Конструктивный способ решения проблем
Стрессовые ситуации поддаются управлению и их неблагоприятное влияние на здоровье может быть нивелировано за счет внутренних (интернальных) и внешних по отношению к личности (экстернальных) ресурсов (Тейлор, ). К копинг-ресурсам относятся характеристики личности и социальной среды, которые повышают стрессоустойчивость человека, — все то, что индивид привлекает для того, чтобы совладать. Это личностные структуры, которые помогают индивиду справляться с угрожающими обстоятельствами, облегчают адаптацию.
Экстернальные ресурсы включают в себя достаточные материальные возможности (наличие времени и денег), наличие социальной поддержки, уровень образования, а также образ жизни в целом.
Для совладания со стрессом каждый человек на основе собственного опыта использует выработанные им копинг-стратегии, исходя из своих адаптивных возможностей и параметров трудной ситуации. Наиболее часто применяемые стратегии объединяются в стили совладающего поведения, представляющие собой более устойчивые личностные образования.
Среди всего многообразия поведения человека в трудной для него ситуации можно выделить конструктивные и неконструктивные стратегии.
Конструктивные способы решения проблем включают в себя:
- достижение цели своими силами (не отступать, добиваться того, чего хочешь);
- обращение за помощью к другим людям, включенным в данную ситуацию или обладающим опытом разрешения подобных проблем;
- тщательное обдумывание проблемы и различных путей ее развития или решения (поразмышлять, поговорить с собой, вести себя обдуманно, не делать глупостей);
- изменение своего отношения к проблемной ситуации;
- изменения в себе самом, в системе установок и привычных стереотипов.
Неконструктивные стратегии поведения:
- различные способы психологической защиты, не предполагающие повторного возвращения для ее разрешения (не обращать внимания, смотреть на все поверхностно, уйти в себя и никого туда не пускать);
- импульсивное поведение, эмоциональные срывы, экстравагантные поступки, необъяснимые объективными причинами.
- агрессивные реакции.
При использовании конструктивных стратегий появляется полное успокоение и ощущение благополучия, однако, при использовании неконструктивных стратегий – это лишь кратковременное самоуспокоение и частичный выход энергии, создающие иллюзию относительного благополучия. Собственно же причина, вызвавшая проблему, никуда не исчезает, а только искусственно отодвигается на второй план, давая знать о себе неопределенной тревогой и чувством дискомфорта.
Большинство классификаций построено вокруг двух предложенных Лазарусом и Фолкман модусов психологического совладания, направленного на: 1) решение проблемы; 2) изменение собственного состояния и установок в отношении ситуации.
Человек, попадающий в трудную ситуацию, применяет разнообразные элементы совладания или копинг-стратегии.
Стратегии совладания — основанные на осознаваемых усилиях конкретные действия для регуляции субъектом эмоционального и интеллектуального напряжения с целью оптимальной психологической адаптации к внешним обстоятельствам. Применяемые стратегии объединяются в стили совладающего поведения, более устойчивые, обобщенные личностные (структурные) образования.
Можно выделить три базовых стиля:
- Проблемно-ориентированный стиль, направленный на рациональный анализ проблемы. Связан с созданием и выполнением плана разрешения трудной ситуации и проявляется в таких формах поведения, как самостоятельный анализ случившегося, обращение за помощью к другим, поиск дополнительной информации.
- Эмоционально-ориентированный стиль является следствием эмоционального реагирования на ситуацию и проявляется в виде погружения в собственные переживания, самообвинении, вовлечении других в свои переживания.
- Избегание как стиль совладания проявляется в виде ухода от проблемы, попыток не думать о проблеме вообще, желая забыться во сне, растворить свои невзгоды в алкоголе, компенсировать отрицательные эмоции едой, спрятаться за спиной компетентных людей, гарантирующих социальную поддержку. Нередко это поведение характеризуется наивной инфантильной оценкой происходящего. Однако, порой избегание есть проявление антиципации угрозы и осторожное поведение.
По мнению Л.И. Анцыферовой, совладание – это процесс, в котором на разных его этапах субъект использует различные стратегии, иногда даже совмещая их. При этом не существует таких стратегий, которые были бы эффективными во всех трудных ситуациях:
1. Преобразующие стратегии совладания. Принятие решения о возможности позитивного изменения трудной ситуации, и формирование ее как проблемы: определение конечной и промежуточной цели, человек намечает план решения, определяет способы достижения цели. Человек пытается также сформировать новую систему психической саморегуляции.
