Контекст как способ передачи

Привязка контекста к функции

При передаче методов объекта в качестве колбэков, например для setTimeout , возникает известная проблема – потеря this .

В этой главе мы посмотрим, как её можно решить.

Потеря «this»

Мы уже видели примеры потери this . Как только метод передаётся отдельно от объекта – this теряется.

Вот как это может произойти в случае с setTimeout :

При запуске этого кода мы видим, что вызов this.firstName возвращает не «Вася», а undefined !

Это произошло потому, что setTimeout получил функцию sayHi отдельно от объекта user (именно здесь функция и потеряла контекст). То есть последняя строка может быть переписана как:

Метод setTimeout в браузере имеет особенность: он устанавливает this=window для вызова функции (в Node.js this становится объектом таймера, но здесь это не имеет значения). Таким образом, для this.firstName он пытается получить window.firstName , которого не существует. В других подобных случаях this обычно просто становится undefined .

Задача довольно типичная – мы хотим передать метод объекта куда-то ещё (в этом конкретном случае – в планировщик), где он будет вызван. Как бы сделать так, чтобы он вызывался в правильном контексте?

Решение 1: сделать функцию-обёртку

Самый простой вариант решения – это обернуть вызов в анонимную функцию, создав замыкание:

Теперь код работает корректно, так как объект user достаётся из замыкания, а затем вызывается его метод sayHi .

То же самое, только короче:

Выглядит хорошо, но теперь в нашем коде появилась небольшая уязвимость.

Что произойдёт, если до момента срабатывания setTimeout (ведь задержка составляет целую секунду!) в переменную user будет записано другое значение? Тогда вызов неожиданно будет совсем не тот!

Следующее решение гарантирует, что такого не случится.

Решение 2: привязать контекст с помощью bind

В современном JavaScript у функций есть встроенный метод bind, который позволяет зафиксировать this .

Базовый синтаксис bind :

Результатом вызова func.bind(context) является особый «экзотический объект» (термин взят из спецификации), который вызывается как функция и прозрачно передаёт вызов в func , при этом устанавливая this=context .

Другими словами, вызов boundFunc подобен вызову func с фиксированным this .

Например, здесь funcUser передаёт вызов в func , фиксируя this=user :

Здесь func.bind(user) – это «связанный вариант» func , с фиксированным this=user .

Все аргументы передаются исходному методу func как есть, например:

Теперь давайте попробуем с методом объекта:

В строке (*) мы берём метод user.sayHi и привязываем его к user . Теперь sayHi – это «связанная» функция, которая может быть вызвана отдельно или передана в setTimeout (контекст всегда будет правильным).

Здесь мы можем увидеть, что bind исправляет только this , а аргументы передаются как есть:

Если у объекта много методов и мы планируем их активно передавать, то можно привязать контекст для них всех в цикле:

Некоторые JS-библиотеки предоставляют встроенные функции для удобной массовой привязки контекста, например _.bindAll(obj) в lodash.

Частичное применение

До сих пор мы говорили только о привязывании this . Давайте шагнём дальше.

Мы можем привязать не только this , но и аргументы. Это делается редко, но иногда может быть полезно.

Полный синтаксис bind :

Это позволяет привязать контекст this и начальные аргументы функции.

Например, у нас есть функция умножения mul(a, b) :

Давайте воспользуемся bind , чтобы создать функцию double на её основе:

Вызов mul.bind(null, 2) создаёт новую функцию double , которая передаёт вызов mul , фиксируя null как контекст, и 2 – как первый аргумент. Следующие аргументы передаются как есть.

Читайте также:  Способы опорожнения кишечника у лежачих больных

Это называется частичное применение – мы создаём новую функцию, фиксируя некоторые из существующих параметров.

Обратите внимание, что в данном случае мы на самом деле не используем this . Но для bind это обязательный параметр, так что мы должны передать туда что-нибудь вроде null .

В следующем коде функция triple умножает значение на три:

Для чего мы обычно создаём частично применённую функцию?

Польза от этого в том, что возможно создать независимую функцию с понятным названием ( double , triple ). Мы можем использовать её и не передавать каждый раз первый аргумент, т.к. он зафиксирован с помощью bind .

В других случаях частичное применение полезно, когда у нас есть очень общая функция и для удобства мы хотим создать её более специализированный вариант.

Например, у нас есть функция send(from, to, text) . Потом внутри объекта user мы можем захотеть использовать её частный вариант: sendTo(to, text) , который отправляет текст от имени текущего пользователя.

Частичное применение без контекста

Что если мы хотим зафиксировать некоторые аргументы, но не контекст this ? Например, для метода объекта.

Встроенный bind не позволяет этого. Мы не можем просто опустить контекст и перейти к аргументам.

К счастью, легко создать вспомогательную функцию partial , которая привязывает только аргументы.

Результатом вызова partial(func[, arg1, arg2. ]) будет обёртка (*) , которая вызывает func с:

  • Тем же this , который она получает (для вызова user.sayNow – это будет user )
  • Затем передаёт ей . argsBound – аргументы из вызова partial ( «10:00» )
  • Затем передаёт ей . args – аргументы, полученные обёрткой ( «Hello» )

Благодаря оператору расширения . реализовать это очень легко, не правда ли?

