Конструктивные способы решения проблем

Конструктивные способы решения проблем

Стрессовые ситуации поддаются управлению и их неблагоприятное влияние на здоровье может быть нивелировано за счет внутренних (интернальных) и внешних по отношению к личности (экстернальных) ресурсов (Тейлор, ). К копинг-ресурсам относятся характеристики личности и социальной среды, которые повышают стрессоустойчивость человека, — все то, что индивид привлекает для того, чтобы совладать. Это личностные структуры, которые помогают индивиду справляться с угрожающими обстоятельствами, облегчают адаптацию.

Экстернальные ресурсы включают в себя достаточные материальные возможности (наличие времени и денег), наличие социальной поддержки, уровень образования, а также образ жизни в целом.

Для совладания со стрессом каждый человек на основе собственного опыта использует выработанные им копинг-стратегии, исходя из своих адаптивных возможностей и параметров трудной ситуации. Наиболее часто применяемые стратегии объединяются в стили совладающего поведения, представляющие собой более устойчивые личностные образования.

Среди всего многообразия поведения человека в трудной для него ситуации можно выделить конструктивные и неконструктивные стратегии.

Конструктивные способы решения проблем включают в себя:

  • достижение цели своими силами (не отступать, добиваться того, чего хочешь);
  • обращение за помощью к другим людям, включенным в данную ситуацию или обладающим опытом разрешения подобных проблем;
  • тщательное обдумывание проблемы и различных путей ее развития или решения (поразмышлять, поговорить с собой, вести себя обдуманно, не делать глупостей);
  • изменение своего отношения к проблемной ситуации;
  • изменения в себе самом, в системе установок и привычных стереотипов.

Неконструктивные стратегии поведения:

  • различные способы психологической защиты, не предполагающие повторного возвращения для ее разрешения (не обращать внимания, смотреть на все поверхностно, уйти в себя и никого туда не пускать);
  • импульсивное поведение, эмоциональные срывы, экстравагантные поступки, необъяснимые объективными причинами.
  • агрессивные реакции.

При использовании конструктивных стратегий появляется полное успокоение и ощущение благополучия, однако, при использовании неконструктивных стратегий – это лишь кратковременное самоуспокоение и частичный выход энергии, создающие иллюзию относительного благополучия. Собственно же причина, вызвавшая проблему, никуда не исчезает, а только искусственно отодвигается на второй план, давая знать о себе неопределенной тревогой и чувством дискомфорта.

Большинство классификаций построено вокруг двух предложенных Лазарусом и Фолкман модусов психологического совладания, направленного на: 1) решение проблемы; 2) изменение собственного состояния и установок в отношении ситуации.

Человек, попадающий в трудную ситуацию, применяет разнообразные элементы совладания или копинг-стратегии.

Стратегии совладания — основанные на осознаваемых усилиях конкретные действия для регуляции субъектом эмоционального и интеллектуального напряжения с целью оптимальной психологической адаптации к внешним обстоятельствам. Применяемые стратегии объединяются в стили совладающего поведения, более устойчивые, обобщенные личностные (структурные) образования.

Можно выделить три базовых стиля:

  1. Проблемно-ориентированный стиль, направленный на рациональный анализ проблемы. Связан с созданием и выполнением плана разрешения трудной ситуации и проявляется в таких формах поведения, как самостоятельный анализ случившегося, обращение за помощью к другим, поиск дополнительной информации.
  2. Эмоционально-ориентированный стиль является следствием эмоционального реагирования на ситуацию и проявляется в виде погружения в собственные переживания, самообвинении, вовлечении других в свои переживания.
  3. Избегание как стиль совладания проявляется в виде ухода от проблемы, попыток не думать о проблеме вообще, желая забыться во сне, растворить свои невзгоды в алкоголе, компенсировать отрицательные эмоции едой, спрятаться за спиной компетентных людей, гарантирующих социальную поддержку. Нередко это поведение характеризуется наивной инфантильной оценкой происходящего. Однако, порой избегание есть проявление антиципации угрозы и осторожное поведение.

По мнению Л.И. Анцыферовой, совладание – это процесс, в котором на разных его этапах субъект использует различные стратегии, иногда даже совмещая их. При этом не существует таких стратегий, которые были бы эффективными во всех трудных ситуациях:

1. Преобразующие стратегии совладания. Принятие решения о возможности позитивного изменения трудной ситуации, и формирование ее как проблемы: определение конечной и промежуточной цели, человек намечает план решения, определяет способы достижения цели. Человек пытается также сформировать новую систему психической саморегуляции.

