Конспект урока способы передвижения животных полости тела

Урок по биологии на тему » способы передвижения. полости тела» 7 КЛАСС

1. Информация об участнике

Баранникова И.И., учитель биологии.

МБОУ Владимировская СОШ.

Урок в 7 классе по теме «Способы передвижения животных. Полости тела»

УМК В.В. Пасечника.

Программа по биологии для общеобразовательных учреждений: 6-9, 10-11 классы / Под редакцией. В.В. Пасечника.

Учебник: Латюшин В. В. Шапкин Б. А. Биология. Животные. 7 класс

Тема урока «Способы передвижения животных. Полости тела»

Цели урока: Познакомиться с основными типами движения животных, показать эволюционное направление в изменении способов движения.

Сформировать представление о полости тела животных, ее видах и значении, об эволюционном направлении в изменении типа полостей тела животных.

Задачи: Образовательная. Расширить знания учащихся о способах передвижения животных, дать представление о полостях тела животных.

Развивающая. Развивать умение делать выводы на основе полученной информации. Способствовать формированию у учащихся индивидуального стиля учебной деятельности, умения мыслить и действовать в условиях ситуации выбора. Развивать интеллектуальные способности, логическое мышление, навыки познавательной самостоятельной работы.

Воспитательная. Развитие навыков работы в парах.

Планируемый результат . Учащиеся углубляют знания о биологическом значении движения и способах передвижения, полостях тела животных, закрепляют знания по систематике животных

самостоятельная работа, работа в парах

предметные: слайд — презентация « Способы передвижения животных. Полости тела »

практические: выполнение самостоятельной работы, работа в парах

интеллектуальные: анализ, сравнение, сопоставление

Ключевые слова темы: полость тела, движение.

Для повышения эффективности усвоения нового материала на уроке используются слайд — презентация, отражающая узловые вопросы и основные понятия темы.

На прошлом уроке мы с вами изучили опорные системы организмов, проверим знания:

Какова классификация Царства животных?

Какие опорные структуры вам известны?

В каком направлении шел процесс эволюции опорных структур от одноклеточных до позвоночных животных?

Дайте определение понятия скелета.

В чем достоинства и недостатки наружного скелета?

Каковы особенности осевого скелета низших и высших хордовых?

Каковы функции скелета?

Изучение нового материала

Презентация + элементы беседы.

— Почему движение важный признак всех живых организмов?

— Каково его значение для жизнедеятельности организма?

Тему урока учащиеся формулируют самостоятельно (слайд 1).

Цели и задачи урока учащиеся формулируют самостоятельно (слайды 2,3).

Движение – одно из основных свойств живых организмов. Это сложная, но слаженная деятельность больших групп мышц и биологических, химических, физических процессов в организме .

3 основных типа движения .

(Просмотр способов передвижения животных на слайдах и МД поддержка уроки КиМ), с последующим обсуждением и выполнением заданий Приложения №1.

Самостоятельная работа учащихся в группах с текстом учебника, систематизация и обобщение знаний – выступления по плану (смотри приложение №1)

А) амебоидное движение (слайд 4)

Б) движение при помощи жгутиков и ресничек (слайд 5)

В) мышечное движение: беспозвоночных (слайды 6) и позвоночных животных (слайд 7).

Полость тела – это пространство, расположенное между стенками тела и внутренними органами.

А) Первичная полость тела. Полостная жидкость омывает органы, поддерживает форму тела, транспортирует питательные вещества, накапливает ненужные продукты жизнедеятельности (слайд №8,10)

У каких систематических групп животных присутствует первичная полость тела? (круглые черви).

Б) Вторичная полость тела (системы органов не омываются полостной жидкостью)

Все остальные животные (слайд №9,11)

Закрепление полученных знаний.

Проверь себя (слайд 12).

1. Что такое полость тела? Ее значение? У каких животных впервые появляется вторичная полость тела?

2. Каковы основные способы движения у животных?

3. Каково значение движения для животных?

Читайте также:  Как укладывать грибы при засолке холодным способом

1. «Я предлагаю вам изображения животных, а вы определите способ движения»

2. Самостоятельная работа учащихся с заданием (приложение №2)

5. Домашнее задание

П. 38. Рассмотреть как движутся, имеющиеся домашние животные.