Также есть готовый вариант _.partial из библиотеки lodash.

Итого

Метод bind возвращает «привязанный вариант» функции func , фиксируя контекст this и первые аргументы arg1 , arg2 …, если они заданы.

Обычно bind применяется для фиксации this в методе объекта, чтобы передать его в качестве колбэка. Например, для setTimeout .

Когда мы привязываем аргументы, такая функция называется «частично применённой» или «частичной».

Частичное применение удобно, когда мы не хотим повторять один и тот же аргумент много раз. Например, если у нас есть функция send(from, to) и from всё время будет одинаков для нашей задачи, то мы можем создать частично применённую функцию и дальше работать с ней.

Источник

Контекст выполнения и стек вызовов в JavaScript

Если вы — JavaScript-разработчик или хотите им стать, это значит, что вам нужно разбираться во внутренних механизмах выполнения JS-кода. В частности, понимание того, что такое контекст выполнения и стек вызовов, совершенно необходимо для освоения других концепций JavaScript, таких, как поднятие переменных, области видимости, замыкания. Материал, перевод которого мы сегодня публикуем, посвящён контексту выполнения и стеку вызовов в JavaScript.

Контекст выполнения

Контекст выполнения (execution context) — это, если говорить упрощённо, концепция, описывающая окружение, в котором производится выполнение кода на JavaScript. Код всегда выполняется внутри некоего контекста.

▍Типы контекстов выполнения

В JavaScript существует три типа контекстов выполнения:

  • Глобальный контекст выполнения. Это базовый, используемый по умолчанию контекст выполнения. Если некий код находится не внутри какой-нибудь функции, значит этот код принадлежит глобальному контексту. Глобальный контекст характеризуется наличием глобального объекта, которым, в случае с браузером, является объект window , и тем, что ключевое слово this указывает на этот глобальный объект. В программе может быть лишь один глобальный контекст.
  • Контекст выполнения функции. Каждый раз, когда вызывается функция, для неё создаётся новый контекст. Каждая функция имеет собственный контекст выполнения. В программе может одновременно присутствовать множество контекстов выполнения функций. При создании нового контекста выполнения функции он проходит через определённую последовательность шагов, о которой мы поговорим ниже.
  • Контекст выполнения функции eval . Код, выполняемый внутри функции eval , также имеет собственный контекст выполнения. Однако функцией eval пользуются очень редко, поэтому здесь мы об этом контексте выполнения говорить не будем.
Читайте также:  Что показывает способ горизонталей

Стек выполнения

Стек выполнения (execution stack), который ещё называют стеком вызовов (call stack), это LIFO-стек, который используется для хранения контекстов выполнения, создаваемых в ходе работы кода.

Когда JS-движок начинает обрабатывать скрипт, движок создаёт глобальный контекст выполнения и помещает его в текущий стек. При обнаружении команды вызова функции движок создаёт новый контекст выполнения для этой функции и помещает его в верхнюю часть стека.

Движок выполняет функцию, контекст выполнения которой находится в верхней части стека. Когда работа функции завершается, её контекст извлекается из стека и управление передаётся тому контексту, который находится в предыдущем элементе стека.

Изучим эту идею с помощью следующего примера:

Вот как будет меняться стек вызовов при выполнении этого кода.

Состояние стека вызовов

Когда вышеприведённый код загружается в браузер, JavaScript-движок создаёт глобальный контекст выполнения и помещает его в текущий стек вызовов. При выполнении вызова функции first() движок создаёт для этой функции новый контекст и помещает его в верхнюю часть стека.

При вызове функции second() из функции first() для этой функции создаётся новый контекст выполнения и так же помещается в стек. После того, как функция second() завершает работу, её контекст извлекается из стека и управление передаётся контексту выполнения, находящемуся в стеке под ним, то есть, контексту функции first() .

Когда функция first() завершает работу, её контекст извлекается из стека и управление передаётся глобальному контексту. После того, как весь код оказывается выполненным, движок извлекает глобальный контекст выполнения из текущего стека.

О создании контекстов и о выполнении кода

До сих пор мы говорили о том, как JS-движок управляет контекстами выполнения. Теперь поговорим о том, как контексты выполнения создаются, и о том, что с ними происходит после создания. В частности, речь идёт о стадии создания контекста выполнения и о стадии выполнения кода.

▍Стадия создания контекста выполнения

Перед выполнением JavaScript-кода создаётся контекст выполнения. В процессе его создания выполняются три действия:

  1. Определяется значение this и осуществляется привязка this (this binding).
  2. Создаётся компонент LexicalEnvironment (лексическое окружение).
  3. Создаётся компонент VariableEnvironment (окружение переменных).

Концептуально контекст выполнения можно представить так:

Привязка this

В глобальном контексте выполнения this содержит ссылку на глобальный объект (как уже было сказано, в браузере это объект window ).

