- Законность в системе государственного управления
- Сущность принципа законности в системе государственного управления
- Контроль как способ обеспечения законности в системе государственного управления
- Готовые работы на аналогичную тему
- Надзор как способ обеспечения законности в системе государственного управления
- Обжалование действий или решений органов государственной власти как способ обеспечения законности государственного управления
- Контроль как способ обеспечения законности: понятие и виды.
Законность в системе государственного управления
Вы будете перенаправлены на Автор24
Законность в системе государственного управления – это основополагающий принцип государственного управления, выражающийся в точном и единообразном понимании и исполнении основного закона страны, законодательных и других нормативных актов органами государственной власти и государственными служащими, а также населением.
Сущность принципа законности в системе государственного управления
Статьей 15 российской Конституции закреплен принцип законности, в соответствии с которым органы государственного управления, органы муниципального управления, должностные лица государственного и муниципального управления, население и гражданские объединения обязаны соблюдать требования Конституции и законодательства.
Для обеспечения законности в системе государственного управления применяют следующие способы:
- во-первых, контроль;
- во-вторых, надзор;
- в-третьих, обжалование решений и действий органов государственного управления и должностных лиц государственного управления.
Контроль как способ обеспечения законности в системе государственного управления
Контроль является одним из основных способов обеспечения реализации принципа законности в системе государственного управления. Сущность контроля заключается в использовании определенных способов и приемов уполномоченными общественными и государственными органами, а также должностными лицами для выяснения наличия в деятельности органов государственной власти и должностных лиц государственного управления фактов нарушения целесообразности и законности. Выявление указанных нарушений ведет к применению контрольными органами мер, направленных на их устранение, восстановление нарушенных прав, привлечение виновных к ответственности.
Контроль реализации принципа законности в системе государственного управления делится на следующие виды:
Готовые работы на аналогичную тему
- во-первых, общий контроль, охватывающий всю деятельности проверяемых органов государственного управления и должностных лиц государственного управления;
- во-вторых, специальный контроль, подразумевающий проведение проверочных мероприятий в разрезе отдельных направлений или вопросов.
В основе контроля законности государственного управления находятся такие принципы как принцип независимости, принцип экономичности, принцип гласности, принцип объективности, принцип сохранения государственной и другой охраняемой законом тайны, принцип экономичности.
Контроль законности государственного управления является очень сложным и многогранным способом обеспечения законности. Его назначение состоит в проверке соблюдения требований законодательства органами государственной власти и должностными лицами государственного управления.
Выделяют следующие разновидности контроля соблюдения законности государственного управления:
- во-первых, президентский контроль, которое осуществляет глава российского государства. Президентские полномочия в сфере контроля законности государственного управления гарантируются Конституцией и федеральным законодательством. Контрольные полномочия Президента распространяются на процесс формирования российского Правительства, создание федеральных органов государственной власти, органов обеспечения безопасности, президентской администрации, командования Вооруженных сил Российской Федерации;
- во-вторых, контроль, реализуемый органами государственного управления представительного характера. Субъектами данного контроля выступает российский Парламент, в составе Совета Федерации и Государственной Думы. Контрольные полномочия подразумевают решение вопросов относительно доверия правительству, согласования Председателя Правительства, объявления амнистии, обвинения Президента в случае его отрешении от должности, утверждения ряда президентских указов и так далее;
- в-третьих, контроль, реализуемый органами государственного управления исполнительного характера. Субъектами данного вида контроля выступает российское Правительство, федеральные и региональные органы государственного управления исполнительного характера. Эти органы обеспечивают контроль соблюдения требований Конституции и иных нормативно-правовых актов;
- в-четвертых, судебный контроль. Субъектами судебного контроля являются Конституционный суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции, военные и арбитражные суды;
- в-пятых, общественный контроль. Реализация данного вида контроля осуществляется Общественной палаты Российской Федерации, общественными объединениями граждан.
Надзор как способ обеспечения законности в системе государственного управления
Надзор за соблюдением законности в системе государственного управления подразумевает осуществление постоянного, систематического наблюдения специализированными органами государственного управления за деятельностью других органов государственной власти, государственных служащих и населения для выявления случаев нарушения законности. Отличие надзора от контроля состоит в отсутствии отношений подчиненности надзорных орденов и поднадзорных объектов. Помимо этого, основное назначение надзорных органов состоит в выявлении случаев нарушения законности, но не целесообразности.
Надзор за соблюдением законности в системе государственного управления бывает двух видов:
- во-первых, прокурорский надзор;
- во-вторых, административный надзор.
Обжалование действий или решений органов государственной власти как способ обеспечения законности государственного управления
Все граждане России, а также коллективы граждан наделены правом личного, индивидуального и коллективного обращения в органы государственной власти с целью обжалования их решений и действий для обеспечения законности государственного управления.
Так же каждый гражданин имеет право на обращение в суд с жалобой на неправомерность действий и решений органов государственной власти, органов муниципального управления, учреждений, предприятий, объединений, а также должностных лиц и государственных служащих, нарушающих его свободы и права.
Источник
Контроль как способ обеспечения законности: понятие и виды.
Государственный контроль – деятельность специально уполномоченных государственных органов, их должностных лиц и иных уполномоченных субъектов по наблюдению за функционированием подконтрольного объекта с целью установления его отклонений от заданных параметров.
