- «Формы и методы, направленные на овладение детьми конструктивных способов общения с окружающими» методическая разработка
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Организация конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности (выступление на Рязанском педагогическом областном форуме дошкольных работников 2016 г.) материал по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
«Формы и методы, направленные на овладение детьми конструктивных способов общения с окружающими»
методическая разработка
В новом Федеральном государственном образовательном стандарте социализация ребёнка, а именно умение общаться с другими детьми и взрослыми, инициативность, умение занять себя разнообразной деятельностью утверждается в качестве основного критерия развития ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.docx | 111.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка — детский сад «Дружба»
Качканарского городского округа
«Формы и методы, направленные на овладение детьми конструктивных способов общения с окружающими»
Русинова Наталья Евгеньевна,
воспитатель I квалифиационной категории
В новом Федеральном государственном образовательном стандарте социализация ребёнка, а именно умение общаться с другими детьми и взрослыми, инициативность, умение занять себя разнообразной деятельностью утверждается в качестве основного критерия развития ребёнка.
Цель: освоение педагогами игр и игровых упражнений, способствующие овладению детьми конструктивных способов общения с окружающими
— Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике игровых упражнений с дошкольниками по овладению детьми конструктивных способов общения с окружающими;
— Вызвать у воспитателей интерес к игровым упражнениям, способствующим овладению детьми конструктивных способов общения с окружающими;
— Развивать творческую активность педагогов.
Ход мастер- класса:
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мне хотелось бы представить некоторые практические аспекты моего опыта работы по теме: «Формы и методы, направленные на овладение детьми конструктивных способов общения с окружающими»
Цель мастер-класса – демонстрация и освоение игр и игровых упражнений, которые помогут Вам эффективно развивать способы овладения конструктивных способов общения у дошкольников. Прежде чем перейти к нашему диалогу, давайте составим определение
Что такое конструктивное общение?
Конструктивное общение — это способность выразить свои мысли без оценок, не приписывая личной точки зрения к поведению другого человека. Это умение слушать и слышать, смотреть и видеть. Это умение управлять своими эмоциями в процессе общения.
Отношения с другими людьми зарождаются и развиваются наиболее интенсивно в дошкольном возрасте.
Одной из проблем в общении со сверстниками и другими людьми остается проблема взаимоотношений со сверстниками. Часто можно наблюдать такую картину, что дети не внимательны и грубы по отношению друг к другу, не умеют взаимодействовать друг с другом в процессе какой- либо деятельности, не могут поддержать и развить установившийся контакт; дети не могут адекватно выразить свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве, что в свою очередь ведет к конфликтам.
Диалог с аудиторией: Как вы считаете, в чем причина?
Причины возникновения проблем в общении у детей дошкольного возраста:
— слабая социальная рефлексия,
— неудовлетворённая потребность в общении,
— низкий уровень речевого развития,
— не умеют управлять своим поведением,
— недостаточное развитие эмоциональной сферы,
— различные формы детской нервозности (невропатии, страхи)
Чтобы помочь таким детям необходимо как можно раньше планомерно и целенаправленно вести работу по формированию у них коммуникативных навыков, совместная с педагогом деятельность по формированию навыков общения, не только обогатит опыт детей, но и способна смягчить и даже полностью устранить отмеченные выше проблемы.
Мощнейшим стимулятором их прогресса являются игры. В них ребенок вынужден удерживать в памяти цели, последовательность действий, правила, сюжет, внимательно следить за ходом событий, активно общаться с партнерами. Поэтому,
Коммуникативное общение старших дошкольников, с нашей точки зрения, предполагает проявление субъективных качеств ребёнка в процессе осуществления данного вида общения — это и интерес к общению, и наличие предпочтений в выборе партнёра по коммуникативному общению, проявление инициативы и активности при организации коммуникативного общения, самостоятельности и независимости суждений в процессе разговора, проявление творчества для поддержания интереса собеседника.
