Конспект урока цитирование способы цитирования

Цитаты и способы цитирования.
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме

Конспект урока на тему: «Цитаты и способы цитирования».

Скачать:

Вложение Размер
tsitaty_i_sposoby_tsitirovaniya.doc 57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Цитаты и способы цитирования .

Цели: познакомить учащихся с понятием «цитата», охарактеризовать основные способы цитирования, формировать навык орфографической и пунктуационной грамотности.

  1. Проверка домашнего задания.
  1. Фронтальный опрос.

— Дайте определение косвенной речи. (Чужая речь, переданная в форме придаточного предложения).

— Чем отличается косвенная речь от прямой?

(Косвенная передаёт только содержание, но не форму и интонацию).

— От чего зависит способ присоединения косвенной речи? (От цели высказывания).

У доски 1 учащийся делает синтаксический разбор, остальные называют устаревшие слова и обороты.

Заброшенный родничок, серебряная песенка, зелёненький кузнечик, ежовые рукавицы, рыжеватый бельчонок, вырубка не запущена, путевой обходчик, раскалённый воздух, соловьиная весна, перронный шум, пасмурно и ветрено, низкий бережок, скользкая тропинка, причудливый узор, некошеная трава, падающие справа и слева сосульки.

— Расскажите о правописании Н, НН в суффиксах причастий и прилагательных.

— Когда в суффиксах прилагательных и существительных после шипящих пишется О. когда Е?

  1. Синтаксическая пятиминутка. (Слайд № 1).

Я, вероятно, не сумею передать достаточно ярко и убедительно, как велико было моё изумление, когда я почувствовал, что почти каждая книга как бы открывает передо мною окно в новый, неведомый мир, рассказывая мне о людях, чувствах, мыслях и отношениях, которых я не знал, не видел. (М. Горький.)

  1. Сообщение темы, цели урока. (Слайды № 2, 3)

— Укажите предложения, где знаки препинания расставлены верно:

1) Полный вперёд!: «Скомандовал капитан.»

2) Я спросил: «Откуда ты?»

3) Он говорил о том: «Что все должны быть очень внимательны.»

4) Он спросил соседа о том, далеко ли до города.

  1. Изучение нового материала.
  1. Рассказ учителя. (Слайды № 5, 6, 7, 8, 9)

Цитата – это дословная выдержка из какого-либо устного или письменного высказывания, приводимая для подтверждения или разъяснения какой-либо мысли.

Существует несколько способов оформления цитат.

С помощью прямой речи.

В книге «Путь жизни» Л. Н. Толстой писал: «Наказывать – по-русски значит поучать. Поучать можно только добрым словом и добрым примером».

С помощью косвенной речи.

В книге «Путь жизни» Толстой писал о том, что «наказывать – по-русски значит поучать».

С помощью вводных слов.

По словам Толстого, «наказывать – значит поучать».

Чаще всего цитаты оформляются с помощью прямой речи. Обратите внимание, что цитата начинается в этом случае с большой буквы.

Рассмотрите предложение и обратите внимание, что в этой цитате отсутствует тире между подлежащим и сказуемым. Пунктуационные правила в XIX веке отличались от современных, и при цитировании надо сохранить ту пунктуацию, которой пользовался автор:

А. С. Пушкин писал Нащокину в 1834 году: «Говорят, что несчастье хорошая школа, может быть. Но счастие есть лучший университет».

Вы заметили, что во всех трёх случаях выдержки из чужих высказываний заключается в кавычки, но если в качестве цитаты приводятся стихотворные строки, то кавычки не ставятся:

А. С. Пушкин так характеризует первого русского императора в стихотворении «Стансы»:

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник.

Если цитата приводится не полностью, то на месте пропуска ставится многоточие. В следующем примере предложение из письма Пушкина приведено не с начала:

Пушкин писал Чаадаеву в 1836 году: «… клянусь честью, что ни за что на свете, я не хотел бы переменить отечество, или иметь другую историю, кроме истории наших предков, какой нам бог её дал».