2. Приемы приспособления. Изменение собственных характеристик и отношений к ситуации: изменение отношения к ситуации, придание ей нейтрального смысла. Сюда относится также специальный прием — «позитивное истолкование», который, по мнению многих исследователей, позволяет более успешно пережить травмирующее событие.
3. Вспомогательные приемы самосохранения в ситуациях трудностей и несчастий: «техники» борьбы с эмоциональными нарушениями, вызванными неустранимыми, с точки зрения субъекта, негативными событиями. Таковы уход или бегство из трудной ситуации, которые могут осуществляться не только в практической, но и чисто в психологической форме – путем внутреннего отчуждения от ситуации или подавления мыслей о ней.
Субъект может предпочитать один из способов совладания, наиболее продуктивный в определенном контексте в данное время, одновременно допуская применение других. Стиль совладающего поведения имеет специфику, связанную с многоальтернативным выбором способа поведения при стрессе. Стиль совладающего поведения – это полноценная составляющая более интегративного явления – стиля человека.
43.Психология зрелого возраста. Основные проблемы геронтопсихологии.
смотри 27
44.Особенности психического развития в разные возрастные периоды в отечественных и зарубежных теориях.
45.Общение, его структура и соотношение с межличностными отношениями.Барьеры и трудности общения, психологическая помощь.
В психологии общение определяется как взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера [13, 232].
Общение можно рассматривать как сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание людьми друг друга.
К функциям общения можно отнести:
· Информационную – заключается в передаче и приеме информации как некоего сообщения. В нем имеют место два составных элемента: текст (содержание сообщения) и отношение к нему человека (коммуникатора) . Изменение этих составляющих может существенно повлиять на характер восприятия сообщения, на степень его понимания и принятия, а, следовательно, отразиться на процессе взаимодействия между людьми.
· Регулятивную – данная функция направлена на организацию взаимодействия между людьми, а также на коррекцию человеком своей деятельности или состояния. Эта функция призвана соотносить мотивы, потребности, намерения, цели, задачи, предполагаемые способы деятельности участников взаимодействия, корректировать ход выполнения намеченных программ, регулировать деятельность.
· Аффективную – представляющую собой процесс внесения изменений в состояние людей, что возможно и при специальном (целенаправленном), и при непроизвольном воздействии. Сознание и эмоции изменяются под влиянием заражения (процесса передачи эмоционального состояния другими людьми), внушения или убеждения . Потребность человека в изменении своего состояния проявляется у него как желание поделиться информацией, выговориться, излить душу и т. п.
Учитывая сложность общения, необходимо каким-то образом обозначить его структуру, чтобы затем возможен был анализ каждого элемента. К структуре общения можно подойти по-разному, как и к определению его функций. Мы предлагаем характеризовать структуру общения путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Структура общения может быть схематично изображена следующим образом
Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т. е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. Естественно, что все эти термины весьма условны. Иногда в более или менее аналогичном смысле употребляются и другие. Например, в общении выделяются три функции: информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная, аффективно-коммуникативная (Ломов Б. Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида //Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976. С. 85). Задача заключается в том, чтобы тщательно проанализировать, в том числе на экспериментальном уровне, содержание каждой из этих сторон, или функций. Конечно, в реальной действительности каждая из этих сторон не существует изолированно от двух других, и выделение их возможно лишь для анализа, в частности, для построения системы экспериментальных исследований. Все обозначенные здесь стороны общения выявляются в малых группах, т. е. в условиях непосредственного контакта между людьми. Отдельно следует рассмотреть вопрос о средствах и механизмах воздействия людей друг на друга и в условиях их совместных массовых действий, что должно быть предметом специального анализа, в частности, при изучении психологии больших групп и массовых движений.
Традиционно затрудненное общение рассматривается в связи с вопросами успешного общения. Затрудненное общение определяется, как правило, на основе соотнесения наличного общения с его оптимальной моделью. Большинство моделей оптимального общения напоминают перечень требований к качествам личности субъекта общения, к его коммуникативным умениям и навыкам. Несоответствие заданным параметрам оптимального общения рассматривается как показатель затрудненного общения, как показатель наличия коммуникативных барьеров.
