- Открытый урок по теме: «Способы передачи чужой речи» план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- «Способы передачи чужой речи» план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Открытый урок по теме: «Способы передачи чужой речи»
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
Урок с использованием различных методов и приемов нацелен на закрепление темы, постановку знаков препинания при чужой речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_teme_sposoby_predachi_chuzhoy_rechi_8_klass.doc | 116.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сахалинское государственное казенное специальное
учебно-воспитательное общеобразовательное учреждение закрытого типа
для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением
Кузнецова Елена Валерьевна,
учитель русского языка и
Тема урока «Способы передачи чужой речи». 8 класс
- обобщить теоретические сведения о способах передачи чужой речи;
- систематизировать представления о передаче чужой речи разными способами и о соотношении её со схематическим изображением;
- проконтролировать уровень владения пунктуационными навыками;
- конструировать примеры с разными способами передачи чужой речи в различном структурном и пунктуационном оформлении (в том числе в соответствии со схемами);
- вырабатывать умение анализировать цитаты о языке;
- формировать и развивать коммуникативную и лингвистическую компетенцию;
- развивать интерес к изучению языка;
- воспитывать уважительное отношение к собеседнику во время диалога и осознанное отношение к языку.
Раздаточный материал: матрица для обобщения знаний по теории, тестовые задания.
1. Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами открываем заседание клуба Знатоков «Чужой речи».
На доске протокол заседания и эпиграф к уроку.
- Теоретическая часть (коллективная работа).
- Проблемно-творческая часть (работа в парах).
- Тестовая часть (индивидуальная работа).
- Рефлексия.
1. Теоретическая часть заседания .
– Посмотрите на доску. На ней вы видите слова К.Г.Паустовского о русском языке. «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом».
– Эти слова очень мудрые, ёмкие, они отражают и тему нашего сегодняшнего урока. О чём хотел сказать известный писатель? (О многообразии русского языка)
– Как называется дословная выдержка из какого-либо текста? (Цитата)
– А цитата, предпосланная тому или иному произведению и выражающая его основной смысл это…? (Правильно, эпиграф).
– Скажите, пожалуйста, какой способ передачи информации мы используем, когда нам необходимо передать смысл того или иного высказывания?
– А что называют чужой речью?
– С какой целью авторы вводят чужую речь в повествование?
– Сделаем вывод. Всё вышесказанное подтверждает мысль К.Паустовского о том, что русским словом можно передать абсолютно всё, в том числе и чужую речь.
– Оцените свою деятельность (лист самоконтроля).
– Какие основные разновидности способов передачи чужой речи вы знаете?
Объяснение учителя
(Повторение знаков препинания при прямой речи. Объяснение понятия «косвенная речь»).
2. Проблемно-творческая часть заседания
(Учитель вызывает двух обучающихся и раздаёт карточки с заданиями)
– Выполните задание, указанное на вашей карточке.
Задание 1. Замените предложения с прямой речью предложениями с косвенной речью.
- «Мой дед землю пахал», – с надменной гордостью отвечал Базаров.
- Андрей воскликнул: «Я таких людей видел множество!»
- Командир приказал: «Огонь!»
- «Который час ?» – спросил я.
- Врач спросил: «Какая у вас была температура?»
- Мать просила: «Не опаздывайте к чаю!»
- Мы захотели узнать: «Скоро будет поезд в Курск?»
- Базаров отвечал с надменной гордостью, что его дед землю пахал.
- Андрей воскликнул, что он таких людей видел множество.
- Командир приказал, чтобы открыли огонь.
- Я спросил, который час.
- Врач спросил, какая у меня была температура.
- Мать просила нас, чтобы мы не опаздывали к чаю.
- Мы захотели узнать, скоро ли будет поезд в Курск.
(К доске выходит вторая пара обучающихся ).
Задание 2. Замените предложения с косвенной речью предложениями с прямой речью. Постарайтесь использовать разную последовательность слов автора и прямой речи.
1) Чичиков хотел узнать у Коробочки, куда они заехали.
2) Он добавил, что волки хитрее охотников.
3) Смотритель объявил, что лошади, присланные из Кистенёвки, ожидали его уже четвёртые сутки.
4) Я спросил нашего провожатого, кто здесь ловит соболей.