1. Учебник: Латюшин В. В.Шапкин Б. А. Биология. Животные. 7 класс . Соответствует обязательному минимуму содержания общего образования

2.Тематическое и поурочное планирование к учебнику В.В.Латюшина . Биология животные.

Памятка учащимся для выступления по теме

«Способы передвижения животных»

Охарактеризуйте амебоидный тип передвижения животных.

В чем сущность этого способа движения

Какие органеллы клетки участвуют в движении?

В какой среде обитают эти животные?

Кто из животного мира передвигается таким способом (тип, класс, представители)?

Охарактеризуйте движение при помощи жгутиков и ресничек.

В чем сущность этого способа движения

Кто из животного мира передвигается таким способом (тип, класс, представители)?

Для какой среды характерен данный тип передвижения?

В чем преимущества такого движения по сравнению с амебоидным?

Охарактеризуйте движение с помощью мышц у беспозвоночных животных.

Какие органы участвуют в движении беспозвоночных животных

Кто из животного мира передвигается таким способом (тип, класс, представители)?

Какие среды освоили животные с данным типом передвижения

В чем преимущества такого движения по сравнению с амебоидным и движением при помощи жгутиков и ресничек?

Охарактеризуйте движение с помощью мышц у позвоночных животных

Какие органы участвуют в движении позвоночных животных?

Кто из животного мира передвигается таким способом (тип, класс, представители)?

Какие среды освоили животные с данным типом передвижения?

В чем преимущества такого движения по сравнению с амебоидным , движением

при помощи жгутиков и ресничек и помощью мышц у беспозвоночных

Приложение №2. (самостоятельная работа) Найди соответствие и прочти полученное слово.

Источник

Конспект урока способы передвижения животных полости тела

Цели урока: Познакомить учащихся с основными типами движения живот­ных; показать эволюционное направление в изменении способов движения; сформировать представление о полости тела, ее видах и значении, об эволюци­онном направлении в изменении типов полостей тела животных.

Оборудование: Таблицы с изображением различных групп животных.

1. Работа по карточкам.

1. В чем преимущества и недостатки наружного скелета?

2. Перечислить отделы позвоночника млекопитающих.

1. В чем различия осевого скелета высших и низших хордовых?

2. Перечислить части скелета передней конечности млекопитающих.

1. В чем различия в строении скелета земноводных и пресмыкающихся?

2. Перечислить части скелета задней конечности млекопитающих____________

2. Индивидуальный опрос:

— Каковы особенности строения скелета птицы в связи с приспособлен­ностью к полету?

— Какие кости входят в пояс передних конечностей земноводных?

— Какую роль играют органические и минеральные вещества в составе кости?

— Расскажите о строении позвонка.

Вариант 1. Мини-конференция, чтение докладов.

Движение — одно из основных свойств всех живых организмов. Движение может происходить как на уровне одной клетки, или отдельного органа, так и на уровне целого организма. Тип передвижения всего организма с одного места на другое называется локомоцией. Растениям свойственно передвиже-

ние на клеточном или органном уровне, в отличие от них, животным свойст­венно перемещение всего организма в поисках пищи, воды, благоприятных условий жизни. У большинства животных в процессе эволюции выработались сложные локомоторные системы, которые позволяют им успешно искать и добывать пищу, защищаться от врагов. Кроме того, перемещаясь, животные расселяются, осваивают новые местообитания, находят половых партнеров. Лишь некоторые животные приспособились к сидячему образу жизни, тем не менее, и у них отдельные части тела отличаются большой подвижностью.

Далее учащимся предлагается выступить с докладами (каждый доклад дол­жен быть рассчитан на 3—5 минут).

После всех докладов учитель делает вывод: способы передвижения живот­ных постепенно усложнялись и эволюционировали вместе с животными.

Читайте также:  Способы передачи паролей по сети

Вариант 2. Самостоятельная работа учащихся с учебником.

Пользуясь текстом § 38 и рисунками, ответить на следующие вопросы:

— Каким животным свойственно амебоидное движение?