2. Приемы приспособления. Изменение собственных характеристик и отношений к ситуации: изменение отношения к ситуации, придание ей нейтрального смысла. Сюда относится также специальный прием — «позитивное истолкование», который, по мнению многих исследователей, позволяет более успешно пережить травмирующее событие.

3. Вспомогательные приемы самосохранения в ситуациях трудностей и несчастий: «техники» борьбы с эмоциональными нарушениями, вызванными неустранимыми, с точки зрения субъекта, негативными событиями. Таковы уход или бегство из трудной ситуации, которые могут осуществляться не только в практической, но и чисто в психологической форме – путем внутреннего отчуждения от ситуации или подавления мыслей о ней.

Субъект может предпочитать один из способов совладания, наиболее продуктивный в определенном контексте в данное время, одновременно допуская применение других. Стиль совладающего поведения имеет специфику, связанную с многоальтернативным выбором способа поведения при стрессе. Стиль совладающего поведения – это полноценная составляющая более интегративного явления – стиля человека.

43.Психология зрелого возраста. Основные проблемы геронтопсихологии.

смотри 27

44.Особенности психического развития в разные возрастные периоды в отечественных и зарубежных теориях.

45.Общение, его структура и соотношение с межличностными отношениями.Барьеры и трудности общения, психологическая помощь.

В психологии общение определяется как взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера [13, 232].

Общение можно рассматривать как сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание людьми друг друга.

К функциям общения можно отнести:

· Информационную – заключается в передаче и приеме информации как некоего сообщения. В нем имеют место два составных элемента: текст (содержание сообщения) и отношение к нему человека (коммуникатора) . Изменение этих составляющих может существенно повлиять на характер восприятия сообщения, на степень его понимания и принятия, а, следовательно, отразиться на процессе взаимодействия между людьми.

· Регулятивную – данная функция направлена на организацию взаимодействия между людьми, а также на коррекцию человеком своей деятельности или состояния. Эта функция призвана соотносить мотивы, потребности, намерения, цели, задачи, предполагаемые способы деятельности участников взаимодействия, корректировать ход выполнения намеченных программ, регулировать деятельность.

Читайте также:  Что такое синтаксический способ субстантивация

· Аффективную – представляющую собой процесс внесения изменений в состояние людей, что возможно и при специальном (целенаправленном), и при непроизвольном воздействии. Сознание и эмоции изменяются под влиянием заражения (процесса передачи эмоционального состояния другими людьми), внушения или убеждения . Потребность человека в изменении своего состояния проявляется у него как желание поделиться информацией, выговориться, излить душу и т. п.

Учитывая сложность общения, необходимо каким-то образом обозначить его структуру, чтобы затем возможен был анализ каждого элемента. К структуре общения можно подойти по-разному, как и к определению его функций. Мы предлагаем характеризовать структуру общения путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Структура общения может быть схематично изображена следующим образом
Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т. е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. Естественно, что все эти термины весьма условны. Иногда в более или менее аналогичном смысле употребляются и другие. Например, в общении выделяются три функции: информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная, аффективно-коммуникативная (Ломов Б. Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида //Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976. С. 85). Задача заключается в том, чтобы тщательно проанализировать, в том числе на экспериментальном уровне, содержание каждой из этих сторон, или функций. Конечно, в реальной действительности каждая из этих сторон не существует изолированно от двух других, и выделение их возможно лишь для анализа, в частности, для построения системы экспериментальных исследований. Все обозначенные здесь стороны общения выявляются в малых группах, т. е. в условиях непосредственного контакта между людьми. Отдельно следует рассмотреть вопрос о средствах и механизмах воздействия людей друг на друга и в условиях их совместных массовых действий, что должно быть предметом специального анализа, в частности, при изучении психологии больших групп и массовых движений.

Традиционно затрудненное общение рассматривается в связи с вопросами успешного общения. Затрудненное общение определяется, как правило, на основе соотнесения наличного общения с его оптимальной моделью. Большинство моделей оптимального общения напоминают перечень требований к качествам личности субъекта общения, к его коммуникативным умениям и навыкам. Несоответствие заданным параметрам оптимального общения рассматривается как показатель затрудненного общения, как показатель наличия коммуникативных барьеров.