5) Корчагин твёрдо заявил, что к буденовцам он всё равно перейдет.
6) Скажи конюху, чтобы не давал овса лошадям его.
(Третья пара учащихся)
Задание 3. Исправьте ошибки, связанные с употреблением прямой и косвенной речи. Укажите, из каких произведений взяты 1 и 4 предложения?
- Он говорил, что страшный случай со мной приключился, что я в дороге совсем издержался.
- Меня спросили, где я раньше работал?
- Иван хотел узнать у кучера, что куда они заехали.
- Савельич спросил у Гринёва, узнал он атамана.
- Когда мать спросила у сына, зачем он читает запрещённые книги, Павел ответил, что хочу всё знать.
- В детстве мама всегда спрашивала: «Кем я хочу быть?» И я всегда отвечала: «Учительницей».
- Дядя Олег спросил, какой подарок хочется ему на день рождения?
Задание 4. Придумайте по одному примеру к каждому из пяти способов передачи чужой речи.
Задание 5. Диалог
(У доски работают двое обучающихся)
Задание 6. Объясните, как вы понимаете смысл высказывания К. Паустовского «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом». Рассуждая, не забудьте привести аргументы и сделать вывод.
3. Подведение итогов урока
– Назовите способы передачи чужой речи? Какой способ передает чужую речь наиболее полно, детально? Какой – наименее точно?
4. Тестовая часть.
(Классу раздаются листки с матрицей)
Матрица. Способы выражения чужой речи .
I. Прямая речь – это
1. Составьте схемы предложений с прямой речью
2. Запишите 3 примера, иллюстрирующие разные схемы
II. Косвенная речь – это
1. В предложениях с косвенной речью обе части связываются с помощью…………
2. Запишите 3 примера, иллюстрирующие разные способы перестроения прямой речи в косвенную.
III. Диалог – это
1. Как оформить диалог при записи?
2. Запишите диалог.
Дополнительные вопросы по теории для блиц-опроса:
- Высказывания других лиц, включенные в авторское повествование – это…
- Слова, вводящие прямую речь, называются …
- Передача чужой речи, сохраняющая ее содержание и форму – это…
- Разговор двух, реже нескольких лиц – это…
- Слова, обращенные к собеседнику – это…
- Чужая речь, переданная в форме придаточного предложения – это…
- Дословная выдержка из какого-либо текста или в точности приводимые чьи-либо слова – это…
- Какое место занимает подлежащее в словах автора, вводящих косвенную речь?
- Какими средствами связи присоединяется косвенная речь к словам автора, если прямая речь – вопросительное предложение, повествовательное, побудительное?
- Каким членом в предложении с косвенной речью становится обращение, употребленное в прямой речи.
5. Рефлексия. «Заверши тезис»
- Сегодня на уроке я узнал …
- Самым интересным для меня было …
- Самым трудным для меня стало….
- Мне нужно ещё повторить…
- Этот урок помог мне…
6. Домашнее задание
Подобрать по 2 примера к каждому способу передачи чужой речи.
7. Слово учителя. В заключение нашего урока я хочу поблагодарить вас за хорошие ответы и поздравить со вступлением в клуб Знатоков «Чужой Речи». На сегодня заседание объявляю закрытым.
Кузнецова Е.В., учитель русского языка и литературы СГКСУВОУ закрытого типа для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь»
Предлагаю вам конспект урока-семинара на тему: «Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь» для учащихся восьмых классов. Данный материал будет полезен учителям русского языка и литера.
Русский язык 8 класс Тема: Основные способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью. Знаки препинания при них.
Цель: Знать основные способы передачи чужой речи.Уметь выразительно читать пр. с прям. речью, правильно ставить знаки препинания.
Презентация к уроку русского языка в 8 классе по теме: Способы передачи чужой речи.
Презентация может использоваться в качестве сопроводительных материалов к уроку русского языка в 8 классе. Ниже размещены рекомендации по использованию и перечень ресурсов, которые применялись при соз.
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи.
Конспект урока «Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи». 11 класс/второй курс СПО.
Тест по теме «Способы передачи чужой речи»
Тест по теме «Способы передачи чужой речи» для оучающихся 7-9 классов.
Конспект урока по русскому языку «Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь.»
