- Конспект урока с презентацией «Форма и язык представления информации» план-конспект урока (информатика и икт, 8 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Представление информации. Языки. Кодирование
- Урок 2. Информатика 10 класс (ФГОС)
- В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
- Получите невероятные возможности
- Конспект урока «Представление информации. Языки. Кодирование»
Конспект урока с презентацией «Форма и язык представления информации»
план-конспект урока (информатика и икт, 8 класс) по теме
Этот конспект урока я отправила на сайт 1 сентября и на конкурс в г. Троицк в номинации «Лучший урок и презентация»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_na_konkurs_po_teme_forma_i_yazyk_predstavleniya_informacii.docx | 14.77 КБ |
prezentaciya_k_uroku.pptx | 260.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме «Форма и язык представления информации»
Есакова Марина Алексеевна, учитель информатики
Статья отнесена к разделу: Преподавание информатики
Совершенствование умений и навыков при работе с различными языками при представлении информации.
Применение их в новой ситуации.
Цели урока: раскрыть роль языков в передачи и получении информации.
Учебные: научить представлять информацию используя различные языки.
Развивающие: развивать умение систематизировать получаемые знания, познавательный интерес, самостоятельность.
Воспитательные: воспитывать пунктуальность и внимательность.
Методы: словесный, наглядно-иллюстративный, практический.
Организационные формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Тип урока: объяснения нового материала.
Вид урока: изучение нового
Организационный момент (1-3 мин.)
Постановка цели и задачи урока (2 мин.)
Обобщение и систематизация знаний (3 мин.)
Объяснение нового материла (20 мин.)
Первичное закрепление (10 мин.)
Подведение итогов урока (3 мин.)
Материалы и оборудование для проведения урока: учебник Семакина «Информатика 8 класс», рабочая тетрадь «Информатика 8 класс», компьютеры с ОС Windows.
– Здравствуйте! Все готовы к уроку? Тетрадь, учебник, ручка.
2. Постановка цели и задачи урока
– Сегодня мы будем учиться представлять одну и ту же информацию различными способами.
3. Обобщение и систематизация знаний
– Для начала давайте вспомним, что такое информация?
– С помощью чего человек получает информацию?
– Какие основные информационные процессы вы знаете?
– Что такое знания?
4. Объяснение нового материала
Информацию можно представить в различной форме:
Знаковой письменной, состоящей из различных знаков, среди которых принято выделять: – символьную в виде текста, чисел, специальных символов,
В виде жестов или сигналов, устной словесной.
Форма представления информации очень важна при её передаче: если человек плохо слышит, то передавать ему информацию в звуковой форме нельзя, если у собаки слабо развито обоняние, то она не может работать в розыскной службе.
– Как люди передавали информацию в различные времена? (В разное время люди передавали информацию в различной форме: речи, дыма, барабанного боя, звона колоколов, письма, телеграфа, радио, телефона. Но независимо от формы передачи она всегда передаётся с помощью языка.)
– Чем вы пользуетесь на уроках математики? (На уроках математики вы используете специальный язык, в основе которого – цифры, знаки арифметических действий и отношений. Это язык математики.)
– Чем мы пользуемся на уроках музыки? (На уроках музыки главные знаки – ноты.)
– Но какие бы знаки мы не использовали все они составляют различные языки. А язык невозможен без алфавита. Язык – это знаковая система передачи информации. В основе любого языка лежит – алфавит.
Алфавит – набор однозначно определенных знаков (символов), из которых формируется сообщение.
Языки делятся на: естественные (разговорные) и формальные (научные). К естественным относятся английский, русский и т.д., к формальным языкам относится язык алгебры, физики и т.д.
Преобразование информации из одной формы представления (знаковой системы) в другую называется кодированием.
Кодирование – процесс представления информации в виде кода.
Код – набор символов (условных обозначений) для представления информации.
Вы встречаетесь с кодированием информации при переходе дороги по сигналам светофора. Код определяют цвета светофора – красный, зеленый, желтый.
5. Практические задания
1. Запишите на музыкальном языке (нотами) следующий музыкальный фрагмент: до – фа – ре – ми – до – фа.
2. Мальчик закодировал свое имя по порядку буквы в алфавите. Разгадайте имя: 46151.
3. Угадай правило, по которому произошла шифровка слов и разгадай слова: лбко, амшр.
4. Приведите различные формы представления:
а) некоторого сообщения
б) условия математической задачи.
