Вопрос: Реализация конституционных норм; понятие, формы, способы.
Под реализацией норм конституционного права понимается их осуществления, т.е. претворение в жизнь.
Однако реализация правовых норм не сводиться к защите их предписаний (норм конст права) со стороны государства, являющейся лишь одной из гарантий обеспечения их реализации. По отношению к тем гражданам, которые не считаются с ее предписаниями, государство применяет различные меры принуждения. Реализацию нельзя отождествлять с их применением. Реализация- понятие более широкое, чем применение. Его суть состоит в том, что правовая норма, содержащая в общей форме определенное предписание, применяется к конкретному случаю.
Реализация норм выражается в достижении той цели, которая преследуется при ее издании (совсем не обязательно ее применение).
Каждая констит-правовая норма может считаться действующей, если она издана уполномоченным на то гос органом в пределах ее компетенции.
Одним из важнейших вопросов, имеющих существенное значение для реализации норм конст права, является вопрос о прекращении действия этих норм. Норма прекращает свое действие в следующих случаях:
1.При отмене (может быть отменена только органом, который ее принял, либо уполномоченным на то вышестоящим суб)
2.Приостановление, т.е. временное прекращение действия.
3.При наступлении результатов, на достижение которых рассчитана соответствующая норма.
4.При условии ее противоречия норме, принятой вышестоящим органом. Нормы конст права реализуется различными формами:
1.Реализация вне правоотношений (воздержание субъекта от определенных действий, в его пассивном поведении).
2.Реализация через правоотношения (путем издания гос органами особых властных актов).
С точки зрения С.А.Авакьяна реализация норм гос права происходит различными способами. В связи с этим он делит эти нормы на следующие группы: 1.нормы имеющие общее действие; 2.нормы, обращенные к конкретной ситуации в качестве пол гарантий; 3.нормы применяемы крайне редко из-за отсутствие юрид фактов (потребность в обращении); 4.Нормы применяемы редко из-за ввиду исключительности содержащихся в них норм; 5.нормы оставленные на реализацию суб гос-прав отношений, предназначенные для периодического, нерегламентируемого применения.
Разделение форм реализации правовых норм в зависимости от характера правоприменительных действий субъектов права:
1.Осуществление (исполнение) выражается в реализации возможностей, которые предоставляются субъектам
2.Исполнение- реализация обязывающих норм, исполнение субъектом права возложенного на него обязанностей.
3.Соблюдение (связано исключительно с реализацией запрещающих норм). Не допустить совершения действий, которые могли бы причинить вред обществу, государству и личности.
4.Применение. Деятельность органов государства или должностных лиц, которые, используя свои полномочия, издают акты индивидуального значения на основе норм права, решая тем самым конкретные вопросы жизни общества.
Вопрос: Этапы развития Конституции РФ.
Зачатки конституционности можно обнаружить еще со времен Петра первого, даже раньше, попытки предпринимались многими, но если подойти глобально к этой проблеме, то конституционное развитие РФ можно разделить на два этапа: 1) Период неписаной конституции, хронологические рамки которого октябрь 1917 г. – июль 1918 г. В это время российская конституция состояла из: а) декретов и постановлений съездов советов, б) декретов совета народных комиссаров, в) составной частью были прежние законы, которые не были отменены советской властью и не противоречили актам советской власти. 2) Период писаной конституции. С 6 июля 1918 г. и по наши дни. Период ознаменован левоэсеровским мятежом. Этот большой период делится на более мелкие. А) принятие конституции 1918 г. Политическое устройство с провозглашением государственной диктатуры пролетариата, а по форме правления — корпоративная республика, которая является республикой советов рабочих и крестьянских депутатов. Органы государственной власти представлял Всероссийский Съезд Советов и Высший Центральный Исполнительный Комитет, который избирался на съезде. По форме государственного единства, формально провозглашена федерация, фактически – смешанное унитарное государство. Б) принятие конституции 1925 г. В 1922 г. был создан союз ССР и в 1924 г. принимается первая конституция союза ССР, субъектом которой теперь была РСФСР. Теперь изменился порядок отношений между субъектами. И главной причиной принятия новой конституции РСФСР было то, что она перестала быть отдельно существующей. Остальные условия существования страны остались прежними. В) принятие конституции 1937 г. В 1936 г. принята конституция СССР. Теперь открыто в государстве диктатуры не существовало. По политической основе РФ осталась государством трудящихся, лозунг диктатуры пролетариата был снят.
