Роль занятий по конструированию из различных материалов в развитии воображения у дошкольников
Светлана Павлова
Роль занятий по конструированию из различных материалов в развитии воображения у дошкольников
Детское конструктивное творчество — это деятельность, в которой создается нечто новое для ребенка, это средство отражения окружающего мира и выражения отношения к нему. Под детским конструированием принято понимать создание разнообразных построек из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, природного и бросового материалов.
Конструирование относится к числу тех видов деятельности, которые имеют моделирующий характер. Конструирование имеет значение, прежде всего для развития у ребенка образного и элементов наглядно-схематического мышления, формирования у него представлений о целостном образе предмета, формирования воображения. Поэтому организация этого вида деятельности, педагогическое руководство им имеет решающее значение для развития воображения.
Все виды конструирования способствуют развитию конструктивного мышления и творческих способностей детей. Ребенку надо заранее представить создаваемый предмет (мысленно или на основе имеющегося образца, форму его частей, мысленно примерить имеющиеся у него готовые формы, выявить их пригодность и после этого использовать (соединять отдельные части, добавлять детали, если требуется — применять раскраску.
Своеобразие конструирования из различных материалов состоит в том, что из нескольких разрозненных на первый взгляд не нужных предметов создаются объемные, интересные, яркие, необычные поделки.
Конструирование из различных материалов является одним из самых сложных видов этой деятельности. Оно предполагает наличие у детей хорошо развитых пространственных представлений.
В конструировании из различных материаловвыделяются два взаимосвязанных этапа: создание замысла и его исполнение. Конструктивное творчество детей начинается с определения замысла, с так называемого умственного конструирования, поскольку он заключается в обдумывании и планировании процесса предстоящей практической деятельности — в представлении конечного результата, в определении способов и последовательности его достижения. Всему этому необходимо учить детей.
Важно, чтобы в каждой семье были созданы все необходимые условия для развития творческой деятельности детей, поэтому нужны игры нового типа, игры моделирующие сам творческий процесс и создающие свой микроклимат, где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта, способствующие формированию у детей коммуникативных навыков, установлению положительных межличностных отношений. Такими играми являются игры с кубиками, конструирование из синельной проволоки, игры с магнитным конструктором, конструкторами типа Лего, которые при всём своём разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями:
1. Каждая игра с конструктором представляет собой набор задач, которые ребёнок решает с помощью деталей из конструктора.
2. Задачи даются ребёнку в различной форме: в виде модели, рисунка, фотографии, чертежа, устной инструкции и т. п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.
3. Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности, т. е.в них использован принцип народных игр: от простого к сложному, что способствует развитию мыслительных процессов.
4. Постепенное возрастание трудности задач в конструировании позволяет ребёнку идти вперёд и совершенствоваться самостоятельно, т. е. развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где всё объясняется и где формируются только исполнительские черты в ребёнке.
5. Решение задачи предстаёт перед ребёнком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде сооружения из деталей конструктора, т. е. в виде видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно «задание» с «решением» и самому проверять точность выполнения задания.
Таким образом, конструирование из различных материалов в дошкольном возрасте может быть подлинно творческим, развивающимся и развивающим. В творческом конструировании из различных материалов формируется универсальная способность ребенка к построению конструкции и наделению их индивидуальными смыслами.
Аппликация с использованием различных материалов «Покормите птиц зимой» Из чего только не создают интересные и оригинальные аппликации для детей. В ход идут крупа, ткань, макароны, пластилин, цветная бумага.
Использование различных материалов и техник на занятиях по лепке Я мастер своего дела. Все, что человек делает своими руками дарит ему новые впечатления я стараюсь детей научить творчески мыслить, изобретать.
Конструирование из различных материалов «Как появилась Огневушка-поскакушка» Конструирование из различных материалов «Как появилась Огневушка- поскакушка» старшая группа. Образовательные задачи: 1. Вызвать интерес.
Консультация для воспитателей «Роль физкультурных занятий в развитии и воспитании ребенка-дошкольника» Дошкольный возраст – наиболее важный период для формирования двигательной активности. Дети стремятся удовлетворить свою биологическую потребность.
Консультация «Роль различных анализаторов в развитии навыка счета» Ребенок окружен различными множествами, выраженными не только предметами, но и звуками, движениями и т. д. Эти множества ребенок воспринимает.
Использование нетрадиционных материалов в развитии творческих способностей у дошкольников В современном мире, когда всё острее ощущается потребность в новых, нестандартных способах мышления и всё большую ценность приобретает умение.