5. Представьте с помощью формальных и естественных языков следующую информацию:
а) нахождение площади треугольника
б) призыв о помощи
в) правило дорожного движения
1. Какие формы представления информации вы знаете?
2. Представьте информацию о погоде в различной форме?
3. С помощью чего передается информация?
4. Что такое алфавит? Что такое код, кодирование?
5. Что такое язык? На какие виды делится?
6. Где применяются естественные языки? Формальные?
Домашнее задание: придумать ребусы, которые зашифруют компьютерные термины, например: информация, компьютер, мышь и т.д.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Форма и язык представления информации Есакова М.А., учитель информатики МБОУ гимназии № 1 г.о. Краснознаменск
Цель урока: Сегодня мы будем учиться представлять одну и ту же информацию различными способами. Вопросы для повторения: – Для начала давайте вспомним, что такое информация? – С помощью чего человек получает информацию? – Какие основные информационные процессы вы знаете? – Что такое знания? – Виды знаний?
Представление информации: Графический тип «Снеговик состоит из трех комочков разных размеров. Сначала лепим большой комок, затем средний и маленький. Делаем нос, глазки, одеваем шляпу.» текстовый
Табличная форма: Число комков Размер комка Цвет комков 3 большой синий
Как люди передавали информацию в различные времена?
Чем мы пользуемся на математике, музыке?
Но какие бы знаки мы не использовали все они составляют различные языки. А язык невозможен без алфавита. Язык – это знаковая система передачи информации. В основе любого языка лежит – алфавит. Алфавит – набор однозначно определенных знаков (символов), из которых формируется сообщение. Языки делятся на: естественные (разговорные) и формальные (научные). К естественным относятся английский, русский и т.д., к формальным языкам относится язык алгебры, физики и т.д.
Преобразование информации из одной формы представления (знаковой системы) в другую называется кодированием. Кодирование – процесс представления информации в виде кода. Код – набор символов (условных обозначений) для представления информации. Вы встречаетесь с кодированием информации при переходе дороги по сигналам светофора. Код определяют цвета светофора – красный, зеленый, желтый.
. Запишите на музыкальном языке (нотами) следующий музыкальный фрагмент: до – фа – ре – ми – до – фа. 2. Мальчик закодировал свое имя по порядку буквы в алфавите. Разгадайте имя: 46151. 3. Угадай правило, по которому произошла шифровка слов и разгадай слова: лбко , амшр . 4. Приведите различные формы представления: а) некоторого сообщения б) условия математической задачи. 5. Представьте с помощью формальных и естественных языков следующую информацию: а) нахождение площади треугольника б) призыв о помощи в) правило дорожного движения
Итоги урока 1. Какие формы представления информации вы знаете? 2. Представьте информацию о погоде в различной форме? 3. С помощью чего передается информация? 4. Что такое алфавит? Что такое код, кодирование? 5. Что такое язык? На какие виды делится? 6. Где применяются естественные языки? Формальные?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока с презентацией «Графика на языке программирования Turbo Pascal»
Урок для учащихся 11 класса по теме «Графика на языке программирования ТР». Содержит теоретический материал, практическую работу и презентацию к уроку. Надеюсь, многим учителям информатики пригодится.
Конспект урока и презентация по русскому языку в 5 классе»Простые и сложные предложения»
Русский язык для многих стал родным языком, потому что люди разных национальностей могут общаться на нём. А.С. Пушкин считал, что «язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми евро.
Конспект урока и презентация по английскому языку в 6 классе на тему: «My day»
Конспект урока и презентация по английскому языку в 6 классе на тему: «My day» по учебнику Spotlight-6 V.Eva.
Конспект урока и презентация по русскому языку в 6 классе по теме: «Правописание имен существительных с шипящей на конце» для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальной (коррекционной) школы»
Обучение русскому языку в специальной (коррекционной) школе 8 вида носит прежде всего коррекционную и практическую направленность, что определяется содержанием и структурой предмета. Коррекционн.
Конспект урока с презентацией по русскому языку в 9 классе по теме: «Обращение»
Обучение русскому языку в специальной (коррекционной) школе 8 вида носит прежде всего коррекционную и практическую направленность, что определяется содержанием и структурой предмета. Коррекционн.
Конспект урока по информатике на тему: «Способы представления информации в компьютере»
Цели урока:· повторение и обобщение знаний учащихся о преставлении информации в памяти компьютера;· стим.
