- Виды зарубежных конституций по порядку изменения и отмены (стр. 1 из 2)
- Введение
- Писаные и неписаные конституции
- Гибкие конституции
- Жесткие конституции
- Неоднократное ужесточение
- Виды конституций
- Классификации конституции
- 1. В зависимости от способа изменений конституций: гибкие и жёсткие.
- 2. По форме конституции делятся: на писаные и неписаные.
- 3. В зависимости от структуры конституции выделяют: консолидированные и неконсолидированные.
- 4. В учебнике есть дополнительные виды классификиций: республиканские и монархические, федеративные и унитарные, постоянные и временные.
- Электронная библиотека
Виды зарубежных конституций по порядку изменения и отмены (стр. 1 из 2)
Виды конституций по порядку изменения и отмены
Писаные и неписаные конституции
Конституции смешанного типа
Инкорпорация поправок в текст конституции
Обычный порядок отмены конституции
Чрезвычайный порядок отмены конституции
Список использованной литературы:
Введение
По способу изменения и внесения поправок конституции делятся на две группы: жесткие и гибкие.
Эти два понятия теснейшим образом связаны с классификацией конституций на писанные и неписанные. Деление конституций на писаные и неписаные достаточно условно, но оно сложилось традиционно.
Отмена конституции — это несколько иная процедура, чем ее изменение. Речь пойдет об жестких конституциях, ибо в случае гибких какой-либо проблемы не существует.
Выделяют два способа отмены конституции: обычный и чрезвычайный.
Писаные и неписаные конституции
Писаные конституции имеют конкретную юридическую форму. Такая конституция — это определенным образом кодифицированный сборник норм, который имеет четкую структуру, название, принимается в установленном законом порядке. Писаных конституций большинство.
Неписаная конституция — понятие условное. Под ним принято понимать определённый набор законов, который регулирует самые важные отношения в жизни государства и общества. Кроме того, в неписаную конституцию принято включать судебные решения, имеющие характер прецедента, и некоторые правовые обычаи. Считается, что есть три страны, в которых действует неписаная конституция: Великобритания, Новая Зеландия и Израиль. Великобритания имеет неписаную конституцию очень длительное время. Авторы теории неписаной конституции — это прежде всего британские государствоведы, которые, возможно, ввели такой термин, чтобы оправдать отсутствие у них единой кодифицированной конституции.
Практически все писаные конституции являются жесткими. Гибкая конституция — это всегда конституция неписаная, состоящая из норм статутного права или из нескольких фундаментальных законов, как в Израиле.
Гибкие конституции
Изменение гибких конституций достигается путем принятия обычного закона. Каждый последующий закон, содержащий конституционные нормы, изменяет либо замещает предыдущий или устанавливает положения, ранее не регулировавшиеся либо регулировавшиеся обычным правом. Принятие последующего закона производится в том же порядке, что и предыдущего. Так изменяются неписанные конституции, либо определенные части писаных (Индия).
Процедура окончательного оформления поправки после принятия ее парламентом, как правило, не отличается от оформления обычного закона, т.к. эта поправка представляется в виде закона, который должен быть подписан главой государства. В некоторых странах глава государства имеет право вето, т.е. может не подписать поправку. Так, в Бельгии, Дании и Голландии, если правительство не согласно с поправкой, монарх имеет право отказать в подписи, хотя фактически это будет отказ правительства в санкционировании поправки. В противоположность этому в США, если поправка прошла все установленные процедуры, т.е. была одобрена двумя палатами Конгресса и 38 штатами, президент никакой подписи не ставит.
Однако есть и писаные, кодифицированные конституции, которые не предусматривают особого порядка своего изменения. В качестве примеров можно упомянуть Статут королевства 1848 года короля Карла Альберта (Италия), Конституцию Монако 1911 года, Конституцию Ганы 1960 года.
Жесткие конституции
Писаная конституция как единый акт должна обладать определенной, и немалой, стабильностью, что способствует укреплению их авторитета и относительному постоянству конституционного строя.
