Конспект урока цитаты способы цитирования

Цитаты и способы цитирования.
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме

Конспект урока на тему: «Цитаты и способы цитирования».

Скачать:

Вложение Размер
tsitaty_i_sposoby_tsitirovaniya.doc 57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Цитаты и способы цитирования .

Цели: познакомить учащихся с понятием «цитата», охарактеризовать основные способы цитирования, формировать навык орфографической и пунктуационной грамотности.

  1. Проверка домашнего задания.
  1. Фронтальный опрос.

— Дайте определение косвенной речи. (Чужая речь, переданная в форме придаточного предложения).

— Чем отличается косвенная речь от прямой?

(Косвенная передаёт только содержание, но не форму и интонацию).

— От чего зависит способ присоединения косвенной речи? (От цели высказывания).

У доски 1 учащийся делает синтаксический разбор, остальные называют устаревшие слова и обороты.

Заброшенный родничок, серебряная песенка, зелёненький кузнечик, ежовые рукавицы, рыжеватый бельчонок, вырубка не запущена, путевой обходчик, раскалённый воздух, соловьиная весна, перронный шум, пасмурно и ветрено, низкий бережок, скользкая тропинка, причудливый узор, некошеная трава, падающие справа и слева сосульки.

— Расскажите о правописании Н, НН в суффиксах причастий и прилагательных.

— Когда в суффиксах прилагательных и существительных после шипящих пишется О. когда Е?

  1. Синтаксическая пятиминутка. (Слайд № 1).

Я, вероятно, не сумею передать достаточно ярко и убедительно, как велико было моё изумление, когда я почувствовал, что почти каждая книга как бы открывает передо мною окно в новый, неведомый мир, рассказывая мне о людях, чувствах, мыслях и отношениях, которых я не знал, не видел. (М. Горький.)

  1. Сообщение темы, цели урока. (Слайды № 2, 3)

— Укажите предложения, где знаки препинания расставлены верно:

1) Полный вперёд!: «Скомандовал капитан.»

2) Я спросил: «Откуда ты?»

3) Он говорил о том: «Что все должны быть очень внимательны.»

4) Он спросил соседа о том, далеко ли до города.

  1. Изучение нового материала.
  1. Рассказ учителя. (Слайды № 5, 6, 7, 8, 9)

Цитата – это дословная выдержка из какого-либо устного или письменного высказывания, приводимая для подтверждения или разъяснения какой-либо мысли.

Существует несколько способов оформления цитат.

С помощью прямой речи.

В книге «Путь жизни» Л. Н. Толстой писал: «Наказывать – по-русски значит поучать. Поучать можно только добрым словом и добрым примером».

С помощью косвенной речи.

В книге «Путь жизни» Толстой писал о том, что «наказывать – по-русски значит поучать».

С помощью вводных слов.

По словам Толстого, «наказывать – значит поучать».

Чаще всего цитаты оформляются с помощью прямой речи. Обратите внимание, что цитата начинается в этом случае с большой буквы.

Рассмотрите предложение и обратите внимание, что в этой цитате отсутствует тире между подлежащим и сказуемым. Пунктуационные правила в XIX веке отличались от современных, и при цитировании надо сохранить ту пунктуацию, которой пользовался автор:

А. С. Пушкин писал Нащокину в 1834 году: «Говорят, что несчастье хорошая школа, может быть. Но счастие есть лучший университет».

Вы заметили, что во всех трёх случаях выдержки из чужих высказываний заключается в кавычки, но если в качестве цитаты приводятся стихотворные строки, то кавычки не ставятся:

А. С. Пушкин так характеризует первого русского императора в стихотворении «Стансы»:

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник.

Если цитата приводится не полностью, то на месте пропуска ставится многоточие. В следующем примере предложение из письма Пушкина приведено не с начала:

Пушкин писал Чаадаеву в 1836 году: «… клянусь честью, что ни за что на свете, я не хотел бы переменить отечество, или иметь другую историю, кроме истории наших предков, какой нам бог её дал».

А) Найдите среди примеров этого упражнения предложение, в котором цитата оформлена с ошибкой.

1) Э. Хемингуэй в одной их своих статей писал: «Книги обладают бессмертием. Это самый прочный продукт человеческого труда».

2) По слова Аристотеля, «почтеннее всего – самое старое».

3) «У интеллигента не биография, а список прочитанных книг», — считал О. Э. Мандельштам.

4) Д. С. Лихачёв считал, что «Для культуры фотография явилась самым значительным изображением 19 века».

5) Фазиль Искандер говорил, что «юмор – громоотвод безумия».

Б) Тестовое задание. (Слайд № 11)

В какой строке записана вводная конструкция, с помощью которой не может быть оформлена цитата?

1) по словам автора

2) по утверждению критика

3) по мнению философа

4) по моему мнению

  1. Упражнение 263.
  2. Упражнение 264 (устно).
  3. Самостоятельная работа.

А) Упражнение 268 (по вариантам – I, II, III).

Б) Запишите текст, расставьте необходимые знаки препинания, объясните их постановку. (Слайд № 12)

Однажды в городе Соколе Вологодской области на книжном лотке купил книгу Тютчева, изданную в 1976 году в серии «Поэтическая Россия». В поезде я долго сидел у ночного окна, бережно перелистывая, как бы впервые держа в руках стихотворения великого поэта…

И как бы заново я читал:

Чему бы жизнь нас ни учила,

Но сердце верит в чудеса:

Есть нескудеющая сила,

Есть и нетленная краса.

— К сочинениям на какие темы можно использовать строки Тютчева в качестве эпиграфа? Как оформляется эпиграф?

— Дайте определение цитаты.

( Цитата – это дословная выдержка из какого-либо устного или письменного высказывания, приводимая для подтверждения или разъяснения какой-либо мысли.)

— В каких случаях прибегают к цитированию?

(Для подтверждения своей собственной мысли.

Для того чтобы познакомить читателя или слушателя с чьим-либо авторитетным мнением.

Для более яркого выражения собственной мысли.

Для сохранения особенностей языка и колорита художественного текста при его изложении).

— Какие существуют способы цитирования?

(С помощью прямой речи, косвенной речи, с помощью вводных слов)

  1. Проверочная работа. (Раздаточный материал.)
  1. Найдите соответствия.

1. «В языке Достоевского есть особая, ему лишь свойственная и надобная точность, — писал И. Анненский, — есть и резкая отчётливость, когда это нужно».

А. Цитата оформлена как прямая речь и находится после слов автора.

2. И. Анненский писал, что «в языке Достоевского есть особая, ему лишь свойственная и надобная точность, есть и резкая отчётливость, когда это нужно».

Б. Цитата оформлена как прямая речь и находится перед словами автора.

3. И. Анненский отмечал: «В языке Достоевского есть особая, ему лишь свойственная и надобная точность, есть и резкая отчётливость, когда это нужно».

В. Цитата оформлена как прямая речь и прерывается словами автора.

4. «В языке Достоевского есть особая, ему лишь свойственная и надобная точность, есть и резкая отчётливость, когда это нужно,»- указывал И. Анненский.

Г. Цитата оформлена как косвенная речь (придаточное предложение).

5. По словам И. Анненского, «в языке Достоевского есть особая, ему лишь свойственная и надобная точность, есть и резкая отчётливость, когда это нужно».

Д. Цитата включена в текст при помощи вводных слов.

6. И. Анненский так объясняет насыщенность поэзии Достоевского страданием: «… причину, конечно, надо искать в том, что это была поэзия совести».

Е. Цитируется часть высказывания, слова автора находятся после неё.

7. «Причину, конечно, надо искать именно в том, что это была поэзия совести,» — так И. Анненский объясняет насыщенность поэзии Достоевского страданием.

Ж. Цитируется часть высказывания, слова автора находятся перед ней.

  1. Измените способ введения цитаты по указанной схеме.

8. «Формой песни Некрасов владел в совершенстве», — отмечал К. И. Чуковский.

9.К. И. Чуковский так писал о стилистике стихов Некрасова: «Стилистика у него полностью подчинена тематике».

10. «Некрасов, как и Гоголь, хорошо сознавал, что прославление народного языка, — писал К. И. Чуковский, — есть прославление народа, создавшего язык».

Вв. конструкция, «цитата».

  1. Расставьте знаки препинания, зачеркните ненужные буквы, постройте схемы фраз с цитатой.

11. «Мой дед землю пахал» (Н, н)е без гордости заявляет Базаров.

12. «Патриот – это тот (У, у)тверждал В. Быков (К,к)оторый любил своих, националист – это тот, кто не любит чужих».

13. В одной из литературоведческих статей отмечается что «(О, о) Цветаевой Бродским были написаны две прекрасные статьи».

14. По словам Пушкина «Чацкий совсем не умный человек».

15. Белинский писал что публика видит «в писателях своих единственных вождей…»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме «Чужая речь и способы её передачи. Эпиграф. Знаки препинания при цитировании»

Учебно-методический комплекс содержит материалы для самостоятельной работы по русскому языку.Адресован учащимся школ, студентам для оказания помощи при подготовке к семинарским, практическим занятиям.

ПРЕДМЕТ: русский язык, 11 класс. РАЗДЕЛ/БЛОК: Синтаксис и пунктуация. ТЕМА: Цитаты. Основные правила цитирования. Подготовка к ЕГЭ.

ЦЕЛЬ: познакомиться с правилами употребления цитат, повторить правила оформления цитат.ЗАДАЧИ: образовательная: формирование новых знаний и способов действий, повторение ранее изученного м.

Способы передачи чужой речи. Способы цитирования.

Когда мы слышим, как человек говорит, или читаем написанный текст, мы воспринимаем авторскую речь. В авторскую речь может быть включена речь другого человека.

Русский язык. Способы передачи чужой речи. Цитирование (8 класс общеобразовательной школы)

Урок с использованием информационных технологий (применении на уроке интерактивной доски, персонального компьютера, сканера, документ-камеры)Цели:Обучающие:-формирование навыка постановки знаков препи.

ЦИТИРОВАНИЕ КАК ОСНОВНОЙ СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ СМЫСЛОВОЙ И ФОРМАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ ПОВЕСТИ ДЖ. КОШУБАЕВА «БЫЛ СЧАСТЬЯ ДЕНЬ»

Урок русского языка. «Цитаты и способы цитирования». (Групповая работа — основа Scrum – подхода, лист самоконтроля – один из инструментов Scrum)

Представленный урок построен в соответствие с современными методами и формами организации урочной деятельности, такими как: групповая работа — основа Scrum – подхода, лист самоконтроля – о.

Источник

Урок русского языка. «Цитаты и способы цитирования». (Групповая работа — основа Scrum – подхода, лист самоконтроля – один из инструментов Scrum)
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Представленный урок построен в соответствие с современными методами и формами организации урочной деятельности, такими как: групповая работа — основа Scrum – подхода, лист самоконтроля – один из инструментов Scram, наблюдение над языком; проблемный метод; индивидуальная, групповая, фронтальная формы обучения. Тип урока: урок «открытия» нового знания. Представлены цели урока, структура, содержательный материал к каждому элементу урока.

Скачать:

Вложение Размер
sidorova_n.v.konspekt_uroka.docx 22.73 КБ

Предварительный просмотр:

Сидорова Наталья Владимировна,

Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №25,

Россия, Московская обл, г.Балашиха

Урок русского языка. «Цитаты и способы цитирования».

(Групповая работа — основа Scram – подхода, лист самоконтроля – один из инструментов Scram)

Цель урока – грамотное употребление и оформление цитат в устной и письменной речи.

— объяснить понятие «цитаты»;

— охарактеризовать основные способы цитирования;

— изучить пунктуационные правила оформления цитат;

— закрепить оформление чужой речи на письме;

— повторить орфографию и пунктуацию;

— развивать речь и мышление учащихся;

— учить анализировать текст, делать выводы, аргументировать;

— формировать умение применять полученные знания на практике;

— воспитывать нравственные качества личности учащихся: любовь к литературе, истории;

Методы и формы обучения : наблюдение над языком; проблемный метод; индивидуальная, групповая, фронтальная

1.Оргмомент.Приветствие. Этап актуализации . Цель: повторить, чем отличается косвенная речь от прямой; вспомнить способы ее оформления.

Ученики работаю в группах по 4 человека. Задание. Трансформируйте прямую речь в косвенную и косвенную в прямую. Приложение №1

Вывод: Косвенная речь — способ передачи чужой речи, при котором она грамматически приспосабливается говорящим к своей речи. Прямая речь буквально воспроизводит форму чужой речи. Косвенная речь передает информацию не слово в слово, а только по содержанию, в виде придаточного предложения. Способ присоединения зависит от цели высказывания.

2.Этап целеполагания . Цель: сформулировать тему, цели урока; повторить орфограмму « Ы и И в слове после ц».

Ребята, в какой форме мы вводим прямую речь в сочинения?

Что такое цитата? С какими трудностями мы сталкиваемся при цитировании?

Сформулируйте, пожалуйста, тему и цели сегодняшнего урока.

Обратите внимание на слово «цитаты» какая орфограмма нам встретилась? Давайте вспомним правило.

Дети рассказывают правило. Напишем комментированный диктант с этой орфограммой.

Цилиндр, Лисицын, цирк, цинк, лекция, у царицы, бацилла, цыпленок, иллюминация, сестрицын.

3.Этап Знакомство с новым материалом, отработка навыков применения правила.

Ребята, откройте, пожалуйста, учебники и познакомьтесь с материалом п.26, расскажите об основных правилах цитирования.

Отработка нового материала. Вновь работаем в группах по 4 человека.

Дети получают раздаточный материал. Приложение 2, работают в нем по заданию упр.638 стр.309

Учитель осуществляет включенный контроль.

4 Этап. Работа с картами контроля. Ребята получают карты контроля, оценивают свое понимание материала, сдают карты. Приложение 3

Дети получают карточки с самостоятельной работой на 15 минут. Приложение 4

С какой фразой ты абсолютно согласен? Найди фразу с ошибкой в цитировании. Приклей свой стикер. Приложение 5

Чичиков говорил, что он давненько не брал в руки шашек.

Помещица спросила, как его имя .

Павел, уходя из дома, сказал матери, что в субботу у него будут гости из города .

Я шепнул на ухо Бирюку, чтобы он отпустил его.

Собакевич спросил наконец, какая же будет его последняя цена .

Незнакомец нагнулся к бедной собаке, ласково спросил, откуда она, не ушиб ли он её, убеждал не сердиться, просил извинить его .

Я спросил её наконец, имеет ли она известия от своего сына .

Бирюк велел девочке, чтобы она посветила барину.

Источник

Читайте также:  Классификация видов информации по способу представления по месту возникновения по стадиям обработки
Оцените статью
Разные способы