А) Найдите среди примеров этого упражнения предложение, в котором цитата оформлена с ошибкой.

1) Э. Хемингуэй в одной их своих статей писал: «Книги обладают бессмертием. Это самый прочный продукт человеческого труда».

2) По слова Аристотеля, «почтеннее всего – самое старое».

3) «У интеллигента не биография, а список прочитанных книг», — считал О. Э. Мандельштам.

4) Д. С. Лихачёв считал, что «Для культуры фотография явилась самым значительным изображением 19 века».

5) Фазиль Искандер говорил, что «юмор – громоотвод безумия».

Б) Тестовое задание. (Слайд № 11)

В какой строке записана вводная конструкция, с помощью которой не может быть оформлена цитата?

1) по словам автора

2) по утверждению критика

3) по мнению философа

4) по моему мнению

  1. Упражнение 263.
  2. Упражнение 264 (устно).
  3. Самостоятельная работа.

А) Упражнение 268 (по вариантам – I, II, III).

Б) Запишите текст, расставьте необходимые знаки препинания, объясните их постановку. (Слайд № 12)

Однажды в городе Соколе Вологодской области на книжном лотке купил книгу Тютчева, изданную в 1976 году в серии «Поэтическая Россия». В поезде я долго сидел у ночного окна, бережно перелистывая, как бы впервые держа в руках стихотворения великого поэта…

И как бы заново я читал:

Чему бы жизнь нас ни учила,

Но сердце верит в чудеса:

Есть нескудеющая сила,

Есть и нетленная краса.

— К сочинениям на какие темы можно использовать строки Тютчева в качестве эпиграфа? Как оформляется эпиграф?

— Дайте определение цитаты.

( Цитата – это дословная выдержка из какого-либо устного или письменного высказывания, приводимая для подтверждения или разъяснения какой-либо мысли.)

— В каких случаях прибегают к цитированию?

(Для подтверждения своей собственной мысли.

Для того чтобы познакомить читателя или слушателя с чьим-либо авторитетным мнением.

Для более яркого выражения собственной мысли.

Для сохранения особенностей языка и колорита художественного текста при его изложении).

— Какие существуют способы цитирования?

(С помощью прямой речи, косвенной речи, с помощью вводных слов)

  1. Проверочная работа. (Раздаточный материал.)
  1. Найдите соответствия.

1. «В языке Достоевского есть особая, ему лишь свойственная и надобная точность, — писал И. Анненский, — есть и резкая отчётливость, когда это нужно».

А. Цитата оформлена как прямая речь и находится после слов автора.

2. И. Анненский писал, что «в языке Достоевского есть особая, ему лишь свойственная и надобная точность, есть и резкая отчётливость, когда это нужно».

Б. Цитата оформлена как прямая речь и находится перед словами автора.

3. И. Анненский отмечал: «В языке Достоевского есть особая, ему лишь свойственная и надобная точность, есть и резкая отчётливость, когда это нужно».

В. Цитата оформлена как прямая речь и прерывается словами автора.

4. «В языке Достоевского есть особая, ему лишь свойственная и надобная точность, есть и резкая отчётливость, когда это нужно,»- указывал И. Анненский.

Г. Цитата оформлена как косвенная речь (придаточное предложение).

5. По словам И. Анненского, «в языке Достоевского есть особая, ему лишь свойственная и надобная точность, есть и резкая отчётливость, когда это нужно».

Д. Цитата включена в текст при помощи вводных слов.

6. И. Анненский так объясняет насыщенность поэзии Достоевского страданием: «… причину, конечно, надо искать в том, что это была поэзия совести».

Е. Цитируется часть высказывания, слова автора находятся после неё.

7. «Причину, конечно, надо искать именно в том, что это была поэзия совести,» — так И. Анненский объясняет насыщенность поэзии Достоевского страданием.

