- Конспект урока «Способы образования новых слов в русском языке» (6 класс)
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
- Конспект урока с презентацией «Способы образования слов» (6 класс)
Конспект урока «Способы образования новых слов в русском языке» (6 класс)
Тема урока: «Способы образования новых слов в русском языке» (6 класс)
Программа: Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Шанский Н. М. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5 – 9 классы. М.: Просвещение, 2011.
Учебник: Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А., Григорян Л. Т., Кулибаба И. И., Ладыженская Н. В.
Обучающая : сформировать умение определять способ образования слов, их морфемный состав, научить составлять словообразовательные цепочки, актуализировать знания о способах словообразования в русском языке.
Воспитывающая : воспитать интерес и уважение к русскому языку, его богатству.
Развивающая : развить творческие способности учащихся, развить навыки работы с информацией.
Познавательные : формулирование темы, поиск и структуирование информации, рефлексия;
Коммуникативные : умение выразить мысль;
Регулятивные : постановка цели, планирование ждеятельности;
Тип урока: урок-усвоение нового материала с использованием ИКТ.
Эпиграф : «Ошибок не пугайся, с ошибками справляйся!»
с ошибками справляйся!»
I .Организационный момент
Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс
И для меня уже награда
Внимание ваших умных глаз.
Здравствуйте, ребята! Желаю вам хорошего настроения и удачи!
II . Актуализация знаний
Ребята, обратите внимание на эпиграф к нашему уроку. Давайте его прочитаем. Как вы понимаете его?
Правильно! Найти верный путь всегда готов будь! А теперь проверим, насколько вы готовы.
Задание . Записать стихотворение под диктовку. ( один работает у доски)
Сижу за решеткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орел молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюет под окном.
Откуда эти строки, кто автор? («Узнак», А. С. Пушкин)
Найдите слова с орфограммой: проверяемая безударная гласная в корне слова. (сижу, темнице, вскормленный, молодой, махая, кровавую, (под) окном )
Найдите слова с орфограммой: непроверяемая безударная гласная в корне слова. (решётка, орел)
Найдите слово с непроизносимой согласной в корне . (грустный)
Индивидуальная работа на карточках ( один у доски).
Карточка № 1 . Выполни морфемный разбор слов.
Сижу, за решеткой, сырой, вскормленный, в неволе, грустный.
Давайте проверим, правильно ли выполнен морфемный разбор слов. Используем сигнальные карточки. (Красная – неверно, зеленая – верно)
Обе работы проводятся одновременно. Сперва проверяем правильность выполнения работы со стихотворением, потом проверяем морфемный разбор.
Ребята, какие два раздела мы с вами повторили? (Морфемика и орфография)
Как вы думаете, эти разделы связаны? Чем может помочь умение делалить слово на морфемы?
А что поможет вам правильно выполнить морфемный разбор слова?
Давайте попробуем дать лексическое значение слов: неволя, грустный.
Проследим, как они были образованы. (воля неволя, грустный грусть )
Как образуются новые слова? (Слова образуются от других слов и с помощью различных морфем)
О чем мы с вами сегодня будем говорить? Определим тему урока. (Запись темы в тетрадях и на доске)
Какие цели мы ставим перед собой? ( познакомиться с основными способами образования новых слов, научиться определять способ образования новых слов, закрепить умения, полученные на уроке)
(цели зафиксировать на доске)
III .Изучение нового материала
Наша проблема : «Как образуются слова в русском языке?»
Гипотеза: в русском языке множество слов, все эти слова можно разделить на группы по словообразованию.
Давайте докажем выдвинутую гипотезу.
1.Учебное задание «Следопыт»
У каждого на столах лежит карточка со словами. Попробуйте выяснить, с помощью какой морфемы было образовано каждое их них.
Карточка №2. Определите, как образованы следующие слова. С помощью какой морфемы?
1. Развесёлый ___________________________________
Давайте проверим,как вы выполнили задание.
