Конструктивное исполнение электрооборудования по способу монтажа

Конструктивные формы исполнения электрических машин

Конструктивные формы исполнения электрических машин

Свойства электрических машин определяются не только их электромеханическими параметрами и формой характеристик. Прежде всего, электрическая машина должна быть безопасной в эксплуатации для обслуживающего персонала, удобной при монтаже, успешно противостоять воздействиям внешних факторов. Перечисленные требования учитываются конструктивными формами исполнения электрических машин, которые определяются степенью защиты, способами охлаждения и монтажа, климатическими условиями и местом эксплуатации.

Степень защиты электрических машин обозначается двумя буквами IP — начальные буквы слов International Protection и двумя цифрами.
Первая цифра обозначает степень защиты персонала от со-прикосновения с токоведущими и вращающимися частями и от попадания внутрь машины твердых тел.

Вторая цифра обозначает степень защиты от попадания внутрь машины воды. Для машин напряжением до 1000 В установлено шесть степеней защиты, обозначаемых следующим образом:
0 — защита отсутствует;
1 — зашита от случайного соприкосновения большого участка человеческого тела с токоведущими и вращающимися частями; отсутствует защита от пред¬намеренного соприкосновения; имеется защита от попадания внутрь твердых тел диаметром не менее 52,5 мм;
2 — защита от соприкосновения пальцев человека с токоведущими и вращающимися частями и зашита от попадания внутрь машины твердых тел диаметром не менее 12,5 мм;
3 — защита от соприкосновения с токоведущими и вращающимися частями инструмента, проволоки и других предметов, толщина которых превышает 2,5 мм; защита от попадания внутрь машины твердых тел диаметром не менее 2,5 мм;
4 — защита от соприкосновения с токоведущими и вращающимися частями предметов толщиной более 1 мм и защита от попадания внутрь машины твердых тел толщиной не менее I мм;
5 — полная защита от соприкосновения с токоведущими и вращающимися частями и полная защита от вредных отложений пыли внутри машины.

Существует девять степеней защиты от проникания воды внутрь машины:
0 — защита отсутствует;
1 — защита от капель сконденсировавшейся воды, падающих вертикально;
2 — защита от капель воды, падающих под углом не более 15° к вертикали.
3 — защита от дождя, падающего под углом не более 60° к вертикали;
4 — защита от брызг воды любого направления;
5 — защита от водяных струй в любом направлении;
6 — защита от воздействий, характерных для палубы корабля, включая захлестывание морской волной;
7 — защита при погружении в воду в течение времени и давлении, указанных в стандарте;
8 — зашита при погружении в воду на неограниченное время при давлении указанном в стандарте.

Возможные степени защиты двигателей на напряжение до 1000 В приведены в таблица 1

Конструктивные формы исполнения по степени защиты увязаны со способами охлаждения (таблица 2). За высоту оси вращения машины принимается расстояние от оси вращения вала до опорной плоскости лап (рисунок 1).

Рисунок 1. Высота оси вращения электрической машины

Монтаж электрических машин в местах их установки осуществляется обычно на лапах или посредством фланцев. При этом возможно горизонтальное или вертикальное расположение оси вала машины.

Разновидности конструктивного исполнения машин по способу монтажа определены стандартом. При этом имеется в виду крепление двигателя на месте его установки и способ сочленения с рабочим механизмом. Условное обозначение этого исполнения состоит из букв IM (начальные буквы слов International Mounting) и четырех цифр.

Первая цифра — конструктивное исполнение:
1 — на лапах с подшипниковыми щитами;
2 — на лапах с подшипниковыми щитами, с фланцем на одном или двух щитах;
3 — без лап с подшипниковыми щитами, с фланцем на одном или двух щитах;
4 — без лап с подшипниковыми щитами, с фланцем на станине;
5 — без подшипниковых щитов;
6 — на лапах с подшипниковыми щитами с со стояковыми подшипниками;
7 — на лапах со стояковыми подшипниками (безподшипниковых щитов);
8 — с вертикальным валом, кроме позиций 1, 2, 3 и 4 данного перечня;
9 — специальное исполнение по способу монтажа.