Ж. Цитируется часть высказывания, слова автора находятся перед ней.

  1. Измените способ введения цитаты по указанной схеме.

8. «Формой песни Некрасов владел в совершенстве», — отмечал К. И. Чуковский.

9.К. И. Чуковский так писал о стилистике стихов Некрасова: «Стилистика у него полностью подчинена тематике».

10. «Некрасов, как и Гоголь, хорошо сознавал, что прославление народного языка, — писал К. И. Чуковский, — есть прославление народа, создавшего язык».

Вв. конструкция, «цитата».

  1. Расставьте знаки препинания, зачеркните ненужные буквы, постройте схемы фраз с цитатой.

11. «Мой дед землю пахал» (Н, н)е без гордости заявляет Базаров.

12. «Патриот – это тот (У, у)тверждал В. Быков (К,к)оторый любил своих, националист – это тот, кто не любит чужих».

13. В одной из литературоведческих статей отмечается что «(О, о) Цветаевой Бродским были написаны две прекрасные статьи».

14. По словам Пушкина «Чацкий совсем не умный человек».

15. Белинский писал что публика видит «в писателях своих единственных вождей…»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме «Чужая речь и способы её передачи. Эпиграф. Знаки препинания при цитировании»

Учебно-методический комплекс содержит материалы для самостоятельной работы по русскому языку.Адресован учащимся школ, студентам для оказания помощи при подготовке к семинарским, практическим занятиям.

ПРЕДМЕТ: русский язык, 11 класс. РАЗДЕЛ/БЛОК: Синтаксис и пунктуация. ТЕМА: Цитаты. Основные правила цитирования. Подготовка к ЕГЭ.

ЦЕЛЬ: познакомиться с правилами употребления цитат, повторить правила оформления цитат.ЗАДАЧИ: образовательная: формирование новых знаний и способов действий, повторение ранее изученного м.

Способы передачи чужой речи. Способы цитирования.

Когда мы слышим, как человек говорит, или читаем написанный текст, мы воспринимаем авторскую речь. В авторскую речь может быть включена речь другого человека.

Русский язык. Способы передачи чужой речи. Цитирование (8 класс общеобразовательной школы)

Урок с использованием информационных технологий (применении на уроке интерактивной доски, персонального компьютера, сканера, документ-камеры)Цели:Обучающие:-формирование навыка постановки знаков препи.

ЦИТИРОВАНИЕ КАК ОСНОВНОЙ СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ СМЫСЛОВОЙ И ФОРМАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ ПОВЕСТИ ДЖ. КОШУБАЕВА «БЫЛ СЧАСТЬЯ ДЕНЬ»

Урок русского языка. «Цитаты и способы цитирования». (Групповая работа — основа Scrum – подхода, лист самоконтроля – один из инструментов Scrum)

Представленный урок построен в соответствие с современными методами и формами организации урочной деятельности, такими как: групповая работа — основа Scrum – подхода, лист самоконтроля – о.

Источник

Урок русского языка «Цитация. Знаки препинания при цитатах» 9 класс

Тема: цитация. Знаки препинания при цитатах

обеспечить усвоение учащимися понятий «цитата», «цитация»;

формировать умение вводить цитаты в текст и оформлять их в соответствии с правилами пунктуации.

Планируется, что к концу урока учащиеся

будут знать, «зачем и где» употребляются цитаты;

научатся использовать все варианты грамотного оформления цитат;

закрепят правила правописания приставок.

Задачи личностного развития:

способствовать развитию познавательной активности и творческого мышления учащихся, формированию орфографической и пунктуационной грамотности; воспитанию интереса к изучению русского языка.

Проверка домашнего задания

Лингвистическая разминка «Верю-не верю»

(У учащихся на столах лежат сигнальные карточки. Желтая карточка «верю», голубая – «не верю». Учитель задает вопросы, учащиеся «отвечают» карточками).

