Классификация норм Конституции
Нормы Основного закона различаются по степени конкретности. Одни формулируют лишь основные положения и принципы — все, что, например, касается правосудия. Другие закрепляют права и свободы с пределами их ограничения. В этих случаях Конституция устанавливает только основы, в процессе реализации которых может возникать бесчисленное разнообразие вариантов поведения. И тогда требуется один или даже несколько законов или других актов, устанавливающих порядок и процедуры их применения. Некоторые конституционные нормы содержат более или менее конкретные предписания, например, ограничения депутатского статуса, для которых необходимы лишь небольшие процедурные уточнения.
В процессе конкретизации большинства норм из этих двух групп применяется общедозволительный или диспозитивный метод правового регулирования, основанный на принципе «разрешено все, что не запрещено законом». Но при этом государство все равно не вполне свободно в своей конкретизирующей деятельности. Во-первых, потому что практически в любой конституционной норме заложены «тонкие материи» — понятия и значения, которые не могут трактоваться произвольно в зависимости от сиюминутных прихотей чиновников и депутатов парламента. Например, термин «собираться» (статья 31, свобода собраний) не может быть сведен до значения одиночного незаявляемого пикета, потому что глагол «собираться» любой толковый словарь и здравый смысл трактуют как сосредоточение группы людей в одном месте. Во-вторых, Конституция устанавливает внутренние и внешние пределы ограничения прав и свобод, которые не могут быть расширены и истолкованы произвольно. Для той же статьи 31 Конституции внешним ограничением является запрет на нарушение в ходе реализации этого права прав других лиц (часть 3 статьи 17), а внутренним (имманентным) ограничением — мирный характер публичного мероприятия и отсутствие у его участников оружия. Любые другие ограничения, выходящие за эти пределы, нарушают существо основного права.
Еще одна часть конституционных норм сформулирована предельно конкретно — «гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства» или «если международным договором установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора», и эти нормы действуют напрямую. Поэтому любые попытки их конкретизации, за исключением усиления запрета или установления ответственности за его неисполнение, должны восприниматься как искажение конституционного смысла.
В конституции любой страны также присутствует еще одна разновидность норм — так называемые «статутные» нормы, устанавливающие компетенцию государственных органов, включая разграничение полномочий. По отношению к ним описанные выше правила применяться не могут. Более того, в этом случае действует совершенно другой, разрешительный, метод — метод правового регулирования, основанный на диаметрально противоположном принципе — «разрешено только то, что разрешено», и ничего другого.
[tag:teaser:81]
То есть никакого разнообразия действий и никаких иных вариантов поведения, кроме установленных законом, не существует. Поэтому там, где речь идет о статусе государственно-властных субъектов, перечень их полномочий носит закрытый характер, не может быть изменен, дополнен, расширен или ограничен. Для них Конституция является ϲʙᴏего рода «стоп-сигналом» — больше или иначе того, что в ней записано, делать не позволено. Стоит вспомнить, что судья Конституционного суда Виктор Лучин указал (особое мнение к постановлению Конституционного суда РФ от 31.07.1995 № 10-П) на недопустимость распространять принцип «разрешено все, что не запрещено» на сферу действия публичной власти.
Поскольку норма части 1 пункта «г» статьи 102 Конституции является нормой статутной, то отсюда следует, что никто иной, кроме Совета Федерации, ни в каких целях и ни при каких условиях не может принять решение о возможности использования российского воинского контингента за пределами страны. Такое правило было установлено специально в противовес советским традициям «оказания международной помощи» на основе преамбулы Конституции, в которой Россия осознается как часть мирового сообщества, а в качестве конституционных целей государства утверждаются права и свободы человека, гражданский мир и согласие. Основной закон изначально не предполагал возможности каких-либо военных операций за пределами России, кроме действий по поддержанию и восстановлению международного мира и безопасности на основе международных договоров. А исключительное полномочие Совета Федерации являлось специальным ограничителем власти президента как верховного главнокомандующего в системе сдержек и противовесов, в которой палата парламента должна была выступать барьером от необоснованного использования российской армии для внешнего вмешательства.
Елена Лукьянова, д. ю. н., профессор ВШЭ, директор Института мониторинга эффективности правоприменения Общественной палаты РФ
Источник
Виды конституционных норм
Конституционно-правовые нормы многообразны и могут классифицироваться по различным основаниям.
В зависимости от объекта правового регулирования (по содержанию):
» устанавливающие правовой статус личности («каждый имеет право на образование»);
» закрепляющие федеративное устройство РФ («в составе Российской Федерации находятся субъекты Российской Федерации»);
» регулирующие порядок образования и деятельности органов государственной власти («федеральные законы принимаются Государственной Думой»);
» регулирующие порядок реализации местного самоуправления («структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно»);
» регулирующие законодательный процесс («законопроекты вносятся в Государственную Думу»);
» регулирующие порядок изменения и пересмотра Конституции РФ («положения глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием»).
По юридической силе, зависящей от вида правового акта, в котором выражена та или иная норма, различают нормы, содержащиеся в Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законах, других федеральных законах, актах Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства России, конституциях, уставах, иных нормативных актах субъектов Федерации и правовых актах представительных органов местного самоуправления.
◊конституционные нормы;
◊нормы федеральных конституционных законов;
◊нормы федеральных законов;
◊нормы законов субъектов РФ;
◊нормы подзаконных актов;
◊нормы актов органов местного самоуправления и другие.
По территории действия конституционно-правовые нормы подразделяются на:
действующие на всей территории Российской Федерации,
в субъектах Федерации,
в границах муниципальных образований, в которых осуществляется местное самоуправление.
По времени действия: постоянные и срочные, т.е. временные (см. раздел второй Конституции РФ «Заключительные и переходные положения»).
