуски. Ученикам предлагается найти и исправить ошибки или заполнить пропуски.
Программированные методы проверки.
Многие учителя используют программированные методы контроля знаний, которые можно использовать в виде перфокарт и закладывать в компьютеры, если школа хорошо ими оснащена.
Такие карточки могут быть следующих типов:
1.Карточка содержит один вопрос (не проблемный), на который существует один точный ответ (даты, факты, законы, правила и т.п.), и не менее 4-5 вариантов ответов: правильный, неправильный, неполный, неточный и «нет ответа». Все они внешне должны выглядеть убедительными и не подсказывающими. Карточки имеют прорези для фамилии ученика и напротив каждого ответа. Получив карточку, в которую вложен чистый листок, ученик подписывает ее и отмечает крестиком ответ, который он считает верным. Учитель собирает карточки, вынимает вкладыши, подравнивает пачку и протыкает ее металлической спицей напротив правильного ответа. Разложив проткнутые карточки, учитель получает полную картину ответов учеников. При хорошей организации такая проверка занимает 5—7 мин.
2. Две колонки с перечислениями и надо быстро написать в прорезях напротив каждой строчки, какой номер правого столбика соответствует номеру левого столбика (например, даты и названия войн).
3. Написан текст с прорезями-пропусками в отдельных словах или предложениях. Надо заполнить пропуски.
4. Ответ на заданный вопрос складывается из суммы выбранных из перечисления ответов. Например: что из перечисленного относится к методам проверки знаний? В ответах перечислены все методы проверки знаний вперемешку со словесными, наглядными и практическими методами. Могут быть и другие варианты, но надо соблюдать главное требование: на тестовых карточках при любом их предложении не должно быть заданий, требующих долгого раздумывания или допускающих вариативные ответы.
Варианты проверочных заданий, которые можно разработать и предложить с помощью персонального компьютера, многообразны и рассматриваются на занятиях по ТСО и методике их использования.
Формы контроля:
• Коллоквиум — промежуточная форма контроля, которая прежде всего имеет целью выяснение степени усвоения материала по какой-либо крупной теме всем классом, снятие возникших проблемных вопросов, стимулирование учащихся к систематическим занятиям. Проходит в виде фронтального опроса, но требует более длительного времени и большей глубины ответов. Могут использоваться моменты группового и индивидуального опроса и коррекции хода усвоения материала и выработки необходимых умений и навыков.
• Зачетная система, как и коллоквиумы, дает возможность более эффективно вести тематический учет знаний учащихся.
• Экзамен является специфической формой проверки и оценки знаний и одновременно средством государственного контроля за работой образовательных учреждений. В нашей отечественной школе экзамены были введены в 1932 г. (до этого проводились «испытания»).
Зачеты и экзамены обеспечивают взаимодействие преподавателя и детей в целях подведения итогов изучения крупных тем, частей или целого курса, с помощью монологических ответов, собеседования, ответов по заранее заготовленным вопросам, заданиям. Функции этих форм контроля заключаются в том, чтобы установить степень глубины и прочности усвоения учащимися изученного материала, в организации интенсивной самостоятельной работы школьников по закреплению и систематизации знаний, умений и навыков.
Зачет фиксирует завершение учащимися каких-либо практических заданий, работ; сбор дополнительной учебной информации по заданной теме, выращивание растений на учебно-опытном участке, изготовление поделок в мастерских, написание реферата, выявляется общая ориентация в изученном материале. В зачет идет работа, выполненная на хорошем качественном уровне.
Экзамен организуется в виде индивидуальных монологических ответов учащихся на доставшиеся по случайному выбору вопросы изученного курса. Экзаменационный билет может включать теоретический вопрос и практическое задание, беседу по реферату или конспекту, по прочитанной дополнительной литературе.
На всех формах контроля должна быть спокойная, доброжелательная обстановка, ответы оцениваться объективно и поставленная отметка должна быть понятной и сознательно принятой учеником.