Сущность государственного контроля:
1) деятельность специально уполномоченных органов и должностных лиц в пределах установленной компетенции;
2) наблюдение за функционированием подконтрольного объекта, находящегося в состоянии подчиненности по отношению к субъекту контрольной деятельности;
3) получение полной, достоверной информации о состоянии законности в подконтрольном объекте;
4) соотнесение деятельности подконтрольного объекта с точки зрения как законности, так и целесообразности;
5) принятие мер по предупреждению правонарушений и недопущению вредных последствий;
6) выявление причин и условий, способствующих совершению правонарушений, их нейтрализация и устранение;
7) применение мер ответственности (дисциплинарной и материально-правовой);
8) организация наиболее рационального (эффективного) режима функционирования подконтрольного объекта.
В зависимости от объема и содержания государственный контроль делится на общий (охватывает все направления деятельности подконтрольного объекта) и специальный (осуществляется по какому-либо конкретному направлению деятельности, какому-либо конкретному вопросу– финансовый, таможенный, санитарный, экологический и др.).
В зависимости от направленности и организационно-правовых форм государственный контроль делится на внешний (осуществляется в отношении объектов, непосредственно не подчиненных контролирующему органу) и внутренний (осуществляется в пределах системы данного органа исполнительной власти или иного органа).
В зависимости от стадий осуществления деятельности контроль может быть: предварительным, текущим, последующим.
В зависимости от временного режима контрольной деятельности – постоянным (систематическим) и временным (периодическим).
В зависимости от субъекта деятельности существует контроль Президента РФ, контроль органов представительной (законодательной) власти и контроль органов исполнительной власти.
Контроль Президента РФ может быть непосредственным и опосредованным.
Контрольные полномочия Президента РФ:
1) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ;
2) назначает на должность и освобождает от должности по предложению Председателя Правительства РФ его заместителей и федеральных министров;
3) имеет право приостанавливать постановления и распоряжения Правительства РФ;
4) имеет право приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия Конституции, федеральным законам и международным договорам РФ;
5) назначает на должность и освобождает от должности полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах;
6) назначает на должность и освобождает от должности высшее командование Вооруженными Силами РФ;
7) осуществляет иные контрольные полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ и Председатель Совета Безопасности РФ.
Опосредованный президентский контроль осуществляют: Администрация Президента РФ (Контрольное управление Президента РФ, Главное государственно-правовое управление Президента РФ, полномочные представители Президента РФ в федеральных округах).
Полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе – должностное лицо, представляющее Президента РФ в пределах соответствующего федерального округа, вправе:
1) запрашивать и получать в установленном порядке необходимые материалы от самостоятельных подразделений Администрации Президента РФ, от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления в пределах федерального округа;
2) направлять своих заместителей и сотрудников своего аппарата для участия в работе (п.
Перечень федеральных округов: Центральный федеральный округ; Северо-Западный федеральный округ; Южный федеральный округ; Приволжский федеральный округ; Уральский федеральный округ; Сибирский федеральный округ; Дальневосточный федеральный округ.
Контроль в сфере государственного управления осуществляют Совет Федерации Федерального Собрания РФ, Государственная Дума Федерального Собрания РФ, Счетная палата РФ, органы представительной (законодательной) власти субъектов РФ.
Контрольные полномочия Совета Федерации Федерального Собрания РФ реализуются:
• при утверждении указа Президента РФ о введении военного положения;
• утверждении указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения;
• решении вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ;
• отрешении Президента РФ от должности;
• назначении на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ;
• назначении на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ;
• назначении на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.
Контрольные полномочия Государственной Думы Федерального Собрания РФ реализуются:
• при даче согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;
• решении вопроса о доверии Правительству РФ;
• назначении на должность и освобождении от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;
• назначении на должность и освобождении от должности Уполномоченного по правам человека;
• выдвижении обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности;
• выражении недоверия Правительству РФ. Задачи Счетной палаты РФ:
1) организация и осуществление контроля за своевременным использованием доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов по объему, структуре и целевому назначению;
2) определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;
3) оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федеральных бюджетов и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
4) финансовая экспертиза проектов федеральных законов и нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти;
5) анализ отклонений от показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений по их устранению и совершенствованию бюджетного процесса в целом;
6) контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке России и иных финансово-кредитных учреждениях;
7) регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе о ходе исполнения федерального бюджета.
В зависимости от объема и содержания органы исполнительной власти осуществляют: общий, межотраслевой (надведомственный) и отраслевой (внутриведомственный) контроль.
Общий контроль органов исполнительной власти включает контроль за исполнением и соблюдением Конституции, федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ; консолидацию, объединение подведомственных (подконтрольных) органов по направлениям деятельности; заслушивание докладов и отчетов полномочных представителей подконтрольных органов о результатах и состоянии их деятельности.
Общий контроль осуществляют: Правительство РФ, правительства республик в составе РФ, администрации (правительства) иных субъектов РФ.
Межотраслевой контроль органов исполнительной власти осуществляется в целях обеспечения единообразного решения комплексных задач, относящихся к ряду отраслей управления, органами исполнительной власти надведомственной компетенции; между субъектами и объектами контрольной деятельности отсутствует организационная подчиненность.
Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие межотраслевой контроль: Министерство внутренних дел РФ, Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство природных ресурсов РФ, Министерство промышленности и энергетики РФ, Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Министерство транспорта РФ, Министерство финансов РФ, Министерство экономического развития и торговли РФ, Министерство юстиции РФ, Федеральная служба безопасности РФ, Федеральная антимонопольная служба, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба, Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии и др.
Отраслевой контроль органов исполнительной власти осуществляется органами как отраслевой, так и исполнительной власти межотраслевой компетенции, по определенным вопросам внутриведомственного характера, между субъектами и объектами этого контроля существует организационная подчиненность.
Источник