В толковом словаре русского языка под редакцией С. И. Ожегова говорится: «Барьер – преграда, поставленная на пути; преграждение, препятствие на пути чего – либо» [15, 37].

В психологических словарях «барьер» трактуется как «психическое состояние, проявляющееся как неадекватная пассивность (или активность), препятствующая выполнению тех или иных действий», «любое препятствие, не позволяющее организму достичь цели» [2, 27].

Б. Д. Парыгин рассматривает коммуникативный барьер как устойчивую установку, психологический настрой личности, процессы, свойства, состояния человека, «которые консервируют скрытый эмоционально-интеллектуальный потенциал его активности, препятствует оптимальному общению» [16, 32]. То есть, причины коммуникативных барьеров – устойчивые личностные образования, которые при определенных обстоятельствах могут приводить к сбоям в общении.

Е. В. Залюбовская предложила следующее определение: «Коммуникативный барьер – это абсолютное или относительное препятствие эффективному общению, субъективно переживаемое или реально присутствующее в ситуациях общения, причинами которого являются мотивационно-операциональные, индивидуально-психологические, социально-психологические особенности общающихся» [7, 17].

Коммуникативные барьеры возникают под влиянием внешних или внутренних факторов. Б. Д. Парыгин различает два вида социально-психологических барьеров [16]:

· Внутренние барьеры личности, связанные с такими образованиями, как нормы, установки, ценности, а также с такими личностными особенностями, как ригидность, конформность, слабоволие и т. д.;

· Барьеры, причина которых – вне личности: непонимание со стороны другого человека, дефицит информации и т. д.

Е. В. Руденский выделяет несколько групп барьеров, возникающих в общении [18]:

· Личностные барьеры (различия в темпераменте, характере партнеров; барьер отрицательных эмоций, барьер недостаточного понимания важности общения, барьер неправильной установки сознания, барьер речи).

· Физические барьеры (несоответствие места общения его целям и задачам, различия физических состояний партнеров, барьеры пассивности и демобилизации партнеров по общению).

· Социально – ролевые барьеры (барьер социально-ролевой оппозиции между субъектами общения; барьер социально-ролевого несоответствия ситуации общения; барьер социально-ролевой дисгармонии между участниками общения).

· Информационно-познавательные барьеры (барьер информационного несоответствия позиций субъектов общения, возникающий из-за разности социального опыта партнеров; барьер, возникающий из-за различия уровней образования; барьер, вызванный неразвитостью абстрактного мышления).

· Идеологические барьеры (барьер, формирующийся при наличии у партнеров разных стереотипов; различия мировоззрений, ценностных ориентаций; несовпадения социальных установок, социальных позиций субъектов общения).

· Социально-психологические барьеры (организационно-психологический барьер возникает вследствие неприятия формы общения; когнитивно-психологический барьер возникает из-за разности знаний о предмете общения; психомоторный барьер — возникает из-за разницы навыков и умения вести общение в рамках его заданной формы; сенсорно-речевой барьер – это следствие различий в навыках восприятия и высказывания у субъектов общения).

Наиболее распространенными в деловом общении, на наш взгляд, являются следующие группы барьеров (табл. 2.1.1).

Источник

Основные этапы конфликта

Понятийная схема конфликта

Среди всего многообразия способов поведения человека в труд­ной для него ситуации можно выделить конструктивные и некон­структивные стратегии.

Конструктивные способы решения проблем направлены на ак­тивное преобразование ситуации, на преодоление травмирующих обстоятельств, в результате чего возникает чувство роста собствен­ных возможностей, усиление себя как субъекта собственной жизни. Это вовсе не означает отсутствия тревог и сомнений в будущем.

Конструктивные способы:

— достижение цели собственными силами (не отступать, прило­жить усилия, чтобы добиться намеченного);

— обращение за помощью к другим людям, включенным в дан­ную ситуацию или обладающим опытом разрешения подобных проблем («обращаюсь к родителям», «посоветовалась с подругой», «решаем вместе с теми, кого это касается», «мне помогли одно­классники», «я бы обратился к специалисту»).

Читайте также:  Легкий способ заработка денег

— тщательное обдумывание проблемы и различных путей ее ре­шения (поразмышлять, поговорить с собой; вести себя обдуманно; «не делать глупостей»);

— изменение своего отношения к проблемной ситуации (отне­стись к происшедшему с юмором);

— изменения в себе самом, в системе собственных установок и привычных стереотипов («нужно искать причины в себе», «пыта­юсь измениться сама»).