В целом ряде государств внесение изменений и дополнений в конституцию осуществляется по тем же процедурным правилам, что и принятие новой конституции. Тем не менее, даже в этих странах имеются определенные особенности в принятии конституционных поправок. Предусмотрены специальные процедуры, затрудняющие возможность ее изменения. Есть несколько вариантов (элементов) жесткости, которые применяются в разных странах.
Вариант номер один — требование к изменению конституции. Оно заключается в том, что конституция должна изменяться квалифицированным числом голосов членов парламента, в отличие от обычных законов, которые можно изменять простым числом голосов. Квалифицированное большинство может составлять 2/3 голосов членов парламента, иногда 3/4, 4/5 и т.д. Практически нет ни одной конституции, где бы отсутствовало требование квалифицированного большинства.
Менее известно (но также весьма эффективно) правило двойного вотума. Двойной вотум (в переводе — двойное голосование) означает, что поправка к конституции может быть принята только после двух голосований. Двойной вотум имеет две разновидности: простой и усложненный.
Простой двойной вотум — требование того, чтобы поправка голосовалась дважды с определенным промежутком времени. Такой вотум, в частности, закреплен в ст. 138 Конституции Италии, которая требует, чтобы между двумя голосованиями прошло не менее трех месяцев. Этот промежуток времени дается, видимо, для того, чтобы депутаты еще раз взвесили, нужны ли данные изменения и поправки.
Усложненный двойной вотум — процедура более сложная. Первый раз поправка голосуется и должна быть принята квалифицированным большинством, а второй раз она ставится на голосование уже в ином составе парламента — после новых выборов. Эта модель применяется в Швеции и в близлежащих странах: Норвегии, Голландии, Финляндии. Это дает дополнительную гарантию того, что если избранные в одной политической ситуации депутаты представляют собой временно заблуждающееся большинство, то они не смогут резко изменить устои общества: после новых выборов взгляды граждан и, естественно, депутатов изменятся, и они не проголосуют повторно за поправки. С одной стороны, может показаться, что такая процедура требует слишком много времени. С другой стороны, конституция — настолько важный судьбоносный для страны документ, что фактор времени не должен играть решающего значения. К тому же депутаты, например, шведского парламента избираются на три года, и, пока та или иная поправка обсуждается, дебатируется, голосуется, приходит время избирать новый состав парламента. Поэтому шведы относятся к этому весьма положительно.
На порядок изменения Конституции обычно влияет форма политико-территориального устройства государства. В федеративных государствах этот порядок, по общему правилу, более сложен, поскольку в нем в той или иной степени участвуют субъекты федерации или органы, выражающие интересы этих субъектов. Для изменения «жестких» конституций предусмотрено правило, что, помимо федерального парламента, поправки в конституцию должны быть приняты квалифицированным большинством субъектов федерации, а иногда и всеми субъектами. Примером могут служить Правила, установленные американским законодательством. Это иногда наблюдается и в унитарных государствах, где верхнему уровню местной власти предоставляются широкие права.
Процедура внесения поправок в Конституцию США является довольно сложной. Конституция допускает возможность применения четырех разных процедур. Но на практике используется только одна из них. Сначала Конгресс принимает поправку 2/3 голосов каждой из палат. Затем она должна быть ратифицирована не менее чем 3/4 законодательных собраний штатов. В настоящее время в США насчитывается 50 штатов, следовательно, поправку должны одобрить как минимум 38 штатов. Это очень жесткое требование, потому что каждый штат — очень уникальное государственное образование со своими историческими традициями, со своими взглядами на правовые проблемы, и очень нелегко добиться одобрения квалифицированного большинства штатов. Достаточно сказать, что за двести с лишним лет существования американской конституции было принято только 27 поправок. Кстати говоря, в 70-е годы пытались принять поправку о равноправии женщин, но она не прошла именно потому, что ее одобрили только 35 штатов. На процедуру одобрения поправок штатами американское законодательство сейчас отводит семь лет. Если в течение этого времени поправка не одобрена, значит, она не вступает в силу. Конституция допускает, однако, принятие поправки специально созванным Конвентом США (по требованию 2/3 штатов) и 3/4 законодательных собраний штатов, либо Конгрессом США и конвентами штатов, либо конвентом США и конвентами штатов.