При выборе технологии ориентируюсь на следующие требования:
— ориентация технологии не на обучение, а на оптимизацию коммуникативного общения, воспитание культуры общения и речи;
— содержание технологии сориентировано на становление позиции субъекта в коммуникативном общении;
— основу технологии составляет личностно-ориентированное взаимодействие с ребёнком;
— организация активной коммуникативной практики каждого ребёнка в разных видах деятельности с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей;
— технология должна носить здоровьесберегающий характер.
Логика конструирования и реализации технологии осуществляется в основных формах: коллективных, групповых и индивидуальных занятиях, а также специально организованных интегрированных видах деятельности, (диалогово-игровых, познавательно-игровых, невербально-игровых), где применяется комплекс методов:
— методы стимулирования и мотивации коммуникативного общения (сюрпризный момент, создание проблемных ситуаций, решение исследовательской задачи, проблемного вопроса и др.);
— методы работы над содержанием детской речи и коммуникативного общения:
— наглядные методы: показ (картин, иллюстраций, игрушек, предметов);
— словесные методы: чтение (художественных и познавательных текстов); рассказывание (историй из опыта, сказок, стихов и т. д.);
— игровые методы (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, чтение, драматизация литературных произведений, доступных ребенку старшего дошкольного возраста, которые обеспечивали ему активность и самостоятельность в способах оптимизации своего коммуникативного общения);
— практические методы (изготовление поделок, атрибутов для игр и т. п.); упражнение в умениях;
— методы, обеспечивающие освоение языковых и речевых форм в коммуникативном общении (пересказ литературных произведений, рассказы по плану и т. п.);
— методы, обеспечивающие оптимизацию самостоятельности и творчества старших дошкольников в коммуникативном общении (сочинение рассказов по аналогии, придумывание окончания к рассказу и т. д.);
— методы, направленные на оптимизацию и коррекцию умений детей доброжелательной и конструктивной оценки и самооценки в коммуникативном общении:
— методы внешней педагогической оценки (анализ-оценка взрослого; анализ-оценка сверстника; самоанализ-самооценка);
-методы сущностной оценки (оперативная диагностика уровня сформированности коммуникативного общения старших дошкольников);
— коррекционные методы (арт-терапия, сказкотерапия, игротерапия).
Выбор методов и приемов определяется возрастными и индивидуальными особенностями детей, их психофизиологическими особенностями детей (для визуалов, аудиалов, кинестетиков).
(Рекомендуются ежедневно в виде пятиминуток)
Развиваем умение сотрудничать, активно слушать, перерабатывать информацию, конструировать «текст для другого» (умение говорить самому) и подчиняться правилам.
«Зайчики и лиса», «Совушка – сова», «Холодно – горячо, право – лево», Горная тропинка», « Глаза», « Замри!», «Обыграй превращения», «Звери на болоте»,
«Как тебя зовут? «Я не должен», «Менялки», « Игра в тарелочку», «Пантомимические этюды», «Отражение чувств», «Эхо», «Как тебя зовут?», «Сундучок», «Объясни Незнайке!», «Задуманное действие», «Что на что похоже», «Художник слова», ««Магазин», «Библиотека», «Знакомство», «Построим город», «Азбука почемучек»,
«Сказка наизнанку», «Собери чемодан», « О чем я сказала», Через стекло», «Я начну, а вы продолжите», «Вечер загадок»
(игры на взаимодействие)
Цель: развиваем отношения, построенные на равноправии или способности конструктивно решать проблему, связанные с занимаемым положением (статусом) в группе, помочь детям ощутить единение с другими.
«Доброе животное», «Паровозик», «Дракон кусает свой хвост», «Жучок», «Аплодисменты по кругу», «Пирамида любви», «Разноцветный букет», «Волшебный стул», «Солнечные зайчики», «Капитан», «Клеевой дождик», «Горячая картошка», «Гномики», «Лунный камень», «Динозавр и препятствие», «Шапка-невидимка», «Тысяча звезд», «Два зеркала», «Тайный советник».