Верите ли вы, что сложноподчиненное предложение может иметь несколько разных по значению придаточных частей?

Верите ли вы, что при замене прямой речи косвенной можно использовать сложноподчиненное предложение?

Верите ли вы, что в слове претворить (мечты в жизнь) нужно писать букву и ?

Верите ли вы, что в слове умолять (о помощи) нужно писать букву а ?

Верите ли вы, что в предложении На небе ни облачка нужно писать частицу ни ?

Учитель комментирует ответы учащихся, проводит рефлексию данного этапа урока.

Учитель предлагает учащимся узнать тему урока по следующему определению:

Это дословная выдержка из какого-либо текста или дословно приводимые чьи-то слова. Слово произошло от латинского «приводить, провозглашать». В русском языке появилось в 20-х годах 19-го века. Это слово? …цитата.

Учитель предлагает учащимся, исходя из темы урока, поставить перед собой цели работы и задачи. На доске записаны слова:

Изучение нового материала

1.Самостоятельная работа с учебником

Учащиеся работают с материалом учебника и заполняют таблицу с «белыми пятнами»:

(Образец выполнения работы)

Тексты различных стилей и жанров речи, кроме официально-делового стиля

Для подкрепления или разъяснения авторского выражения;

в качестве одного из аргументов авторской мысли;

учащиеся ссылаются на авторитетные источники для «придания веса» своей работе;

для «украшения» текста.

Предложение с прямой речью:

Предложение с вводными словами:

Цитата как часть предложения с косвенной речью:

После самостоятельной работы над таблицей учащиеся комментируют итоги своей работы. Проводится рефлексия данного этапа урока.

Закрепление изученного материала

1.Конструирование предложений с цитатами

Запишите следующие высказывания, используя все способы цитирования:

а) На дне т..рпения ос..дает золот… (китайская пословица).

б) Если не знаешь, куда плыть, ни один ветер не будет попутным (римский философ Сенека).

в) Читая авторов которые хорошо пишут привыкают хорошо говорить (французский философ-просветитель Вольтер).

г) Корень учения горек но плод его сладок (народная мудрость).

Какое из данных изречений запомнилось вам больше всего? Чем именно? Обоснуйте свой выбор.

2. Редактирование текста

Справедливый относится к себе строго к другим снисх..дительно отмечает японская пословица.

Русская пословица гл..сит кто за счастье бор..тся к тому оно и клонится.

По словам А.П.Чехова в человеке все д…лжно быть прекрас?но и лицо и одежда и мысли.

Обобщение изученного материала

Что такое цитата?

Как оформляется цитата?

Если цитата оформляется как сложноподчиненное предложение, какие знаки препинания ставятся?

Если цитата приводится не полностью, как она оформляется?

Как оформляется фамилия автора после цитирования?

Зачем используются цитаты?

VII . Этап предъявления домашнего задания

Задание по выбору: выполнить упражнение учебника или составить «Подготовленный диктант» с использованием цитат известных деятелей искусства и науки на тему « Язык как средство общения».

Учащиеся возвращаются к целям и задачам, поставленным ими в начале изучения темы, и оценивают свою работу, используя прием «Линейка».

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 832 человека из 77 регионов

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 331 человек из 60 регионов

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

  • Сейчас обучается 332 человека из 67 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Номер материала: ДБ-1194254

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах

Время чтения: 1 минута

Российские адвокаты бесплатно проконсультируют детей 19 ноября

Время чтения: 2 минуты

В Минпросвещения предложили организовать телемосты для школьников России и Узбекистана

Время чтения: 1 минута

Пензенские родители смогут попасть в школы и детсады только по QR-коду

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России

Время чтения: 1 минута

В России выбрали топ-10 вузов по работе со СМИ и контентом

Время чтения: 3 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Читайте также:  Способы получения заготовки штамповки
Оцените статью
Разные способы