В толковом словаре русского языка под редакцией С. И. Ожегова говорится: «Барьер – преграда, поставленная на пути; преграждение, препятствие на пути чего – либо» [15, 37].
В психологических словарях «барьер» трактуется как «психическое состояние, проявляющееся как неадекватная пассивность (или активность), препятствующая выполнению тех или иных действий», «любое препятствие, не позволяющее организму достичь цели» [2, 27].
Б. Д. Парыгин рассматривает коммуникативный барьер как устойчивую установку, психологический настрой личности, процессы, свойства, состояния человека, «которые консервируют скрытый эмоционально-интеллектуальный потенциал его активности, препятствует оптимальному общению» [16, 32]. То есть, причины коммуникативных барьеров – устойчивые личностные образования, которые при определенных обстоятельствах могут приводить к сбоям в общении.
Е. В. Залюбовская предложила следующее определение: «Коммуникативный барьер – это абсолютное или относительное препятствие эффективному общению, субъективно переживаемое или реально присутствующее в ситуациях общения, причинами которого являются мотивационно-операциональные, индивидуально-психологические, социально-психологические особенности общающихся» [7, 17].
Коммуникативные барьеры возникают под влиянием внешних или внутренних факторов. Б. Д. Парыгин различает два вида социально-психологических барьеров [16]:
· Внутренние барьеры личности, связанные с такими образованиями, как нормы, установки, ценности, а также с такими личностными особенностями, как ригидность, конформность, слабоволие и т. д.;
· Барьеры, причина которых – вне личности: непонимание со стороны другого человека, дефицит информации и т. д.
Е. В. Руденский выделяет несколько групп барьеров, возникающих в общении [18]:
· Личностные барьеры (различия в темпераменте, характере партнеров; барьер отрицательных эмоций, барьер недостаточного понимания важности общения, барьер неправильной установки сознания, барьер речи).
· Физические барьеры (несоответствие места общения его целям и задачам, различия физических состояний партнеров, барьеры пассивности и демобилизации партнеров по общению).
· Социально – ролевые барьеры (барьер социально-ролевой оппозиции между субъектами общения; барьер социально-ролевого несоответствия ситуации общения; барьер социально-ролевой дисгармонии между участниками общения).
· Информационно-познавательные барьеры (барьер информационного несоответствия позиций субъектов общения, возникающий из-за разности социального опыта партнеров; барьер, возникающий из-за различия уровней образования; барьер, вызванный неразвитостью абстрактного мышления).
· Идеологические барьеры (барьер, формирующийся при наличии у партнеров разных стереотипов; различия мировоззрений, ценностных ориентаций; несовпадения социальных установок, социальных позиций субъектов общения).
· Социально-психологические барьеры (организационно-психологический барьер возникает вследствие неприятия формы общения; когнитивно-психологический барьер возникает из-за разности знаний о предмете общения; психомоторный барьер — возникает из-за разницы навыков и умения вести общение в рамках его заданной формы; сенсорно-речевой барьер – это следствие различий в навыках восприятия и высказывания у субъектов общения).
Наиболее распространенными в деловом общении, на наш взгляд, являются следующие группы барьеров (табл. 2.1.1).
Источник
Конфликты. Способы разрешения конфликта
Актуальность темы
Во всех сферах человеческой деятельности при решении разнообразных задач в быту, на работе или отдыхе приходится наблюдать различные по своему содержанию и силе проявления конфликты. Они занимают значительное место в жизни каждого человека, поскольку последствия некоторых конфликтов бывают слишком ощутимы на протяжении многих лет жизни. Они могут съедать жизненную энергию одного человека или группы людей в течение нескольких дней, недель, месяцев или даже лет.
Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью, войной и т.п. В результате, бытует мнение, что конфликт — явление всегда нежелательное, что его необходимо, по возможности избегать и что его следует немедленно разрешать, как только он возникнет.
Отсутствие согласия обусловлено наличием разнообразных мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения и т.д. Однако оно, не всегда выражается в форме явного столкновения, конфликта. Это происходит только тогда, когда существующие противоречия, разногласия нарушают нормальное взаимодействие людей, препятствуют достижению поставленных целей. В этом случае люди просто бывают вынуждены каким-либо образом преодолеть разногласия, и вступают в открытое конфликтное взаимодействие. В процессе конфликтного взаимодействия его участники получают возможность выражать различные мнения, выявлять больше альтернатив при принятии решения, и именно в этом заключается важный позитивный смысл конфликта. Сказанное, конечно, не означает, что конфликт всегда носит положительный характер.