Игры для формирования у детей дошкольного возраста культуры общения
«Жизнь в лесу», «Добрые эльфы», «Театр теней», «Ожившие игрушки»
Игры и этюды, направленные на снятие конфликтности
Цель: переориентация поведения с помощью игр, формирование форм адекватных поведения, снятия напряжения у детей; обучение приемам релаксации
«Ругаемся овощами, «Изобрази животное», «Собака – повадырь», « Не поделили игрушку», « Уходи злость, уходи», «Окажи внимание другому», «Найди друга», «Секрет».
Этюды с содержанием проблемной ситуации: «Коврик мира», «Сладкая проблема», «Хозяин горы».
Метод принятия роли
Творческие игры, как метод преодоления эгоцентризма
Цель: — приобщить детей к эмоциональному вживанию в роль, утвердить, признать ее. Способствовать становлению условности роли, относительной независимости реальных интересов детей. Ориентировать детей на роль партнера (реального или воображаемого), на предугадывание его чувств и стратегий его поведения.
Организованные игры: «Детский сад», «Салон красоты», «Семья», «Поликлиника», «Школа», «Космос» и т.д.
Игры со свободным сюжетом: «Игры с предметами, находящимися под рукой», «Игры против скуки», «Игрушки, которые всегда с собой».
Игры с известными героями: «Незнайка в зоопарке», «Пир у Баба-Яги», «Беспорядок у тетушки Федоры», «Бабушкин сундучок».
Режиссерские игры: «Незнайка и Знайка», «Красная Шапочка и Серый Волк», «Добрый и злой волшебник», «Продавец и контролер», «Малыш и Карлсон», «Терпеливая мама и капризный ребенок», «Режиссерская игра на песке».
Приемы великого сказочника: «Переиначивание сказки», «Игра в волшебника», «Салат из сказок», «Игры-смешинки», «В гостях у Кащея-Бессмертного», «В гости к Василисе-Примудрой», «В гостях у Баба-Яги».
Игры и этюды, направленные на динамику общения, на понимание партнера
Цель: развивать умение общаться на вербальном и невербальном уровнях, определять эмоциональное состояние других людей, выражать свои чувства.
Игры без слов: «Маски», «Свет мой зеркальце скажи», «Музей восковых фигур», «Скульптор», «Король».
Моделирование проблемных ситуаций
Цель: формирование у детей компетентности в общении, способности находить адекватные способы разрешения конфликтов.
— Анализ поведения сказочных героев
— Просмотр мультфильма «Приключения кота Леопольда»
— Обсуждение ситуации из жизни группы
— Проблемная ситуация созданная воспитателем: «Не поделили игрушку», «Принесли конфеты» и т.д.
- Вывод (Синквейн по теме мастер-класса)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Успешное воспитание и сохранение психологического здоровья дошкольников напрямую связано с эмоциональным состоянием педагогов. Однако работа с детьми в рамках ДОУ осуществляется не одним педагог.
Теория и практика.
Тематический контроль «Педагогическое руководство сюжетно — ролевой игры с целью овладения детьми конструктивными способами взаимодействия».
laquo;Использованиеразнообразных форм и методовв работе с детьми по развитию речи»методическое объединение. Хорошая речь – яркий показатель всестороннего развития реб.
Формы и методы работы педагога с детьми по развитию экологической культуры детей.
Паспорт проекта Тип проекта: Физкультурно – развлекательный, оздоровительныйВид проекта: ГрупповойПродолжительность проекта: ДолгосрочныйУчастники проекта: воспитанники стар.
Источник
Организация конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности (выступление на Рязанском педагогическом областном форуме дошкольных работников 2016 г.)
материал по теме
Работа в разновозрастной группе — это просто или сложно? Сложно, если ничего не делать для налаживания взаимоотношений детей. Просто, если с желанием взяться за дело.Как помочь младшим научиться общаться со старшими? Некоторые из вас найдут здесь ответ на интересующие их вопросы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_konstruktivnogo_vzaimodeystviya.docx | 35.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности.