Читайте также:  Маска для лица эйвон anew заряд энергии способ применения

Вторая и третья цифры — способы монтажа (пространственное положение машины и направление выступающего конца вала).

Четвертая цифра — исполнение конца вала (цилиндрический или конический, один или два выступающих конца вала).

Примеры наиболее распространенных видов исполнения машин по способу монтажа приведены в таблице 3.

На надежность эксплуатации электрических машин значительное влияние оказывают климатические условия внешней среды, к которым относятся: температура и диапазон ее колебаний, относительная влажность, атмосферное давление, солнечная радиация, дождь, ветер, пыль, соляной туман, иней, действие плесневых грибов, содержание в окружающей среде коррозионно-активных материалов.

Климатическое исполнение двигателей обозначается буквами:
— двигатели, предназначенные для эксплуатации на суше, реках, озерах в макроклиматических районах:
— с умеренным климатом………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..У
— с холодным климатом………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….ХЛ
— с влажным тропическим климатом……………………………………………………………………………………………………………………………………………………….ТВ
— с сухим тропическим климатом……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………ТС
— как с сухим, так и с влажным тропическим климатом…………………………………………………………………………………………………………………………….Т
— для всех микроклиматических районов на суше (общеклиматическое исполнение)………………………………………………………………………………..О
— для всех микроклиматических районов на суше и на море…………………………………………………………………………………………………………………….В

Стандартом также устанавливается исполнение электрических машин в зависимости от места размещения их при эксплуатации; обозначается цифрой:
1 — на открытом воздухе;
2 — на открытом воздухе или в помещениях, где колебания температуры и влажности несущественно отличаются от этих параметров на открытом воздухе (отсутствуют солнечная радиация и атмосферные осадки);
3 — в закрытых помещениях с естественной вентиляцией без искусственно регулируемых климатических условий;
4 — в помещениях с искусственно регулируемыми климатическими условиями;
5 — в помещениях с повышенной влажностью.

Пример обозначения типоразмера электрической машины: 4А112М4УЗ — трехфазный асинхронный двигатель серии 4А (основное исполнение), степень защиты IP44, охлаждение IC0141, высота оси вращения 112 мм, условная длина статора М, число полю¬сов 4 ( синхронная частота вращения 1500 об/мин), климатические условия (У) — умеренный климат, место размещения при эксплуатации (3) — в закрытом помещении с естественной вентиляцией.

Для особых условий эксплуатации разработаны специальные серии двигателей.

Взрывозащищенные двигатели предназначены для работы во взрывоопасных и пожароопасных средах. Эти двигатели имеют особо прочную оболочку, исключающую возможность воспламенения окружающей двигатель пожароопасной и взрывоопасной среды при возникновении возгорания или взрыва внутри двигателя вследствие его эксплуатации. Такие двигатели применяются на предприятиях химической промышленности, газо — и нефтеразработках и т.п.

Погружные двигатели имеют непроницаемую оболочку и предназначенные для работы в условиях их погружения в жид¬кость. Такие двигатели предназначены для работы в скважинах, заполненных водой, в шахтных забоях и т.п.

Источник

Справочник

Конструктивные исполнения электрических машин по способу монтажа в соответствии с МЭК 60 034-7 12.07.2007 11:04

Конструктивное исполнение электродвигателя– это расположение составных частей машины относительно элементов крепления (подшипников и конца вала).

Способ монтажа электродвигателя– это пространственное положение машины на месте установки.

Характеристические цифры условно обозначают:

конструктивное исполнение (одна цифра – 1–я);

способ монтажа и направление конца вала (две цифры: 2–я и 3–я);

количество и исполнение концов валов (одна цифра – 4–я).