Содержание понятия конфликта. Классификация конфликтов
Конфликт (лат. conflictus) — столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями. Любые организационные изменения, противоречивые ситуации, деловые и личностные отношения между людьми нередко порождают конфликтные ситуации, которые субъективно сопровождаются серьезными психологическими переживаниями.
С обыденной точки зрения конфликт несет негативный смысл, ассоциируется с агрессией, глубокими эмоциями, спорами, угрозами, враждебностью и т. п. Бытует мнение, что конфликт — явление всегда нежелательное и его необходимо по возможности избегать и уж, если он возник, немедленно разрешать. Современная психология рассматривает конфликт не только в негативном, но и в позитивном ключе: как способ развития организации, группы и отдельной личности, выделяя в противоречивости конфликтных ситуаций позитивные моменты, связанные с развитием и субъективным осмыслением жизненных ситуаций.
К. Левин характеризует конфликт как ситуацию, в которой на индивида одновременно действуют противоположно направленные силы примерно равной величины. Наряду с «силовыми» линиями ситуации активную роль в разрешении конфликтов, их понимании и видении играет сама личность. Поэтому в работах Левина рассматриваются как внутриличностные, так и межличностные конфликты.
В теории социального конфликта Л. Козера конфликт — это борьба по поводу ценностей и притязаний из-за дефицита статуса, власти и средств, в которой цели противников нейтрализуются, ущемляются или элиминируются их соперниками. Автор также отмечает позитивную функцию конфликтов — поддержание динамического равновесия социальной системы. Если конфликт связан с целями, ценностями или интересами, не затрагивающими основ существования групп, то он является позитивным. Если же конфликт связан с важнейшими ценностями группы, то он нежелателен, так как подрывает основы группы и несет в себе тенденцию к ее разрушению.
Способы разрешения конфликта
Соперничество заключается в навязывании другой стороне выгодного для себя решения. Соперничество оправдано в случаях: явной конструктивности предполагаемого решения; выгодности результата для всей группы или организации, а не для отдельного лица или микрогруппы; важность результата борьбы для того, кто поддерживает эту стратегию; отсутствие времени на договоренность с оппонентом. Соперничество целесообразно в экстремальных и принципиальных ситуациях, в случае дефицита времени высокой вероятности опасных последствий.
Уход или уклонение от решения проблемы или избегание, является попыткой выйти из конфликта при миниальных потерях. Отличается от аналогичной стратегии поведения во время конфликта тем, что оппонент переходит к ней после неудачных попыток реализовать свои интересы с помощью активных стратегий. Собственно, речь идет не о решении, а о угасании конфликта. Уход может быть вполне конструктивной реакцией на длительный конфликт. Избежание, применяется при отсутствии сил и времени для устранения противоречий, стремление выиграть время, наличие трудностей в определении линии своего поведения, нежелании решать проблему вообще.
Сглаживание. При таком стиле человек убежден, что не стоит сердиться, потому, что «мы все — одна счастливая команда, и не следует раскачивать лодку». Такой «сглаживатель» старается не выпустить наружу признаки конфликта, апеллируя к потребности в солидарности. Но при этом можно забыть о проблеме, лежащей в основе конфликта. В результате может наступить мир и покой, но проблема останется, что в конечном итоге произойдет «взрыв».
Принуждение. В рамках этого стиля превалируют попытки заставить принять свою точку зрения любой ценой. Тот, кто пытается это сделать, не интересуется мнением других, обычно ведет себя агрессивно, для влияния на других пользуется властью путем принуждения. Такой стиль может быть эффективен там, где руководитель имеет большую власть над подчиненными, но не может подавить инициативу подчиненных, создает большую вероятность того, что будет принято неверное решение, так как представлена только одна точка зрения. Он может вызвать возмущение, особенно у молодого и более образованного персонала.