— Каким клеткам многоклеточных животных свойственно амебоидное движение?

— В чем сущность амебоидного движения?

— Каким животным свойственно движение с помощью ресничек?

— Каким животным свойственно движение с помощью жгутиков?

— Каким клеткам многоклеточных животных свойственно движение с по­мощью ресничек и жгутиков?

— В чем сущность движения с помощью ресничек и жгутиков?

Возможна работа по вариантам: 1 -й вариант работает со статьей «Амебоид­ное движение», а 2-й со статьей «Движение с помощью ресничек и жгутиков». Через 5—7 минут учащиеся меняются тетрадями и осуществляют взаимную проверку.)

1. Движение многоклеточных.

Для многоклеточных животных характерно движение с помощью мышц. Мышцы образованы мышечной тканью, ее главная особенность — способ­ность сокращаться, преобразуя химическую энергию в механическую. Сокра­щаясь, мышцы приводят в движение системы рычагов, составляющих части скелета. Благодаря координированной работе этих рычагов, животное перемещается.

Некоторые мышцы не участвуют в передвижении всего организма, но обес­печивают передвижение веществ внутри тела (сердечная мышца, гладкая муск­улатура в стенках сосудов, мускулатура желудка и кишечника и т.д.)

Для кишечнополостных характерны различные способы передвижения. Например, пресноводная гидра может передвигаться «шагающими» движе­ниями — изогнув тело и прикрепившись к субстрату щупальцами, она подтя­гивает подошву к переднему концу тела. Так же для гидры характерны «кувырки» — поочередное прикрепление к субстрату то щупальцами, то по­дошвой (рисунок 18, страница 28 учебника). Актинии медленно передвигают­ся за счет сокращения и расслабления подошвы. Для медуз характерно «реактивное» движение — они с силой выталкивают воду из-под купола.

Мускулатура плоских и кольчатых червей состоит из двух слоев мышц — продольного и поперечного. При сокращении поперечных мышц червь ста­новится более узким и длинным , при сокращении продольных — толстым и коротким.

О Расскажите по рис. 153—154 о способах передвижения дождевого червя и пиявки.

— Какие дополнительные приспособления на поверхности тела существу­ют у дождевого червя?

Круглые черви могут только изгибаться, так как их мускулатура образована только одним продольным слоем мышц. Поочередно сокращая мышцы, червь может передвигаться волнообразными движениями.

Орган передвижения большинства моллюсков — мускулистая нога (осо­бый вырост брюшной стенки). У брюхоногого моллюска, ползущего по стекл- у, хорошо видны волнообразные сокращения мышц. Головоногие моллюски освоили реактивный способ передвижения. Они набирают воду в мантийную полость, а затем с силой выталкивают ее наружу.

У членистоногих пучки мышц крепятся к прочному хитиновому покрову тела, у позвоночных животных — к костям скелета. Благодаря этому они спо­собны сокращаться с высокой скоростью. Поскольку мышцы способны раз­вивать силу только при сокращении (т.е. только тянуть, а не толкать), для полноценных движений необходимы две мышцы. Такие пары мышц называют мышцами — антагонистами.

— Как передвигаются ракообразные в толще воды и по грунту?

— Какие части тела они для этого используют?

— Какие способы локомоции характерны для насекомых?

— За счет каких мышц происходит движение рыб?

— Какие способы локомоции характерны для млекопитающих в различ­ных средах жизни?

У всех высших многоклеточных животных формируется полость тела — це­лом. Это пространство между стенками тела и внутренними органами живот­ного. Часто это пространство заполнено жидкостью и выполняет следующие функции:

Является гидростатическим скелетом (поддерживает форму тела).

& Позволяет пищеварительному тракту и стенкам тела функционировать независимо друг от друга.

& Обеспечивает транспорт питательных веществ, продуктов обмена.

& Временно может накапливать продукты обмена и избыток жидкости.

& Участвует в осморегуляторных процессах в организме.

Читайте также:  Способы плетения бумажной лозой

Впервые полость тела появляется у круглых червей. Эта полость образова­на в результате разрушения клеток паренхимы и заполнена полостной жидко­стью, которая поддерживает форму тела червя, выполняет функцию транспортировки питательных веществ. Внутренние органы круглых червей свободно омываются полостной жидкостью.