Разновозрастная группа детского сада — это первое социальное объединение детей, в котором они занимают разное положение. Здесь усваиваются навыки социального поведения и нравственных норм взаимодействия детей друг с другом и взрослыми в различных видах совместной деятельности: игровой, трудовой, изобразительной и т.д. Взаимодействие детей в условиях разновозрастной группы детского сада изменяет их отношение к сверстникам, которых они оценивают не только по личностным качествам, но и по нравственным. Маленькие дети становятся центральной фигурой, через которую преломляется социальный опыт детей и приобретает практическую направленность, при постоянном, разумном руководстве и участии взрослого. В условиях разновозрастной группы изменяется отношение детей с воспитателем и друг с другом, у детей появляется уникальная возможность целенаправленного формирования своих отношений со взрослыми и сверстниками, как старшими, так и младшими. Организация педагогического процесса в разновозрастных группах имеет свои особенности и сложности, требует от педагога: знания программ всех возрастных групп, умения сопоставлять программные требования с возрастными и индивидуальными особенностями детей, способности правильно распределять внимание, понимать и видеть каждого ребенка и всю группу в целом, обеспечивать развитие детей в соответствии с их возможностями.
В целях рационального построения педагогического процесса, надо определить в каждом конкретном случае состав группы, выделить две-три подгруппы и в соответствии с ними дифференцировать воспитательно-образовательную работу (рекомендуется на 1 сентября в каждой смешанной группе иметь списки детей по подгруппам с указанием даты рождения и возраста детей).
Дифференцированная работа с двумя подгруппами посильна каждому воспитателю и, в то же время, позволяет значительно повысить качество воспитания и обучения, особенно старших детей.
Воспитательно-образовательная работа в разновозрастных группах ДУ осуществляется педагогом в процессе повседневной жизни и самостоятельной деятельности детей (игровой, трудовой и т.д.), а также в процессе занятий, специально организованных и систематически проводимых со всеми детьми. В первом случае воспитатель прежде всего создает условия для разнообразной и интересной деятельности и хорошего самочувствия каждого ребенка, воспитывает поведение и правильные взаимоотношения детей между собой и со взрослыми, уточняет детский опыт и представления, закрепляет имеющиеся знания, расширяет кругозор ребенка. В процессе занятий воспитатель организует учебную деятельность всех детей, формирует умение действовать в соответствии с полученными от взрослого указаниями, планомерно и последовательно обучает детей новым знаниям и умениям, развивает познавательную активность. Вряд ли кто-то будет возражать против того, что развитие психики и личностных качеств ребенка определяется взаимоотношениями, которые складываются в течение жизни между личностью и ее ближайшим окружением. Умения конструктивно взаимодействовать с людьми, находить подход к ним, расположить их к себе необходимы каждому. Эти умения составляют основу жизненного успеха. Некоммуникабельный, угрюмый человек будет испытывать затруднения в общении: ему сложно устанавливать контакты с другими людьми, добиваться успехов в своей деятельности. Владение искусством общения, знание психологических особенностей взаимодействия, умение применять конструктивные взаимодействия в процессе общения важны для полноценного развития личности.
Конструктивные взаимодействия — это процесс и результат совместной деятельности людей, в которую включен каждый участник деятельности. Конструктивное взаимодействие – это такое взаимодействие, которое приносит пользу всем его участникам. «Конструктивный» означает плодотворный, который можно положить в основу чего-либо. К онструктивный (развивающий) вид педагогического взаимодействия одновременно обеспечивает целостность развития личности и создает условия для ее дальнейшего всестороннего развития и оптимальной адаптации к социуму.
Проблема взаимоотношений детей является весьма актуальной, так как основы взаимоотношений закладываются в дошкольном возрасте, от того, какой практический опыт общения приобретёт ребёнок, будет зависеть, как он будет строить взаимоотношения с людьми в дальнейшем; в дошкольном возрасте всё ориентировано на развитие ведущей деятельности – сюжетно-ролевую игру, для формирования которой ребёнку требуются равные партнёры, общие интересы, близкие переживания, в общении со сверстниками ребёнок удовлетворяет свою потребность в дружеских отношениях и эмоциональной поддержке равных.