Урок по русскому «Способы передачи чужой речи. Прямая речь.» с использованием технологии проблнмного обучения.
Открытый урок по теме «Способы разделения смесей»
Открытый урок по теме «Способы разделения смесей".
Источник
«Способы передачи чужой речи»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
- сформировать представление об условиях выбора знаков препинания в предложениях с прямой речью, умение правильно пунктуационно оформлять такие предложения
Метапредметная:
- формировать представление об этапах учебной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_urok_rur._yazyka.docx | 41.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС
Тема. Способы передачи чужой речи(5 класс)
- сформировать представление об условиях выбора знаков препинания в предложениях с прямой речью, умение правильно пунктуационно оформлять такие предложения
- формировать представление об этапах учебной деятельности
- Образовательные:
- развить умение формулировать определение понятий;
- формировать умение выделять прямую речь в тексте;
- развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
- обогащать словарный запас учащихся;
- совершенствовать орфографические умения.
- Развивающие:
- осуществление системно-деятельностного подхода;
- развитие критического мышления;
- развитие внимания;
- формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
- развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
- развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
- развивать умение применять новые знания;
- развитие творческих, речевых способностей учащихся;
- формирование логических умений;
- развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
- развитие умения формулировать проблему;
- развитие умения работы в парах.
- Воспитательные:
- воспитание интереса и уважения к родному языку;
- воспитание ценностного отношения к слову;
- воспитание уважительного отношения к книге;
- развитие коммуникативных УУД:
- создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
- взаимодействие учащихся в парной работе: развитие уважения друг к другу.
Групповая (3 группы) и индивидуальная
Информационно – коммуникативные технологии:
ноутбук; проектор, экран; электронный носитель с презентацией.
Магниты для доски, таблички с номерами групп учащихся.
На партах распечатки с заданиями для каждого ученика (приложение 1), листы бумаги формата А4, цветные маркеры.
У учеников тетрадь, письменные принадлежности.
- Организационный этап.
- Актуализация знаний.
- Постановка учебной задачи.
- Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
- Физ. минутка.
- Закрепление изученного материала.
- Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
- Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.
Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.
1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности
Приветственное слово учителя:
-Добрый день, ребята
Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи
Принцип психологической комфортности.
УУД: личностные, коммуникативные.
Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.
и фиксация затруднения в учебном действии
Работа с учебником
— Вспомните, пожалуйста, чему был посвящён наш прошлый урок?
— Как отличить простое предложение от сложного?
Чобы проверить ваши знания, предлагаю поиграть в игру «Определи предложение по структуре». (. Если предложение простое, поднимаете 1 руку, а если сложное, то 2 руки.Объясняете свой выбор).
- Пришла долгожданная весна. 1
- Пригрело солнышко, и на деревьях набухли почки.2
- Появились первые клейкие листочки.1
- Лесные певцы вернулись из теплых стран, и лес наполнился веселыми голосами.2
- Выбирается из берлоги медведь.1
- Скоро весь лес покроется молодыми листочками, зазвенят птичьи голоса.2
— эти знания о предложениях нам пригодятся на уроке.
— Ребята, сегодня мы с вами поговорим о том, без чего ни на одном уроке, ни в каких-либо других процессах вы не сможете продуктивно работать, передавать точно чужие мысли (цитировать) и отстаивать свою точку зрения. А что же это такое, вам предстоит определить самостоятельно.
1.Учитель сказал : «Ребята, быстрое чтение – очень важный навык».
2.Учитель сообщил нам, что быстрое чтение – очень важный навык.
3.По словам учителя, быстрое чтение – очень важный навык.
4.Учитель сообщил нам о важности быстрого чтения.
— Что вам известно из начальной школы о предложениях с прямой речью?
— Какую роль играют данные предложения в речи? Для чего используются?
— Так какое же умение является очень важным для каждого человека?
— Какова же цель нашей работы на уроке? (Научиться ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью).
Сформулируйте тему урока.
Чужая речь может передаваться разными способами, с двумя из них мы познакомимся на этом уроке. Это предложения с прямой и косвенной речью.
— Откройте тетради, запишите число. Классная работа. Тему урока: «Способы передачи чужой речи»
— Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить?
— Подумайте, что нужно сделать, чтобы научиться ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью?
-в простом – 1 грамматическая основа,
— в сложном 2 и более.