В Германии для изменения Основного закона необходимо большинство голосов в Бундестаге и Бундесрате.
Неоднократное ужесточение
Некоторые жесткие конституции устанавливают не одно правило «ужесточения», а несколько. Например, поправки к конституции должны быть одобрены на референдуме.
В Швейцарии при пересмотре Конституции его ратификация всегда осуществляется на референдуме, причем необходимо большинство голосов избирателей в стране и в большинстве кантонов (ст. 123 Конституции).
В Австралии после одобрения проекта изменений Конституции Парламентом требуется утверждение проекта на референдуме большинством избирателей в стране и в большинстве штатов (ст. 128 Конституции 1900 г.).
В некоторых странах они должны быть сначала одобрены парламентом, а затем — референдумом. В некоторых государствах это зависит от того, кто инициирует внесение поправки: если парламент, то требуется еще дополнительное одобрение на референдуме, если глава государства или граждане, то достаточно одобрения депутатов.
Так, в Италии законы, изменяющие или дополняющие Конституцию, принимаются в каждой из палат после двух голосований, проведенных с промежутком не менее трех месяцев, и одобрения абсолютным большинством каждой из палат при втором голосовании. Они выносятся на референдум по требованию не менее 1/5 членов одной из палат или 500 тыс. избирателей или не менее чем пятью областными советами.
Источник
Виды конституций
Классификации конституции
1. В зависимости от способа изменений конституций: гибкие и жёсткие.
Гибкие конституции – это те, для изменения которых достаточно решения парламента (простого большинства или квалифицированного). Самой гибкой является конституция Великобритании, законы, которые входят в эту конституцию, изменяются простым большинством голосов (50% + 1 голос). Гибким является Основной закон Германии 1949 года, для его изменения требуется принятие конституционного закона квалифицированным большинством (2/3 каждой палаты парламента – бундестаг (нижняя) и бундесрат (верхняя), так называются палаты парламента).
Жёсткими являются конституции, для изменения которых помимо решения парламента требуются ещё и дополнительные процедуры, например, референдум, согласие субъектов федерации в федеративных государствах, во Франции есть такая дополнительная процедура, как одобрение совместным заседанием палат парламента. Примером такой жёсткой конституции является Конституция США. Порядок её изменения: для того, чтобы поправка к конституции вступила в силу, требуется её одобрение 2/3 каждой палаты парламента – конгресса (сенат и палата представителей), после этого поправка должна быть одобрена ¾ штатов (от их имени это делают парламенты). В конституцию США было внесено 27 поправок за весь период его действия. Конгрессом при этом одобрено около 200 поправок, но штатами – только те самые 27 поправок, которые сейчас и имеются.
2. По форме конституции делятся: на писаные и неписаные.
Писаные конституции закрепляются в каком-то нормативном акте, одном или нескольких. Примерами таких писаных конституций США, Франции, Германии.
Неписаные конституции – это конституции, которые содержат помимо писаных источников законов (которые закреплены на бумаге), неписаные источники – обычаи (правило поведение, которое нигде не закреплено, носящее устный характер). Неписанными являются две конституции: Великобритании и Новой Зеландии. Неписанная конституция Великобритании состоит из следующих элементов: статуты (законы), судебные прецеденты, обычаи конституционные, правовая доктрина.
3. В зависимости от структуры конституции выделяют: консолидированные и неконсолидированные.
Консолидированные – это конституции, которые состоят из одного документа. Например, конституция США, Основной закон Германии.
Неконсолидированные – это конституции, которые состоят из нескольких документов, нескольких нормативных актов. Например, Конституция Французской республики 1958 года (+ Декларация прав человека и гражданина 1789 года, Преамбула к конституции 1946 года). Неконсолидированной является Конституция Швеции.
