- 2. Предмет и методы конституционного регулирования
- Читайте также
- 1. Понятие науки правоведение, ее предмет и методы
- 1.2. Коллизионные и материально-правовые методы регулирования в международном частном праве
- 2. Предмет и методы правового регулирования экологического права
- Понятие и предмет конституционного права
- 2. Методы правового регулирования
- 7. Методы государственного регулирования экономики
- 6. Методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий
- 1. Понятие, предмет и методы правоведения
- 5.5 Заработной платы и методы ее регулирования
- § 3. Методы, способы, типы правового регулирования. Правовые режимы
- 1. Жилищное право: понятие, методы, предмет
- 7. МЕТОДЫ ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
- 3. ДВОЙСТВЕННЫЙ ХАРАКТЕР МЕЖДУНАРОДНОГО ЧАСТНОГО ПРАВА И ЕГО МЕТОДЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
- 1. ПРЕДМЕТ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА
- Вопрос 2. Метод конституционно-правового регулирования
2. Предмет и методы конституционного регулирования
2. Предмет и методы конституционного регулирования
Предмет конституционного регулирования — это общество в целом, включая государство, социально-экономические, политико-управленческие, в том числе государственно-властные, духовно-культурные отношения. Предметом конституционного регулирования являются отношения во всех областях жизнедеятельности общества (политической, экономической, социальной и др.), а также отношения, вытекающие из основ конституционного строя РФ, т. е. отношения, которые содержат:
1) главные принципы общества и государства;
2) механизм реализации власти многонационального народа РФ;
3) основы социальной политики РФ;
4) основы экономической системы РФ;
5) основы политической системы РФ.
Также предметом конституционного регулирования являются основы взаимоотношений человека с государством.
Метод конституционного регулирования определяется предметом правового регулирования: это совокупность приемов, средств, ‘форм правового воздействия на общество в целом, включая государство.
Методами конституционного регулирования являются методы:
– дозволения (равенство сторон — ч. 2 ст. 27 Конституции РФ, ч. 3 ст. 35 Конституции РФ);
– запрещения (запрещение недозволенных действий — ч. 4 ст. 3 Конституции РФ);
– обязывания (метод властного связывания —
ч. 2 ст. 15 Конституции РФ);
– субординации: применительно к конституционному праву его в совокупности образуют методы обязывания и запрещения;
– директивный (императивный) (норма ст. 116 Конституции РФ);
– диспозитивный (ч. 1 ст. 117 Конституции РФ);
– учредительный — использует специфические способы средства правового воздействия — общее установление и конституционное закрепление. Конституционные установления имеют всеобщий, универсальный характер, обращены ко всем или ко многим видам субъектов.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
1. Понятие науки правоведение, ее предмет и методы
1. Понятие науки правоведение, ее предмет и методы Правоведение – наука, которая посвящена изучению вопросов, связанных с основами правовой грамотности человека. Ее систему составляют правовые дисциплины.Оно рассматривает все отрасли права в комплексе, составляет
1.2. Коллизионные и материально-правовые методы регулирования в международном частном праве
1.2. Коллизионные и материально-правовые методы регулирования в международном частном праве Особенность международного частного права как полисистемного комплекса определяется не только характерными чертами его предмета и источников. Специфичен также и метод (способ)
2. Предмет и методы правового регулирования экологического права
2. Предмет и методы правового регулирования экологического права В предмет правового регулирования могут входить такие общественные отношения, как:1) отношения, имеющие волевой характер;2) отношения, формирующиеся по поводу объектов природы и их экологических
Понятие и предмет конституционного права
Понятие и предмет конституционного права Конституционное (государственное) право ведущая отрасль публичного права, представляющая собой совокупность норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, определяющие организационное и функциональное единство
2. Методы правового регулирования
2. Методы правового регулирования Под методом правового регулирования, применяемым в отрасли права, понимается набор способов и приемов регулирования отношений между субъектами, складывающихся вследствие особых свойств предмета регулирования.Каждая отрасль права
7. Методы государственного регулирования экономики
7. Методы государственного регулирования экономики Методы управления экономикой.Реализуется в форме:а) убеждением;б) принуждением, в том числе юридической ответственностью (уголовная, административная).Методы делятся:1. Административные методы (запрет, юридическая
6. Методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий
6. Методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий Методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий:а) ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного
1. Понятие, предмет и методы правоведения
1. Понятие, предмет и методы правоведения Правоведение – это общественная наука, изучающая право как особую систему социальных норм, а также различные аспекты правоприменительной деятельности.Предметом любой науки является конкретный круг общественных отношений,
5.5 Заработной платы и методы ее регулирования
5.5 Заработной платы и методы ее регулирования Заработная плата – это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера. Заработная
§ 3. Методы, способы, типы правового регулирования. Правовые режимы
§ 3. Методы, способы, типы правового регулирования. Правовые режимы Разнообразие общественных отношений, входящих в сферу правового регулирования, порождает различия в методах и способах юридического воздействия.Сравнение выделенных в § 2 групп общественных отношений
1. Жилищное право: понятие, методы, предмет
1. Жилищное право: понятие, методы, предмет В науке вопрос о природе жилищного права как отрасли права является дискуссионным. Некоторые ученые отводят жилищному праву самостоятельную роль и считают его комплексной отраслью российской правовой системы. Сторонники
7. МЕТОДЫ ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
7. МЕТОДЫ ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Метод информационного права – приемы и способы, с помощью которых исследуется предмет права.При изучении информационного права применяются различные – как традиционные, так и нетрадиционные – для правовой науки методы.
3. ДВОЙСТВЕННЫЙ ХАРАКТЕР МЕЖДУНАРОДНОГО ЧАСТНОГО ПРАВА И ЕГО МЕТОДЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
3. ДВОЙСТВЕННЫЙ ХАРАКТЕР МЕЖДУНАРОДНОГО ЧАСТНОГО ПРАВА И ЕГО МЕТОДЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Двойственный характер МЧП обусловлен различными факторами.Прежде всего, в МЧП входят материальные и коллизионные нормы. Поэтому в МЧП можно выделить два основных метода
1. ПРЕДМЕТ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА
1. ПРЕДМЕТ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА Предметом уголовно-исполнительного права являются общественные отношения, складывающиеся в процессе исполнения уголовных наказаний. Они включают:• установление общих положений и принципов исполнения
Источник
Вопрос 2. Метод конституционно-правового регулирования
При формировании любой отрасли права важное значение ученые придавали вопросу о наличии собственного метода правового регулирования.
Под методом правового регулирования понимается совокупность приемов и способов правового воздействия на определенную группу общественных отношений с целью приведения их в необходимое состояние в соответствии с содержанием применяемой правовой нормы.
В качестве исходных, первичных методов в праве выделяют два: императивный (субординации) и диспозитивный (координации). Императивный метод — это метод властных предписаний, основанный на запретах, подчинении и ответственности. Для отношений, регулируемых на основе данного метода, характерно неравенство сторон или субординация (например, в системе органов государственной власти), порождающая отношения власти и подчинения. Диспозитивный метод — это метод равноправия сторон, основанный на дозволениях и свободе выбора поведения субъектами правоотношений, координации деятельности.
На основе этих универсальных методов в свою очередь выделяются следующие способы воздействия: предписание, запрет и дозволение.
Предписания — возложение прямой юридической обязанности совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой. Использование данного метода характерно для определения задач и полномочий органов государственной власти, закрепления обязанностей человека и гражданина (например, обязанность Президента РФ при вступлении в должность принести народу присягу — ст.82 Конституции РФ или прекращение главой Российского государства своих полномочий в случае отрешения его от должности — ст. 92 Конституции РФ; обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы — ст. 57 Конституции РФ и др.).
Исполнение предписания означает, что одна сторона должна проявлять активные действия по выполнению возложенных на нее обязанностей, другая вправе требовать их выполнения, а в необходимых, предусмотренных нормами права случаях, использовать меры принуждения для совершения этих действий и привлекать к ответственности. Сам факт уклонения от обязанности нередко является основанием для привлечения к ответственности.
Запреты — по сути те же предписания, но иного характера, а именно возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой. Данный метод относится к пресечению действий, нарушающих основы конституционного строя, государственную целостность и безопасность государства, права и свободы человека и гражданина и иные государственно-правовые ценности Российской Федерации. Например, согласно ч. 3 ст. 3 Конституции РФ, «никто не может присваивать власть в Российской Федерации». В соответствие со ст. 21 Конституции РФ «никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию».