1. Развесёлый ← весёлый. (приставочный способ)
2. Овражек ← овраг. (суффиксальный)
3. Подсвечник ← свеча. (приставочно-суффиксальный)
4. Бег← бегать. (бессуффиксный)
5. Лесовоз ← лес возит. (сложение основ)
6.парашютистка ← парашютист (суффиксальный)
7.кресло-кровать ← кресло и кровать (Сложение слов)
8. Птицефабрика← фабрика птиц (сложение основ)
О каких способах образования новых слов мы узнали? (заполнение карточки № 3)
5. Сложение целых слов
6. Сложение основ
Но все ли способы мы перечислили? Давайте прочитаем об этом в учебнике.
2.Работа с учебником (пар. 3, стр. 95, чтение теоретического материала)
О каких способах вы еще узнали?
7. Переход одной части речи в другую. ( Школьная столовая(сущ.) из столовая(прил.) комната)
8. Сложносокращенные слова.
В русском языке есть несколько способов образования новых слов:
IV . Закрепление материала
Упр. 168. Запись выделенных слов (с указанием способа образования).
Рассада ← сад ˗ приставочный
Посадки ← сад ˗ приставочно-суффиксальный
Садовод ← сад, водить ˗ сложение основ
Садовник ← садовый ˗ суффиксальный.
Наклоны вправо, влево, приседания
Наклон вправо , если слово образовано приставочным способом. Влево – суффиксальным.
На морд ник (присесть), фокус ник (наклон влево), анти циклон (наклон вправо), мастер иц а (наклон влево), без вкус н ый (приседание), не воля (наклон вправо)
Упр. 169. Выполнение по образцу
V . Самостоятельная работа
Карточка № 3. Ответьте на вопросы, запишите ответ в графу «ответ»
Значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов, называется….
Каким способом образовано слово перезимовать ?
Слово переход образовалось бессуффиксным способом?
Какое окончание в слове видел ?
С помощью какого суффикса образовано слово охотник ?
Какой корень в слове маленький ?
Слово белизна образовано_______ способом
Каким способом образовано слово героизм ?
Обменяйтесь карточками, приверяем по эталону.
(за 1-2 ошибки – 4; за 3 – 3, больше – 2).
VI .Подведение итогов урока
Игра «Составь слово».
А давайте сами попробуем сконструировать слова с помощью отдельных морфем. Работаем в тетради молча, кто первый запишет слово, поднимает руку и даёт готовый ответ. Выделите морфемы в словах.
От глагола понёс взять приставку,
от глагола дарить корень,
от существительного кружок суффикс. (подарок)
Итак, ребята. Словообразование – один из важнейших разделов русского языка. Словообразование – один из важнейших источников пополнения словарного запаса.
Давайте вспомним, какие мы ставили цели перед основоением нового материала. Мы их добились?
Спасибо, дети, за урок, за ваше активное участие, мне хотелось бы услышать ваши ответы. Заполните, пожалуйста, лист самоконтроля.
Сегодня я узнал(а), что…
Мне показалось интересным …
У меня возникли трудности…
Я хотел бы больше узнать…
Для всех: параграф 33 учить.
На выбор: упражнение 172 или подобрать по 3 примера слов из текстов произведений художественной литературы, образованных приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным, бессуффиксным способами, сложением и переходом из одной части речи в другую (с указанием автора и названия произведения)
Карточка № 1 . Выполни морфемный разбор слов.
Сижу, за решеткой, сырой, вскормленный, в неволе, грустный.
Карточка №2. Определите, как образованы следующие слова. С помощью какой морфемы?
1. Развесёлый ___________________________________
Карточка № 3. Ответьте на вопросы, запишите ответ в графу «ответ»
Значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов, называется….
Каким способом образовано слово перезимовать ?
Слово переход образовалось бессуффиксным способом?
Какое окончание в слове видел ?
С помощью какого суффикса образовано слово охотник ?
Какой корень в слове маленький ?
Слово белизна образовано_______ способом
Каким способом образовано слово героизм ?