Компромисс. Этот стиль характеризуется принятием точки зрения другой стороны, но лишь до некоторой степени. Способность к компромиссу высоко ценится в управленческих ситуациях, так как это сводит к минимуму недоброжелательность, что часто дает возможность быстро разрешить конфликт к удовлетворению обеих сторон. Однако, использование компромисса на ранней стадии конфликта, возникшего по важной проблеме, может сократить время поиска альтернатив.
Решение проблемы. Данный стиль — признание различия во мнениях и готовность ознакомиться с иными точками зрения, чтобы понять причины конфликта и найти курс действий, приемлемый для всех сторон. Тот, кто использует такой стиль, не старается добиться своей цели за счет других, а скорее ищет наилучший вариант решения. Данный стиль является наиболее эффективным в решении проблем организации.
Еще в 1942 году американский социальный психолог М. Фолет указывала на необходимость разрешения (урегулирования), а не их подавления. Среди способов она выделила победу одной из сторон, компромисс и интеграцию. Под интеграцией понималось новое решение, при котором выполняются условия обеих сторон, причем ни одна из них не претерпит серьезных потерь.
Переговоры представляют широкий аспект общения, охватывающий многие сферы деятельности индивида. Как метод решения конфликтов переговоры представляют собой набор тактических приемов, направленных на поиск взаимоприемлемых решений для конфликтующих сторон.
Сотрудничество считается наиболее эффективной стратегией поведения в конфликте. Оно предполагает стремление оппонентов к конструктивному обсуждению проблемы, рассмотрение другой стороны не как противника, а как союзника в поиске решения. Наиболее эффективным является в ситуациях сильной взаимозависимости оппонентов; склонности обоих игнорировать различия во власти; важности решения для обеих сторон; беспристрастности участников
Методы разрешения конфликта
Управление конфликтами — это целенаправленное воздействие по устранению (минимизации) причин, породивших конфликт, или на коррекцию поведения участников конфликта.
Существует достаточно много методов управления конфликтами. Укрупнено их можно представить в виде нескольких групп, каждая из которых имеет свою область применения:
1) внутриличностные, т.е. методы воздействия на отдельную личность;
2) структурные, т.е. методы по устранению организационных конфликтов;
3) межличностные методы или стили поведения в конфликте;
5) ответные агрессивные действия. Эту группу методов применяют в крайних случаях, когда исчерпаны возможности всех предыдущих групп.
- Внутриличностные методы заключаются в умении правильно организовать свое собственное поведение, высказать свою точку зрения, не вызывая защитной реакции со стороны другого человека. Некоторые авторы предлагают использовать способ «я-высказывание», т.е. способ передачи другому лицу вашего отношения к определенному предмету, без обвинений и требований, но так, чтобы другой человек изменил свое отношение.
Этот способ помогает человеку удержать свою позицию, не превращая другого в своего врага. «Я-высказывание» может быть полезно в любой обстановке, но оно особенно эффективно, когда человек рассержен, раздражен, недоволен. Следует сразу оговориться, что применение данного подхода требует навыков и практики, но это бывает оправданным в дальнейшем. «Я-высказывание» построено так, чтобы позволить высказать личности свое мнение о создавшейся ситуации, выразить свои положения. Оно особенно полезно, когда человек хочет передать что-то другому, но не хочет, что бы тот воспринял это негативно и перешел бы в атаку.
- Структурные методы, т.е. методы воздействия преимущественно на организационные конфликты, возникающие из-за неправильного распределения полномочий, организации труда, принятой системы стимулирования и т.д. К таким методам относятся: разъяснение требований к работе, координационные и интеграционные механизмы, общеорганизационные цели, использование систем вознаграждения.
Не менее полезны средства интеграции, такие как межфункциональные группы, целевые группы, совещания. Например, когда в одной из компаний назрел конфликт между взаимозависимыми подразделениями — отделом сбыта и производственным отделом — то была организована промежуточная служба, координирующая объемы заказов и продаж.
Общеорганизационные комплексные цели. Эффективное осуществление этих целей требует совместных усилий двух или более сотрудников, отделов или групп. Идея, лежащая в основе этой методики — направить усилия всех участников на достижение общей цели.
Таким образом, конфликт может быть функциональным и вести к повышению эффективность организации. Или он может быть дисфункциональным и приводить к снижению личной удовлетворенности, группового сотрудничества и эффективности организации. Роль конфликта в основном зависит от того, насколько эффективно им управляют.
Источник