Дозволения — юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой, те или иные действия, либо воздержаться от их совершения по собственному усмотрению. Через дозволение раскрывается диапозитивный метод правового воздействия. Этот метод применяется для регулирования прав и свобод человека в гражданина, наделения других субъектов правоотношений определенными правами и полномочиями, а также для предоставления им правовой возможности поступать по выбору в рамках задаваемой модели поведения (например, право Президента России принять отставку Правительства РФ или не принимать, распускать или не распускать Государственную Думу ври трехкратном отклонении ею кандидатуры Председателя Правительства РФ — ст.ст. 111, 117 Конституции РФ).
Дозволение не означает полную свободу поведения субъекта права. Зачастую одновременно с дозволением устанавливаются условия совершения действий или бездействий. Встречаются как общие условия-принципы, так и конкретные требования. Например, согласно ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Это общее условие-ограничение реализации прав и свобод. Примером установления конкретного условия являются положения ст. 39 Конституции РФ, которые определяют, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в случаях, установленных законом. В этой же статье обозначаются случаи, когда государство гарантирует социальное обеспечение. Человек лишь при определенных условиях получает право на данный вид социальной льготы и может воспользоваться данным правом, а может и отказаться от него.
Указанные методы, однако, используются практически в любой отрасли российского права, но в различном соотношении. В силу этого обстоятельства некоторые ученые приходят к выводу о том, что разграничение отраслей права по методу правового регулирования должно осуществляться по удельному весу (соотношению) перечисленных методов при регулировании данных общественных отношений. Можно сказать о том, что в конституционном праве преобладает метод императивного регулирования, но с развитием отрасли в соответствие с общей тенденцией на демократизацию общественной жизни, в ней все большую роль будет играть метод диспозитивный (координации).
Так, государственная власть в РФ организуется на основе принципа разделения властей, предполагающего относительную самостоятельность и независимость ветвей власти, взаимодействующих между собой в режиме активного партнерства и координации. Федеративное устройство России означает широкое использование механизмов кооперации и сотрудничества между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Природа этих отношений конституционно-договорная.
В тоже время учеными-конституционалистами предпринимались попытки поиска собственного уникального метода, присущего исключительно конституционному праву.
В науке конституционного права до сих пор немалый интерес представляет вопрос о специфике методов конституционного права.
Б.В. Щетинин полагал, что в государственном праве главным образом используется нормоустановительный метод, который, однако, не является единственным. Наряду с ним, по мере необходимости, используются и некоторые другие методы — дозволения, предупредительного воздействия, регламентирования структуры и др., успешно применяемые и в иных отраслях права. Комплексность общественных отношений в государственном праве обусловливает, по мнению Б.В. Щетинина, использование различных методов[5]. В.О. Лучин также признает существование особого способа конституционного воздействия – установление[6].
Попытка обозначить уникальный для государственного права метод была предпринята Я.Н. Уманским, который заметил, что для норм данной отрасли характерен метод конституционного закрепления[7]. М.П. Авдеенкова и Ю.А. Дмитриев основным методом конституционно-правового регулирования называют метод правового гарантирования.Закрепление в учредительном акте основ конституционного строя, основ правового положения человека и гражданина, политико-территориального устройства, системы органов государственной власти и местного самоуправления гарантирует их реальное существование в общественной жизни. Авторы отмечают, что данный правовой метод — это один из приемов обеспечения стабильности общественных отношений, применительно к конституционному праву — способ обеспечения стабильности государственного (политического) режима[8].
В современный период большинство государствоведов склонны искать особенности конституционного права ни в наличии какого-то специального метода регулирования, а в сочетании методов, присущих правовому регулированию как таковому, в закономерности их композиции и роли каждого из известных и применяемых методов.
Таким образом, подводя итог, можно сделать некоторые выводы. Во-первых, для конституционного права характерно разнообразие методов правового регулирования. Во-вторых, предпринимается попытка определить соотношение между методами по их роли в конституционно-правовом регулировании и найти метод, доминирующий по своему удельному весу в регулировании конституционно-правовых отношениях. В третьих, ведется поиск собственного уникального метода правового регулирования конституционно-правовых отношений.
Дата добавления: 2016-02-20 ; просмотров: 8234 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Источник