В учебниках как вариант ещё называют кодифицированная и некодифицированная конституции.
4. В учебнике есть дополнительные виды классификиций: республиканские и монархические, федеративные и унитарные, постоянные и временные.
Домашнее задание на первый семинар: принести Конституцию Французской республики 1958 года. Должна быть не только сама Конституция Франции, но и Декларация прав и свобод человека 1789 года и Преамбула к Конституции 1946 года (конституцию 1946 года отменили, а преамбулу оставили). Ещё принести Конституцию РФ. (Конституцию РФ носить на каждое занятие. )
Будем изучать в основном 4 конституции зарубежных стран: США, Германия, Франция и Великобритания.
В различных государствах рассматриваемая отрасль права называется либо государственным, либо конституционным правом. В данной лекции понятия совпадают.
Источник
Электронная библиотека
Наука «Конституционное право» выделяет следующие классификации конституций:
· по социальным признакам;
· по юридическим признакам;
· по порядку издания;
· по способу изменения;
· в зависимости от периода действия;
По социальным признакам марксистско-ленинское направление в правоведении обычно различает конституции буржуазного и социалистического типов, а также конституции, переходные к буржуазному типу (в странах капиталистической ориентации) и переходные к социалистическому типу (в революционно-демократических государствах, в том числе в странах социалистической ориентации). В основу такой классификации положены прежде всего социальные признаки: характер закрепляемого основным законом общественного строя и природа политической власти (иногда учитываются и другие моменты, например организация государственной власти на основе принципа полновластия советов в социалистических странах).
Такая классификация отражает (правда, далеко не полностью) существующие реалии, хотя термин «буржуазные» по отношению ко многим современным западным конституциям неудачен. С одной стороны, ситуация в современном мире гораздо сло
жнее, переплетаются элементы капитализма и социализма, идут процессы сближения различных правовых систем. С другой стороны, в некоторых монархических государствах (например, в Лесото, ЮАР, Заире) действуют (или действовали) такие конституции, которые еще далеки от буржуазных и тем более от буржуазно-демократических моделей. Поэтому по социальному характеру нередко различаются: полуфеодально-теократические конституции (например, конституции Брунея, Катара, Саудовской Аравии), конституции капиталистического общества, конституции тоталитарного социализма и постсоциалистические конституции. На базе происходящего сближения правовых систем складывается модель конституции современной цивилизации, которая в то же время учитывает особенности различных стран.
По признаку демократичности конституций различаются демократические, авторитарные и тоталитарные. Следует отметить, что открыто авторитарные конституции встречаются крайне редко, обычно реальный авторитаризм бывает прикрыт демагогическими нормами. Сказанное относится и к тоталитарным конституциям, хотя в данном случае антидемократизм выражен наиболее отчетливо.
Нами уже рассматривались вопросы о делении конституций по юридическим признакам с точки зрения их структуры на консолидированные, неконсолидированные и др.
В зависимости от формы различаются два вида конституций: писаные и неписаные. Писаная конституция – это особый законодательный акт или несколько нередко разновременных актов (например, в Финляндии, Швеции), которые официально провозглашены основными законами данной страны. Неписаная конституция – это совокупность различных законов, судебных прецедентов и обычаев (конвенциональных норм); из-за последних такая конституция и называется неписаной. Эти акты и нормы в своей совокупности закрепляют в какой-то мере основы существующего строя, но формально не провозглашены в качестве основных законов (в Великобритании, Новой Зеландии). Указанное различие в значительной мере условно, так как в настоящее время нет таких конституций, которые были бы целиком неписаными (даже Великобритания, которая считается классической страной неписаной конституции, имеет в составе основного закона множество писаных актов). По существу, это комбинированные конституции, содержащие писаные и неписаные нормы. Поэтому различие писаной и неписаной конституции часто заменяют различиями формальной конституции (конституционный акт) и материальной конституции (совокупность норм, регулирующих вопросы конституционного значения).