В контексте выполнения функции значение this зависит от того, как именно была вызвана функция. Если она вызвана в виде метода объекта, тогда значение this привязано к этому объекту. В других случаях this привязывается к глобальному объекту или устанавливается в undefined (в строгом режиме). Рассмотрим пример:

Лексическое окружение

В соответствии со спецификацией ES6, лексическое окружение (Lexical Environment) — это термин, который используется для определения связи между идентификаторами и отдельными переменными и функциями на основе структуры лексической вложенности ECMAScript-кода. Лексическое окружение состоит из записи окружения (Environment Record) и ссылки на внешнее лексическое окружение, которая может принимать значение null .

Проще говоря, лексическое окружение — это структура, которая хранит сведения о соответствии идентификаторов и переменных. Под «идентификатором» здесь понимается имя переменной или функции, а под «переменной» — ссылка на конкретный объект (в том числе — на функцию) или примитивное значение.

В лексическом окружении имеется два компонента:

  1. Запись окружения. Это место, где хранятся объявления переменных и функций.
  2. Ссылка на внешнее окружение. Наличие такой ссылки говорит о том, что у лексического окружения есть доступ к родительскому лексическому окружению (области видимости).
Читайте также:  Грибы подосиновики способ приготовления

Существует два типа лексических окружений:

  1. Глобальное окружение (или глобальный контекст выполнения) — это лексическое окружение, у которого нет внешнего окружения. Ссылка глобального окружения на внешнее окружение представлена значением null . В глобальном окружении (в записи окружения) доступны встроенные сущности языка (такие, как Object , Array , и так далее), которые связаны с глобальным объектом, там же находятся и глобальные переменные, определённые пользователем. Значение this в этом окружении указывает на глобальный объект.
  2. Окружение функции, в котором, в записи окружения, хранятся переменные, объявленные пользователем. Ссылка на внешнее окружение может указывать как на глобальный объект, так и на внешнюю по отношении к рассматриваемой функции функцию.

Существует два типа записей окружения:

  1. Декларативная запись окружения, которая хранит переменные, функции и параметры.
  2. Объектная запись окружения, которая используется для хранения сведений о переменных и функциях в глобальном контексте.

В результате, в глобальном окружении запись окружения представлена объектной записью окружения, а в окружении функции — декларативной записью окружения.

Обратите внимание на то, что в окружении функции декларативная запись окружения, кроме того, содержит объект arguments , который хранит соответствия между индексами и значениями аргументов, переданных функции, и сведения о количестве таких аргументов.

Лексическое окружение можно представить в виде следующего псевдокода:

Окружение переменных

Окружение переменных (Variable Environment) — это тоже лексическое окружение, запись окружения которого хранит привязки, созданные посредством команд объявления переменных ( VariableStatement ) в текущем контексте выполнения.

Так как окружение переменных также является лексическим окружением, оно обладает всеми вышеописанными свойствами лексического окружения.

В ES6 существует одно различие между компонентами LexicalEnvironment и VariableEnvironment . Оно заключается в том, что первое используется для хранения объявлений функций и переменных, объявленных с помощью ключевых слов let и const , а второе — только для хранения привязок переменных, объявленных с использованием ключевого слова var .

Рассмотрим примеры, иллюстрирующие то, что мы только что обсудили:

Схематичное представление контекста выполнения для этого кода будет выглядеть так:

Как вы, вероятно, заметили, переменные и константы, объявленные с помощью ключевых слов let и const , не имеют связанных с ними значений, а переменным, объявленным с помощью ключевого слова var , назначено значение undefined .

Это так из-за того, что во время создания контекста в коде осуществляется поиск объявлений переменных и функций, при этом объявления функций целиком хранятся в окружении. Значения переменных, при использовании var , устанавливаются в undefined , а при использовании let или const остаются неинициализированными.

Именно поэтому можно получить доступ к переменным, объявленным с помощью var , до их объявления (хотя они и будут иметь значение undefined ), но, при попытке доступа к переменным или константам, объявленным с помощью let и const , выполняемой до их объявления, возникает ошибка.

Только что мы только что описали, называется «поднятием переменных» (Hoisting). Объявления переменных «поднимаются» в верхнюю часть их лексической области видимости до выполнения операций присвоения им каких-либо значений.

▍Стадия выполнения кода

Это, пожалуй, самая простая часть данного материала. На этой стадии выполняется присвоение значений переменным и осуществляется выполнение кода.

Обратите внимание на то, что если в процессе выполнения кода JS-движок не сможет найти в месте объявления значение переменной, объявленной с помощью ключевого слова let , он присвоит этой переменной значение undefined .

Итоги

Только что мы обсудили внутренние механизмы выполнения JavaScript-кода. Хотя для того, чтобы быть очень хорошим JS-разработчиком, знать всё это и не обязательно, если у вас имеется некоторое понимание вышеописанных концепций, это поможет вам лучше и глубже разобраться с другими механизмами языка, с такими, как поднятие переменных, области видимости, замыкания.

Уважаемые читатели! Как вы думаете, о чём ещё, помимо контекста выполнения и стека вызовов, полезно знать JavaScript-разработчикам?

Источник

Оцените статью
Разные способы