- Цитаты и способы цитирования. план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Урок русского языка. «Цитаты и способы цитирования». (Групповая работа — основа Scrum – подхода, лист самоконтроля – один из инструментов Scrum) план-конспект урока по русскому языку (9 класс)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Цитаты и способы цитирования.
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме
Конспект урока на тему: «Цитаты и способы цитирования».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsitaty_i_sposoby_tsitirovaniya.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. Цитаты и способы цитирования .
Цели: познакомить учащихся с понятием «цитата», охарактеризовать основные способы цитирования, формировать навык орфографической и пунктуационной грамотности.
- Проверка домашнего задания.
- Фронтальный опрос.
— Дайте определение косвенной речи. (Чужая речь, переданная в форме придаточного предложения).
— Чем отличается косвенная речь от прямой?
(Косвенная передаёт только содержание, но не форму и интонацию).
— От чего зависит способ присоединения косвенной речи? (От цели высказывания).
У доски 1 учащийся делает синтаксический разбор, остальные называют устаревшие слова и обороты.
Заброшенный родничок, серебряная песенка, зелёненький кузнечик, ежовые рукавицы, рыжеватый бельчонок, вырубка не запущена, путевой обходчик, раскалённый воздух, соловьиная весна, перронный шум, пасмурно и ветрено, низкий бережок, скользкая тропинка, причудливый узор, некошеная трава, падающие справа и слева сосульки.
— Расскажите о правописании Н, НН в суффиксах причастий и прилагательных.
— Когда в суффиксах прилагательных и существительных после шипящих пишется О. когда Е?
- Синтаксическая пятиминутка. (Слайд № 1).
Я, вероятно, не сумею передать достаточно ярко и убедительно, как велико было моё изумление, когда я почувствовал, что почти каждая книга как бы открывает передо мною окно в новый, неведомый мир, рассказывая мне о людях, чувствах, мыслях и отношениях, которых я не знал, не видел. (М. Горький.)
- Сообщение темы, цели урока. (Слайды № 2, 3)
— Укажите предложения, где знаки препинания расставлены верно:
1) Полный вперёд!: «Скомандовал капитан.»
2) Я спросил: «Откуда ты?»
3) Он говорил о том: «Что все должны быть очень внимательны.»
4) Он спросил соседа о том, далеко ли до города.
- Изучение нового материала.
- Рассказ учителя. (Слайды № 5, 6, 7, 8, 9)
Цитата – это дословная выдержка из какого-либо устного или письменного высказывания, приводимая для подтверждения или разъяснения какой-либо мысли.
Существует несколько способов оформления цитат.
С помощью прямой речи.
В книге «Путь жизни» Л. Н. Толстой писал: «Наказывать – по-русски значит поучать. Поучать можно только добрым словом и добрым примером».
С помощью косвенной речи.
В книге «Путь жизни» Толстой писал о том, что «наказывать – по-русски значит поучать».
С помощью вводных слов.
По словам Толстого, «наказывать – значит поучать».
Чаще всего цитаты оформляются с помощью прямой речи. Обратите внимание, что цитата начинается в этом случае с большой буквы.
Рассмотрите предложение и обратите внимание, что в этой цитате отсутствует тире между подлежащим и сказуемым. Пунктуационные правила в XIX веке отличались от современных, и при цитировании надо сохранить ту пунктуацию, которой пользовался автор:
А. С. Пушкин писал Нащокину в 1834 году: «Говорят, что несчастье хорошая школа, может быть. Но счастие есть лучший университет».
Вы заметили, что во всех трёх случаях выдержки из чужих высказываний заключается в кавычки, но если в качестве цитаты приводятся стихотворные строки, то кавычки не ставятся:
А. С. Пушкин так характеризует первого русского императора в стихотворении «Стансы»:
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.
Если цитата приводится не полностью, то на месте пропуска ставится многоточие. В следующем примере предложение из письма Пушкина приведено не с начала:
Пушкин писал Чаадаеву в 1836 году: «… клянусь честью, что ни за что на свете, я не хотел бы переменить отечество, или иметь другую историю, кроме истории наших предков, какой нам бог её дал».
А) Найдите среди примеров этого упражнения предложение, в котором цитата оформлена с ошибкой.
1) Э. Хемингуэй в одной их своих статей писал: «Книги обладают бессмертием. Это самый прочный продукт человеческого труда».
2) По слова Аристотеля, «почтеннее всего – самое старое».
3) «У интеллигента не биография, а список прочитанных книг», — считал О. Э. Мандельштам.
4) Д. С. Лихачёв считал, что «Для культуры фотография явилась самым значительным изображением 19 века».
5) Фазиль Искандер говорил, что «юмор – громоотвод безумия».
Б) Тестовое задание. (Слайд № 11)
В какой строке записана вводная конструкция, с помощью которой не может быть оформлена цитата?
1) по словам автора
2) по утверждению критика
3) по мнению философа
4) по моему мнению
- Упражнение 263.
- Упражнение 264 (устно).