Полость тела кольчатых червей выстлана одним слоем покровных клеток и заполнена полостной жидкостью. Таким образом, пищеварительная, выдели­тельная, нервная и кровеносная системы, а так же внутренние стенки тела не омываются полостной жидкостью. Такая полость тела называется вторичной. Полость тела кольчатых червей поделена перегородками на отдельные члени- ки- сегменты, каждый из которых поделен на парные отделы. Вследствие этого повреждение одного или нескольких колец не ведет к гибели животного, так как полостная жидкость вытекает только из поврежденных отделов полости.

У всех хордовых животных полость тела вторичная, но в отличие от кольча­тых червей, она не содержит полостной жидкости, и внутренние органы сво­бодно располагаются в полости.

— Каковы основные способы передвижения животных?

— Какие способы характерны только для водной среды?

— Какие могут использоваться в различных средах?

— Какие движения могут совершать круглые черви? Почему?

— В чем отличие мускулатуры круглого и кольчатого червя?

— Что такое полость тела, каково ее значение?

— Что такое первичная и вторичная полость тела?

— У каких животных встречается первичная и вторичная полость тела?

Источник

Урок по теме «Способы передвижения животных. Полость тела»
учебно-методический материал по биологии (7 класс) на тему

Урок по теме «Способы передвижения животных. Полость тела»

Цель урока: Познакомить учащихся с понятием “движение” как одним из главных свойств живых организмов, показать разнообразие способов движения животных. Сформировать понятие «полость тела».

Скачать:

Вложение Размер
beab27e776bfa5ab0406d4380faf6660.doc 121 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме «Способы передвижения животных. Полость тела»

Цель урока: Познакомить учащихся с понятием “движение” как одним из главных свойств живых организмов, показать разнообразие способов движения животных. Сформировать понятие «полость тела».

  • создать условия для осознания и осмысления учащимися информации о движении и способах передвижения животных;
  • о значении передвижения животных в их жизни;
  • дать понятие «полость тела»
  • формировать умение анализировать, сравнивать, делать выводы на основе полученной информации
  • развивать мышление посредством ответов на проблемные вопросы;
  • развивать интеллектуальные способности, логическое мышление, навыки познавательной самостоятельной активности
  • воспитание бережного отношения к природе;
  • воспитание умений и навыков уважительного отношения к одноклассникам, мнениям других;
  • воспитание объективного подхода к оценке чужих знаний;
  • воспитание соблюдения дисциплинарных установок;
  • формирование научного мировоззрения.
  • словесный: объяснительная беседа, рассказ;
  • проблемный, частично-поисковый;
  • наглядно-образный;
  • самостоятельная работа, работа в парах
  • предметные: презентация «Движение животных в природе»
  • практические: выполнение самостоятельной работы, работа в парах
  • интеллектуальные: анализ, сравнение, сопоставление
  • эмоциональные: интерес

Оборудование: медиапроектор, экран, презентация, листы А4 на пару, цветные карандаши, набор картинок

Учащиеся должны знать:

  • биологическое значение движения;
  • способы передвижения животных;
  • что такое «полость тела»

Учащиеся должны уметь:

  • составлять схемы;
  • оформлять слайд

Тип урока: изучение нового материала и первичного закрепления

  • Организационный момент
  • Актуализация знаний
  • Постановка целей и задач
  • Изучение нового материала
  • Закрепление знаний
  • Домашнее задание
  • Рефлексия

Приветствует учащихся, создает доброжелательную рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность рабочего места ученика.

Приветствуют учителя, проверяют готовность своего рабочего места, настраиваются на работу.

Старается заинтересовать учащихся:

— Что такое движение? На каких предметах его изучают?

— Тема сегодняшнего урока «Движение животных в природе».

— Почему движение важный признак всех живых организмов?

— Каково его значение для жизнедеятельности организма?

Высказывают свои мнения.

Помогает формулировать цели урока, знакомит с планом урока.

Формулируют цели урока.

Изучение нового материала и первичное закрепление.

Источник

Оцените статью
Разные способы