Поделки на Пасху в средней группе из различных материалов Поделки на разный вкус и цвет. Из различных подручных материалов. 1. «Цыплята» Вам понадобятся шерстяные нитки и схема для вязания крючком.
Роль игры в развитии речи дошкольников Роль игры в развитии речи дошкольников. Воспитатель МАДОУ «ДС № 378» Старкова Ирина Владимировна /I кв. категория/ Речь – это основной.
Роль воображения в развитии творческой личности “Можно полагать, если в 20 в. больше всего превозносился “человек разумный”, то 21 в. будет жить под знаком “человека творческого””. Ф. Беррон.
Роль занятий ритмикой в развитии координации у детей с нарушением зрения Г. А. Пальшина, музыкальный руководитель МБДОУ ЦРР — детский сад №21 «Малышок», город Новоалтайск Роль занятий ритмикой в развитии координации.
Источник
Развитие воображения и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством конструирования
Елена Ченченко
Развитие воображения и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством конструирования
А. С. Макаренко подчеркивал, что игры ребенка с игрушками-материалами, из которых он конструирует, «ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру». Таким образом, конструктивная деятельность детей близка конструктивно-технической деятельности взрослых. Конструирование является довольно сложным видом деятельности для детей. В ней мы находим связь с художественной, конструктивно-технической деятельностью взрослых. Под детским конструированием понимается деятельность, в которой дети создают из различных материалов (бумаги, картона, дерева, специальных строительных наборов и конструкторов) разнообразные игровые поделки (игрушки, постройки). По своему характеру оно более всего сходно с изобразительной деятельностью и игрой — в нем также отражается окружающая действительность. Постройки и поделки детей служат для практического использования (постройки — для игры, поделки — для украшения елки, для подарка маме и т. д., поэтому должны соответствовать своему назначению. При правильно организованной деятельности дети приобретают не только конструктивно — технические умения (сооружать отдельные предметы из строительного материала или делать из бумаги различные поделки и т. д., но и обобщенные умения — целенаправленно рассматривать предметы, сравнивать их между собой и расчленять на части, видеть в них общее и различное, находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей, делать умозаключения и обобщения.
При обучении детей конструированию развивается планирующая мыслительная деятельность, что является важным фактором при формировании учебной деятельности. Дети, конструируя постройку или поделку, мысленно представляют, какими они будут, и заранее планируют, как их будут выполнять и в какой последовательности.
Конструктивная деятельность способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений. Конструктивная деятельность является также средством нравственного воспитания дошкольников. В процессе этой деятельности формируются такие важные качества личности, как трудолюбие, самостоятельность, инициатива, упорство при достижении цели, организованность.
Совместная конструктивная деятельность детей (коллективные постройки, поделки) играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе — умения предварительно договориться (распределить обязанности, отобрать материал, необходимый для выполнения постройки или поделки, спланировать процесс их изготовления и т. д.) и работать дружно, не мешая друг другу.
Мультипликация как средство развития творческих способностей и воображения детей дошкольного возраста «Анимация — это не то, когда ты берешь карандаш и рисуешь ровную, правильную линию. Анимация — когда ты пытаешься отыскать ту линию, которая.
Методическая разработка «Развитие творческих способностей у дошкольников 5–6 лет посредством конструирования и ручного труда» «Развитие творческих способностей у дошкольников 5-6 лет посредством конструирования и ручного труда» Цель: Развитие мелкой моторики рук.
Обобщение опыта работы по теме «Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста посредством техники квиллинг» Актуальность, цели и задачи опыта работы. «Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут.
План по самообразованию «Развитие творческих и конструктивных способностей у детей средствами конструирования из бумаги» Направление: художественно — эстетическое развитие (конструирование из бумаги) Группа: старшая Дата начало работы над темой: октябрь 2017г.
Презентация «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» Презентация на тему «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» Дошкольный.
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования Творчество неразрывно связано с судьбами цивилизации, со смыслом человеческой истории. Оно является источником сил человека и его способности.
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста Сухомлинский В. А. говорил: «В каждом ребенке дремлет птица, которую нужно разбудить для полета. Творчество-вот имя этой птицы!». «Чем раньше.
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста. Сегодня наше общество нуждается в нестандартных, разносторонне развитых личностях.
Презентация «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник лепки» Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники лепки. «Истоки способностей и дарования.