По характеру предписания (способу воздействия на субъекты правоотношений) содержащегося в нормеразличают:
a) Управомочивающие нормы закрепляют право субъектов осуществлять предусмотренные в них действия, определяют рамки их полномочий («Президент Российской Федерации принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации»);
b) Обязывающие нормы обязывают субъектов соотносить свое поведение с их требованиями («перед вновь избранным Президентом Российской Федерации Правительство Российской Федерации слагает свои полномочия»);
c) Запрещающие нормы запрещают совершать предусмотренные в них действия («Государственная Дума не может быть распущена в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения»);
d) устанавливающие или определяющие («Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации — является представительным и законодательным органом Российской Федерации»);
По характеру регулятивного воздействия, рассчитанного на всех правоприменяющих субъектов:
· нормы-принципы («труд свободен»).
По степени определенности (обязательности) предписаний нормы делятся на императивные и диспозитивные.
Императивные нормы однозначно устанавливают вариант поведения субъекта в соответствующих условиях и не допускают свободы в применении установленного правила («новое наименование субъекта Российской Федерации подлежит включению в статью 65 Конституции Российской Федерации»).
Диспозитивные нормы предусматривают возможность выбора варианта поведения субъекта из числа указанных в норме с учетом конкретных условий и обстоятельств («Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции»).
По назначению в механизме правового регулирования принято различать:
Материальные нормы предусматривают содержание действий по правовому регулированию общественных отношений, т.е. права и обязанности субъекта,
Процессуальные нормы определяют порядок (структуру), в котором они должны быть реализованы.
Таким образом, конституционное право — это ведущая базовая отрасль российского права, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих основы конституционного строя Российской Федерации, статус человека и гражданина, федеративное устройство, систему органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Источник
Конституционное право. Ответы на экзаменационные билеты
В настоящее пособие включены краткие ответы на вопросы по конституционному праву России. Пособие составлено на основе новейшего конституционного законодательства РФ и международных договоров РФ и полностью соответствует программе курса «Конституционное право». Целью настоящего пособия является оказание помощи в изучении конституционного права России, подготовке к сдаче экзаменов.
Оглавление
- 1. Понятие и предмет конституционного права
- 2. Источники конституционного права
- 3. Конституция РФ как источник конституционного права
- 4. Соотношение конституционного и других отраслей права
- 5. Принципы конституционного права
- 6. Субъекты конституционного права
- 7. Нормы конституционного права
- 8. Конституционные правоотношения
- 9. История конституционного права
- 10. Принцип разделения властей
- 11. Принцип народовластия
- 12. Содержание и правовое закрепление российского федерализма
- 13. Принцип приоритета прав и свобод человека
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Конституционное право. Ответы на экзаменационные билеты предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
7. Нормы конституционного права
Норма права — это общеобязательное, санкционированное государством и формально определенное правило поведения, наделяющее участника правоотношений определенными правами и налагающее на него юридические обязанности.
Признаки нормы права:
3) санкционированность государством;
4) представляет собой правило поведения;
5) носит властный характер.
Конституционные нормы прежде всего закрепляются в тексте Конституции РФ и федеральных конституционных законов. Они могут содержаться в таких актах, как федеральные законы, нормативные договоры РФ.
Норма права — это минимальная законодательная единица. Группы норм складываются в институты, а институты — в отрасли. В результате образуется правовая система.
«Норма» переводится с латинского как «образец», «правило». В норме заложена определенная модель поведения. Правовая наука различает три структурных элемента в норме права.
1. Норма права устанавливает условия, при которых реализуется установленное правило, — гипотезу.
2. Норма права устанавливает также само правило поведения — диспозицию.
3. Норма права устанавливает меры государственного воздействия, которые государственные органы вправе применить к нарушителю нормы, т. е. санкцию.
Нормам права различных отраслей присущи различные свойства. Не все нормы имеют трехчленную структуру. Часто структура нормы зависит от специфики метода правового регулирования, характерного для данной отрасли. Для конституционного права характерен особый вид норм. Конституционные нормы, как правило, лишены санкций. Это связано с тем, что конституционные нормы носят чрезвычайно общий характер, их положения конкретизируются в других отраслях права. Поэтому можно сказать, что для Конституции РФ характерными являются так называемые бланкетные нормы.
Бланкетная норма — это норма, имеющая в своей структуре ссылку на другую норму, содержащуюся в каком-либо ином нормативном акте.
Основной смысл бланкетной нормы в том, что она подчеркивает важность для государства какой-либо группы правоотношений, но в связи с наличием в законодательстве аналогичной нормы, защищающей данный вид правоотношений, не допуская дублирования нормы, отсылает к уже существующей.
Специфика конституционных норм в том, что зачастую они вовсе не дают ссылок на другие законы, каким-либо образом конкретизирующие их положения. Например, ст. 20 Конституции РФ гласит: «Каждый имеет право на жизнь». И далее: «Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом и т. д.» Таким образом, Конституция РФ отсылает, очевидно, в первом случае к естественному праву каждого человека, а во втором случае — к уголовному законодательству (УК РФ).
Для конституционных норм основой служит диспозиция («жилище неприкосновенно», «гарантируется свобода совести» и т. д.), но в ряде случаев присутствует и гипотеза («каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом» и т. д.).
Санкции не характерны для конституционных норм, но могут присутствовать в структуре норм, регулирующих общие начала ответственности участников правоотношений, реализующих публичную правосубъектность («Президент РФ может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления…»).
В статье нормативного акта норма прав может располагаться по-разному:
1) норма права и статья нормативного акта совпадают;
2) статья нормативного акта включает в себя несколько норм права;
3) норма права разбивается на несколько статей.
Для Конституции РФ характерны нормы-принципы, устанавливающие основные начала правового регулирования.
Источник