В работе по формированию конструктивных взаимоотношений между детьми необходимо :
- Развивать у ребёнка способность к сочувствию, сопереживанию.
- Учить детей преодолевать стремление «отгородить» себя от сверстников.
- Продумать и организовать для детей такой вид деятельности, который будет представлен в игровой форме, являться добровольным и привлекательным для ребёнка.
Работа по организации конструктивных взаимоотношений между детьми проводится в несколько этапов.
На первом этапе решаются следующие задачи:
- Преодолеть отчуждённость в отношениях со сверстниками.
- Снять страх, что тебя отвергают, через внимание и доброжелательность сверстников.
- Дать возможность ребёнку выразить своё настроение, учить ощущать близость, тепло другого.
Какая же работа проводится на данном этапе? Когда малыши вливаются в наш коллектив , наши будущие выпускники проводят для них экскурсию по группе, в доброжелательной форме рассказывают о всех игровых зонах и центрах. С целью знакомства детей проводим игры: «Все,кого зовут…»,«Как тебя зовут?» ( веселая игра, помогающая детям поближе познакомиться. Дети становятся в круг и кто-то первый называет свое имя (игра началась), второй называет свое имя и имя первого и т.д. После первого круга дети к своему имени должны добавить какое-нибудь движение( хлопок в ладоши, приседание, прыжок). И так первый называет свое имя и хлопает, второй -называет свое имя, свое движение и повторяет имя и хлопок первого и т.д. Выигрывают все — перезнакомятся между собой . Проигравших здесь нет). «Девочки-мальчики» (для этой игры дети делятся на две группы- мальчики и девочки играют друг против друга. Команды должны сидеть напротив и игру начинают по жребию. Если это мальчики — они поочередно называют любимые имена девочек. И если в команде соперников есть девочка, чье имя назвали, она поднимается , называет себя и немного о себе рассказывает. Очередь переходит к девочкам — они начинают называть мужские имена. И игра продолжается до тех пор , пока все дети не назовут все свои имена. Победители все : перезнакомившись, они больше узнают друг о друге).
Чтобы выяснить степень комфортности малышей в группе во время адаптационного периода, мы предлагаем им выбрать смайлик –эмоцию утром и вечером. Если это смайлик-радость-улыбка, то делаем вывод, что малыш удовлетворен отношением к нему окружающих.
Второй этап работы направлен на то, чтобы научить детей адекватно воспринимать сверстников – их движения, действия, слова. Необходимость этого диктуется тем, что тот ребёнок, который сосредоточен на себе, обращает внимание на других детей только тогда, когда они мешают или угрожают ему, или когда он видит в их руках привлекательные для себя вещи.
Задача воспитателя состоит в том, чтобы привлечь внимание этих детей к другим, научиться прислушиваться и присматриваться к ним. На этом этапе является важным развитие чувства сплочённости, единства, умения детей действовать согласованно. Здесь на помощь приходят детские песенки о дружбе, под которые ребята очень любят танцевать, а так же чистоговорки, которые мы произносим после зарядки: «Ты и я , ты и я, мы с тобой друзья!» или «Есть друзья, а для них у друзей нет выходных!» На данном этапе мы любим играть в игру «Дай руку» ( для этой игры необходимо оговорить границы игрового поля..Бросают жребий и определяют водящего -салку. Игроки свободно перемещаются по игровому полю, а салка начинает ловить игроков, которые в свою очередь начинают убегать от него. Когда салка уже почти рядом, дети стремятся взяться за руки с самым близким игроком, и тогда салка не может их осалить. При этом дети , взявшись за руки , должны остановиться друг к другу лицом. Если салке повезло догнать одиночного игрока и осалить, они меняются местами. У вас новый салка и начинается игра заново).