Развитие творческих способностей в процессе конструирования из бумаги Сергеева Т. В., г. Чебоксары «Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие.
Источник
Развитие творческого воображения на занятиях по конструированию (из опыта работы)
Любовь Владимировна Малова
Развитие творческого воображения на занятиях по конструированию (из опыта работы)
Конструирование в детском саду создает большие возможности для развития творческого воображения детей.
Детское творчество — это деятельность, в процессе которой создается нечто новое для самого ребенка. Ребенок сооружает свою постройку. Для этого ему необходимо постоянно видеть, представлять создаваемую композицию в целом. В процессе этой деятельности у детей формируются пространственные представления, развивается мышление, творческое воображение, т. е. формируются те способности, которые лежат в основе творчества человека.
Конструирование – особая форма собственно детской деятельности. Организуя образовательный процесс, воспитатель одновременно ставит перед собой более широкие цели, чем просто научить сооружать ребенка постройку.Его задачи намного шире: пробудить у ребенка желание делать что – то своими руками, вызвать интерес к данной работе, помочь обрести уверенность в собственных силах, развить творческое воображение. Работус детьми в данной возрастной группе осуществляем по двум направлениям:
1. Организация НОД по конструированию;
2. Создание условий для самостоятельных практических действий для детей.
Для обоих направлений обучения наиболее приемлема игровая мотивация. Задания даются от имени персонажей, условия, которые ставят герои, необязательно связаны с размером и величиной построек. Просим построить красивый дом для зайца с окном, крылечко; забор вокруг дома, чтоб волк не съел зайцев, мостик, чтоб перейти речку и т. д. Дети, сочувствуя, помогают решить проблемную ситуацию и с удовольствием выполняют все необходимые условия. Следующий этап – обыгрывание построек.
Строительный материал хранится в центре сенсорного развития: там размещен напольный строительный материал, мягкий модуль, набор для строительства «Сказка», а также крупные и мелкие Лего конструкторы,дополнительный материал: цилиндры, кубы, брусочки, ящик «ненужных вещей» с многофункциональным материалом. Все это интенсивно используем в НОД по конструированию,которая проводится во второй младшей группе по следующим направлениям:
1. Обучение детей некоторым обобщенным принципам создания построек;
2. Обучение конструированию с соблюдением определенных, заранее заданных условий;
3. Обучение конструированию по простейшим рисункам и схемам.
Творчество начинается там, где есть условия для самостоятельного выбора объекта будущей постройки. В НОД в качестве образца мы даем 2-3 варианта одной и той же конструкции, проводим их детальный анализ, а также обсуждаем материалы и способы работы с ними. Здесь, с одной стороны, деятельность ребенка регламентируется образцом, с другой — есть возможность выбора, возможность дополнить постройку деталями, т. е. возможность творить.
Программа Радуга предусматривает уже во второй младшей группе обучение конструированию по простейшим рисункам и схемам, такое обучение чрезвычайно важно для развития творческого воображения. Ребенок сам, без помощи взрослого, сооружает новые конструкции, заимствует новые идеи, развивает их. У ребенка появляется интерес к конструированию как к процессу творческому. Впоследствии, в школьном возрасте, этот вид конструирования перерастает в моделирование.
В свободной деятельности дети с увлечением используют разные виды строительного материала; этот процесс чрезвычайно полезен для детей 4 ого года жизни, так как развивает интеллект, воображение и дают занятия для ума и рук. Особенно притягивает внимание детей яркий Лего — конструктор, интересно наблюдать за этим творческим процессом. Кажется, ребенок просто манипулирует деталями, нанизывая их одна на другую. Но вот Алеша заявляет, что у него получился подъемный кран, а Максим, что у него движется поезд с вагончиками. Так, в ходе конструирования, в результате случайного сочетания элементов, возник образ предмета. Одобрение воспитателей подталкивает ребенка к дальнейшему действию, так как в 3-4 года ребенок испытывает желание чувствовать себя способным сделать что то важное, полезное и вызвать одобрение окружающих.
Работу, которую мы проводим по развитию творческого воображения, обучая детей конструированию, считаем успешной,если к концу четвертого года жизни дети:
1. Приобретают устойчивый интерес к различным видам конструирования;
2. Овладевают простейшими навыками работы;
3. В свободное время умеют занять себя практической деятельностью, самостоятельно экспериментировать с материалами.
«Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста». Презентация 1 слайд. Представление 2 слайд. Социально — экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной.
ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) Целью использования ТРИЗ – технологии является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность,.
Источник