Сегодня я узнал(а), что…
Мне показалось интересным …
У меня возникли трудности…
Я хотел бы больше узнать…
Сегодня я узнал(а), что…
Мне показалось интересным …
У меня возникли трудности…
Я хотел бы больше узнать…
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 821 человек из 76 регионов
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Сейчас обучается 324 человека из 59 регионов
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Сейчас обучается 327 человек из 67 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-320396
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
Студентам вузов могут разрешить проходить практику у ИП
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
ЕСПЧ запретил учителям оскорблять учеников
Время чтения: 3 минуты
В проекте КоАП отказались от штрафов для школ
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
Конспект урока с презентацией «Способы образования слов» (6 класс)
Выбранный для просмотра документ Конспект урока.docx
урока русского языка в 6 классе «Способы образования слов»
Автор — учитель русского языка и литературы
МКОУ СОШ №4 с. Киевка
Предметные цели урока:
знакомство с основными способами образования слов и отработка первичных умений и навыков учащихся;
отработка умения выполнять морфемный разбор слов;
развитие орфографической зоркости;
отработка умения работать с текстом (развитие речи)
Метапредметные цели урока:
Познавательные УУД: постановка и решение проблемы;
Регулятивные : умение проводить самопроверку;
Коммуникативные: умение осуществлять поиск и сбор информации, владение разными формами речи.
Личностные : привитие учащимся интереса к урокам русского языка, воспитание внимания и активности учащихся на уроке, умения обобщать и делать выводы, воспитание гармоничной личности
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Оборудование : мультимедийное сопровождение, учебник, карточки контроля
— Ребята! Сегодня у нас необычный урок, потому что мы превратимся в строителей – будем учиться строить или создавать новые слова, и вы научитесь определять способы образования слов. Но для этого нам нужно подготовиться и повторить тот материал, который вы уже знаете.
Запись в тетради даты, темы урока (слайд 1)
Работа с таблицей (слайд 2)
— Заполните таблицу примерами , обозначая морфемы, в которых есть орфограммы . (Слова диктует учитель)
С дать, строит, слагать, пашет, растение, скользкий, в поле, грустный, смелому, узнавать, бесцельный, подплыть.
— Какое умение вам потребовалось при заполнении таблицы?
— Для чего нужно знать строение слова?
— Как называется раздел языкознания, в котором изучается строение слова?
— Словообразование – один из важнейших разделов русского языка, это один из важнейших источников пополнения словарного запаса. Многие орфографические правила опираются на словообразование. Поэтому, чтобы понять смысл, суть правил, надо хорошо знать состав слова, его строение, находить морфемы и точно определять границы между ними.
— Ребята, а что же такое морфема?
Работа с кроссвордом (слайд 3)
— Чтобы вспомнить морфемы, я предлагаю вам разгадать кроссворд
По горизонтали : 1. Главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов. 2. Часть слова без окончания. 3. Значимая часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования новых слов.
По вертикали : 4. Значимая часть слова, которая служит для образования формы слова. 5. Значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов.
Работа с текстом (слайд 4)
— Прочитайте текст про себя. Подберите заголовок. Назовите тему и основную мысль текста.
Ударила первая капля дождя – начались соревнования. Соревновались трое: гриб подосиновик, гриб подберёзовик, гриб моховик. Первым выжимал вес подберёзовик. Он поднял листик берёзы и улитку. Вторым номером был гриб подосиновик. Он выжал три листика осины, шесть хвоинок и сосновую шишку. Моховик был третьим. Он раззадорился, расхвастался. Раздвинул шляпкой мох, подлез под сучок и стал выжиматься. Жал-жал, жал-жал – не выжил. Только шляпку свою раз давил. (Н. Сладков)
— Выпишите из текста слова, обозначающие названия грибов, и те слова, от которых они образованы ( подберёзовик – берёза, подосиновик – осина, моховик – мох) . Выделите в этих словах части слова (выполните морфемный разбор) . Сделайте вывод: какие морфемы служат для образования новых слов?
— На какие две группы по своему назначению делятся морфемы? (Формообразующие и словообразующие) (слайд 5)
— Назовите словообразующие морфемы. Формообразующие.
— Почему суффикс Л – это формообразующая морфема?
Знакомство с новой темой.
— А сейчас мы с вами с помощью морфем-кирпичиков будем строить слова, и вы узнаете, как называются способы образования слов.
— Итак, давайте проверим, какие способы образования слов вы теперь знаете. (слайд 10)
Закрепление. Все записывают слова и определяют способ образования
Источник