Диагностико-обучающее значение экзамена и зачета в том, что он дает возможность глубоко проанализировать знания, умения, навыки, степень развития каждого школьника в условиях мобилизации всех своих возможностей. Развивающий эффект метода проявляется в активизации памяти, таких способов мышления, как систематизация, обобщение знаний, а также в совершенствовании устной и письменной речи. Воспитательная роль зачетно-экзаменационной системы диагностики состоит в стимулировании самоконтроля учащихся, в развитии у них добросовестности, умения владеть собой в сложных ситуациях, своевременно мобилизовать силы; в пробуждении здорового самолюбия. Экзамены и зачеты используются в работе с подростками и старшеклассниками. Подобные формы контроля недопустимы с младшими школьниками.
Источник
Источники и методы получения информации по объекту контроля
Контроль помогает наиболее реально, с определенной степенью эффективности, выявлять нерациональные стороны в действиях управления всем механизмом развития общества и в конкретной отрасли, на отдельном предприятии в частности.
Перед проведением ревизии и в ходе ее все производственные процедуры и полученная информация отражаются в рабочих документах ревизора.
В целях получения информации о деятельности экономического объекта применяются аналитические процедуры, выявляющие существенные отклонения его деятельности от нормативных документов и различного рода требуемых базовых показателей, т. е. предметом контроля является фактическая деятельность (производство), состояние документации и данные о деятельности объекта контроля. Сам процесс контроля заключается в отслеживании и выявлении соответствия установленному порядку организации деятельности объекта контроля и соответствия мерам государственного регулирования.
В настоящее время несколько сократилась отчетная база, используемая для проведения контроля с точки зрения ее периодичности, но в то же время появились новые возможности [8] .
В силу того, что контроль имеет свойство проверки фактов хозяйственной жизни в значительной части в последующем порядке, при прочтении показателей и их использовании следует учитывать, что:
— требования по составлению промежуточной бухгалтерской отчетности содержит п. 48 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» — промежуточная бухгалтерская отчетность составляется за месяц, квартал нарастающим итогом с начала отчетного года, если иное не установлено законодательством РФ;
— отчетным периодом для промежуточной бухгалтерской отчетности является период с 1 января по отчетную дату периода, за который составляется промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность, включительно.
— представление и публикация промежуточной бухгалтерской отчетности производятся в случаях и порядке, предусмотренных законодательством РФ или учредительными документами организации;
— налогоплательщики-организации представляют в налоговые органы только годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность не позднее чем за три месяца после окончания отчетного года, за исключением случаев, когда организация в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» не обязана вести бухгалтерский учет;
— Федеральным законом от 29.06.2012 № 97-ФЗ отменена обязанность организаций представлять квартальную бухгалтерскую отчетность [9] ;
— обязанность представления квартальной бухгалтерской (финансовой) отчетности установлена для эмитентов ценных бумаг Федеральным законом от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» при регистрации проспекта ценных бумаг;
— государственные (муниципальные) бюджетные и автономные учреждения представляют квартальную бухгалтерскую отчетность в орган государственной власти, орган местного самоуправления, осуществляющий в отношении учреждения функции и полномочия учредителя, в соответствии с Инструкцией о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н. Для экономических субъектов такая обязанность может быть обусловлена уставом общества. Участники экономического субъекта должны получать: информацию
0 деятельности общества; знакомиться с его бухгалтерскими документами; принимать решения о распределении чистой прибыли между участниками. Конкретные сроки представления промежуточной отчетности в таком случае определяются учредителями (участниками) экономического субъекта;
— закон № 402-ФЗ и НК РФ в той редакции, в которой они вступили в силу
1 января 2013 г., не устанавливают для организации обязанности по представлению в налоговые органы промежуточной бухгалтерской отчетности;
— начиная с 1 января 2013 г., организации, включая перешедших на УСН, должны предоставлять в налоговые органы только годовую бухгалтерскую отчетность в срок не позднее чем за три месяца после окончания отчетного года;
— Приказ Минфина России от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» для организаций — субъектов малого предпринимательства предусматривает формирование бухгалтерской отчетности по упрощенной системе;
— утвержденная форма бухгалтерского баланса субъектов малого предпринимательства уже предусматривает отражение в нем информации конкретно на 31 декабря отчетного года.