Учащиеся показывают руками. Если предложение простое, поднимают 1 руку, а если сложное, то 2 руки. Объясняют свой выбор).
Запись учащимися числа, «Классная работа», темы урока.
Формулируют цель урока
1.Учитель сказал : «Ребята, быстрое чтение – очень важный навык».
2.Учитель сообщил нам, что быстрое чтение – очень важный навык.
3.По словам учителя, быстрое чтение – очень важный навык.
4.Учитель сообщил нам о важности быстрого чтения.
УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).
УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование)
ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.
- Усвоение новых знаний.
Реализация построенного проекта (алгоритма)
Раз — подняться, потянуться,
Два — нагнуть, разогнуться,
Три — в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре — руки шире,
Пять — руками помахать,
Шесть — на место ти.
Закрепление изученного материала
I.Формирование понятия «Прямая речь» и «косвенная речь»
Вспомните, чем различаются монологическая и диалогическая речь.
Для чего диалоги используются в художественном произведении?
В группах проанализируйте предложения из карточки 1
Прямая речь перед словами автора
1. «Кумушка, мне странно это: да работала ль ты в лето?» – говорит ей Муравей.
2. «Стой, братцы, стой!» – кричит Мартышка.
3. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье и уши вашихпонежней», — им отвечает Соловей.
Прямая речь после слов автора
4. И говорит так сладко, чуть дыша: «Голубушка, как хороша!»
Итак, ребята, мы можем сформулировать правило постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью.
Как нам удобнее оформить правило? (В виде схемы).
3 . Работа по раздаточному тексту:
Каким будет следующий шаг нашей работы?
Следующий шаг — работа по тексту.
Было у матери семь дочек. Однажды она поехала к сыну. Вернулась через неделю. Дочки стали говорить, как они скучали. Первая сказала: «Я, мамочка, скучала по тебе, как маковка по солнечному лучу». «Я ждала тебя, как сухая земля ждёт каплю воды»,— проговорила вторая. «Родная, я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по
птичке»,— сказала третья дочь. «Мне было без тебя, как пчёлке без цветка»,— щебетала четвёртая. «Ты снилась мне, как розе снится капля росы»,— промолвила пятая. «Я высматривала тебя, как вишнёвый сад высматривает соловья»,— прошептала шестая. А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды
— помыть ноги. (По В.С у х о м л и н с к о м у.)
— Несколько человек строят схемы у доски.
Слайд 6 Физкультминутка для глаз.
Работа с учебником:
Выполнение упр. 247, 248.
(1) К словам автора дописать прямую речь, составить схемы; 2) Поменять местами слова автора и прямую речь. Изменить, где это необходимо порядок слов в словах автора. Подчеркнуть глаголы, вводящую прямую речь.)
Рабочая тетрадь к УМК
Как проверить, усвоили мы новый материал или нет ? (Нужно поработать самостоятельно)
Продолжите текст, используя предложения с прямой речью.
Можете использовать следующие
Оцените себя: кто справился без ошибок?
Работа с условными обозначениями
Несколько учащихся отвечают
Работают с памяткой
Работают в парах
Работают с упражнением в соответствии с заданием
Анализируют предложение в группе, оформляют схему на листе. Один ученик от группы зачитывает предложение, комментирует знаки препинания по алгоритму, показывает схему.
Работают со схемой, записывают в тетрадь.
Отвечают на вопрос.
Ученики анализируют теоретические сведения, знакомятся с новой информацией
Анализируют текст, выявляют основную мысль, озаглавливают текст, вставляют пропущенные слова. Выписывают предложения с прямой речью. Составляют схемы.
Ученики работают с учебником составляют предложения с прямой речью. Производится самооценка предметного результата урока.
Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).
ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры предложения с прямой речью
Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка
УУД: регулятивные (работа с памятками).
Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества.
УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества).
— Что же нового вы сегодня узнали?
— Как и где вы можете применить полученные сегодня на уроке знания?
Какой шаг был самым интересным?
Какой шаг был самым простым?
Какой шаг был самым трудным?
Какой шаг осталось сделать? (Получить домашнее задание)
- Выучить теоретический материал учебника.