По форме правления осталась советской республикой. Однако теперь съезд советов упразднен, вместо него создан однопалатный Верховный Совет. В 1937 г. значительно усилилась централизация полномочий в руках центральной федеральной власти. Г) принятие конституции 1978 г. Оно обусловлено принятием конституции СССР 1977 г. Поскольку предыдущая конституция уже устарела и требовала серьезных изменений. Официальная причина принятия такая, что уже было построено общенародное советское социалистическое государство. Но еще в 1961 г. были первые попытки обновить конституцию, даже создали специальную комиссию. Конституция 1977 г. официально объявила нашу страну общенародным государством. Термин “общенародное государство” объясняли как государство при развитом социализме. Развитой социализм это, (1) самые высокоразвитые экономические отношения, производственные и производительные силы, (2) сформированная государственная (общенародная) собственность. С позиций здравого разума, отождествлять государственную собственность с общенародной нельзя. Государственная собственность – это собственность, принадлежащая конкретному собственнику монополисту, называемому государством. Государству собственность необходима для реализации его функций как внутренних, так и внешних. Общенародная собственность – собственность всего населения страны, это разновидность общей собственности, которая может быть долевой и совместной. Понятие общенародной собственности было дано еще в гражданском кодексе тех лет. Конституция 1977 г. была противоречивой. Ст. 7 свидетельствует о грядущей фашизации общества. Отличительным признаком фашистского государства является слияние партии с государственным аппаратом. А в ст. 7 определили партию как ядро государства. Данная конституция открывает простор для расширения внутри федеративных полномочий. Не полностью в конституции указаны основные права и свободы, например, не было закреплено право на жизнь. Имелся ряд и положительных моментов: ст.9 закрепляет основные направления развития политической системы СССР, и среди этих направлений обозначены демократизация внутриполитической системы, повышение роли населения в решении вопросов государственной жизни, укрепление законности и правопорядка. Права и свободы человека и гражданина имели, помимо процессуальных, политические и экономические гарантии. Эта конституция просуществовала до 1989 г. За период существования конституции произошли изменения, связанные с: 1) трансформацией высших представительных органов законодательной власти. Съезд народных депутатов избирал двухпалатный Верховный Совет. Хотя этот Съезд, фактически таковым не являлся, поскольку при каждом новом Съезде должен меняться его состав. В данном же случае в Съезд избирались на 5 лет. И фактически это была разновидность законодательного собрания. 2) введением альтернативных выборов и открывается простор для действия партий. В 1991 г. СССР распался и РФ стала существовать отдельно.
Источник
Особенности и способ реализации Конституции
Реализация Конституции — не одномерный процесс, его участниками выступают практически все социальные субъекты.
Достижение содержащихся ней целей рассчитано на длительный исторический период, требует консолидации общественных сил и резервов. Реализация многих конституционных норм происходит по мере создания объективных условий экономического, социального, политического и духовного характера.
В широком плане общесоциальным результатом действия Конституции является общественный прогресс, народовластие, стабильное развитие России как демократического, федеративного правового государства с республиканской формой правления, как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Разнообразие конституционных норм порождает специфику в механизме их реализации.
1.Реализация некоторых конечных норм осуществляется в результате активных действий конкретных субъектов. Напр., в ст.84 Конституции РФ предусмотрены полномочия Президента РФ при реализации им основных функций главы государства. Совершая активные и целенаправленные действия, Президент РФ назначал выборы ГД, в порядке законодательной инициативы неоднократно вносил законопроекты на рассмотрение ГД, подписывал и обнародовал федеральные законы.
2.Реализация многих конституционных норм осуществляется гражданами России непосредственно и зависит от их волеизъявления. Например, в ч.1 ст.29 Конституции РФ закреплено, что каждому гарантируется свобода мысли и слова. А в ч.2 ст.6 Конституции указано, что каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституции РФ.
3.Ряд конституционных норм реализуется при коллективном волеизъявлении субъектов конституционного права. В ч.2 ст. 131 Конституции установлено, что изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправления, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.
4.В Конституции РФ содержатся и такие нормы, которые гарантируют субъектам конституционного права защиту от принуждения к применению нежелательных деяний. Напр., в ч.2 ст.29 Конституции указано, что «никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них».
5. Реализация отдельных конституционных норм должна учитывать волеизъявление и права третьих лиц. Это нормы, прямо направленные на воздержание от нарушения прав третьих лиц. Напр., в ч.1 ст.24 предусмотрено, что сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается.