Источниками получения информации об экономическом объекте являются:
— данные статистики, официальные отчеты экономического субъекта, банковские отчеты;
— нормативные и законодательные акты, регулирующие деятельность проверяемого экономического субъекта;
— результаты посещения семинаров, конференций и аналогичных мероприятий;
— официальные публикации в юридических, отраслевых, профессиональных, региональных журналах;
— разъяснения и подтверждения, полученные от сотрудников проверяемого экономического субъекта, беседы с компетентными лицами и сотрудниками службы внутреннего контроля;
— запросы третьим лицам;
— консультации с ревизором, который проводил проверку в предыдущие периоды;
— протоколы собраний совета директоров и акционеров, контракты договоры, бухгалтерская отчетность прошлых периодов, планы и бюджеты, положения о бухгалтерской службе, об учетной политике, рабочий план счетов и проводок, план-график документооборота, схема организационной и производственной структур;
— осмотр, фактические обмеры, взвешивания, подсчет в цехах, складах, службах проверяемого субъекта, опрос персонала, непосредственно не связанного со сферой учета, применение различных методов экспертиз (с привлечением специальных служб);
— результаты проведения аналитических процедур, выявление необычных хозяйственных операций, порядок оформления которых нельзя однозначно трактовать в соответствии с действующим законодательством;
— идентификация филиалов и структурных подразделений, выделенных на отдельный баланс, хозяйственных операций, методов их учета и налогообложения;
— знакомство с реестром акционеров;
— материалы проверок налоговых служб и судебных процессов;
— использование знаний, накопленных из предыдущего опыта ревизора;
— результаты работы ранее привлеченных специалистов-экспертов.
Если выявлены аспекты нарушения деятельности объекта контроля, требующие определенных специальных знаний, проверяющий должен иметь достаточно глубокое понимание деятельности экономического объекта, чтобы можно было установить, нужна ли ему консультация того или иного специалиста, т.
Основными методами получения информации о деятельности экономического субъекта для контроля являются:
— изучение общеэкономических условий деятельности проверяемого экономического субъекта;
— анализ особенностей региона, влияющих на деятельность субъекта;
— учет отраслевых особенностей сферы деятельности экономического субъекта;
— знакомство с организацией и технологией производства;
— сбор информации о персонале экономического субъекта, ассортименте выпускаемой продукции, методах ведения бухгалтерского учета, его автоматизации;
— сбор информации о структуре собственного капитала, анализ размещения и котировок акций;
— сбор информации об организационной и производственной структурах, проводимой маркетинговой политике, основных поставщиках, покупателях;
— анализ деятельности экономического субъекта на рынке ЦБ;
— учет наличия и взаимоотношений с филиалами и дочерними (зависимыми) обществами и методов консолидации финансовой отчетности, порядка распределения прибыли, остающейся в распоряжении организации;
— сбор информации о финансовых и юридических обязательствах экономического субъекта, что имеет существенное значение на стадии планирования при оценке уровня существенности и расчета внутрихозяйственного риска;
— знакомство с организацией системы внутреннего контроля.
Контроль выступает как кульминационный момент управленческого
цикла, когда фактические воздействия на управляемый объект сопоставляются с требованиями принятых решений, в результате чего и выявляется, насколько результативны управленческие действия [10] , направленные на успешное достижение поставленных целей.
Исходя из части 1 ст. 7 и ст. 9 Федерального закона № 402-ФЗ, руководителям экономических субъектов дано право определять состав первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной жизни экономического субъекта, и перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов
Для ведения и контроля бухгалтерского учета могут использоваться самостоятельно разработанные экономическими субъектами формы первичных
учетных документов и регистров бухгалтерского учета, предусмотренные рекомендациями в области бухгалтерского учета, принятыми органами негосударственного регулирования бухгалтерского учета, а также иные рекомендованные формы (например, формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, формы книги (журнала) учета фактов хозяйственной деятельности, упрощенные формы ведомостей учета имущества, предусмотренные приказом Минфина России от 21 декабря 1998 г. № 64н). Согласно части 4 ст. 9 Федерального закона № 402-ФЗ, формы первичных учетных документов, применяемые для оформления фактов хозяйственной жизни экономического субъекта, должны быть утверждены руководителем этого экономического субъекта. Изложенные изменения в нормативном регулировании не могут не сказаться на методах контроля. Исследование предмета контроля — фактов хозяйственной жизни различными приемами и способами — образует методы контроля.