- Вариант 1 усложнённый: дети должны воспользоваться ресурсами сети Интернет, найти известные им жанровые картины, составить и записать предложения с прямой речью, используя разные схемы постановки знаков препинания.
- Вариант 2. Опираясь на упражнение № 247, составить 5 предложений с прямой речью.
Вариант 3. Более простой: упражнение из учебника № 249стр. 115, записывают предложения и ставят знаки препинания.
— Изменилось ли ваше настроение в конце урока?
Поднимите тот смайлик, который соответствует нынешнему вашему состоянию.
— Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке.
Отвечают на вопросы
УУД: познавательные, регулятивные
ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка
1.Н.В.Егорова. Поурочные разработки по русскому языку 5 класс. М. «ВАКО» 2011
2. Г.А.Богданова. Уроки русского языка в 5 классе. М. Мнемозина, 2003
3. Т.А.Ладыженская. Русский язык 5 класс. М. «Просвещение», 2012
Комментарий к уроку
Урок по русскому языку «Предложения с прямой речью» адресован учащимся 5 класса и разработан в рамках технологии системно-деятельностного метода обучения в соответствии с требованиями нового ФГОС. На уроке ставятся и диагностируются две цели:
- Предметная цель: сформировать умение правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью, объяснять условия их выбора.
- Метапредметная цель: формировать представление об этапах учебной деятельности на уроке.
В ходе урока применяется индивидуальная и групповая форма работы (4 группы).
На занятии формируются универсальные учебные действия:
- Регулятивные: целеполагание; планирование пути достижения цели; контроль, самооценка и корректировка действий и результата;
- Коммуникативные: работа в группе (установление эффективного сотрудничества);
- Познавательные: умение создавать алгоритмы и схемы для решения познавательных задач; устанавливать причинно-следственные связи.
Изучение материала на уроке осуществляется поэтапно (по шагам):
- Мотивация учебной деятельности.
На данном этапе происходит включение учеников в работу.
- Актуализация знаний и фиксация затруднения в учебном действии. Ученик читает наизусть басню И.А. Крылова «Ворона и Лисица». Почему вам было трудно при первом чтении определить, кому принадлежат слова Волку или Ягненку? Думаю, что подобный приём способствует повышению интереса к содержанию урока. Работая с басней, ученики дополняют текст словами автора и делают вывод для чего они нужны. Вспоминают, что они знают из начальной школы о предложениях с прямой речью. Они в группах подставляют слова автора в предложения с прямой речью. Фиксируют промежуточный результат (схемы) на листах бумаги. Ученики озвучивают результат. Получаются разные варианты.
- Выявление места и причины затруднения .
Учитель спрашивает ребят, почему возникло затруднение. Ребята приходят к выводу, что они не знают правила постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью.
4. Построение проекта выхода из затруднения .
Деятельность предыдущих этапов позволяет детям самостоятельно сформулировать тему урока и поставить цель. Далее мы строим проект выхода из затруднения: составляем алгоритм действий, который поможет правильно ставить знаки препинания при прямой речи.
5. Реализация построенного проекта.
На этом этапе ученики снова работают в группах, анализируют предложения на карточке 2, оформляют схемы предложений с прямой речью. На данной стадии дети работают с предложениями, где знаки препинания расставлены. В целях оптимизации процесса каждой группе предлагается для анализа одно предложение. Варианты полученных схем вывешиваются на доску. Важно, чтобы при комментировании отвечающий от группы ученик использовал шаги алгоритма. По итогам работы мы можем сформулировать правило постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью. Оптимально записать его в тетрадь в виде схемы.
6. Первичное закрепление.
Следующий шаг — работа с учебником. Ученики анализируют теоретические сведения, знакомятся с новой информацией, отмечают для себя известный материал (+) , то, что вызвало затруднение (?), незнакомый материал (-). Анализируют предложения, которые даны без знаков препинания, находят соответствующую предложению схему и расставляют знаки препинания.
7. Самостоятельная работа с проверкой по образцу.
Эффективность усвоения материала по теме проверяется самостоятельной работой ученика. Ученики работают с учебником литературы, в отрывке из сказки А.С. Пушкина находят предложения с прямой речью и составляют схемы. Производится самооценка предметного результата урока.
8. Рефлексия учебной деятельности.