- Самостоятельная работа.
А) Упражнение 268 (по вариантам – I, II, III).
Б) Запишите текст, расставьте необходимые знаки препинания, объясните их постановку. (Слайд № 12)
Однажды в городе Соколе Вологодской области на книжном лотке купил книгу Тютчева, изданную в 1976 году в серии «Поэтическая Россия». В поезде я долго сидел у ночного окна, бережно перелистывая, как бы впервые держа в руках стихотворения великого поэта…
И как бы заново я читал:
Чему бы жизнь нас ни учила,
Но сердце верит в чудеса:
Есть нескудеющая сила,
Есть и нетленная краса.
— К сочинениям на какие темы можно использовать строки Тютчева в качестве эпиграфа? Как оформляется эпиграф?
— Дайте определение цитаты.
( Цитата – это дословная выдержка из какого-либо устного или письменного высказывания, приводимая для подтверждения или разъяснения какой-либо мысли.)
— В каких случаях прибегают к цитированию?
(Для подтверждения своей собственной мысли.
Для того чтобы познакомить читателя или слушателя с чьим-либо авторитетным мнением.
Для более яркого выражения собственной мысли.
Для сохранения особенностей языка и колорита художественного текста при его изложении).
— Какие существуют способы цитирования?
(С помощью прямой речи, косвенной речи, с помощью вводных слов)
- Проверочная работа. (Раздаточный материал.)
- Найдите соответствия.
Вложение | Размер |
---|---|
sidorova_n.v.konspekt_uroka.docx | 22.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Сидорова Наталья Владимировна,
Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №25,
Россия, Московская обл, г.Балашиха
Урок русского языка. «Цитаты и способы цитирования».
(Групповая работа — основа Scram – подхода, лист самоконтроля – один из инструментов Scram)
Цель урока – грамотное употребление и оформление цитат в устной и письменной речи.
— объяснить понятие «цитаты»;
— охарактеризовать основные способы цитирования;
— изучить пунктуационные правила оформления цитат;
— закрепить оформление чужой речи на письме;
— повторить орфографию и пунктуацию;
— развивать речь и мышление учащихся;
— учить анализировать текст, делать выводы, аргументировать;
— формировать умение применять полученные знания на практике;
— воспитывать нравственные качества личности учащихся: любовь к литературе, истории;
Методы и формы обучения : наблюдение над языком; проблемный метод; индивидуальная, групповая, фронтальная
1.Оргмомент.Приветствие. Этап актуализации . Цель: повторить, чем отличается косвенная речь от прямой; вспомнить способы ее оформления.
Ученики работаю в группах по 4 человека. Задание. Трансформируйте прямую речь в косвенную и косвенную в прямую. Приложение №1
Вывод: Косвенная речь — способ передачи чужой речи, при котором она грамматически приспосабливается говорящим к своей речи. Прямая речь буквально воспроизводит форму чужой речи. Косвенная речь передает информацию не слово в слово, а только по содержанию, в виде придаточного предложения. Способ присоединения зависит от цели высказывания.
2.Этап целеполагания . Цель: сформулировать тему, цели урока; повторить орфограмму « Ы и И в слове после ц».
Ребята, в какой форме мы вводим прямую речь в сочинения?
Что такое цитата? С какими трудностями мы сталкиваемся при цитировании?
Сформулируйте, пожалуйста, тему и цели сегодняшнего урока.
Обратите внимание на слово «цитаты» какая орфограмма нам встретилась? Давайте вспомним правило.
Дети рассказывают правило. Напишем комментированный диктант с этой орфограммой.
Цилиндр, Лисицын, цирк, цинк, лекция, у царицы, бацилла, цыпленок, иллюминация, сестрицын.
3.Этап Знакомство с новым материалом, отработка навыков применения правила.
Ребята, откройте, пожалуйста, учебники и познакомьтесь с материалом п.26, расскажите об основных правилах цитирования.
Отработка нового материала. Вновь работаем в группах по 4 человека.
Дети получают раздаточный материал. Приложение 2, работают в нем по заданию упр.638 стр.309
Учитель осуществляет включенный контроль.
4 Этап. Работа с картами контроля. Ребята получают карты контроля, оценивают свое понимание материала, сдают карты. Приложение 3
Дети получают карточки с самостоятельной работой на 15 минут. Приложение 4
С какой фразой ты абсолютно согласен? Найди фразу с ошибкой в цитировании. Приклей свой стикер. Приложение 5
Чичиков говорил, что он давненько не брал в руки шашек.
Помещица спросила, как его имя .
Павел, уходя из дома, сказал матери, что в субботу у него будут гости из города .
Я шепнул на ухо Бирюку, чтобы он отпустил его.
Собакевич спросил наконец, какая же будет его последняя цена .
Незнакомец нагнулся к бедной собаке, ласково спросил, откуда она, не ушиб ли он её, убеждал не сердиться, просил извинить его .
Я спросил её наконец, имеет ли она известия от своего сына .
Бирюк велел девочке, чтобы она посветила барину.
Источник