Метод контроля — это совокупность приемов и способов исследования расширенного воспроизведения общественно необходимого продукта и соблюдения требований его законодательного регулирования.
В процессе функционирования контроль фактов хозяйственной жизни сформировал свой метод в системе прикладных экономических наук. Метод характеризуется использованием общенаучных и собственных методических приемов и способов контроля. Общенаучные методические приемы включают анализ и синтез, индукцию и дедукцию, аналогию и моделирование, абстрагирование и конкретизацию, системный анализ, функциональностоимостный анализ.
Инвентаризация — способ фактической проверки наличия товарноматериальных ценностей и денежных средств, а также контроля сохранности. Большинство случаев недостатков, краж, растрат обнаруживается с помощью инвентаризации.
Экономический анализ показателей производственной и финансовохозяйственной деятельности предприятий во время ревизии особенно необходим. Только с помощью глубокого анализа можно выяснить причины невыполнения задания по реализации продукции, по прибыли, установить факторы, которые влияют на увеличение или уменьшение затрат, и т. п.
Контрольный запуск сырья и материалов в производство осуществляется с целью проверки фактического расходования сырья и материалов в производстве, выхода готовой продукции, отходов производства, производительности оснащения, а также установления реальности разработки и применения норм расходования сырья и материалов, топлива и т. п. Этот способ контроля является эффективным средством выявления случаев необоснованного списания сырья и материалов на выпуск продукции как по завышенным нормам, так и свыше установленных норм. Результаты контрольного запуска оформляются актом, который подписывают ревизор, технолог и работники предприятия. Ес-
ли во время ревизии возникает потребность в заключении специалиста по вопросам качества товарно-материальных ценностей, готовых изделий или доброкачественности проектно-сметной документации на строительство или ремонт какого-то объекта, то специалист приглашается с согласия руководителя ревизующей организации или организации, подлежащей ревизии. Сырье, материалы, готовая продукция и тому подобное могут быть направлены ревизором на экспертизу или лабораторный анализ для определения качества.
Методом контрольного обмера фактический объем выполненных работ на отдельных участках сопоставляется с объемом работ, оформленных документами, на основании которых осуществлены начисления заработной платы и списания материалов, а также с объемом работ, предусмотренных проектно-сметной, нормативной и технологической документацией. Кроме того, с помощью контрольного обмера можно установить факты завышения выполненных работ. При выявлении завышенной стоимости выполненных работ не допускается зачет стоимости выполненных, но не включенных в акты приемки работ. По результатам контрольного обмера ревизор составляет акт и сведение перерасчета стоимости работ. Эти документы подписывают ревизоры, представители заказчика и подрядчика. Анализ ежедневного или пооперационного изменения остатков товарно-материальных ценностей и денежных средств характерен тем, что вследствие хронологического анализа хозяйственных операций есть возможность выявить отклонение от нормального оборота материальных ценностей или денежных средств и, как следствие, установить искажение данных об остатках, определенных после осуществления каждой операции. Максимальный эффект этот прием дает в случаях, когда материально ответственное лицо несвоевременно делает записи в кассовой книге, карточках складского учета или лимитно-заборной карте.
Проверка выполнения принятых решений является одним из способов фактического контроля. Метод проверки выполнения законов, указов, постановлений, положений, инструкций, распоряжений, приказов органично соединяется как в фактическом, так и в документальном контроле. Письменные объяснения материально ответственных и должностных лиц нужны для выявления виновных лиц и причин допущенных нарушений. Они оказывают содействие вспомогательному выяснению обстоятельств и условий нарушений и недостатков, реальности хозяйственных операций и достоверности фактов злоупотреблений.
По охвату проверяемых показателей объекта контроля применяют:
— сплошной метод проверки документов и хозяйственных операций объекта — характеризуется большой трудоемкостью, в связи с чем он используется по отдельным участкам финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих объектов;
— выборочный метод проверки документов и хозяйственных операций объекта — ограничивается проверкой выборочного круга проверяемых объектов (хозяйственных операций) по существующим критериям их отбора, на основании чего по выборочной совокупности формируются выводы по результатам проведенного контроля.
Источник