На этапе рефлексии ученики вспоминают цель, поставленную в начале урока, оценивают степень её достижения. Отдельной рефлексии подвергается деятельность на уроке.
9. Домашнее задание.
Дома ученики закрепляют теоретический материал по параграфу учебника. Письменное задание предполагает два варианта по выбору учащегося. Вариант 1 усложнённый: дети должны воспользоваться ресурсами сети Интернет или упражнением №260, найти известные им жанровые картины, составить и записать предложения с прямой речью, используя разные схемы постановки знаков препинания. Вариант 2 более простой: ученики работают с упражнением из учебника № 320, записывают предложения и ставят знаки препинания.
На всех этапах деятельности ученики работают с индивидуальными распечатками (приложение 1), вписывают туда свои решения. Это позволяет значительно сократить время работы с каждым заданием. В тетрадях они записывают тему урока, алгоритм действий по решению пунктуационных задач, правило-схему.
На уроке используется компьютерная презентация, позволяющая детям осуществлять проверку правильности выполнения заданий.
Прямая речь перед словами автора
1. «Кумушка, мне странно это: да работала ль ты в лето?» – говорит ей Муравей.
2. «Стой, братцы, стой!» – кричит Мартышка.
3. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье и уши вашихпонежней», — им отвечает Соловей.
Прямая речь после слов автора
- И говорит так сладко, чуть дыша: «Голубушка, как хороша!»
Прямая речь перед словами автора
1. «Кумушка, мне странно это: да работала ль ты в лето?» – говорит ей Муравей.
2. «Стой, братцы, стой!» – кричит Мартышка.
3. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье и уши вашихпонежней», — им отвечает Соловей.
Прямая речь после слов автора
4. И говорит так сладко, чуть дыша: «Голубушка, как хороша!»
Прямая речь перед словами автора
1. «Кумушка, мне странно это: да работала ль ты в лето?» – говорит ей Муравей.
2. «Стой, братцы, стой!» – кричит Мартышка.
3. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье и уши вашихпонежней», — им отвечает Соловей.
Прямая речь после слов автора
4. И говорит так сладко, чуть дыша: «Голубушка, как хороша!»
Текст для анализа
Было у матери семь дочек. Однажды она поехала к сыну. Вернулась через неделю. Дочки стали говорить, как они скучали. Первая сказала: «Я, мамочка, скучала по тебе, как маковка по солнечному лучу». «Я ждала тебя, как сухая земля ждёт каплю воды»,— проговорила вторая. «Родная, я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке»,— сказала третья дочь. «Мне было без тебя, как пчёлке без цветка»,— щебетала четвёртая. «Ты снилась мне, как розе снится капля росы»,— промолвила пятая. «Я высматривала тебя, как вишнёвый сад высматривает соловья»,— прошептала шестая. А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды- помыть ноги. (По В.С у х о м л и н с к о м у.)
Текст для анализа
Было у матери семь дочек. Однажды она поехала к сыну. Вернулась через неделю. Дочки стали говорить, как они скучали. Первая сказала: «Я, мамочка, скучала по тебе, как маковка по солнечному лучу». «Я ждала тебя, как сухая земля ждёт каплю воды»,— проговорила вторая. «Родная, я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке»,— сказала третья дочь. «Мне было без тебя, как пчёлке без цветка»,— щебетала четвёртая. «Ты снилась мне, как розе снится капля росы»,— промолвила пятая. «Я высматривала тебя, как вишнёвый сад высматривает соловья»,— прошептала шестая. А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды- помыть ноги. (По В.С у х о м л и н с к о м у.)
Текст для анализа
Было у матери семь дочек. Однажды она поехала к сыну. Вернулась через неделю. Дочки стали говорить, как они скучали. Первая сказала: «Я, мамочка, скучала по тебе, как маковка по солнечному лучу». «Я ждала тебя, как сухая земля ждёт каплю воды»,— проговорила вторая. «Родная, я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке»,— сказала третья дочь. «Мне было без тебя, как пчёлке без цветка»,— щебетала четвёртая. «Ты снилась мне, как розе снится капля росы»,— промолвила пятая. «Я высматривала тебя, как вишнёвый сад высматривает соловья»,— прошептала шестая. А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды- помыть ноги. (По В.С у х о м л и н с к о м у.)
Источник