Конспект урока по информатике на тему «Языки представления чисел. Позиционные системы счисления.» 7 класс
Тип урока: изучение нового материала. Работа по презетации.
Источник
Представление информации. Языки. Кодирование
Урок 2. Информатика 10 класс (ФГОС)
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Представление информации. Языки. Кодирование»
· язык. Виды языков;
В повседневной жизни мы воспринимаем информацию как обмен сообщениями между людьми. Обмениваться сообщениями человек может устно, письменно, с помощью технических средств, отправляя смс или электронные сообщения. Возможно, в будущем человек сможет обмениваться сообщениями с помощью телепатии.
Если вспомнить уроки истории и биологии, то вы поймёте, что своё развитие человек получил благодаря развитию речи, только когда появились и распространились языки.
На сегодняшний момент существует несколько предположений о том, как появились языки, но ни одно из предположений не имеет подтверждения. В начале 21 века были получены данные, после которых ряд учёных предположил, что развитие языка произошло из-за мутации некоторых генов у человека, благодаря чему человек стал отличаться от близких ему приматов. Эта мутация, возможно, произошла от какого-то космического облучения. Конечно, это просто гипотеза и доверять ей беспрекословно нельзя.
Язык – это сложная знаковая система для представления и передачи информации.
Языки бывают естественные, которые развились на определённой территории и принадлежат определённой группе людей. Например, русский язык, английский, китайский, японский, немецкий и другие языки.
Так же выделяют формальные языки: к ним относится математическая символика, языки программирования, система дорожных знаков и другие.
И искусственно созданные языки, например, азбука Морзе и жестовый язык глухих людей.
Основная функция языка – передача информации и её хранение.
Чтобы сохранить информацию её необходимо записать на определённый носитель. Благодаря этому можно передать информацию следующему поколению.
Давайте подумаем, записав текст на русском языке на бумагу используя русский алфавит, что мы сделаем? Мы представим информацию в закодированном виде. Так как используя графические символы (буквы) мы представили текст в виде кода, заключающего в себе содержание речи, то есть информацию.
Таким образом, Кодирование – это процесс представления информации, удобный для её хранения и/или передачи.
Чтение — это обратный процесс, здесь письменный текст преобразуется в речь. Данный процесс называется декодированием.
Схематически эти два процесса можно представить следующим образом:
Данная схема будет свойственна для всех процессов, связанных с передачей информации.
Теперь давайте выделим некоторые способы и основные цели кодирования.
Способов кодирования существует огромное множество. Даже записав русский текст, используя латинский алфавит мы получим туже информацию, но закодированную иначе. Кстати, очень часто данный способ используют для отправки сообщения, если в данный момент на клавиатуре нет русских букв. Например, фразу: Добрался отлично! можно написать с помощью латинских букв Dobralsya otlichno.
Также есть такой способ кодирования как стенография – это быстрый способ записи устной речи. Данный способ кодирования был необходим во времена отсутствия звукозаписи. Стенографией владели лишь немногие специально обученные люди. Стенографисты успевали записывать текст синхронно с речью выступающего человека. В стенограмме один символ означает целое слово или сочетание букв. Но расшифровать (декодировать) стенограмму мог только сам стенографист.
Как вы уже поняли, закодировать одну и туже информацию можно используя различные способы. И выбор способа кодировки зависит от следующих причин:
· Способа обработки информации.
Остановимся подробнее на способе обработки информации.
Например, используя русский алфавит запишем число «сорок два». А теперь запишем это же число, используя алфавит арабской десятичной системы счисления – 42. Теперь представим, что вам необходимо произвести вычисления. Как будет удобнее? Сорок два умножить на триста восемьдесят шесть. Или используя арабские цифры и знаки действий?
Очевидно, что в данном случае, второй способ удобнее.
Обратите внимание, что обе записи имеют одинаковый смысл, однако используют различные языки кодирования: в первом случае — естественный русский язык, а во втором — формальный язык математики.
В настоящее время человек использует для кодирования чисел десятичную систему счисления, а компьютер — двоичную.
В программировании используются различные формальные языки, их называют языками программирования. Например, такие как Pascal, Java, С++, Visual Basic и другие.
Существуют ситуации, когда необходимо засекретить информацию, то есть защитить её от несанкционированного доступа. Тогда информация шифруется. В давние времена шифрование называлось тайнописью.
Шифрование – это процесс кодирования засекреченным способом открытого текса в зашифрованный, известный только отправителю и получателю сообщения.