6. Конституционные нормы-цели, нормы-дефиниции и нормы-принципы служат основой для наполнения их реальным содержанием, напр., в процессе конституционно го судопроизводства. Напр., Конституционный Суд РФ неоднократно в своих решениях, ссылался на положения ст.1 Конституции РФ, аргументируя свои правовые позиции. Особенно широко Конституционный Суд обращается к конституционному принципу равенства граждан перед законом и судом.
7. Некоторые особенности в механизме реализации Конституции РФ вытекают, из федеративного характера нашего многонационального государства. Они отражают взаимодействие Конституции PФ, конституций и уставов субъектов Федерации как элементов единой системы, а также национальные традиции, культуру, конкретные приемы в использовании Конституции при решении политических, экономических, социальных задач.
8. Реализация конституционных норм происходит в определенных конкретно-исторических ситуациях, в условиях определенного правового режима (напр., введения военного или чрезвычайного положения), в условиях различной международной обстановки. Так, в условиях мирного сосуществования государств возникают благоприятные возможности для практического осуществления конституционных принципов и норм внешней политики РФ.
Теперь, перейдем к рассмотрению способа реализации конституционных норм – конкретизацииэтих норм в текущем законодательстве.
Конкретизация конечных принципов и норм осуществляется путем трансформации общих конституционных требований в конкретные предписания законодательства применительно, к отдельным видам социальных субъектов. Происходит преобразование конституционных принципов с высокого уровня абстракции на иной «технологический » уровень, в результате чего основные требования, выражающие сущность конституционных принципов, приобретают вид конкретных прав и обязанностей соответствующих субъектов.
Так, конституционная гарантия права частной собственности содержащаяся в ч.3 ст.35 Конституции РФ, более детально регламентируется в нормах ст. 279-283 ГК. А нормы ч.2 п.2 ст.1 ГК своему юридическому содержанию близки конституционной норме, содержащейся в ч.3 ст.55 конституции, где речь идет о пределах ограничения прав и свобод человека и гражданина.
Конституционные нормы предопределяют содержание однородных отраслевых норм, порой корректируя их в процессе правоприменения.
Источник
Методы реализации норм конституционного права
Понятие и особенности реализации норм конституционного права.
Тема 6 Реализация норм конституционного права
Процесс реализации — это переход какого-либо определенного явления в иное качественное состояние, а также использование свойств этого явления. Под реализацией права следует понимать соблюдение его норм как государством и обществом в целом, так и государственными органами и должностными лицами, гражданами и их объединениями.
Кроме общих положений, при реализации конституционных норм нельзя не учитывать, что реализация правовых установлений, которые «определяют весь уклад государственно-правовой и общественно-политической жизни общества, не может быть сведена лишь к правомерному (законопослушному) поведению, а требует более высокой его формы — социально-правовой активности». Процесс реализации Основного закона отличается определенным своеобразием и имеет многоуровневый характер. На первом уровне реализация происходит в рамках конституционных отношений, затрагивающих такие глобальные проблемы, как организация власти, взаимоотношения гражданина и государства, определение государственного устройства. Второй уровень реализации затрагивает практически все правоотношения. На первом уровне органы государства либо непосредственно применяют нормы Конституции, либо на основе конституционных норм принимаются федеральные законы. На втором уровне конституционные нормы, как правило, действуют совместно с отраслевым законодательством».
Имеются различные точки зрения ученых на разновидности и вариации реализации правовых норм. Представляется, что основными аспектами (элементами) реализации можно называть: «использование права», «исполнение обязанностей», «соблюдение запретов», «применение законодательства».
Конституционная норма — это тоже вид правовой нормы, поэтому она обладает всеми признаками правовой нормы вообще. Вместе с тем ей присущи особенности. Это прежде всего то ведущее место, которое занимает конституционная норма, как и конституция в целом, среди правовых норм». Тут имеют место особые политико-правовые субъекты конституционных норм. Специфика объектов конституционного регулирования в значительной степени предопределяет структуру, содержание и другие важнейшие характеристики Конституции.
Собственно юридический аспект действия Конституции проявляется в ее регулятивных функциях, к которым, относятся: учредительная, правонаделительная, охранительная функции. Это соответствует особенностям назначения Конституции, а также тех способов, с помощью которых ее нормы воздействуют на общественные отношения. Одни социальные связи и явления конституционные нормы призваны закреплять; для других они служат непосредственным основанием их возникновения и развития. Одновременно они охраняют общественные отношения, провозглашая цели общественного развития, выступают в качестве своеобразного нормативного ориентира.