Конструктивные исполнения электрических машин по способу монтажа в соответствии

Читайте также:  Способы установки поршневых колец

с МЭК 60 034-7 (IEC60034-7)

Наиболее используемые способы указаны в таблице

IM 3001 IM B5 IM3601 IM B14
IM 1011 IM V5 IM 3011 IM V1 IM3611 IM B18
IM 1031 IM V6 IM 3031 IM V3 IM3631 IM B19
IM 1051 IM B6 IM 2001 IM B35 IM 2101 IM B34
IM 1061 IM B7 IM 2011 IM V15 IM 2111
IM 1071 IM B8 IM 2031 IM V36 IM 2131

Чаще всего используемые выделены в таблице синим цветом

горизонтальное расположение один выходной конец вала

«лапы» — IM 1001 — IM B3 — на лапах

«комби» — IM 2001 — IM B35 — на лапах с фланцем

«фланец» — IM 3001 — IM B5 — с фланцем без лап

так же можно посмотреть справочный материал

Источник

Варианты монтажного крепления электродвигателя

КОНСТРУКТИВНЫЕ ИСПОЛНЕНИЯ ПО СПОСОБУ МОНТАЖА

Монтажное исполнение im1001 могут иметь самые разные электродвигатели:
-общепромышленные асинхронные АИР, А, 5А, 5АИ, АДМ и др.
-крановые электродвигатели МТН, MTF, МТКН, MTKF и др.
-взрывозащищенные двигатели ВА, 4ВР, АИМ и др.
-электродвигатели с повышенным скольжением АИРС, АС, АИРСМ и др.

У импортных электродвигателей, произведенных по стандартам DIN (CENELEK), данное исполнение IM 1001 маркируется по-другому IMB3, но обозначает то же самое — способ крепления на лапах с одним цилиндрическим валом.

Исполнение 1001 не позволяет устанавливать электродвигатель валом вверх или валом вниз, крепить можно только горизонтальным способом. А вот небольшие электродвигатели (как правило, весом до 100кг) выпускаются в исполнении IM1081, что позволяет крепить и эксплуатировать их в любом положении.

Электродвигатели монтажного исполнения IM 1001 широко используются в промышленных агрегатах — насосах, центробежных вентиляторах, дымососах, воздуходувках, конвеерах, прессах, дробилках и т. д. Двигатель IM1001 это стандартная позиция, всегда есть в наличии на складе. >

Виды монтажного исполнения:
IM1001 (IM1081) — лапы IM:B3
IM2 001 (IM2 081) — комбинированный (лапы/фланец) IM:B35
IM3 001 (IM3 081) — фланец IM:B5
IM2 101 (IM2181) — комбинированный (лапы/фланец) IM:B34
IM3 601 (IM3681) — фланец IM:B14

IM1011 — лапы IM:V5 валом вниз
IM2011 — комбинированный (лапы/фланец) IM:V15 валом вниз
IM3011 — фланцевый IM:V1 валом вниз
IM2111 — комбинированный (лапы/фланец) IM:V17 валом вниз
IM3611 — фланец IM:V18 валом вниз

IM1031 — лапы IM:V6 валом вверх
IM2031 — комбинированный (лапы/фланец) IM:V35 валом вверх
IM3031 — фланцевый IM:V3 валом вверх
IM2131 — комбинированный (лапы/фланец) IM:V37 валом вверх
IM3631 — фланец IM:V19 валом вверх

IM1051 (IM1061) — горизонтальное крепление на лапах к вертикальной поверхности
IM1071 — горизонтальное крепление лапами вверх

IM1002, IM2002, IM3002 и т.д. — с двумя концами выходного вала

Конструктивное исполнение электрическиких машин по способу монтажа (крепление и сочленение) и условное обозначение этих исполнений в технической документации установлены ГОСТ 2479-79.

Условное обозначение состоит из двух букв латинского алфавита IM и четырех цифр: IM Х Х Х Х
Для конструктивных исполнений, предусмотренных ГОСТ 2479-79, но не входящих в СТ СЭВ 246-76 и публикацию МЭК 34-7, установлено условное обозначение одной буквой М и теми же цифрами.
Стандарт устанавливает следующие условные обозначения. Первая цифра — конструктивное исполнение:
1 — на лапах с подшипниковыми щитами;
2 — на лапах с подшипниковыми щитами, с фланцем на подшипниковом щите (или щитах),
3 — без лап с подшипниковыми щитами, с фланцем на одном подшипниковом щите;
4 — без лап с подшипниковыми щитами, с фланцем на станине,
5 — без подшипниковых щитов,
6 — на лапах с подшипниковыми щитами и со стояковыми подшипниками;
7 — на лапах со стояковыми подшипниками (без подшипниковых щитов);
8 — с вертикальным валом, кроме групп от IM1 до IM4,
9 — специального исполнения по способу монтажа.

Вторая и третья цифры — способы монтажа (пространственное положение машины) и направление конца вала, причем в обозначении направления конца вала (3-я цифра) цифра 8 обозначает, что машина может работать при любом из направлений конца вала, определенных цифрами 0-7, а цифра 9 указывает, что направление конца вала машины отлично от определенных цифрами от 0 до 8. В этом случае направление конца вала указывается дополнительно в технической документации.
Четвертая цифра обозначает исполнение конца вала электрической машины:
0 — без конца вала,
1 — с одним цилиндрическим концом вала,
2 — с двумя цилиндрическими концами вала,
3 — с одним коническим концом вала,
4 — с двумя коническими концами вала,
5 — с одним фланцевым концом вала,
6 — с двумя фланцевыми концами вала,
7 — с фланцевым концом вала на стороне D и цилиндрическим концом вала на стороне N, причем под стороной D понимается при одном конце вала для двигателей — приводная, а для генераторов
— приводимая сторона; при двух концах вала — сторона с концом вала большего размера, а при равных диаметрах для машин на лапах с коробкой выводов, расположенных не сверху, — сторона, с которой коробка выводов видна справа,
8 — прочие исполнения конца вала.

Буквенные обозначения установочно-присоединительных и габаритных размеров электрических машин регламентированы ГОСТ 4541-70. Стандартом предписано применять для обозначений строчные буквы латинского и греческого алфавитов с подстрочными индексами:
b — ширина(в направлении, перпендикулярном оси вала);
d — диаметр;
h — высота;
l — длина (в направлении оси вала);
r — радиус;
t — размер в шпоночных соединениях;
а — угловой размер.

Подстрочные индексы к буквенным обозначениям установлены в зависимости от их назначения:
1 — 9 — для валов;
10 — 19 — для размеров лап и фундаментных плит;
20 — 29 — для размеров фланцев;
30 — 80 — для остальных установочно-присоединительных размеров;
80 и более — для размеров агрегатов и специальных машин.

Для упрощения монтажа электрических машин и агрегатов с горизонтальной осью вращения и непосредственно соединяемых с ними на общем или разных основаниях неэлектрических вращающихся машин (ведомых и ведущих) установлен единый нормализованный ряд высот осей вращения.
Согласно ГОСТ 13267-73 за высоту оси вращения принимают расстояние от оси вращения до опорной плоскости машины. Толщина регулировочных прокладок, применяемых при установке машины, в высоту оси вращения не входит. Дистанционная прокладка входит в высоту оси вращения.

Вводные устройства (коробки выводов) электродвигателей серий АИ и 5А располагаются сверху станины и допускают разворот с фиксацией через 180°.
Конструкция коробок выводов предусматривает возможность подсоединения кабелей с медными и алюминиевыми жилами, с оболочкой из резины или пластика, а также проводов в гибком металлическом рукаве. Ввод осуществляется через один или два штуцера, либо через удлинитель под сухую разделку или эпоксидную заделку кабеля.
Вводные устройства имеют следующие исполнения:
К3I — с клеммной панелью выводов и одним штуцером;
К3II — с клеммной панелью выводов и двумя штуцерами;
К3М — с клеммной панелью выводов и удлинителем;
К2I — без клеммной панели выводов и с одним штуцером;
K2II — без клеммной панели выводов и с двумя штуцерами.

Источник

Читайте также:  Способ защиты населения от последствий землетрясений
Оцените статью
Разные способы