На третьем этапе решаются следующие задачи:
- Дать непопулярному, обособленному ребёнку возможность самому выразить поддержку другим, помочь им в затруднительных игровых обстоятельствах.
- Стимулировать взаимопомощь и заботу о других.
Очень помогают на данном этапе игры на взаимопонимание. В ходе этих игр дети интенсивно взаимодействуют между собой, договариваются о правилах, берут на себя различные роли. Приведу пример таких игр: « Гусеница» ( простая веселая игра без проигравших и победителей . Дети образуют цепочку, выстроившись друг за дружкой , глядя один одному в затылок. Первый -«ГОЛОВА» гусеницы. Включите музыку и гусеница начинает двигаться..»ГОЛОВА», двигаясь вперед , делает всевозможные танцевальные движения , а туловище (игроки в цепочке) повторяет все за головой. Когда «ГОЛОВЕ» надоест быть заводилой (или определите время 2-3мин), она поворачивается к своему соседу ,гладит его по голове и уходит в конец цепочки , выполняя роль хвоста. А новая голова начинает роль ведущего. Правила можно сменить на свое усмотрение). Игра « Сиамские близнецы» (разделившись на пары, игроки становятся бок о бок и обнимаются одной рукой за плечи . У правого игрока свободна правая рука, а у левого-левая, получились «сиамские близнецы. И этому сиамскому близнецу надо сделать что-нибудь ( вырезать любую фигурку из бумаги, завязать шнурки на туфлях, причесаться). Игра « Что мы делали сегодня?» ( с помощью любой считалки выбирается водящий. На некоторое время он покидает игровую комнату. Остальные дети договариваются между собой: кто какие действия будет изображать. Возвращается водящий в комнату и задает вопрос:
-Что вы делали сегодня?
-Что мы делали не скажем, но сейчас тебе покажем!
Каждый игрок изображает свое действие(плавание, подметание, копание, игра на баяне (скрипке, трубе),так далее).
Водящий должен угадать, кто чем занимался. Если угадал все- выбирается новый водящий, а если нет, то водящий снова уходит, а участники игры задумывают другие действия), а также игры «Мостик», «Путаница».
На последнем, четвёртом этапе работы становится возможным организация совместной продуктивной деятельности детей, где им нужно согласовывать свои действия и договариваться с другими. Нередко формирование межличностных отношений детей предлагается начинать с их совместной деятельности. Однако, при враждебном, отчуждённом отношении к другому, когда ребёнок не видит сверстника, пытается продемонстрировать свои преимущества, не хочет учитывать его интересы, деятельность детей не сможет стать по-настоящему совместной и не может объединить детей. Как показывает опыт, общая продуктивная деятельность возможна только при сложившихся межличностных отношениях детей. Теперь мы можем создавать коллективные аппликации и панно, совместными усилиями украшать группу к празднику, дежурить в уголке природы.
В своей работе воспитатели нашего детского сада используют следующие технологии конструктивного взаимодействия:
1. Конструктивное взаимодействие детей разного возраста.
Технология конструктивного взаимодействия детей разного возраста основывается на одном из основных принципов построения образовательной деятельности с детьми в соответствии с ФГОС. Осуществляется в таких видах деятельности, как : выполнение коллективных работ, создание центров игры «Деревенское подворье», «Животные жарких стран», «Животные нашего леса».
2.Технология исследовательского обучения (создание проблемных ситуаций и их решение в процессе совместной деятельности).