Неконструктивные стратегии поведениянаправлены не на причину проблемы, которая «задвигается» на дальний план, а представляют собой различные формы самоуспокоения и выхода негативной энергии, создающие иллюзию относительного благопо­лучия.

Неконструктивные способы:

— формы психологической защиты — вплоть до вытеснения проблемы из сознания («не обращать внимания», «смотреть на все поверхностно», «уйти в себя и никого туда не пускать», «ста­раюсь избегать проблем», «я и не пытался ничего предприни­мать»);

— импульсивное поведение, эмоциональные срывы, экстрава­гантные поступки, необъяснимые объективными причинами («на всех обижалась», «могу закатить истерику», «хлопаю дверьми», «целый день слоняюсь по улицам»);

К Томас выделяет пять основных способов регулирования конфликтов:

· Соревнование (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.

· Приспособление как принесение в жертву собственных интересов ради другого.

· Избегание, или отсутствие стремления как к соревнованию, так и к приспособлению.

· Сотрудничество как поиск альтернативы, удовлетворяющей интересы обеих сторон.

Стиль поведения в конфликтной ситуации во многом зависит от усвоенных, в том числе в детстве и подростковом возрасте, образцов поведения, от того, на какие нормативы поведения ориентируется человек, от выбранных образцов для подражания, от полученного воспитания. Имеющий место среди подростков и современной молодежи вакуум ценностей приводит к тому, что место «кумиров» занимают «сильные личности» часто криминального оттенка, что приводит к принятию стиля решения конфликтных ситуаций, характерного для криминального мира.

Классификация конфликтов

Основание Виды конфликтов Общая характеристика
Сферы проявления конфликта Экономические Идеологические Социально-бытовые Семейно-бытовые В основе лежат экономические противоречия. В основе лежат противоречия во взглядах. В основе лежат противоречия социальной сферы
Степень длительно­сти и напряженно­сти конфликта Бурные быстроте­кущие конфликты. Острые длитель­ные конфликты. Слабовыраженные и вялотекущие конфликты. Слабовыраженные и быстротекущие. Возникают на основе индивидуальных психо­логических особенностей личности, отлича­ются агрессивностью и крайней враждебно­стью конфликтующих. Возникают при наличии глубоких противоре­чий. Связаны с не очень острыми противоречиями, либо пассивностью одной из сторон. Связаны с поверхностными причинами, носят к эпизодический характер.
Субъекты конфликт­ного взаи­модействия Внутриличностные конфликты. Межличностные конфликты. Конфликты «лич­ность-группа». Межгрупповые конфликты. Связаны со столкновением противоположно направленных мотивов личности. Субъектами конфликта выступают две лично­сти. Субъекты конфликта: с одной стороны лич­ность, а с другой — группа (микрогруппа). Субъектами конфликта выступают малые со­циальные группы или микрогруппы.
Социаль­ные по­следствия Конструктивны е конфликты. Деструктивные конфликты. В основе таких конфликтов лежат объектив­ные противоречия. Способствуют развитию организации или другой социальной системы В основе таких конфликтов, как правило, т жат субъективные причины. Они создают социальную напряженность и ведут к разрушению
Предмет конфликта Реалистичные (предметные) конфликты. Нереалистичные (беспредметные) конфликты. Имеют четкий предмет. Не имеют предмета или имеющийся предмет является жизненно важным для одного или обоих субъектов конфликта.

1. Возникновение и развитие конфликтной ситуации.

2.Осознание конфликтной ситуации хотя бы одним из участников социального взаимодействия и эмоциональное переживание им этого факта.

3. Начало открытого конфликтного взаимодействия.

4. Развитие открытого конфликта.

5. Разрешение конфликта.

Потенциально конфликтогенные педагогические ситуации:

•конфликты деятельности, возникающие в связи с выполнением учеб­ных заданий, успеваемостью, внеучебной деятельностью;

•конфликты поведения (поступков), возникающие из-за нарушения учащимися правил поведения на занятиях, а также вне учебного заведения;

• эмоционально-личностных отношений учащихся и преподавателей в процессе педагогиче­ской деятельности.

Контроль над конфликте генными ситуациями состоит из ряда процедур:

-оперативного обмена достоверной информацией об интересах, намерениях и предлагаемых действиях участников возможного конфликта;

-воздержания от всех действий, способных придать конфликтной ситуации не­управляемый характер;

-выявления и использования всех возможностей взаимоприемлемого разреше­ния конфликта;

-создание и поддержание атмосферы делового партнёрства, избежание пост­конфликтного отрицательного эмоционального противостояния.

КОНФЛИКТ ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ (внутрипсихический)— по­рождение амбивалентных стремле­ний субъекта.

КОНФЛИКТ МЕЖГРУППОВОЙ -в качестве субъектов в нем высту­пают группы, преследующие цели, несовместимые с целями противо­стоящей группы.

КОНФЛИКТ МЕЖЛИЧНОСТ­НЫЙ— существуют две его фор­мы: конструктивнаяи неконст­руктивная. Неконструктивный К. м. возника­ет, когда один из оппонентов при­бегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремится психо­логически подавить партнера, дис­кредитируя и унижая его в глазах окружающих. Обычно это вызыва­ет яростное сопротивление другой стороны, диалог сопровождается взаимными оскорблениями, реше­ние проблемы становится невоз­можным, отношения межличност­ные разрушаются Конструктивным К. м. бывает, лишь когда оппоненты не выходят за рам­ки деловых аргументов и отноше­ний. При этом могут наблюдаться различные стратегии поведения. Так, выделяются: соперничество (противоборство), сопровождающе­еся открытой борьбой за свои ин­тересы; 2) сотрудничество, направ­ленное на поиск решения, удовлет­воряющего интересы всех сторон; 3) компромисс — регулирование разногласий через взаимные уступ­ки; 4) избегание, заключающееся в стремлении выйти из конфликт­ной ситуации, не решая ее, не ус­тупая своего, но и не настаивая на своем; 5) приспособление — тенден­ция сглаживать противоречия, по­ступаясь своими интересами. Обоб­щенное выражение этих стратегий поведения характеризуется как корпоративность и напористость.

Словарь профессиональных терминов.