По порядку издания конституции зарубежных стран подразделяются на: октроированные (дарованные); принятые представительным органом (учредительным собранием, парламентом); одобренные на референдуме. Октроированные конституции издаются властью главы государства без участия представительных органов.
В эпоху крушения феодальных порядков в Европе конституции нередко «даровались монархом «своему народу»». Сейчас такая форма октроирования встречается редко (в Катаре, Кувейте и др.). В период крушения колониальной системы октроирование приобрело иную форму – пожалования метрополией конституции прежней колонии. На самом же деле ни в том, ни в другом случае октроирование не было добровольным актом: европейские конституции XIX в. были вырваны у феодалов в результате борьбы народных масс во главе с буржуазией, а современные «дарорванные» конституции завоеваны в результате побед национально-освободительных революций.
По способу изменения различаются «гибкие» и «жесткие» конституции. «Гибкими» называют те из них, которые изменяются в том же порядке, что и другие законы (такова, например, неписаная конституция Великобритании). Для внесения изменений в «жесткие» конституции требуются особые условия (квалифицированное большинство голосов, двойной вотум, утверждение на референдуме и др.). В настоящее время наблюдается тенденция появления все большего числа «смешанных» по порядку измен
ения конституций: одни их статьи не подлежат изменению вообще, другие изменяются в усложненном порядке, третьи – в упрощенном. Внести поправку в «жесткую» конституцию, естественно, труднее, чем в «гибкую», но если текст конституционного документа остается без изменении в течение длительного времени, то это еще не значит, что неизменной остается также и фактическая конституция страны. Фактическая конституция изменяется каждый раз, когда изменяется в стране соотношение сил, но в тексте конституционного документа такие изменения отражаются далеко не всегда.
В зависимости от периода действия конституции бывают постоянными и временными. Разумеется, отнесение той или иной конституции к первой группе отнюдь не означает ее вечного действия: вечных конституций не было и нет (более двух веков действует конституция США, более века – Бельгии). Нередки случаи, когда принятые и официально названные постоянными конституции вскоре отменялись и заменялись новыми, более прогрессивными или, напротив, реакционными. Постоянная конституция – это такая, в которой не устанавливается заранее каких-либо хронологических границ ее действия. Временная же конституция ограничивает срок своего действия или устанавливает условия, при наступлении которых она заменяется постоянной конституцией (например, Конституционная декларация Йеменской Арабской Республики 1974 г., временные конституции ОАЭ 1971 г., Судана 1985 г., Таиланда 1991 г., ЮАР 1994 г. и др.). Временные конституции принимаются без созыва учредительного собрания и на референдум не выносятся. Обычно они провозглашаются главой государства (так часто было в Египте, такова временная конституция Таиланда 1991 г.) или новым руководством страны после очередного переворота (Судан в 1985 г.).
В условиях крушения тоталитарных режимов временные конституции принимались на общенациональных конференциях (Заир, Эфиопия и др.). В некоторых странах таким образом приняты и постоянные конституции (Бенин, Конго, Чад и др.). Многие временные конституции уже заменены другими, но, например, в Ираке и ОАЭ временные конституции действуют уже более четверти века.
По целеполаганию различают конституции программного характера и констатирующие. Программными обычно являются все социалистические конституции, определяющие цели строительства социализма и коммунизма (например, в Китае, как объясняют его руководители, цель строительства социализма, поставленная в конституции, потребует для своего осуществления приблизительно 100 лет). Констатирующие конституции не содержат программных положений о преобразовании общества (например, конституция США). Однако большая часть норм программных конституций – констатирующие, а в констатирующих конституциях почти всегда содержатся элементы программы (например, в преамбулах).
Различают также конституции федеративных государств, унитарных государств, субъектов федерации. В редких случаях конституции имеются в автономиях политического характера (например, Автономная Республика Крым на Украине).
Срочно?
Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00
Источник