Дешифрование – процесс обратного преобразования (восстановления) исходных данных. Наука, которая занимается методами шифрования, называется криптография.
Есть очень интересная книга, про способы шифрования. Она называется «Цифровая крепость», автор — Дэн Браун. Если у вас будет желание, обязательно прочтите её.
Теоретически можно разгадать любой шифр. Для успешной расшифровки необходимо научиться пользоваться логикой.
Простейшие примеры логических выводов могут выглядеть так.
Если текст засекречен с помощью подстановочного шифра.
Первые шесть букв послания стоят перед восклицательным знаком, логично предположить, что это обращение «Привет!». Или если в тексте есть слово из двух букв, то почти наверняка это будет предлог или местоимение. И так далее.
Конечно, это логика простейшего примера. При более сложных вариантах шифрования важна собственная интуиция, чтобы с помощью шестого чувства догадаться, какой же метод был применён.
Проблема в том, что алгоритмов шифрования существует бесчисленное множество, к тому же могут применяться комбинации подходов, что значительно усложняет задачу.
Тогда к основным целям кодирования информации относятся: засекречивание информации, быстрый способ записи, передача по техническим каналам связи, выполнение математических вычислений.
Рассмотрим примеры шифрования.
Возможно, самая известная история, основанная на расшифровке тайного послания с помощью логических размышлений и догадок, описана в рассказе «Пляшущие человечки» английского писателя Артура Конана Дойля о сыщике Шерлоке Холмсе.
Как вы помните, к Шерлоку Холмсу обращается за помощью некий мистер Хилтон Кьюбит. Год назад он женился на мисс Илси Патрик, а месяц назад его жена получила письмо из Америки и после прочтения, сразу уничтожила его.
Вскоре возле дома мистера Кьюбита стали появляться рисунки пляшущих человечков. Когда миссис Кьюбит увидела их впервые, она потеряла сознание. Не в силах разгадать загадку самостоятельно, Мистер Хилтон обращается за помощью к прославленному сыщику.
Конечно, Мистер Холмс сразу догадывается, что это не просто детские каракули, а не что иное, как шифр. Накопив достаточное количество пляшущих человечков, Холмс раскрывает их тайну и отправляет телеграмму.
Давайте посмотрим, как Шерлок Холмс расшифровал записку.
Холмс предположил, что во второй и в третьей записке, первое слово — это обращение к миссис Кьюбит, ИЛСИ. Таким образом он получил три буквы — И, Л, С.
Затем, обратил внимание на второе слово третьей записки. Оно состоит из семи букв, также в нём третья и последняя буквы — И. Из предположений о возможном смысле записи следовало, что это слово ПРИХОДИ. Так он получил еще пять букв: П, э, Х, О, Д.
По мнению Холмса, четвёртую записку написала миссис Кьюбит. Записка состояла из всего одного слова, включающего буквы И, О, Д. То есть это может быть слово НИКОГДА. Шерлок получил буквы: Н, К, Г, А.
Размышляя таким образом в руках у Холмса оказались 23 буквы, и он расшифровал все записки.
Или ещё один из самых простых и наиболее широко известных методов шифрования – это Шифр Цезаря, также известный как шифр сдвига, код Цезаря или сдвиг Цезаря.
Шифр Цезаря — это вид шифра подстановки, в котором каждый символ в открытом тексте заменяется символом, находящимся на некотором постоянном числе позиций левее или правее него в алфавите. Например, в шифре со сдвигом вправо на три, буква А была бы заменена на Г, буква Б станет Д, и так далее.
Этот шифр назван в честь римского императора Гая Юлия Цезаря, использовавшего его для секретной переписки со своими генералами.
Различные системы безопасности на протяжении многих веков использовали идею Цезаря и её обобщение в виде аффинного шифра. В настоящее время любой шифр, в котором каждая буква исходного сообщения заменяется на другую букву, сдвинутую на фиксированное число позиций (не обязательно три), называется шифром Цезаря.
Язык – это сложная знаковая система для представления и передачи информации. Языки бывают естественные и искусственно созданные.
Основная функция любого языка – передача и хранение информации.
Существуют ситуации, когда необходимо засекретить информацию, то есть защитить её от несанкционированного доступа. Тогда информация шифруется.
Дешифрование – это процесс обратного преобразования исходного текста.
К основным целям кодирования информации относятся: засекречивание информации, быстрый способ записи, передача по техническим каналам связи, выполнение математических вычислений.
Источник