¨ ¨ АДАПТАЦИЯ — приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды. Практикуется, как взаимоотношения индивида и его окружения как процессы гомеостатического уравновешивания. ¨ ¨ ВЫБОР ПРОФЕССИИ — это правильность и пригодность выбора профессии с учетом индивидуальных способностей, качеств человека и требований специальности. ¨ ¨ ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ — направлена на изучение личности учащегося, его интересов, склонностей, способностей с целью выявления их соответствия избираемой или близкой к ней профессии. ¨ ¨ КОНКУРС – процедура занятия должности путем определения рейтинга кандидатов и выбора лучшего из них. ¨ ¨ МОТИВЫ — то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается. Мотивы применяются для обозначения самых различных явлений и состояний, вызывающих активность субъекта. В роли М. Могут выступать потребности и интересы, влечения и эмоции, установки и идеалы. ¨ ¨ ОПТИМАЛЬНЫЙ ВАРИАНТ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ — когда интересы и склонности согласованы между собой и дополняют друг друга по их предметной соотнесенности, по широте предметного содержания, по устойчивости, по силе, по длительности. ¨ ¨ ПЕРСОНОГРАММА – информационно-психологическая модель характера личности. Формализованная персонограмма – способности человека, проранжированные по степени их развития. Полный набор определяемых способностей (порядка 100) называется генеральной персонограммой (психологический паспорт), а сокращенный – для решения задачи профессионально-должностного соответствия – рабочей персонограммой. ¨ ¨ ПРОФЕССИОГРАММА – информационно-психологическая модель характера профессии, должности, рабочего места с точки зрения предъявляемых к ним требований. Формализованная профессиограмма – набор необходимых способностей, проранжированных по значению. Тождественность персонограммы работника и профессиограммы говорит об их взаимном соответствии. В этом случае обратная профессиограмма (профессиограмма, записанная наоборот) служит критерием полного несоответствия. ¨ ¨ ПРОФЕССИОГРАФИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ — предназначено для профориентационной и профконсультационной работы, в целях определения или формирования их интересов к каким-либо профессиям. ¨ ¨ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ — система мер, способствующих профессиональному становлению работника, формированию у него соответствующих социальных и профессиональных качеств, установок и потребностей к активному творческому труду, достижению высшего уровня профессионализма. ¨ ¨ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ — научно организованное информирование о профессиях, предназначенное главным образом для молодежи, оканчивающей общеобразовательную школу в целях практической помощи в выборе профессии с учетом склонностей, интересов и сформировавшихся способностей, а также потребностей общества. П.к. Должна располагать сведениями о роли и перспективах каждой профессии, о потребности в кадрах, о содержании трудовой деятельности социально-экономическом и санитарно-гигиеническом статусе профессий, путях профессионального обучения, с одной стороны, и о тех требованиях, которые предьявляет профессия к человеку, его психическим особенностям, о медицинских и физиологических показаниях и противопоказаниях к профессии с другой. ¨ ¨ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ — это характеризующее данного человека своеобразно переживаемое им избирательное отношение личности к действительности, влияющее на его деятельность. ¨ ¨ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРИГОДНОСТЬ — совокупность психических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения общественно приемлемой эффективности в той или другой профессии. П.п. не дана человеку изначально, она формируется в процессе обучения и последующей профессиональной деятельности при наличии положительной мотивации, ее возникновению и упрочнению способствует система материальной и моральной стимуляции, удовлетворение, получаемое от деятельности осознание общественной значимости ее результатов и др. ¨ ¨ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ НАМЕРЕНИЕ — это высшая стадия развития профессионального интереса, оформленного в сознании учащегося как его профессиональный выбор. Этот выбор реализуется в соответствии с логической схемой: «хочу — могу — надо». ¨ ¨ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ — работа над собой по совершенствованию своей пригодности к той профессии (или типу профессий), которой он думает заниматься в будущем. ¨ ¨ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ — процесс становления профессиональной направленности личности (интересы, призвание, профплан и т.д.). ¨ ¨ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС — непосредственное эмоциональное практико-познавательное отношение к профессии, при благоприятных условиях преходящее в направленность личности на конкретную профессиональную деятельность, мотивы и цели которой совпадают. ¨ ¨ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КЛИРИНГ – оптимальное соотнесение работников и рабочих мест, людей и профессий. Это значит, что по отношению к каждому человеку все профессии располагаются в порядке его возможностей работать в этих профессиях, и по отношению к каждому рабочему месту все кандидаты располагаются в порядке возможности занимать это место. Для создания системы профессионального клиринга необходимо снабдить каждого работника психологическим паспортом – описанием его характера, а каждое рабочее место – профессиограммой, описывающей характер этого места. Кроме того, у работника должна быть возможность выставить свои условия, а от работодателя потребовать дать гарантию их удовлетворения или прийти к компромиссу. Профессиональный клиринг – это методологическая основа работы службы занятости. ¨ ¨ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОТБОР — представляет собой систему средств, обеспечивающих простейшую оценку взаимосоответствия человека и профессии в тех видах деятельности, которые осуществляются в нормативно заданных условиях, требующих от человека повышенной ответственности, здоровья, высокой работоспособности и точности исполнения задания, устойчивой эмоционально-волевой регуляции. Заданные условия могут быть: гигиенические, микроклиматические, технические, социально-психологические. ¨ ¨ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН — главная штурманская карта, важнейший регулятор профессионального пути. Мысленное представление будущего. ¨ ¨ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПОДБОР — предоставление рекомендаций человеку о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психодиагностической и медицинской диагностики. ¨ ¨ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР – характер, типичный для работающих в данной профессии или необходимый для нее. Кроме профессионального бывают другие социально-демографические характеры: половой, возрастной, национальный, религиозный. ¨ ¨ ПСИХОГРАММА — психологический процесс профессий, представленный группой психологических функций, актуализируемых конкретной профессией. ¨ ¨ ПСИХОДИАГНОСТИКА — область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности. ¨ ¨ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА — система социально-психологических способов и методов, способствующих социально-профессиональному самоопределению личности в ходе формирования его способностей, ценностных ориентаций и самосознания, повышению его конкурентоспособности на рынке труда и адаптированности в условиях реализации собственной профессиональной карьеры. ¨ ¨ САМООЦЕНКА — оценка своих способностей, отдельных качеств, результатов своего труда и т.п. В самооценке проявляется отношение человека к себе как к субъекту деятельности. ¨ ¨ СКЛОННОСТИ — избирательная направленность личности на определенную деятельность, побуждающая ею заниматься. Ее основой является глубокая устойчивая потребность индивида в той или иной деятельности, стремление совершенствовать умения и навыки, связанные с данной деятельностью. ¨ ¨ СПОСОБНОСТИ — индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. ¨ ¨ СПРАВОЧНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ — учащимся сообщается о каналах трудоустройства требованиях к приему на работу и учебу, возможностях освоения различных профессий, сроках подготовки, перспективах профессионального роста.
Читайте также:  Chyawanprash sugar free dabur способ применения

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Оцените статью
Разные способы