Целью использования технологии исследовательского обучения является формирование у детей основных ключевых компетенций, способности к исследовательскому типу мышления. Данная технология осуществляется через экспериментирование. В группе создан экспериментальный уголок, в котором находятся карточки « Опыты с различными материалами» (водой, песком, глиной, магнитом, бумагой). Дети после проведения данных опытов некоторые из них зарисовывают. Собранные рисунки помещаем в папку. Также в уголке есть весы, лупы, компасы, сухие травки, природный материал. Данная технология предполагает использование проектной деятельности, которая является одним из методов развивающего обучения, носит характер сотрудничества. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Экспериментируя, наши дети находят ответ на вопрос и тем самым, развивают творческие способности, коммуникативные навыки. Используя проект, как форму совместной развивающей деятельности детей и взрослых, мы стараемся организовать воспитательно-образовательную деятельность интересно, творчески, продуктивно. В прошедшем учебном году мы с детьми работали над проектами «Осень золотистая листья разукрасила», «Мамочка моя милая», «Деревья нашего края». Ребята с удовольствием принимали участие в работе над данными проектами: вместе с родителями собирали гербарий, рисовали , создавали аппликации, мастерили поздравительные открытки, открывали для себя новое.
3.Технология развития социальной компетентности (развитие социальной компетентности в конструктивном общении).
Технология развития социальной компетентности основана на усвоении детьми ценностей, традиций, культуры общества, в котором им предстоит жить. Она осуществляется через экскурсии по интересным местам : музей К.Э.Циолковского, зубровый и журавлиный питомники Окского биосферного заповедника, пожарная часть села, детская зональная библиотека, парк воинской славы им. И. А. Лапушкина (Героя Советского Союза). Частые гости нашего ДОУ коллективы детских кукольных театров, представители МЧС, преподаватели Рязанского музыкального училища с музыкальными спектаклями.
4.Социально-оздоровительная (создание комфортных условий для физического, психического, эмоционального развития)технология.
Социально-оздоровительная технология в нашем ДОУ включает в себя: утреннюю гимнастику, гимнастику для глаз, пальчиковую гимнастику, двигательные пятиминутки, подвижные и спортивные игры, физическую культуру, самостоятельную двигательную деятельность детей. Осуществляется через прогулки, походы, соревнования, спортивные развлечения и праздники, беседы о здоровом образе жизни.
Итак, педагогический смысл конструктивного взаимодействия воспитатели нашего ДОУ видят в том, чтобы найти самый верный для каждого воспитанника подход взаимодействия, который пробудил бы у него добрые чувства, доверие и желание разобраться в себе, выполняемой деятельности, который бы способствовал принятию правильных решений и совершенствованию своих поступков, проявлению рефлексивных навыков и самостоятельности. Организовать жизнь детей в условиях разновозрастной группы детского сада так, чтобы сделать ее спокойной и яркой, содержательной и интересной, тесно увязав повседневную жизнь с обучением, игрой, трудом — важнейшая задача воспитателя. А умелое использование всех положительных сторон совместного воспитания детей разного возраста будет содействовать формированию в коллективе правильных взаимоотношений, интереса детей к совместным играм, общим занятием, коллективной трудовой деятельности. Но все это не происходит само собой, а является результатом повседневной и кропотливой работы педагога, правильной организации жизни и самостоятельной деятельности детей.
Реализуя взаимодействие детей, рекомендуется утвердить в разновозрастной группе следующие правила:
- старшие оказывают младшим помощь по их просьбе; это означает, что они не отказывают в помощи, но и не навязывают ее;
- младшие не мешают старшим работать и играть. Принцип уважения к старшим детям очень важен для их психологического комфорта, поскольку им часто приходится встречаться с требованием со стороны взрослых, уступать малышам;
- в группе категорически запрещено отбирать игрушки у другого ребенка, бить и оскорблять кого бы то ни было в какой бы то ни было ситуации, ломать чужие постройки, портить продукты труда других детей и брать без разрешения владельца его личные вещи, игрушки, принесенные из дома. За соблюдением этого правила неукоснительно следят все взрослые, работающие в группе;
- младшие дети всегда могут присутствовать и по мере сил участвовать в любом занятии — при условии, что они не мешают старшим детям.
Организуя жизнь детей, их разнообразную активную деятельность, воспитатель должен, прежде всего, заботиться об охране и укреплении здоровья каждого ребенка, его полноценном физическом развитии, о создании бодрого, жизнерадостного настроения.
Источник