Учредительная функция Конституции выражается в признании и юридическом оформлении важнейших социально-экономических и политических институтов общества. Она проявляется в закреплении устойчивости системы общественных отношений, в сохранении и упрочении основополагающих начал организации общества и государства. Именно эту функцию преимущественно выполняют объединенные в отдельную группу нормы, закрепляющие основы конституционного строя (Разд.1 Конституции РБ). Вместе с тем учредительная функция не исчерпывается только фиксированием и переводом общественных отношений в правовую форму. В ряде случаев конституционные нормы выполняют роль фактического и правового учредителя. Принятием Конституции (либо на основе изменения ее отдельных положений) создаются, например, новые государственные органы. Учредительной функции соответствует особый способ конституционного воздействия — установление, существенно отличающееся от традиционных средств правового регулирования: дозволения, предписания и запрета. Не предусматривая точно определенных прав и обязанностей конкретных субъектов, они имеют всеобщий, универсальный характер, одновременно обращены ко всем либо ко многим видам субъектов и обычно не порождают конкретных правоотношений. Например: «Государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. (ст.6 Конституции РБ).
Правонаделительная функция раскрывает позитивный аспект конституционного воздействия. Она служит установлению основ правового статуса определенной категории субъектов права и обеспечению необходимых связей между ними. Такую функциональную нагрузку несут те конституционные предписания, которые предусматривают права и позитивные требования к участникам регулируемых отношений. Конституция, например, не ограничивается установлением системы и основных видов государственных органов, а определяет также их предметы ведения, основные права и обязанности, ведущие линии взаимоотношений. Речь прежде всего идет о нормах, которые наделяют участников конституционных правоотношений соответствующей компетенцией. Конституционные нормы, выполняющие данную функцию, являются обязывающими. Они воздействуют на поведение соответствующих субъектов посредством дозволений и предписаний. Реализуются же как в общих, так и в конкретных правоотношениях (в форме соблюдения), но преобладающей формой реализации указанных норм в деятельности государственных и общественных органов, их должностных лиц выступает применение.
Спецификой целей и средств воздействия отличается охранительная функция. Она характеризует Конституцию, во-первых, с точки зрения направленности ее норм на защиту основ конституционного строя и присущих обществу и государству институтов, во-вторых, указывает на механизм ее «самообеспечения», «самозащиты». В широком смысле охранительная функция реализуется Конституцией в целом, а в узком — через содержащиеся в ней специализированные нормы либо их структурные элементы. Данная функция осуществляется в различных формах, с использованием разнообразных приемов и способов воздействия конституционных норм на общественные отношения. Конституция устанавливает охраняемые и защищаемые ею объекты. В качестве таковых выступают высшие социальные ценности: человек, его права и свободы (ст.2), народовластие (ст.3), суверенитет, целостность и неприкосновенность ее территории. Важную роль в осуществлении охранительной функции Конституции выполняют гарантирующие нормы, запреты и др.
На особенности реализации конституционных норм влияют волеизъявление субъектов конституционного права, деятельность государственных органов и волеизъявление третьих лиц. В частности, реализация ряда этих норм осуществляется в результате активных действий конкретных субъектов. Однако имеются конституционные нормы, реализация которых осуществляется в результате воздержания от совершения действий. Например, Конституция РБ запрещает создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Есть специфические конституционные нормы, реализация которых зависит от желания либо нежелания субъекта конституционного права воспользоваться своим правом. Ряд конституционных норм возлагают конкретные обязанности и обязательства на субъектов конституционного права. К особой группе конституционных норм следует отнести нормы, реализация которых должна учитывать волеизъявление и права третьих лиц. В первую очередь это нормы, прямо направленные на воздержание от нарушения прав третьих лиц. Можно условно выделить специальную группу конституционных норм, реализация которых обеспечивается непосредственно и буквально исходя из текста Конституции. Реализация конституционных норм имеет много общего с аналогичным процессом отраслевых норм, но ей присущи и свои специфические черты, определенная сложность, что обусловлено особым положением конституционного законодательства в: правовой системе, своеобразием содержания и формы его предписаний, комплексным характером конституционного воздействия на общественные отношения».
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник